Курсовая работа
Тема: Антикризисное управление вкоммерческом банке
Введение
Банковская система — этоважнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Еепрактическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системойплатежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет черезвклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовымипосредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственнымструктурам.
Находясь в центреэкономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связимежду промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо однойстраны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальныхграниц, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью,значительным денежным капиталом.
Во всех странахпредотвращению банковских кризисов уделяется большое внимание, и государствооказывает существенную поддержку банкам, переживающим финансовые кризисы, повосстановлению их деятельности и доверия к ним, поскольку совершенно ясно, чтобез устойчивой банковской системы невозможно развивать экономику страны, решатьсоциальные задачи.
Банковское дело какособый вид предпринимательства в силу своей общественной роли, специфичностифункций, рискованности, открытости и зависимости от изменений конъюнктурырынка, требует особого подхода в управлении, применения профилактических ипревентивных мер по недопущению кризисных ситуаций.
В течение XX векапрактически не осталось страны, не испытавшей кризис в банковской системе в тойили иной мере. Последствия, которые влекут за собой как валютные, так и банковскиекризисы, делают актуальными проблемы, посвященные изучению факторов, являющихсяпредпосылкой для нарастания негативных тенденций в банковском секторе,выявлению и изучению непосредственных причин современных банковских кризисов,форм их проявления и последствий, а также для выработки адекватных программантикризисного управления банковской деятельности.
Переходное состояниероссийского банковского бизнеса, осуществление реструктуризации и модернизациибанковской отрасли, появление на рынке проблемных банков обусловили потребностьв антикризисном управлении коммерческими банками. Отсутствие в системебанковского менеджмента антикризисной составляющей усиливает недоверие кбанковской сфере, снижает ее эффективность.
Можно сказать, чторазработка теории антикризисного управления это заказ практики, причемпотребность в антикризисном управлении возникает не только в экономикепереходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.
Трудно переоценитьзначимость обеспечения стабильного развития банковской системы и актуальностьпроблемы совершенствования антикризисного управления и предотвращениябанковских кризисов. Об актуальности данной проблемы свидетельствует также еевключение в число первоочередных задач Банка России, о чем говорится вСтратегии развития банковского сектора Российской Федерации, а также внаправлениях работы Государственного Совета при президенте.
Цель данной курсовойработы — изучить причины возникновения и формы проявления современныхбанковских кризисов, возможность их прогнозирования, а также методы иинструменты антикризисного управления, как профилактики банкротства.
Глава 1.Кризисные явленияв банковском секторе
1.1 Понятие кризисаотдельного банка
Кризис любого предприятиявызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрамокружающей среды.
Банковский кризис можноопределить, как неспособность банковской системы выполнять свои основныефункции аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств,предоставления кредитов, проведения расчетов и платежей в экономике страны. Кризиснаяситуация в банке характеризуется резким увеличением доли сомнительной ибезнадежной задолженности в кредитных портфелях банков, ростом их убытков всвязи с переоценкой непокрытых рыночных позиций, уменьшением реальной стоимостибанковских активов. Все это ведет к массовому ухудшению платежеспособностибанков и отражает неспособность банковской системы осуществлять эффективное распределениефинансовых ресурсов.
Статистически снижениеэффективности распределения ресурсов наиболее отчетливо проявляется вувеличении доли просроченных кредитов в общем объеме банковских кредитов.Основным сигналом является возникновение кризиса ликвидности, который не толькоможет поражать ограниченное число неплатежеспособных банков, но и захватыватьстабильные банки.
Банки, как правило,предусматривают определенные потери в своем портфеле активов. Однако никогда небыло и не будет абсолютно безопасных кредитов, выдаваемых частному сектору,поскольку существует проблема асимметричных потоков информации. Солидные иплатежеспособные банки покрывают эти убытки за счет заранее созданных рисковыхрезервов. Банки рассчитывают степень риска по каждой статье активов и создаютсоответствующие фонды для компенсации ожидаемых потерь.
Вариантами банковскогокризиса являются:
· стратегический кризис (угрозапотенциалу развития);
· кризис результатов (угроза финансовымрезультатам деятельности, их потеря, дефицит баланса — превышение пассивов надактивами);
· кризис ликвидности (опасность потериликвидности вследствие превышения пассивов над активами).
Определение степени рискане возврата кредитов и принятие превентивных мер является обязательным условиемнормального функционирования банков.
Состояниефункционирующего отдельного банка можно признать «нормальным», если он, вчастности:
· не нарушает действующегозаконодательства (общего и банковского) и требований органов, регулирующихбанковскую деятельность;
· своевременно, качественно и наприемлемых условиях проводит все надлежащие платежи клиентов, а также платежипо собственным обязательствам;
· в пределах располагаемых ресурсоввыдает заемщикам денежные кредиты на приемлемых для обеих сторон рыночныхусловиях под надлежащее обеспечение, проводит другие необходимые клиентам банковскиеоперации;
· стабильно выполняет обязательные дляКО нормативы;
· получает нормальную в текущихусловиях прибыль;
· не допускает конфликтного развитияотношений внутри организации.
Невыполнение этихосновополагающих требований будет означать соответственно, что банк находится вкризисе.
Непосредственная оценкапараметров кризиса предусматривает:
· оценку вероятных признаков угрозыкризиса;
· повышенный уровень бдительности примониторинге внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения признаковкризисной ситуации;
· выявление отклонений параметровситуаций от нормы, выявление слабых сигналов;
· установление причинно-следственныхсвязей и прогнозирование возможных направлений развития кризиса, масштабовпотенциальных потерь;
· определение и оценивание факторов,влияющих на развитие кризисной ситуации, выяснение их связей и взаимосвязей;
· создание необходимых обратных связейдля отслеживания состояния и развития кризисного явления. (см. Приложение 1)
1.2 Важнейшие формыпроявления кризиса
Кризис может иметьбесконечно много форм проявления (признаков). Разные специалисты называютразличные их перечни, причем ни один из этих перечней не может считатьсяполным, закрытым. Сгруппируем их в следующие 3 категории.[1]
Финансовые:
· недостаток собственных средств илиневыполнение установленных обязательных нормативов;
· текущие убытки либо превышениеиспользуемой прибыли над фактически полученной и /или непогашенные убыткипредшествующих лет;
· неисполнение обязательных платежей, атакже неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;
· неустранение фактов нарушенийустановленного порядка обязательного резервирования;
· нерациональная политика привлечения иразмещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возвратапривлеченных средств либо необоснованное использование краткосрочных займов дляфинансирования долгосрочных активов;
· иммобилизация средств в затраты капитальногохарактера;
· низкое качество кредитного портфеля;
· задолженность по выплате дивидендовили прекращение их выплаты.
Производственные:
· невыполнение нормативных требованийБанка России о создании системы управления рисками/или системы внутреннегоконтроля;
· непредставление предусмотренной взаконодательстве отчетности;
· увольнение основного управленческогоперсонала без должной его замены;
· ухудшение позиций на финансовыхрынках, ограничение круга проводимых операций;
· существенная зависимость отконкретного клиента, проекта, направления деятельности;
· агрессивная процентная политика дляпривлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставокближайших банков-конкурентов.
Прочие:
· невыполнение в установленные срокитребований Банка России и /или взятых на себя обязательств по устранениюнедостатков, включая недостатки в деятельности филиалов;
Несоблюдение требований вформированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов);
· судебные иски, которые в случаеуспеха истца могут завершиться невыполнимым для данной КО решением суда.
Открытая форма кризиса — банковские банкротства, которым до Великой Депрессии предшествовали банковскиепаники, выражавшиеся в массовых изъятиях вкладов из банков. В кризисах последнеговремени, главным образом, благодаря системе страхования вкладов и различнымформам явных и неявных гарантий со стороны государства, «набеги» вкладчиков набанки стали редкостью. В современных условиях переход кризиса из скрытой формыв открытую в значительной степени предопределяется спецификойинституционально-правовой базы страны и мерами со стороны ЦБ и другихрегулирующих органов по отношению к проблемным банкам. В западной практикетермин банковский кризис часто применяется именно к открытым формам кризиса.
Кризис КО не возникаетодномоментно, а развивается, разворачивается во времени. Это относится и кформам его внешнего проявления.
1.3 Основные причины возникновениякризисной ситуации
Плохое управление и (или)негативные внешние факторы могут привести к кризису банка, который становитсяявным, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть всеубытки по статьям активов. В этом случае акционеры теряют свои первоначальныевложения, и требуется дополнительное финансирование для покрытия всех убытков.
Опыт зарубежных стран иРоссийской Федерации показывает, что банковские кризисы отражают сложныйпроцесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям.
Либерализациявнешнеэкономических отношений и отсутствие макроэкономического регулированиябанковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализацияфинансового рынка, рыночные реформы в странах с переходной экономикой — перечисленные процессы развивались достаточно болезненно, повышая на первыхэтапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики, чтоотрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне возросшейнеустойчивости банковской системы оказались крайне восприимчивы к такимтрадиционным факторам банковских кризисов, как экономический спад, потрясения вреальном секторе экономики.
Спад производства,ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков являются традиционнойпричиной банковских кризисов. Степень влияния кризиса в экономике на банковскуюсистему зависит от многих факторов. Однако важно выделить базисную причину — состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. Речь идет,прежде всего, о ликвидных позициях банков, о том, насколько их обязательстваобеспечены собственным капиталом, каково качество их кредитного портфеля.
В то время как каждый вотдельности банковский кризис имеет свою динамику, всегда можно выделитьосновные общие составляющие данного кризиса.
По результатамэкономических исследований, проводимых рядом отечественных экономистов, ухудшениефинансового положения значительного числа коммерческих банков являетсяследствием внешних и внутренних причин, обострившихся в банковском секторе.
Внешние причины –подразделяются на три вида: экономические, политические и социальные. Кэкономическим причинам банковского кризиса можно отнести:
1) Кризисное состояниеэкономики в целом. ( Банковская система не может быть сильной в условияхкризисного состояния экономики страны – это часть экономики, которая испытываетна себе весь спектр негативных влияний, включая кризис неплатежей, инфляцию,тяжелое налоговое бремя и т.д.);
2) Проведение ЦБ РФжесткой реструкционной политики. Поддержание учетной ставки на высоком уровне,повышение норм обязательных отчислений в резервные фонды;
3) Введение в ЦБ РФвалютного коридора.
Также одним из факторов,который может оказать значительное влияние на состояние банковской системы,являются рыночные реформы.
Несомненно, что цельрыночных реформ — способствовать оздоровлению и развитию экономики, в том числеи банковской системе. Однако в краткосрочном и среднесрочном плане реформымогут провоцировать и (или) усугублять кризисные процессы в банковской системе.
При проведении реформогромную роль играет выбор момента, скорость и последовательностьреформаторских действий. Либерализация и отсутствие макроэкономическогорегулирование в условиях спада и макроэкономической нестабильности принепродуманной и непоследовательной системе контроля над банками, как правило,оказывает разрушительное воздействие на банковскую систему.
Причиной банковскихкризисов могут стать последствия стабилизации экономики. В этом случае следуетразличать негативное влияние незавершенных стабилизационных программ и слишкомрезких ограничений, принятых без учета потенциальных последствий для банковскойсистемы.
Внутренние причины –подразделяются на два вида:
1) Проблемы управления вбанке:
· потери ключевых сотрудников аппаратауправления;
· вынужденные остановки связанные суправлением, а также нарушения ритмичности банковского процесса;
· участие банка в судебныхразбирательствах с непредсказуемым исходом;
· потеря основных клиентов;
· недооценка постоянного технического итехнологического обновления банка;
· чрезмерная зависимость банка откакого-либо одного конкретного проекта или вида активов;
· излишняя ставка на успешность иприбыльность нового проекта;
· неэффективные долгосрочные соглашенияи проч.;
2) Проблемы, связанные свыбранной политикой работы:
· повторяющиеся существенные потери;
· превышение некоторого критическогоуровня просроченной кредиторской задолженности; — чрезмерное использованиедорогих заемных средств в качестве источников;
· низкие значения коэффициентовликвидности;
· нехватка оборотных средств(функционирующего капитала);
· увеличивающаяся до опасных пределовдоля заемных средств в общей сумме источников средств;
· неправильная реинвестиционнаяполитика;
· превышение размеров заемных средствнад установленными лимитами;
· наличие просроченной дебиторскойзадолженности и прочее.
Наконец, могут бытьпричины, которые по происхождению являются одновременно и внешними, ивнутренними. К таковым можно отнести, в частности:
· потерю банком деловой репутации средидругих коммерческих организаций, что может выразиться в закрытии на неголимитов(происходит вне банка, на рынке, но на основе оценки участниками рынка,тех процессов, которые имеют место внутри банка и вокруг него;
· рост дебиторской задолженности (вэтом может быть вина обеих сторон — и самого банка, и его должников);
· энергичный отток из банка вкладовфизических лиц, массовое предъявление к нему требований другими кредиторами.
Внешние факторы способнывоздействовать на всю банковскую систему целиком, тогда как внутренние – этовнутренний мир банков. Воздействовать на внешние причины кризисных явленийодному отдельно взятому банку просто не под силу. Однако, кризис одного банкавполне реально может затронуть всю банковскую систему. Отсюда следует, чтореальным шагом, с помощью которого банк может выправить свое финансовое состояние,является непосредственное воздействие на внутренний менеджмент и на политикубанка: только, изменяя структуру этих составляющих, кредитная организация можеткак-то выправить свое финансовое положение.
2. Антикризисный менеджмент: методы иинструменты
2.1 Сущность банковскогоантикризисного менеджмента
Термин «антикризисноеуправление (менеджмент)» возник сравнительно недавно. Считается, что причинаего появления это возникновение большого количества предприятий, находящихся награни банкротства.
Развитие каждой банковскойсистемы необратимо сталкивается с проблемой выхода их кризисного состояния.Задачей антикризисного менеджмента является минимизировать негативный эффектвоздействия кризиса на социально-экономический объект управления, а такжемаксимизировать его полезный результат.
Особое значение ворганизации кризис-менеджмента является диагностика кризиса. Основными задачамипроцесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализфинансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременноеобнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисныхситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.
В целях своевременнойдиагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторингвнешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ ипрогнозирование). С этой целью осуществляются сбор и обработка информации,формирование и накопление баз данных, анализ информации, оценка факторов кризиса.При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректностипроведенной работы.
Также для диагностикипотенциальных кризисов следует провести экспертное оценивание некоторыххарактерных показателей. Экспертный анализ можно расширить в зависимости отконкретной ситуации и других факторов, весомых с точки зрения риска. Прианализе кризисных явлений характерными являются: финансово-экономическиепоказатели, оценка действий руководства и сотрудников, другие показатели.Результаты экспертного оценивания оформляются в виде аналитической записки,справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могутиспользоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодолениякризиса. ( см. Приложение 1.)
2.2 Методы превентивногоантикризисного управления
Антикризисное управлениев банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил (в этомслучае оно окажется скорее всего запоздалым), а начинаться и продолжаться спервых дней его существования, постоянно и всегда.[2]
Для этого должныпрофессионально и результативно применяться методы превентивного (упреждающего)антикризисного управления. Оно включает в себя следующие методы:
1) Антикризисныймониторинг. На постоянной основе внешней и внутренней среды объекта с цельюраннего обнаружения формирующихся угроз кризиса.
2) Анализ внутреннейподверженности (уязвимости) объекта кризису с выделением при возможностисоответствующих индикаторов. Обычно в качестве последних применительно кконкретному банку выделяют такие:
· специализированный подразделениябанка не способны действовать сообща и видеть складывающуюся ситуацию иположение банка в целом;
· служащие банка склонны уделять большевнимания внутренней обстановке в организации, чем внешней среде, при этомсоперничество с внутренними конкурентами доминирует над внешними;
· нежелание или неспособность банкапроводить изменения;
· неспособность банка адекватновоспринимать и осознавать сигналы из внешней среды;
· готовность нарушать правила радикраткосрочных выгод.
Разработка антикризисныхорганизационных стратегий, направленных на минимизацию внутренних рисков банкаи укрепление безопасности:
· информирование коллег о кризисныхситуациях;
· наличие адекватной формальнойструктуры организации безопасности банка;
· комплексный, письменнозафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на решениепроблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников иразвивают культуру безопасности в банке;
· развитие у служащих банка адекватныхубеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;
· делегирование права принятия решенийпо определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладаетнеобходимыми навыками и компетентностью;
· обеспечение системы сдерживания ипротивовесов внутри банка;
· ответственность каждого сотрудника закаждую проблему;
· тренинг персонала для отработкидействий в кризисных ситуациях и формирования навыков и культуры обеспечениябезопасности;
· использование узкопрофильныхспециалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощиспециалистов более широкого профиля.
Реализация данныхстратегий поможет максимально повысить осознание служащими банка проблембезопасности и предотвратить кризисные ситуации.
Внутренний анализ иконтроль. В структуре коммерческого банка желательно (для крупного банкаобязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые занимались бы анализомкредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности ифинансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическоепланирование. Во-вторых, отдел внутреннего аудита, призванный выполнятьконтрольно-аналитические функции.
При проведениивнутреннего анализа необходимо исходить из того, что одним из основных условийстабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров,чтобы не допустить вовлечения банка в незаконные операции, в частности в«отмывание» незаконно или преступно нажитых денег. В этом направлении БанкРоссии «советует» российским банкам руководствоваться «Рекомендациями поразработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целяхпротиводействия легализации доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма» (письмо №99-Т от 13.07.2005 г.).
Антикризисноепланирование. Открытая фаза развития кризиса в банке, как правило, протекаеточень быстро, и в это время происходят существенные изменения почти по всемнаправлениям деятельности банка. Одни мероприятия не влияют друг на друга, нодругие — очень тесно связаны между собой, хотя и имеют различные последствиядля деятельности банка. Если условия, последствия, механизм ипоследовательность реализации антикризисных мер не будут определены заранее, торезультативность работы будет сильно зависеть от случайного стеченияобстоятельств, резко возрастет вероятность появления серьезных просчетов вуправлении.
Чтобы этого избежать, врамках подготовительных антикризисных мер должен быть составлен документ илипакет документов, содержащих план (планы) антикризисного управления. Пландействий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, так и ориентированнымна конкретную ситуацию.[3]
В плане действий, рассчитаннымна чрезвычайные ситуации, должно содержаться описание возможных сценариевразвития событий при наступлении непредвиденных обстоятельств и излагаться всенеобходимые аспекты работы банка с целью преодоления кризисной ситуации, атакже регламентироваться деятельность всех его подразделений по частипредупредительных и профилактических мероприятий. (см. Приложение 2)
6) Механизмы снижения рисков.События на финансовых рынках все чаще показывают, насколько уязвимы, могут бытьгиганты банковской индустрии, несмотря на их кажущуюся прочность. По принятымво всем мире стандартам система защиты банков должна предусматривать триэлемента:
· механизмы контроля рисков(риск-менеджмент);
· планы действий в чрезвычайныхситуациях с целью минимизации ущерба;
· меры с целью покрытия убытков.
Основная задачамеханизма контроля рисков — сформировать систему выявления и оценки рисков, такжеопределить основные модели поведения для обеспечения их минимизации. Механизмконтроля рисков чаще всего получает практическое воплощение в несколькихсоставляющих: в организационной структуре, в виде инструкций. К которыми должныруководствоваться все сотрудники банка в своей работе, в виде материальнойинфраструктуры.
Выявление, оценкой иминимизацией рисков должны заниматься сотрудники и руководители всехподразделений банка. В крупных банках имеет смысл формирование специальнойслужбы риск-менеджмента.
Специально выделенныериск-менеджеры должны:
· иметь четко определенные обязанности;
· иметь достаточные полномочия дляпринятия нужных решений;
· хорошо знать особенности бизнесабанка и обладать полной информацией о его положении на рынке;
· обеспечивать все подразделения ируководство банка точной, своевременной информацией в утвержденных формах иобъемах.
В функции таких службмогло бы входить и создание планов действий на случаи кризисных ситуаций.
Службам риск-менеджментаследует добиваться того, чтобы финансовые риски банка постоянно отслеживались инаходились в пределах утвержденных лимитов, полностью и своевременно отражалисьв управленческой информации.
Повышение безопасностибанковского бизнеса. Помимо экономических угроз существуют прямые угрозыбезопасности внутрибанковской сферы, связанные с функциональной деятельностьюбанков. Наиболее характерными приемами и способами совершения преступлений вбанковской сфере являются махинации с невозвратом кредитов, мошенничество сценными бумагами, прямое воровство, вовлечение банков в «отмывание» денег,получаемых от деятельности криминальных структур, международные финансовыепреступления.
Привлечение независимыхаудиторов. Важной может быть роль независимых аудиторов в предотвращениикризисного развития банка. Однако в России пока не стал инструментом.Способствующим своими рекомендациями обеспечению эффективной деятельностибанков. Практика показывает, что аудит носит в России подтверждающий характер,на Западе — рекомендательный.
2.2 Инструменты антикризисного управленияв банковском секторе
1) Инструментыгосударственного антикризисного управления.
В условиях банковскогокризиса основные действующие лица – государство, вкладчики, кредиторы ивладельцы банков – пытаются переложить друг на друга бремя расходов по спасениюбанковской системы. Тем не менее в силу особого значения банковской сферы дляэкономики государство просто не может оставаться в стороне и вынужденоиспользовать свои ресурсы для проведения антикризисных мероприятий. При этомприменяется широкий арсенал инструментов по оздоровлению банковского сектора,который можно подразделить на три категории: финансовые, операционные иструктурные.
Финансовые инструментыпредназначены для решения насущных проблем и в основном заключаются вфинансовой поддержке банков. Операционные инструменты акцентируют внимание науправлении и эффективности банка, а структурные призваны решать проблемы науровне банковского сектора, занимаясь восстановлением или внедрением принциповконкуренции и надежности.
Применение финансовыхинструментов характерно для системного кризиса, когда властям приходится решатьпроблемы ликвидности. Действия органов регулирования направлены на улучшениекачества банковских активов, урегулирование обязательств, прямое увеличениекапитала, то есть на улучшение баланса банка и восстановление егоплатежеспособности.
На начальной стадиикризиса обычной является поддержка проблемных банков центральным. Выступая вроли кредитора последней инстанции, центральный банк предоставляет банкампомощь при возникновении проблем ликвидности. Такая поддержка сводится обычно квыдаче кредитов временно неликвидным, но платежеспособным банкам, причемкредиты должны быть полностью обеспечены и стоить дороже, чем на рынке. Однакопри системных проблемах трудно различить неликвидные и неплатежеспособныебанки. Согласно проведенному в МВФ исследованию, оптимальная политикацентрального банка должна сводится к предоставлению средств (для спасениябанков) при ухудшении макроэкономической ситуации, помощь должна предоставлятьсясистематически либо всем банкам, либо никому. Взимание штрафных ставок скредитов может, с одной стороны, стимулировать скорейший возврат средств, сдругой — заставить банк рискнуть: все или ничего, если ставка слишком высока
Для предотвращения массовогооттока депозитов и паники государство может заявить о предоставлении гарантий,как для всего банка и по всем обязательствам, так и по целевым группамкредиторов. Гарантии могут относиться к мелким или ко всем вкладчикам, возможныгарантии по обязательствам в иностранной валюте. Предоставление гарантий можетнести моральные риски (риски безответственного поведения управляющих), так как,рассчитывая на помощь со стороны, менеджеры способны решиться на рискованныедействия. Этого можно избежать, внедрив контроль над банками, получившимигарантии.
Гарантий может оказатьсянедостаточно для предотвращения оттока депозитов. В условиях экономическойнестабильности требуется наглядная демонстрация усилий государства поразрешению проблем, вызвавших кризис.
Для улучшения балансабанка могут быть использованы облигационные инструменты, обычно в комбинации сдругими, например, в качестве замены для плохих активов (могут бытьиспользованы необращающиеся облигации, что снижает возможностьзлоупотреблений). Таким образом, активы улучшаются в качестве, растут текущиедоходы банков, так как по облигациям выплачиваются проценты.
Государство, помогаяслабому банку, может перевести в него свои депозиты. В то же время снятиесредств с депозитов в сильных банках для перевода их слабым может, в своюочередь, вылиться в неприятности для банков, из которых эти депозиты выводят.Государство может приобрести субординированные долги (банковские облигации,привилегированные акции) или передать денежные средства банку в обмен на прававладения, осуществив капитализацию банка. Приобретение капитала имеетпреимущества, так как предоставляет право на получение доходов привосстановлении прибыльности банка или при продаже доли государства. С другойстороны, активное выполнение функций владельца может быть политическинежелательно.
Недостатки управленияпрактически всегда являются одной из основных причин банковских проблем,поэтому замена руководства – это наиболее важная немедленная мера длявосстановления доверия. Инструменты, применяемые при слабом руководстве вбанке, называют операционными. К ним относят: улучшение оценки кредитов,ценообразования на банковские услуги, управления рисками, рационализациювнутренних процедур, включая внутренний контроль. Все вместе это способствует улучшениюструктуры управления банком. Операционная реструктуризация ведет к улучшениюотношений между руководством и владельцами, а в случае с банками,принадлежащими государству, установлению системы сдержек и противовесов черезактивное использование властями прав собственника.
Среди дополнительных мерследует также назвать контроль за трудовыми договорами с оплатой порезультатам, снижение заработков менеджеров, понижение в должности старшихменеджеров.
Одним из центральныхаспектов операционной реструктуризации является фокусирование внимания банка наосновном бизнесе. Это может включать закрытие или сокращение неприбыльныхпредприятий и филиалов в стране и за границей, отказ от параллельныхнаправлений бизнеса, другие меры по усилению конкурентных преимуществ банка.
Твиннинг (соединение)представляет собой соглашение с надежным иностранным банком об операционнойреструктуризации. Соглашения о Твиннинге использовались в странах с переходнойэкономикой в надежде на последующие вложения в капитал банка-партнера.
Структурные инструментынаправлены на разрешение причин, лежащих в основе кризиса на уровне финансовогосектора, фокусируют внимание на обеспечении честной конкуренции и общейнадежности системы. Проблемы могут быть связаны со слишком жесткой или мягкойполитикой лицензирования, конкурентным дисбалансом между государственными ичастными банками.
Ликвидациянесостоятельного банка является структурным инструментом в работе органоврегулирования. Несостоятельные банки работают без должной мотивации и,соответственно, приумножают проблемы. В отсутствие прибыли менеджеры ивладельцы могут пойти на махинации. Поэтому строгое регулирование закрытиябанков повышает их заинтересованность в сотрудничестве.
Отзыв лицензии в разгарпаники на начальном этапе кризиса может привести к ее усилению, массовомуизъятию депозитов, бегству от национальной валюты и оттоку капиталов. Крометого, принятие решения о спасении одного банка и закрытии другого обязательновызовет нарекания в предвзятости и дискриминации. Возможным решением проблемыможет стать подход, основанный на изучении прошлой деятельности банка, когдакредитный институт, столкнувшийся с проблемами впервые, может быть спасен.Помощь можно предоставлять тем банкам, которые разработали жизнеспособные планыпо спасению.
Слияния могут оказатьсяэффективным инструментом для улучшения работы банка, особенно в странах сповышенным уровнем сегментации рынка, что может быть отражением излишнефрагментированного банковского законодательства. Упрощение законодательства иотмена специальных правил ускорит добровольные слияния. С точки зрения рыночныхперспектив повышение эффективности (экономия на масштабе) является важнойпредпосылкой удачного слияния.
Экономия может бытьдостигнута при объединении банков с разными конкурентными преимуществами.Однако гармонизация различных корпоративных культур, особенно при слияниичастного и государственного банков, банков из разных стран, преодолениетехнических проблем (разные управленческие процедуры, электронные системы) связаныс высокими издержками, которые должны быть покрыты выгодами от объединения.
Слияние может бытьмотивировано необходимостью избежать закрытия банка. В этом случае возможнонасильственное слияние, например, когда власти обязывают банк, принадлежащийгосударству, принять активы и обязательства проблемного частного илигосударственного банка. Такие слияния могут и ослабить более сильный банк.
Неэффективныегосударственные банки часто становятся причиной системных проблем в банковскомсекторе. Интересно, что во время кризиса в эти банки приходят вклады населения,так как предполагается их полная гарантия государством. Если проблемы возникаютв таких банках, то стратегия реструктуризации порой включает приватизацию. Онаможет быть инициирована и как составная часть мероприятий по отмене привилегийгосударственных банков. Это позволит выровнять конкурентные позиции и улучшитделовую среду для всей банковской сферы.
2) Внутренние нормативы илимиты банка как антикризисный инструментарий.
Данный инструментарий являетсятрадиционным, но время от времени с необходимостью его обновления илиактуализации может встретиться каждый банк.
Внутренние нормативыбанка — это локальный аналог обязательных нормативов, устанавливаемых длякредитных организаций Центральным банком. Индивидуальные нормативы каждый банкпри необходимости или желании разрабатывает для себя, вводит в действие иконтролирует их выполнение самостоятельно. Главное о них можно свести кследующим моментам:
а) внутрибанковскиенормативы должны быть жестче обязательных нормативов, установленных ЦентральнымБанком, поскольку банк не выполняющий нормативы регулятора, рассматриваемые какминимальные общественные требования к соответствующим параметрам деятельностиКО, рискует слишком многим. В том числе штрафами и даже потерей лицензии.
Так в указанииоперативного (ненормативного) характера ЦБ № 2-Т от 17.05.2005 г. «О совершениисделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при ихсовершении» банкам рекомендовано устанавливать норматив (лимит) сделок накаждого отдельного заемщика, относящегося к числу связанных с банком лиц, вразмере до 3% от величины собственного капитала банка. В этом случае банк,учитывая рекомендательный характер письма № 2-Т, может предусмотреть в своих внутреннихдокументах величину указанного лимита конкретной сделки в размере скажем, 4%.Банк может превысит и этот собственный лимит, но только с письменнооформленного одобрения надлежащим органом управления. Однако в любом случаеследует иметь в виду. Что представители Банка России несоблюдение егорекомендации, будут учитывать как негативный фактор при оценке качествауправления банком и как фактор, говорящий о его недостаточной финансовойустойчивости.
б) внутрибанковскиеобязательные нормативы могут распространяться на более широкий круг параметровдеятельности банка. Банк может установить для себя и такие нормативы, которыеЦентральный Банк не применяет.[4]Количественные значения таких «сверхплановых» нормативов ничем не лимитируется,и банк определяет их самостоятельно.
в) системавнутрибанковских нормативов может и должна быть гибкой, подвижной, то естьрегулярно пересматриваться и уточняться.
Внутрибанковские лимитымогут быть следующих видов:
Внутренние финансовые — предельные значения сумм операций, разрешенные:
· исполнительным органом банка(правлению, кредитному комитету и др.) и отдельно — их руководителям;
· подразделениям банка (филиалы) иотдельно – их руководителям;
· отдельным ответственным сотрудникам (дилеры, кредитным работникам и др.)
Клиентские финансовые –предельные значения сумм, на которые банк (его руководители, подразделения иотдельные ответственные сотрудники) могут проводить операции:
· с предприятиями и организациями: разныхотраслей и видов производства; разных стран и регионов; разных размеров и формсобственности и т д.;
· с разными банками и иными кредитнымиорганизациями;
· с разными категориями физических лиц;
· с использованием разных финансовыхинструментов.
Базовыми для даннойгруппы внутренних финансовых лимитов можно считать так называемые лимитычувствительности к риску – величины неприемлемого риска, предельно допустимогориска, максимально приемлемого риска, которые каждый банк должен рассчитать длясебя на базе соответствующих внутренних рейтингов контрагентов и различныхвидов инструментов.
Неприемлемый риск –величина убытков, приводящая к снижению показателя достаточности капитала банка(норматив H1) до критически низкого уровня, что грозит банку потерей лицензии;другой вариант – неприемлемая величина возможного убытка по любой отдельнойоперации банка.
Предельно допустимыйриск – величина убытков, равная величине плановой квартальной прибыли банка.
Максимально приемлемыйриск – величина убытков, равная величине плановой месячной прибыли банка.
Материальные – нормырасходов материальных ресурсов.
Банку необходимоиспользовать комплексный подход к установлению своих лимитов всех видов.
Заключение
Российская банковскаясистема пока не в полной мере отвечает требованиям развивающейся экономики инуждается в укреплении. Развитие экономики России сдерживается неразвитостью инеустойчивостью банковского сектора, а также его ограниченной способностьюаккумулировать средства предприятий и населения, столь необходимые длякредитования инвестиций и обновления основных фондов материальногопроизводства.
Пренебрежение вопросамипредотвращения банковских кризисов может привести к резкому ослаблениюбанковской системы, финансовой базы экономики и подрыву национальнойбезопасности страны.
Банковский кризисследует рассматривать как неизбежный побочный результат либеральногофинансового режима, типичного в течение последних 15-20 лет для все большегочисла стран. Политика по предотвращению кризисов, базирующаяся на более сильнойрыночной дисциплине и лучшем контроле за банками, безусловно уменьшитподспудные риски. Она будет также способствовать скорейшей идентификациирастущих проблем в банковской системе с тем, чтобы своевременно прибегать ккорректирующим мерам. Наконец, лучшая информированность, более сильные институтыи более эффективные инструменты политики должны также помочь урегулированиюкризисов.