2. Проблемы правового обеспечениягосударственного контроля малого бизнеса и основные нормы Закона Нормы и правила, регламентирующие деятельность предприятиймалого и среднего бизнеса, порядок осуществления контроля этой деятельностигосударственными органами, а также меры воздействий в случаях выявлениянарушений устанавливаются сегодня законами РФ, постановлениями ПравительстваРФ, нормативно-правовыми актами ведомств и субъектов федерации.
Оценки качестваэтой нормативно-правовой базы во многом противоречивы, как и она сама. Широкоизвестно мнение, что причиной многих негативных явлений в процессахгосударственного регулирования, в том числе контроля, малого и среднего бизнесаявляются избыточность, нечеткость, противоречивость установленных требованийи критериев оценки деятельности предпринимателей. За последние 20 лет, прошедшие с момента выхода УказаПрезидента
Российской Федерации 1485 от 30 ноября 1992 г. Об организационныхмерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации , усилиямизаконодателей и ведомств создана нормативно-правовая база малого и среднегобизнеса, которую в целом не только предприниматели, но и специалисты обозретьне в состоянии. Эта деятельность практически никем не координировалась, что ипородило сочетание избыточности норм в одних регулируемых областях ипробельности в других.
До сих пор действует сложный конгломератнормативных установлений и институтов, в котором перемешаны остаткитрадиционных советских форм с элементами новых рыночных отношений. В частности,государственный контроль и инспектирование деятельности хозяйствующихсубъектов, включая субъекты малого предпринимательства, регулируются сейчасвнушительным перечнем законов и основных нормативных правовых актов.Состояние правовой базы малого и среднего бизнеса во многомобусловило общую незащищенность
предпринимателей и то явление, которое сейчасназывается административными барьерами.В сложившейся ситуации, в целях обеспечения защиты прав изаконных интересов субъектов предпринимательства в целом, и субъектов малогобизнеса, в частности, Президентом Российской Федерации был подписан Указ от730 О мерах по устранению административных барьеров при развитиипредпринимательства .
В Федеральных программах государственной поддержки малогопредпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 г.г а также на период2000-2001г.г одной из намеченных для решения задач являлось преодолениеадминистративных барьеров при развитии предпринимательства, в том числеупорядочение деятельности контролирующих органов.Планом действий Правительства Российской Федерации,утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000г. 1072-р, была предусмотрена разработка первой части единого пакетазаконопроектов, направленного на дерегулирование предпринимательскойдеятельности и обеспечивающего решение ряда проблем, в том числе, ограниченияполномочий и пересмотр функций государственных органов по осуществлениюконтрольных мероприятий при производстве и реализации товаров и оказании услуг,и применению мер административного воздействия.
Таким образом, выявилась актуальнаянеобходимость не просто совершенствования существующей нормативно-правовой базыконтроля и упорядочивания на федеральном уровне нормотворческой деятельностив отношении малого и среднего предпринимательства, а, прежде всего, четкойрегламентации процедурной стороны проведения контрольных мероприятий уполномоченнымиорганами.На необходимость существенносократить перечень того, что подлежит контролю, а также полностью илисущественно изменить правила, определяющие порядок проведения
проверок, указалиподавляющее большинство предпринимателей, участвовавших в опросе. Показательно,что почти половина сотрудников контролирующих органов также указали нанеобходимость существенно изменить правила проведения проверок и более половинывысказались за пересмотр того, что подлежит контролю. На преодоление проблем, связанных срегламентацией процедур проверки, и был направлен Закон РФ О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного
контроля надзора , принятый 8 августа 2001 года. Несомненной заслугой Закона стало то, что он создалвозможность изменения не только правовой, но и психологической ситуации припроведении контроля. В нем были четко сформулированы основные принципы защитыправ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок,очерчены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местногосаимоуправления в области защиты прав предпринимателей при проведениигосударственного контроля, жестко зафиксированы требования к организации ипроведению мероприятий по контролю, прописаны не только основные праваюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок испособы их защиты, но и их ответственность за нарушение установленного Закономпорядка проведения государственного контроля.
Благодаря всему этому, в общем ицелом, создана серьезная база для упорядочивания контроля как механизмарегулирования малого бизнеса и сокращения произвола в отношениипредпринимателей, тем более, что содержательно отдельные нормы Закона сталипрямым ответом на самые актуальные проблемы в сфере государственного контролямалого бизнеса.В статье 3 Закона перечисляются принципы защиты правпредпринимателей при проведении государственного контроля. Уже в этих 14 формулировкахотражена принципиальная позиция государства по отношению к основным
болевымточкам в практике проведения контроля малого бизнеса.В этой же статье провозглашаетсяоткрытость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающихобязательные требования, выполнение которых проверяется при проведениигосударственного контроля. Законодательное закрепление этого положения даже науровне принципа имеет существенное значение в связи с низкой информированностьюсубъектов малого бизнеса, однако, безусловно, требуется дополнительнаяпроработка
самого механизма предоставления полной информации.В качестве одного из принциповсформулирована недопустимость взимания органами государственного контроля платыза проведение контрольных мероприятий, а также непосредственного полученияорганами госконтроля отчислений от сумм, взысканных в результате проверок, чтов значительной степени ставит заслон попыткам коммерциализировать процедурыгосударственного контроляОсновная идея Закона - не только зафиксировать права предпринимателейпри проведении государственного контроля и закрепить
механизмы ихгосударственной и общественной защиты, но и создать благоприятные условия длясоблюдения этих прав за счет максимально возможной на уровне законаформализации самой процедуры проверки. Поэтому многие нормы закона обеспечиваютболее уверенную позицию предпринимателей и имеют принципиальное значение длясоздания психологически иной ситуации при проведении контрольных мероприятий.Так, в одной из основных статей Закона статье 7 - детальнопрописывается порядок проведения мероприятий
по контролю - обязательностьдокументального основания в виде распоряжения приказа о проверке и четкиетребования к его оформлению, ограничения контрольных мероприятий подлительности и частоте проверок, условия и порядок внеплановых проверок. Снижение возможного произвола состороны проверяющих обеспечивается и детальной регламентацией их действий вовремя проведения контрольного мероприятия в статьях 8, 9, 10, 11 Закона. Закон вводит абсолютно новое понятие - саморегулируемаяорганизация, которое отвечает стратегическим
интересам развитиягосударственного контроля, если под ними понимать минимизацию доли оперативногоконтроля, выполняемого государственными органами, и сосредоточение на профилактике,анализе и предупреждении правонарушений со стороны предпринимателей. Добитьсяэтого можно только в том случае, если постепенно переходить к самоконтролю состороны субъектов малого бизнеса, стимулировать добросовестное осуществлениеими своей профессиональной деятельности. Закон предлагает и закладывает в виденормы конкретный механизм такого стимулирования посредством
предоставленияопределенных льгот при проведении государственного контроля членамсаморегулируемой организации. Надо отметить,что при всей прогрессивности основных статей Закона, создающих реальныевозможности более эффективной защиты прав предпринимателей, тот факт, чтоиз-под действия Закона выведен значительный перечень видов контроля налоговый,валютный, бюджетный, таможенный и др. создает вполне обоснованные опасения втом, что удастся радикально улучшить ситуацию в этой сфере.
Известно, что вчисло контролирующих органов, на которые приходится основная масса проверок,входят именно налоговая инспекция, органы внутренних дел и некоторые другие.Таким образом, принятие Закона О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля надзора соответствовало сложившимсяобъективным потребностям в создании правовой базы, обеспечивающей защитуинтересов предпринимателей при взаимодействии с государством.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |