--PAGE_BREAK--Таблица 1
Некоторые показатели становления страхового
рынка России за 1991- начало 1996 г.
1991
1992
1993
1994
1996(на11.03.96)
1. Число страховых фирм, получивших лицензии
-
686
1600
2295
2954
2. Доля негосударственных страховых фирм, %
-
16,0
66,7
95,0
-
3. Общий объем страховых взносов, собранных страховыми фирмами РФ, млрд. руб. (неденоминированных)
13,2
88,6
более 1109,0
7500,0
21900
4. Общий объем страховых выплат в РФ, млрд. руб. (неденоминированных)
-
29,8
более 550,0
более 4800,0
более 15800,0
Примечание. Динамика страховых взносов и выплат приведена в текущих ценах.
В 1992г. страховые фирмы России охватывали примерно 10-12% ее страхового поля. За период 1992-1996г.г. число страховых фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза. Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка в России до 1997г. осуществлялось высокими темпами.
Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Статистические и прогностические данные подтверждают сказанное.
Таблица 2.
Некоторые основные показатели становления страхового
рынка РФ в 1997-1999г.
1997г.
1998г. (первое полугодие)
1999г. (прогноз)
1. Число страховых фирм,
получивших лицензии — всего, в т.ч. отчитавшихся за свою работу
более
2300
1893
-
1700
-
800
2. Доля негосударственных страховых фирм, %
95,0
94,5
90,0
3. Общий объем собранных страховых взносов (премий), млрд. руб., деноминированных
34,0
17,3
рост в
2-2,5 раза
4. Общих объем произведенных страховых выплат, млрд. руб., деноминированных
25,0
17,83
нет данных
Показатели таблиц № 1 и 2 свидетельствуют: на страховом рынке РФ уже в 1997г. — первой половине 1998г. наметилась тенденция снижения числа страховых фирм, в т.ч. негосударственных (хотя по страховым взносом и выплатам соотношение и динамика были положительными). Так, согласно таблицы № 2, обнаруживаем исчезновение с рынка более 700 страховых фирм за этот период.
Отметим две (из многих) основных причины, вызывавших отрицательные показатели страхового рынка РФ после 1997г.
Первая — это закономерный процесс концентрации и централизации капитала, в т.ч. страхового, по мере эволюционного исчерпания возможностей экстенсивного типа его первоначального накопления. Уже в 1996г. 1195 страховых фирм (58% от общего числа отчитавшихся) получили 99,2% годового сбора страховых взносов, оставшиеся 0,8% собранных премий пришлись на долю 848 (или 42%) отчитавшихся страховщиков. В 1997г. такое соотношение сохранилось. Эти 848 страховщиков были, видимо, главными кандидатами на уход со страхового рынка страны.
Другой причиной, подстегнувшей концентрацию и централизацию страхового капитала, явилось крушение пирамиды ГКО в августе 1998г. Страховому рынку РФ был нанесен по некоторым оценкам ощутимый удар — более 8 млрд. руб. (свыше60%) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, считаются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого еле-еле хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам.
Напряженность возникла уже до августа 1998г., когда страхование выплаты превысили объем собранных премий на 0,53 млрд.руб. В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и др. финансовым показателям страховщиков (и даже некоторых крупных фирм, например АСО «Защита», СК «Ивма»). К 2000г. прогнозируется сохранение примерно 800 страховых фирм в РФ (а без ОМС их количество предполагается, по разным оценкам от 300 до 500), уставный капитал которых будет соответствовать требованиям Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1998г.).
Ожидается также, что оставшиеся страховщики будут контролировать в 2000г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрастут в 2-2,5 раза; отношение объема собираемых премий к ВПП возрастает с 1,3% (1997г.) до 2-2,5% (2000г.); добровольное, а также имущественное и страхование ответственности будут развиваться быстрее обязательного и личного страхования. Также предполагается, что к 2000г. эти примерно 8000 страховщиков станут конкурентоспособны с зарубежными, которые получили право работы на страховом рынке РФ с 1 января 1999г.
Если говорить о государственном страховании, то его организация перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития.
Распад СССР в 1991 году поставил на грань несостоятельности государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.
Безусловно, государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и страхователей, из-за присущих ему недостатков, связанных с его косностью и бюрократизмом, негативное или равнодушное.
В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях.
Проведенное исследование проблемы кризисного состояния российского страхового бизнеса показывает, что на страховом рынке России доминируют тенденции отрицательного характера, имеется много нерешенных проблем, требующих особого внимания, а именно:
— крайне сложное экономическое положение страны, нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации, падение объема ВВП за последние 5лет на 50%, российский менталитет («авось») , не позволяют подняться страховому делу на должный уровень;
- неадекватное юридическое обеспечение страхового дела;
— низкий ассортимент страховых услуг (не более 60 видов, причем, в основном, классических. Для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхования, в Европе 400-500).
— преобладание обязательного страхования, в то время, как определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. К примеру, обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования.
— несовершенство налогообложения страховой деятельности, что приводит к сокращению числа страховых организаций.
— снижение платежеспособности населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков при весьма значительном страховом поле.
— сокращение числа договоров страхования (особенно в имущественном страховании), способствует неуклонному сокращению размеров страховой премии на душу населения (в 1998г. по добровольному страхованию он едва превысил 50 рублей в год, т.е. 2 долл. США. В развитых же странах этот показатель составляет от 500 до 2500 долл. Австралийцы, например, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы - более 15%).
— диспропорция в развитии страхового рынка по регионам (статистика показывает, что в Москве работает около 26% общего числа страховых организаций, которыми собираются более 44% суммарной страховой премии России);
- отсутствие четкой государственной поддержки в области страхования. (Оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, находится на начальном этапе развития и имеет громадные возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.).
Здесь совершенно очевидна необходимость разработки страховой «идеологии» и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.
Первый шаг в этом направлении сделан. Правительство РФ утвердило краткосрочную Программу развития национальной системы страхования на период до 2000 года. Вопросы страхования нашли место также в стабилизационной программе Правительства РФ.
Теперь задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспитании в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие «идеологических» документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и правовых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.
Прогнозируя будущее страхового дела, следует заметить , что несмотря на кризисное состояние, российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития (общий объем страховых платежей составляет В РФ около 1,5 % от годового ВВП, а по добровольным видам страхования- менее 0,8%, тогда как в развитых доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%.1
В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган на специальный орган (специальную структуру) — государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах. Основная проблема государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.
Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992г. №4015-1, переименованный с 01.01.98г. в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон о страховании) установил, что государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации (ст.30 Закона о страховании). В развитие ст.30 Закона о страховании постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 19 апреля 1993г.№353 1было принято Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации о 24 октября 1994г. №1196 (далее -Положение2 )
Согласно Закону о страховании государственный надзор за страховой деятельностью учрежден для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Росстрахнадзор находится в ведении Правительства Российской Федерации.
В своей деятельности Росстрахнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами, принимаемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также указанным Положением, осуществляя свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Надежная защита страхователей должна обеспечиваться с помощью выполнения трех основных функций государственного органа по страховому надзору:
— регистрация страховщиков, в ходе которой выясняется профессиональная их пригодность и финансовое положение, что оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии;
— обеспечение гласности, что проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).
Открытость информации о финансовом положении страховщиков
способствует сохранению конкурентной борьбы;
— поддержание правопорядка в отрасли ( расследование нарушений законов, принятие административных мер к страховщикам, действующим вопреки интересам страхователей, передача дела в суд)
Итак, государственное регулирование должно содействовать учреждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, которые могут нанести ущерб субъектам страховых отношений.
Государственное регулирование важно для проведения последовательной политики в отношении форм, методов и масштабов участия иностранного капитала в страховом бизнесе на территории РФ и других государств — членов СНГ.
2. Финансовые основы страховой деятельности
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1. Общие принципы организации финансов страховщика
Финансы страховщика обеспечивают его деятельность по оказанию страховой защиты. Страховщик формирует и использует средства страхового фонда, покрывая ущерб страхователя и финансируя собственные затраты по организации страхового дела. Кроме того, в условиях рынка страховщик, как правило, занимается инвестиционной деятельностью, используя часть средств страхового фонда и собственные средства. Вследствие этого денежный страховой оборот организации более сложен, чем у предприятий других отраслей народного хозяйства.
Денежный оборот страховой организации включает в себя два относительно самостоятельных денежных потока: оборот средств, обеспечивающий страховую защиту, и оборот средств, связанный с организацией страхового дела. При этом оборот средств, обеспечивающий страховую защиту, проходит два этапа: на первом этапе формируется и распределяется страховой фонд, на втором — часть средств страхового фонда инвестируется с целью получения прибыли. Каждый из выделенных элементов денежного оборота средств страховой организации имеет свое социально-экономическое значение, в связи с чем движение средств на каждом этапе проходит под воздействием различных экономических и юридических факторов.
Денежный оборот, непосредственно связанный с оказанием страховой защиты, определяется сущностными моментами категории страхования. Важнейшей особенностью этой части оборота средств страховой организации является рисковой, вероятностный характер движения. В основе формирования страхового фонда лежит вероятность ущерба, которая исчисляется на основе статистических данных и теории вероятностей. В основе же распределения страхового фонда лежит фактический ущерб, причиненный страхователям в данном году, который может отклоняться от предполагаемого независимо от деятельности страховщика. Вероятность несовпадения объема сформированного страхового фонда и потребностей в выплате страхового возмещения порождает целый ряд специфических особенностей в организации финансов страховщика.
Страховой фонд формируется путем аккумуляции страховых платежей, которые определяются на основе тарифа.
Возможное несоответствие между ожидаемым и фактическим ущербом предъявляет определенные требования прежде всего к структуре тарифа: в его основную часть (нетто-ставку) включается рисковая надбавка, отражающая возможную вероятность отклонения величины фактического ущерба от ожидаемого.
Выполняя свои финансовые обязательства, страховщик расходует полученные платежи, т.е. распределяет их по разным целевым направлениям, заложенным в тарифе. На этом этапе движения средств несовпадение расчетного (ожидаемого) ущерба с фактическим возможно как во времени, так и в пространстве. Из принципа замкнутой раскладки ущерба вытекает возможность оказывать помощь пострадавшим страхователям в данном году за счет остальных участников страхования — территориальная раскладка ущерба. Временная же раскладка ущерба требует формирования за счет неиспользованной части совокупной нетто- ставки в благополучные годы запасных фондов, которые будут расходоваться в годы с повышенной убыточностью.
Особенности временной раскладки ущерба в рисковом страховании (как правило, краткосрочном) и накопления страховой суммы в долгосрочных видах страхования жизни и дополнительной пенсии породили два типа запасных фондов: запасные фонды по рисковым видам страхования и резервы взносов. В тех видах страхования, где ущерб может достигать катастрофических размеров, могут формироваться также запасные фонды перестраховочного характера.
Такие фонды, в свою очередь, могут формироваться по всем видам и отраслям страхования в совокупности, по каждому виду страхования в отдельности или по группам видов страхования — как это сочтет необходимым или более удобным страховщик. Первый вариант позволяет более широко перераспределять средства, второй отвечает требованиям соблюдения эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя (исключает возможность перераспределения средств между страхователями по конкретным видам страхования).
Чем выше вероятность того, что созданный страховщиком фонд окажется достаточным для выполнения им своих обязательств (возмещения ущерба), тем выше финансовая устойчивость страховщика. Следовательно, движение средств, связанное с формированием и использованием запасных фондов, вызвано непосредственно рисковым характером денежного оборота.
Потребность в повышении финансовой устойчивости страховых операций в условиях рискового характера кругооборота средств породила такой метод, как перестрахование, основанное на расширении раскладки ущерба.
Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций, поскольку этим нарушался бы принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя. Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, так как страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты. Тем не менее страховые операции могут приносить иногда довольно значительную прибыль, но ее получение не является ориентиром для страховой организации. Важно помнить, что общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли от страховых операций, а в определенных ситуациях — и при ее отсутствии.
Основным источником получения прибыли для страховой организации является инвестиционная деятельность, которая проводится путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Несмотря на то что целью страховой деятельности является оказание услуг, имеющих большое социальное значение, а целью инвестиционной деятельности является получение прибыли, они органически связаны между собой. С одной стороны, источником финансирования инвестиционной деятельности является страховой фонд, с другой стороны, прибыль от инвестиционной деятельности может быть направлена на финансирование страховых операций: дотации убыточным видам страхования, подготовка кадров, разработка новых видов страхования и др. Например, в страховании жизни ожидаемая прибыль от использования средств резерва взносов в инвестиционной деятельности заранее учитывается при определении тарифа и тем самым способствует его снижению, оказывая влияние на величину страхового фонда.
Рисковый характер движения страхового фонда оказывает влияние и на инвестиционную деятельность, предъявляя серьезные требования к ликвидности вложенных средств.
В отличие от имеющего рисковой характер оборота средств по оказанию страховой защиты оборот средств, связанный с организацией страхового дела, регулируется действующим законодательством, организационной формой страховой фирмы и другими экономическими обстоятельствами. Эти обстоятельства определяют, например, порядок распределения прибыли, взаимоотношения с бюджетом и т.д. Так, на протяжении 70 лет Госстрах СССР и входившие в него страховые организации действовали на принципах хозяйственного расчета.В настоящее время, в связи с изменением общей экономической ситуации, организации системы Госстраха преобразованы в самостоятельные коммерческие фирмы и их филиалы.
Поскольку страховые организации являются хозяйственными единицами, они формируют помимо специфически страховых и другие фонды, необходимые им для хозяйственной деятельности, в частности уставный и амортизационный фонды. Так, акционерные страховые общества являются владельцами уставного фонда (имущество, переданное обществу учредителями, включая доходы от реализации акций). Согласно принятому в стране порядку формирования акционерных обществ, они должны создавать резервный фонд (помимо собственно страховых) в размере не ниже 15% уставного фонда (путем ежегодных отчислений не ниже 5% суммы чистой прибыли). Кроме того, в примерном уставе акционерных страховых фирм оговорено, что фирма может иметь собственные специальные запасные и резервные фонды. Цели, размеры, сроки и условия создания и использования этих фондов определяются общим собранием акционеров.
ОАО «РОСНО» использует в своей деятельности следующие фонды:
· уставный фонд;
· амортизационный фонд;
· фонд текущих поступлений;
· систему запасных фондов по рисковым видам страхования;
· систему резервов взносов по долгосрочным видам страхования;
· страховой пенсионный фонд;
· фонд финансирования предупредительных мероприятий;
· фонд оплаты труда (часть расходов на оплату труда — комиссионное вознаграждение агентам — входит в расходы на ведение дела);
· фонды экономического стимулирования (фонд развития страхования и фонд социально-культурных мероприятий).
ОАО «РОСНО» формирует также централизованные запасные фонды по рисковым видам страхования; резерв платежей по страхованию жизни и централизованный превентивный фонд.
2.2 Оценка и контроль платежеспособности страховой компании.
Понятие платежеспособности.
Платежеспособность — важнейший показатель надежности страховой компании, ее финансовой устойчивости и, следовательно, главный показатель привлекательности компании для потенциальных клиентов. При составлении рейтинга страховых компаний показатель платежеспособности ставится на первое место среди других критериев надежности.
В ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» говорится, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. Однако страховые резервы связаны обязательствами предстоящих выплат страхового возмещения (обеспечения) по действующим договорам страхования. Их размеры определяются действующими нормативными документами органов страхового надзора на основании структуры страховых тарифов и не могут гарантировать страховую компанию от банкротства при страховых выплатах по крупным рискам.
Поскольку самый точный расчет необходимых страховых резервов представляет собой только предположение и в силу этого при самом стабильном страховом портфеле сохраняется опасность убыточности, многолетний анализ деятельности страховых компаний выработал механизм обеспечения гарантий платежеспособности страховщика. Такой гарантией служит наличие у страховщика достаточных свободных, т.е. не связанных обязательствами средств. Эти средства формируются из двух источников: оплаченного уставного капитала и прибыли. Для обеспечения платежеспособности размер свободных средств (активов) компании должен соответствовать размеру принятых на себя обязательств по договорам страхования.
Отметим, что достаточность собственных средств страховой компании гарантирует и ее платежеспособность при двух условиях: наличие страховых резервов не ниже нормативного уровня и правильной инвестиционной политики. Поэтому в отечественной практике при оценке надежности страховщиков используются дополнительные критерии:
· надежность размещения активов, покрывающих страховые резервы, которая определяется в соответствии с «Правилами размещения страховых резервов», утвержденными приказом Росстархнадзора от 14.03.96г. № 02-02/06;
· уровень выплат (отношение сумм страховых выплат – брутто к суммам поступивших в этот период страховых взносов);
· показатель обеспеченности страховыми резервами (отношение суммы страховых резервов к сумме страховых взносов);
· текущая ликвидность (отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств к наиболее срочным обязательствам).
Непременным условием обеспечения платежеспособности страховых компаний в соответствии с требованиями органов надзора является соблюдение соотношения активов и обязательств.
Расчет соотношения активов и обязательств
российских страховых компаний.
Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденной приказом Росстрахнадзора от 30.10.95г. № 02-20/20 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от 19.06.96г. № 02-02/16, предусматривается обязанностью страховщиков соблюдать нормативное соответствие активов и обязательств и ежеквартально анализировать в этих целях свое финансовое положение.
Инструкция Росстрахнадзора предписывает следующий порядок расчета соотношения активов и обязательств.
— Для обеспечения платежеспособности размер свободных активов должен соответствовать нормативу. При этом под активами понимается имущества страховщика в виде основных средств, материальных ценностей, денежных средств, а также финансовых вложений. Под свободными активами понимаются имущество страховой компании, свободное от любых будущих обязательств, за исключением прав требования его участников (акционеров).
— Фактический размер свободных активов страховщика, учитываемый при определении соотношения активов и обязательств, рассчитывается как сумма собственного капитала (включающая в себя оплаченный уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль прошлых лет и отчетного года, а также фонды накопления, социальной сферы и потребления), уменьшенная на величину нематериальных активов (за вычетом стоимости отдельных квартир) и непокрытых убытков. Для расчета нормативного и фактического размера свободных активов используются данные бухгалтерского учета и отчетности страховщиков.
Оплаченный уставный капитал определяется как разность между величиной уставного капитала, установленной в учредительных документах и отраженной в пассиве баланса по статье «Уставный капитал», и неоплаченной его частью, отраженной в активе баланса по статье «Дебиторская задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал».
Добавочный капитал принимается для расчета только в части, образуемой в результате прироста стоимости имущества, выявленного по результатам его переоценки, кроме имущества, приобретенного за счет средств страховых резервов.
Нематериальные активы исключаются из фактического размера свободных активов по остаточной стоимости. При этом величина нематериальных активов, исключаемая из собственного капитала, уменьшается на стоимость приобретенных отдельных квартир.
Фактический размер свободных активов страховщика, исчисленный в порядке, установленном Инструкцией, должен быть не ниже его нормативного размера.
- Нормативный размер свободных активов для страховщика, проводящего иные виды страхования, чем страхование жизни, устанавливается в размере 16% суммы страховых взносов (премий) по договорам страхования, в том числе премий по рискам, принятым в перестрахование, поступивших за год, уменьшенной на годовую сумму отчислений в резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования в установленном размере и скорректированной с учетом поправочного коэффициента.
Поправочный коэффициент рассчитывается как отношение суммы страховых выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни, за вычетом доли перестраховщиков, к общей сумме страховых выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни.
Данное отношение не может быть меньше 0,5. Если величина полученного в результате расчета поправочного коэффициента меньше 0,5, то для расчета принимается коэффициент 0,5.
Поправочный коэффициент не используется при расчете нормативного размера свободных активов, если за анализируемый период страховой компанией не производились страховые выплаты по договорам иным, чем страхование жизни. При определении нормативного размера свободных активов по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября в разделе IIрасчета соотношения активов и обязательств, за исключением показателя величины резерва по страхованию жизни, отражаются данные за четыре квартала, предшествующие отчетной дате.
Для страховщиков, осуществляющих операции по страхованию жизни, нормативный размер свободных активов устанавливается в размере 5% размера резерва по страхованию жизни, исчисленного на последнюю отчетную дату.
Для страховщиков, осуществляющих операции по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни, нормативный размер свободных активов рассчитывается как сумма свободных активов, установленных отдельно для операций по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни. Расчет соотношения активов и обязательств страховщика производится по форме, указанной в приложении к Инструкции.
Выданные страховщиком банковские гарантии показываются в сумме, числящейся на специально открываемом забалансовом счете.
Стоимость чистых активов оценивается по данным бухгалтерского отчета в установленном порядке. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов страховой компании в виде акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала в соответствии с требованиями законодательства РФ (ст. 90 и 99 Гражданского кодекса РФ).
- Если фактический размер свободных активов ниже их нормативного размера, страховщику надлежит принять меры по оздоровлению своего финансового положения.
- В соответствии с п. 3 ст. 1 и п. 3 ст. 3 Закона РФ«Об организации страхового дела в Российской Федерации» действие Инструкции не распространяется на социальное страхование.
— В части, касающейся деятельности страховых медицинских организаций по добровольному медицинскому страхованию, расчет соотношения активов и обязательств производится в порядке, предусмотренном для видов страхования иных, чем страхование жизни, без учета поступления страховых платежей по обязательному медицинскому страхованию.
— Страховщики в составе годовой бухгалтерской отчетности представляют в органы страхового надзора расчет соотношения активов и обязательств по утвержденной для этой отчетности типовой форме «Отчет о платежеспособности».
Если по итогам работы за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) фактический размер свободных активов страховщика окажется ниже их нормативного размера, а стоимость чистых активов по окончании отчетного периода будет ниже размера уставного капитала, страховщик в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляет в органы страхового надзора план оздоровления финансового положения.
В плане страховщика могут быть предусмотрены повышение размера оплаченного уставного капитала, расширение перестраховочных операций, изменение тарифной политики, ограничения по использованию прибыли, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности, изменение структуры активов, а также применение других способов поддержания платежеспособности, не противоречащих законодательству РФ. При составлении плана приоритет должен отдаваться мероприятиям, приводящим к оздоровлению финансового положения страховщика в максимально сжатые сроки.
На основе анализа отчетности и представленного плана оздоровления финансового положения страховщика органы надзора дают страховщикам рекомендации, а также контролируют выполнение мероприятий, предусмотренных планом оздоровления финансового положения страховщика. После согласования с органами надзора плана оздоровления страховщик обязан ежеквартально представлять отчет о ходе его выполнения с приложением баланса, отчета о прибылях и убытках и расчета соотношения активов и обязательств.
продолжение
--PAGE_BREAK--При необходимости орган надзора направляет к страховщику своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению, а также назначает сплошную или выборочную проверку операций страховщика. При несоблюдении страховщиками нормативного размера соотношения между активами и обязательствами и непринятии мер по оздоровлению финансового положения к страховщикам применяются санкции в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «Положением о порядке дачи предписаний, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности», утвержденным приказом Росстрахнадзора от 19.06.95г. № 02-02/17.
Пример и форма расчета соотношения активов и обязательств приводятся в таблице.
Таблица 3
Расчет соотношения активов и обязательств страховой компании
по состоянию на 01.07.99г.
Показатели
Код строки
Сумма
(тыс. руб.)
1
2
3
Раздел
I
Оплаченный уставной капитал ( в сумме задолженности по уплате уставного капитала)
01
55000
Продолжение таблицы 3 1
2
3
Добавочный капитал
02
7 799 934
Резервный капитал
03
354 498
Нераспределенная прибыль
прошлых лет
04
-
отчетного года
05
-
Фонд накопления
06
343 959
Фонд социальной сферы
07
-
Фонд потребления
08
97 218
Промежуточный итог ( сумма стр. с 01 по 08)
09
8 650 609
Нематериальные активы (за вычетом стоимости отдельных квартир)
10
58 885
Непокрытые убытки
11
3 512 387
Фактический размер свободных активов стр.9 – стр.10 – стр. 11)
12
5 079 337
Раздел
II
Страховые взносы (премии) по договорам страхования иным, чем страхование жизни, в том числе по рискам принятым в перестраховании
13
1 870 100
Отчисление в резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования
14
12 009
Промежуточный итог (стр. 13 – стр.14)
15
1 858 099
Страховые выплаты по договорам страхования иным, чем страхования жизни
16
565 312
продолжение
--PAGE_BREAK--Продолжение таблицы 3 1
2
3
Сумма возмещения перестраховщиком доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование по договорам страхования иным, чем страхование жизни
17
-
Промежуточный итог (стр.16 – стр.17)
18
565 312
Поправочный коэффициент стр.18: стр.16 (не менее 0,5)
19
-
Промежуточный итог (стр.15 х стр.19)
20
-
Резерв по страхованию жизни
21
451 476
Раздел
III
Нормативный размер свободных активов по договорам страхования иным, чем страхование жизни (16% данных стр.20)
В случае, если поправочный коэффициент не используется, то 16 % данных стр. 15.
22
297 295
по страхованию жизни ( 5% данных стр.21)
23
22 573
для договоров страхования иных, чем страхование жизни, и по страхованию жизни (стр. 22 + стр.23)
24
319 869
Раздел
IV
Отклонение фактического размера свободных активов от нормативного размера (стр.12 – стр.24)
25
1 880 640
Раздел
V
Сумма банковских гарантий выданных
26
-
Продолжение таблицы 3 1
2
3
Разность между полученным результатом по стр. 25 и суммой банковских гарантий, выданных страховщиком (стр.25 – стр.26)
27
—
Раздел
VI
Стоимость чистых активов
28
5 312 350
Заявленный уставной капитал
29
55 000
Фактически оплаченный уставный капитал
30
55 000
Разность между стоимостью чистых активов и фактически оплаченным уставным капиталом (стр.28 – стр. 30)
31
5 257 350
Разность между стоимостью чистых активов и заявленным уставным капиталом (стр. 28 – стр. 29)
32
5 257 350
За рубежом давно существуют специализированные рейтинговые агентства, которые регулярно публикуют рейтинги страховых компаний и аналитические обзоры их деятельности. Всемирно известными рейтинговыми агентствами в США являются Standart& Poor’s, Mody’sInvestors, FitchInvestors? Duff& Phelps, в которые обращаются тысячи страхователей и инвесторов для получения квалифицированной информации о деятельности страховых и перестраховочных компаний.
Уровень платежеспособности страховой компании (SolvensyMargin) рассчитывается как отношение средств к нетто-премии, собираемой этой компанией за отчетный период. Требования к минимальному уровню платежеспособности в различных странах, в том числе и в России, незначительно отличаются и практически все расположены в пределах 20%.
Дальнейшим развитием этого показателя является уровень достаточности покрытия собственными средствами (CapitalAdequacyRatio, или CAR), рассчитываемый как отношение разности фактического уровня платежеспособности страховой компании и нормативного, например 20%, к нормативному уровню платежеспособности (табл.)
,
где У— фактический (нормативный) уровень платежеспособности.
В рамках ЕС в 70-х годах принята концепция, согласно которой платежеспособность страховых компаний обеспечивается до начала страховой деятельности за счет собственных средств (оплаченной части уставного капитала, фондом на орграсходы), а в ходе деятельности за счет собственных средств и страховых резервов.
Таблица 4
Качественная оценка достаточности покрытия собственными средствами.
Значение CAR
Оценка покрытия
Недостаточное
от 0 до 25%
Нормальное
от 26 до 50%
Хорошее
от 51 до 75%
Надежное
> 75%
Отличное
Оценка платежеспособности страховых предприятий
в странах Европейского общества.
Контроль и регулирование платежеспособности страховых компаний представляет собой одну из важнейших сторон деятельности органов надзора в странах ЕС. Свобода размещения капитала для открытия дочерних предприятий, представительств в пределах ЕС обусловила необходимость единой системы контроля платежеспособности. Данная система предназначена для всех страховых компаний, занимающихся прямым страхованием, за исключением компаний, занимающихся только перестрахованием.
Правила платежеспособности – самое характерное выражение европейской регламентации, которой должны подчиняться все страховые кампании ЕС.
Основная идея действующей модели контроля за платежеспособностью страховых компаний состоит в достаточности собственных средств предприятия. Уровень платежеспособности страховщика определяется путем сопоставления его активов с существующими на определенный момент обязательствами, тем самым рассчитывается величина фактических свободных активов. Это ресурсы, свободные от каких-либо обязательств. По своему финансовому наполнению они соответствуют величине собственного капитала страховой компании. Полученная величина сопоставляется с нормативным уровнем. Если выявляется недостаточность собственного капитала, компания с точки зрения платежеспособности находится в критическом положении. Процесс контроля и регулирования можно представить таким образом:
1) уровень платежеспособности рассчитывается отдельно для страховых компаний, занимающихся рисковыми видами страхования;
2) нормативный показатель платежеспособности определяется при помощи дифференцированных индексов на базе годовой отчетности;
3) минимальные размеры собственного капитала устанавливаются для страховых компаний в соответствии с отраслями страхования;
4) при отклонении фактической платежеспособности от требуемого уровня органы надзора применяют административные меры.
Таким образом, по мнению законодателя, можно констатировать платежеспособность страховых компаний тогда, когда фактическая величина их собственных средств соответствует нормативной. Нормативный размер собственных средств рассматривается в следующих трех показателях:
маржа платежеспособности,
гарантийный фонд =1/3 маржи платежеспособности,
минимальный гарантийный фонд.
Определение платежеспособности для страховых компаний,
занимающихся рисковыми видами страхования.
Маржа платежеспособности определяется на основе индекса премий и индекса выплат. В качестве маржи применяется максимальная из двух рассчитанных величин:
индекс премии = 0,18/0,16 хР х
RQ,
где Р – сумма страховой брутто-премий, поступивших в отчетном году;
0,18 – коэффициент, применяемый к величине премий до 10 млн. ЭКЮ;
0,16 – коэффициент, применяемый к величине премий свыше10 млн. ЭКЮ;
RQ– доля участия перестрахования в покрытии ущербов (не принимается ниже 0,5). Определяется отношением собственного покрытия ко всему покрытию по страховым случаям:
индекс выплат = 0,26/0,23 х Sх RQ,
где S – средняя величина выплат в течение последних трех лет;
0,26 – коэффициент, применяемый к величине выплат до 7 млн. ЭКЮ;
0,23 – коэффициент, применяемый к величине выплат свыше 7 млн. ЭКЮ;
гарантийный доход = 1/3 маржи платежеспособности.
Минимальный гарантийный фонд зависит от вида страховой деятельности, которым занимается данная компания. Обычно устанавливается в абсолютных величинах.
Для компаний, занимающихся страхованием юридических расходов, — 200 тыс. ЭКЮ.
Для компаний, занимающихся страхованием гражданской ответственности, — 400 тыс. ЭКЮ.
Для компаний, занимающихся страхованием кредита, — 1400 тыс. ЭКЮ .
Для компаний, занимающихся видами, не перечисленными выше, — 300 тыс. ЭКЮ.
В Германии установлены следующие уровни минимального гарантийного фонда:
0,732 млн. марок для компаний, занимающихся менее рискованными видами страхования (кроме страхования от пожаров, транспортного страхования и страхования правовой защиты);
1,098 млн. марок для компаний, занимающихся страхованием от пожаров, транспортным страхованием, страхованием финансовых рисков, страхованием от несчастных случаев и медицинским страхованием;
1,464 млн. марок для компаний, занимающихся особо рисковыми видами деятельности, такими, как страхование ответственности, страхование кредитов и др.
Требования по минимальному гарантийному фонду применяются для вновь образованных и некрупных страховых компаний.
Определение платежеспособности для компаний,
занимающихся страхованием жизни.
Нормативный показатель платежеспособности представляет собой сложение двух величин:
показателя, рассчитываемого на основе рискового капитала, определяемого как разница между максимально возможными выплатами по действующим договорам и накопленным для этой цели капиталом;
показателя, исчисляемого на основе величины математических резервов, рассчитанных математическими методами как разница между обязательствами страховщика и страхователя.
Маржа платежеспособности.
1. Маржа = 0,04 х MRxRQ,
где MR – математические резервы, определяемые как резерв покрытия;
RQ – доля участия перестрахования в покрытии ущербов (не принимается ниже 0,85). Определяется отношением математических резервов на собственном удержании к брутто-математическим резервам за отчетный год.
2. Маржа = 0,003 х RKх RQ,
где RK– рисковый брутто-капитал за отчетный год по прямым и косвенным сделкам страхования жизни, определенный как сумма выплат страхового возмещения на день составления отчета минус образованные резервы покрытия;
0,003 – коэффициент, применяемый при расчете во всех случаях, кроме краткосрочного страхования на случай смерти сроком до 5 лет;
RQ– доля участия в перестрахования в покрытии ущербов (не принимается ниже 0,5). Определяется отношением рискового капитала на собственном удержании к брутто-рисковому капиталу за отчетный год.
Гарантийный фонд составляет 1/3 маржи платежеспособности.
Минимальный гарантийный фонд в страховании жизни установлен в размере 800 тыс. ЭКЮ.
Определение фактического уровня платежеспособности.
Законодательно установлены определенные позиции, которые могут рассматриваться как свободные, не связанные обязательствами собственные средства.
К ним относят:
· собственный капитал за минусом нематериальных активов (по балансу),
· выявленные скрытые резервы,
· в обществах взаимного страхования – возможные доплаты,
· в страховании жизни ожидаемые прибыли.
Если маржа платежеспособности ниже минимума, называемого гарантийным фондом и выраженного в ЭКЮ, в кратчайшие сроки применяют самые строгие санкции.
Действующая система контроля за платежеспособностью а ЕС предусматривает проверку состояния дел на основе данных по всему предприятию на отчетную дату. При определении нормативного размера собственных средств принимается во внимание только страховой риск (технический риск) – риск возникновения убытков. Риск неликвидности активов не учитывается. Выделяют еще несколько спорных моментов. Так, технические резервы могут быть недооценены, а активы – переоценены. В результате полученная маржа платежеспособности может быть завышена.
Объединение Европы и, соответственно, возникшие широкие возможности перелива капитала выявили еще одну проблему при определении маржи платежеспособности. Возможен двойной учет собственного капитала за счет его «переноса» из другой компании. В этом случае должна быть единая платежеспособность для группы. Ее называют «солидарной ответственностью плюс». В настоящее время ведется активная дискуссия относительно внедрения американской модели контроля за платежеспособностью в ЕС с тем, чтобы при определении нормативного уровня учитывать основные риски: технический риск, риск инвестиций, рис тарификации и т.д.
2. 3. Финансовая устойчивость страховых операций.
Под финансовой устойчивостью страховых операций понимается постоянное сбалансирование или превышение доходов над расходами страховщика в целом по страховому фонду. В основе обеспечения финансовой устойчивости лежат прежде всего оптимальные размеры тарифных ставок, а также достаточная концентрация средств страхового фонда, при которой становится возможной территориальная и временная раскладка ущерба.
Концентрация средств страхового фонда достигается при неуклонном росте числа страхователей и застрахованных объектов.
Проблема обеспечения финансовой устойчивости страхового фонда может рассматриваться двояко: как определение степени вероятности дефицита средств в каком-либо году и как отношение доходов и расходов страховщика за истекший тарифный период.
Для определения степени вероятности дефицитности средств в обозримом будущем применяется коэффициент Ф.В. Коньшина, представляющий собой своеобразный коэффициент вариации:
,
где q
—средняя тарифная ставка по всему страховому портфелю;
п —число застрахованных объектов.
Данный коэффициент можно применять в тех случаях, когда страховой портфель страховщика состоит из объектов с примерно одинаковыми страховыми суммами.
Чем меньшим будет значение К, тем меньше степень вариации объема совокупного страхового фонда, тем выше его финансовая устойчивость. На величину показателя К, как видно из формулы, не влияет размер страховой суммы застрахованных объектов (его значения нет в данной формуле). Показатель находится в обратной зависимости от числа застрахованных объектов и размера средней тарифной ставки. Иными словами, чем больше застрахованных объектов и выше размер страхового тарифа, тем меньше будет К, т.е. степень вариации, и соответственно тем выше финансовая устойчивость страховых операций. Например, если ориентировочно предположить, что в стране охвачено государственным страхованием не менее 1 млрд застрахованных объектов, а средняя тарифная ставка составляет в среднем 2% страховой суммы, то показатель К будет составлять 0,001%.
Для оценки финансовой устойчивости страхового фонда как отношения доходов к расходам за тарифный период можно использовать следующую формулу:
,
где — коэффициент финансовой устойчивости страхового фонда;
— сумма доходов страховщика за тарифный период;
—сумма расходов за тот же период;
— сумма средств в запасных фондах.
Нормальным следует считать значение , когда оно превышает единицу, т.е. когда сумма доходов за тарифный период с учетом остатка средств в запасных фондах превышает все расходы страховщика за этот же период.
Приведенная формула показывает, что для превышения доходов над расходами за тарифный период на основе оптимальных тарифов необходима достаточная концентрация средств страхового фонда и наличие системы запасных фондов, которая позволяет в неблагоприятные годы возмещать чрезвычайный ущерб и тем самым обеспечивать раскладку ущерба во времени.
Проблема укрепления финансовой устойчивости страховых операций тесно связана с выравниванием размеров страховых сумм, на которые застрахованы различные объекты. Только в этом случае, как показывает коэффициент Ф.В. Коньшина, финансовая устойчивость не зависит от размера страховой суммы. Стремление страховщиков к выравниванию страховых сумм породило потребность в перестраховании, т.е. в передаче другому страховщику отдельных объектов или части их стоимости. Перестрахование получило широкое распространение в современной экономике. Главная задача, которую решает перестрахователь, состоит в том, какую часть стоимости крупных рисков передать в перестрахование и какую оставить в своем страховом портфеле. Среди страховщиков создаются специализированные клубы, занимающиеся только перестрахованием.
Таким образом, перестрахование позволяет создать страховой портфель страховщика, состоящий из однородных по стоимости рисков, и тем самым обеспечить необходимую финансовую устойчивость страховых операций.
3. Определение финансовой устойчивости страховщика
(на примере ОАО «РОСНО»)
3.1. Характеристика страхового общества.
Российское страховое народное общество (РОСНО) было создано в октябре 1991 года как акционерное общество открытого типа. В числе его акционеров: Правительство Москвы, Российская федерация профсоюзов, а также ряд крупнейших предприятий столицы, в частности, заводы: «ЗИЛ», «Московский подшипник», МПЗ им. Казакова. Уставный капитал компании по состоянию на начало 1997 года составил 9 млрд. рублей. В соответствии с решением акционеров РОСНО в течение этого года он был увеличен до 14 млрд. рублей. Росно является членом Российской Ассоциации авиационных и космических страховщиков, входит в ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» и Межрегиональную ассоциацию экспедиторов.
Федеральной авиационной службой России РОСНО рекомендовано в качестве страхового партнера авиакомпаниям и авиационным предприятиям (приказ директора ФАС от 30.12.96 № 135).
Основные итоги работы.
На протяжении последних двух лет РОСНО лидирует среди российских страховых фирм. По итогам 1995 года компания вышла на первое место в стране по объему страховой премии, собрав почти 690 млрд. рублей. В 1996 году поступления компании по добровольным видам страхования превысили 793 млрд. руб. В1997 году поступления по добровольным видам страхования составили 1692 млрд. рублей, в 1998 году – 1740 млн. руб., в 1999 году – 1917,5 млн. руб.
Результаты деятельности РОСНО в 1999 году характеризуются следующими показателями:
- валюта баланса выросла за год на 18% и составила 184,5 млн. рублей;
- собственные средства увеличились более чем в 2 раза и достигли 40 млн. рублей;
- оборотные активы превысили 188,5 млн. рублей, увеличившись за год на 11,5%;
- доходы от инвестирования страховых резервов были получены в объеме 29,3 млн. рублей, что на 3 млн. рублей превышает показатель 1998 года;
- за указанный период страховые резервы возросли с 120 млн. до 173 млн. рублей, в 1 полугодии 1999 года страховые резервы составили 221 млн. рублей.
Один из важнейших показателей деятельности страховой компании– объем произведенных выплат. В 1996 году РОСНО выплатила клиентам около 667 млн. рублей, приняв участие в возмещении ущерба от тысяч пожаров, аварий и катастроф. Выплаты по страховым случаям за 1998 год составили 893 млн. рублей, в 1999 году сумма страхового возмещения составила 996,8 млн. руб.
Таблица 5
Финансовые показатели деятельности страховой компании РОСНО (млрд. руб.).
1993
1994
1995
1996
1997
1998млн.р
1999
млн.р
Уставный капитал
0,5
0,5
1
9
18
22
25
Собственные средства
0,491
1,5
25
40
80
96
113
Резервы
3,8
37
109
173
442
520
619
Собранные страховые взносы
8
146
703
793
1384
1920
2016
продолжение
--PAGE_BREAK--Направления деятельности
РОСНО является универсальной страховой компанией. Обладая значительными финансовыми ресурсами и штатом высококвалифицированных специалистов, компания имеет государственные лицензии на проведение 32 видов имущественного и личного страхования, что позволяет ей полностью удовлетворять потребности клиентов в любых страховых услугах.
Новые продукты
В минувшем году компания приступила к продаже ряда новых страховых продуктов. Теперь большая часть полисов РОСНО представляет собой пластиковые карты, которые помимо страховой защиты дают клиентам дополнительные льготы и доступ к международной дисконтной системе Countdown. Таким образом, РОСНО стала первой в стране страховой организацией, начавшей широкомасштабное распространение собственных пластиковых карт.
Компания также уделяет большое внимание развитию сервисных видов страхования. В частности, в прошлом году были разработаны программы для владельцев транспортных средств «Помощь на дорогах» и «РОСНО-Ассист» для граждан, совершающих поездки по России и странам СНГ.
Клиенты РОСНО.
В настоящее время РОСНО обслуживает более 24 тыс. договоров страхования, общая ответственность по которым превышает 62 млрд. рублей. Разнообразие предлагаемых РОСНО программ по страхованию жизни и здоровья, а также по имущественным видам страхования, делает эти продукты привлекательными и доступными для широкого круга потенциальных страхователей. В то же время, благодаря безупречной репутации фирмы, а также системе скидок и льгот, за более чем девять лет работы РОСНО успело приобрести большое число постоянных клиентов. В их числе крупнейшие промышленные и финансовые организации: Роснефтегаз, Росуголь, Метрострой, Станкоимпорт, Авиаэспорт, Совинцентр, ЛИИ им. М.М. Громова, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, Роснефть-Сахалинморнефтегаз, Технобанк, Оргбанк, Российский национальный коммерческий банк, Межкомбанк, Менатеп; совместные предприятия и представительства инофирм: Coca-Cola, Estee Lauder, Shell, Bosch, Rank Xerox, Hewlett Packard, Mars, Trinity Motors, Ernst&Young, AT&T, Deloitte&Touche, Societe Generale, Philip Morris и другие.
Региональное развитие
Стремясь обеспечить максимальное удобство своим клиентам и расширить поле деятельности, РОСНО придает большое значение развитию региональной сети. В течение последнего года компания открыла 11 новых филиалов, в том числе в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Смоленске, Воронеже, Калуге, Владимире и Сочи. Таким образом, в настоящее время РОСНО имеет 41 филиал в 29 регионах России.
Инвестиции
Разумное и грамотное размещение средств во многом определяет надежность и привлекательность РОСНО. Компания проводит взвешенную инвестиционную политику, руководствуясь принципами диверсификации, ликвидности и прибыльности вложений.
Аудиторское заключение.
Аудиторская проверка ОАО «РОСНО» была проведена аудиторской консультационной фирмой «АРНИ». В процессе аудита не было обнаружено фактов несоответствия системы внутреннего контроля РОСНО масштабам и характеру его деятельности. Также не было обнаружено нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.
Страховые услуги РОСНО:
- Страхование жизни;
- Страхование от несчастных случаев и болезней;
- Пенсионное страхование;
- Медицинское страхование;
- Страхование средств наземного транспорта;
- Страхование средств водного и воздушного транспорта;
- Страхование грузов;
- Страхование имущества (имущества, принадлежащего гражданам, имущества предприятий, организаций. Страхование строений, помещений.);
- Страхование животных
- Страхование финансовых рисков
- Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- Страхование иных видов ответственности;
- Страхование строительных рисков;
- Страхование граждан, выезжающих за рубеж;
- Страхование владельцев пластиковых карточек;
- Фармакологическое страхование.
Обладатели всех видов пластиковых карточек РОСНО автоматически становятся клиентами дисконтной системы Countdownи бесплатно получают путеводитель по международной системе скидок.
«РОСНО-Медэкспресс»
Программа предусматривает предоставления клиентам медицинских услуг по вызову скорой помощи «Мэдэкспресс» и экстренной госпитализации в ведущие лечебные учреждения г. Москвы, а также выплату страхового возмещения при несчастном случае в сумме до15 тыс. рублей.
«РОСНО –SOS»
Программа гарантирует покрытие медицинских расходов на сумму 2500 USDи медико-транспортной помощи на сумму до 2500 USDна время путешествия в СНГ и за рубежом, а также выплату страхового возмещения при несчастном случае в сумме до 15 тыс. рублей.
«Помощь на дорогах»
Предусматривает предоставление клиентам при внезапно возникшей неисправности транспортного средства вызов эвакуатора и/или техпомощи через круглосуточный пульт РОСНО, приезд эвакуатора и/или техпомощи в течение 1 часа от момента принятия вызова и техпомощь на месте в пределах 1 часа или эвакуацию транспортного средства до места, указанного клиентом в пределах МКАД. Предлагает средства связи и информационные услуги диспетчерской.
«Универсальное страхование жизни»
Программа «Универсальное страхование жизни» обеспечит Вам страхование жизни от всех рисков и одновременно сформирует Ваш индивидуальный пенсионный фонд. Ежегодный страховой взнос, в среднем, составляет от 500 до 1000 USDи гарантирует Вам страховую защиту в размере 25000 – 50 000 USD и пожизненную ежемесячную пенсию в размере 100 USD.
Риски перестрахованы в крупнейших западных страховых компаниях.
Таблица 6
Сбор страховой премии ОАО «РОСНО» (местонахождения г. Москва),
регистрационный номер 290
Место РОСНО по объему собранной страховой премии среди российских страховщиков.
Общий объем страховой премии (тыс. руб.)
1998г.
1999г.
2000г.
2 (после страховой компании «Спасские ворота –Л»)
1 434 208
4 531 624,3
1 540 280,6
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 7
Сбор страховой премии ОАО «РОСНО» по отраслям страхования
Показатель
1998 г.
Всего:
1999г.
Всего:
по страх. жизни
по лич-ному страх
по страх имущ
по страх. ответ-ствен.
по страх. жизни
по лич-ному страх
по страх имущ
по страх. ответ-ствен.
Общий объем страховой премии (тыс.руб.)
36796,2
879655,9
337921,5
179834,7
1434208,3
68315
1520300,5
325800,1
2617208,7
4531624,3
Таблица 8
Выплаты страхового возмещения ОАО «РОСНО»
Таблица 9
Выплата страхового возмещения РОСНО по отраслям страхования
Показатель
1998 г.
Всего:
1999г.
Всего:
страх. жизни
лич-ному страх
страх имущ
страх. ответ-ствен.
страх. жизни
личному страх
страх имущ
страх. ответ-ствен.
Общий объем выпла-ченных страхо-вых воз-мещений (тыс.руб.)
22732,8
634769,9
40112,9
4823
702438,6
35600,1
1015740
96840
9200
1157380,1
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 10
Место страховой компании «РОСНО» среди других крупнейших
страховщиков России в 1999году.
Компания
Место страховой компании
по объему собранных страховых премий
по объему выплат страхового возмещения
Спасские ворота — Л
1
1
РОСНО
2
7
Промышленная страховая компания
3
2
Спасские ворота
4
8
Ингосстрах
5
3
Макс — М
6
5
РОСНО — МС
7
6
Военно-страховая компания
8
10
Интеррос – Согласие
9
нет данных
Ресо-гарантия
10
14
Континет –полис
11
12
Макс
12
9
Кузбасс (Кемерово)
13
11
Солидарность для жизни
14
13
Энергогарант
16
34
Согаз
17
19
Медстрах
18
18
АСКО-ВАЗ
19
15
АСКО — мед
22
20
Россия
23
50
Лукойл
26
нет данных
3.2. Формирование финансовых результатов страхового общества
В целях обеспечения финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат страховщики инвестируют страховые резервы, при этом под инвестиционной деятельностью понимаются вложения средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
Основные принципы инвестирования страховых резервов — это диверсификация, возвратность, прибыльность и ликвидность. Диверсификация означает инвестирование широкого круга объектов с целью уменьшения возможного инвестиционного риска; возвратность – это возврат инвестированных средств в полном объеме; прибыльность — обязательное получение дохода от инвестированных средств; а ликвидность — возможность при необходимости быстрой реализации инвестированных активов при сохранении их номинальной стоимости для выполнения взятых обязательств по страховым выплатам.
В соответствии с действующими условиями страховые резервы могут быть вложены в:
· государственные ценные бумаги-
· ценные бумаги, выпускаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
· другие ценные бумаги;
· банковские вклады ( депозиты)-
· право собственности на долю участия в уставном капитале-
· недвижимое имущество;
· квартиры;
· валютные ценности;
· денежную наличность.
С целью соблюдения принципов ликвидности, возвратности и прибыльности активов, покрывающих страховые резервы, установлены нормативы оценки активов:
· государственные ценные бумаги — 0,875;
· ценные бумаги, выпущенные органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления — 0,500;
· другие ценные бумаги — 0,600;
· банковские вклады ( депозиты ) — 0,550;
· права собственности на долю участия в уставном капитале — 0,125;
· недвижимость — 0,588;
· квартиры — 0,663;
· валютные ценности — 0,525;
· денежные средства, находящиеся на расчетном счете — 0,675.
Степень соответствия инвестиционной деятельности в части размещения страховых резервов названным принципам и нормативам (СП) определяется по формуле:
,
где n— количество инвестиционных активов;
— норматив оценки i-то актива;
—объем средств страховых резервов, инвестированных в i-й актив;
Р— совокупный объем средств страховых резервов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 11
Пороговые и рекомендуемая величина СП
Нижняя граница норматива
Рекомендуемая величина норматива
По страховым резервам, сформированным по договорам срочного страхования жизни
0,510
0,680
По страховым резервам, сформиро-ванным по видам страхования иным, чем страхование жизни
0,490
0,640
Таблица 12
Размещение страховых резервов, сформированных по договорам страхования жизни.
Направление вложений
Размещение резервов, в млн.руб
Государственные ценные бумаги
600
Ценные бумаги, выпускаемые органами государственной власти субъектов РФ
720
Банковские вклады ( депозиты )
810
Другие ценные бумаги
105
Права собственности на долю в уставном капитале
18
Недвижимость
250
Квартиры
104
Валютные ценности
120
Расчетный счет
86
Ссуды
-
Итого
2813
Таблица 13
Размещение страховых резервов, сформированных компанией по договорам страхования жизни
Направление вложений
Норматив
Размещение резервов, млн.руб
Коэффициент
1
2
3
4 (rp. 2 ∙ гр. 3)
Государственные ценные бумаги ( ≥ 20 %)
0,875
600
525
Ценные бумаги, выпускаемые органами государственной власти субъектов РФ
0,5
720
360
Банковские вклады (депозиты )
0,55
810
455,5
Другие ценные бумаги
0,6
105
63
Права собственности на долю в уставном капитале
0,125
18
2,25
Недвижимость
0,588
250
147
Квартиры
0,663
104
54,6
Валютные ценности
0,525
120
63
Расчетный счет
0,675
86
58,05
Ссуды
-
-
Итого
2813
1728,4
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 14
Размещение страховых резервов, сформированных компанией
по договорам страхования иным, чем страхование жизни.
Направления вложений
Размещение резервов, млн.руб.
Государственные ценные бумаги (>10 %)
280
Ценные бумаги, выпускаемые органами государственной власти субъектов РФ
140
Банковские вклады ( депозиты )
520
Права собственности на долю в уставном капитале
18
Недвижимость
300
Квартиры
240
Валютные ценности
100
Расчетный счет
95
Итого
1693
Таблица 15
Оценка размещения резервов.
Направления вложений
Норматив
Размещение ре-зервов, млн.руб.
Коэффициент
1
2
3
4 (гр.2 ∙ гр.3)
Государственные ценные бумаги
0,875
280
245
Ценные бумаги, выпуска-емые органами государст-венной власти субъектов РФ
0,5
140
70
Продолжение таблицы 15
1
2
3
4 (гр.2 ∙ гр.3)
Банковские вклады (депозиты)
0,55
520
836
Другие ценные бумаги
0,6
-
-
Права собственности на долю в уставном капитале
0,125
18
2,25
Недвижимость
0,588
300
176,4
Квартиры
0,663
240
159,12
Валютные ценности
0,525
100
52,5
Расчетный счет
0,675
95
64,1
Итого
1693
1605,37
Показатель оценки активов
0,948 (1605,37:1693)
Доля резервов, направлен-ных в государственные ценные бумаги, %
11,58 (280*70:1693)
Определение финансовой устойчивости страховщика на примере филиала ОАО «РОСНО» по г. Пятигорску
Филиал ОАО «Росно» по г. Пятигорску был создан в 1995 году. Ответственные исполнители: Карташевская Надежда Тимофеевна и Карев Вадим Васильевич.
Юридический адрес филиала ОАО «РОСНО» г. Пятигорск, ул. Кузнечная – 19, тел. 5-26-36. В последствии офис страховой компании был переведен в здание администрации г. Пятигорска.
Показатели деятельности данной страховой компании характеризуются следующими данными:
продолжение
--PAGE_BREAK--