Уральский социально экономический институт
Академия труда и социальных отношений
Кафедра менеджмента
Курсовой проект
По дисциплине: инновационный менеджмент
На тему: Управление создания малого инновационного предприятия
Выполнил: Кулаков А.И.
Группа: МБД-401
Проверил: Вуколов В.М.
Челябинск
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава1. Теоретические основы организации инновационного бизнеса………...5
Типы и формы организации малых инновационных предприятий…………....5
1.1.1. Обобщение опыта организации малого инновационного бизнеса сельско-хозяйственной отрасли…………………………………………………………………15
1.2. Теоретические основы проектирования малого бизнеса………………………..23
1.3. Методология разработки бизнес-планов в инновационном проектировании…32
Глава 2. Бизнес-план организации малого
сельско-хозяйственного предприятия…………………………………………….35
2.1. Цели бизнес-плана……………………………………………………………….35
2.2. Предприятие и его продукция…………………………………………………..37
2.3.Технология и продукция предприятия………………………………………….38
2.4. Анализ рынка…………………………………………………………………….44
2.5. План производства……………………………………………………………....47
2.6. Стратегия маркетинга и сбыта…………………………………………………50
2.7. Финансовый план. График погашения кредита………………………………51
2.8. Анализ рисков и расчет эффективности………………………………………53
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованной литературы……………………………………………...55
Введение
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее.
Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.
А дело все в том, что государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Многие малые предприятия для более интенсивного развития своего бизнеса прибегают использованию в своем производстве инновации. Вводят в производство новые или усовершенствуют старую продукцию, добиваясь этим увеличения прибыли.
Цель данной работы рассказать об инновационных процессах в малом бизнесе.
Задачи раскрыть основные проблемы инновационных процессов в малом бизнесе; определить пути и последствия решения данных проблем; привести пример деятельности предприятия малого бизнеса и его инновационных процессов.
Глава 1. Теоретические основы организации инновационного бизнеса
1.1. Типы и формы организации малых инновационных предприятий
Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды.
Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.
Согласно анализу Портера конкурентоспособных отраслей и предпринимательских структур девяти наиболее промышленно развитых стран, непрерывная модернизация производства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчивого конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и отраслей, но и стран, в которых обеспечено динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа.
Предприятия, отрасли и страны могут утрачивать конкурентные преимущества, если отказывались от непрерывного обновления производства.
Скорость использования нововведений, быстрота реализации предпринимателей на нововведения конкурирующих фирм поддерживают конкурентоспособность предпринимательских структур.
Такую стратегию избрали японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в послевоенный период. Это позволило им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции45.
В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности).
Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.
Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.
Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы за получить сегмент рынка.
Снижение издержек производства цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий
Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:
поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;
поиске необходимых ресурсов;
создании и управлении предприятием;
получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.
Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта.
К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.
Первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы.
Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ.
Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление.
Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют.
Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы.
Важнейшая функция инновационных предприятий осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях.
Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, «чреватую» возможной прибылью.
Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений.
Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.
Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных трансакций, фирма может неэффективно размещать ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что может реализовать инновационный предприниматель.
Издержки от непроизводительного расходования ресурсов фирмы могут превысить трансакционные издержки открытого рынка, т. е. издержки при организации этой трансакции инновационным специализированным предприятием.
Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.
Инновационное предпринимательство многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:
создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.
Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления.
Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.
Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.
Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.
К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:
оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;
низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;
отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий.
Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест.
Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.
Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска.
К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:
возможность реализации собственных творческих проектов;
высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;
утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.
Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию.
Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.
Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.
Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:
деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;
внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов
инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.
В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.
Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:
использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;
использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;
возможности прямых контактов с потребителями;
возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям;
относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.
Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.
Эффективность работы крупных инновационных предприятий повышается при:
возможности масштабного использования инноваций;
наличие жесткой конкуренции на уже освоенных
рынках, требующей крупных вложений для продвижения инноваций;
высоких начальных издержках в производстве инновационного продукта;
необходимости использования сложных технических систем, проведении длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта.
В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций.
Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.
К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.
В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается.
Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.
Поддержка инновационного предпринимательства должна способствовать преодолению субъектами инновационной деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.
1.1.1. Обобщение опыта организации малого инновационного бизнеса
сельско-хозяйственной отрасли
Мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран.
Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки, вытеснять и разорять национальных товаропроизводителей. Поэтому РФ необходимо ставить и последовательно решать задачу инновационного развития АПК. Иного пути нет, если мы, Россия, имеем цель интегрироваться в мировое сельское хозяйство и занимать в нем соответствующую нишу.
При этом необходимо разобраться, что же такое инновационное развитие? Какого его содержание?
Изучение литературных источников отечественных и зарубежных показало, что ин. развитие это прежде всего конструктивная созидательная динамика, обеспечивающая создание и реализацию инноваций.
Часть исследователей рассматривают инновационное развитие в совокупности с наукой, другие считают, что это после научная деятельность, когда используется уже готовый инновационный продукт.
А что такое «инновационный продукт»?
Это результат инновационной деятельности, который должен удовлетворять следующим целевым требованиям:
являться реализацией объекта интеллектуальной собственности
соответствовать требуемому научно-техническому уровню
быть произведенным впервые, а если не впервые, то по сравнению с другим аналогичным продуктом он должен обладать более высокими научно-экономическими показателями
— быть конкурентным.
Носителем инновационного продукта выступает инновационное агропромышленное предприятие. Вопрос: какое предприятие следует считать инновационным? В мировой практике принято к инновационным относить предприятия, в которых более 70% общего объема продукции в денежном измерении за отчетный налоговый период формируется за счет производства инновационной продукции.
Если такой критерий распространить на отечественные предприятия, то станет очевидным: в АПК России в настоящее время очень мало инновационных предприятий.
Исходя из сказанного можно сформулировать проблему инновационного развития: как активизировать инновационную деятельность в АПК РФ.
Эта проблема особенно остро возникла в связи с переходом к рыночным формам ведения хозяйства.
Актуальность данной проблемы неоднократно подчеркивалась в ежегодных Посланиях экс Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ.
Вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности обсуждаются на парламентских слушаниях Госдумы.
Заметно увеличилось число статей, книг, учебников, научных конференций и т.п. по вопросам инновационной политики в экономике и в частности в АПК России.
Все это говорит о том, что предлагаемая вашему вниманию тема является актуальной.
Цель статьи на основе анализа литературных источников рассмотреть инновационное развитие АПК России и попытаться выявить наиболее существенные причины, сдерживающие эффективность инновационная деятельность.
Уточним понятия. Анализ отечественной литературы позволил выделить более 25 понятий и определений слова «инновация».
Достоверно лишь известно, что это слово в русском языке точного аналога и того смысла, что понимается под ним за рубежом, не имеет. Дословно это означает новшество нововведение.
Изначально понятию «инновация» предшествовало понятие «новых комбинаций», введенное Шумпетером в 1911 г. в работе «Теория экономического развития».
Начиная с 20-х годов прошлого столетия понятие инновация приобрело современную трактовку: практически любое новшество, которое не имеет никаких преимуществ и даже менее эффективно по сравнению с аналогом, можно трактовать как «инновацию».
Однако, применительно к нашим реальным условиям, надо точнее говорить об инновационной деятельности, которая комплексно включает в себя все эти понятия.
Инновационная деятельность это такой вид деятельности, который на основе результатов научных исследований ведет к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, нового знания, в результате которых появляется то, я его раньше не было.
Неотъемлемым признаком инновационной деятельности является выход конкурентоспособного продукта на рынок.
Соединение всех этих понятий в классическом понимании и есть инновационная деятельность.
За рубежом превращение научно-технических достижений в рыночный продукт является самым престижным, самым авторитетным бизнесом.
Сегодня наибольшие доходы получают от продажи интеллектуальных продуктов (компьютерных программ, лицензий, ноу-хау, торговых марок и т.п.).
Вот два хрестоматийных примера:
1) отрывной язычок алюминиевой банки для пива принес его изобретателю около 200 млн. дол., это действительно принципиально новое решение — то, чего не было до сих пор;
2) Томас Эдисон сделал за свою жизнь около 1000 изобретений, а миллионером стал только на основе одного — электрических розеток и вилок.
Неудивительно, что в нашей стране инновационная деятельность интересует многих, очень многих, но к сожалению, пока во многом идут лишь декларации о развитии инновационной деятельности.
В последние годы по ряду причин произошел определенный спад в инновационной активности аграрной науки. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется в пределах 4-5%. Для сравнения этот показатель в США превышает 50%.
Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом; ежегодно остаются невостребованными сельско-хозяйственным производством большинство инновационных разработок.
Почему это происходит?
Анализ научного обеспечения АПК показал, что из общего числа завершенных, принятых, оплаченных заказчиком и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок всего 2-3% было реализовано в ограниченных объемах, 4-5% — в одном-двух хозяйствах, а судьба 60-70% разработок через 2-3 года была неизвестна ни заказчиком, ни разработчиком, ни потребителям научно-технической продукции.
Создавшееся положение является следствием значительного ухудшения финансового состояния организаций АПК. Последние годы ознаменовались резким сокращением выделения средств на научные прикладные исследования. В расчете на 1 га сельско-хозяйственных угодий они сократились более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом.
В то же время в 18 развитых странах мира за последние три десятилетия они увеличились от 0,96 до 2,2 % ВВП, приходящегося на сельское-хозяйство, в том числе в США от 1,32 до 2,2 %. А в Австралии затраты на аграрные исследования за указанный период в отрасли от 1,5 до 4,42 %, в ЮАР от 1,39 до 2,59 %, а в 17 африканских странах — от 0,42 до 0,58 % ВВП, приходящегося на сельское-хозяйство.
Получается, что весь мир увеличивает затраты на аграрные исследования, а в нашей стране они сокращаются. Как объяснить создавшееся положение? Как заставить работать накопленный десятилетиями мощный научно-технический потенциал в АПК?
Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки.
Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому что, как уже отмечалось, многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.
Исследователи отмечают, что в современных условиях инновационного развития АПК существенно возрастает роль информационно-консультативной службы, деятельность которой требует совершенствования, нужны кадры. Это тем более важно, что в настоящее время весьма низка восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям, что связано, прежде всего, с низкими экономическими возможностями предприятий.
Зарубежный опыт (Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др.) доказывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. По статистике, за рубежом на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до кондиции, до того уровня, чтобы его освоить. В России на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.
Следует отметить и такие факты :
За последние десятилетия в силу различных причин произошло сокращение числа занятых в сельском-хозяйстве производстве более чем на 2 млн. человек. Одновременно ухудшился качественный состав кадров. Удельный вес руководителей с./х-х предприятий с высшим образованием снизился с 86% в 1991 году до 70% в 2001 году. Доля главных специалистов с высшим образованием снизилась и составила 53%. Учитывая роль кадров, можно уверенно говорить, что такое положение отрицательно сказывается на эффективность инновационного развития АПК.
После отмены патентного законодательства СССР и вступления в силу Патентного закона РФ произошел резкий спад изобретательской активности: с 200 тыс. изобретений в 1989 году до примерно 20 тыс. ежегодно в последующие годы. Трудно ожидать эффективного инновационного развития АПК при отсутствии объектов интеллектуальной собственности.
В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на: увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.
В современных условиях нестабильности развития животноводства резкого спада животноводческой продукции для повышения производственного потенциала отрасли важное значение имеет использование биологического блока инноваций, достижение отечественной и мировой селекции, отражающих важнейшее направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого непосредственно зависит уровень продуктивности животных, эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства.
Одним из основных направлений инноваций являются биотехнологические системы разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивыми к заболеваниям.
Не менее важное значение в развитии инновационного процесса в животноводстве принадлежит технологической и научно-техническим группам инноваций, которые связаны с индустриализацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов, модернизацией и техническим перевооружением производства, освоением наукоемких технологий, ростом производительности труда, обусловливающими уровень и эффективность производства продукции животноводства.
Внедрение высокоадаптивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства на основе инновационной деятельности при широком использовании автоматизации и компьютеризации производства, машин и оборудования нового поколения, робототехники и электронных технологий, восстановление и совершенствование производственно-технического потенциала животноводческих комплексов и птицефабрик является определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции.
Таким образом, сдерживающие факторы инновационного развития АПК России многочисленны.
К ним можно отнести:
1) слабое управление НТП, отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса.
резкое снижение затрат на аграрную науку.
неподготовленность кадров.
низкая маркетинговая работа.
низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию.
6) резкое снижение финансирования мероприятий по освоению научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ.
7) до настоящего времени не разработаны механизмы, стимулирующие развитие инновационного процесса в АПК и др.
1.2. Теоретические основы проектирования малого бизнеса
Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого делового предприятия независимо от того большое оно или нет.
Бизнес-план это планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом управленческий аппарат данной компании намерен использовать эти возможности.
Постепенно проходят времена эйфории по поводу победы рыночного уклада экономики над неповоротливостью планового хозяйства и место свободного вздоха сменяет закономерный вопрос: «Что делать дальше?»
Постепенно приходят и ответы, а потому планирование, адаптированное к рыночным условиям, прочно входит в повседневную практику предпринимательской деятельности.
Надо признать, конечно, что составление бизнес-планов, являющееся предметом данной работы, основное свое применение находит при участии предпринимателей в инвестиционных конкурсах и получении банковского кредита, но и в целом в необходимости планирования убеждены большинство бизнесменов.
Однако, по моему мнению, более подробный анализ состояния
бизнес-планирования может обнаружить, что в зависимости от размаха бизнеса существуют значимые различия в подходах к составлению планов. Для сравнения можно привести следующие соображения.
Крупные предприятия понемногу приспосабливаются к рыночным условиям хозяйствования и составление бизнес-планов чаще всего у них имеет место при организационных преобразованиях (например, в акционерное общество), смене собственника или руководителя, при внутриорганизационном планировании.
Большинство малых предприятий чересчур мобильны, чтобы отражать в каких-либо планах текущее состояние своих дел, так что к составлению бизнес-планов они прибегают, в основном, для получения кредитов, поиска инвесторов, при участии в инвестиционных конкурсах и приватизационных проектах.
Бизнес-план это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она, предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть, после их достижения.
Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие.
Рассмотрим, сначала, само существо бизнес планирования и выясним, в чем его необходимость.
Предпринимая, первые шаги в бизнесе представители малого бизнеса, сталкиваются:
во-первых, с нехваткой финансовых средств,
во-вторых с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести ваше предприятие в сторону от выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо предварительно изложить свои цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть составить бизнес-план.
Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита;
помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить вас от выбранной цели.
Однако это не означает, что все намеченное в плане будет непременно выполнено: цели и задачи будут корректироваться по мере поступления дополнительной информации и приобретения практического опыта. Бизнес-план не гарантирует избавления от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджеру лучше предвидеть кризисные ситуации и легче пережить их. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный стиль» управления. Эффективность управления в этом случае, как правило, гораздо ниже.
Основная цель бизнес-плана достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может достичь.
План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):
Каково текущее состояние бизнеса?
Каково желаемое состояние?
Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?
/>Рис. 1. Контуры бизнес-плана
Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти из нынешнего состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период.
Отмечу, что бизнес-план — это рабочий инструмент предпринимателя, он имеет более важное значение для малой и развивающейся фирмы, чем для более крупной и зрелой.
Бизнес-анализ внешней среды и текущего состояния предприятия является необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. Структура бизнес-анализа представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура бизнес-анализа
Внешняя среда
Внутренняя среда
Перспективы развития отрасли и продукции
Маркетинг
Состояние конкуренции
Финансы
Потребители продукции
Производственная деятельность
Сбытовая деятельность
Человеческие ресурсы
Тенденции развития макросреды
Административная деятельность
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого предприниматель или менеджер оценивает внешние опасности и возможности, которые могут затруднить или помочь достижению поставленных целей.
Самоанализ представляет собой методичную оценку всех сфер деятельности предприятия. Он направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, призван помочь выявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения или совершенствования, а заодно посмотреть, какие задачи ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены, каковы были причины неудач.
Обычно при самоанализе рекомендуется исследовать пять основных функций управления: маркетинг, финансы, производство, управление персоналом и административную деятельностью.
Анализ необходим не только при составлении бизнес-плана, он полезен и в текущей деятельности. Многие западные фирмы регулярно (1-2 раза в год) проводят анализ своих позиций на рынке на определенную дату («моментальный снимок фирмы»).
Для фирмы, находящейся на ранней стадии развития, бизнес-план во многих отношениях представляет первую попытку стратегического планирования.
План используется для установления ориентиров развития на ближайшие несколько лет.
Предполагаемое направление развития должно быть ясным и точным, понятным сотрудникам фирмы и потенциальным кредиторам и инвесторам.
Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, он зависит от специфики бизнеса и товара.
Опыт показывает, что слишком продолжительный плановый горизонт приводит только к обессмысливанию всех расчетов.
Обычно план составляется на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на следующий период.
Хотя план может быть составлен и на пять лет, и на один год.
Бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на определенном товарном рынке.
Технология разработки бизнес-плана представлена на рис. 2.
Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности. План подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы, описанием ее опыта и ошибок.
/>
Рис. 2. Технология разработки бизнес-плана
Вновь создаваемая фирма не имеет такой базы, поэтому основой составления бизнес-плана в этом случае являются исследования рынка.
Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает.
Существуют разные мнения по поводу того, кто должен разрабатывать бизнес-план.
Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь специалисты предприятия и консультанты.
Другой взгляд надо как можно шире привлекать к составлению бизнес-плана работников предприятия, используя различные методы групповой работы.
В этом случае генерируется больше идей, меньше вероятность принятия заведомо невыполнимых решений, легче будет реализовывать план по принципу: сами составляем сами выполняем.
Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетенции работников предприятия, их опыта, знаний и многих других факторов.
Если предприниматель хорошо знает свое дело, свой проект, владеете информацией, то написать бизнес-план не сложно.
Однако определить сравнительную ценность существующей информации представляет немалые трудности. Объективный взгляд профессионала может многое улучшить в разработанном бизнес-плане.
Обычно профессионалы, не участвующие в данном проекте, помогают реально оценить положение дел, задавая вопросы, которые для предпринимателя кажутся очевидными, либо он о них просто не подумал, упустил из вида.
По мнению авторов работы, идеальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов.
Консультанты помогают правильно расставить акценты и придать «товарный» вид бизнес-плану.
Обычно важна роль консультантов при составлении финансового плана и оценки рынка сбыта продукции.
Большинство менеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ для получения денег в банке или у другого инвестора, кредитора.
По этой причине предприятия, которым не требуется дополнительный капитал, не составляют бизнес-план, не до конца понимая процесс бизнес планирования, его выгоды и преимущества.
Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для различных людей — менеджеров, собственников, инвесторов.
Итак, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления бизнес-плана.
создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития.
бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений
(реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.).
Если предприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения дополнительного капитала, то необходимо:
показать, что шансы возврата денег (окупаемость инвестиций) очень велики;
внушить доверие относительно ваших управленческих способностей, а также эффективности вашей команды;
показать, что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги.
Чтобы достигнуть своих целей и получить средства, необходимо сообщить что-то интригующее о перспективах данного бизнеса в комбинации с хорошо подготовленным представлением цифр и исследований.
Идея должна быть не только хороша сама по себе, но и хорошо подана.
Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы.
Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана.
Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы.
В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
Традиционно бизнес-план разрабатывается для банков кредиторов.
В большинстве западных банков, а сейчас и в наших российских банках, предоставление бизнес-плана является обязательным, но не достаточным условием получения кредита.
Кредиторы рассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации при принятии решений о выделении кредитов, но кредит выдают конкретным людям.
Для всех трех указанных групп (менеджеры, собственники, кредиторы) есть общие выгоды составления бизнес-плана:
Оценка возможностей проекта или фирмы. Будет ли проект работать, принесет ли коммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться на бумаге», гипотетически проверить возможности дол начала реального дела.
Установление целей деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета, то есть структуры и времени поступления доходов и расходов?
Определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана?
Прогноз потока наличности основа правильного определения заемного капитала.
Выгоды, которые получают менеджеры при составлении бизнес-плана:
Уяснение идей. Бизнес-план итоговый документ, соединяя вместе результаты анализа, идеи и случайные мысли, он призван дать более ясное представление о желаемом положении дел и о том, как его достичь;
Создание команды. Участие в разработке плана может усилить чувство сопричастности к общему делу, способствовать созданию команды единомышленников;
Практика в проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, присущие бизнес-планированию, также как количественный прогноз прибыли, убытков и наличности, широко используются на западе как инструмент обучения менеджеров. Для некоторых будущих и настоящих менеджеров процесс составления бизнес-плана является их первым опытом рыночных исследований и бюджетного планирования. А презентация бизнес-плана для получения средств от банков или других инвесторов рассматривается как хороший опыт продажи своих товаров услуг;
Помощь в получении денег. Хорошо составленный бизнес-план не гарантирует, но помогает получить деньги.
Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе которого они могут оценить:
Степень ликвидности и риска проекта;
Качество управления. Качество управления зачастую является более важным фактором гарантии кредита, чем осязаемые (материальные) активы фирмы.
Часто не только содержание плана, но и то как он оформлен и представлен может иметь значение при принятии решения о выделении денег.
Составляя бизнес-план, необходимо исходить из того, что кредиторам предоставляется много аналогичных планов, и что вы должны сразу захватить внимание кредиторов, заставить его просмотреть план до конца, а не отбросить сразу, не дойдя до рассмотрения тщательно подготовленных цифр.
1.3. Методология разработки бизнес-планов в инновационном проектировании
Бизнес-план должен быть тем более убедительным и подробным, чем большую долю средств рассчитывает получить инициатор проекта от венчурных инвесторов. Ведь для последних естественно рассуждать так: коль скоро инициатор проекта не способен вложить достаточных собственных фондов, то ему следует хотя бы не поскупиться на затраты собственных времени и сил для проработки соответствующего бизнес-плана.
В противном случае у венчурного инвестора, которого призывают рисковать капиталом без какого-либо специального обеспечения и гарантий, естественным образом может сложиться один из следующих неблагоприятных выводов:
инициатор проекта тривиально ленив, но тогда он будет ленивым и во время работы с доверенными ему средствами,
инициатор профессионально некомпетентен и ему по этой причине нельзя вверять фонды,
продвигаемый инвестиционный проект в действительности малоэффективен или слишком рискован и этого в подробном бизнес-плане не хотят показывать венчурному инвестору,
по отношению к венчурному инвестору вынашиваются откровенно мошеннические планы.
Существует масса рекомендаций по составлению бизнес-плана, однако никакое добросовестное изучение этих рекомендаций и следование им не заменят обычного здравого смысла в понимании того, на какие вопросы опытный (или нанимающий специальных аналитиков) инвестор желает получить убедительный ответ.
Даже если это институциональный инвестор, не надо забывать, что в каждой фирме существует своя бюрократическая процедура, что менеджеры несут ответственность перед акционерами и т.п. Так что как раз в этих случаях, возможно, придется представлять наиболее проработанные бизнес-планы, отвечающие, как минимум, на восемь основных вопросов:
1. Какова инвестиционная эффективность проекта по сравнению с обычной рыночной ставкой ссудного процента, характеризующей простейшую альтернативу вложения средств, например, на банковский депозит?
2. Насколько емким (по выявленной потребности и платежеспособному спросу), выгодным по конъюнктуре, перспективным (растущим) и нетрудным для освоения является рынок сбыта продукта или услуги, выпуск которых собираются наладить?
3. Если рынок сбыта является достаточно конкурентным либо (тем более) уже монополизированным, то насколько значимы и в чем заключаются конкурентные преимущества начинаемого предприятия и его продукта, позволяющие рассчитывать на вытеснение с рынка имеющихся там конкурентов?
4. Насколько удовлетворительным по уровню цен и объему предложения, надежным в смысле неухудшения этих параметров и доступа к поставкам и услугам является выбранный в бизнес-плане рынок ресурсов?
5. Каковы технические и коммерческие риски предприятия (проекта) и как и с какими издержками планируется их минимизировать?
6. Сколько средств, когда, в какой форме (деньги, оборудование, ноу-хау и т.п.) и почему именно столько и в этой форме требуется от венчурного инвестора для начала и последующего развития предприятия?
7. Каковы ближайшие перспективы финансового состояния намечаемого предприятия и возможности извлечь из него прибыль, с каким объективным стартовым периодом временно убыточной деятельности предприятия надо считаться? Не нужно ли будет, спасая проект и вложенный капитал, какое-то время даже предотвращать неплатежеспособность начинаемого предприятия дополнительными «вливаниями» в него ликвидных фондов?
8. Насколько продуманной в смысле максимизации прибыли является планируемая политика предприятия в части наилучшего сочетания намечаемых цен сбыта, объемов выпуска продукта на рынок, структуры текущих издержек и размера привлекаемых стартовых инвестиций?
Самыми важными из этих вопросов являются четыре первые два, шестой и седьмой.
Ясность по ним уже дает инвестору достаточно полное представление, в каком проекте ему предлагают участвовать, насколько реалистичны запрашиваемые суммы и перспективы получения с них отдачи в обозримом будущем.
Стало быть, бизнес-план должен, как минимум, (при любой вольной, но логичной структуре) дать ответ именно на указанные четыре вопроса.
В более развернутых бизнес-планах разделы, касающиеся остальных вопросов рассматриваемого перечня, могут готовиться позднее в том числе, для привлечения дополнительных венчурных инвесторов (скорее кредиторов, чем партнеров).
Прокомментируем более подробно общепринятые (особенно в международной практике) профессиональные требования к представляемым материалам, а также логическую последовательность и взаимосвязанность проработки всего их комплекса.
--PAGE_BREAK--Глава 2. Бизнес-план организации малого сельско-хозяйственного предприятия
2.1. Цели бизнес-плана
Целями бизнес-плана являются:
1.Обоснование рентабельности выбранного вида деятельности — выращивание промышленной птицы на действующих собственных производственных площадях и реализация пухо-перового сырья прижизненного ощипывания и мяса птицы на внутреннем и внешнем рынках;
2.Выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период;
3.Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия при расчетах с банком за заемные средства.
Задачами предприятия в инвестиционный период являются:
осуществить реконструкцию помещения птичника с целью подготовки производства к обеспечению замкнутого технологического цикла (первая очередь производство на основе закупаемого молодняка птицы; вторая очередь собственная инкубация молодняка птицы с промышленным производством яиц от племенного стада птицы с последующим производством пухоперового сырья и промышленного мяса);
провести техническое переоснащение птицефабрики и обеспечивающей инфрастуктуры, обновить парк машин и технологического оборудования;
закрепиться и расширить управляемый сегмент регионального рынка сбыта мяса промышленной птицы на основе прямых договоров со сбытовыми организациями;
реализовать договора-намерения и укрепить каналы сбыта пухо-перового сырья на экспорт;
обеспечить накопление массы прибыли от производства и сбыта готовой продукции, достаточной для удовлетворения личного потребления и реализации второй очереди развития производства.
Выбранный вид деятельности сочетается с региональными программами развития аграрного сектора экономики Ростовской области и повышения обеспеченности населения продуктами первой необходимости.
Накопление собственного капитала в фермерском хозяйстве создает базу для закрепления производительных сил на селе и обновления технологии аграрного производства.
Экспортно-импортные операции крестьянских хозяйств обеспечивают интеграцию местных аграрных производителей в мирохозяйственный процесс и прививают им рыночные навыки хозяйствования.
2.2. Предприятие и его продукция
Месторасположение и собственность предприятия.
Инициатор проекта фермерское хозяйство «Овис»- зарегистрировано Постановлением главы администрации Варненского района челябинской области 22 мая 2005 г. N409. Хозяйство является самостоятельным субъектом с правом юридического лица, образованным семьей и группой лиц с целью производства и реализации сельско-хозяйственной продукции, переработки сельско-хозяйственного сырья, торгово-закупочной деятельности.
В собственности фермерского хозяйства «Овис» находится помещение птичника стоимостью на 20.02.2007 150,0 тыс. руб. (Заключение об оценке недвижимого имущества прилагается). Здание птичника кирпичное, площадью 1.395 м кв., с пристройками, фундамент каменный, перекрытия деревянные, крыша шиферная. Помещение птичника оборудовано водопроводом от артезианской скважины, канализацией, вентиляцией, отоплением, освещением.
Техническое оборудование птичника и агрегатов для приготовления пухо-перового сырья оценивается на 19.02.2007 суммой в 103,7 тыс. руб. собственного имущества.
Для освоения современных технологий выращивания птицы и приготовления пухо-перового сырья основные фонды предприятия требуют реконструкции и развития производственной инфраструктуры.
2.3.Технология и продукция предприятия
Основным видом деятельности является выращивание птицы гусей для их ощипывания, приготовления пухо-перовой массы и убой птицы для реализации мяса после окончания циклов ощипывания пуха.
Технологический цикл составляет не более шести месяцев, что значительно снижает рентабельность деятельности из-за вынужденного простоя основных средств в течение года.
Основные мощности птицефабрики на момент анализа загружаются не более, чем на 20 — 25 % в силу отсутствия средств на закупку племенного стада птицы и реконструкцию птичника.
Кормовой базой птицефабрики являются пастбищные угодья, частично посевные площади, но основные корма закупаются у предприятий изготовителей комбикормов.
Технология раздачи кормов, очистка помещений, ощипывание пуха, убой птицы, доведение тушек до кондиционных требований ручная.
Продукция хозяйства гусиное, белое, пухоперовое сырье прижизненного ощипывания.
Структура 1 кг сырья: пуха 28-32%; пера 72-68%. Упаковка сырья мешки из тика по 20 кг массы.
Потребителями пухо-перового сырья являются предприятия-заготовители в регионах страны
. Достигнутый объем поставок 580-630 кг сырья в год.
Выпуск аналогичной продукции в регионе (прижизненное ощипывание птицы) на промышленной основе практически не ведется.
Технология приготовления пухо-сырьевой массы на действующих птицефабриках является сопутствующим процессом, осуществляется на убитых птицах, что значительно снижает качество приготовляемой массы и сужает рынок сбыта производителей. В частном аграрном секторе Ростовской области заготовка пухо-перового сырья неразвита.
Приведенные факторы подтверждают целесообразность заполнения данной рыночной ниши в расчет на растущую потребность в высококачественном пухо-перовом сырье на отечественном и зарубежном рынках.
Мясная продукция гусиные тушки и субпродукты. Выход мяса с одной единицы птицы 4 кг высшей и первой категории.
Достигнутый годовой объем производства составляет 7,8-8,5 тонн мясной продукции.
Рынок сбыта — местный: «кооперативные» рынки в городах Ростовской области (розничная продажа 45%); торгово-посреднические предприятия (оптовая продажа 40%); предприятия общепита (по договорам 15%).
Сбыт мясной продукции хозяйства осуществляется по среднерыночным ценам в условиях конкуренции с товаро-замещающей продукцией отечественного и зарубежного производства (куриные тушки и окорочка, тушки утки, мясо индейки и т.д.).
Производство гусиного мяса на промышленной основе в регионе не развито ввиду его нерентабельности при чисто мясном производстве (из-за большой длительности производственного цикла откорма гусей, относительно высокой трудоемкости выращивания данного вида птицы, большого удельного расходования кормов).
В сочетании с производством пухо-сырьевого сырья реализация мясной продукции гусиных ферм выравнивается со среднеотраслевым уровнем рентабельности мясо производящих предприятий, а сам бизнес становится конкурентоспособным.
Инвестиционный план
Инвестиционный замысел фермерского хозяйства «Овис» состоит из двух очередей:
первая очередь: развитие производственной мощности до уровня в 10.000 голов одновременного содержания птицы при условии ежегодного возобновления закупок молодняка;
вторая очередь: организация собственного инкубационного производства молодняка птицы при наличии маточного стада гусей.
Данный бизнес-план ориентирован на обоснование условий реализации первой очереди развития предприятия и подготовки производства ко второй очереди.
Таблица 1.
Объекты и направления инвестиций
Направления инвестиций
Источники средств
Сумма инвестиций, тыс. руб.
Собственные
Заемные
1. Приобретение производственных помещений и оборудования
80,0
80,0
2. Приобретение молодняка птицы
30,0
30,0
60,0
3. Капитальное строительство и реконструкция:
— водонапорная башня
15.0
30,0
45,0
— реконструкция производственных помещений:
20,0
20,0
4. Приобретение оборудования и машин:
— трактор
40,0
40,0
— кормораздатчик
20,0
20,0
— машина сухого ощупывания птицы
18,0
18,0
ВСЕГО инвестиций:
143,0
140.0
283,0
из них: основные фонды — 223,0 тыс. руб.
Объектами инвестиций по первой очереди развития являются
(см. таблице 1.):
реконструкция производственных помещений;
строительство водонапорной башни;
приобретение оборудования и машин;
закупка молодняка птицы для годового объема производства.
Сумма инвестиций по первой очереди проекта — 283.0 тыс. руб., из которых за счет собственных средств реализуется 143.6 тыс. руб., за счет заемных -140.0 тыс. руб.
Проектируемая мощность птицекомплекса 10.000 голов одновременного содержания птицы.
Производственный цикл для мясопродуктов — 6 месяцев (180 дней): от закупки молодняка до убоя промышленной птицы (один цикл в год).
Производственный цикл для пухо-перового сырья (один цикл в год):
1 стадия 50 дней (первое ощипывание пуха);
2 стадия — 40 дней (второе ощипывание пуха);
3 стадия — 40 дней (третье ощипывание пуха).
Принятая технологическая схема с одним годовым циклом (первая очередь развития) предусматривает возможность технического обслуживания и реконструкции основных фондов, что отражается в операционном графике работ (см. табл. 2.).
В соответствии с инвестиционным замыслом предприятия на предпроектной стадии производства осуществляется заключение договоров-намерений на экспорт пухо-перового сырья, на закупку молодняка птицы (гусят), поставку кормов.
Предварительная разработка проектно-сметной документации на реконструкцию производственных помещений и производство строительно-ремонтных и капитальных работ предусматривается в момент получения заемных средств, о чем имеется договоренность с соответствующими подрядными организациями.
Таблица 2.
Oперационный график инвестиционного периода
Кварталы
Периоды инвестирования
1-й год
2-й год
3-й год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1. Заключение (контрактов) на пухо-перового сырья
+
+
2. Заключение договоров молодняка птицы и кормов
+
3. Кредитование
+
4. Поставки молодняка и кормов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5. Выход на производственную
+
+
+
+
6. Реализация
+
+
+
+
+
+
7. С подрядчиками и поставщиками
+
+
8. Реконструкция и строительство
+
+
+
+
+
9. Поставки оборудования и машин. Расчеты с поставщиками
+
+
+
+
10. Расчеты с подрядчиками
+
+
11. Выход на производственную мощность 75%
+
+
+
+
12. Выход на производственную мощность 100%
+
+
13. Расчеты с кредиторами
+
продолжение
--PAGE_BREAK--
Поставка и монтаж технологического оборудования и машин осуществляется после первого производственного цикла ввиду того, что на первом цикле значительные инвестиции были вложены в закупку молодняка птицы и кормов. Кроме того, часть заемных средств резервируется для обеспечения устойчивости развития и последующего их вложения в оборудование, машины и строительство во втором инвестиционном цикле (см. табл.2.).
После второго инвестиционного периода предприятия по своим финансовым возможностям в состоянии продолжить капитальное строительство, закупать машины и технологическое оборудование.
В конце инвестиционного периода (3-й год) завершается строительство объектов инфраструктуры, модернизация и переоснащение технологического оборудования, ремонт производственных помещений (см. табл.2.).
2.4. Анализ рынка
Фермерское (крестьянское) хозяйство «Овис» работает на внутреннем региональном рынке (сбыт мяса птицы) и на внешнем экспорт пухо-перового сырья по договорам поставок с иностранными партнерами.
Рынок сбыта мясопродуктов сегментирован по следующим признакам:
географический ареал: г. Челябинск, г. Троицк, г. Магнитогорск;
среднедушевой денежный доход населения: потребление мяса птицы в ежемесячном рационе семьи на каждого ее члена -1,5 кг (при рыночной стоимости 15,0 руб./кг) доступен при среднедушевом доходе в размере 600-700 руб./мес. на человека, что составляет по данным статистических органов 2,7% для населения Челябинской области.
Отсюда, потенциальная емкость рынка сбыта гусиного мяса составляет в месяц: 2.000.000х0,027х 1,5 = 81.000 кг.
Согласно технологической схеме производства, дооткорм промышленной птицы, ее убой и реализация гусиного мяса осуществляется в течение 3-х месяцев. Тогда, для предприятия «Овис» потенциальная емкость рынка в один производственный цикл составит: 81.000х3 =243.000 кг.
На избранный сегмент рынка поставки импортного гусиного мяса на настоящий момент времени практически не осуществляются.
С учетом удорожания кормов сокращаются поставки на рынок гусиного мяса и со стороны частных крестьянских хозяйств, занимающих сегодня доминирующее положение на региональном рынке.
Специализированные предприятия в данном районе по производству мяса птицы производят, в основном, куриное мясо и не оказывают, по существу, конкурентного воздействия на сбыт мясной продукции предприятия «Овис» в выбранном сегменте рынка, рассчитанного на спрос покупателей с высоким уровнем доходности.
При полном освоении запроектированных мощностей птицефабрики фермерское хозяйство рассчитывает на долю в управляемом сегменте рынка, составляющую около 15% от выбранного сегмента рынка: 243.000х0,15 = 36.450 кг/год.
Прогнозируемый объем производства и продаж гусиного мяса рассчитывается исходя из:
максимальной производственной мощности птицефабрики — 10.000 голов птицы;
коэффициента падежа — 15%;
выхода промышленного мяса с одной единицы птицы — 4 кг Тогда максимальный объем производства в натуральном выражении составит: 10.000х(1 — 0,15)х4 = 34.000 кг, что меньше прогнозируемых 36.450 кг/год (15% от емкости рынка) и, следовательно, характеризует прогноз сбыта с высокой вероятностью желаемого исхода.
Сбыт пухо-перового сырья планируется в полном объеме осуществлять на экспорт по полученным офертам от зарубежных предприятий-посредников и согласно договорам намерений (копии прилагаются). Основное требование, предъявляемым к пухоперовому сырью со стороны покупателей — его качество. Данным требованиям предприятие «Овис» отвечает, так как прижизненное ручное ошипывание птицы дает высокие технологические и потребительские характеристики массы.
Предыдущий опыт предприятия по сбыту пухо-перового сырья позволил приобрести необходимую квалификацию персоналу и укомплектовать технологическое оборудование по требованиям стандарта продукции, отправляемой на экспорт.
Прогнозируемый объем производства и реализации пухо-перового сырья рассчитывается исходя из заявленного спроса на готовую продукцию и следующих внутренних условий:
выход пухо-перовой массы с одного ощипывания птицы -100 г;
количество циклов ощипывания в год — 3;
максимальная производственная мощность птицефабрики -10.000 голов;
коэффициент падежа — 0,15.
Тогда, максимальный объем производства в натуральном выражении составит: 10.000х(1 — 0,15)х0,1х3 = 2.550 кг, что меньше подтвержденного спроса (3 тонны пухо-перовой массы — см. приложение) и является признаком гарантированного сбыта продукции в инвестиционный период.
АНАЛИЗ РЫНКА СЫРЬЯ
Сырьевой базой производства предприятия «Овис» являются:
собственные пастбищные угодья;
посевные площади для выращивания зеленой массы;
предприятия, производящие комбинированные корма.
По установившимся договорным отношениям с зерновыми элеваторами в Варненском районе, Бреденском осуществляет закупку основной массы кормов для промышленного стада гусей.
Предприятие пользуется оптовыми скидками с цены за единицу сырья (кормов) в силу оптовых закупок. Установившаяся цена 1 кг кормов на момент анализа составляла 0.2 — 0.25 руб./кг.
При опытной среднегодовой (среднецикловой) норме потребления комбикормов в сутки на одну голову птицы, равной 200 г, и стаде птицы в 10.000 штук в цикле (при коэффициенте падежа -0,15), с учетом длительности производственного цикла выращивания птицы на мясо в 180 суток получаем годовую потребность в комбикормах в объеме: 10.000х(1 — 0,15)х0,2х180 = 306.000 кг/год, а в стоимостном выражении издержки на закупку кормов составят: 306.000х0,2 =61.200 руб.
Таким образом, рынок кормов и цены на них можно считать устоявшимися, а каналы поступления проверенными и надежными на весь инвестиционный период.
2.5. План производства
Исходные данные:
Мощность птицефабрики -10.000 голов птицы одновременно.
Продукция: основная — пух гусиный, мясо гусиное, субпродукты.
Производственный цикл для мясопродуктов — 6 месяцев (180 дней): от закупки молодняка до убоя промышленной птицы.
Производственный цикл для пуха:
1 стадия — 50 дней (первое ощипывание пуха);
2 стадия — 40 дней (второе ощипывание пуха);
3 стадия — 40 дней (третье ощипывание пуха).
Выход пуха с одной птицы за одно ощипывание — 100 г.
Коэффициент падежа — 15%;
Количество циклов в год — 3;
Годовой план производства пуха: 10.0х3х(1-0.15)х0.1 =2.550 кг/год
Выход мяса птицы (без субпродуктов) с одной головы — 4кг;
Коэффициент падежа -15%;
Количество циклов в год (180 дн.) — 1;
Годовой план производства мяса птицы:
10.000х1.0х(1-0.15)х4 = 34.000 кг Объем оборота по пуху в год (при оптовой цене пуха — $30/кг): 2.550х30 = $76.500 = 432.225 руб. (по курсу $1 = 5.65 руб.) Объем оборота по мясу птицы в год (при оптовой цене 1кг мяса птицы — 15 руб.): 34.000х15=510.000 руб.
Общий объем оборота фирмы в год:
432.225 + 510.000 = 942.225 руб.
Единый налог с валовой выручки фермерского хозяйства — 10%: 42.225х0,1 = 94.223 руб.
Чистый доход с оборота: 848.003 руб.
Расчет издержек производства:
1. Материальные издержки.
Стоимость закупаемого молодняка птицы:
цена оптовая ед. молодняка (суточный цыпленок) — 6 руб./шт.;
стоимость одной закупки: 10.000х6 = 60.000 руб.;
Стоимость кормов на год:
расход кормов на 1 голову в день (среднегодовой) — 200 г;
стоимость 1 кг кормов — 0.2 руб./кг;
годовая (180 дн.) потребность в кормах (падеж 15%): 0,2х 180х 10.000х(1 — 0,15) = 306.000 кг/год;
издержки на корма годовые: 306,0 тоннх200 руб./ т = 61.200 руб./год.
2. Издержки на заработную плату:
месячный оклад одного рабочего -150 руб.;
месячный оклад работника аппарата управления — 250 руб.;
рабочих в год (7 чел.): 150х 12х 7 = 12.600 руб.;
аппарата в год (2 чел.): 250х12х2 =6.000 руб;
Всего на з/п в год: 18.000 руб.
3. Издержки на топливо и энергию в год:
расход энергии на промывку и сушку 1 кг сырья — 0,7 квт;
вес сырья — 2.550 кг;
стоимость 1 квт. — 0.426 руб.;
расход на электроэнергию для промышленных нужд: 2.550х0,7х0.426 = 761,66 руб.
4. Транспортные расходы в год:
расходы на внутренние транспортные перевозки — 28.000 руб.;
расходы на контейнерные перевозки:
контейнер 5 т. — $5000 = 28.250 руб.;
тара — мешки (из тика, 30 руб. мешок; объем — 20 кг товара): 2.550: 20х30 =3.825 руб.
таможенные издержки (FOB-Таганрог): 432.225х0,0015 = 648,34 руб. Всего транспортные расходы: 60.723 руб.
5. Услуги сторонних организаций в год: 12.000 руб./год.
6. Амортизация (5% от стоимости основных фондов):
205.000 руб.х0,05 = 10.250 руб.
Издержки годовые всего: 222.935 руб.
Расчет прибыли и рентабельности:
Объем оборота 942.225 руб.;
Налог с оборота 94.223
Чистый доход с оборота 848.003
Издержки 222.935
Плата по процентам за кредит 33.600 (из расчета 24% годовых)
Прибыль 591.468
Рентабельность внутренняя, доля 2,3
2.6. Стратегия маркетинга и сбыта
Сбыт готовой продукции предприятие «Овис» организует по мере увеличения объемов производства и расширения каналов реализации продукции.
В случае неблагоприятной конъюнктуры сбыта мяса птицы (падение доходности населения, резкий скачок объемов поставок импортного гусиного мяса, непрогнозируемое появление конкурирующих фирм) в качестве коммерческой стратегии хозяйство определило для себя стратегию «ценовой дискриминации» конкурентов.
Такой ход в борьбе за рынок сбыта предприятие может себе позволить путем снижения доли прибыли в цене в силу значительного запаса финансовой прочности бизнеса, а также возможности варьирования ассортиментом выпускаемой продукции.
В качестве проектируемых каналов сбыта мяса птицы (предварительные переговоры уже проведены) намечаются такие потребители, как АО «Тавр», предприятия Челябинской областной потребкооперации.
Будучи практически единственным в районе специализированным предприятием по промышленному выращиванию гусей, фермерское хозяйство «Овис» в состоянии через расширяющуюся сеть каналов сбыта мяса птицы удержать запланированную долю рынка в 13 — 15%, как и предусматривается бизнес-планом.
Сбыт пухо-перового сырья высокого качества предприятие планирует и в постинвестиционный период осуществлять на экспорт.
Потребность отечественных промышленных потребителей пухо-перовой массы удовлетворяется ныне (и прогнозируется на 3 -5 лет) сырьем, поставляемым птицекомбинатами, с невысоким качеством и, соответственно, по относительно низким ценам.
В этих условиях предприятие «Овис»на 3 -4 года ориентируется на поставки своего высококачественного пухо-перового сырья за рубеж. Цены на данное сырье на западных рынках выше предлагаемых хозяйством «Овис», поэтому на прогнозируемый период сбыт продукции предприятия представляется устойчивым.
2.7. Финансовый план. График погашения кредита
Финансовый план предприятия составлен исходя из графика поэтапного ввода мощностей птицефабрики (50%, 75%, 100% -см. Операционный график работ — табл. 3.2), принятой очередности капитальных вложений и расчетов с поставщиками и подрядчиками (см. табл. 3.2), а также цикличностью производственного процесса выращивания промышленной птицы на убой (для реализации мяса птицы) и периодами ощипывания птицы для реализации пухо-перового сырья.
Финансовый план (см. табл. 7.1) отражает движение денежных потоков по периодам инвестирования в разрезе баланса: «Поступления» «Платежи». Нарастающий итог баланса отражает накопление денежных средств предприятия для погашения банковского кредита в конце второго года инвестиционного периода и средств второй очереди развития и потребления в конце третьего инвестиционного года.
Для обеспечения положительного сальдо предпринимательской деятельности необходимо льготное кредитование (0,5 ставки ЦБ), что позволяет погасить банковский кредит через 18 месяцев с момента кредитования (8 кв. инвестиционного периода).
Точку безубыточности предприятие проходит в конце первого года предпринимательской деятельности (5 кв. инвестиционного периода), что благоприятно с точки зрения скорейшего накопления средств для возврата кредита.
Таблица 3.
Финансовый план
Показатели тыс. pуб
Периоды инвестирования (кв.) и % освоения мощности
Кварталы
1-й год
2-й год
3-й год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Мощность, %
50
50
50
50
75
75
75
75
100
100
ПОСТУПЛЕНИЯ
140,0
255.0
216,0
383,0
324,0
510.0
432,0
Выручка
255.0
216.0
383.0
324.0
510,0
Мясо
255,0
383,0
510.0
Пухо-перо
216.0
324.0
432,0
Кредит
140.0
ПЛАТЕЖИ
64.4
35,4
74.3
127,4
71,4
230.0
135,9
45,5
97,2
91.4
Расчеты с поставщиками молодняка
30,0
45,0
60,0
Расчеты с поставщиками кормов
7,0
8.0
11,0
11,0
14,0
15.0
Расчеты с подрядчикам
20,0
45,0
Расчеты с поставщиками оборудования и машин
20.0
20,0
10,0
10,0
Другие платежи и налоги *
19,0
19,0
45,9
54,0
32,0
70,6
65,9
21,5
37,2
91,4
Платежи по % Возврат кредита
8,4
8,4
8,4
8,4
8.4
8.4
Баланс (1-2)
+75.6
-35,4
+180,7
+88,6
-71.4
140.0 +153.0
+188.1
-45,5
+412.8
+340,6
Нарастающим итогом
+75,6
+40,2
+220.9
+309.5
+238,1
+391.0
+579,1
+533,1
+946.5
+1287,0
2.8. Анализ рисков и расчет эффективности
На момент погашения кредита (8 кв.) запас надежности предприятия составляет: 391,0: 140,0 = 2,79, что означает значительную гарантию возвратности кредита.
Коммерческий риск оценивается вероятностью потери оборотных средств в прогнозируемой точке безубыточного оборота (5 кв.) и равен: 74,3: 22 = 0,34.
Рентабельность деятельности после выплаты кредита составляет: 324,0: 135,9 = 2,38.
Рентабельность инвестиций (12 кв.) равна: 1.287,0:265=4,86.
Инвестиционный риск на прогнозируемый момент погашения кредита (8 кв.) равен: 140: (391 + 140) = 0,26.
Срок окупаемости кредитных средств: 140:180,7 =0,77 года.
Заключение
Данный бизнес-план разработан с целью обоснования своевременности и полноты возврата кредитных средств и платежей по кредиту за счет прибыли от производственной и реализационной деятельности предприятия — инициатора проекта.
Позитивным фактором долга кредитора представляется сравнимая с суммой заемных средств величина собственных вложений предприятия в данный инвестиционный проект.
При прочих равных условиях, прогнозируемая рентабельность вида деятельности по проекту предполагает сжатые сроки накопления чистой прибыли, достаточной для погашения кредита и сохранения при этом большого запаса финансовой устойчивости.
Список используемой литературы:
1. Аксенок И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. М.: Наука, 2005.
2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006.
3. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. — М.: Банки и биржи, 2007.
4. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2006.
5. Инновационная экономика / Под общ. ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2008.
6. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: ЦИСН, 2005.
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007.
8. Ковалёв Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2008.
9. Кокурин Д.И. Инновации в современной России: проблемы активизации. – М.: Финансы, 2007.
10. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере транспортных услуг. — М.: Дело, 2005.
11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
12. «Организация поддержки малого бизнеса» под редакцией Каганова В.Ш. — М.: Академия менеджмента и рынка, изд.Перспектива, 2004.
13. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 2005.