--PAGE_BREAK--Практически ежедневная работа государственного посредника, решающего ту или иную задачу по организации экспорта, определенную его уставом, связана во многом с прохождением через лабиринт нормативно-правовых актов, с которыми он сверяет границы своих полномочий и возможные действия, обеспечивая очистку специфического политизированного товара — продукции, работ и услуг военного (двойного, смешанного) назначения — от политической составляющей и переводу его в разряд товара купли-продажи.
В-третьих, в стране не существует ни одной институциональной структуры по подготовке кадров для осуществления деятельности в сфере ВТС, а значит при работе в имеющейся системе подбора кадров еще долго будет существовать высокий риск принятия неэффективных управленческих решений, и значит возникновения по этой причине неблагоприятных последствий.
В-четвертых, ограниченность в наборе клиентов — получателей российских вооружений на ближайшую перспективу. Это, прежде всего, связано с особенностью внешнеполитического положения России, при котором Запад имеет серьезные возможности для осуществления экономического и политического давления на нее. Так, например, США уже неоднократно заявляли, что Россия в случае продолжения военно-технического сотрудничества с Ираном (на сегодняшний день, третьим по объему экспорта ВВТ партнером России после Китая и Индии) понесет на западных рынках, прежде всего американских, потери на сумму до 1,0 млрд. долл., в первую очередь по сотрудничеству в ракетно-космической сфере.
В-пятых, не вполне удовлетворительная для большинства предприятий российского ВПК специфика нынешнего мирового рынка вооружений (его коммерческой части) — низкая емкость, низкая экономическая отдача (многие западные фирмы работают здесь сегодня «на вырост», чего не может делать Россия), повышенное внимание к высокозатратным и не слишком прибыльным обслуживанию вооружений у покупателя, поставкам запчастей, осуществлению модернизации, обучению персонала и т.д.
Кроме того, работа в этих направлениях зачастую требует построений серьезных промышленных альянсов со странами-импортерами, а это, в свою очередь, не всегда может совпадать с текущими геополитическими интересами России.
В-шестых, отсутствие возможности для снижения себестоимости отечественной ПВН за счет увеличения ее серийности в результате поставок на экспорт. Наши партнеры все более «привередливы», требуют удовлетворения своих специфических пожеланий, что налагает определенные обязательства на разработчиков и производителей — и увеличивает себестоимость экспортируемых вооружений.
1.2 Классификация рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества Основная доля коммерческих рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества связана с проблемой исполнения всеми участниками процесса ВТС предписанных им функций, а также взятых на себя обязательств в ходе заключения и исполнения контрактов. В сочетании с необходимостью непрерывного прогнозирования динамики мирового рынка ПВН, состояния российской экономики, промышленности и финансов, внешнеполитических ориентиров, расчеты рисков возможного неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств требуют от государственного посредника значительных информационных и организационных усилий.
После соответствующих решений Президента и Правительства Российской Федерации, разрешающих экспорт конкретной продукции, работ и/или услуг военного назначения в конкретную страну на четко определенных условиях, на первый план выдвигаются и становятся определяющими коммерческая целесообразность, прибыль, традиции и правила международной торговли. С этого момента ответственность за политические риски в отношении последствий экспорта указанных продукции/работ/услуг иностранному заказчику ложится на Правительство РФ (министерства, ведомства, с которыми соответствующие решения были согласованы), производственные риски — на изготовителя продукции, а все коммерческие (предпринимательские) риски — на государственного посредника, заявившего о своей готовности и способности продать за рубеж данный товар.
Функционирование ВТС невозможно без соблюдения экспортерами действующих национальных и международных норм, правил и обычаев, а министерствами и ведомствами — принятых решений и границ своих полномочий. Одна из особенностей функционирования системы ВТС заключается в том, что участвующие в ней министерства, ведомства, организации и предприятия — в ходе согласования и исполнения тех или иных распорядительных документов — отстаивают, как правило, свои корпоративные интересы.
Последние связаны, прежде всего, с необходимостью решения тех задач политического, экономического, военно-технического и иного характера, которые входят в их прямую компетенцию и за решение которых они несут ответственность перед руководством страны.
Согласно общепринятой мировой практике весь спектр рисков в деятельности любого хозяйствующего субъекта принято подразделять на следующие семь основных групп (см. Рис.2).
Рисунок 2. Риски в деятельности хозяйствующего субъекта
Риски предпринимателей могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся риски, не связанные непосредственно с деятельностью предпринимателей, их клиентов и контрагентов (стихийные явления природы, техногенные катастрофы, злоумышленные действия третьих лиц, уровень инфляции, политические события и т.д.). Внутренние риски возникают в результате конкретной деятельности этих предпринимателей (уровень себестоимости поставляемой продукции, предоставляемых услуг, их качество и надежность, условия сбыта, предпродажный и послепродажный сервис, качество рекламы, технический уровень основных производственных фондов, уровень обеспеченности оборотным капиталом, соотношение между собственными и заемными средствами, отбор клиентов, профессиональный уровень рабочих и служащих и т.д.).
Однако добиться четкого разграничения всех сопутствующих предпринимательской деятельности рисков на внешние и внутренние практически невозможно. В той или иной степени хозяйственная деятельность оказывает влияние на факторы возникновения любых рисков. Так, лишь административно-управленческий риск можно однозначно считать внутренним, а политический, экономический и экологический риски относить безоговорочно к внешним. Криминальный, финансовый и социальный же риски, несмотря на отсутствие явной зависимости от деятельности хозяйствующего субъекта, все же связаны с ней, и в каждом конкретном случае взаимозависимость в той или иной степени будет иметь место.
Одним из способов защиты от предпринимательских рисков является заключение договоров страхования. При этом потенциальный страховой интерес предпринимателей связан с получением покрытия по максимально возможному количеству видов риска. Однако страховщик при решении вопроса о принятии ответственности, прежде всего, исходит из вероятностного характера наступления страхового случая, не зависящего от воли страхователя. Внутренние риски далеко не всегда отвечают этому требованию. Следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности, страхованию будут подлежать в первую очередь внешние риски.
1.3 Анализ проблемы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества Законодательство трактует понятие страхования предпринимательского риска следующим образом.
Ст.933. Гл.48. «Страхование» ГК. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен. Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.
При этом Приложение 2 «Классификация по видам страховой деятельности» к Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. №02-02/08, классифицирует указанный вид страхования следующим образом.
П.9. «Страхование финансовых рисков» Гл. «Имущественное страхование». Страхование финансовых рисков представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов (дополнительных расходов) лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями:
а) остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
б) потеря работы (для физических лиц);
в) банкротство;
г) непредвиденные расходы;
д) неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
е) понесенные застрахованным лицом судебные расходы (издержки);
ж) иные события.
Понятие предпринимательского риска как такового можно найти в Постатейном комментарии к Ч.1. ГК.
Под предпринимательским риском в комментируемой главе (здесь — Гл.48. «Страхование») понимается риск убытков, которые могут возникнуть у предпринимателя вследствие нарушения своих обязательств его контрагентами, а также в связи с изменением условий его предпринимательской деятельности по не зависящим от самого предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения им ожидаемых доходов (П.2. Ст.929).
Таким образом, под страхованием предпринимательских (коммерческих, финансовых) рисков понимается страхование предпринимателем рисков своих убытков и неполучения ожидаемых доходов от застрахованной предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам. Объектом данного страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с осуществлением коммерческой деятельности.
В соответствии с П.10. Гл. II. «Цели и предмет деятельности предприятия» Устава федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 января 2001 г. №8, Предприятие осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении вооружения, военной техники, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), и информации в военно-технической области (далее именуются — продукция военного назначения), другой продукции, отнесенной в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» к продукции военного назначения, а также в отношении продукции двойного и специального назначения в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее именуется — военно-техническое сотрудничество) и получения прибыли от этой деятельности.
2. Создание системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества 2.2 Разработка структуры системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества В отличие от классических видов страхования, страхование предпринимательских рисков характеризуется большим и не всегда четко определенным набором рисковых ситуаций, крупными размерами убытков при меньшей частоте их возникновения, а также усложненной и растянутой во времени системой определения размеров и причин возникновения этих убытков.
Современная методология оценки предпринимательских рисков включает учет статистики действительных ущербов, которые произошли в мировой промышленности. На основе этих статистических данных установлены стандарты, процедуры и практические законы для минимизации вероятности повторения опасных ситуаций. Крупные западные страховщики имеют набор специальных инструкций для инспекторов, в которых перечислены основные требования для объектов страхования, без выполнения которых и речи не может идти о заключении договоров страхования предпринимательских рисков. Это, во-первых, требования к используемому оборудованию и оснащению его системами безопасности (что, в нашем случае, касается предприятий ОПК России, производящих ПВН для мирового рынка), во-вторых, требования к отбору контрагентов на всем пути товародвижения — от предприятия-изготовителя ПВН до покупателя (заказчика) того или иного вида продукции, и, в-третьих, требования достаточно высокого уровня уже имеющейся страховой защиты от имущественных рисков (страхование имущества предприятий-изготовителей ПВН, страхование грузов экспортируемой продукции на специально оговоренных условиях и т.д.). В соответствии с этими инструкциями страховщик обязан обратить внимание на производственный, технический и управленческий факторы у потенциального страхователя и определить в каждом конкретном случае присущие этим факторам опасности.
В деятельности любого хозяйствующего субъекта необходим индивидуальный подход при отборе рисков для заключения договоров страхования.
С понятием «риск» тесно связано понятие ущерба. Если риск — это только возможное отрицательное отклонение, то ущерб — реально состоявшаяся потеря. Принимая решения по тем или иным вопросам хозяйственной деятельности, предприятие должно оценить степень риска. В условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей риска в деятельности любого хозяйствующего субъекта.
безрисковая область;
При «осторожном ведении дел», когда субъект ничем не рискует, отсутствуют любые потери, и он получает как минимум расчетную прибыль. Теоретически, объем прибыли в данном случае ничем не ограничен, но в условиях сегодняшней жесточайшей конкуренции такое упразднение риска упраздняет и прибыль.
область минимального риска;
В процессе деятельности субъект рискует лишь частью или в пределах всей величины чистой прибыли.
область повышенного риска;
Субъект рискует тем, что в худшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем — получит прибыль намного меньше расчетного уровня.
область критического риска;
Субъект рискует не только потерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку. В этом случае ему придутся возмещать часть затрат за свой счет.
область недопустимого (катастрофического) риска.
Деятельность субъекта приводит к банкротству, потере инвестиций.
Количественная оценка риска — это численное определение размеров ущерба и недополученной прибыли (убытков) от наступления конкретного риска и от всей деятельности в целом при помощи различных методов:
1) статистического;
2) анализа целесообразности затрат;
3) метода экспертных оценок;
4) использования аналогов.
В первом случае анализируется статистика потерь и прибылей в деятельности данного или аналогичного субъекта хозяйствования. Составляется расчет на будущее, рассчитываются вариация, дисперсия и стандартные отклонения.
Вариация — изменение количественной оценки признака при переходе от одного случая к другому. Например, изменение рентабельности определяется суммированием произведений фактических значений рентабельности (ЭРi) на соответствующие значения вероятностей (Рi):
, i = 1, …, n.
Вариация оценивается дисперсией, т.е. мерой отклонения фактического значения признака от его среднего значения. Средневзвешенную дисперсию рассчитывают по формуле:
, i = 1, …, n.
Чем выше результат, тем рискованней анализируемая деятельность. Статистический анализ степени риска требует значительного числа данных, не всегда имеющихся в наличии.
Анализ целесообразности затрат ориентирован на установление потенциальных зон риска, т. н. «узких мест». Перерасход затрат может быть вызван одним из четырех факторов или их комбинацией:
первоначальная недооценка стоимости;
изменение границ проектирования;
различие в производительности;
увеличение первоначальной стоимости.
Метод экспертных оценок основан на создании обобщенной базы оценок нескольких специалистов-экспертов, имеющих высокий профессиональный уровень и большой практический уровень в области оценки риска.
Метод использования аналогов заключается в поиске и использовании сходства систем похожих (аналогичных) оценок на основании сопоставления результатов.
Оценка риска — это оценка вероятности (частоты) наступления рисковой ситуации, прогнозирование уровня потерь и исходя из этого определение их стоимости.
продолжение
--PAGE_BREAK--Существует шкала вероятности убытка, согласно которой некое (неблагоприятное) событие произойдет в рассматриваемый период хотя бы один раз (см. Табл.1).
Целью количественной оценки и качественного анализа рисков является выработка стратегии управления ими. Решение по снижению степени риска методом заключения договоров страхования с профессиональными страховыми организациями становится очевидным исходя из анализа убытков, пример которого приведен в Табл.2.
Таблица 1.
Шкала вероятности убытка
Суть количественной оценки и качественного анализа всех предпринимательских рисков, присущих деятельности того или иного субъекта хозяйствования, состоит в построении наибольшего числа всевозможных сценариев возникновения и развития рисковых ситуаций и присущих им неблагоприятных последствий при помощи математических моделей и на основе статистических данных.
К настоящему моменту в России, к сожалению, не выработано никаких общепринятых методик подобного всестороннего анализа предпринимательских рисков. В некоторых крупных профессиональных страховых организациях, серьезно занимающихся этим видом страхования, актуарии и риск-менеджеры самостоятельно, путем допущений и прогнозов, разрабатывают методологию для решения задач, связанных с оценкой отдельных видов предпринимательских рисков (рисков аварий на различных промышленных производствах, рисков перерывов в хозяйственной деятельности, вызванных теми или иными причинами и т.д.). Подобными разработками с более высокой степенью точности обладают страховые организации, являющиеся кэптивными компаниями крупных финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций, занятых в определенных отраслях промышленности и обладающих наиболее полной и достоверной информацией о состоянии и перспективах данных отраслей.
Таблица 2.
Разработка решения по снижению степени риска методом заключения договоров страхования с профессиональными страховыми организациями
При оценке предпринимательского риска следует учитывать такую возможность, что к одному ущербу могут привести несколько рисковых событий. Простой пример — ущерб от риска перерыва в хозяйственной деятельности, который может произойти вследствие цепочки нескольких наступивших рисковых ситуаций: первая — пожар, вторая — отключение электроэнергии по причине повреждения электропроводки, третья — ремонт помещений и замена поврежденного оборудования и т.д. Другой пример — учет статистики возникновения пожаров на производствах при оценке риска. Однако возгорание — причина пожара — может, в свою очередь, быть вызвано халатностью работников, электрическим замыканием, сухой и жаркой погодой и другими событиями.
С учетом описанной в Главе 1 настоящей работы специфики деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, а также вероятных сценариев возникновения рисковых ситуаций и признаков ущерба, разработаем структуру системы страхования предпринимательских рисков. Как это не парадоксально, степень риска зависит от вида и размера ущерба, хотя в жизни все наоборот: сначала существует риск (вероятность) наступления какого-либо ущерба, и лишь затем может наступить этот ущерб как таковой.
Но так как риск — это возможность наступления определенного вида ущерба, то его невозможно заранее измерить, можно лишь спрогнозировать его наступление.
Оценить же степень риска можно только исходя из размера и выяснив причины наступившего в связи с ним ущерба:
.
Раскроем подробнее приведенную зависимость применительно к деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества. Для этого введем показатели для видов ущерба, характерных этой деятельности:
H (Human) -различные виды ущерба жизни и здоровью людей (количество погибших, пострадавших, эвакуированных и т.д.);
T (Technical) -технические ущербы (разрушения производственных систем, возникновение различных видов аварий);
E (Ecological) -экологические последствия (количеств выбросов в окружающую среду, загрязненные площади);
L (Labor) -материальные потери имущества, наступление ответственности перед третьими лицами, ущерб от неплановых простоев производства.
Указанные показатели рассчитываются для каждого сценария наступившего рискового события, последовавшего за ним ущерба, а также с учетом возможной частоты возникновения подобного сценария.
Полученные данные используются для определения степени (вероятности наступления) риска по следующей формуле:
, где
R- степень (вероятность наступления) оцениваемого риска;
i- множество всех сценариев оцениваемых рисковых событий [1; N];
p- вероятность конкретного i-го сценария;
— ожидаемая частота наступления конкретного i-го сценария;
Di — ущерб в конкретном i-ом сценарии, причем D (Damage) — переменная величина, зависящая от вида ущерба, и если
D = H, то R- риск, связанный с угрозой жизни и здоровью людей,
D = T, то R- технический риск,
D = E, то R- экологический риск,
D = L, то R- финансовый риск.
Анализ рассчитанных показателей степеней рисков позволяет количественно описать уровень безопасности деятельности, адекватно учесть национальные особенности, выявить «узкие места», выбрать более удачные варианты по снижению риска, обосновать выбор программ по повышению безопасности, и в будущем прогнозировать и по возможности учитывать вероятные потери. Данный метод может быть представлен в виде алгоритмической программы, содержащей периодически пополняющуюся статистическую базу данных о наступивших рисковых ситуациях и ущербах в данной сфере деятельности и смежных областях.
Процедура количественной оценки степеней рисков состоит из двух основных этапов: идентификация рисковых ситуаций и сам расчет. Аналогично можно представить алгоритм предложенной программы (см. Рис.3).
Идентификация рисков.
Существо этого этапа — сбор информации по всей деятельности предприятия, выявление и «количественное» описание опасностей. Например, составляется список предприятий-изготовителей ПВН, которую планируется поставить покупателям. По каждому из них составляется отдельный список оборудования, выход из строя которого может привести к аварии, задержке (перерыву в производстве), т.е. неисполнению (ненадлежащему исполнению) обязательств по договору и т.д. Причем для каждой единицы такого оборудования желательно собрать информацию о его типе и местонахождении на конкретном предприятии, технологических характеристиках, сроке ввода в эксплуатацию, сроках прошедших и предстоящих ремонтов и освидетельствований, стоимости и т.д. Сбор данных по конкретному предприятию проводится на основе запрашиваемой документации. Кроме того, необходима информация о составе персонала и его действиях при возникновении аварий и чрезвычайных ситуациях.
Расчет риска.
При расчете моделируются различные рисковые случаи, частота которых определяется на основе статистических данных об имевших место в данной отрасли отказах оборудования, отклонениях от технологических режимов, ошибках персонала, внешних воздействиях.
Далее, для каждого вероятного рискового случая собирается набор возможных сценариев развития — цепочек неблагоприятных событий, и рассчитывается частота возникновения каждого и последних.
На основе всех полученных данных вычисляются ожидаемые рисковые сценарии по всей совокупности деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества, оценивается оптимальный размер ущерба, выявляются основные составляющие рисков.
На основе результатов количественного анализа рисков разрабатывается программа мер по профилактике неблагоприятных событий и противодействию им в ходе их развития.
2.3 Моделирование процесса страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества При страховании предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества в отношения вступают два субъекта: страхователь (в лице ФГУП «Рособоронэкспорт») и страховщик (профессиональная страховая организация). Рассмотрим специфику поведения и цели каждого из них при заключении договора страхования.
Предположим, ФГУП «Рособоронэкспорт» планирует заключить договор страхования своих финансовых инвестиций. Целью такого страхования является защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка, а также ухудшения иных условий для эффективного осуществления инвестиционной деятельности. Характер деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества определяет и характер подлежащих страхованию рисков — в данном случае производится страхование от коммерческих рисков (при осуществлении инвестиций внутри страны).
Рисунок 3. Алгоритм оценки рисков в зависимости от сценариев рисковых событий и с учетом деления ущерба на несколько показателей, связанных со степенью конкретного сценария риска
Обозначим: p — вероятность наступления страхового случая (таковыми здесь являются возможные потери инвестора, а также неполучение им намеченной прибыли в результате оговоренных событий), b — сумма страхового взноса, уплачиваемая страхователем в определенном порядке, C — страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страхователю при наступлении страхового случая, причем величина C не превышает суммы величины страхуемых инвестиций и оговоренного объема прибыли.
Ожидаемый выигрыш страховой компании складывается из двух частей:
при наступлении страхового случая страховщик выплачивает сумму страхового возмещения, получив лишь сумму страхового взноса;
В этом случае ее выигрыш будет отрицательным и составит (здесь мера риска равна произведению суммы ожидаемого ущерба на вероятность того, что ущерб произойдет).
если страхового случая за весь период действия договора страхования не произойдет, страховая компания получает чистый положительный выигрыш за счет уплаченной страхователем страховой премии, который составит .
Очевидно, что страховая компания пойдет на риск заключения договора страхования лишь в том случае, если общая сумма ее выигрыша окажется положительной:
.
После несложных преобразований получим: . Последнее и есть условие заключения договора страховой компанией. Однако чтобы установить соотношение между b и C необходимо обладать статистическими данными об имевших место потерях (убытках и неполученной прибыли) при осуществлении инвестиционной деятельности.
Для страхователя же является актуальным вопрос, в каких случаях стоит рисковать своими средствами в размере уплачиваемой страховой премии, а в каких — нет.
Ожидаемый выигрыш страхователя также складывается из двух частей:
,
или после преобразований:
.
Как было сказано выше, страховщик заключает договор страхования в том случае, если , или, что то же самое, если . Это означает, что ожидаемая сумма выигрыша страхователя всегда будет отрицательна. Отсюда возникает закономерный вопрос — так выгодное ли это дело страхование (с точки зрения потенциального страхователя)? Страховать (заключать договор страхования и уплачивать страховую премию в пользу страховщика) или не страховать?
Дело в том, что страхователь должен оценивать не просто ожидаемую величину выигрыша, а ее полезность. Иными словами, жертва (в данном случае — сумма уплачиваемой страховой премии) оправдана, если рискуя только этими средствами страхователь избегает очевидно бульших потерь.
Рассмотрим задачу принятия решения при различных функциях полезности.
При пропорциональном (нейтральном) отношении полезность общего результата равна . Эта сумма будет положительной, если , т.е. . Последнее противоречит условию страхования со стороны страховщика (), а следовательно можно утверждать, что при нейтральном отношении страхование производиться не будет.
При осторожном отношении полезность общего результата равна:
.
Условие требует, чтобы . После некоторых преобразований из последнего выражения следует условие страхования при осторожном отношении:
.
Для наглядного представления действий страхователя при осторожном отношении построим следующий график (см. Рис.4). По оси абсцисс откладываются значения страховых взносов b в условных единицах (от 0 до 1), а по оси ординат — масштаб значений вероятностей наступления страхового случая p (также, от 0 до 1). Принимая страховую сумму C = 1, рассчитаем граничные значения вероятностей p, соответствующие:
условию страхования при осторожном отношении:
,
требованию страховщика:
(это следует из ).
Первому из этих выражений соответствует сплошная линия на графике, второму — пунктирная. Заключенная между этими линиями заштрихованная часть графика представляет собой область, соответствующую решению страхователя при осторожном отношении идти на риск заключения договора страхования. Действительно, для любой из точек этой области справедливы и условие страхования при осторожном отношении, и требование страховщика. График наглядно показывает, что решение о страховании будет приниматься страхователем не во всех случаях.
Рисунок 4. График для приятия решения о риске по типу страхования
Так, например, при вероятности наступления страхового случая равной 0.3, финансовые инвестиции будут подлежать страхованию лишь в том случае, если сумма страхового взноса будет составлять от 0.3 до 0.65 условной единицы. При смелом отношении решение пойти на риск страхования принимается, если
.
Путем преобразований получим условие страхования при смелом отношении:
.
Построим на графике (см. Рис.4) предельную кривую, соответствующую страхованию при смелом отношении:
.
Эта кривая, показанная на графике прерывистой линией, проходит слева от линии требования страховщика, т.е. в области, где страхование нецелесообразно для страховой компании. Интересы страхователя и страховщика никогда не совпадают, следовательно, страхование при смелом отношении не состоится.
Данная математическая модель исследует возможные варианты организации процесса страхования и показывает, что страхователь и страховщик придут к взаимному согласию и подписанию договора страхования только в случае, когда интересы каждой из сторон будут учтены, т.е. с позиции страхователя оценивается выигрыш в виде полезности конкретного договора страхования, а с позиции страховой компании — получение прибыли за счет назначения адекватной цены страхования с учетом вероятностей возникновения рисковых ситуаций.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Алгоритм процесса организации страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества Сегодня многие страховые компании обладают отработанной технологией организации страховой защиты для компаний практически всех видов деятельности и отраслей экономики.
На основании обобщения основных направлений, используемых большинством страховщиков, предлагаем алгоритм процесса организации страхования предпринимательских рисков, состоящий из следующих компонентов (см. Рис.5):
Рисунок 5. Алгоритм процесса организации страхования предпринимательских рисков
При рассмотрении заявления на страхование предпринимательских рисков страховщик организует к потенциальному страхователю инспекционный визит риск-менеджера. Обычно инспектор проводит от одного до нескольких дней на производственных, офисных, торговых и иных площадях страхователя, оценивая оборудование, персонал, способы работы и т.д. Нередко страховой компанией направляется отдельный специалист (чаще всего психолог) для оценки персонал-риска. Задачей инспекторов является написание подробных отчетов для андеррайтера (специалиста страховой компании по оценке рисков, ответственного за принятие рисков на страхование и установление размеров страховых премий), а также самого страхователя и/или страхового брокера о первичной (но ни в коем случае не поверхностной) оценке риска. Инспекторам желательно встретиться руководителями компании и основных подразделений, ознакомиться с документацией, регламентирующей деятельность страхователя, подлежащую страхованию. При таки встречах рассматриваются возможности возникновения убытков и их преодоления, обсуждаются полученные сведения, даются рекомендации по снижению рисков.
В отчете обычно представлена в систематизированном виде следующая информация о рисковой ситуации, характерной для конкретной компании:
описание и оценка процесса подлежащей страхованию деятельности;
описание и оценка системы управления в компании;
описание и оценка систем безопасности и предотвращения убытков, имеющихся в компании;
подверженность конкретной деятельности компании различного рода опасностям;
подробности всех известных происшествий и их последствий, а также заявленных претензий, если таковые имели место;
статистика убытков по заключенным ранее договорам страхования различных видов;
описания сценариев, приводящих к убыткам в результате каких-либо событий, и приблизительная оценка максимальных размеров убытков;
рекомендации, направленные на снижение риска;
иная достоверная и по возможности наиболее полная информация, касающаяся рисков при осуществлении подлежащей страхованию деятельности.
Паспортизация страхователя.
Цель данного направления — подготовка наиболее точного и полного количественного описания компании для дальнейшей оценки возможности возникновения рисковых ситуаций и прогнозирования их последствий. Поскольку они зависят от технологий, используемых в деятельности компании, от способа ее организации и степени организованности, от регионов размещения и каналов товародвижения, то такое описание включает в себя сведения о технической системе (оборудование), системе менеджмента (правила, структура персонала) и системе чрезвычайного реагирования (механизмы и средства действий в чрезвычайных ситуациях) компании.
Всю совокупность сведений о конкретном объекте страхования называют его «паспортом» (за рубежом — «регистром»). Объем паспорта, закрепленного за каждой конкретной компанией для целей страхования весьма велик. С другой стороны, многие его «страницы» уже фактически заполнены соответствующими службами компании, заинтересованными в сборе сведений определенного характера. Например, сфера интересов финансового департамента — структура управления имуществом, юридического подразделения — соблюдение норм законодательства при осуществлении деятельности и т.д. Все это позволяет наладить конструктивную кооперацию служб компании и страховщика, поскольку бульшая часть этих данных необходима как страхователю, так и страховщику.
Инвентаризация потерь.
Инвентаризация касается механизмов и потенциала потерь и убытков в результате списка событий. С позиций государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества следует выделить следующие виды внеплановых потерь при осуществлении его деятельности:
ответственность перед третьей стороной (как законодательной, так и договорной), возникающая в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) государственным посредником в сфере военно-технического сотрудничества своих обязательств из-за введения в действие законодательного акта, ограничивающего эту деятельность на конкретном направлении (например, эмбарго);
перерывы в деловых операциях вследствие остановок производства на одном или нескольких предприятиях ВПК;
несоответствие уже произведенной ПВН новым требованиям к ВВТ, вводимым на мировом рынке;
иные потери, возникающие в результате принятия ограничивающих законодательных актов, как международных, так и внутри страны (например, в угоду внешнеполитическим целям).
Результат работ в этом направлении — разработка конкретных алгоритмов расчетов потерь в результате конкретных неблагоприятных событий.
Оценка рисков.
Цель этого направления — расчет (оценка) ожидаемого в результате конкретных событий уровня потерь на каждом конкретном предприятии, производящем ПВН, предназначенную для экспорта за рубеж, в зависимости от положения дел на нем, субъективных механизмов образования потерь и ожидаемой частоты возникновения инициирующих их событий.
Одной из важных составляющих работы на этом направлении является сбор анализ данных по фактической рисковости предприятий, по реально имевшим место чрезвычайным ситуациям и убыткам. Эта информация представляет собой исходные данные для разнообразных методик расчета (оценки) рисков: от приближенной, чисто статистической аналитики до комплексного расчетно-теоретического компьютерного моделирования.
Результат работы по этому направлению — число или значение рисков (ожидаемого уровня потерь определенного вида) конкретного предприятия ВПК, на основании которого страховщик определяет свои, чисто страховые (финансовые) условия обеспечения защиты.
Создание системы страховой защиты является промежуточным итогом всей предшествующей работы. Система, состоящая из определенным образом оформленных страховых отношений (один, но чаще несколько договоров страхования) между государственным посредником в сфере военно-технического сотрудничества и страховой компанией, должна отвечать следующим требованиям:
быть выгодной страхователю, обеспечивая его финансовую безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций на приемлемых, устраивающих его условиях;
быть основанной на реально учтенных и рассчитанных значениях рисков в деятельности страхователя, полностью учитывать все его специфические особенности;
полностью соответствовать взятому страховой компанией объему страховой ответственности.
Урегулирование страховых случаев.
Рассмотрим ситуацию, когда в уже застрахованной деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества наступила чрезвычайная ситуация — страховой случай. Предположим, являются застрахованными его финансовые инвестиции в какое-либо из предприятий ВПК. В период действия договора страхования происходит страховой случай: в результате введения ограничений (запрета) на поставку ПВН в страну-импортер (по договору с ФГУП «Рособоронэкспорт») продукцию военного назначения, уже произведенную этим предприятием с целью поставки на экспорт, невозможно реализовать. Отсюда, помимо прямых убытков, связанных с вложением средств в предприятие ОПК для организации выпуска продукции, а также неполучения намеченной прибыли, возникают, также сложности иного характера, такие как:
колоссальная психологическая нагрузка на персонал (возникает масса незапланированных срочных дел, повышенное внимание со стороны руководства, вышестоящих органов, а также, возможно, средств массовой информации);
необходимость в безотлагательном принятии решений о переориентации производства на иную продукцию, о реализации запасов готовой продукции иным покупателям уже, соответственно, на иных условиях;
возможная уплата неустоек, если в первоначальной сделке принимали участие другие контрагенты;
возможные расходы на организацию доставки уже отгруженной, но не оплаченной продукции обратно на склад и связанные с этим дополнительные таможенные расходы, затраты времени и усилий персонала;
Цель страховщика в данном случае состоит в очистке, извлечении из общего круга возникающих у страхователя в результате наступления страхового случая проблем финансовой их части и обеспечении защиты финансового благополучия страхователя строго в соответствии с условиями договора страхования. Для этого страхователь одним из оговоренных в договоре страхования способов извещает страховщика о наступившей чрезвычайной ситуации, а также производит идентификацию (экспертизу) ее как страхового случая.
Иными словами, фиксируется то, что случившееся происшествие есть именно такой случай, ответственность за последствия которого приняла на себя страховая компания; определяется величина потерь по видам, оговоренным в договоре страхования. При этом страховщик выплачивает страхователю страховое возмещение в размере определенных экспертизой потерь и в порядке и в сроки, оговоренные все тем же договором страхования. Важной особенностью технологии обеспечения финансовой безопасности страхователя является то, что все экспертизы страховых случаев, инициирующих потери, а также самих потерь осуществляются на объективной основе при совместном участии страховщика и страхователя. Все процедуры обговариваются заранее в договоре страхования на уровне компьютерных систем паспортизации страхователя, инвентаризации потерь и оценки риска.
Программа снижения внеплановых потерь.
С момента начала страхования как такового отношения страхователя и страховой компании переходят в новую фазу, основной характеристикой которой является всесторонний контроль над предпринимательскими рисками в застрахованной деятельности страхователя, а также работа по снижению внеплановых потерь и повышению степени их восполнения за счет функционирования системы страховой защиты.
Адекватным решением проблемы снижения внеплановых потерь и одновременного качественного и количественного повышения их восполнимости в непрерывном процессе деятельности страхователя, действующего в условиях международного рынка ПВН, является 100-процентный «перевод» внезапных и значительных расходов по покрытию чрезвычайных убытков в разряд плановых страховых платежей.
Достижение всех перечисленных целей требует разработки и реализации специальной, уникальной системы менеджмента, обеспечивающей управление рисками сложных производственно-технологических и договорно-посреднических систем посредством финансовых рычагов. В практике современного зарубежного страхования такую систему называют «всесторонним контролем над рисками» (total/comdivhensive/thorough risk management).
Реализация системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт»
2.5 Построение системы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт» Как отмечалось в предыдущей главе, суть разработанной системы страхования предпринимательских рисков состоит в фактическом переводе значительных неплановых потерь в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества в плановые затраты (значительно меньшие) на страхование предпринимательских рисков.
До начала реализации системы страхования необходимо было получить ответы на следующие вопросы.
Под влиянием каких факторов наступают чрезвычайные ситуации и убытки в реальной деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт»?
Почему система существующих договоров страхования не оказывается столь эффективной, чтобы можно было говорить о достижении максимально возможного объема страхового покрытия?
Анализируя деятельность ФГУП «Рособоронэкспорт», а в особенности статистику прибылей и убытков за предыдущие годы, автором были получены ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, отсутствуют унифицированные схемы поставок ВВТ. При работе с различными видами вооружений, также как и при заключении договоров на поставку с различными странами, используются также различные стандарты партнерских отношений, условия и способы заключения контрактов. Это связано с персональным закреплением за различными подразделениями ФГУП «Рособоронэкспорт», а точнее сказать, за руководством этих подразделений, определенных направлений деятельности. Внутри компании это мотивируют наличием определенного положительного опыта у конкретных людей (реже — групп людей) по работе в каком-либо направлении.
Например, подразделение, занимающееся поставками техники и вооружения для военно-воздушных сил (Департамент ВВС) осуществляет свою деятельность (и, стоит отметить, высокопрофессионально и достаточно успешно) на основе специально разработанной и применяемой исключительно внутри Департамента документации, которая практически никак не корреспондируется с документацией других департаментов.
В то же время, далеко не все департаменты работают так хорошо (из общего портфеля обязательств по поставкам ФГУП «Рособоронэкспорт» около 70% приходится на экспорт авиационной техники и услуг по линии Департамента ВВС). В руководстве Рособоронэкпорта понимают, что часть проблем связана с несовершенством договорной базы, однако обмениваться опытом заключения контрактов между подразделениями в компании «не принято» в силу того, что руководят подразделениями в основном амбициозные и гордые люди, не желающие учиться у других, даже у своих коллег, считая это проявлением слабости. Большинство из таковых полагают, что корень проблем не в них самих и не внутри организации, а в «таким нежелательным для нас образом сложившейся конъюнктуре на мировом рынке вооружения».
Следствием такого уже давно сложившегося положения дел является не только неполучение максимальной прибыли от экспорта наиболее полной палитры видов ВВТ, но и регулярное возникновение убытков, которых можно было бы избежать при более грамотном заключении договоров.
Эта проблема при всей ее важности решается наиболее простым способом — принятием и обязательным исполнением решения о приведении в надлежащее состояние и унификации всей деловой документации ФГУП «Рособоронэкспорт».
Во-вторых, в силу отложенности во времени получения реальных результатов от инвестирования значительных средств в российский ОПК, отсутствует возможность запуска в немедленное серийное производство так называемых «хитов». Иностранные покупатели часто обозначают свой интерес к новинкам российского ОПК (например, к учебно-тренировочным самолетам МиГ-АТ и Як-130), которые по своим тактико-техническим характеристикам в действительности значительно превосходят аналоги из других стран. Однако с момента заинтересованности до заключения реального контракта дело доходит редко, т.к требуются порой годы, чтобы начать выпускать хиты серийно, а к тому времени интерес чаще всего утрачивается.
продолжение
--PAGE_BREAK--