--PAGE_BREAK--
1.2. Понятие страхового рынка. Его структура
Страховой рынок — система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям. В зависимости от финансовых возможностей страховых организаций по приему на страхование и в перестрахование крупных и опасных рисков различают емкость страхового рынка.
Страховой рынок — гибкая система страховых услуг, приспосабливающаяся к интересам страхователей. Если страхование или перестрахование не могут быть размещены на страховом рынке какой-либо одной страны полностью, то такой рынок является ограниченным.
Страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле-продаже страховой услуги, выражающейся в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей.
Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребностей (спроса) на страховые услуги и страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.
Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
В структурном плане страховой рынок может быть представлен в двух аспектах: организационно-правовом и территориальном.
В организационно-правовом он представлен акционерными, взаимными, частными и государственными страховыми организациями. В территориальном — местным (региональным), национальным (страна, республика и т.д.) и мировым (например, общеевропейский страховой рынок стран — членов ЕС).
С точки зрения сфер обслуживания местные страховые рынки именуются еще внутренними, национальные — внешними, а мировые — глобальными.
Основными составляющими внутреннего страхового рынка являются материальные и финансовые ресурсы страховой организации. Главными задачами внутреннего рынка являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полисов (сертификатов), проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры.
Организация и проведение гибкой тарифной политики является одной из главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие цены на страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным страхователям.
Внешнее окружение рынка — это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты и др.).
Рынок как система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние силы, может быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии.
Эта система не является замкнутой, так как составляющая внешнего окружения (мировой страховой рынок) может быть практически неограниченной. Каждый виток спирали представляет собой соответствующий уровень страхового рынка и его воздействие на потенциального потребителя страховых услуг.
В настоящее время в мировой практике страхования усилились тенденции по специализации и универсализации деятельности страховщиков.
Страховые организации все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов, занимающихся кредитованием различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, и во многих странах занимают после коммерческих банков ведущие позиции в качестве поставщиков ссудного капитала. Кроме того, характер аккумулируемых страховыми организациями денежных ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг (векселя, облигации и др.). Такими возможностями банки, оперирующие сравнительно краткосрочными средствами, не располагают.
Следует также отметить, что приток денежных средств в страховые организации в виде страховых взносов, доходов от активных операций (инвестирование, спонсорство, депозитирование и др.), как правило, значительно превышает суммы страховых выплат страхователям, что позволяет страховым организациям постоянно увеличивать инвестиционные вложения в доходные сферы хозяйствования, грандиозные перспективные проекты, долгосрочные ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации (ГКО), под недвижимость и др.
Все это характеризует страховой рынок как сложную многофакторную финансовую систему.
1.3. Страховой рынок России: влияние кризиса, перспективы развития
Темп роста страхового рынка по собранным премиям в 2008 году составил 22%. По выплатам – 29%. При этом наибольший объем выплат пришелся именно на 2-е полугодие 2008 года. Наиболее емкий сегмент рынка страховых услуг (кроме ОМС) — страхование имущества, рост которого в 2008г. по сравнению с 2007г. составил 15% соответственно.
Традиционно второе полугодие более продуктивно для сбора премий в сегментах ОМС, ОСАГО, страхование имущества, что обеспечивает рост всего объема премий по отношению к первому полугодию. Например, в 2007г. он составил 16%, но в 2008 г. только 1%. Сокращение объема собранных премий во 2-м полугодии 2008г. по отношению к 1-му полугодию произошло в личном страховании и ОСАГО. Наибольший регресс продемонстрировало личное страхование (сокращение объема в 2 раза).
Общий показатель уровня выплат во втором полугодии 2008 года заметно вырос – на 12% в целом для всех сегментов. Наиболее заметный рост уровня выплат оказался характерен для сегмента личного страхования – в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием за счет серьезного сокращения объема премий.
Одним из результатов количественного опроса, проводимого в 4-х регионах России, стало выявление высокого уровня корреляции размера собираемых страховыми компаниями премий с уровнем спонтанной известности, как среди физических, так и юридических лиц (0,8).
При этом СОГАЗ и РЕСО-Гарантия, являясь лидерами рынка, отличаются заметно меньшей известностью по сравнению с прочими лидерами. Обратная картина у Спасских ворот, Югории и МСК.
Другим результатом полевого исследования стало выявление факта, что основными источниками получения информации для физических лиц при выборе страховой компании являются рекомендации знакомых и страховых агентов. При этом самое высокое доверие у потребителей (как юридических лиц, так и физических лиц) вызывают рекомендации друзей.
За прошедшие годы страховые компании привыкли жить за счет огромного прироста – из года в год он составлял 20-40%. Рынок использовал приходящие в настоящее время деньги отчасти для покрытия ответственности будущих периодов, отчасти для привлечения клиентов – с помощью выплат огромных вознаграждений.
В 2009 году наблюдается падение рынка минимум на 8%, до 490 — 510 млрд. рублей (без учета ОМС). Наиболее ощутимые потери несут сегменты страхования имущества, КАСКО, добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования от несчастного случая или болезни.
Страхованием жизни в России занимается пока еще очень малое число компаний, поэтому страховые компании России переживают кризис немного легче, чем наши страховые компании более развитых стран. Хотя в молодости рынка тоже кроются проблемы: многие компании только что начали работать, они уже потратились — вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы заниматься этим бизнесом, а теперь вынуждены резать те самые инвестиции и частично закрывать офисы, так что они в непростом положении. Выжить можно, ведя четкий мониторинг и контроль расходов.
Можно предложить следующие мероприятия по выходу из кризиса. Необходимо вести страховую деятельность в трех направлениях. Первое – это оптимизация кадрового состава. Хотя надо оговориться, что эта мера сама по себе абсолютно недостаточна. Проще всего уволить персонал и таким образом поправить свое финансовое положение, однако, это не выход. Необходимо заниматься оптимизацией всех видов издержек и внедрять экономные решения. И третья необходимая мера – это жесткая селекция страхового портфеля, выделение убыточных продуктов и их исключение.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
2.
1. Организационно-правовые формы страховой деятельности. Объединения страховщиков
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке. Наряду с общими для всех сфер деятельности организационно-правовыми формами предприятий в страховании существует ряд особенных форм организации страховой деятельности: общества взаимного страхования, перестраховочные компании, негосударственные пенсионные фонды.
Общество взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. «Общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями» [4]. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в роли страховщика и страхователя. Создание обществ взаимного страхования характерно для объединений собственников (домовладельцев, участников гаражных кооперативов, собственников гостиниц и т.д.). Выступая членом общества взаимного страхования, страхователь участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям — участникам общества взаимного страхования принадлежат все активы компании. Общество взаимного страхования, как правило, является некоммерческой организацией.
Процесс дальнейшего углубления специализации среди страховщиков привел к образованию ряда перестраховочных компаний, осуществляющих «вторичное страхование» наиболее крупных и опасных рисков.
Негосударственный пенсионный фонд – особая форма организации страхования жизни, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно пенсионного) возраста.
Отдельно можно выделить кэптивные страховые компании, совместные (с иностранными инвесторами) страховые компании и т.д. Все организационные формы страхования руководствуются законодательством о страховании и одновременно общегражданскими нормативными актами, регулирующие деятельность каждого из них.
Для координации деятельности страховщиков, защиты своих членов и осуществления совместных программ создаются объединения страховщиков. Эти объединения (союзы, ассоциации и т.п.) не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью [1].
Деятельность объединений страховщиков становится необходимой по мере увеличения масштабов их деятельности и развития страхового рынка, так как позволяет выполнять им часть контрольных и регулирующих функций (в ином случае выполняемых государством). Так, с развитием страхования в нашей стране сформировались различные союзы и объединения страховщиков, в настоящее время наиболее крупным из которых является Всероссийский союз страховщиков.
Объединения страховщиков на территории Российской Федерации действуют на основании уставов и Положения о государственной регистрации объединений страховщиков [6].
Особой формой объединения страховщиков является страховой пул, создаваемый для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников пула.
Страховые пулы широко представлены во всех странах с развитой системой страхования. Их создание преследует цели: преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков и возможность принятия на страхование крупных и опасных рисков; обеспечение финансовой устойчивости страховых операций; гарантии страховых выплат клиентам.
В страховых пулах страхуются риски загрязнения окружающей среды, риски атомной энергетики, гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности и т.д. Как правило, участие в пуле является одним из условий допуска страховых компаний к страхованию перечисленных и подобных рисков.
Страховые пулы действуют на принципах сострахования или перестрахования. Большинство крупных пулов за рубежом совмещают в себе оба эти принципа. В пулах совместного страхования участники передают в ответственность в пул все риски определенного вида страхования, которые затем делятся в установленных пропорциях между участниками вместе со страховыми премиями по ним, и каждый член пула несет соответствующую долю ответственности в ущербах при наступлении страховых случаев. В перестраховочных пулах участники занимаются самостоятельно первичным страхованием, а избыток рисков передают на перестрахование в пул [4].
Функционируют также региональные страховые пулы, создаваемые инициативными страховщиками для увеличения страховой емкости регионального страхового рынка и удержания в регионе по возможности большей части страховых премий. Например, в Санкт-Петербурге при реализации муниципальных программ страхования жилищного фонда и нежилого фонда, принадлежащего городу, в качестве одного из условий допущения страховщиков к указанным видам страхования выступает их участие в соответствующих пулах.
В страховой компании устанавливаются такие взаимодействия составляющих ее функциональных элементов, которые позволят организации эффективно работать на страховом рынке и выполнять приоритетные направления своей деятельности.
Выделяют следующие основные принципы организации и управления страховой компанией:
1) Организационно-правовой, в соответствии с которым страховая деятельность определяется организационно-правовой формой страховщика: открытое (закрытое) акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество взаимного страхования и т.д.
2) Территориально-административный, который определяет формы территориальной (региональной, национальной, мировой) организации страховой деятельности.
Филиал (отделение) страховой компании является обособленным подразделением страховщика без права юридического лица. Филиал осуществляет свою деятельность на основании утвержденного положения, руководствуется действующим законодательством и внутренними нормативными актами страховой компании.
Агентство страховой компании выполняет все функции представительства и страховые операции: заключение и обслуживание договоров страхования.
Представительство страховой компании занимается, как правило, сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском клиентов в интересах страховщика в данном регионе или другой стране, но не ведет коммерческую деятельность.
В настоящее время широкое распространение получают нетрадиционные пути продвижения страховых продуктов такие, как Интернет-центры, электронная почта, т.е. без организации территориальной сети компании.
3) Функциональный. Организационную структуру страховщиков определяют отраслевая и видовая структуры страховых операций. Именно от потребностей обеспечения страховых операций зависят структура привлекаемых специалистов, группировка их по отделам, состав и количество посредников, использование страхового фонда в коммерческой деятельности.
Все принципы совмещаются в одной линейно-функциональной структуре.
Другим важнейшим составляющим менеджмента страховой компании является управление персоналом и маркетинговой политикой.
Персонал страховой компании. В силу особенностей организации страхового дела деятельность страховой компании предполагает наличие нескольких групп работников: штатных работников компании – руководителей, специалистов, служащих, осуществляющих управленческую, экономическую, консультативную, ликвидационную и т.п. деятельность; страховых агентов, выполняющих функции по заключению договоров и обеспечению своевременного поступления платежей по действующим договорам. Труд страховых агентов оплачивается по общему принципу в виде комиссионного вознаграждения в процентах от суммы полученных (поступивших на счет страховой компании) страховых взносов.
Помимо традиционных групп персонала в страховании функционируют особенные категории работников: аквизиторы, актуарии, андеррайтеры, аварийные комиссары, диспашеры (аджастеры), сюрвейры и другие.
Страховой маркетинг – система организации деятельности страховой компании, основанная на предварительном изучении состояния страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоряжении страховой компании услуг и разработке новых видов страховых продуктов.
Общепризнанной в западной практике страхового менеджмента является модель, состоящая из четырех уровней управления: страхователи; страховые услуги – перечень видов договоров страхования, по которым работает данный страховщик; цена страхового обслуживания – тарифная ставка, применяемая при заключении конкретного договора страхования; соизмеряется величиной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и другими факторами; рынок – среда купли-продажи страховых услуг физическим и юридическим лицам; зависит от развитости инфраструктуры страхового сервиса и информационного обслуживания, гибкости деловой стратегии страховщика и других факторов.
Выделяют следующие функции страхового маркетинга:
1) комплексное изучение страхового рынка
¾ изучение потенциальных страхователей: анализ структуры потребительских предпочтений, вкусов, привычек и реакции людей на те или иные виды страховых услуг;
¾ изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования: анализ мотивов поведения страхователей, обычаев, наклонностей поведения, стереотипов мышления и др.;
¾ анализ рынка страховой компании: по видам страхования, определение потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги;
¾ разработка страхового продукта: условий страхования, ориентирования рекламы, сервисного обслуживания;
¾ анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту: изучение функций и особенностей деятельности посредников страховщика, характера сложившихся взаимоотношений со страхователями, разработка новых форм и каналов продвижения страховых продуктов;
¾ изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции: установление конкурентов данной страховой компании на рынке, выявление их сильных и слабых сторон; сбор и систематизация информации о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финансовом положении, страховых тарифах на конкретном рынке, об особенностях управления страховым делом.
2) организация и разработка рекламной деятельности.
Страховая реклама – краткая информация, где в яркой и образной форме раскрываются основные условия тех или иных видов страхования.
Цели страховой рекламы: пропаганда и разъяснение страховой деятельности; представление страховой компании; продвижение страховых продуктов на рынке; поддержание престижа.
3) разработка мероприятий по развитию страховых компаний: организация сети продвижения страховых полисов; разработка новых каналов продаж страховых продуктов; контроль за жизненным циклом страховой услуги.
4) разработка цен и условий страхования – определение страховых тарифов, льгот, надбавок или скидок, а также дополнительных условий страхового сервиса.
Таким образом, процесс маркетинга включает в себя целый ряд функций, которые могут быть сведены к двум основным направлениям: формированию спроса на страховые услуги; удовлетворению страховых интересов своих клиентов.
2.2. Страховые посредники
Специфика страховой деятельности предполагает использование посредников страховщика при проведении страхования и заключении договоров: страховых агентов и страховых брокеров. Действующее законодательство РФ определяет страховых агентов как лиц, «через которых страховщики могут осуществлять страховую деятельность»[1].
Страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными страховой компанией полномочиями. Деятельность страховых агентов регламентируется условиями трудового договора или соглашения со страховой компанией и Правилами страхования. Страховой агент может представлять одну либо несколько страховых компаний и по условиям договоров с ними действует только от имени этих компаний. На основании договора, заключаемого страховым агентом и страховой компанией, ему выдается доверенность, в которой указываются его полномочия. Страховой агент должен предъявить страхователю также документы, удостоверяющие личность.
Основные функции страхового агента: подготовительная работа, оформление документов и заключение договоров страхования; предоставление страхователям информации о страховой компании; консультирование страхователей в вопросах страхования, осуществляемого страховой компанией, разъяснение возможностей заключения договора страхования с различными условиями и помощь в выборе оптимального варианта договора с целью максимального покрытия страхового риска и минимизации расходов страхователей по восстановлению убытков; инкассирование страховой премии; предоставление страховщику точной информации о принимаемых от страхователя рисках с целью регулирования тарифов; обслуживание страхователя по страховому договору после его заключения; в отдельных случаях – выплата страхового возмещения (в пределах установленных лимитов).
Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются по фиксированным ставкам, в процентах или промилле от объема выполненных работ.
На сегодняшний день в мировой страховой практике применяется четыре основных типа агентских сетей [4].
Простое агентство представляет такую организацию продаж страховых продуктов, при которой агент заключает договор со страховой компанией и работает самостоятельно под контролем штатных работников компании. За каждый заключенный договор страхования агент получает комиссионное вознаграждение.
Пирамидальная структура строится по следующему принципу: 1) страховая компания заключает договор с генеральным агентом – физическим лицом, который имеет право самостоятельно формировать систему субагентов; 2) привлекаемые для работы субагенты, в свою очередь, также могут набирать себе субсубагентов и т.д.
Средняя европейская компания имеет 4–6 таких уровней продажи. Комиссия от заключения договора равномерно распределяется между всеми продавцами по принципу: чем выше уровень (чем ближе к верхушке пирамиды), тем меньше ставка комиссии. Самая высокая ставка комиссии у агента, непосредственно заключившего договор страхования, но генеральный агент может получать заработок, в несколько раз превышающий оплату труда первичного агента за счет больших размеров подчиненной ему сети продавцов.
Многоуровневая сеть реализовывается в страховании по образу и подобию распространения косметических продуктов. Агентами при этой системе являются сами страхователи – физические лица. Приобретая полис страхования, как правило, долгосрочного личного страхования, они одновременно приобретают право продавать полисы другим страхователям.
В дальнейшем сеть расширяется за счет привлечения страхователями-агентами компании новых клиентов.
Метод прямых продаж является новым подходом в организации распространения страховых продуктов. Страхователь может заключить договор страхования, обратившись непосредственно в страховую компанию, минуя страхового агента. Каналами заключения договоров выступают современные средства связи: телефоны, факсы, компьютерная сеть: электронная почта, сайты страховых компаний, Интернет-магазины и т.д.
Метод прямых продаж, как правило, используется только для продажи относительно простых страховых продуктов.
Страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страхователя (в прямом страховании) либо страховщика (при перестраховании) [1].
Согласно действующему законодательству страховой брокер обязан пройти государственную регистрацию и должен быть занесен в реестр страховых брокеров, формируемый Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Брокер должен быть экспертом в области законодательства и практики страхования. Считается, что он как профессионал должен знать все возможное о страховании, что его знания должны способствовать обеспечению наилучших условий страхования для страхователя. Страховым брокерам рекомендуется заключать договоры страхования своей профессиональной ответственности перед клиентами.
Оплата услуг страхового брокера производится в виде комиссии, которую он имеет право вычесть из премии в свою пользу за оказанные им посреднические услуги. Регулирование деятельности страховых брокеров в России осуществляется на основании указанного выше Положения о страховых брокерах.
Страховые посредники осуществляют аквизиционную работу, т.е. работу по привлечению новых договоров добровольного страхования. Аквизиция (от лат. ocquico – приобретаю, достигаю) – заключение новых договоров страхования или деятельность, связанная с разработкой и привлечением преимущественно новых для страховщика страховых продуктов.
Страховые посредники (в основном страховые агенты и брокеры) составляют внешнюю аквизиционную службу страховой компании и выполняют непосредственное страховое обслуживание клиентов.
К внутреннему обслуживанию аквизиции относятся: разработка страховых продуктов, условий и сервиса страхования; разработка проектов нормативных актов и внутренних правил, относящихся к страховому посредничеству; определение форм и методов аквизиции; разработка планов развития продаж страховых продуктов, а также контроль за ходом их реализации.
В практике работы зарубежных и отечественных страховых компаний существует целый ряд каналов сбыта страховых продуктов. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие основные каналы сбыта страховых продуктов (продажи страховых услуг): страховые агенты; страховые брокеры; прямое распространение; организации, чья деятельность связана с обслуживанием большого числа граждан и организаций, потенциально требующих страховой защиты: банки, биржи, почтовые отделения, аптеки, фирмы по продаже автомобилей, транспортные, торговые, туристические организации и т.д.; нетрадиционные каналы сбыта (Интернет, телефон, почта).
В связи с упрощением стандартных страховых продуктов, а также повышением качества предоставляемых на рынке услуг традиционные каналы сбыта постепенно сокращают свою рыночную долю в противоположность развитию новых направлений продажи страховых услуг. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Государственный страховой надзор. Лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации
Значимость экономических и социальных последствий деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства [1].
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям: законодательное обеспечение деятельности страховых компаний; установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования; проведение специальной налоговой политики; государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью. К основным функциям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью относятся [1]: выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями; разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компетенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования; обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; при выявлении нарушений страховщиками требований действующего законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий; обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведения страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.
Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №02-02/08 (ред. 17.06.1994), и Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 г. №251 (ред. 19.06.1998).
Для получения лицензии страховой организацией должны быть выполнены следующие основные условия: регистрация на территории Российской Федерации; необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время он должен составлять не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35. тыс. – при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тыс. – при проведении исключительно перестрахования [1]; соотношение между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности, соответствует установленным нормативам; показатель максимальной ответственности по отдельному риску не превышает 10% собственных средств страховщика.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется после регистрации компании в Департаменте страхового надзора Министерства финансов РФ. Регистрация страховых организации включает: присвоение регистрационного номера; занесение страховой организации в официально публикуемой реестр; выдачу свидетельства о регистрации.
Лицензия (разрешение) на проведение страховых операций выдается на основании соответствующего заявления страховой организации с приложением к нему необходимых документов. В заявлении указываются: тип страховой организации; ее полное и сокращенное название; юридический адрес (с индексом); координаты технической связи (телефон, телефакс, телетайп, телекс).
В числе прилагаемых документов содержатся: устав страховой организации, учредительный договор; свидетельство о регистрации; справка из банка об оплаченном уставном капитале; акт сдачи-приемки имущества при условии внесения его учредителями; программа развития (бизнес-план) на три года по лицензируемому виду страховой деятельности, содержащая прогноз развития страховых операций с указанием: количества страховых полисов; суммы страховых премий; суммы выплат страхового возмещения; размеров резервов; затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное вознаграждение за размещение страховых полисов; предполагаемого размера прибыли; расчета страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни; экономического обоснования структуры и размеров страховых тарифов по страхованию жизни; расчет соотношения активов и обязательств; план размещения страховых резервов; баланс страховой организации на момент подачи документов на лицензирование; условия (правила) страхования (для каждого вида отдельно); план по перестрахованию; данные о руководителе, его заместителях и главном бухгалтере (стаж работы страховой компании не менее трех лет).
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СТРАХОВАНИЕ В КОМПАНИИ РОСНО
3.1.
Общая характеристика системы страхования в компании РОСНО
РОСНО — один из лидеров российского рынка страхования.
РОСНО предлагает своим клиентам широчайший ассортимент страховых продуктов для физических и юридических лиц. Специалистами РОСНО разработаны и постоянно совершенствуются уникальные программы по всем видам страхования — автострахованию, в том числе каско и ОСАГО, страхованию ипотеки, медицинскому страхованию, страхованию жизни и имущества (включая страхование на случай его утраты в результате прекращения права собственности — титульное страхование), страхованию ответственности, страхованию путешественников и многим другим.
Страхование в РОСНО отличают уникальные условия и очевидные преимущества, среди которых — индивидуальный подход к каждому клиенту и неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств. Страховые полисы и договоры с Группой компаний РОСНО имеют более 17 млн. человек и свыше 50 тыс. предприятий и организаций.
Более 18 лет страховая компания РОСНО гарантирует высокий уровень сервиса клиентам, являясь примером надежности, устойчивости и открытости бизнеса. За 18 лет работы компания РОСНО заслужила признание и доверие клиентов и партнеров, уважение коллег в России и за рубежом.
На российском рынке компания РОСНО не раз выступала новатором во многих направлениях страхования, в том числе и в области страхования автокаско, её заслуги отмечены многочисленными наградами.
В группу компаний РОСНО входят универсальная страховая компания федерального уровня ОАО СК «РОСНО» и ее дочерние компании: ОАО ПК «РОСНО Центр», ОАО «РОСНО МС», «Альянс РОСНО Управление активами», СЗАО «Медэкспресс» и ОДО «Allianz Украина».
1) Страхование КАСКО.
Компания РОСНО предлагает серию программ страхования автомобиля, в том числе страхование по Каско.
Автокаско — это страхование автомобиля от ущерба, угона и пожара.
Преимущества КАСКО в РОСНО:
¾ возможность оказания оперативной помощи на дорогах;
¾ упрощенная система урегулирования убытков и качественный ремонт автомобиля в более чем 170 лучших сервисных центрах во всех городах и регионах РФ;
¾ по Каско РОСНО ремонт автомобиля, находящегося на гарантийном обслуживании, не влечёт прекращения срока гарантии;
¾ страховое возмещение по риску «Ущерб» выплачивается без учета износа деталей – новые детали получаются взамен старых;
¾ выплата по стеклам и приборам внешнего освещения (кроме зеркал) осуществляется без справки из компетентных органов в полном объеме. Страховое возмещение по указанному основанию может быть выплачено не более двух раз в течение каждого года страхования;
¾ Автокаско РОСНО гарантирует всегда обоснованный и прозрачный расчет суммы выплат при получении страхового возмещения в виде денежной компенсации;
¾ оплата страховой премии по Каско может производиться в рассрочку без повышения тарифа;
¾ РОСНО предоставляет возможность выбора формы получения страхового возмещения по Каско: в денежной форме или путем перечисления денежных средств на счет станции, производящей ремонт автомобиля.
2) Страхование имущества в РОСНО.
Компания РОСНО предлагает серию программ по страхованию имущества.
Страхование имущества — самый простой способ уберечься от финансовых потерь в случае его гибели или повреждения.
Компания РОСНО осуществляет страхование имущества в России уже более 10 лет. За это время страхование своего имущества РОСНО доверили более 5 млн. человек и свыше 30 тыс. предприятий.
Страхование имущества в РОСНО ведётся по нескольким направлениям. Это и страхование недвижимости: страхование квартир, коттеджей, и страхование движимого имущества. Существует возможность выбрать для себя любую из уже существующих программ страхования имущества по целому спектру рисков, включая риск «терроризм», неосторожные действия третьих лиц, залив. Возможно страхование и по уникальным рискам.
В рамках страхования имущества особое внимание компания РОСНО уделяет работе с недвижимостью. Страхование недвижимости в РОСНО реализуется с помощью ряда страховых программ: «Цитадель» — страхование коттеджей; «Подворье» — страхование дачных домов и строений на приусадебных участках; «Мегаполис» и «Мегаполис-экспресс» — страхование квартир; «Ваш дом и отдых» — страхование квартир и страхование имущества на время отпуска.
Титульное страхование — страхование квартир, коттеджей, земельных участков, коммерческой недвижимости, программа страхования от утраты прав собственности на квартиру, коттедж, земельный участок, коммерческую недвижимость.
Льготное страхование жилья — страхование квартир, совместная программа РОСНО и правительства Москвы.
Программы страхования недвижимости РОСНО представлены в нескольких вариантах — базовый, полный и расширенный. Можно выбрать наиболее оптимальный для себя вариант страхования недвижимости с учетом соотношения цены и перечня рисков, от которых страхуется имущество.
Страхование имущества в РОСНО включает в себя и широкий спектр рисков по страхованию движимого имущества.
Программы страхования имущества РОСНО предоставляют возможность застраховать гражданскую ответственность — компания РОСНО берёт на себя расходы по возмещению ущерба, причинённого соседям. Страхование имущества РОСНО позволяет застраховать риск гражданской ответственности, даже если квартира арендуется.
Программы страхования имущества РОСНО — уникальный шанс застраховать своего домашнего питомца.
3) Страхование ответственности.
Компания РОСНО предлагает программу страхования гражданской ответственности.
Страхования ответственности поможет минимизировать возможные убытки в результате причинения вреда третьим лицам, например, при содержании и эксплуатации жилья или земельного участка, строительных и ремонтных работах или содержании животных. Страхование гражданской ответственности позволит, уплатив незначительную по сравнению с размером возможного вреда сумму, переложить свою ответственность на страховую компанию и тем самым избежать непредвиденных расходов.
Специалисты компании РОСНО разработали для уникальный продукт страхования ответственности. Это страхование гражданской ответственности квартиросъемщика — защита от всех рисков гражданской ответственности, связанных с эксплуатацией жилья.
Страхования гражданской ответственности в РОСНО предусматривает индивидуальный подход к каждому клиенту. РОСНО предлагает выгодные страховые тарифы по страхованию ответственности. Также страхование гражданской ответственности в РОСНО гарантирует оперативное урегулирование убытков, а также объективную оценку суммы выплат, рассчитанную независимой экспертной организацией.
3.2.
Статистические данные о компании РОСНО. Выявление проблем в страховых программах компании РОСНО
Как показали результаты недавнего опроса, каждый второй респондент (50%) среди известных ему страховых компаний назвал «Росгосстрах» (эффект от мощнейшей рекламной кампании которой превзошел все ожидания), 39% опрошенных назвали компанию «РОСНО». Еще 36% респондентов назвали компанию «Ингосстрах». Каждый четвертый респондент к известным ему страховым компаниям причислил «АСКО» (24%) и «Спасские ворота» (23%).
Большей популярностью среди россиян пользуется добровольное медицинское страхование. Согласно результатам исследования, такой страховой услугой не пользуются 63% респондентов. Но при этом по 5-6% респондентов сказали, что пользуются такой услугой в компаниях РОСНО, «Росгосстрах», МАКС, АСКО. Добровольным медицинским страхованием, как свидетельствуют результаты исследования, чаще, чем в среднем по выборке пользуются респонденты от 35 до 44 лет, проживающие в городах-миллионниках, с высшим образованием и высоким уровнем дохода. Что вполне объяснимо широкой распространенностью в мегаполисах так называемых социальных пакетов, предоставляемых работодателями своим сотрудникам, особенно среднего и высшего звена.
Самыми перспективными направлениями развития страхового рынка России в ближайшие годы будут добровольное имущественное и автострахование, ипотечное страхование и, в долгосрочном периоде, страхование жизни.
По прогнозу специалистов показатель рыночного сбора премий страховой компании РОСНО по итогам 2010 года может балансировать вокруг нулевой отметки – от минус 5% до плюс 1–2%.
При этом план по увеличению сбора премий группы РОСНО должен оказаться несколько выше среднерыночного показателя. Однако он не может быть слишком сильно оторванным от общерыночных тенденций и может составить до 7%.
Результаты кризисного 2009 года доказали справедливость стратегии, выбранной группой на этот период. Компания несколько потеряла в объемах собранных премий – примерно 3% по сравнению с уровнем 2008 года (объем сборов составил 22,9 млрд рублей), однако группа существенно улучшила показатель операционной чистой прибыли и оптимизировала комбинированный коэффициент убыточности.
Чистая прибыль группы достигла 839 млн рублей по сравнению с чистым убытком 2008 года в размере 2,3 млрд рублей.
Комбинированный коэффициент убыточности РОСНО в 2009 году составил 96,8% по сравнению с 98,7% годом ранее. Показатель общего уровня убыточности (отношение состоявшихся убытков и заработанной страховой премии) в страховании ином, чем страхование жизни, по итогам 2009 года составил 57,7% (57,95% годом ранее).
Компания «Альянс РОСНО жизнь» увеличила сбор премий в прошлом году на 30% за счет активной продажи новых продуктов. Динамика этого показателя сопоставима с результатами, которые демонстрировали успешные компании по страхованию жизни группы Allianz в Восточной Европе. Правда, успех последних в значительной степени определялся продажами полисов по страхованию жизни с инвестиционной составляющей. В России таких продуктов нет из-за ограничения законодательства.
За последние два года компанией РОСНО была проведена серьезная реструктуризация портфеля автострахования. За счет этого РОСНО удалось сделать портфель прибыльным и переломить тенденцию, которая несколько лет назад вылилась в $40 млн убытков по автострахованию для РОСНО.
Структура портфеля остается сбалансированной: 33,4% сборов обеспечивает автострахование, 26,7% – добровольное медицинское страхование и 20,7% – имущественное страхование. Треть продаж осуществляется через агентский канал, столько же – через партнерский и около 30% – через канал прямых продаж РОСНО.
Характеризуя ситуацию в добровольном медицинском страховании (ДМС), следует отметить, что попытка ряда компаний выйти в этот сегмент с понижением цен в прошлом году оказалась неудачной. Такая стратегия принесла страховщикам существенные убытки, и в настоящее время тарифы в ДМС имеют тенденцию к росту.
2009 год оказался для страховой компании РОСНО поворотным. В этот период страховое сообщество разделилось на приверженцев двух различных стратегий. «Одни компании сделали ставку на стратегическое развитие и придерживались осторожности в текущей политике, а другие компании сделали ставку на «раздувание портфеля», – сказал представитель группы. Результаты такого выбора станут очевидны через 1,5–2 года. При этом от ошибок в избранной политике могут пострадать не только мелкие страховые компании, но и те, кто в настоящее время занимает позиции в списке 50 крупнейших российских страховщиков.
Финансовое состояние ОАО СК «РОСНО».
Динамика страховых премий (взносов) и страховых выплат по договорам страхования и договорам, принятым в перестрахование.
Вид страхования
Общий объем страховых премий (взносов) (тыс. руб.)
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Добровольное страхование:
9 039 419
8 876 351
11 252 529
17 249 042
20 520 101
19 507 742
19 096 226
Страхование жизни
1 643 073
37 992
37 834
23 864
16 326
7 228
4 974
Страхование иное, чем стр. жизни:
7 396 346
8 838 359
11 214 695
17 225 178
20 503 775
19 500 514
19 091 252
Личное страхование
2 797 111
3 177 877
3 845 334
5 852 914
6 804 862
6 390 039
6 290 480
Имущественное страхование
4 295 896
5 205 586
6 716 668
10 538 169
12 868 191
12 311 752
11 936 604
Страхование ответственности
303 339
454 896
652 693
834 095
830 722
798 723
864 168
Обязательное страхование
473 617
1 260 709
1 693 043
2 846 128
3 566 351
3 212 621
3 052 121
Итого премий
9 513 036
10 137 060
12 945 572
20 095 170
24 086 452
22 720 363
22 148 347
Вид страхования
Общий объем страховых выплат (тыс. руб.)
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Добровольное страхование:
5 128 329
3 712 321
4 244 199
6 110 440
9 108 443
10 122 393
11 131 639
Страхование жизни
2 169 893
94 423
15 550
29 492
128 488
11 744
23 143
Страхование иное, чем стр. жизни:
2 958 436
3 617 898
4 228 649
6 080 948
8 979 955
10 110 649
11 108 496
Личное страхование
1 525 099
1 856 053
1 928 120
2 634 462
3 472 048
4 156 473
4 104 517
Имущественное страхование
1 342 670
1 728 376
2 266 792
3 394 098
5 411 824
5 867 116
6 922 803
Страхование ответственности
90 667
33 469
33 737
52 388
96 083
87 060
81 176
Обязательное страхование
25 369
296 141
591 071
980 708
1 651 217
1 937 696
1 616 307
Развитие компании и ее устойчивое финансовое положение на современном рынке страхования в России находит отражение в динамике основных показателей за 2009 год. Открытое акционерное общество Страховая компания «РОСНО», являясь универсальной страховой компанией, стремится к постоянному расширению спектра услуг, предлагаемых клиентам.
В 2009 г. общий объем страховых премий (взносов) составил 22 148 млн. рублей. Наибольшая часть страховых взносов приходится на имущественное и личное страхование. В 2009 г. страховые премии (взносы) по договорам страхования и договорам, принятым в перестрахование, составили: по страхованию иному, чем страхование жизни — 22 143 млн. руб., в том числе
¾ добровольное личное страхование — 6 290 млн. руб.;
¾ добровольное имущественное страхование — 11 937 млн. руб.;
¾ добровольное страхование ответственности — 864 млн. руб.;
¾ обязательное страхование — 3 052 млн. руб.
По таким видам страхования как: добровольное страхование, страхование жизни, личное страхование, имущественное страхование, обязательное страхование наметилась тенденция снижения общего объема страховых премий.
Таким образом, основными проблемами страховой компании РОСНО являются:
1) неверный выбор стратегии в области добровольного медицинского страхования;
2) возможность снижения количества страховых сборов;
3) проблемы в выплате страхового пособия по ОСАГО из-за большого документооборота компании;
4) падение деловой репутации компании из-за несвоевременных выплат по ОСАГО;
5) проблемы с продлением страховки в РОСНО;
6) недобросовестность страховщиков в области страхования по КАСКО и ОСАГО;
7) тенденция к снижению общего объема страховых премий (взносов) по большей части видов страхования.
продолжение
--PAGE_BREAK--