--PAGE_BREAK-- Глава I. Резервные требования как инструмент денежно-кредитной политики §1. Место и роль резервных требований в денежно-кредитной политике 1.1. Понятие денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной политикой (монетарной) понимается совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики[1]. Политика через изменение денежного предложения может стимулировать рост совокупного объема производства, обеспечивать занятость и стабильный уровень цен. Современная денежно-кредитная политика зачастую действует наперекор текущей экономической конъюнктуре, а также призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем[2]. В зависимости от экономической ситуации в стране денежно-кредитная политика может быть направлена на удешевление кредитов от Центрального Банка для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. В связи с этим можно выделить следующие основные направления денежно-кредитной политики:
1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика. Она направлена на увеличение объёмов кредитования и способствует росту количества денег в экономике. Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой является снижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличению предложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реального ВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства – покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика актуальна в период стагнации в период стагнации.
2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика. Она направлена на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий[3]. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. Данное направление регулирования используется при наличие инфляции.
В развитых странах денежно-кредитная политика рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Таким образом, денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование должны действовать согласованно в достижении макроэкономических целей. Денежно-кредитная политика проводится Центральным Банком страны, который почти в любом государстве не зависит от правительства, а, следовательно, и от политического лоббизма, являющимся главной проблемой бюджетной политики. Также денежно-кредитная политика является более оперативной и гибкой, чем бюджетно-налоговая (например, решение об изменении объёмов покупки или продажи ценных бумаг Центральным Банком может быть принято в течение одного дня).[4]
Ограничения денежно-кредитной политики связаны с тем, что она оказывает лишь косвенное воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и величину денежного мультипликатора. Таким образом, денежно-кредитная политика не может заставить коммерческие банки уменьшить или увеличить объём выдаваемых кредитов в обязательном порядке, а лишь определяет размер денежной массы. Денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию, в то время как бюджетно-налоговая политика напрямую воздействует на экономические субъекты через субсидии, льготы, государственные закупки.
Конечными (глобальными) целями денежно-кредитной политики являются основные макроэкономические показатели, такие как инфляция, объем реального выпуска, уровень безработицы. Выбранная конечная цель достигается через выполнение промежуточных целей, отказаться от которых невозможно, так как они объясняют, как Центральный Банк достигает своих глобальных целей, и как он будет действовать в течение планового периода.
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита. Выделяют также косвенные методы регулирования и прямые. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение процентной ставки Центрального Банка, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов и изменение условий рефинансирования коммерческих банков[5].
продолжение
--PAGE_BREAK-- 1.2. Ставка рефинансирования
Учетная ставка – это ставка, по которой Центральный Банк предоставляет кредиты коммерческим банкам[6]. Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discountrate) выступает инструментом монетарной политики. Коммерческие банки прибегают к займам у Центрального Банка, если неожиданно возникает необходимость срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В этом случае Центральный Банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства, полученные в кредит у Центрального Банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, служащие основой для мультипликативного увеличения денежной массы. Поэтому, изменяя учетную ставку, Центральный Банк может воздействовать на предложение денег. Для коммерческих банков учётная ставка является издержками, связанными с приобретением резервов. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у Центрального Банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.[7]
Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у Центрального Банка в стране со стабильной экономикой, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов[8]. Дело в том, что Центральный Банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики Центрального Банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о намерении Центрального Банка проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (то есть ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если Центральный Банк объявляет о повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.[9]
1.3. Операции на открытом рынке
Наиболее важным и оперативным средством контроля над денежной массой выступают операции на открытом рынке (openmarketoperations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках. (Деятельность Центрального Банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя.[10]
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг проводятся с коммерческими банками и населением. Покупка Центральным Банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете в Центральном Банке. Тем самым, общий объём избыточных резервных банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. Изменение величины банковского, а поэтому и денежного, мультипликатора не происходит.[11]
Операции купли-продажи ценных бумаг с домохозяйствами или фирмами Центральный Банк проводит через коммерческие банки. Поэтому резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например, если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 рублей, то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 рублей. А если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 рублей, поскольку на 200 рублей должны быть увеличены обязательные резервы.[12]
Операции на открытом рынке используются как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию. Если же экономика переживает свой пик, то Центральный Банк начинает продажу ценных бумаг. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке. Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у Центрального Банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда Центральный Банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их Центральному Банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда Центральный Банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.[13]
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи Центральным Банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
продолжение
--PAGE_BREAK-- 1.4. Резервные требования
«Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций коммерческих банков»[14]. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Изменение норм обязательных резервов позволяет Центральному Банку регулировать спрос на деньги, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
Сравнение минимальных резервных требований с операциями Центрального Банка на открытом рынке и его процентной политикой позволяет выявить специфику данного инструмента и определить роль и возможности его использования в денежно-кредитной политике государства. В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центральными Банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ вызван наличием таких специфических свойств, как негибкость и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов.
1.Жесткость данного инструмента макроэкономического регулирования несомненна, поскольку механизм обязательного резервирования не допускает отклонений и строго предписан к исполнению. Влияние резервных требований на денежное предложение носит прямой, непосредственный характер. В отличие от данного инструмента учётная ставка и операции на открытом рынке Центрального Банка воздействуют на денежное предложение косвенно, через изменение ссудного процента и спроса на деньги. Использование этого механизма представляется более предпочтительным. Поэтому инструмент минимальных резервных требований, как правило, не является основным в регулировании денежно-кредитных отношений, и его применение требует большой осторожности.
2.С жесткостью связана и вторая особенность минимальных резервных требований. Неспособность резервных требований оперативно регулировать рынок ссудных капиталов обусловлена резкими изменениями в объеме «работающих» активов банка, что в свою очередь связано с динамикой обязательного резервирования и определяет возможность расширения деятельности, а также финансовое состояние банков[15].
В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Так, обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему, имеющую элементы и взаимосвязи между ними. Составляющие элементы системы представлены на схеме 1.
На схеме 1 показаны две основные подсистемы, входящие в систему обязательного резервирования: политика обязательного резервирования и механизм обязательного резервирования, а также определяющие их элементы.
Как сильный фактор регулирования денежного предложения, имеющий прямой характер своего действия, хотя и чреватый побочными эффектами. Использование политики обязательного резервирования относится к мерами долгосрочного воздействия, то есть к мерам, не подлежащим частым изменениям.
§2. Необходимость применения норм обязательного резервирования в макроэкономическом аспекте
Минимальные резервные требования впервые были введены в США в 1913 году. В настоящее время обязательное резервирование имеет место почти во всех странах с рыночной экономикой.[16] Функции минимальных резервных требований заключаются в том, чтобы способствовать:
1) обеспечению ликвидности банковской системы
2) регулированию объема денежной массы.
Обе эти функции имеют макроэкономический аспект. Обеспечение ликвидности банковской системы позволяет избежать системного риска в экономике. В начальный период развития банковской системы превалировала именно первая функция.
В дальнейшем, особенно с отменой в 70‑х годах золотовалютного стандарта и упразднением гарантированной обратимости национальных валют в золото по фиксированным курсам, наблюдалось усиление значения второй функции. В отсутствии внешнего стандарта стоимости и ввиду увеличения риска, обусловленного более слабой реальной обеспеченностью бумажных денег по сравнению с металлическими деньгами, ключевым фактором меновой стоимости денег, то есть уровня цен, стали темпы роста самой денежной массы.[17]
Резервные требования, таким образом, выступают инструментом, посредством которого Центральный Банк управляет количеством денег, поддерживая темпы роста денежной массы в обращении в заранее установленных предельных рамках увеличения денежных агрегатов Ml(наличные деньги, средства на текущих и счетах до востребования) и М2 (Ml+ средства на срочных счетах)[18]. Управление состоянием денежного обращения в стране в целом представляет собой одну из важнейших сфер макроэкономического регулирования, поэтому данные, характеризующие денежную систему в целом, как и счета национального дохода и продукта, платежный баланс, включены в государственную статистику в качестве одного из национальных счетов, служащих базой для макроэкономического анализа и принятия решений.
Макроэкономический аспект рассмотрения любого явления базируется на изучении агрегированных, как правило, стоимостных показателей и их связей. Основными агрегированными показателями, используемыми для макроэкономического анализа и оценки экономической политики, являются: валовой национальный продукт, уровень безработицы и индекс потребительских цен или уровень инфляции. Последний находится в функциональной зависимости от прироста денежных агрегатов и определяющего этот прирост норм обязательного резервирования. А взаимодействие резервных требований с другими макроэкономическими показателями происходит через трансмиссионный механизм влияния изменений денежного рынка на рынки инвестиций, конечной продукции и рабочей силы. При этом роль резервных требований в трансмиссионном механизме обусловливается не только их внутренним содержанием, но и развитостью рыночных, конкурентных отношений и используемой на практике концепции денежно-кредитного регулирования. Таким образом, макроэкономический аспект минимальных резервных требований обусловлен самой природой последних и поэтому превалирует над микроэкономическим.[19]
Более того, макроэкономическое содержание минимальных резервных требований вытекает и из функций и роли в экономике банковской системы в целом и коммерческих банков в частности. Роль банков состоит в том, что они являются основным каналом предложения денежных ресурсов экономике, определяющим покупательную способность ее агентов[20].
Функции банков также имеют непосредственную макроэкономическую направленность. Одна из функций банков, а именно функция создания денег, носит сугубо макроэкономический характер. Ее выполняют не только центральные, но и коммерческие банки, создающие деньги в процессе кредитной экспансии, когда прирост депозитов в одном из банков увеличивает в геометрической прогрессии совокупное предложение денег в масштабах всей экономики. Функции коммерческих банков, связанные с осуществлением платежей и хранением сбережений, относятся как к микроэкономике, если их рассматривать с точки зрения движения денежных средств между конкретными хозяйствующими субъектами, так и к макроэкономике, если их оценивать с точки зрения совокупного денежного оборота.
Установление порядка обязательного депонирования средств в Центральном Банке служит инструментом контроля и регулирования объема денежной массы, то есть денежного предложения. От того, насколько точно определены структура денежного предложения, совокупный объём денежной массы в национальной экономике, зависит эффективность всей макроэкономической политики государства. Банковская система является главным звеном в практической реализации денежной политики, так как денежные средства в вид банковских вкладов составляют основную часть предложения денег. Резервирование части депозитов направлено на ограничение возможности коммерческих банков увеличивать денежную массу. Как было отмечено выше, коммерческие банки обладают способностью самостоятельно создавать дополнительные платёжные средства. Денежные ресурсы, попадая в коммерческий банк, увеличивают его резервы. Часть резервов подлежит перечислению в Центральный Банк в виде обязательных. Остальные средства представляют собой избыточные резервы коммерческого банка, из которых он выдаёт кредиты, хотя часть избыточных резервов остаётся на счетах банка для поддержания текущей ликвидности. Размер увеличения денежной массы находится в прямой зависимости от доли, оставляемой у себя банком в качестве резерва, и в обратной зависимости от уровня минимальных резервных требований.
Открытие этой способности денежно-кредитной системы принадлежит А. Маршаллу – создателю теории денежного мультипликатора, определяющего прирост предложения денег, вызванный увеличением денежной базы на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор (ДМ) можно представить в виде:
, (1.2.1)
где R – уровень минимальных резервных требований.
Метод регулирования денежного предложения на основе минимальных резервных требований построен на эффекте мультипликационного расширения вкладов. Если норма минимального или обязательного резервирования возрастает, мультипликатор денежного предложения сокращается и, наоборот, если норма резервирования уменьшается, мультипликатор денежного предложения увеличивается. Таким образом, повышение минимальных резервных требований ведет к «сжатию» денежной массы.[21]
В зависимости от способа определения денежной массы на мультипликатор оказывают влияние, помимо резервных требований, и другие факторы. Так, если денежная масса определяется агрегатом Ml, включающим только «деньги для сделок», то есть наличные деньги и вклады на текущих счетах, денежный мультипликатор должен учитывать фактор оттока наличности или склонность заемщика сохранять полученные ссуды в наличных деньгах. Тогда денежный мультипликатор принимает вид:
, (1.2.2)
где C – отношение наличных денег к депозитам.
Если денежная масса определяется агрегатом М2, включающим, помимо «денег для сделок», и срочные депозиты, мультипликатор рассчитывается с учетом их соотношения как
, (1.2.3)
где R' – уровень резервных требований по срочным вкладам,
t
– отношение срочных вкладов к вкладам до востребования.
В последние годы для качественной и количественной характеристики денежной массы в основном используется, в том числе и в России, денежный агрегат М2.
Как отмечают специалисты Международного Валютного Фонда, ни теоретические, ни эмпирические данные не позволяют убедительно аргументировать выводы относительно того, какое определение денежной массы – «широкое» (включающее все вклады в финансовых институтах) или «узкое» (включающее только наличные деньги и вклады до востребования в банках) или нечто среднее между ними – более адекватно отражает соотношение между деньгами и макроэкономическими показателями дохода, богатства или издержек. Поэтому выбор того или иного денежного агрегата для характеристики денежной массы, как и критериев включения тех или иных элементов в определение денежной массы, должен осуществляться с учетом особенностей каждой страны исходя из эмпирических данных и теоретических соображений.
Однако независимо от используемых для определения денежной массы агрегатов и способов расчета мультипликатора исходным в его исчислении является уровень резервных требований. Вместе с тем минимальные резервные требования как инструмент монетарной политики – экзогенный по отношению к коммерческим банкам фактор – воздействуют на денежную массу и совокупное денежное предложение, объем которых выступает как результат сложного взаимодействия многих контрагентов экономики, одновременно с другими переменными. Из уравнения обмена И. Фишера, иллюстрирующего в упрощенном виде количественную теорию денег и состояние равновесия на денежном рынке, MV = PQ, где M – денежная масса; V– скорость обращения денег, P – средний уровень цен; Q– реальный доход, следует, что денежное предложение есть функция не только денежной массы, но и скорости ее обращения, а также макроэкономических переменных, влияющих на величину спроса на деньги[22].
Из анализа взаимосвязей денежного предложения и определяющих его факторов можно сделать вывод о том, что рестриктивное воздействие увеличениянорм обязательного резервирования на сокращение совокупного предложения денег и на денежный рынок в целом дает эффект только в комплексе с проведением других мер по регулированию экономической активности: управлением уровнем инфляции и валютным курсом, налогово-бюджетными ограничениями.
Это, несомненно, учитывается при выработке и проведении экономической политики и в России, где отдается предпочтение монетаристским методам[23]. Превалирование данного метода денежно-кредитного регулирования обусловлено неразвитостью рынка ценных бумаг и учетных операций Центрального Банка. И только в последние время наблюдается отход от активного использования резервных требований для регулирования макроэкономических процессов. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен во второй главе.
продолжение
--PAGE_BREAK--§3. Роль норм обязательного резервирования в функционировании коммерческих банков 3.1. Деятельность коммерческих банков по привлечению средств
Коммерческие банки являются частными организациями, которые имеют законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли[24].
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и представляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительных денежных ресурсах. Финансовые посредники обеспечивают межотраслевое и межрегиональное перераспределение денежного капитала[25]. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания: кредитование, прием депозитов, расчеты и так далее. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями.
Есть определенный базовый набор операций, необходимый для нормального функционирования коммерческого банка, а именно:
прием депозитов; осуществление денежных платежей и расчетов; выдача кредитов.
Выполнение перечисленных операций создает фундамент, на котором строится работа банка. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов. Речь идет об открытии и ведении чековых и других счетов, служащих основой безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков как организаторов этих расчетов.
Благодаря системе частичного резервирования коммерческие банки могут создавать деньги. «Процесс создания денег называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Он начинается в том случае, если в банковскую сферу попадают деньги и увеличиваются депозиты коммерческого банка, то есть если наличные деньги превращаются в безналичные.»[26] Обратное действие – уничтожение – происходит при снятии клиентом наличных средств со счета или при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать денежную массу широко используется Центральным Банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.
Центральный Банк осуществляет регулирование экономических процессов не напрямую, а косвенно, через банковскую систему. Таким образом, коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы.
3.2. Влияние резервных требований на деятельность коммерческих банков
Минимальные резервы как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Обязательные резервы – мощный, но в тоже время очень жёсткий, с побочными эффектами, регулирующий инструмент денежной политики[27].
Главных воздействием резервных требований на деятельность коммерческих банков является снижение прибыли кредитных учреждений в результате того, что средства, которые хранятся на резервном счёте, могли бы приносить прибыль, если бы находились в обороте. Проценты по обязательным резервам выплачиваются только в очень немногих странах (Италия, Испания), так как в этих странах норма обязательного резервирования превышает 20%. В мировой практике подобного рода снижение прибыли банка рассматривается как налоговый эффект резервных требований. Этот налог либо прямо взимаемся с банка и его участников, либо перекладывается на его клиентов посредством уменьшения депозитных ставок и увеличения ставок кредитных[28]. Это также снижает склонность коммерческих банков к инвестированию. Расчеты показали, что в I квартале 1995 года средняя цена привлеченных средств была равна 44% годовых (частное от деления суммы уплаченных процентов по депозитам и соответствующей части расходов на содержание аппарата управления на сумму привлеченных средств). При средней норме резервирования в этом же периоде 0,85% реальная цена привлеченных средств составила 44,4% годовых , а при средней ставке, установившейся после увеличения резервов в 6,12%, реальная ставка повысилась до 46,9% (рост – 2,5 процентных пункта). Таким образом, для возмещения потерь прибыли вследствие налогового эффекта резервных требований следовало бы установить номинальную депозитную ставку в размере не более 41,5% . Динамика фактических ставок за май и июнь 1995 года подтверждает это предположение. Они снизились в еще большей мере в силу воздействия ряда других факторов на рынке ссудного капитала.[29]
При этом нельзя не учитывать, что всеми кредитными организациями платятся также другие налоги, как и остальными хозяйствующими субъектами.
Как и было уже отмечено, даже небольшое изменение норм обязательного резервирования может привести к довольно серьёзным последствиям для деятельности коммерческих банков. При использовании Центральным Банком дифференцируемых обязательных резервов в зависимости от принадлежности денежных средств к тому или иному агрегату денежной массы появляется моральный риск для кредитных учреждений по отнесению привлечённых средств к категории с более низкими нормами резервирования. Одним из важнейших последствий рассматриваемых изменений резервных норм как инструмента государственного регулирования является реструктуризация банковских пассивов в направлении увеличения депозитов, подвергаемых наименьшему резервированию[30].
Для стимулирования развития какой-либо отрасли, региона или определённого направления деятельности кредитных учреждений применяются дифференцированные нормативы резервирования. То есть для определенных категорий кредитных учреждений устанавливается норматив ниже, чем для других. Дифференцированные нормативы более эффективны вследствие более избирательного действия и могут быть более обоснованными в социальном плане. Однако неумелое или слишком активное использование дифференциации резервных требований в зависимости от вида кредитного учреждения может создать искажение рыночного механизма, (то есть некоторые кредитные учреждения будут иметь более дешевые ресурсы) и нарушить банковскую конкуренцию.
Резервные требования могут быть также использованы для роста заинтересованности коммерческих банков в долгосрочном инвестировании. В мировой практике часто исключаются из суммы обязательств, подлежащих резервированию, средства, инвестируемые банком в реальный сектор на длительный период времени или в проекты, финансируемые по государственным программам. При одновременных льготах по налогу на прибыль в форме уменьшения объекта налогообложения на сумму прибыли, полученную банком от финансирования капитальных вложений, учитывая крайне высокий риск долгосрочных инвестиций, данный метод способствует повышению заинтересованности коммерческих банков в размещении средств в долгосрочные активы.[31]
Учитывая налоговый характер резервных требований, в мировой практике нередко в объём резервов включаются государственные ценные бумаги, что стимулирует коммерческие банки покупать их. Превращение подобных резервов в рабочие активы, с одной стороны, позволяет обеспечивать достаточно высокую ликвидность и доходность данных активов, а, с другой – финансировать государственный бюджет из неинфляционного источника[32].
продолжение
--PAGE_BREAK-- Глава II. Использование резервных требований в России в 90‑е годы §1. Денежно-кредитная и валютная политика в России в 90‑е годы
Со времени проведения кредитной реформы 1930 года вплоть до конца 80‑х годов в СССР имела место государственная кредитная монополия. Децентрализованный денежный кредит, как и коммерческий, в официальной экономике не существовал, сохраняясь лишь в теневой экономике в форме ростовщического капитала и бартерного обмена между предприятиями.[33]
В начале 90‑х годов начинается переход России к рыночным отношениям. В начале 1992 года проводится либерализация цен, которая естественно ведёт к довольно высокой инфляции. Правительство во главе с Е.Т. Гайдаром решило провести «шоковую терапию», в качестве теоретической основы такой политики была использована (и продолжала использоваться в течение длительного периода) методика Международного Валютного Фонда, реализующая положения монетаристской экономической школы. Такая политика предполагала очень жёсткую монетарную политику, резкое увеличение уровня цен, насыщение товарных рынков и снижение инфляции за довольно короткий промежуток времени. Результатом стало снижение месячной инфляции с 245% в январе до 9% в августе (см. Приложение 9). Однако падение уровня производства составило 15% за 1992 год. После ослабления монетарной политики во втором полугодии 1992 года инфляция увеличилась до 20% в месяц[34] и продолжала оставаться одной из главных проблем макроэкономики на протяжении 90‑х годов (см. Приложение 2).
Таким образом, главной макроэкономической целью начала 90‑х годов было снижение инфляции, то есть Центральный Банк проводил рестриктивную политику. При этом основные методы антиинфляционной борьбы основывались на принципах монетаристской экономической школы.
Инструменты денежно-кредитной политики были направлены на достижение глобальной макроэкономической цели. Ставка рефинансирования постоянно повышалась (см. Приложение 3), хотя и оставалась отрицательной в реальном исчислении вплоть до начала 1994 года; нормы обязательных резервов ещё в начале 1992 года были увеличены 15% по счетам до востребования и 10% по срочным счетам, что довольно много по мировым стандартам[35].
Однако подавление инфляции не привело к увеличению объёма сбережений и инвестиций, а, следовательно, и к экономическому росту. Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики стояла очень остро, так как именно увеличение объёма инвестиции является решающим фактором прекращения промышленного спада. Тем более что снижение инфляции автоматически не обеспечивает увеличения инвестиций и экономический рост. Проблема состоит в том, что стимулирование реального сектора экономики должно проходить еще задолго до полной финансовой стабилизации. Экономический рост нужно стимулировать, не дожидаясь, когда для него сложатся более благоприятные условия и экономика стабилизируется. Последовательность, выбранная Правительством, – «вначале стабилизация, затем – экономический рост» – неверна.[36]
В конце 1994 года председателем Правительства становится А. Чубайс, который был известен своими либералистическими взглядами, он назначает председателем Центрального Банка Т. Парамонову. Также с 1995 года Центральный Банк получает независимость от Правительства и возможность самостоятельно проводить денежно-кредитную политику. Татьяна Парамонова резко изменила подход к регулированию макроэкономических процессов, что отразилось в активном использовании инструментов денежно-кредитной политики. Например, санкции по невыполнению требований обязательного резервирования ужесточились, коммерческий банк мог даже лишиться лицензии на банковскую деятельность. Таким образом, 1995 год – переломный год в денежно-кредитной политике. Для стабилизации курса национальной валюты в 1995 году был введён валютный коридор. Грамотная денежно-кредитная политика привела к почти постоянному снижению инфляции в период 1995-1997 годов, которая в 1997 году составила 10,8%[37]. Центральный Банк вводит параллельно антиинфляционной политики глобальную макроэкономическую цель: создание стимулов для экономического роста. И уже в 1997 году ВВП увеличился на 0,9%[38].
К 1997 году уже активно работал рынок государственных ценных бумаг. Так как к нему были допущены нерезиденты, то начавшийся в конце 1997 года мировой финансовый кризис мог нанести удар по российской экономике вследствие того, что нерезиденты начнут уходить с отечественного финансового рынка, резко увеличив спрос на доллары США. Однако Центральному Банку удалось не допустить кризис в российскую экономику.
Слишком активное использование государственных ценных бумаг для финансирования бюджета привело к тому, что коммерческие банки переключились на финансовый рынок. Доходность по ГКО доходила до 150%[39], то есть намного доходнее вложений в реальный сектор экономики. В 1998 году доходы от новых выпусков государственных ценных бумаг были направлены на покрытие выплат предыдущих. Лавинообразное увеличение задолженности по ГКО привело к августовскому дефолту. Банковская система оказалась на грани разрушения, так как большая часть активов была вложена в ГКО, а скачок курса доллара США привёл к тому, что обязательства коммерческих банков резко увеличились. Только быстрое снижение норм обязательных резервов и поддержка коммерческих банков помогли избежать разрушения финансовой системы. В течение 1999-2000 годов можно наблюдать в России эффект импортозамещения, который имел место из-за невыгодности импорта вследствие резкого увеличения курса доллара.
Инфляция ещё осталась проблемой российской экономики. Поэтому с 1999 года Центральный Банк продолжал политику стимулирования экономического роста при снижении инфляции. Ставка рефинансирования снижалась вслед за инфляцией (см. Приложение 2), а высокий уровень обязательных резервов по вкладам в иностранной валюте стимулировал рублёвые сбережения.
Текущий уровень ставки рефинансирования в 21% вполне соответствует инфляции, нормы обязательных резервов также выполняют свои функции по сдерживанию мультипликативного увеличения денежной массы и снижению степени долларизации экономики.
продолжение
--PAGE_BREAK-- §2. Резервные требования и макроэкономическое развитие страны
Использование норм обязательных резервов в СССР началось с апреля 1989 года в связи с появлением коммерческих банков. В то время начала формироваться двухуровневая банковская система. Резервы всех коммерческих банков подлежали перечислению в Государственный Банк СССР, где был создан фонд регулирования кредитных ресурсов. 30 апреля 1991 года после распада СССР, когда союзные республики были преобразованы в суверенные государства, в России был образован Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов).
До 1992 года норма обязательного резервирования составляла всего 2% от суммы всех привлечённых средств. Активно использоваться этот инструмент денежно-кредитного регулирования стал с 1 февраля 1992 года. Причём нормы дифференцировались в зависимости от сроков привлечения средств коммерческими банками. Как уже было отмечено, глобальной макроэкономической целью на тот момент была борьба с инфляцией. Поэтому Центральный Банк повышал норму обязательного резервирования для связывания денежной массы и снижения инфляции. В апреле 1992 года нормы обязательных резервов составляли 20% по счетам до востребования и счетам со сроком погашения до 1 года и 15% по обязательствам со сроком погашения свыше 1 года (см. Приложение 1). Рассматривая использование данного инструмента в других странах, можно сказать, что доля средств подлежащих депонированию в России стала довольно высока после их изменения в апреле 1992 года. «Мировой опыт даёт большой разброс по нормам резервирования (см. Приложение 6). Например, в Великобритании – 0,45%, в Японии – от 0,125% до 2,5%, в Швейцарии – 2,5%. Довольно высоки резервные требования в Испании (17%) и Италии (25%), но в этих странах Центральный Банк выплачивает проценты по средствам, которые хранятся на резервных счетах.»[40]
Формально данный инструмент с середины 1992 года был направлен на борьбу с инфляцией в России. И можно наблюдать корреляцию в рассматриваемом периоде между увеличением резервных требований, что вызывает уменьшение размера денежного мультипликатора (см. Приложение 8), и снижением инфляции. Но в период 1992-1994 гг. отсутствовала жёсткая дисциплина по резервным отчислениям: коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования Центрального Банка.
В 1994 году, после «черного вторника» (11 октября) и скачка инфляции (54% в IV квартале 1994 года[41]), произошла смена руководства Центрального Банка, и на место Владимира Геращенко пришла Татьяна Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России[42]. Норма обязательных резервов стала использоваться намного жёстче для достижения макроэкономической цели, и 1 февраля 1995 года были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:
1.За невыполнение резервных требований следовали жёсткие санкции со стороны Центрального Банка. Коммерческие банки могли лишиться лицензии на банковскую деятельность.
2.Увеличилась дифференциация норм обязательных резервов по принципу ликвидности (см. Приложение 1).
3.Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам (см. Приложение 1).
Новые правила контроля над деятельностью коммерческих банков вызвали недовольство у руководителей последних. После введения этих изменений коммерческие банки объединились в Ассоциацию Коммерческих Банков, главой ассоциации стал довольно влиятельный в то время Инкомбанк. Ассоциация в письменном виде предоставила Президенту Российской Федерации выражение недовольства и предупредила, что если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли для коммерческих банков. Противостояние Центрального Банка и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 года, когда было найдено компромиссное решение. Центральный Банк пошел на незначительные уступки, снизив резервные требования[43].
У коммерческих банков действительно были основания для недовольства, так как Центральный Банк также изменил методику перечисления средств на свой резервный счёт. Если до 1995 года абсолютная сумма перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на 1-е число месяца, то в 1995 году сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков по соответствующим пассивным счетам. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть ликвидированы в течение двух рабочих дней. Кроме этого в 1995 году была значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы. В круг объектов резервирования были включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.
В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдался абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России. Сложившаяся динамика размеров минимальных резервных требований отражена в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика абсолютных и относительных размеров резервов коммерческих банков в первом полугодии 1995 года в России.
(источник: Василишен Э.Н. Об изменениях минимальных резервных требований и их последствиях//Деньги и кредит. – 1995. – №11. – с. 38.)
1 февраля
1 марта
1 апреля
1 мая
1 июня
Все обязательства банков, млн. руб.
150 528
198 839
326 669
393 185
214 768
Обязательства, подлежащие резервированию, млн. руб.
6 561
18 499
24 707
139 796
127 492
Доля обязательств, подлежащих резервированию во всех обязательствах банков, в %
4,36
9,3
7,6
35,6
59,4
Резервные требования, млн. руб.
672
2 551
2 806
14 999
13 147
Доля резервных требований во всех резервируемых привлечённых средствах, в %
10,25
13,80
11,36
10,73
10,31
Доля резервных требований во всех привлечённых средствах, в %
0,45
1,28
0,85
3,81
6,12
Увеличение процентной доли резервируемых средств снижает прибыль коммерческого банка. Поэтому он пытался противостоять жесткой регламентации своей деятельности и нивелировать потери прибыли. Основными способами возмещения потерь являются: снижение процентных ставок по вкладам; увеличение цены предоставляемых кредитов и других услуг; оптимизация соотношения между отдельными видами активов и пассивов (см. Приложение 10).
Рассматривая ситуацию с валютными счетами, надо отметить, что Центральный Банк требовал перечислять обязательные 1,5% на резервный счет в рублях. Коммерческим банкам для выполнения обязательств по валютным счетам пришлось активно продавать доллары США. Естественным последствием явилось довольно резкое увеличение предложения иностранной валюты на валютном рынке. В то же время Центральный Банк предъявлял повышенный спрос на иностранную валюту для пополнения своих золотовалютных резервов, которые иссякли после активных валютных интервенций в конце 1994 года, проводимых для стабилизации курса рубля. Резкое уменьшение золотовалютных резервов негативно сказалось на внешнеэкономических отношениях России. С января 1995 года Центральный Банк взял курс на наращивание золотовалютных резервов. Таким образом, увеличение спроса на иностранную валюту со стороны Центрального Банка компенсировало рост предложения со стороны коммерческих банков[44]. Однако уже в мае было принято решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекратилась, что имело своё отражение на ситуации на валютном рынке. Динамика курса рубля представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика рыночного курса рубля в 1995 году.
(источник: Официальный сайт Центрального банка России/www.cbr.ru.)
Дата
Курс доллара США, руб.
Темп прироста курса доллара США, в %
1995, январь
3858
-
1995, февраль
4259
10,4%
1995, март
4749
11,5%
1995, апрель
5025
5,8%
1995, май
5060
0,7%
1995, июнь
4709
-6,9%
1995, июль
4519
-4,0%
1995, август
4416
-2,3%
1995, сентябрь
4472
1,3%
1995, октябрь
4501
0,6%
1995, ноябрь
4544
1,0%
1995, декабрь
4622
1,7%
Рост курса доллара США по отношению к рублю увеличивал доходность импорта и, наоборот, делал невыгодным экспорт. Развитие экспортоориентированных отраслей замедлилось, а объём импорта увеличился. Это грозило увеличением конкуренции для отечественных предприятий со стороны иностранных, которая и до 1995 года была значительной. Учитывая высокую зависимость российской экономики от экспорта, Центральный Банк в 1995 году ввёл валютный коридор, который действительно способствовал стабилизации рубля, сделал экономическую ситуацию более предсказуемой для экспортеров и импортеров. Успехи в осуществлении главной на тот период макроэкономической цели – борьба с инфляцией – были достигнуты в основном за счёт грамотной политики Центрального Банка[45].
1 мая 1996 года Центральный Банк решил снизить нормы обязательного резервирования (см. Приложение 1), то есть имело место смягчение денежно-кредитной политики. Также Центральный Банк стал учитывать наличность в кассе коммерческого банка в качестве обязательных резервов. Такое решение было принято вследствие снижения инфляции. Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-за стабилизации курса рубля.
11 июня 1996 года вновь введены прежние нормативы – 20% и 1,5%. Такое увеличение резервных требований явилось следствием начавшейся предвыборной гонки, так как политикам стало необходимо выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате, пенсий и т.п. Министерство Финансов приняло странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Эти средства Центральный Банк получает за счёт денежной эмиссии. И для того чтобы денежная масса не увеличилась, было принято решение об увеличении резервных требований, так как действие данного инструмента направлено на уменьшение денежной массы. Вскоре Центральный Банк вернулся к прежним нормативам резервирования, поскольку процесс дезинфляции продолжался (см. Приложение 2). 1 августа 1996 года вновь происходит смягчение денежно-кредитной политики[46].
В 1997 году Центральный Банк вновь столкнулся с проблемой. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%[47]. Такая ситуация привела к «эффекту вытеснения», то есть инвестиции в реальный сектор переключаются на инвестиции в государственные ценные бумаги, потому что последние приносили намного больший доход. Коммерческим банкам было невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. В то время в России существовали коммерческие банки, не выдавшие ни одного кредита, они получали доходы от спекуляций на рынке ГКО. К тому же в мировой практике государственные ценные бумаги относят к активам с риском близким к нулю. Таким образом, созданные Центральным Банком предпосылки для экономического роста не приносили ожидаемых результатов. Тогда Центральный Банк начинал выравнивать резервные требования по валютным и рублёвым счетам для оживления инвестиционного сектора. 1 ноября 1996 года норма по рублевым вкладам снижается и повышается для валютных счетов (см. Приложение 7).
Рост нормативов по валютным счетам привёл к росту предложения иностранной валюты и падению номинального курса доллара США. Это приводит к тому, что коммерческие банки начали ориентироваться на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Снижение резервных требований по рублёвым счетам оставляло больше избыточных резервов в рублях для инвестирования. Проценты по депозитам в национальной валюте увеличились, а в иностранной – снизились, стимулируя население к сбережению средств в рублях, а не в валюте. Таким образом, появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики[48].
В 1997 году мир столкнулся с азиатским кризисом. Финансовые рынки азиатских стран стали нестабильными, и иностранные инвесторы начли уходить с них, уводя свои капиталы, так как нестабильность приводит к увеличению риска. Россия также относилась к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это привело к массовому оттоку денежных средств с рынка ГКО. То есть нерезиденты начали активно продавать свои ценные бумаги, а полученные рублёвые средства переводить в иностранную валюту. Следствием этого явилось увеличение спроса на иностранную валюту, что привело к росту курса доллара США на валютном рынке. Колебания курса доллара США в то время были ограничены валютным коридором, Центральный Банк не имел право допустить выхода курса доллара США за установленные им пределы. Это привело к массированным валютным интервенциям со стороны Центрального Банка, что в свою очередь резко снизило объём золотовалютных резервов. Поэтому для увеличения предложения иностранной валюты Центральный Банк решил призвать на помощь коммерческие банки, для чего увеличил норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Резкое увеличение резервных требований вынудило коммерческие банки предъявлять повышенный спрос на рубли, так как на резервный счёт в Центральном Банке необходимо было перечислять средства в рублях. Тем самым Центральный Банк стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что предотвратило обвал рубля в ноябре 1997 года[49]. Благодаря грамотной политике Центрального Банка, российская экономика избежала кризиса, подобно августовскому, в 1997 году. В то время как в 1998 году России не удалось предотвратить кризис из-за неразумной бюджетной политики[50].
Финансовый кризис 17 августа 1998 года поставил под угрозу существование всей банковской системы. Центральный Банк пришлось отказаться от использования норм обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики только для того, чтобы не допустить массовых разорений коммерческих банков. Уровень резервных требований снизился, и дифференциация проводилась не по принципу ликвидности привлечённых средств, а по удельному весу вложений в ГКО в активах банка (см. Приложение 1). Рассматривая структуру активов коммерческих банков, можно сказать, что значительная их часть была заморожена в результате отказа государства платить по своим обязательствам. В период с 1 сентября 1998 года до весны 1999 года резервные требования не оказывали влияние на уровень инфляции и экономического роста, а являлись лишь средством обеспечения ликвидности и платежеспособности коммерческого банка.
Одними из последствий финансового кризиса 1998 года стало с одной стороны увеличение доли вкладов в иностранной валюте в структуре всех привлечённых средств коммерческих банков в России (см. Приложение 4), вызванное скачком курса доллара США[51], с другой стороны увеличение доли резервов коммерческих банков в России в общем объёме привлечённых средств (см. Приложение 5). Последние увеличение имело место в России в тот период времени из-за того, что коммерческие банки стали «более осторожными» и старались снизить уровень риска до минимума[52].
К весне 1999 года платёжная система смогла преодолеть острый период кризиса, что позволило Центральному Банку возобновить использование нормы обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики. Основной целью применения резервных требований в рассматриваемый период была борьба с инфляцией (этому способствовали довольно высокие требования), а также стимулирование перехода экономики на работу с национальной, а не иностранной валютой. Для этого Центральный Банк постепенно сближал нормы обязательных отчислений по валютным и рублёвым счетам (см. Приложение 7), что способствовало наращиванию сбережений в национальной валюте.
Согласно последнему закону «О Центральном Банке», который был принят 5 июня 2002 года Государственной Думой, «Советом директоров Центрального Банка России устанавливается размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России; нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут различаться для различных категорий банков; нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены Центральным Банком более чем на пять процентных пунктов; при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами».
Текущие резервные требования являются довольно высокими при сравнении с другими странами. Центральный Банк пока не идёт на их снижение, так как проблема инфляции ещё стоит в российской экономике. Можно добавить, что с 1 января 2000 года Центральный Банк не изменял нормы обязательных резервов, что отражает текущую мировую тенденцию отхода от активного использования данного инструмента для регулирования экономики[53].
продолжение
--PAGE_BREAK-- §3. Сравнительный анализ использования норм обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики в России и в США
Для наиболее полного понимания теории резервных требований как способа воздействия на экономику страны необходимо сравнить применение этого инструмента денежно-кредитной политики в различных странах. Для сравнения ниже рассматривается использование норм обязательных отчислений в США и в России. Соединенные Штаты Америки были выбраны для анализа потому, что данный инструмент был впервые использован именно там, и использование обязательных резервов Федеральной резервной системой (ФРС) достаточно широко описано в экономической литературе и является классическим примером регулирования экономики.
Сначала необходимо описать Федеральную резервную систему и использование норм обязательных отчислений в США.
ФРС представляет собой систему центрального банка США. Основу ФРС составляют двенадцать федеральных резервных банков. Руководит банками, входящими в ФРС, Совет управляющих, который определяет политику, проводимую банками ФРС. В том числе Совет управляющих устанавливает минимальный размер резервов, которые обязаны хранить банки и сберегательные институты. Минимальные резервы рассчитываются в США от суммы средств на определенных категориях депозитов.[54]
Банки США делятся на банки-члены ФРС и банки-нечлены ФРС. Национальные банки (которые получают лицензии на банковскую деятельность у Федерального правительства) по закону обязаны быть членами ФРС. Банки же, получающие свои лицензии от правительств штатов, могут сами принимать решение о необходимости своего вступления в ФРС. До 1980 года различие между банками-членами ФРС и банками-нечленами имело существенное значение с точки зрения минимальных резервов, так как до 1980 года обязательные резервы должны были уплачивать только банки-члены ФРС, а с остальных ФРС не могла требовать выполнения норм резервирования. Поэтому с целью не платить обязательные резервы некоторые банки выходили из структуры ФРС.[55]
В 1980 году Конгрессом США был принят Закон о дерегулировании деятельности депозитных институтов и контроле над денежным обращением, в результате чего были исключены многие из существовавших различий в резервировании между банками-членами и банками-нечленами ФРС, а также между сберегательными институтами и коммерческими банками. В результате чего после 1980 года резервные требования по отношению к банкам-членам ФРС, коммерческим банкам, не являющимся членами ФРС, ссудо-сберегательным ассоциациям, сберегательным банкам и кредитным союзам стали более унифицированными, а с 1982 года от резервирования были освобождены банки малого размера[56].
Основными видами пассивов, облагаемых обязательными резервами в США, являются следующие три группы: «транзакционные депозиты», неличные срочные вклады и обязательства по евровалютам.
В настоящее время ФРС устанавливает нормы минимальных резервов, которые касаются так называемых «транзакционных депозитов» для всех депозитных институтов (банков), кроме самых мелких. Под транзакционными счетами в США в основном понимаются счета до востребования и чековые депозиты.
По транзакционным депозитам согласно законодательства США ФРС имеет право устанавливать нормы обязательных резервов в пределах от 8% до 14%. Кроме того, при определенных условиях она может требовать дополнительного резервирования этих депозитов – поднять норму резервов в исключительных обстоятельствах до 18%. С 1994 года в США нормы резервов по транзакционным депозитам составляют 10% при сумме транзакционных депозитов банка, превышающей 51,9 млн. долларов, 3% при сумме от 4 до 51,9 млн. долларов. Если сумма меньше 4 млн. долларов, то такие депозиты не подлежат обязательному резервированию.[57]
Под неличными счетами понимаются счета предприятий и учреждений. Обязательное резервирование неличных срочных вкладов и некоторых других пассивов по закону ФРС может вводить для банков, размер активов которых превышает определенную величину. Резервы по данным счетам ФРС имеет право устанавливать в пределах от 0% до 9%.[58]
Кроме резервирования транзакционных счетов и неличных срочных депозитов, с 1980 года ФРС имеет право устанавливать нормы резервов по обязательствам банков в евровалютах, под которыми понимаются займы банков США у иностранных банков или у их филиалов в других странах.
Существовавшие ранее в США требования по обязательному резервированию личных сбережений и срочных вкладов были отменены с 1980 года Законом о дерегулировании депозитных учреждений и контролю над денежным обращением. Это было сделано с целью стимулирования сбережений, так как по сравнению с рядом зарубежных стран уровень сбережений в США был крайне мал.
Суммы минимальных резервов банки США обязаны хранить в форме резервных вкладов в федеральных резервных банках или в форме наличной денежной массы. Первоначальный Закон о ФРС позволял банкам-членам ФРС рассматривать в качестве своих резервов только 50% имеющихся у них в наличии кассовых остатков плюс их резервные депозиты в Федеральных резервных банках. Затем с 1917 по 1959 годы в качестве резервов квалифицировались только депозиты в Федеральных резервных банках, а, начиная с шестидесятых годов, банкам-членам ФРС было разрешено включать все свои кассовые остатки в расчет сформированных резервов.[59]
Кроме минимальных резервных требований все депозиты величиной менее 100 тысяч долларов на каждого клиента каждого финансового института в США подлежат страхованию. В обязанности банков входит осуществление расходов по страхованию депозитов. Оно производится в форме страховых взносов, назначаемых страховыми фондами[60]. Страховые взносы с 1934 года уплачиваются в специального для этого созданные Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД) и Федеральную корпорацию ссудо-сберегательного страхования (ФКСС). В отличие от обязательных резервов, целью которых является воздействие на банковскую ликвидность и способность расширения банком своих кредитных операций, страхование депозитов было введено для ограждения банков от опасности массового изъятия депозитов в случаях банковских кризисов, так как даже если банк обанкротится, правительство США должно вернуть клиентам их деньги или перевести их в платежеспособный банк.
Банкротство ряда банков и сберегательных институтов в 80‑е годы привело к снижению платежеспособности самой ФКСС, что вынудило правительство к реформированию системы страхования депозитов[61]. В 1989 году ФКСС была расформирована и вместо нее были учреждены Банковский страховой фонд (БСФ) и Страховой фонд сберегательных ассоциаций (СФСА), находящиеся под административным контролем ФКСД. Также был принят ряд ограничений на деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций[62].
В настоящее время в США ведется дискуссия о целесообразности сохранения обязательного страхования депозитов как фактора, влияющего на надежность всей банковской системы и на конкуренцию между банками при привлечении вкладов.
ФРС в США не использует изменение нормы обязательных резервов для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение норм резервов производится Федеральной Резервной Системой только в тех случаях, когда ФРС ставит своей целью добиться сдвига в сторону расширения или сжатия объема предложения денег. Так как изменение уровня обязательных резервов оказывает непосредственное воздействие на банковскую систему, сопровождается широкомасштабной кампанией в средствах массовой информации и производит значительный психологический эффект, ФРС часто прибегала к сокращению уровня резервирования в периоды экономического спада: в 1953, 1954, 1958, 1970, 1974-1975 годах.[63]
В последнее время ФРС принимала меры по снижению резервных требований. В декабре 1990 года, нормы резервов по неличным срочным вкладам были снижены с 3% до нуля, в апреле 1992 года норма по транзакционным депозитам была уменьшена с 12% до 10%[64]. Эти действия были частично обоснованы тем, что отдельные кредиторы стали применять более осторожный подход к выдаче кредитов, что вызвало увеличение стоимости и сократило доступность кредитных ресурсов для отдельных видов заёмщиков. Путем сокращения издержек на привлечение ресурсов и таким образом, предоставляя кредитным учреждениям более простой доступ на рынки капиталов, сокращение норм резервных требований поставило банки в лучшее положение по предоставлению кредитов. Сокращение резервов для неличных срочных вкладов напрямую имело целью стимулирование банковского кредитования, так как эти счета часто используются как источник финансирования.[65]
Как и во многих других странах, в России переходный период сопровождался высоким уровнем инфляции, что имело своё отражение на использовании резервных требований в России в 90‑годах. Активное применение данного инструмента было направлено на борьбу с инфляцией. В то время резервные требования активно не использовались в США. Устойчивость американской экономики позволяет не прибегать к таким жёстким мерам денежно-кредитного регулирования. ФРС давно использует операции на открытом рынке для текущего регулирования экономической конъюнктуры.
В США дифференциация обязательных отчислений производится по степени ликвидности привлечённых средств. В то время как в России имеются различия в резервных требованиях по счетам в национальной валюте и счетам в иностранной, что отражает довольно высокую степень долларизации российской экономики, так как почти во всех странах нормы отчислений по вкладам в национальной валюте и по вкладам и иностранной валюте одинаковы[66]. Сейчас данный инструмент денежно-кредитного регулирования в России направлен на её снижение.
Активное применение обязательных отчислений имело место в США только в периоды экономических кризисов, как элемент стимулирующей макроэкономической политики. То есть использования норм обязательных резервов в США в основном направлено на достижение антикризисной цели. В России резервные требования применялись для достижения антиинфляционной макроэкономической цели. Следовательно, Банку России приходилось часто менять уровень резервных отчислений вслед за изменением уровня инфляции[67], что отличает российскую денежно-кредитную политику от американской, где последнее изменение уровня норм обязательных резервов имело место в 1994 году[68]. Только в последние время в России использование данного инструмента направлено на достижение стабилизации макроэкономического положения.
Краткая характеристика применения данного инструмента денежно-кредитной политики в США и в России представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Сравнение норм обязательных резервов в США и в России.
Критерий
Россия
США
Частота использования
часто
относительно редко
Активное использование инструмента направлено на:
борьбу с инфляцией
на проведение расширительной политики
Текущее использование инструмента направлено на
сдерживание роста денежной массы
обеспечение ликвидности коммерческих банков
Текущий уровень резервных требований
относительно высокий
не очень высокий
Дифференциация норм обязательных отчислений
разделение счетов в национальной и иностранной валюте
по степени ликвидности привлечённых средств
продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
В ходе данной работы было изучено воздействие резервных требований на ход экономических процессов в стране. Была дана характеристика денежно-кредитной политики, проанализированы меры денежно-кредитного регулирования и выделена роль и место резервных требований среди них. Подробно рассмотрено воздействие последних с выделением микро- и макроэкономических аспектов. Также было проанализировано применение резервных требований в России в 90‑х годах и их воздействие на важнейшие макроэкономические процессы в стране. Был проведён сравнительный анализ данного инструмента в денежно-кредитном регулировании в России и в экономически развитой стране (США).
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Денежно-кредитное регулирование может быть направлено на сдерживание активности субъектов в периоды экономического подъёма в стране для сдерживания инфляции или на стимулирование увеличения предложения денег в экономике в периоды экономических кризисов. Воздействие на экономическую систему реализуется при помощи инструментов денежно-кредитной политики.
Резервные требования играют не маловажную роль в денежно-кредитном регулировании страны. Являясь прямым и очень жёстким инструментом, нормы обязательных отчислений воздействуют не только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, но и изменяют величину денежного мультипликатора. Поэтому рестриктивное воздействие увеличениянорм обязательного резервирования на сокращение совокупного предложения денег дает эффект только в комплексе с проведением других мер по регулированию экономической активности.
В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центральными Банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ вызван наличием таких специфических свойств, как негибкость и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов.
Переход российской экономики к рыночным отношениям привёл к довольно высокой инфляции, которая долгий период времени оставалась одной из главных проблем в России. Анализ применения резервных требований в России показал, что их воздействие было направлено на достижение главной макроэкономической цели – сдерживание инфляции. Центральный Банк России также использовал данный метод макроэкономического регулирования для стабилизации положения на валютном рынке в1995, 1997 годах.
Можно сказать, что сейчас в России наблюдается отход от активного использования резервных требований как инструмента регулирования экономических процессов. Последние изменения имели место 1 января 2000 года. Это говорит о завершении переходного периода и начале стабилизации российской экономики, потому что большинство экономистов рассматривают данный инструмент денежно-кредитной политики как метод долгосрочного регулирования.
Сравнение применения норм обязательных отчислений в России и в экономически развитой стране (США) показало большие различия в подходе к использованию данного способа регулирования экономики. Активное применение резервных требований в России было направлено на борьбу с инфляцией. В то время как в США данный инструмент активно не использовался. Устойчивость американской экономики позволяет не прибегать к таким жёстким мерам денежно-кредитного регулирования. Редкие корректировки норм обязательных требований в США имели место только в периоды кризиса, как элемент стимулирующей макроэкономической политики. Только в последние время в России наблюдается тенденция к использованию данного инструмента на достижение стабилизации макроэкономического положения.
Библиографический список
Официальная статистическая информация:
1. Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ. – 1995, №6, №12; 1996, №12; 1999, №4.
2. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики России/www.gks.ru.
3. Официальный сайт Федеральной резервной системы США/www.frs.gov.
4. Официальный сайт Центрального банка России/www.cbr.ru.
5. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере: статистико-аналитические оперативные материалы. – М.: ЦБ РФ. – 1995, №6; 1996, №11; №12.
Учебники и учебные пособия:
6. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов/А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.: Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 1994. – 447 с.
7. Гальперин В.М. Макроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. – М.: Инфра-М, 1997. – 719 с.
8. Денежное обращение и банки: Учебное пособие для ВУЗов/Г.Н. Белоглазова, Г.В. Толоконцева и др.: Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 447 с.
9. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 480 с.
10. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. – М.: Инфра-М, 1997. – 439 с.
11. История России: учебник для ВУЗов/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2001. – 520 с.
12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том I: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2001. – 431 с.
13. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов. – М.: Издательство Московского Университета, 1994. – 735 с.
Статьи из периодических изданий:
14. Беляков А. О взаимосвязи органов денежной политики и банковского надзора//Деньги и кредит. – .2001. – №8. – с. 131-137.
15. Василишен Э.Н. Минимальные резервные требования: макро- и микроэкономический аспекты//Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с 102-111.
16. Василишен Э.Н. Об изменениях минимальных резервных требований и их последствиях//Деньги и кредит. – 1995. – №11. – с. 37-40.
17. Ветров А., Николеский Д. Денежно-кредитная политика: назревшие вызовы//Предпринимательство. – 1999. – №1. – с. 35-41.
18. Волков Н.В. Американская экономика в преддверии 90‑х//США: экономика, политика, идеология. – 1988. – №10. – с. 45-52.
19. Воронин Д.В. Политика обязательных резервных требований Банка России//Банковское дело. – 1997. – №7. – с. 10-15.
20. Воронин Д.В. Резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков//Банковское дело. – 1995. – №8. – с. 21-23.
21. Глазьев С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежно-кредитной политики//Вопросы экономики. – 1999. –№2. – с. 16-22.
22. Горчаков А.А. Анализ и прогнозы тенденций развития кредитного рынка России//Банковское дело. – 1995. – №3. – с. 18-20.
23. Гурьев М.И. Проблемы кредитно-денежной системы США в 80‑е годы//Деньги и кредит. – 1991. – №10. – с. 57-62.
24. Давыдов А.Ю. Экономический рост и денежная политика США//США: экономика, политика, идеология. – 1997. – №3. – с. 25-32.
25. Кокорев В., Ремизов А. Модернизация кредитной системы России в условиях кризиса ликвидности: можно ли удешевить деньги без роста инфляции?//Вопросы экономики. – 1996. – №8. – с. 36-58.
26. Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы//Деньги и кредит. – 1999. – №3. – с. 18-24.
27. Маршавина Л.Я. Резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования (сравнительный анализ)//Деньги и кредит. – 1996. – №11. – с. 34-41.
28. Мехряков В. Банковская система России: текущая ситуация и проблемы развития//Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 111-117.
29. Москвин В.А. Пути совершенствования обязательного резервирования//Деньги и кредит. – 2002. – №3. – с. 39-44.
30. Пятенко С.В. Некоторые особенности кредитной системы США//США: экономика, политика, идеология. – 1985. – №8. – с. 78-83.
31. Сажин А., Ржанов А. К тенденциям развития системы коммерческих банков//Деньги и кредит. – 1995. – №8. – с. 31-36.
32. Саркисянец А.Г. Слияние и банкротство банков в США: глобальная волна//США: экономика, политика, идеология. – 1998. – №9. – с. 53-69.
33. Симановский А.Ю. К вопросу о целях денежно-кредитной политики//Деньги и кредит.– 1999. – №4.– с. 35-40.
34. Соловов В.И. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях//Деньги и кредит. – 1996. – №5. – с. 50-55.
35. Ямпольский М.М. Некоторые особенности деятельности коммерческих банков//Деньги и кредит. – 1996. – №10. – с. 47-52.
36. Цисарь И. Нужны ли фонды обязательных резервов в Центробанке?//Бизнес и банки. – 1996. – №39. – с. 6.
Лекции и семинары:
37. Исаева Е.В. Семинары по макроэкономике. – ОмГУ, 2002.
38. Чухломина И.В. Курс лекций по макроэкономике. – ОмГУ, 2002.
Ресурсы Интернет:
39. Хохряков П.С. Зарубежный опыт использования резервных требований Центральными Банками//www.orc.ru/~pkhokhr/test1.html
40. Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике/www.hsemacro.chat.ru.
продолжение
--PAGE_BREAK--