--PAGE_BREAK--1 Современные теоретические основы СТРАХОВАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ
1.1
Необходимость и сущность страхования экспортных кредитов
Страхование экспортных кредитов (СЭК)-разновидность страхования, направленного на уменьшение или устранение кредитного риска; включает страхование коммерческих кредитов, предоставляемых поставщиком покупателю, банковских ссуд поставщику или покупателю, обязательств и поручительств по кредиту, долгосрочных инвестиций, а также ряд специфических видов страхования: валютных рисков, от инфляции, расходов по вступлению экспортера на новый рынок и т.п. Всего при СЭК. насчитывается до 50 отдельных рисков, группирующихся как по экономическому (банкротство частного покупателя, отказ от платежа или принятия товара, неоплата долга в обусловленный срок и т д.), так и по политическому признаку (война, революция, запрет на платежи за границу, консолидация долгов, национализация, конфискация, введение эмбарго, неплатежи покупателя, являющегося государственной организацией, отмена импортной лицензии и т.д.) СЭК проводится в основном государственными страховыми учреждениями, специализирующимися в этой сфере, а тж. частными страховыми компаниями и ассоциациями, выполняющими вспомогательные функции.
Вопрос о страховании экспортных кредитов еще в 50-е годы приобрел большое значение в связи с далеко ушедшим разделением труда в области внешней торговли. Производитель и предприниматель стремились сосредоточить все свое внимание на избранной ими отрасли хозяйственной деятельности, не отвлекая его в область кредитного риска, возникающего при кредитовании иностранного покупателя.
Страхование коммерческого кредита представляет собой обеспечение экспортера от чрезвычайного финансового риска, возникающего в неустойчивых экономических условиях, и не могущего быть предусмотренным, несмотря на усилия экспортера, коммерческого риска.
Сущность этого вида страхования заключается в том, что страховая организация принимает на себя определенную долю возможного риска, т.е. окончательного убытка от страхуемой сделки. Она выдает страховой полис на точно установленную сумму застрахованного кредита с указанием срока кредитования и доли риска (обычно от 60 до 85%), принимаемой на себя страховщиком. Размер страховой премии, взимаемой последним, зависит от размера страховых операций, формы кредита, его срока, положения экспортера и производителя в коммерческой среде и экономического состояния страны импортера. Поэтому шкала премиальных ставок по страхованию кредита колеблется в массе вокруг определенных средних норм, имея крайние отклонения от 0,2% до 10% застрахованной суммы.
Страхование коммерческого кредита построено на следующих принципах:
1. Страхование кредита должно предшествовать появлению конкретного риска. Не может быть застрахован товар, который либо уже отправлен, либо владелец которого потерял возможность изменить условия его отчуждения. Этот момент изменения принадлежности товара может быть установлен различным образом, но наиболее существенным является факт подписания контракта, которым устанавливаются основные коммерческие и кредитные условия сделки.
2. Страхование клиента предполагает, главным образом, возникновение во времени торговой операции чрезмерного риска, и от него страховое общество стремится обезопасить экспортера. Страховщик, внимательно изучив условия деятельности фирмы, ходатайствующей о страховании, устанавливает либо нормальный, либо зависящий от самого экспортера и характера его деятельности, и соглашается страховать всякий риск, превышающий эту норму. В целях установления торгового риска страховщик нередко предпринимает специальную экспертизу товара, чтобы установить, соответствует ли он заказу и спецификациям, приложенным к трассируемому векселю. В целях же установления финансового риска, страховое общество нередко требует предоставления клиентом акцепта какого-либо солидного банка и соглашается страховать лишь акцептованный вексель. Таким образом, при этих условиях страхуется только чрезвычайный риск, который может возникнуть стихийно, как продукт неустойчивых хозяйственных отношений. Страхование всякого риска, возникающего в связи с кредитованием иностранного покупателя, несмотря на многочисленные требования торговых кругов, не нашло широкого распространения, так как развитие страхования в этом направлении 1) было бы экономически нецелесообразным, 2) искажало бы природу страхования и 3) удорожало бы стоимость страхования.
3. При наличии полного страхования риска экспортер мало интересуется платежеспособностью своего иностранного клиента и у него исчезают сдерживающие мотивы при предоставлении последнему кредита.
4. Страховое общество не является кредитным учреждением и не ставит перед собой организационной проблемы замены последних. Его функции носят чисто вспомогательный характер, и если в некоторых случаях гарантия страхового общества облегчает продажу гарантированного векселя на учетном рынке или банку, то это не является основным моментом деятельности страховщика. Покупателя тратты может полностью обеспечить ее акцепт каким-либо солидным кредитным учреждением. Дополнительная гарантия страхового общества может быть желательной, но не является обязательной нормой ее обеспечения. Страхование кредита защищает непосредственные интересы экспортера. В этом случае экспортер пользуется одновременно банковским акцептом, облегчающем ему мобилизацию необходимых капиталов на учетном рынке, и полисом страхового общества для обеспечения кредита, предоставляемого им, в свою очередь, покупателю.
5. Стоимость страхования находится в зависимости от размера риска, который страховщик соглашается гарантировать. Считается, что при страховании всего риска страховщик должен устанавливать более высокую ставку, чем при страховании 50-ти или 70-ти % того окончательного убытка, который может иметь место при неудачном исходе торговой сделки.
6. Возможность получения экспортером в случае неудачного исхода застрахованной коммерческой операции страхового возмещения в размере застрахованной суммы лишь после установления размеров окончательного убытка. Страховое общество прилагает все усилия к тому, чтобы, во-первых, получить у дебитора тем или иным путем какую-либо долю застрахованного займа и, во-вторых, реализовать то имущество или товар, которые служили обеспечением кредита. Затем страховщик обращает всю вырученную сумму на возмещение убытков застраховавшего свой кредит экспортера, доплачивая возможную разницу между застрахованной суммой и поступлениями от дебитора или продажи вышеупомянутого обеспечения. Эта операция требует довольно значительного срока, достигающего, но обычно не превышающего, трех месяцев, во время которого страховщик устанавливает размеры окончательного убытка.
Если в области страхования кредита существует известная интегральность основных принципов, то технические детали крайне разнообразны. Поэтому до настоящего времени нет строгой классификации различных форм риска и не выработано твердого тарифа премиальных ставок. Основная причина в том, что кредитный риск является функцией многих переменных: колебания цен, курса, общих экономических и политических условий, благонадежности предпринимателя, — и ни в одном из двух случаев эти факторы не сочетаются одинаковым образом. Не существует какого-либо метода научно установить размеры риска: с точки зрения научной калькуляции риск, связанный с иностранными кредитами, не является, строго говоря, объектом страхования, детальное и внимательное изучение страховым обществом коммерческого и финансового состояния дел его клиентов, как кредиторов, так и дебиторов дает возможность установить некоторое среднее эвентуального риска и выработать в связи с этим размеры премиальной ставки.
При страховании экспортных кредитов экспортер получает следующие выгоды:
- помощь специалистов по оценке надежности потенциального партнера при выходе на новые рынки;
- постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;
- возможность увеличить число клиентов и объем продаж;
- возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты (рассрочка платежа);
- возможность экспортировать непосредственно конечным потребителям, минуя надежных оптовиков-посредников, что увеличивает прибыльность операций.
Вывод:страхование коммерческих кредитов увеличивает экспортные возможности предприятий в несколько раз. При этом страхование является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций.
1.2 Риски и условия страхования экспортных кредитов
Во внешнеэкономической деятельности часто встречается риск неплатежа иностранного партнера. Для повышения гарантии платежа наряду с применением различных его способов и форм расчетов (предоплата, документарный подтвержденный аккредитив) широко применяется страхование дебиторской задолженности. Цель этого вида страхования – гарантировать экспортерам своевременность оплаты за поставленный товар со стороны иностранного контрагента.
Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортера-страхователя импортерам-контрагентам. Коммерческие кредиты в соответствии с условиями контракта представляются в виде товарного кредита или оказания услуг в кредит с подтверждением сетами страхователя к получателю (надлежащим образом оформленными счетами-фактурами, выставленными для оплаты иностранному контрагенту). Возможны два варианта страхования экспортера:
— на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя;
— страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности.
Страхование риска задержки платежа обычно предоставляется по гораздо меньшему количеству стран. Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортера или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получателю за поставленные в кредит товары и оказанные услуги при следующих условиях:
— страховщиком на основании изучения платежеспособности контрагента установлена для него страховая сумма, то есть ответственность страховщика при неплатеже;
- срок для оплаты, предоставленный страхователем контрагенту, не должен превышать максимального периода кредита, установленного в страховом полисе;
- страхователем выполнены все контрактные обязательства по поставке товаров и оказанию услуг и выставлены счета к оплате в установленные договором страхования срок.
Страховым случаем, в результате наступления которого страховщик обязан выплатить страховую сумму, является несостоятельность контрагента страхователя либо задержка платежа после определенного периода, так называемого периода ожидания. Несостоятельность считается наступившей, если:
а) открыто производство по делу о банкротстве или суд отказал в его открытии ввиду недостаточного имущества, или
б) достигнуто компромиссное соглашение между кредиторами и должником с целью избежания банкротства, или
в) заключено несудебное компромиссное соглашение или решен вопрос о частичном урегулировании долгов со всеми кредиторами, или
г) исполнение решения суда о взыскании долга, произведенное страхователем, на принесло полного удовлетворения требований к должнику.
При страховании риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности страховым случаем является отсутствие оплаты из-за финансовых затруднений покупателя после определенного периода (периода ожидания), прошедшего с даты платежа, предусмотренного контрактом. Из страхового покрытия при страховании экспортных кредитов, как правило, исключаются:
- проценты за просрочку платежа, штрафы, неустойки по контракту, возмещения по рекламациям, судебные издержки, связанные с взиманием долгов по неоплаченным счетам, а также потери от курсовых разниц;
- счета к получателю по государственными муниципальным предприятиям и организациям, физическим лицам, а также юридическим лицам, в капитале которых страхователь прямо или косвенно имеет преобладающее участие или на управление которых он может оказывать решающее влияние; счета к получателю за товары и услуги, в отношении которых не получены необходимые лицензии и разрешения, и за товары и услуги, импорт которых противоречит действующим запрещениям и ограничениям в странах-импортерах;
- случаи убытка, в отношении которых страховщик в состоянии доказать, что они произошли в результате войны, вооруженного конфликта, забастовки, конфискации, валютных ограничений государственными и другими административными органами, стихийного бедствия или воздействия ядерной энергии.
При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанвливается обычно на уровне 20-30%). Согласно принятой практике данного вида страхования страхователь обязан с должной тщательностью и осторожностью и за свой счет предпринимать все соответствующие меры по избежанию или уменьшению убытка, в частности, отстаивать свои права и получать максимально возможное обепечение по кредиту. Страхователь обязан также предоставлять всю информацию и документы, которые, по мнению страховщика, являются необходимыми для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.
Страхование эспортных кредитов предполагает часто долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера. Это предполагает выдачу страховой компанией годовых генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. При этом страхователь-экспортер по результатам предварительных переговоров с иностранным контрагентом сообщает страховой компании сумму, на которую контрагент готов преобрести товары и услуги, а страхователь имеет возможность осуществить поставку на условиях коммерческого кредита. Страховщик проверяет платежеспособность иностранного партнера экспортера и по результатам проверки выносит кредитное решение, которое может подтвердить запрошенную сумму, уменьшить ее до приемлевого для страхования уровня или приравнять к нулю (т.е. отказать в страховании кредита, оставить его без обеспечения полисом).
В пределах страховой суммы застрахованы прежде всего те счета к получению, которые возникли раньше остальных. Счета, превышаюшие страховую сумму, установленную для данного контрагента, будут соответственно включены в страховое покрытие только в тот момент и в том размере, в каком погашаются возникшие ранее счета. Если сальдо по выставленным счетам превышает страховую сумму по данному контрагенту, то страхователь обязан незамедлительно сообщить страховщику об этом.
Страховое покрытие по любому данному контрагенту страхователя, установленное в нотисе (уведомлении) об установлении кредитного лимита, прекращается в отношении будущих счетов к получателю за товары и услуги в следующих случаях:
а) при расторжении договора страхования в отношении данного контрагента;
б) при превышении периода коммерческого кредита;
в) при наступлении страхового случая.
Страховая премия, которую уплачивает страхователь страховщику, рассчитывается исходя из страховых сумм по всем контрагентам на базе фактического экспортного оборота страхователя. В начале каждого года страхователь вносит авансовый взнос в счет страховой суммы, который засчитывается в ежемесячные платежи страховой премии.
Вывод: Специально для компаний-экспортеров разрабатывается генеральный полис страхования экспортных кредитов. Он обеспечивает гибкое покрытие коммерческих и политических рисков по всему экспорту, осуществляемому на условиях товарного кредита. Возможно предоставление страхового покрытия для экспортеров и в том случае, если поставки конечному покупателю производятся через агентов.
Среди страховых рисков основными являются:
риск невыполнения финансовых обязательств зарубежными частными или государственными покупателями и банками; покрытие по коммерческим и /или политическим рискам.
1.3 Страхование кредитно-финансовой сферы
Основным видом риска, вытекающим из природы банковских операций, является неплатеж заемщика. Как показывает практика, банки крайне нуждаются в страховой защите при кредитовании крупных и связанных с большим риском проектов. Для страховых компаний страхование кредитов – это средство быстрой аккумуляции страховых фондов. Банковский кредит является типичным видом предпринимательского риска, из которого банкир извлекает прибыль, и как любой предприниматель он хочет свести этот риск к минимуму. Страховые организации предоставляют ему эту услугу в виде страхования риска непогашения кредитов. Объектом страхования является ответственность всех или отдельных заемщиков (физических и юридических лиц) перед банком за своевременное и полное погашение кредитов и процентов за пользование кредитами в течение срока, обусловленного в страховом договоре. Страховой случай наступает при неполучении банком возврата ссуды в течение 20 дней после наступления срока платежа, предусмотренного кредитным договором или срока, установленного банком, при невыполнении заемщиком условий кредитного договора.
Предел ответственности страховщика составляет от 50 до 90% суммы непогашенного кредита. Таким образом, риск делится между банком и страховой компанией, т.к. банк должен нести свою долю ответственности за выдаваемые им кредиты, тщательно проверять платежеспособность своего заемщика.
Разновидностью страхования кредитов является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. В качестве страхователей выступают в данном случае лица или предприятия, получающие ссуды в банке. Объектом страхования, как и в предыдущем случае, является ответственность заемщика перед банком. В случае неплатежа страховая компания выплачивает банку предусмотренное возмещение. После выплаты банку страхового возмещения к страховщику переходят все права банка по кредитному договору.
Особое место в страховании деятельности банка принадлежит страхованию экспортных кредитов. Этот вид страхования покрывает два основных вида рисков: экономические и политические. Под экономическими понимается банкротство импортера, его неплатежеспособность либо уклонение от выполнения платежных обязательств. К политическим рискам относятся события, которые объективно препятствуют выполнению своих обязательств импортерами, например, эмбарго, мораторий, война и т.д. вследствие ряда причин, беря на себя этот вид покрытия, страховая компания передает свои обязательства по политическим рискам государству.
Кроме вышеуказанных видов страхования на обеспечении возврата кредитов может положительно сказаться страхование имущества предприятия от стихийных бедствий, катастроф, аварий и т.д. поэтому было бы желательно для банка выдавать кредит под имущество, обеспеченное страховым полисом. Стремясь оградить себя от неоправданных убытков, банки обычно подписывают со страховой компанией так называемый «банковский полис». Он предусматривает возмещение банку убытков, причиненных:
- мошенничеством банковских служащих, действующих с намерением незаконного личного обогащения;
- кражей, необъяснимым исчезновением, уничтожением или повреждением находящихся в помещении банка или у его клиента денежных знаков, ценных бумаг, чеков, векселей, страховых писем, прочих документов и ценностей;
- утратой или повреждением перечисленных ценностей во время транспортировки, в т.ч. в бронированных инкассаторских машинах;
- подделкой чеков, векселей, гарантий, депозитных сертификатов, кассовых документов, расписок в получении денег;
- утратой. Кражей или подделкой акций, облигаций, сертификатов на акции, купонов ценных бумаг, закладных и т.д.;
- принятием банком фальшивых денежных знаков.
Отдельный вид страхования защищает банки от вымогательства. Страхуется и риск компьютерного мошенничества. Обобщая, следует отметить, что существующая на западе система страхования покрывает практически все каналы финансовых потерь, не зависящих от самих банкиров.
Страхование кредитов – одна из монополизированных отраслей страхования. Внутри стран оно осуществляется небольшим числом частных страховых компаний, страхование экспортных кредитов, в основном, государственными страховыми агентствами: Департаментом гарантии экспортных кредитов (ДГЭК) в Великобритании, компанией страхования высшей торговли (КОФАСЕ) во Франции, подразделением по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового института в Италии, действующим от имени государства, частной компанией Гермес в Германии, Экспортно-импортным банком США.
Примеры финансирования приведены на рисунках 1 и 2.
Кредит покупателя: гарантия/страхование кредитов, предоставленных итальянскими или зарубежными банками иностранным заемщикам, государственным или частным финансовым институтам или компаниям для финансирования оплаты товаров/услуг итальянским компаниям и компаниям с итальянским участием. Целью такого кредита является финансирование конкретной, заранее определенной экспортной операции или нескольких операций, такой кредит также может быть несвязанным, т.е. предназначаться для финансирования экспортного потока определенного иностранного заемщика, в то время как поставщик(и) определяется(ются) после предоставления страхового покрытия. Кредит покупателя может формироваться на принципах структурного финансирования или проектного финансирования, в последнем случае представляя собой целевое кредитование заемщика итальянскими/зарубежными банками с целью реализации инвестиционного проекта без регресса или с ограниченным регрессом, при этом обеспечением кредитных обязательств служат денежные доходы, возникающие в результате функционирования данного проекта, а также активы, относящиеся к этому проекту.
┌──────┐
│ SACE │
└───┬──┘
Гарантия │
\│/
┌──┴─┐ ┌───────────┐ Оплата товаров/ ┌───────────┐
│ │ Финансирование │Иностранный│ услуг │Итальянские│
│Банк├─────────────────>│покупатель/├────────────────>│ компании │
│ │ импортер │ │
└────┘ Погашение └───────────┘ └───────────┘
Рис. 1 Пример финансирования кредита покупателя
┌──────┐
│ SACE │
└───┬──┘
Гарантия │
\│/ Подтверждение аккредитива
┌──────────────┴────────────┐ и предоставление кредита┌─────────────────┐
│ Банк │
│(итальянский или зарубежный│ │(банк покупателя)│
│ банк поставщика) ├────────────────────────>│ │
└──────────────┬────────────┘ └────┬────────┬───┘
│ Выпуск │ /│\ Заявление
\│/ аккредитива \│/ │ на выпуск аккредитива
┌──────────────┴────────────┐ ┌────┴────────┴──────────────────┐
│ Итальянский экспортер ├────────────────────────>│ Иностранный покупатель/ │
│ │ Экспорт товаров/услуг │ импортер │
└───────────────────────────┘ └────────────────────────────────┘
Рис. 2 Пример подтверждения и рефинансирования аккредитива
В современных условиях при ограниченном доступе компаний малого и среднего бизнеса к банковским кредитам увеличиваются объем коммерческих кредитов, предоставление средне- и долгосрочной рассрочки платежа экспортером импортеру в рамках экспортного контракта (кредит поставщика). Такие кредиты активно поддерживаются Sace. Важной чертой подобной схемы является возможность «монетизировать» кредит. В этом случае экспортный контракт предусматривает передачу импортером в оплату товара беспроцентных валютных векселей, которые экспортер может дисконтировать в своем банке, одновременно уступая права по страховому полису, покрывающему риск неисполнения обязательств по погашению векселей. Пример такой схемы указан на рисунке 3.
┌──────┐
│ SACE │
└───┬──┘
│ Гарантия
\│/ Оплата экспортируемых
┌───────────┴─────────┐ товаров/услуг ┌──────────────────────┐
│Итальянский экспортер│
│ ├───────────────────────────>│ │
└─────────────────────┘ Экспорт товаров/услуг └──────────────────────┘
Рис. 3 Схема предоставления коммерческого кредита
Следует отметить, что решения о поддержке той или иной операции принимаются Sace индивидуально на основании комплексного кредитного анализа потенциального должника и экспортной операции в целом.
Операции с вышеуказанным содержанием проводятся на рыночных условиях.
Вывод: В условиях глобального экономического кризиса наблюдается ситуация драматического движения назад, когда достижения предыдущих лет в торговом финансировании фактически находятся в замороженном состоянии. Кризис недоверия и ликвидности, переосмысление частным рынком качества риска (как коммерческого, так и политического) перевели ряд индивидуальных рисков в разряд «нерыночных», то есть таких, которые частный финансовый сектор принять не может. Последовала де-факто фрагментарная дезинтеграция международной финансовой системы, обслуживающей международную торговлю. В результате традиционная роль ЭКА снова стала наиболее востребованной.
продолжение
--PAGE_BREAK--2 зарубежный опыт страхования экспортных кредитов
2.1 Система страхования экспортных кредитов в зарубежных странах
Экспортные кредитные агентства (ЭКА) традиционно рассматривались как государственный инструмент поддержки национального экспорта, а также как инструмент усиления позиций национальных экономик на зарубежных рынках. В статье автор описывает сложившуюся современную международную экспортно-кредитную систему, ее актуальные аспекты, возможности и инструменты.
С момента создания в 1919 г. первого экспортного кредитного института (ECGD — в Великобритании) сложилось отношение к ЭКА как страховщику последней инстанции, которого имеет смысл привлекать для покрытия политических и коммерческих рисков, не принимаемых в страхование частным рынком.
Международная торговля и международные инвестиции в реальный сектор влекут за собой определенные риски и нуждаются в финансировании и сопутствующих финансовых услугах. Если в торговом финансировании частный сектор представлен различными группами игроков (коммерческими банками, поставщиками, покупателями, частными страховыми компаниями, перестраховщиками, небанковскими финансовыми институтами, а также рынками капитала), то основными проводниками публичной поддержки выступают экспортные кредитные агентства и международные банки развития.
В традиционной системе экспортного финансирования коммерческие банки играют центральную роль, не только предоставляя канал для проведения платежей от импортера к экспортеру, но также предоставляя кредитование, часто обеспеченное лишь правами на финансируемый товар. В рамках этой деятельности банки несут определенные риски, при этом официальные ЭКА привлекаются тогда, когда риск неплатежа несоразмерно высок для частного финансового сектора.
Экспортный кредит вовлекает два типа рисков — коммерческие и политические.
Коммерческие риски включают: риск дефолта или неплатежеспособности должника, а также неправомочный отказ покупателя принять товар или риск одностороннего расторжения коммерческого контракта.
Политические риски включают: экспроприацию; конфискацию; национализацию; мораторий или ограничение валютных операций, введенное по политическим или экономическим мотивам в стране импортера; колебания обменного курса, происходящие в результате законодательных действий властей; эмбарго; войну, революцию, гражданские волнения.
Государственный сектор имеет ряд преимуществ по сравнению с частным, это касается и доступа к определенного рода информации, в том числе при урегулировании суверенных долгов через Парижский клуб, и возможности предоставления покрытия на длительные сроки и при поддержке больших стратегических проектов. В том числе и поэтому необходимость поддержки ЭКА наиболее остро ощущается при экспорте в развивающиеся страны, при экспорте инвестиционных товаров и при средних и длинных сроках финансирования проектов.
Большинство ЭКА оказывают поддержку в виде страхования или предоставления гарантий. Только небольшая группа ЭКА имеет возможность прямого финансирования, когда экспортный кредит предоставляется государственным банком или банком, получившим от государства соответствующий мандат.
Существуют несколько основных юридически-организационных форм ЭКА. Так, в Великобритании и Швейцарии ЭКА представлены государственными департаментами правительств. В некоторых развивающихся странах государственная поддержка экспорта предоставляется в виде специальных экспортно-кредитных программ через центральные банки либо министерства финансов или промышленности.
Однако наиболее распространенная форма — это предоставление услуги через автономные организации, принадлежащие государству. Некоторые агентства предоставляют исключительно страхование или финансирование, в то время как другие объединяют и то и другое под одной крышей. Многие азиатские страны содержат по две отдельные организации для проведения страхования и финансирования (например, Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Малайзия и Таиланд).
В некоторых странах государства имеют эксклюзивные соглашения с частными компаниями. В качестве примера можно привести Coface во Франции, Euler Germes в Германии и Atradius (бывший Gerling-NGM) в Нидерландах.
За свою долгую историю цели и задачи ЭКА как института государственной поддержки никогда не были строго определены и менялись в зависимости от макроэкономических и общественно-социальных тенденций. В последние двадцать лет литература, касающаяся теоретической аргументации и обоснования эмпирических результатов деятельности ЭКА, практически исчезла. Наиболее высоким академический интерес к деятельности ЭКА был в 80-е годы XX в.
Показательно, что исследование, опубликованное в 1989 г. World Bank Research Observer, перечисляет следующие аргументы в пользу деятельности ЭКА:
— несостоятельность финансовых рынков. Причинами могут являться: недостаточность информации об экспортных рисках; ограниченность и сегментированность доступа к кредитованию наиболее рискованных или небольших заемщиков; слабая структура кредитов;
— риск, возникающий из-за неопределенности, разрозненности и неинтегрированности частных страховых рынков: это именно те факторы, которые вбивают клин между качеством риска и соответствующей ему «разумной» премией;
— риск недобросовестности и неблагоприятный отбор: эти два понятия являются неотъемлемой составляющей риска и могут привести к росту премии свыше того порога, когда экспортеры готовы или хотят покупать страховку;
— промышленная политика — этот постулат проистекает из идеи стратегической торговли, например экономия, обусловленная ростом масштаба производства на недостаточно конкурентных рынках;
— занятость населения и платежный баланс: безработица и дефицит торгового баланса тоже указывались среди факторов, обосновывающих государственные экспортно-кредитные программы;
— стремление соответствовать аналогичным программам других стран для поддержки конкурентной борьбы на мировой торговой арене, когда экспортные субсидии объединяют с другими инструментами, такими как помощь в развитии.
Оказание поддержки в тех случаях, когда частный рынок не способен это сделать, подразумевало некий альтруизм, при этом оправдание следовало из концепции общественной полезности такой деятельности. При этом считалось, что расходы на предоставление государственных субсидий будут компенсированы некой социальной выгодой или полезностью. Производство экспортных товаров ассоциировалось с высокими технологиями и высоким качеством товара. Выгода при этом проистекала из поддержки занятости, инновационных секторов экономики, генерации экспортной выручки, и, таким образом, обосновывалось использование денег налогоплательщиков как основного источника государственных финансов.
В 70-е и 80-е годы XX в. главной задачей экспортных кредитов индустриально развитых стран было создание стимула для поддержки занятости и поддержания платежного баланса, особенно в странах, страдающих от потери конкурентности своей продукции и высокой инфляции. Однако по некоторым оценкам на самом деле влияние экспортно-кредитной политики на макроэкономику было довольно противоречивым, и с течением времени многие страны стали достигать стабилизации за счет других инструментов, таких как сбалансированная фискальная политика. Более того, были введены дополнительные ограничения на предоставление связанной помощи.
В середине 80-х годов прошлого столетия на базе идей, вытекающих из теории стратегической торговли, а также основывающихся на положительном опыте развивающихся азиатских стран, государственная экспортно-кредитная поддержка была направлена на стимулирование стабильного роста экспортно ориентированных отраслей и создание национальных лидеров-экспортеров. Модель работы ЭКА была изменена так, чтобы помогать экспортерам в преодолении рыночных барьеров и выходе на монополистические или олигополистические рынки. В последние 10 — 15 лет, совпавших со стремительным ростом экономик ряда развивающихся стран, официальная экспортно-кредитная поддержка была востребована как инструмент завоевания новых рынков.
До этого момента экспортный кредит рассматривался строго как связанный кредит, отвечающий следующей схеме: национальный производитель (высокий процент национального компонента) — национальный экспортер (компания, зарегистрированная в стране ЭКА) — национальный перевозчик для доставки товара (например, в случае с США).
В некоторых случаях эта логика была неприменима. Например, для экономик с высокой степенью интеграции в международную систему производства и торговли ограничения по поводу национального компонента становились абсолютно неприменимы. Правила постепенно смягчались и, вероятно, потребуют дальнейшего пересмотра. Однако чем сложнее оценить влияние экспортных кредитных программ на поддержание роста национальных экономик, тем сложнее оправдать использование бюджетных денег для предоставления субсидий.
В свете тенденции развития глобальной экономики в последние десятилетия к бизнес-модели ЭКА был предъявлен ряд требований, которые нашли свое воплощение в ряде изменений. В результате последнее десятилетие ознаменовалось успешным движением от негативных денежных потоков, генерируемых ЭКА, и серьезных убытков такой деятельности к росту операционной прибыли и успехам в действиях, направленных на возмещение долгов.
Реальность требовала расширения традиционной роли и исторической бизнес-модели. Глобализация торговли и интеграция финансовых рынков, изменение структуры организации промышленного производства (выразилось в делокализации) и все возрастающая роль частного сектора в условиях рыночной дерегуляции привели к возникновению достаточного числа альтернатив классическому экспортному кредиту с поддержкой ЭКА и к ограниченному его применению.
Как ни странно, именно в период академического забвения мир ЭКА пережил серьезную трансформацию. За кризисом 1990-х последовали значительные реформы в мире ЭКА, к сожалению, слабо замеченные вне этого мира.
Международное регулирование
Эволюция отношения к роли ЭКА получила свое отражение и в международном регулировании.
Как известно, основополагающим международным документом в этой области является Международное соглашение об экспортных кредитах (Guidelines for Officially Supported Export Credits), более известное как Консенсус (Consensus), принятое 22 странами — членами ОЭСР в 1978 г. Основной целью Консенсуса является поддержка конкуренции между экспортерами стран ОЭСР, опирающейся на цену и качество экспортируемых товаров и услуг, а не на более благоприятные условия государственной поддержки. Этот документ регламентирует кредиты со сроком погашения, превышающим два года.
Официальные кредиты могут быть предоставлены в разных формах: в виде гарантии, страхования экспортных кредитов (покрытие), финансовой поддержки (прямой кредит), прямого кредита и рефинансирования, субсидии процентных ставок или комбинации вышеперечисленного. Консенсус также применим к связанной помощи (tied aid). Его действие не распространяется на товары сельского хозяйства и военного назначения.
ОЭСР (OECD) с новыми нормами регулирования ввела более строгие и консервативные финансовые принципы — предписывая, например, придерживаться в работе принципа безубыточности и стремиться к экономически и социально целесообразным и убедительным сделкам. Это, в частности, предполагает придерживаться минимального размера премии, соблюдать экологические стандарты, предотвращать коррупцию.
Минимальный размер обязательного аванса в рамках экспортного контракта установлен на уровне 15% от его стоимости. Разрешено финансирование/страхование самой страховой премии в размере 100%. По желанию сторон премия может быть включена в стоимость контракта, при этом специально определена. Покрытие локальных затрат не должно превышать 30% стоимости контракта: последнее условие было введено на испытательный период, срок действия которого продлен до 31 декабря 2010 г.
Максимально возможный срок погашения экспортных кредитов зависит от категории страны-импортера, к первой категории относятся страны, входящие в Graduation list Мирового банка, все остальные страны относятся ко второй категории. Так, максимальный срок погашения для стран первой категории составляет 5 лет (в исключительных случаях — 8,5 года), для стран второй категории этот срок составляет 10 лет.
2.2 Примеры зарубежного опыта страхования экспортных кредитов
Основной задачей экспортно-импортных банков и специализированных агентств на этапе их создания являлась поддержка стратегически важных отраслей национальной экономики, осуществляемая в первую очередь через эффективное перераспределение бюджетных средств на их финансирование и развитие. При этом решалась также задача создания благоприятной конкурентной среды для национальных производителей, занимающихся внешнеторговыми операциями.
Страхование экспортных кредитов за рубежом осуществляется в основном государственными организациями: Департаментом гарантии экспортных кредитов (ДГЭК) в Великобритании, компанией страхования высшей торговли (КОФАСЕ) во Франции, подразделением по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) государственного страхового института в Италии, действующим от имени государства, частной компанией Гермес в Германии, Экспортно-импортным банком США. Необходима такая специализация и в Российской Федерации. Впервые на российском рынке страхование экспортных кредитов предложила страховая компания «Ингосстрах». Эта компания уже имела несколько десятков договоров о генеральных полисах страхования экспортных кредитов с крупнейшими российскими экспортерами. Для практической реализации экспортного страхования «Ингосстрах» разработал международную программу с общим лимитом на первый год в 500 млн.долл.США. Программа базируется на перестраховании части рисков ведущими страховыми и перестраховочными компаниями в мире: Герлинг-концерн, Ллойд, СКОР и др. Реализация данной программы невозможна без широкого сотрудничества с различными зарубежными компаниями, которые представляют информацию, помогают в течение короткого периода (обычно 10-12 дней) проверить платежеспособность потенциального партнера и определить кредитный лимит. Страховщик проводит такое исследование независимо от того, заключит в дальнейшем экспортер договор страхования или нет. Таким образом, страховая компания оказывает важнейшую услугу экспортеру по оценке платежеспособности потенциального партнера.
Что касается зависимости выбора основных источников финансирования экспортно-импортных банков и специализированных агентств от структуры владения, то частные европейские агентства Coface и Euler Hermes получают бюджетные ассигнования исключительно на осуществляемое ими страхование экспортных кредитов. Объемы выделяемых бюджетных средств определяются в соответствии со специальными нормативными актами. Основную же часть их собственных средств составляют средства акционеров и банковские кредиты. Объем сторонних займов у итальянского концерна SACE незначителен, что обусловлено изначальным наполнением капитала за счет государственных источников финансирования. По аналогичной схеме действует и канадская компания EDC, не получающая средств из госбюджета под обеспечение страховых операций, но на этапе создания получившая значительный объем средств в качестве уставного капитала.
В некоторой степени схожа политика формирования ресурсной базы у испанской корпорации по страхованию экспортных кредитов CESCE и Ex-Im Bank (США). Данные структуры в процессе своей деятельности переносят риски непосредственно на государственный бюджет. Однако для испанской модели характерно отнесение практически всего объема застрахованных рисков на счет государства, а Ex-Im Bank, напротив, привлекает государственные средства в свой капитал.
Большинство крупных европейских и североамериканских организаций напрямую страхуют экспортные кредиты, а также привлекают средства извне для финансирования своей деятельности. Единственным исключением является CESCE, которая наделена правом выступать лишь в роли посредника между государственным институтом экспортного страхования (Instituto de Credito Oficial) и собственно страхователем.
Если говорить о выборе основных направлений деятельности в зависимости от структуры владения компанией, то государственные североамериканские агентства предлагают своим клиентам исключительно услуги по страхованию экспортных кредитов и выдаче гарантий. К числу клиентов Ex-Im Bank примерно в равных долях относятся представители как малого и среднего, так и крупного бизнеса. Основным объектом в страховании крупного бизнеса выступают риски по авиастроительным контрактам. Львиную долю операций канадской EDC затрагивает покрытие рисков крупного бизнеса, на малый и средний бизнес приходится около четверти от общего объема страхового портфеля.
Европейские агентства с государственной и смешанной формами собственности предлагают страховое покрытие не только по внешним контрактам, но и по защите внутреннего товарооборота. Но в то же время их клиентами являются национальные производители в отличие от частных Coface и Euler Hermes, которые предлагают свои услуги экспортерам из разных стран.
Испанская компания CESCE страхует в основном небольшие контракты, клиентов из крупного бизнеса у нее немного. Итальянский гигант SACE, напротив, предлагает широкий спектр видов страховых покрытий для крупного бизнеса. В 2006 г. SACE направил наибольший объем средств на страховое покрытие нефтегазовой, нефтехимической, металлургической отраслей, аэронавтики и кораблестроения.
В частности, показательным выглядит пример развития рынка страхования экспортных кредитов в Скандинавии.
За последнюю декаду объемы экспортно-импортных операций в Скандинавском регионе падают. Как следствие, возникают убытки в связи с невозвратами ранее выданных кредитов. Многие компании банкротятся, что еще более усугубляет положение дел на рынке, и на будущее рисуется отнюдь не радужная перспектива, в том числе и для банковского сектора, вся деятельность и доходность которого напрямую зависят от успешности его клиентуры.
Шведский Центральный банк опубликовал данные, на основании которых ожидаются колоссальные убытки в связи с невозвратами кредитов в странах Северного региона. В своем отчете по стабильности финансового положения, опубликованном в июне этого года, Центральный банк прогнозировал, что в этом и следующем годах убытки шведских банков составят около 21,23 млрд долл. США. Аналитики утверждают, что опасения, связанные с рецессионными процессами в Балтийском регионе, которым подвержены шведские банки, сказываются на стоимости их акций. Так, акции Swedbank упали в стоимости на 7,9%, такая же тенденция наблюдается и в отношении акций его основных конкурентов — SEB, Nordea и Handelsbanken, которые пусть не так драматично, но также упали в цене.
Но шведский Riksbank, напротив, уверен, что компании смогут преодолеть трудности. «У банков достаточно капитала, который позволит пережить гораздо более серьезные трудности, чем эти, и по сравнению с другими международными финансовыми институтами они фактически перекапитализированы», — говорится в кратком отчете банка. Аналитики банка также утверждают: есть свидетельства того, что некоторые секторы финансового рынка стали функционировать лучше, и стресс-тесты, проведенные в банках, указывают на то, что они могут пережить и более трудные времена и что коэффициенты достаточности капитала удовлетворяют требованиям регуляторов.
Вместе с тем, какими бы сильными ни были местные экономики северных стран, они все равно не смогут избежать последствий кризисных явлений, принесенных в регион с другого берега. Это достаточно хорошо видно на примере сокращения объемов экспорта.
В течение первой половины 2009 г. экспорт из Швеции сократился на четверть с рекордным падением на 21,4% в объеме по сравнению с первым кварталом 2008 г. В то же время шведский импорт сократился на 18,2%. Поставки машинного и транспортного оборудования, представляющие собой половину шведского экспорта, сократились на 29%.
Как сообщили представители Nordea Bank в своем интервью одному из известных международных изданий, Дания была первой страной, которая испытала на себе последствия кризиса с двух сторон как в части импорта, так и в части экспорта.
По разным оценкам, наиболее серьезно пострадали от кризиса Дания и Финляндия. Швеция находится на третьем месте, Норвегия была затронута меньше всего, в основном благодаря тому, что относится к нефтедобывающим странам.
Большинство местных норвежских банков рапортуют о снижении объемов торговли. Наравне с большими компаниями мелкие и средние предприятия (МСБ) пытаются экспортировать за рубеж, а импортеры сидят на накопленных запасах в ожидании спроса на закупки, который не может быть настолько же интенсивным, как ранее — до кризиса.
Нет сомнения, что будь то продукты торгового финансирования, будь то рынки капиталов, прошлогодний кризис развитых отраслей промышленности привел к тому, что банки стали возвращаться к основам основ ведения бизнеса. С учетом данного факта можно заключить, что продукты торгового финансирования сейчас вновь становятся востребованными большинством компаний. По мнению Handelsbanken (Швеция), клиенты со временем будут возвращаться к традиционным классическим инструментам с тем, чтобы обезопасить свои операции. Испытав кризис ликвидности, клиенты стали обращаться к локальным банкам с целью получения финансирования вместо того, чтобы получить экспортные кредитные линии. «Развитие на торговом рынке в цепочке экспортно-импортных операций остановилось», — считает представитель Nordea Bank, тем не менее он прогнозирует рост таких операций в будущем. По мнению многих специалистов, на сегодняшний день раны от кризиса настолько глубоки, что понадобится длительное время на восстановление. Сейчас требуются более прозрачные и понятные продукты, которые придадут рынку некоторую уверенность. В декабре прошлого года Nordea принял стратегию, которая получила название «Золотая середина». Банк мог продолжать вести бизнес так же, как и в прошлом, не обращая внимания на кризисные явления, что небезопасно. Существовал и иной путь — вообще закрыть торговое финансирование как направление бизнеса. Nordea выбрал для себя альтернативный вариант: придерживаться золотой середины, ведя успешный бизнес с существующими на данный момент клиентами. В соответствии с принятой концепцией Nordea не будет ориентирован на привлечение новых клиентов. Если даже привлечение клиентов будет иметь место, то только путем жесткого отбора, поскольку на сегодняшний день основной целью банка является предоставление имеющейся свободной ликвидности уже существующим клиентам.
продолжение
--PAGE_BREAK--3 система страхования экспорных кредитов в Республике Беларусь
Страхование экспортных операций является одним из инструментов государственной поддержки внешнеэкономической деятельности. В рамках белорусского законодательства может быть обеспечена финансовая защита как самих экспортных сделок, так и льготных банковских кредитов, выдаваемых предприятиям – экспортерам. Правом доступа к данной услуге обладают все без исключения субъекты хозяйствования республики, включая индивидуальных предпринимателей.
Страховая компания, получив от страхователя премию (страховой взнос), законным образом осуществляет комплекс мер по изучению, оценке и управлению застрахованным риском, а в случае несостоятельности контрагента-импортёра или задержки платежа после определенного периода возмещает страхователю в установленном договором порядке неуплаченные денежные суммы по счетам к получению за поставленные в кредит товары и оказанные услуги.
При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме. Собственное участие страхователя в покрытие риска устанавливается обычно на уровне 5-20 %. Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь согласно принятой практике данного вида страхования обязан за свой счёт предпринимать все необходимые меры по избежанию или уменьшению убытка. Страхователь обязан также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые необходимы страховщику для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.
Правовые основы такого страхования созданы указом от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» В соответствии с ним исключительное право на осуществление данного вида страхования предоставлено БРУПЭИС «Белэксимгрант».
Пакет профильных страховых продуктов компании включает в себя ряд самостоятельных услуг.
Услуга по добровольному страхованиюкратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков осуществляется по следующей схеме.
1. Субъект хозяйствования резидент РБ независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности предоставляет для согласования в «Белэксимгранат» проект экспортного контракта с зарубежным покупателем.
2. Заключается соглашение о страховании.
3. На счет страховщика перечисляется страховая премия. Страховая сумма определяется исходя из кредитного лимита и суммы экспортного контракта. Страховой взнос по договору страхования определяется путем умножения страховой суммы на страховой тариф.
4. Производится поставка продукции покупателю.
5. Зарубежный покупатель производит оплату по платежным документам экспортера.
6. Если в установленные сроки покупатель не смог оплатить поставленный товар, происходит передача прав требования Белэксимгаранту.
7. Экспортеру выплачивается страховое возмещение.
8. В отношении зарубежного покупателя начинается процедура принудительного взыскания долга (суброгации).
Страховым случаемпризнается получение экспортером убытков в результате:
— частичной или полной неоплаты поставленных товаров, работ, услуг из-за экономической несостоятельности (банкротства) контрагента.
— частичной или полной неоплаты поставленных товаров, работ, услуг из-за неплатежеспособности контрагента либо по одному или нескольким обстоятельствам, представляющим политический риск, по прошествии установленного периода ожидания.
Понятие политические риски включает в себя:
· введение в стране местонахождения контрагента страхователя эмбарго на импорт или экспорт;
· вооруженные конфликты (в том числе не имеющие международного характера), гражданские волнения, революции, террористические акты в стране местонахождения контрагента страхователя;
· действия официальных органов страны местонахождения контрагента страхователя, препятствующие выполнению условий заключенного контракта в целом или его частей, в том числе имеющие дискриминационный характер в отношении Республики Беларусь;
· задержка трансферта из-за недостатка конвертируемой валюты в стране местонахождения контрагента страхователя, объявление моратория на обслуживание внешнего долга, ограничивающие платежи между Республикой Беларусь и страной местонахождения контрагента страхователя;
· национализация, а также иные меры, принятые официальным органом страны местонахождения контрагента страхователя, влекущие потерю права собственности или доходов, получаемых от собственности, кроме недискриминационных мер общего применения, вводимых официальным органом страны местонахождения контрагента страхователя в целях регулирования экономической деятельности на своей территории.
Понятие коммерческие риски включает в себя:
· экономическая несостоятельность (банкротство) – подтвержденная имеющими в стране контрагента правовую силу документами неплатежеспособность контрагента, имеющая или приобретающая устойчивый характер;
· неплатежеспособность – неспособность контрагента страхователя удовлетворить требования страхователя по денежным обязательствам. Неплатежеспособность проявляется в ситуации, когда контрагент не оплачивает счета-фактуры после окончания срока коммерческого кредита, предусмотренного в договоре и не получены документы, имеющие в стране контрагента правовую силу, об экономической несостоятельности (банкротстве) контрагента.
При заключении договора Страхования кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков экспортер получает следующие возможности:
· предприятие-экспортер без риска может предлагать своим покупателям условие отсрочки платежа по экспортному контракту;
· переход на отсрочку платежа позволяет уйти от скидок, предоставляемых покупателям при реализации на условиях предоплаты, так как в первом случае цена всегда выше и зависит от продолжительности отсрочки;
· «Белэксимгарант» берет на себя функции кредитного менеджера по изучению зарубежного покупателя, его платежеспособности, деловой репутации и т.д.;
· предприятие-экспортер получает опосредованную государственную гарантию получения оплаты по экспортному контракту, независимо от исполнения своих обязательств иностранным покупателем;
· взносы по страхованию относятся всю себестоимость продукции предприятия-экспортера;
· Предприятие-экспортер получает возможность льготного финансирования застрахованных экспортных контрактов.
Еще одна услуга — страхование риска непогашения банковского кредита, выданного для финансирования экспорта.
Кредитополучателем является непосредственно экспортер. Указом № 534 предусмотрена возможность получения кредита в иностранной валюте по льготной ставке CIRR(по состоянию на 14.08.2009 в долларах США – 2,76%, в евро – 3,14%). В качестве страхователя выступает банк, который может использовать полис «Белэксимгаранта» как обеспечение по кредиту.
Договор страхования риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг) может быть заключен только при условии заключения договора добровольного страхования кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков или при наличии предварительно согласованных со страховщиком достаточного обеспечения обязательств, вытекающих из экспортного контракта.
Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Республики Беларусь имущественные интересы страхователя, связанные с возникновением убытков от предпринимательской деятельности, которые страхователь может понести из-за нарушения кредитополучателем своих обязательств, предусмотренных кредитным договором, по погашению выданного страхователем кредита (суммы основного долга).
Риск убытков вследствие неуплаты кредитополучателем штрафов, пени, неустойки, процентов за пользование кредитом не является объектом страхования, если иное не оговорено в договоре страхования. Страхованием покрываются коммерческие и политические риски. Страховые взносы относятся на себестоимость.
Страховым случаемпо договору добровольного страхования риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг) является возникновение у страхователя убытков вследствие невыполнения кредитополучателем своих обязательств по возврату кредита (суммы основного долга) в размерах и сроки, установленные кредитным договором.
При заключении договора о предоставлении данного вида страховых услуг покупатель и экспортер получают следующие возможности:
· оплата отечественным банком экспортеру причитающихся по контракту сумм за отгруженную зарубежному покупателю продукцию, при предоставлении экспортером документов, подтверждающих факт отгрузки;
· непрерывное финансирование экспорта предприятия;
· специализация участников экспортной сделки: предприятие занимается только производством, не отвлекая ресурсы на финансово-кредитные аспекты контракта.
· льготное финансирование экспортного проекта;
· развитие производства экспортной продукции;
· привлечение новых технологий.
Страховании риска непогашения банковского кредита, предоставленного нерезиденту Республики Беларусь для осуществления платежей за поставленную отечественном экспортером продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).В этом случае деньги за отгруженную продукцию перечисляются непосредственно на счет экспортера, а должником по кредиту выступает зарубежный партнер либо его банк. Страхователем является отечественный банк.
В рамках договоров cтрахования убытков экспортера, связанных с выполнением экспортного контракта обеспечивается защита от рисков невозможности выполнения контрагентом (отказа от выполнения) договорных обязательств, вытекающих из контракта.
В настоящее время вышеуказанные механизмы страхования экспортных рисков и льготного кредитования экспортных операций используют в своей работе более 60 отечественных предприятий (среди них РУП «МТЗ», ОАО «МАЗ», РУПП «БелАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «Амкодор», УП «Белкоммунмаш», ОАО «Белшина» и др.), что позволило с начала текущего года обеспечить поступление в республику валютной выручки на сумму свыше 100 млн. USD.
Особо нужно обратить внимание на то, что частные предприятия, особенно субъекты малого и среднего бизнеса, испытывают трудности при заключении договоров экспортного страхования
В Указе от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», который определяет правовые основы деятельности нашей компании, не содержится каких-либо ограничений на предоставление страховых услуг в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы или размера предприятия. Для всех без исключения установлены единые универсальные правила.
Главным критерием предоставления страховой защиты является прозрачность внешнеторговой сделки. Даже индустриальные гиганты сталкиваются с немалыми сложностями при получении достоверной информации о своих контрагентах в странах поставки, что уже говорить о небольших коммерческих структурах. Но без этих сведений практически невозможно оценить платежеспособность, деловую репутацию контрагента, что существенным образом влияет на степень риска неисполнения импортером своих договорных обязательств. Кроме того, наши коллеги из европейских экспортно-импортных агентств — KUKE (Польша), EULER HERMES (Германия) также принимают во внимание масштаб операции, финансовую отдачу от нее для национальной экономики, а также влияние проекта на окружающую среду. Мы в этом плане значительно более либеральны.
Указ № 534 предусматривает комплексный подход к оказанию государственной поддержки путем использования механизмов кредитования и страхования.
К примеру, постановлением Совмина от 30.09.2009 № 1267 Белэксимгаранту дано разрешение заключить с ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» договор добровольного страхования риска невозврата (непогашения) экспортного кредита, предоставляемого этим банком РУП «Минский тракторный завод», для производства товаров в рамках экспортного контракта с компанией Shahzad Trade Link (Исламская Республика Пакистан). Таким образом, предоставленные заемные средства позволят реализовать на экспорт несколько тысяч тракторов, при этом сам кредит будет застрахован (гарантирован) Белэксимгарантом.
В течение последних двух лет аналогичные решения о кредитовании и страховании принимались в отношении предприятий различных форм собственности: «Домановский производственно-торговый комбинат», «Калинковичское зверохозяйство», «Белкоопвнешторг», «Бобруйскагромаш» и других. Индивидуальные предприниматели с просьбой о предоставлении страховых гарантий по конкретным экспортным контрактам, правда, еще ни разу не обращались, но юридический статус потенциального клиента еще никогда не был поводом для отказа в получении страховой услуги.
Таким образом, можно говорить о том, что в Беларуси создан механизм страхования экспортных кредитов, соответствующий международной практике. 8 сентября вступил в силу Указ Президента от 26.06.2008 № 354, которым внесены коррективы в Указ от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». В этом документе уточнены и дополнены основные нормы, регулирующие порядок предоставления и страхования кредитов нерезидентам для оплаты за реализованные белорусскими предприятиями товары (работы, услуги), или кредитования резидентов при экспортном лизинге. Кроме того, постановлением Совмина и Нацбанка от 21.08.2008 № 1209/9 утверждено Положение о порядке выдачи банками экспортных кредитов для производства и реализации товаров (работ, услуг), заменившее ранее действовавший документ, утвержденный постановлением от 29.05.2007 № 697/10.
Положением сокращен с 60 до 20 дней общий срок принятия решения государственными органами, Минфином и БРУП «Белэксимгарант» о предоставлении экспортных кредитов. Есть в нем и другие прогрессивные нововведения, благодаря которым схема страхования экспортных кредитов теперь соответствует международным стандартам, а по ряду позиций, например, периоду ожидания страховщика, является даже более удобной, по сравнению с зарубежными аналогами.
Национальным банком эти документы приняты в целях развития экспорта. Дело в том, что финансирование при крупных импортных контрактах представляет собой довольно серьезную проблему. Кредитных ресурсов, как правило, много не бывает, причем, обычно они краткосрочные и дорогие, и занимать на внутреннем рынке не всегда целесообразно. По этой причине импортеры нуждаются в разумных и экономически выгодных схемах финансирования. Одна из них — получение кредита под гарантии экспортных кредитных агентств (ЭКА). Это структуры, которые оказывают помощь национальным производителям в реализации их продукции за рубежом. Часто они представляют собой государственные финансовые институты, кредитующие либо обеспечивающие гарантии или страхование экспортеров. В большинстве случаев ЭКА специализируются на поставках товаров, услуг, оборудования в страны с развивающейся экономикой.
В нашей республике функции ЭКА возложены на госкомпанию «Белэксимгарант», которая обеспечивает страхование белорусских экспортных кредитов в соответствии с нормами и тарифами, действующими в странах — членах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОСЭР).
Страховой тариф рассчитывается в процентах от суммы сделки и учитывает страновые политические и коммерческие риски по методологии, принятой в ОСЭР. Например, стоимость страхования кредита сроком на 30 дней при экспорте в Германию составит 0,25-0,3% от суммы сделки. Страхуются кредиты, выданные на срок от 1 месяца до 12 лет. Обычно объем страхового покрытия составляет 80-90% возможных потерь.
Порядок выдачи экспортных кредитов предусматривает компенсацию банкам за счет бюджета разницы между коммерчески ориентированными процентными ставками (CIRRs), под которые должны выдаваться кредиты, и средней рыночной ставкой по ним в иностранной валюте (сейчас CIRRs составляет около 4,5% годовых в долларах и 5,5% — в евро, а средняя ставка по валютным кредитам — 11-12% годовых). Кроме того, поскольку страховое покрытие распространяется на проценты и другие платежи по кредиту, Нацбанк своим нормативным актом принял решение относить эту задолженность к обеспеченной, что снимает необходимость создания резервов на покрытие рисков. В проекте бюджета 2009 г. на компенсацию банкам потерь при выдаче экспортных кредитов с господдержкой предполагается выделить 7 млрд. Br.
Правда, пока до конца не ясно, будет ли у нас работать упомянутая схема. Специалисты считают, что банки могут осторожничать при выдаче экспортных кредитов с господдержкой, учитывая новизну этого механизма для республики. Кроме того, на внутреннем рынке есть более привлекательные сегменты для размещения финансовых ресурсов, например, потребительское кредитование. Неизвестно, как отнесутся к нововведениям и руководители предприятий.
продолжение
--PAGE_BREAK--