--PAGE_BREAK--Рисунок2 -Рейтинг 30-ти крупнейших банков объему привлеченных средств физических лиц, на 01.10.08 г., млн. руб.
По оценкам финансово-экономического журнала Forbes Russia:- «Объем банковских вкладов населения с учетом Сбербанка вырос в апреле более чем на 3% и превысил «знаковую планку» в 8 трлн рублей. Прогноз, в соответствии с которым по итогам года показатель вырастет до 8,5 трлн рублей, абсолютно оправдан. Вклады россиян в банках в 2009 году выросли на 26,7% против роста в 14,5% в 2008 году. К концу года их объем составлял 7,464 трлн рублей. Система страхования вкладов (ССВ) в своем прогнозе оптимистичнее ЦБ. По мнению специалистов госкорпорации, показатель вырастет на 1,5-1,7 трлн рублей, или 22-23%.»[4]
Рейтинг банков по депозитам физических лиц на 01.01.2010 года[5]
Рисунок3 -Рейтинг 30-ти крупнейших банков объему привлеченных средств физических лиц, на 01.01.2010 г., тыс. руб.
1.5 Ипотечное кредитование
Плавная «разморозка»: в 2009 году объемы ипотечного кредитования сократились в 4,3 раза до 152,5 млрд. руб., однако к концу года появились первые признаки оживления рынка. За один IV квартал 2009 года было выдано ипотечных кредитов на сумму 60,8 млрд. руб. — против 56 млрд. руб. за все первое полугодие, а итоги первых двух месяцев 2010 года в полтора раза превысили показатели января-февраля 2009 года.[6] Даже с учетом эффекта сезонности и практики перекредитования, в результате которой часть реструктурированных кредитов отражались как вновь выданные, подобная динамика внушает оптимизм. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию к росту доли просроченной задолженности, темпы ее прироста в январе-феврале 2010 г. сократились с 5-8% до 2-3%. О наметившейся «оттепели» свидетельствует массовое возвращение большинства ранее активных участников, существенное расширение продуктовых линеек, распространение редких для рынка продуктов (кредитов с плавающей и комбинированной ставкой), возросшее число рекламных акций.
Динамику рынка в 2009 году определил Сбербанк, доля которого возросла с 37% до 63%, вопреки трехкратному сокращению объемов ипотечного кредитования госбанка.Результаты остальных крупнейших участников рынка на этом фоне выглядят разочаровывающими: ВТБ24 сократил объем кредитования на 80%, Транскредитбанк – на 59%, Дельта Кредит и БСЖВ — на 84% и 85% соответственно. При 130 активных участниках фактически рынок поделен между 8-10 банками. А если суммировать доли госбанков, банков, непосредственно связанных с органами власти, и АИЖК, которое фактически определяет объемы кредитования банков-партнеров, то сегодня государство способно контролировать до 80% ипотечного рынка, что открывает возможности для реализации самых амбициозных проектов в масштабах страны.
Государство в кризисный период достаточно успешно справилось с выполнением ключевой на тот момент задачи — сохранить доверие к ипотечному кредитованию со стороны населения и банков.В то же время, сегодня в государственной политике наблюдается явный перекос в сторону наращивания объемов кредитования за счет стимулирования предложения ипотеки. Однако, повышение доступности ипотеки должно происходить не за счет снижения стоимости кредитов, а, прежде всего, за счет сокращения стоимости приобретаемого жилья, что возможно только за счет наращивания объемов жилищного строительства.
1.6 Автокредитование
Под автокредитом понимают целевой кредит, выданный на покупку транспортного средства. Автокредитование в России вновь набирает обороты. Еще в конце прошлого года было понятно, что времена кризиса отступают и наступают более благоприятные времена. Многие банки уже существенно снизили процентные ставки по этому продукту, да и государство также способствует тому, чтобы автокредитование не оставалось в стороне, предлагая различные субсидированные программы.
Повышать интерес к автокредитованию государство начинало еще в кризисный период, предлагая программы субсидирования банков с отечественным автопромом. Сейчас же в программах субсидирования фигурируют и иностранные автомобили. Естественно, более выгодными для клиентов являются специальные субсидируемые кредитные программы. Такие автопрограммы предлагают ведущие автопроизводители, среди которых, «БМВ», «Тойота», «Рено», «Киа» и т. д. Также большой популярностью среди заемщиков пользуется государственная программа субсидирования автокредитов.
Сегодня на рынке наблюдается интересная ситуация, когда стандартные условия банков зачастую стали приближаться к условиям специальных программ. Повышение конкуренции в сфере автокредитования приводит к тому, что коммерческие банки стремятся предоставлять более выгодные для клиентов условия, в том числе и снижая ставки по кредитам. Это приближает условия кредитных программ к условиям специальных программ и предложений, которые существуют на рынке. Стабилизация экономической ситуации в целом и в банковском секторе в частности, приведшая к возобновлению кредитования, сказывается на постепенном увеличении продаж автомобилей в кредит и росте рынка автокредитования.
1.7 Банковские сейфовые ячейки
Банковские ячейки являются одним из классических банковских продуктов, и используются для хранения ценностей. Стоит отметить, что по договору аренды банк не знает, что именно хранит в ячейке его клиент. При этом он несёт ответственность только за сохранность и целостность ячейки, а не за сохранность её содержимого. Стоимость аренды ячейки зависит как от длительности использования, так и от её размеров. Чем дольше срок аренды сейфовой ячейки, тем дешевле будет она стоить. При этом цена растёт вместе с размером ячейки.
Пример тарифов на Индивидуальные сейфовые ячейки:[7]
Сумма страхового покрытия за предоставление стандартной ячейки (в зависимости от объема, условно «Малая»/«Средняя»/ «Большая»/«Супер») и нестандартной ячейки:
Цена
Для ячеек объема, условно, — «Малая»/«Средняя»/ «Большая» на срок до 180 дней, включительно
1200 руб. + НДС
Для ячеек объема, условно, — «Малая»/«Средняя»/ «Большая» на срок свыше 180 дней
2400 руб. + НДС
Для ячеек объема, условно, — «Супер»
Услуга не предоставляется
Для нестандартных ячеек
Услуга не предоставляется
Предоставление в аренду стандартной индивидуальной сейфовой ячейки (в зависимости от объема, условно «Малая»/«Средняя»/ «Большая»/«Супер» )
До 14 дней (за одни сутки)
40/70 руб. + НДС (За сутки)
За 30 дней
480/1080 руб. + НДС
За 60 дней
470/690 руб. + НДС
За 90 дней
690/1020 руб. + НДС
От 120 до 180 дней, включительно (за каждые 30 дней)
220/350 руб. + НДС (За каждые 30 дней)
От 210 до 360 дней, включительно (за каждые 30 дней)
200/300 руб. + НДС (За каждые 30 дней)
При этом часто банки проводят рекламные акции, предлагая значительные скидки или бесплатную аренду, при условии пользования другим их банковским продуктом, например, при открытии депозита.
1.8 Денежные переводы и прием коммунальных платежей
Данный продукт является одним из наиболее востребованных у населения. Ежегодно объём денежных переводов растет, по данным ЦБ, начиная с 2003 года растёт на 150-160%. По данным ЦБ, средняя сумма одного денежного перевода из России также выросла на 19% и в 2006 году достигла 546 долл. Основными странами-получателями денежных переводов из России в 2006 году были Узбекистан (16,7%), Таджикистан (15,9%), Украина (15,4%), Армения (10,1%) и Молдова (8,7%). Из них минимальная средняя сумма одного денежного перевода приходилась на Украину — 364 долл.
Основными игроками рынка денежных переводов по России является «Почта России» и «Сбербанк». Их успех заключается в разветвлённой сети приёма и выдачи денег, охватывающей большую часть населённых пунктов. В переводах за рубеж сильные позиции на рынке занимают «Western Union» и «MoneyGram».
По оценкам ЦБ, комиссия, взимаемая с клиента при осуществлении перевода за рубеж, в 2006 году в среднем составляла 3,7% от суммы переводимых средств. При этом если средняя сумма перевода находилась в диапазоне от 500 долл. до 600 долл., то средняя комиссия составляла 20 долл.
Рынок становится все менее монополизированным системами MoneyGram и Western Union, поэтому растет качество услуг и снижается их стоимость. Данные ЦБ также подтверждают устойчивое снижение комиссий в течение нескольких лет. Наибольшее снижение при этом произошло в диапазоне сумм переводов от 100 долл. до 200 долл. Однако стоит отметить замедление темпов снижения, так в среднем сумма взимаемой комиссии в 2006 году снизилась на 7% по сравнению с 2005 годом и на 13% по сравнению с 2004 годом.
Следует отметить интеграцию денежных переводов в сферу электронных платежей и реализацию дополнительных продуктов. Если взять Юнистрим, например, то продуктовая линейка на сегодняшний момент расширена до 17 продуктов. Сюда входит и погашение кредитов, и пополнение банковских счетов, и оплата мобильной и фиксированной телефонной связи, оплата коммунальных платежей и многие-многие другие.
Усиление конкуренции на рынке приводит не только к снижению стоимости переводов, но и к повышению их качества, так, например, всё большее распространение на рынке приобретаю «мгновенные» переводы, а также переводы без открытия счетов. Высокие темпы роста объёмов переводов значительно повысили привлекательность этого бизнеса. К клубу денежных переводчиков будут присоединяться некоторые платежные системы и банки стран ближнего и дальнего зарубежья.
Оплата коммунальных услуг остается наиболее востребованной населением услугой. Основной объем платежей в данной сфере обрабатывается Сбербанком и Почтой России. Доля прочих коммерческих банков на рынке коммунальных платежей не превышает 2%. В крупных городах подавляющую долю рынка (до 90—98 %) удерживает Сбербанк, а в сельской местности до 50% платежей проходит через Почту России. В среднем рыночная доля Сбербанка составляет около 80 %, а Почты России — 15%. Около 5% платежей совершается непосредственно на предприятиях, оказывающих услуги.
Принципиально иная ситуация сложилась на рынке приема платежей за услуги мобильной связи. На долю кредитных организаций здесь приходится не более 10% платежей, остальные платежи принимаются розничными агентами, представляющими операторов связи. Эти компании, возникшие в 1990-х гг., выступили инициаторами создания рынка приема платежей за услуги мобильной связи, предоставив своим агентам технологии и привлекательные коммерческие условия.
1.9 Дистанционное банковское обслуживание
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) включает в себя различные варианты предоставления банковских услуг и управления собственными счетами клиента вне офиса банка с помощью компьютера или телефона. Основные способы ДБО в хронологическом порядке их появления можно представить так: телефон-клиент, банк-клиент, интернет-банкинг, WAP/PDA-банкинг, SMS-управление, мобильный банкинг.
1.9.1 Интернет-банк
Интернет-банк — это система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме — через сайт банка. Для работы в системе необходимо подключить эту услугу в офисе банка и иметь возможность выхода в Интернет через совместимый браузер. Управление счетом возможно из любой точки мира, имея доступ к сети Интернет. Подключение и обслуживание в интернет-банке, как правило, бесплатное.
Основные преимущества интернет-банкинга:
Возможность полного управления счетами и картами из любой точки, где есть Интернет.
Стоимость услуг ниже, чем в отделении банка, или вовсе отсутствует.
Мгновенное выполнение большинства операций.
1.9.2 Телебанк
Телебанк (ТБ) — старейшая в России система дистанционного обслуживания, запущенная в 1997 году в Гута-Банке. Изначально сервис представлял из себя телефонный банкинг, что и послужило основой для названия «Телебанк». В 2005 году группа ВТБ выкупает «Гуту» и ТБ по наследству достается банку ВТБ 24. В настоящее время Телебанк — популярный комплекс дистанционного обслуживания, включающий в себя интернет-банкинг, телефонный банк (IVR), wap-банкинг и SMS-управление. Одна из самых востребованных опций в ТБ — «привязка» карт сторонних банков. Отдельно стоит выделить услуги обслуживания VIP-клиентов. Как правило, для VIP клиентов устанавливаются специальные цены и осуществляется пристальный контроль к качеству и своевременности обслуживания. За VIP клиентом закрепляется индивидуальный менеджер, который отвечает за качество обслуживания и контакты. Руководители и сотрудники VIP клиентов имеют право на специальные условия по розничным банковским продуктам — банковские карты, кредиты, вклады.
2. ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ
2.1 Корпоративное обслуживание
Спрос на кредиты у предприятий МСБ велик, что рождает предложение со стороны банков. Несмотря на то, что этим видом кредитования занимается всё больше банков, их предоставление остаётся весьма рисковым. Высокие риски по таким кредитным продуктам подталкивают банки предъявлять строгие требования к заёмщикам. Одной из основных причин этого является отсутствие у предприятий МСБ обеспечения. В сложившихся условиях многие банки, чтобы расширить круг потенциальных клиентов, разрабатывают специальные программы с завышенными ставками по кредитам, которые и покрывают риски. Одним из путей снижения рисков для кредиторов, а значит повышения доступности кредита, может стать создание специальных фондов, которые могли бы выступать поручителями по предоставляемым кредитам для предприятий малого и среднего бизнеса. Ситуацию может исправить, например, развитие системы Фондов поддержки предпринимательства, которые будут брать на себя часть обязательств по кредитам за предприятия МСБ. Это в том числе поможет упрощению процедуры по кредитованию таких предприятий. Несмотря на то, что проблемой кредитования МСБ государство было обеспокоено практически с первых дней возникновения малого предпринимательства в России, качественных изменений в этом направлении не произошло. Многие специалисты уверены, что данную проблему невозможно решить в отрыве от комплексных экономических реформ.
2.2 Факторинг
В настоящее время к основным сдерживающим факторам развития факторинга на российском рынке можно отнести высокую стоимость предоставляемых услуг по сравнению с иными банковскими продуктами, необходимость предоставлять в банк значительный пакет документов, в том числе бухгалтерскую отчетность всех участников сделки, а именно клиента и должника, а также неоднозначность трактования законодательных норм, возникающих при реализации факторинговой сделки.
Практически все участники рынка отмечают неразвитость законодательства в области факторинга, что тормозит его дальнейшее развитие. «Отсутствие механизма лицензирования компаний, предоставляющих услуги факторинга; неоднозначная недействительность запрета уступки денежного требования, определенная ГК РФ; двойственность ситуации, когда, с одной стороны, услуги факторинга облагаются НДС как небанковские услуги, а с другой — подлежат регуляции со стороны ЦБ и попадают под действие Положения 254-П; проблемы связанные с отнесением затрат по факторингу для поставщиков, а также с зачетом НДС» — отмечает РБК.[8]
Внесение изменений в закон о торговле должно будет положительно повлиять на прозрачность рынка и упростить процедуру взаимодействия поставщиков и ритейлеров и тем самым расширить список поставщиков торговых сетей и, соответственно, потенциал факторингового рынка. В условиях развития рынка факторинговых услуг его участники среди факторов, способствующих дальнейшему развитию, видят необходимость в создании общих норм работы на данном рынке. Целесообразно создать ассоциацию российских Факторов, которая могла бы отстаивать интересы банков и компаний, предоставляющих факторинговые услуги на различных уровнях и выступать гарантом добросовестности Фактора для клиентов. Одним из путей развития факторинга может стать отмена обязательного лицензирования компаний, которая позволит выйти на рынок большему числу игроков и повысить на нём конкуренцию. Это должно положительно повлиять на условия по факторингу, что сделает данную услугу доступнее.
продолжение
--PAGE_BREAK--