Реферат по предмету "Банковское дело"


Пластиковые карточки в платежной системе России

--PAGE_BREAK--
         Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы «Toshiba», используемая в системе «VISA». В дополнение к возможностям обычной смарт-карты данные карты имеют небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных.  Эти карты объединяют в себе кредитную и дебетовую карты, а также выполняют функции часов, календаря, калькулятора, осуществляют расчеты по конвертации валют, могут служить записной книжкой. Из-за высокой стоимости суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, однако сфера из применения, вне всяких сомнений, будет расти в силу перспективности подобных карт [7, с. 714].

         Магнитные и микропроцессорные карты различаются процедурой их обработки. Магнитную карту при совершении покупки владелец вставляет в специальное считывающее устройство (терминал), набирая персональный  идентификационный номер (PIN). Терминал печатает 3 копии чека, в которых расписывается покупатель. Микропроцессорные карты обрабатываются несколько иначе. Карта вставляется в специальное терминальное устройство – POS, оборудованное считывающим устройством для электронных карт. Владелец вводит на клавиатуре свой PIN, а терминал проверяет подлинность и «покупательную силу» карты. Если средств достаточно, то выполняется операция по списанию денег со счета клиента (дебетуется карта) и зачислению средств на счете продавца (кредитуется POS— аппарат).

Таким образом, электронные карты значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требуют постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по таким картам не будут остановлены при неисправности центрального компьюте6ра или других неполадках.

Анализируя проблемы, сопряженные с использованием микропроцессорных карт, экономисты выделяют вопрос их себестоимости. Производственная себестоимость карт с магнитной полосой значительно ниже себестоимости производства микропроцессорных карт. Только после расширения сферы применения микропроцессорных карт их себестоимости может быть снижена.

Разновидностью многофункциональных пластиковых карт являются лазерные карты, в основе создания и применения которых лежат новейшие технологии, в частности лазерное сканирование. Наиболее широко лазерные карты представлены в США. Эти карты могут накапливать большие объемы информации, и с их помощью можно выполнять множество операций – от оплаты товаров и услуг до использования в медицинских целях для диагностики состояния здоровья владельца в любой момент и в любой обстановке. Для этого клиенту достаточно приложить палец к сенсору на карте, и на экране монитора появиться расшифровка показателей состояния его здоровья.

В последние годы практически во всех странах, применяющих пластиковые карты, возрастает число дешевых карт с фиксированной  покупательной способностью, так называемые Storevalue– карт, основанных на использовании различных технологических систем.

Сегодня клиенты банков обычно имеют набор карт, которые они могут применять по назначению. В перспективе множество используемых в настоящее время карт будет заменено многоцелевыми картами, а также возможностью осуществлять банковские операции в порядке самообслуживания на дому или на рабочем месте. 

        
1.2 Характеристика участников расчетных отношений  на основе пластиковых карт

Банк — эмитент— банк, выпускающий в соответствии с требованиями платежной системы пластиковые карты данной платежной системы.

Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк — эквайер — банк, который организует для торгово-сервисного предприятия услуги по расчетам, производимым покупателями товаров и услуг с использованием пластиковых карточек. Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям — процессинговым центрам [10, с. 624].

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки — члены системы открывают корреспондентские счета.
         Эквайринг — совокупность банковских услуг, связанных со снятием денег пользователем карточного счета при получении наличных или оплате товара. Сеть магазинов и банкоматов обслуживается процессинговым центром банка-эквайера. Банк-эквайер получает комиссию с этих операций.

Процессинговый центр– совокупность технических средств, позволяющая банку отправлять запросы в процессинговую компанию на предмет наличия средств на счете покупателя (в том случае, если банк выступает как эквайер) или отвечать на запросы процессинговой компании о возможности проведения расчетов по карте, эмитированной данным банком (в том случае, если банк выступает как эмитент) или его банками-агентами.

Процессинговая компания— связующее звено между банками-участниками платежной системы. Обеспечивает связь процессинговых центров банков друг с другом, а также расчеты между банками — участниками платежной системы.

         Клиенты – юридические и физические лица, которые используют имеющиеся у них карточки для своих целей – расчетов за покупки, хранения денег, перевозки денег, получения краткосрочного кредита [9, с. 462].
1.3 Основные операции с использованием пластиковых карт

         В настоящее время свыше 200 стран развивают банковские услуги на основе кредитных карт, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90 % в структуре всех денежных операций.

Банковская кредитная карта (пластиковая) позволяет ее владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Для каждого владельца карты определяется лимит кредитования по его ссудному счету, который абсолютно независим от обычного (текущего, сберегательного и др.) счета клиента в банке. Для карт, эмитированных банком, счет ведется в специальном банковском отделении, организующем расчеты с использованием кредитных карт.

Картами могут пользоваться лица, достигшие 18 лет, и при этом не требуется, чтобы на их имя был открыт счет в банке. Поэтому пользоваться кредитной картой могут на равных правах клиенты, имеющие текущие счета и сбережения в банках.

Перед тем как выдать карту, банк или соответствующая компания по выпуску карт предлагает клиенту заполнить специальную форму, содержащую ряд вопросов, касающихся самого клиента и его финансового положения, включая детали предыдущих кредитных операций. Затем на основе этих данных банк определяет сальдо денежных средств на счете клиента и суммы возможных поступлений и списаний со счета. Если финансовое положение клиента удовлетворит банк, то клиенту выдается кредитная карта и устанавливается лимит кредитования.

Кредитная карта размером с визитку содержит информацию о платежеспособности клиента, имя владельца, номер его банковского счета, шифр отделения банка, наименование банка, символы электронной системы платежей, в которой используются карты данного вида, голограмму, срок пользования картой и на ее обороте, на магнитной полосе, подпись клиента [11, с. 540].

К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карт, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционируют карты данного вида. Большую часть кредитных карт можно использовать также для получения наличных денег через банкоматы (автобанки) как внутри страны, так и за рубежом в учреждениях банка, участвующего в соответствующей системе, где применяются кредитные карты. Однако в большей части автоматов сумма получаемых наличных денежных средств ограничена не размерами депозита клиента, а ежедневным лимитом. Это связано с тем, что, выдавая деньги по кредитной карте, банк «в лице автомата» кредитует клиента. Но автомат в отличие от служащего банка не может немедленно проверить платежеспособность клиента и его лимит кредитования (особенно если автомат не принадлежит банку-эмитенту). Данное ограничение касается лишь магнитных карт, поскольку микропроцессорные карты хранят всю необходимую информацию в своей памяти.

Один из видов услуг, предоставляемых при помощи кредитных карт, — бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий. Оплачивая стоимость поездки при помощи кредитной карты, ее владелец автоматически страхуется на случаи возможного ущерба, повреждений или смерти. Получение возмещения ущерба гарантируется владельцу карты, а в случае смерти – жене и детям, находящимся на его иждивении.

Наиболее распространенной операцией, выполняемой при помощи кредитных карт, является оплата товаров и услуг. Данный метод платежа может быть реализован только в специально оборудованных местах, оснащенных машинами для подготовки чека кассового аппарата, регистрации операции и специального устройства, воспроизводящего символы кредитной карты, которая должна быть акцептована.

Для оплаты товаров карта передается покупателем продавцу, который помещает ее в терминальное устройство вместе с чеком. Затем при включении машины информация, нанесенная на карту выпуклым шрифтом, которая детализирует имя и номер счета владельца, отпечатывается на чеке вместе с именем и адресом продавца. При оформлении крупных покупок продавец обычно связывается по телефону или факсу с компанией или банком, эмитировавшими карту, и выясняет «покупательную силу» карты, т.е. свободный лимит кредитования по карте. Получив необходимую информацию, продавец решает, может ли карта быть акцептована – использована для оплаты товара или услуги. Детали и сумма сделки отражаются на счете, который затем подписывает покупатель. Сравнив эту подпись с той, что находится на карте, и удостоверившись в их идентичности, продавец передает копию чека покупателю и возвращает карту. Продавец пересылает чек в компанию (или банк) через местное отделение банка и таким образом подтверждает платеж, совершенный в момент покупки по компьютерным линиям связи. Специальные устройства для подключения к электронным системам перечисления денежных средств установлены непосредственно в учреждениях розничной торговли. Эти терминальные устройства санкционируют совершение сделки с использованием кредитной карты в тот момент, когда ее владелец набирает персональный идентификационный номер (PIN). Счет кредитной карты дебетуется автоматически, и денежные средства немедленно перечисляются на счет продавца, устраняя, таким образом, необходимость в использовании наличных денежных средств или других бумажных платежных документов (чеков и др.).
           
Законодательные основы операций с пластиковыми

картами в РФ

Способ расчета с использованием пластиковых карт имеет несколько преимуществ. Во-первых, уровень продаж может вырасти из-за привлечения покупателей, оплачивающих товары с использованием карт. Во-вторых, снижаются расходы на инкассацию и уменьшается степень рисков, связанных с приемом наличных денег. Порядок работы с пластиковыми картами установлен в Положении ЦБ РФ № 23-П. В пункте 1 Положения определено, что деятельность банка, связанная с осуществлением расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, называется эквайрингом. Банк, производящий эти расчеты, признается эквайером.

Положение ЦБ РФ № 266-П устанавливает правовые режимы трех видов банковских карт: расчетных карт, кредитных карт и предоплаченных карт, причем определение предоплаченных карт дано впервые.

Расчетные и кредитные карты являются средством доступа к банковскому счету, тогда как при выдаче предоплаченной карты банковский счет клиенту не открывается. Расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени и за свой счет, тогда как расчеты по операциям, совершенным с использованием расчетной или кредитной карты, осуществляются за счет клиента.

Держатели расчетных и кредитных карт имеют права и несут ряд обязанностей перед банком-эмитентом, тогда как держатели предоплаченных карт имеют лишь право требования к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг) или выдаче наличных денежных средств в размере суммы внесенных денежных средств и не несут обязанностей перед эмитентом.

Осуществление расчетов с использованием банковских карт основано на системе договорных связей. Правоотношения между эмитентом и держателем банковской карты регулируются договором о выдаче и использовании банковской карты. Правоотношение между организацией торговли (услуг), принимающей банковские карты, и банком-эквайрером урегулированы в договоре эквайринга. Правоотношения между организацией торговли (услуг) и покупателем (держателем банковской карты) основаны на договоре купли-продажи, договоре подряда или договоре возмездного оказания услуг. Банки-эмитенты и банки-эквайреры имеют договоры об участии в платежной системе с платежной организацией, которая является собственником торговых знаков платежных карт.

При осуществлении платежа с использованием расчетной или кредитной карты обязанность держателя по оплате товара (работы, услуги) считается исполненной лишь после зачисления суммы операции на счет организации торговли и списания денежных средств со счета держателя в банке-эмитенте.

При оплате с использованием предоплаченной карты держатель считается исполнившим свою обязанность по оплате товара (работы, услуги) в момент списания организацией торговли с его карты единиц, которые удостоверяют права требования держателя к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг). То есть держатель уступает принадлежащие ему права требования к эмитенту организации торговли, что является своего рода отступным (ст. 409 ГК РФ). Таким образом, покупатель прекращает свое обязательство по оплате товара (работы, услуги).

В обоих случаях платеж с использованием банковских карт является безотзывным. Держатель может опротестовать платеж, совершенный с использованием банковской карты, лишь в случае утери, кражи либо мошеннического использования карты или ее данных третьими лицами.

Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории Российской Федерации, между банками-резидентами, между банками-резидентами и иными юридическими лицами — резидентами, а также физическими лицами — предпринимателями должны осуществляться только в валюте Российской Федерации. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Банка России (пункт 4.2 Положения № 23-П).

Если при совершении операций с использованием банковских карт на счете клиента денежные средства отсутствуют, то осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом (пункт 4.7 Положения № 23-П).

Правильно оформленный чип (слип) должен иметь реквизиты, предусмотренные в пункте 3.3 Положения № 266-П:

-идентификатор электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;

-вид операции;

-дату совершения операции;

-сумму операции;

-валюту операции;

-сумму комиссии (если она уплачивается);

-код авторизации (буквенно-цифровой код, полученный в результате авторизации);

-реквизиты платежной карты (номер карты, персональные данные ее держателя и др.).
Глава 2. Оценка использования пластиковых карт

2.1 Анализ состояния рынка пластиковых карт России

Не так давно Банк России опубликовал статистику по количеству карт, находящихся в обращении на территории РФ, а также об операциях, совершенных с этими картами.

В нашей стране число «банковского пластика» перевалило за 100 млн., а если говорить точнее, то его количество по итогам 2007 года составило 103,315 млн. карт, выданных физическим лицам. По данным Росстата, на конец прошлого года население России составляло 142,2 млн. человек. Может показаться, что большая часть наших соотечественников уже является обладателем этого платежного средства. Но это только на первый взгляд, самый поверхностный. На самом деле только треть россиян пользуется банковскими картами.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) задалось вопросом, какими банковскими картами пользуются россияне. Исследование проводилось 26-27 января 2008 года по всей России, было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках страны. Исследование показало, что, по сравнению с июлем 2007 года, количество пользователей платежными картами в январе 2008 года осталось почти неизменным – 32 % против 35 % опрошенных. Объяснение столь скромного количества держателей карт представитель банка видит в том, что в России карточки начали развиваться гораздо позже, чем в большинстве стран. У нас большинство держателей пользуются только одной картой (85 % опрошенных); каждый десятый (12 %) использует 2 карты; у 2 % в обращении находятся 3 карты и лишь 1 % респондентов «дотягивает» до уровня европейских стран — 4 или 5 карт.

В основном, более двух карт в постоянном пользовании имеют те клиенты, которые достаточно часто выезжают за пределы нашей страны, причем не только в отпуск, поскольку для этого достаточно и зарплатной карты, но в различные командировки и рабочие поездки.

Но карты зарплатные, хоть и являются доминантными сегодня на рынке, все же не могут «похвастаться» абсолютным монополизмом. Каждый десятый опрошенный россиянин – держатель платежной карты отметил, что его карточка не простая, а кредитная; 7 % респондентов пользуются дебетовой картой без возможности овердрафта и 2 % — дебетовой картой с возможностью овердрафта.

В то же время, в России понятие кредитной и овердрафтной карты размыты. Примерно 99,9 % эмитированных в России карт — это карты, на самом деле, дебетовые с овердрафтом. Только лишь в рекламных целях, чтобы клиентам было удобнее и понятнее, принято называть такие карты кредитными.

Помимо выяснения вопроса, какими картами пользуются россияне, НАФИ попутно выяснило ответ и на другой вопрос: «Кто же ими пользуется?». Оказалось, что мужчины пользуются картами чаще, чем женщины (38 % против 32 %, соответственно). Основными «активистами» по части расплатиться карточкой являются опрошенные в возрасте от 25 до 44 лет, с уровнем ежемесячного дохода, превышающим 5 тыс. руб. на члена семьи, с высшим или неоконченным высшим образованием, проживающие в крупных городах.

И банки и международные платежные системы проводят различные исследования с целью выяснить — кто же является наиболее активным пользователем карт. С точки зрения возраста, наиболее активным пользователем карт является человек от 25 до 45 лет, поскольку это самая работоспособная часть населения. Менее активные пользователи – это пенсионеры и студенты. Однако в последнее время можно наблюдать некий перелом, поскольку государственным структурам и ВУЗам также удобнее начислять пенсии и стипендии на карты, к тому же данные группы более склонны к накоплению средств.

         Как свидетельствует исследование компании Brandlab, более половины россиян считают, что платежные карты удобнее (54% от числа опрошенных) и надежнее (58%), чем наличные деньги. По последним данным ЦБ РФ, за прошедшие годы в России выпущено более 43 млн карт, из которых 20 млн приходится на карты Visa. Оставшуюся часть рынка поделили Mastercard, American Express, российские STB-Card, Union Card и «Золотая корона». Для сравнения: на конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году — количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 — до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт.

         Самый распространенный вид платежной карты в России — электронные карты. Электронные платежные карты намного дешевле обычных, их годовое обслуживание не превышает 150 рублей. Многие банки выдают такие карточки как бесплатный подарок, когда их клиент открывает новый счет.

Платежные карты следующего уровня — классические. Магазинам организовать прием таких карт намного проще, чем электронных, потому что для этого необязателен специальный терминал, достаточно механического устройства. Годовое обслуживание классической карты обойдется в 250-600 рублей. Большинство банков требуют сразу же положить на счет сумму не меньше 200 долларов (или эквивалентную ей в любой другой валюте).

Обслуживание «золотых» платежных пластиковых карт обходится от 100 долларов в год, а первоначальный взнос составляет не менее 3 тыс. долларов. Стоимость обслуживания окупается за счет дополнительных преимуществ: бесплатной страховки при выезде за рубеж, скидок при аренде автомобиля за границей, особое персональное обслуживание. Как правило, такие карты приобретают для того, что показать высокий уровень достатка.

Кроме того, банки предлагают платежные карты со специфическими возможностями. Например, карты, с которых можно снимать строго ограниченную сумму (очень удобно для родителей, которые отправляют своих детей на отдых за границу) или расплачиваться только в Интернете.

По данным, полученным компанией BrandLab в ходе специального опроса, россияне по-прежнему отдают предпочтение дебетовым платежным картам (71% от всех карт). Владельцами кредитным карт являются только треть опрошенных. Это и понятно. Широко кредитные карты (банковские кредитные карты, позволяющие занять деньги у банка) российские банки стали предлагать совсем недавно. Впрочем, как прогнозируют эксперты, век классических «кредиток» не за горами. Их главное преимущество — возможность использования кредитных средств по мере необходимости. Даже если вы не любитель жить взаймы, кредитная карточка предоставляет хорошую возможность не ограничивать себя в тратах, если у вас внезапно закончились деньги. Тем более, что сейчас активно рекламируются карты с grace period — льготным периодом, который позволяет в течение установленного срока (как правило, не более 50 дней) бесплатно пользоваться кредитом по карте. Особенно удобна такая карта для людей, имеющих депозиты в банке: собственные деньги лежат в банке и приносят прибыль в виде процентов, а тратить можно чужие, кредитные деньги.

         Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых — обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств [14].

         Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

         Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

         Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг — за пластиковыми картами». И это действительно так, — несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :