Реферат по предмету "Банковское дело"


Особенности государственного социального страхования в России

--PAGE_BREAK--Доля каждого из этих источников сильно колеблется по странам. Во многих из них – Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, США, ФРГ, Япония и в ряде других – отчисления работодателей и работников (застрахованных) составляет примерно 70-80% всех поступлений в страховые фонды. В различных системах социального страхования доля разных источников также неодинакова. Она зависит от целевого назначения и существенного разнится по странам. Общим является то, что, например, расходы по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несут повсюду только работодатели. Работники наряду с ними разделяют бремя финансирования страховых пособий по безработице, болезни, материнству, а также пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца. При этом, доля взносов работников колеблется от 3,7% от их общей величины в Дании и 13,9% — в Италии, до 29,6% — в ФРГ и 36,8% — в Нидерландах. Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции – соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании – 10,4%. Взносы же государства самые низкие в Нидерландах – 18,6% и во Франции – 20,5%, а самые высокие в Дании – 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в «классическом» виде имеет место в Италии – 30,6%.
Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии – свыше 8%, Греции – 9%, Бельгии – 12%, Франции – 14%, ФРГ – 17,3% и в Нидерландах – около 27%. Таким образом, в развитых странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку оно формировалось под влиянием конкретной практики, национальной традиций и соотношения общественных сил. При этом очевидно и бесспорно одно: величина страховых взносов и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями, работниками и государством являются ключевыми вопросами организации национальных систем обязательного социального страхования.
3. Система социального страхования
Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:
·      специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;
·      средства из государственного бюджета;
·      займы;
·      средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.
 В настоящее время в России создана определенная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.
Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
·          обязательное участие застрахованных минимизировано;
·          при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
·          существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией «сбора-распределения средств»;
·          все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
·      отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.
 Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Отрасли и элементы системы социального страхования. Таб.1
В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий, восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).
Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности трудоустройстварегулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд социального страхования занимается осуществлением собственно государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (ФСС).Пенсионный фонд занимается пенсионным страхованием, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – медицинским страхованием. Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
страховые взносы:
дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
штрафные санкции и пени;
денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Проблемы включения в бюджетную систему бюджетов государственных внебюджетных фондов
n    противоречие между основами формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов и их исполнения принципам совокупного покрытия расходов бюджета доходами и поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета
n    разделение доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в разных главах Бюджетного кодекса Российской Федерации
n    Применение бюджетной классификации доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов не дает возможности без дополнительной группировки провести анализ отдельных видов социального страхования
n    увеличение доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, увеличение состава доходов и расходов в бюджетах фондов, выходящих за рамки отдельных видов социального страхования
3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
ЕСН был введен в действие с 01.01.2001 г, заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.
С введением ЕСН перестала существовать категория налогоплательщиков – наемные работники.

Таб.3. Ставки единого социального налога для работодателей
Пример
ООО «Космос» осуществляет два вида деятельности. Один из видов деятельности находится на ЕНВД (96,67%), другой — на общем режиме налогообложения (3,33%).
При этом выплаты в пользу директора в I квартале 2005 г. составили 300 000 руб., в том числе в части, относящейся к деятельности, облагаемой ЕНВД, — 290 000 руб., в части, относящейся к общему режиму налогообложения, — 10 000 руб.
Базой для исчисления страховых пенсионных взносов является общая сумма выплат в пользу работника, то есть 300 000 руб., что свидетельствует о возникновении обязанности по применению регрессивного тарифа.
То есть на выплаты в пользу директора общество обязано начислить и перечислить в бюджет Пенсионного фонда:
(28 000 + 3,9% Ч 20 000) + (11 200 + 1,6% Ч 20 000) = 40 300 руб.
Рассчитаем сумму ЕСН, подлежащую перечислению в федеральный бюджет:
10 000 Ч 20% = 2000 руб.
Сумма налогового вычета составит:
40 300 Ч 3,33% (доля общего режима налогообложения из всей деятельности) = 1343 руб.
Следовательно, уменьшив величину ЕСН, исчисленную в части федерального бюджета, на сумму налогового вычета, организация получит значение налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. По данному сотруднику это 657 руб. (2000 – 1343).
За семнадцатилетний период функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных средств и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе. В последние годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов. Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН).В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов. По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 до 26 % от размера выплат в пользу работника привело в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд.руб. Часть выпадающих доходов была возмещена из средств Стабилизационного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 году. Остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. рублей на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд. руб. из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный Фонд РФ получает трансферт из федерального бюджета в объеме 4, млрд. руб. на финансирование базовой части трудовой пенсии. Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. увеличивает еще на 100 млрд.руб. дефицит собственных средств Пенсионного Фонда РФ на финансирование базовой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 года будут практически израсходованы. Дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ покрывается в 2005 году (как и в 2003-2004 г.г.) за счет изменения порядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частичного финансирования содержания детско- юношеских спортивных школ.  Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки комплекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
В законе «Об обязательном пенсионном страховании « № 166-Фз от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик.
Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом заработка(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
    продолжение
--PAGE_BREAK-- Страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
 Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
1)    страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
2)     страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
3)    страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
4)    социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется для реализации расходных обязательств Российской Федерации, связанных с:
w государственным пенсионным обеспечением,
w обязательным пенсионным страхованием,
w государственной социальной помощью, социальной защитой инвалидов, ветеранов, лиц, подвергшихся воздействую радиационных катастроф, безработных,
w социальной поддержкой других категорий граждан,
w дополнительным пенсионным обеспечением работников летного состава гражданской авиации,
w реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[1] и др.
Указанные расходные обязательства относятся к публичным нормативным обязательствам.Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.
Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации включают:
— налоговые доходы в виде отчислений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
— неналоговые доходы, включающие:
w    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на страховую и накопительную часть трудовой пенсии), включая взносы в виде фиксированного платежа, осуществляемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами
w    страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
w    недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации
w    доходы от размещения средств Пенсионного фонда
w    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба
— безвозмездные поступления:
w    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации
w    безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов при принятии решения застрахованных о передаче пенсионных накоплений из негосударственных пенсионных фондов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации делятся по распределительной и накопительной составляющим. Расходы накопительной составляющей связаны с формированием накопительной части трудовой пенсии застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.

3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования (ФСС) является вторым после Пенсионного фонда круным источником финансовых ресурсов, предназначенных на социальные цели. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Фонд образован в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Из Фонда социального страхования выплачиваются следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Средства фонда формируются за счет:
-страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности );
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
— страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты им и страховых взносов в фонд;
— доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.Помещение этих средств фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период;
— добровольных взносов граждан и юридических лиц;
-поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
— прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства фонда направляются на:
— выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
— оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
— оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичным которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое питание);
-частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно –массовое обслуживание);
-частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
-частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
— оплату проезда к месту лечения и обратно;
— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной фондом;
-обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
-финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;
— проведение научно- исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
-осуществления иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Уплат страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Страховые взносы не начисляются на:
— средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;
— фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;
— выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).

Схема 1. Основные группы доходов Фонда социального страхования и направления их использования
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
3.4 Особенности обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Источники формирования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
1)часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
3) добровольные взносы юридических и физических лиц;
4) доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда.
Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделам классификации расходов бюджетов: 01 Общегосударственные вопросы, 07 Образование, 08 Культура, кинематография и средства массовой информации, 09 Здравоохранение, физическая культура и спорт, 11 Межбюджетные трансферты. При этом в составе расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по разделу 11 выделены:
— Фонд компенсаций (субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (бесплатное лекарственное обеспечение (БЛО)), субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающих (детей), финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (финансовое обеспечение государственного задания),
— Фонд софинансирования (дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проведение диспансеризации детей-сирот, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан),
— трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации.
В 2008 году трансферты на бесплатное лекарственное обеспечение (БЛО) поступают из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующих трансфертов из последних в бюджеты субъектов Российской Федерации. На 2009-2010 гг. эти суммы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования не предусмотрены. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является то, что в отличие от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, в бюджетах которых расходы на содержание органов управления фондами отражаются по разделу 10 Социальная политика, аналогичные расходы в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отражаются по разделу 01 Общегосударственные вопросы. Особенностью расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является также наличие в их составе нормированного страхового запаса обязательного медицинского страхования (он отражается по коду прочие расходы – 01 14 092 09 00 013). Структура расходов бюджета Фонда в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов приведена в таблице.
Таблица Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2008-2010 гг. в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, тыс. рублей
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таким образом, наибольший удельный вес в расходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:
·      создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком: пенсий на уровне не менее 40—50% заработной платы, пособий не менее 50—85% и т. д.;
·      создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
·      создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.
Важнейшим условием формирования национальной системы социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного бюро труда (далее — МБТ), отечественные и зарубежные специалисты включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус. О степени реализации этих принципов в современной России наглядное представление дает табл. 2.
Таблица 2. Размеры социальных гарантий застрахованным, % размера заработка Опыт МОТ и специалистов МБТ в определении принципов социального страхования во многом использован в Федеральном законе РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Следует, однако, отметить, что при всей методологической правильности данных принципов их многочисленность затемняет смысловые отличия данного института от других институтов социальной защиты. Поэтому помимо вышеуказанных принципов следует определить их системообразующее ядро, к которому, по нашему мнению, можно отнести:
·      принцип личной ответственности;
·      принцип солидарной взаимопомощи;
·      принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);
·      принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.
Принцип личной ответственности проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
По мнению немецких ученых, для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных — служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.
Участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы — формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.
Следует отметить, что одним из органических недостатков советской системы социального страхования являлось отсутствие на практике применения именно принципа личной ответственности. Основным принципом, обосновывающим право на пенсию и пособия, являлся принцип алиментарности, или безвозмездной помощи, применяемый в большинстве развитых стран исключительно в рамках института социальной помощи, то есть для уязвимых слоев населения (инвалиды детства, ранние формы инвалидности и т. д.), которые в силу обстоятельств не могут заработать право на социальную защиту с помощью социального страхования.
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту — в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.
В связи с этим требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «Сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае страхового случая со мной и мне будет оказана материальная помощь».
Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.
В системе социального страхования принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение основных социальных субъектов (работодателей и работников) к реальному — не на словах! — управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.
В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, слишком часто и без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает в полной мере реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах. Прежде всего государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». Конвенция МОТ № 102 касается этой темы, давая в статье 71.3 следующее определение: «Член Организации берет на себя общую ответственность за надлежащее предоставление пособий, предусмотренных в соответствии с настоящей Конвенцией, и принимает с этой целью все необходимые меры».
Кроме того, государство принимает меры по достижению достаточного уровня равенства в распределении произведенного национального продукта через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение.
Системы социального страхования — это одно из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. В связи с этим создание и поддержание хорошо развитой системы социального страхования рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности общества, о чем, в частности, в частности, сказано и в пересмотренной стратегии, принятой Европейским комитетом по вопросам социальной сплоченности (Страсбург, 27 апреля 2004 г. CDCS (2004) 10).
Последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство в целом, так как влекут за собой сбои в производственных процессах, неизбежно порождают лишения и нужду, бедность и отчужденность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязвимость при их наступлении всех субъектов трудовых
отношений предопределяют их высокую актуальность и вызывает заинтересованность в солидарных действиях по созданию соответствующих механизмов и институтов по защите от социальных рисков, вот почему ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность всех участников экономической деятельности по вопросу организации национальных систем социальной защиты.
Формирование финансовой модели социального страхования в Российской Федерации Формирование системы обязательного социального страхования в нашей стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба, важнейшими среди которых являются:
·  определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
·  разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
·      разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
·      определение 4—6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;
·      определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:
·      уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
·      степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
·      мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.
В связи с этим построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:
·      определение источников финансирования как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
·      распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
·      способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы — выплаты) и солидарной взаимопомощи.
Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:
·      финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
·      размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительнее, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития нашей страны вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Программа преодоления кризиса неплатежей Минтопэнерго РФ
Реферат Предмет содержание и задачи экономического анализа
Реферат Математическое моделирование полета лыжника при прыжке с трамплина
Реферат Прессование в фармацевтической технологии
Реферат The Corner Stone Essay Research Paper The
Реферат Diabetes Mellentus Essay Research Paper Project ProposalMy
Реферат Задоволення претензії
Реферат Петровские реформы 3
Реферат Знаете ли вы историю... Или почему мы не учимся на чужих ошибках?
Реферат Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы
Реферат Производственная мощность предприятия
Реферат Производительность труда 2
Реферат Предприятие в системе народного хозяйства его имущество и активы
Реферат Практика по менеджменту (оптовая торговля)
Реферат Причины и последствия глобального потепления климата