--PAGE_BREAK--Риск ликвидности — это способность финансовых активов оперативно обращаться в наличность. Крупнейшие и известнейшие производители и банки, чьи акции обращаются на центральных биржах, имеют наименьший риск этого рода. Малые же фирмы — новообразованные, венчурные — более опасны в этом отношении. В данном случае особое внимание необходимо уделить выбору посредников. Основные виды финансовых посредников, специфика их прав и обязанностей оказывают большое влияние на деловую активность банков.
Системный риск связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами дивиденда и дополнительной прибылью, вызванными общерыночными колебаниями. Он объединяет риск изменения процентных ставок, риск изменения общерыночных цен и риск инфляции [13, с.19].
Несистемный риск не зависит от состояния рынка и является спецификой конкретного предприятия, банка. Он может быть отраслевым и финансовым. Основными факторами, оказывающими влияние на уровень несистемного портфельного риска, являются наличие альтернативных сфер приложения (вложения) финансовых ресурсов, конъюнктура товарных и фондовых рынков и другие.
Совокупность системных и несистемных рисков называют риском инвестиций [13, с.19].
Риск акции выражается изменением процентных ставок и возникает из-за сокращения чистой прибыли за период вследствие изменения государственных и банковских ставок.
Риск падения общерыночных цен. Это риск недополучаемого дохода по каким-либо финансовым активам. Чаще всего он связан с падением цен на все обращающиеся на рынке ценные бумаги одновременно.
В странах с развитой рыночной экономикой существуют фирмы-наблюдатели, которые постоянно анализируют уровень портфельного риска различных ценных бумаг.
Риск инфляции. Риск инфляции — это риск, который определяется жизненным циклом отраслей. Основные факторы, влияющие на развитие отрасли, следующие:
а) переориентация экономики, что связано с общей экономической нестабильностью в мире, по отдельным регионам, странам, рынкам, рыночным сегментам, нишам и окнам, с одной стороны, и ростом цен на ресурсы, с другой;
6) истощение каких-либо ресурсов;
в) изменение спроса на внутреннем и мировом рынках сбыта;
г) общеисторическое развитие цивилизации [16, с.15].
Кредитный риск. Кредитный риск, или риск невозврата долга, в одинаковой степени относится как к банкам, так и к их клиентам и может быть промышленным (связанным с вероятностью спада производства и/или спроса на продукцию определенной отрасли); риск урегулирования и поставок обусловлен невыполнением по каким-то причинам договорных отношений; риск, который связан с трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку), и риск форс-мажорных обстоятельств.
Степень кредитного риска банков зависит от таких факторов, как:
* степень концентрации кредитной деятельности банка в какой-либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике, т.е. имеющей эластичный спрос на свою продукцию, что выражается степенью концентрации клиентов банка в определенных отраслях или географических зонах, особенно подверженных конъюнктурным изменениям;
* удельный вес кредитов и других банковских контрактов, приходящихся на клиентов, испытывающих определенные специфические трудности;
* концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, нетрадиционных сферах;
* внесение частых или существенных изменений в политику банка по предоставлению кредитов, формированию портфеля ценных бумаг;
* удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов;
* введение в практику слишком большого количества новых услуг в течение короткого периода) (тогда банк чаще подвергается наличию отрицательного или нулевого, потенциального спроса)14;
* принятие в качестве залога ценностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию [16, с.16].
Риск кредитования заемщиков зависит от вида предоставляемого кредита. В зависимости от сроков предоставления кредиты бывают кратко-, средне- и долгосрочные; от видов обеспечения —обеспеченные и необеспеченные, которые в свою очередь могут быть персональными и банковскими; от специфики кредиторов — банковские, государственные, коммерческие (фирменные), кредиты страховых компаний и частных лиц, консорциональные (синдицированные), которые структурируются на клубные (где число кредиторов ограничено) и открытые (участие в нем может принять любой банк или предприятие); от видов дебиторов — сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные, персональные; от направления использования — потребительские, промышленные, на формирование оборотных средств, инвестиционные, сезонные, на устранение временных финансовых трудностей, промежуточные, на операции с ценными бумагами, импортные и экспортные и др.
Транспортный риск. Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС [28, с.16].
Лизинговый и факторинговый риск. Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Для снижения риска лизинговых сделок необходимо разработать ускоренные нормы амортизационных отчислений или использовать их досрочное начисление. Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импортера, а дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером.
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.
Для уменьшения риска по факторинговым операциям следует анализировать платежеспособность заемщиков, изучать характер их хозяйственных связей и взаимоотношения с поставщиками, структуру платежей, конкурентоспособность продукции, количество случаев ее возврата. При покупке факторинговым отделом банка векселей у поставщиков появляется дополнительный риск приобретения бронзового векселя.
Одним из основных способов измерения уровня риска является анализ зависимых и независимых, внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние в конкретной ситуации, с помощью методов экспертных оценок. Кроме того, в практике коммерческих банков стран с развитой рыночной экономикой широко используется система банковских гарантий [28, с.17].
Риски, связанные со спецификой клиента банка.По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений «банк — клиент» является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью.
Таким образом, в своей деятельности банки сталкиваются с множеством рисков, успех управления которыми зависит от уровня оценки вероятности их наступления, а также выбора метода их минимизации.
1.2. Роль управления банковскими рисками в современных условиях
Банк по своему определению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представляет основу стабильности экономической системы. При этом профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.
В связи с формированием рыночных отношений понятие риска прочно входит в нашу жизнь. Таким образом, банки в условиях такой нестабильности, быстро меняющейся ситуации вынуждены учитывать все возможные последствия от действия своих конкурентов, клиентов, а также предвидеть вероятные изменения законодательства. Именно такая неопределенность и повышенный уровень риска — это плата за полученную экономическую свободу [22, с.8].
Ведущим принципом в работе коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Риски тем больше, чем выше шанс получить прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития.
Высокая степень конкуренции на банковском рынке заставила руководителей банков изменить свое отношение к политике управления рисками. Тому, что когда-то считалось формальностью, теперь уделяется большое внимание. Прежде всего, речь идет о развитии подразделений, ответственных за управление рисками, систем управленческой информации, утверждении лимитов и методики измерения рисков [5, с.6].
В сложившейся ситуации становится очевидным необходимость эффективного управления системой банковских рисков. Необходимо также отметить, что в процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания. Кроме того, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменения одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов. Поэтому особенно важным видится выбор конкретного метода анализа уровня, подбор оптимальных факторов и совокупная оценка всей системы рисков.
Таким образом, управление рисками в коммерческих банках является одним из важнейших инструментов повышения их конкурентоспособности в условиях ожесточающейся конкуренции.
Качественное управление риском повышает шансы коммерческого банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения.
Знать о возможном наступлении риска необходимо, но недостаточно. Важно установить как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, и каковы его последствия.
Выявление риска может осуществляться различными способами:
· анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций),
· анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка) [23, с.12].
В настоящее время российские участники финансового рынка в управлении рисками опираются на интуицию, чей-то авторитет и на предыдущий опыт. Лишь незначительный процент руководителей способен учитывать риск, с применением математических методов.
Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации в целом, финансового состояния коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой способность находить правильное решение проблемы и инсайт, т.е. осознания решения некоторой проблемы.
В процессе управления риском следует учитывать следующие правила:
· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал,
· всегда нужно помнить о возможных последствиях риска,
· нельзя рисковать многим ради малого,
· положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений,
· всегда существует несколько решений рисковых задач [23, с.13].
Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.
Одним из традиционных методов оценки и управления риском считается статистический метод. Основными инструментами статистического анализа являются – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Суть этого метода состоит в анализе статистических данных за возможно больший период времени, что позволяет сравнить частоту возникновения потерь банка с вероятностью их возникновения. Данный способ можно применять к оценке самых разных видов рисков банка, как внешних, так и внутренних. При этом частота возникновения допустимого уровня потерь для данного банка зависит от числа случаев наступления конкретного уровня потерь и общего числа случаев в статистической выборке [24, с.12].
При работе банка в безрисковой зоне потери не ожидаются, что позволяет получить хорошую прибыль. При попадании в зону допустимого риска прибыль банка превышают понесенные потери. В зоне недопустимого риска банк не получает прибыли от своей деятельности. Она направляется на покрытие возникших потерь. В зоне критического риска банк близок к банкротству. Полученной прибыли не хватает для покрытия потерь.
Статистический метод заключается в том, чтобы изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке [24, с.13].
Таким образом, управление банковскими рисками является весьма скрупулезным процессом, требующим тщательной подготовки, высокой квалификации и ответственного подхода к оценке реальных последствий наступления рисковой ситуации.
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»
2.1. Состояние рисковой ситуации в деятельности белорусских банков Рассмотрим состояние рисковой ситуации в кредитной деятельности белорусских банков начиная со второй половины девяностых годов.
Вторая половина девяностых годов стала периодом существенных изменений, значительных структурных преобразований и совершенствования деятельности банков Республики Беларусь. Целесообразно дать краткую характеристику сложившейся в последние годы рисковой ситуации в кредитной деятельности банков республики.
Начиная с 1996 года, обострилась проблема своевременного возврата банковских кредитов. По мере увеличения объёмов проводимых банками активных операций, роста кредитных вложений опережающими темпами увеличивалась просроченная задолженность по кредитам банков. Наиболее показательным в этом отношении следует считать 1998 год, когда темпы роста активов, кредитов и просроченной задолженности составили 387 %, 420 % и 510 % соответственно [7, c. 42].
Данные о невозвращенных кредитах свидетельствуют о постоянном росте доли невозвращённых кредитов в портфелях белорусских банков. Так, если на 1.01.1996 года значение этого показателя составляло 12 %, то на 1.01.1997года уже 14 %, а на 1.01.1998 года — 18 %. Максимальный процент проблемных кредитов был зафиксирован в размере 22,1 % по состоянию на 1.01.1999 г. Данные на 1.01.2000 г. отражают снижение величины этого показателя до 17 %.
В сложившейся рисковой ситуации в кредитной деятельности банков нашей республики целесообразно выделить некоторые особенности:
- имеется значительная просроченная задолженность по кредитам банков;
- сокращается величина собственного капитала большинства банков в валютном эквиваленте;
- в объёмах невозвращённых кредитов преобладает доля валютной просрочки;
- отмечается низкая доходность кредитных операций крупных банков;
- формирование резервов на покрытие убытков по ссудам осуществляется не в полном объёме [7, c. 42].
продолжение
--PAGE_BREAK--Проведенный нами анализ позволяет констатировать высокий уровень кредитного риска, сопутствующего деятельности белорусских банков. В связи с этим возникает проблема качественного измерения и прогнозирования кредитного риска адекватно потенциальным потерям. Эту задачу попытаемся решить, предложив формулу расчёта коэффициента кредитного риска, учитывающего степень полноты создания резервов на покрытие убытков по ссудам.
,
где Кр — коэффициент кредитного риска;
С — величина ссудной задолженности клиентов банка;
З1 32, 33 — ссудная задолженность, отнесённая соответственно ко второй, третьей и четвёртой группам риска;
Н -сумма недоначисленного резерва на возможные потери по ссудам [7, c. 43].
Поправочные коэффициенты 0,3; 0,5; 1,0 отражают необходимую величину формирования резерва на возможные потери по ссудам в соответствии с действующим в настоящее время положением Национального банка Республики Беларусь № 775 от 19.08.1996 г.
Рассмотрим задачи, стоящие перед банковской системой по преодолению сложившейся ситуации.
Первостепенной задачей, стоящей перед банковской системой республики, является направление денежных потоков в экономику и, в первую очередь, — в реальный сектор. Валовые кредиты банков экономике за январь-июнь 2002г. увеличились на 452,3 млрд. руб. (или на 17,8%, в реальном выражении они снизились на 2%), в том числе в белорусских рублях — на 186,4 млрд. руб. (или на 14,9%) и в иностранной валюте — на 47,2 млн. USD [11, c. 31].
В 2004 г. ряд предприятий находились в сложном финансовом положении, поэтому кредитные операции не всегда являлись самыми надежными и доходными.
Увлечение высокодоходными, но спекулятивными и высокорискованными операциями, как показал российский кризис, может привести к банкротству даже самый надежный банк, а банковскую систему — к глубокому кризису. Учитывая это, банки должны учиться работать с реальным сектором экономики в любых макроэкономических условиях, поддерживать тесную связь с производительным капиталом. Это является залогом, может быть, не самого быстрого, но надежного роста и укрепления как предприятий реального сектора, так и банков.
- Процесс кредитования, особенно в странах с переходной экономикой, непрерывно связан с действием многочисленных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предоставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и проанализировать те факторы, которые могут привести к непогашению кредитов. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности [11, c. 32].
Существующие на сегодняшний день в Республике Беларусь методики определения финансового состояния кредитополучателя, его платежеспособности и кредитоспособности не в полной мере отвечают сложившейся экономической ситуации. Трудно найти предприятие, которое по данным методикам «вписывалось бы» в рамки финансово устойчивого. Большинство из них находится в кризисном состоянии, и надежных кредитополучателей сегодня практически не существует. Положение ряда предприятий настолько тяжело, что из-за нехватки средств на оплату суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты юридические лица не получали кредиты на заработную плату. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2002г. №19 «О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» в суммы кредитов, выдаваемых банками для выплаты заработной платы, включаются суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты и подоходного налога, исчисленного из размера данной заработной платы. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 2002г. №376 при наличии у юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей неисполненных обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, запрещается осуществление ими вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, в т.ч. в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели выше размера бюджета прожиточного минимума.
Одной из ключевых проблем для банковской системы страны продолжает оставаться низкий уровень возвратности кредита. Рассмотрим динамику изменения объема проблемных кредитов (пролонгированных, просроченных и сомнительных) по отношению к общим кредитным вложениям.
Доля проблемных кредитов в кредитных вложениях составляет 14,4%. В январе-июне 2002г. на 0,2 процентного пункта повысился удельный вес проблемных кредитов, проблемная задолженность увеличилась на 66,7 млрд. рублей (или на 18%) и на 1 июля 2002г. составила 436,9 млрд. рублей, в том числе в национальной валюте — 144,9 млрд. рублей, увеличившись на 84,5%, и в иностранной валюте -162,2 млн. USD, снизившись на 12,1%. В практике ведущих стран мира считается, что проблемные кредиты не должны превышать 5% кредитного портфеля [11, c. 36].
Особенно критическое положение сложилось с возвратом кредитов в иностранной валюте. Банки должны активизировать работу по взысканию просроченных валютных кредитов, используя права, предоставленные им Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2000 года №124 «О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. Высвобождение ресурсов, отвлеченных в проблемные кредиты, позволило бы банкам направить данные средства на кредитование эффективных производств. Именно эта проблема сдерживает банки в процессе кредитования.
Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на 1 октября 2006 г. составила, по официальным данным, всего 3,66% (это составляет 496,6 млрд. р.). Фактически созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, составил 197 млрд. р. Под кредитным риском здесь понимается риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора или законодательством. К активам, подверженным кредитному риску, относятся: кредиты, выданные юридическим и физическим лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, подверженные кредитному риску. Проблемные (субстандартные, сомнительные и безнадежные активы) — это активы, подверженные кредитному риску, классифицированные по II-IV группам риска (субстандартные — II группа, сомнительные — III группа, безнадежные — IV группа риска). Порядок классификации активов, подверженных кредитному риску, определяет Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организации, подверженной кредитному риску, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 сентября 2004г. №148 (с изменениями и дополнениями).
По представленным банками данным лучшие показатели по кредитному портфелю имеют: Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, СОМБелБанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Рейтинг белорусских банков на 01.04.07
Rating
Наименование банка
Индекс качества кредитного портфеля
01.04.07
01. 04. 06
Место
Балл
1
65,46
1
Приорбанк
3
78,74
2
51,20
3
Белагропромбанк
1
93,28
3
49,13
2
Белвнешэкономбанк
7
73,30
4
46,82
4
Бслинвестбаяк
6
75,31
5
45,55
5
Белпромстройбанк
10
68,28
б
41,36
6
Беларусбанк
9
70,28
2
57,22
3
Славнефтебанк
2
83,05
3
51,41
4
Белгазпромбанк
8
71,97
4
50,72
5
СОМБелБанк
5
77,08
7
44,95
7
Абсолютбанк
4
77,10
Следует также добавить, что банковская система Республики Беларусь не может развиваться изолированно от мирового банковского сообщества. Разумное использование зарубежного опыта всегда полезно, возможности применения на практике современных форм банковского предпринимательства, мер стимулирования, регулирования и контроля во многом зависят от состояния белорусской экономики и банковской системы.
Как свидетельствует мировая практика, модернизация банковской отрасли рыночной экономики возможна лишь в результате ее формирования как системы в течение длительного времени, с учетом всех сложившихся традиций, особенностей и национального менталитета.
При этом чрезвычайно велико значение кредитных бюро, их существование позволяет кредитным организациям выдавать кредиты клиентам, которые ранее в этой организации не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.
Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, учрежденных и принадлежащих либо самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают данными о своих клиентах бюро, которое сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т.д.), и формирует картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков.
При создании кредитного бюро достигаются следующие результаты.
Во-первых, расширяется уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дается возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Это позволяет кредиторам эффективно определять направление и цену кредита, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.
Во-вторых, уменьшается плата за поиск информации которую взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.
В-третьих, формируется своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый из них знает, что в случае невыполнения обязательств может лишиться репутации в глазах потенциальных кредиторов, в результате чего заемные средства станут для него недоступны или намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.
К настоящему времени сформировались два принципиальных подхода к организационно-правовой форме кредитного бюро, а именно:
1. Кредитное бюро создается либо при Национальном банке Республики Беларусь, либо при его решающем участии.
2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. При этом желательна поддержка Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, не исключается вариант участия государства в уставном капитале этой организации.
Основные аргументы в пользу первого варианта сводятся к тому, что Национальный банк Республики Беларусь:
- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль за деятельностью всех без исключения кредитных организаций Республики Беларусь;
- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;
- имеет развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы Республики Беларусь, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных;
- в Национальном банке уже имеется достаточный материал по кредитным историям различных клиентов, т.к. все банки предоставляют ему информацию о выданных кредитах, и о дальнейшей их «судьбе», осталось только сгруппировать полученную информацию и предоставить доступ соответствующим службам банков к этой информации.
Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использования отчетности кредитных организаций, установленной Национальным банком Республики Беларусь, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль за достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.
В то же время имеются и определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальным банком Республики Беларусь. Это прежде всего то, что Национальный банк Республики Беларусь выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использовано третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального банка Республики Беларусь по обеспечению стабильности банковской системы страны в целом.
Данные кредитного бюро помогут банкам более точно определять кредитоспособность клиента, который обращается в этот банк за кредитом впервые. Такая проблема конечно же остро не стоит в таких небольших городах как Пинск, где «все всех знают». Данные кредитных бюро более важны для филиалов банков в больших городах (Брест, Минск и т.п.), где достаточно большое количество филиалов банков и юридических лиц. Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро — обеспечение максимальной защиты информации от несанкционированного доступа. В целях пресечения недобросовестного использования информации кредитное бюро уведомляет о поступившем запросе владельца кредитной истории. Если информация предоставляется по просьбе заемщика, то кредитное бюро устанавливает регламент ее последующего раскрытия и распространения.
2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Белагропромбанк»
Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» является одним из крупнейших универсальных кредитно-финансовых учреждений Республики Беларусь. Банк предлагает своим клиентам широкий спектр банковских услуг, объём которых постоянно растет как за счет расширения, качественного обновления и комплексного подхода к традиционно представляемым банковским продуктам, так и увеличения доли Банка на потенциально перспективных рынках банковских услуг.
Система Белагропромбанка включает 6 областных управлений, Минскую городскую дирекцию и 125 отделений во всех районах страны, 140 расчётно-кассовых центров, 62 участка инкассации, 337 пунктов, совершающих валютно-обменные операции. Банк обеспечивает обслуживание свыше 25 тысяч субъектов хозяйствования и более 600 тысяч физических лиц.
Основным направлением деятельности Белагропромбанка является обеспечение комплексного обслуживания предприятий и организаций, прежде всего входящих в агропромышленный сектор экономики, содействие деньгами и кредитом экономическому развитию своих клиентов.
По объёму уставного фонда, собственного капитала, величине активов Белагропромбанк занимает ведущие позиции среди коммерческих банков Республики Беларусь.
продолжение
--PAGE_BREAK--ОАО «Белагропромбанк» осуществляет свою деятельность на основании следующих лицензий:
Общая лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 1апреля 2002 года на осуществление банковских операций в белорусских рублях;
Генеральная лицензия Национального банка Республики Беларусь №9 от 1 апреля 2002 года на осуществление банковских операций в иностранной валюте;
Лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 11 мая 2001 года на привлечение во вклады средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте;
Специальное разрешение (лицензия) № 04120/0058704 от 18 июля 2002 года на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности, выданная комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь.
По итогам работы за 2006 г. банком получена прибыль в размере 52 млрд. руб., что в 3,4 раза превышает финансовый результат за аналогичный период прошлого года. Рентабельность деятельности банка составила 13,3% — рост по сравнению с соответствующим периодом 2005 года в 2,6 раза. Рентабельность активов — 1,26% при 0,6% на 1.10.2005г.
За 2006 г. ресурсная база банка выросла на 1,7 трлн. руб. или на 52% и достигла 5,1 трлн. руб. При этом необходимо отметить рост ее валютной составляющей на 460 млрд. руб. или в 3,3 раза, который во многом определялся активной работой банка с международными кредитно-финансовыми организациями. За 9 месяцев т.г. банком привлечено кредитов инобанков на сумму 188,7 млн. долларов, в том числе несвязанных в виде синдицированного кредита в объеме 30 млн. евро.
Предложение физическим лицам ряда новых продуктов, в числе которых системы вкладов «Линия роста», дисконтных облигаций на предъявителя, расширение спектра услуг и инфраструктуры обслуживания держателей карточек «Белкарт» позволило увеличить объем аккумулированных банком средств физических лиц до 783 млрд. руб. или в 1,3 раза. В результате системной работы с ресурсоемкими отечественными предприятиями и бюджетными организациями, располагающими временно свободными денежными средствами, банк дополнительно привлек 312 млрд. руб. ресурсов и увеличил данную составляющую ресурсной базы в 1,6 раз.
Рост привлеченных средств клиентов, а также увеличение заимствований на внешнем рынке позволили обеспечить необходимую кредитную поддержку обслуживаемым субъектам хозяйствования, в результате чего объем валовых кредитов, предоставленных банком, вырос на 59% и превысил 4 трлн. руб. При этом доля проблемной задолженности в кредитном портфеле банка составила 1,5%.
Результаты проведенных аудиторских процедур показали, что проводимые банком операции в течение 2006 года осуществлялись в соответствии с Уставом, лицензиями, выданными Национальным банком Республики Беларусь, а также законодательством, регулирующим банковскую деятельность.
2.3. Система управления банковским кредитным риском на ОАО «Белагропромбанк» Основной локальный нормативный правовой акт, определяющий принципы построения системы внутреннего контроля, — Положение по организации системы внутреннего контроля в ОАО «Белагропромбанк», утвержденное Правлением банка 13.01.05 г. (протокол № 2); новый вариант — 22.09.05 г. (протокол № 50).
Положением определен перечень рисков, контролируемых банком, основные методы управления ими, структурные подразделения центрального аппарата, осуществляющие контроль за рисками, перечень локальных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля.
Наиболее значимыми для банка видами рисков являются: кредитный риск, риск ликвидности, рыночный (процентный, фондовый, валютный, товарный) и операционный.
Управление рисками в ОАО «Белагропромбанк» организуется органами управления Банка в соответствии с их полномочиями, определенными Уставом ОАО «Белагропромбанк».
Кредитный и Финансовый комитеты Банка осуществляют управление рисками в пределах полномочий, наделяемых Правлением Банка.
Департаменты (самостоятельные управления) центрального аппарата Банка — кредитный, международных проектов, кредитования населения, ценных бумаг, финансово-экономический, международных и межбанковских расчетов, валютного контроля и регулирования, вкладных и расчетных операций, внутреннего аудита, ревизий, расчетный центр пластиковых карт, организационно-методологический департамент, Казначейство, информационных технологий, юридический, управление по работе с юридическими лицами по направлениям деятельности:
участвуют в разработке общей стратегии управления рисками;
проводят оценку рисков банковских операций;
совершенствуют методы и механизмы управления рисками;
участвуют в разработке автоматизированных форм, улучшающих процессы управления рисками, позволяющих сделать экспертную оценку риска до совершения той или иной банковской операции;
обеспечивают хеджирование рисков с помощью производных финансовых инструментов;
готовят в соответствии со стратегией управления рисками локальные нормативные правовые акты и другие документы;
готовят информацию по вопросам управления рисками для рассмотрении на заседаниях Правления, Кредитного, Финансового комитетов Банка;
информируют руководство о происходящих изменениях на курируемом сегменте банковского рынка и связанного с этим повышением риска для Банка;
проводят мониторинг, оценку и контроль управления рисками;
принимают участие в разработке кредитной, процентной и других политик Банка;
обеспечивают своевременное создание специального резерва на покрытие возможных убытков по активам подверженным кредитному риску;
обеспечивают использование единых алгоритмов расчета показателей деятельности банка;
информирование заинтересованных служб банка о готовящихся проектах нормативных правовых актов, касающихся банковской деятельности;
обеспечивают надлежащее исполнение банком принятых на себя обязательств;
организуют работу по осуществлению внутреннего контроля, обеспечивающего недопущение вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер;
организуют защиту банка от противоправных действий, дестабилизирующих экономическую, финансовую, коммерческую деятельность учреждений банка;
обеспечивают выполнение рекомендаций, представленных в ходе аудиторских и других проверок в части минимизации рисков, связанных с банковскими операциями.
На уровне учреждений Банка в организационную структуру управления рисками включаются руководство управлений (филиалов), Советы управлений, Кредитные комитеты управлений (филиалов) и службы в соответствии с их задачами и функциями. Филиалы – областные (Минское) управления организуют мониторинг, оценку и контроль рисков по филиалам с обеспечением механизма обратной связи.
К подверженным кредитному риску активам банка относятся:
все виды кредитов юридическим и физическим лицам, включая межбанковские кредиты и депозиты;
средства до востребования в банках и остатки на корреспондентских счетах;
финансовая аренда (лизинг);
операции по предоставлению векселя в заем, акцептам и авалям векселей, предоставлению отсрочки оплаты при выдаче векселя банка (далее – операции с использованием векселей), учет векселей;
исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме;
финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
Факторы, повышающие кредитный риск:
недостаточное или низколиквидное обеспечение активов, подверженных кредитному риску;
значительный размер активов, подверженных кредитному риску, предоставленных клиентам, функционирующим в одной отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт, связь и т.д.);
значительный размер активов, подверженных кредитному риску, предоставленных взаимосвязанным клиентам (юридическим и физическим лицам — клиентам, связанным между собой экономически и (или) юридически, а именно, имеющим общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, дочерние и зависимые общества; а также имеющим совмещение одним физическим лицом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного из клиентов обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей для другого (других) клиента (клиентов));
несоблюдение действующего законодательства, нормативных правовых актов при выдаче и сопровождении активов, подверженных кредитному риску.
При оценке кредитного риска анализируется динамика роста объема активных операций Банка, подверженных кредитному риску, проводится качественный анализ по составу активов, подверженных кредитному риску, по группам риска, формам собственности и видам деятельности клиентов, анализ их финансового состояния, соблюдения учреждениями и центральным аппаратом Банка нормативных актов в области кредитования, осуществления лизинговых, факторинговых операций, операций с векселями.
При отсутствии оптимальной величины показателя за минимально (максимально) допустимое значение принимается показатель на начало года.
Основные принципы построения системы управления рисками банковской деятельности в ОАО «Белагропромбанк» следующие:
- коллегиальность принятия решений при проведении операций по привлечению и размещению ресурсов;
- четкая регламентация полномочий органов управления, в компетенции которых будут находиться вопросы управления рисками;
- принятие решений по операциям с наиболее высокой степенью риска на уровне центрального аппарата;
— делегирование кредитным комитетам филиалов и отделений банка прав по осуществлению рисковых операций в пределах, гарантированно защищающих банк от возможности превышения допустимых рисков и несоблюдения экономических нормативов безопасного ведения банковского дела;
— проведение централизованной лимитной политики по основным видам рисковых операций;
- детальное регламентирование внутренними нормативно-правовыми документами банка порядка проведения операций, связанных с возможностью возникновения риска.
К основным действиям Банка по управлению кредитным риском относятся:
принятие решения о размещении ресурсов в активы, подверженные кредитному риску, коллегиальным органом – Кредитным комитетом банка, учреждения;
диверсификация портфеля активов, подверженных кредитному риску, и инвестиций Банка, использование производных финансовых инструментов;
предварительный анализ финансового состояния клиента;
предоставление клиентом достаточного и ликвидного обеспечения обязательств;
установление размеров процентных ставок по выдаваемым активам, подверженным кредитному риску, и соответствующий мониторинг;
установление лимитов по активным операциям, подверженным кредитному риску;
создание специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам;
принятие решения о направлении представителей Банка в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов;
соблюдение экономических нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь;
контроль за структурой кредитного портфеля и его качественным составом;
анализ и регулирование деятельности клиентов в процессе кредитования;
оперативная корректировка действий банка, своевременное задействование и объединение усилий соответствующих служб банка.
Департаменты (самостоятельные управления) (кредитный, международных проектов, кредитования населения, валютного контроля и регулирования, международных и межбанковских расчетов, Казначейство, управление по работе с юридическими лицами в соответствии с функциональными обязанностями и установленными полномочиями:
готовят необходимую информацию на заседания Кредитного, Финансового комитетов Банка для принятия решения о предоставлении кредита, банковских гарантий и поручительств, заключении договора финансовой аренды (лизинга), факторинга, осуществлении операций с использованием векселей;
проводят предварительную оценку пакета документов, сформированных в установленном порядке и представленных центральному аппарату филиалами – областными (Минским) управлениями, при необходимости кредитования, выдачи банковских гарантий и поручительств, учета векселей, предоставления вексельного займа, продажи векселей с отсрочкой оплаты, осуществления факторинговых операций, финансовой аренды (лизинга) в соответствии с их полномочиями;
осуществляют совместно с юридическим департаментом и департаментом безопасности анализ финансового состояния и кредитоспособности клиента, его деловой репутации и правоспособности;
совместно с департаментом строительства и маркетинга недвижимости, департаментом безопасности осуществляют сопровождение заключенных кредитных договоров, договоров о залоге;
совместно с юридическим департаментом и службой безопасности принимают меры по своевременному возврату кредитов, взысканию проблемных долгов;
осуществляют управленческий и финансовый контроль за выполнением комплекса мер по снижению кредитного риска, вносят предложения по совершенствованию кредитного процесса в учреждениях банка;
готовят локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок выдачи, сопровождения, погашения банковских кредитов, банковских гарантий, поручительств, осуществлении лизинговых и факторинговых операций, операций с векселями, таможенных гарантий, а также устанавливающие полномочия учреждений Банка по активным операциям, подверженным кредитному риску;
разрабатывают рекомендации по работе с проблемными к взысканию активами банка;
осуществляют контроль за работой учреждений Банка по управлению кредитным риском;
курируют другие вопросы, связанные с осуществлением активных операций, подверженных кредитному риску;
выявляют на ранних стадиях проблемные ситуации по кредитным операциям;
своевременно относят активные операции к соответствующей группе риска и создают резерв в необходимом объеме;
осуществляют контроль за реализацией предоставленных банку гарантий по возврату кредитов.
Одним из основных инструментов управления кредитным риском является установление лимитов. Максимальный размер риска на одного клиента или группу взаимосвязанных клиентов, на инсайдеров банка, максимальный размер крупных кредитных рисков, предельный размер межбанковского кредита устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Лимиты на проведение операций, подверженных кредитному риску, для филиалов – областных (Минского) управлений устанавливаются Правлением Банка.
Кредитные комитеты филиалов – областных (Минского) управлений в пределах полномочий принимают решения об установлении и последующем пересмотре аналогичных лимитов для подведомственных филиалов;
Учреждения Банка проводят операции, подверженные кредитному риску в соответствии с предоставленными полномочиями;
Казначейство обеспечивает соблюдение нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь по операциям межбанковского кредитования, и осуществляет сопровождение этих операций по межбанковскому кредитованию;
Финансово-экономический департамент ежемесячно проводит анализ кредитного риска в целом по активам, подверженным кредитному риску, и при необходимости подготавливает Финансовому комитету предложения с учетом оптимального значения рисков по его снижению и оптимизации структурными подразделениями центрального аппарата;
Финансово-экономический департамент при разработке Основных направлений развития Банка и расчете бюджета определяет величину доходных активов, достаточную для покрытия всех издержек Банка и образования в необходимом объеме резерва по сомнительным долгам.
Целью же управления операционным риском является поддержание принимаемого на себя Банком риска на уровне, определенном Банком в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных убытков. Управление операционным риском осуществляется также в целях:
— выявления, измерения и определения приемлемого уровня операционного риска;
— постоянного наблюдения за операционным риском;
— принятия мер по поддержанию операционного риска на уровне не угрожающем финансовой устойчивости Банка и интересам его кредиторов и вкладчиков;
— соблюдения всеми работниками Банка актов законодательства и локальных нормативных правовых актов (положений, инструкций правил и регламентов, и др.).
Риск-менеджеры обязаны выполнять следующие действия:
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--