--PAGE_BREAK--Благотворительных средств не может быть достаточно, для покрытия потребности. Опыт показал, что даровые средства легко выпрашиваются под всевозможными, более или менее благовидными предлогами; раз они выданы, то о возврате никто не думает, и собрать выданные ссуды является делом почти невозможным. Таким образом, общество, ставящее себе целью организовать кредит, превращается в простую раздаточную контору благотворительных подачек, разрушающую правильную постановку кредитования и действующую развращающим образом на население.
Горькие уроки жизни показали Райффайзену обратную сторону той картины, которую он пытался нарисовать в своем воображении, и заставили его с новой энергией приняться за отыскание правильного пути. Этот путь был найден в применении важного кооперативного начала взаимной помощи.
В апреле 1869 года в деревне Геддесдорф было основано первое кредитное товарищество и тем самым было положено основание правильной организации кооперативного кредита, которому суждено было в течение нескольких десятков лет охватить весь цивилизованный мир.
Некоторые основные начала, на которых строилась организация этого кредитного товарищества с несущественными изменениями проходят через всю так называемую «Райффайзенскую систему" и определяют собою отличительные черты или тип товарищества.
В 1866 году Райффаизен публикует первое издание своей известной книги «Ссудные ферейны» («Die Darlehenskassen vereine»); в 1877 году он основывает кооперативный союз, получивший впоследствии наименование «Генерального Союза сельских кооперативных товариществ». Во главе союза в качестве его председателя Райффайзен оставался до самой смерти.
В кругах, близких к союзу, основанному Райффайзеном, его личность была окружена известным ореолом и пиететом, а его имя произносилось с добавлением эпитета «Vater» — «отец Райффайзен».
Таким образом, в 50-х и 60-х годах XIX века были заложены правильные основания кооперативного кредита. Потребовались еще долгие годы упорной и большой работы, направленной на разработку и пропаганду кооперативных начал, на укрепление и развитие основанных на них учреждений. Более тридцати лет понадобилось, чтобы кооперативный кредит стал крупной реальной «экономической силой» и получил действительную возможность с честью нести свое высокое общественное предназначение.
Райффайзен был основателем первых сельскохозяйственных кредитных касс, которые одновременно вели в интересах своих членов торговую деятельность (кредитные кооперативы с товарными функциями).
Основанное Райффайзеном в 1854 г. «Геддерсдорфское благотворительное общество» исполняло функции как благотворительного, так и кредитного учреждения. Как благотворительное общество оно большого успеха не имело, но кредитные операции его получили быстрое развитие. Рост этих операций имел своим последствием значительное увеличение задолженности самого общества. Когда на общем собрании общества в 1863 г. обнаружилось, что долг общества дошел почти до 25 тыс. талеров, то собрание постановило ликвидировать общество, если его задолженность превысит эту сумму. Рост задолженности, однако, не прекратился, и общее собрание постановило ликвидировать общество в ноябре 1864 г. Эта неудача привела Райффейзена к признанию необходимости поставить кредитные операции на прочную основу, отделив их от благотворительной деятельности. Знакомство с организацией «шульцевских» ссудо-сберегательных товариществ помогло ему выработать тип кредитного учреждения, приспособленного для целей кредита в крестьянской среде.
В первоначальном уставе «геддерсдорфского кредитного товарищества» явно сказывается влияние уставов народных банков, устроенных несколько ранее Шульце-Деличем. И это нисколько не удивительно, так как не подлежит сомнению, что именно Шульце явился учителем Райффайзена в области кооперации. Ввиду последующих враждебных отношений обоих крупнейших кооперативных деятелей Германии, факт этот должен быть особенно подчеркнут, тем более что в своих печатаных сочинениях Райффайзен отрицает влияние на него Шульце. Именно от Шульце Райффейзен заимствовал идею своего кредитного товарищества, как показывает очень интересная рукопись самого Райффайзена, относящаяся к 1864 г. В этой рукописи отец крестьянской кооперации говорит, что он долго вел переписку с Шульце, отстаивая мысль, что общества, подобные «геддередорфскому», должны основываться всецело на христианской любви и быть чуждыми в каком бы то ни было отношении своекорыстных мотивов; однако неуспех «фламмерсфельдского» общества и недовольство среди членов «геддерсдорфского» общества в конце концов убедили его в правоте Шульце. «Чтобы не повторить печального опыта в Фламмерсфельде, — говорит Райффайзен далее, — я решил не противодействовать закрытию общества и с течением времени создать новое на иной основе. Это мне и удалось, и притом в форме, близкой к товариществам Шульце-Делича. Так как эти последние приспособлены к городским условиям, то я, конечно, ввел в устав постановления, приспособленные к здешним условиям».
Таким образом, можно считать бесспорным, что идея «райффейзеновского» кооператива непосредственно внушена Шульце. А так как не подлежит сомнению, что кооперативные воззрения Шульце возникли на основе знакомства с учениями французских социалистов, то в конце концов крестьянская кооперация, оказывается ведущей свое начало от социалистических учений первой половины позапрошлого века.
Первый крестьянский кредитный кооператив казался его соиздателю, Райффайзену, лишь слегка измененным «ссудосберегательным» товариществом типа Шульце. И действительно, в первом уставе «геддерсдорфского» товарищества связь с народными банками Шульце еще очень велика: в этом товариществе имеется, например, паевой капитал, на который начисляется дивиденд, против чего очень решительно протестовал Райффайзен впоследствии. Только постепенно из этого товарищества развился кооператив совершенно нового типа. В своей окончательной форме кооператив, созданный Райффайзеном, оказался организацией, глубоко отличной от шульцевского народного банка. Те нововведения, которые первоначально казались самому Райффайзену незначительными и вызванными необходимостью приспособить ссудо-сберегательное товарищество к нуждам деревни, знаменовали собой в действительности создание кооператива совершенно нового типа.
Действительно, шульцевское ссудо-сберегательное товарищество было приспособлено к нуждам и интересам совершения иного общественного класса, чем «райффейзеновский» кооператив: первое обслуживало нужды городской мелкой буржуазии, а второй служил интересам христианства. А так как городская мелкая буржуазия и крестьянство являются совершенно различными общественными классами, с разными интересами и различными условиями жизни и хозяйства, то естественно, что и хозяйственные организации, удовлетворяющие их интересы, должны были оказаться принципиально различными.
«Райффейзеновское» кредитное товарищество является организацией принципиально совершенно нового типа и был приведен к ней желанием уже существовавшую организацию к нуждам иной социальной среды.
2. Деятельность кредитных кооперативов сегодня
Сегодня Германия имеет развитую систему кредитной кооперации, которая играет важную роль в финансировании сельского хозяйства страны.
Кредитная кооперация является составной частью «Немецкого кооперативного союза Райффайзен».
Кредитные кооперативы (кредитные товарищества), или, как их иначе называют, кооперативные банки, являются универсальными банковскими институтами для всего мелкого и среднего предпринимательства. Но основной целью кооперативной банковской системы является развитие предпринимательства в первую очередь в сельской местности.
Кооперативный банковский сектор Германии имеет трехуровневую организационную структуру. Ее основу — первый уровень составляют местные кооперативные банки (кредитные товарищества), включающие преимущественно «фольксбанки» и «райффайзенбанки», созданные для удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах, в основном сельских товаропроизводителей и сельского малого бизнеса.
Второй уровень кооперативного банковского сектора представлен региональными банками, которые были первоначально созданы местными банками, главным образом с целью управления их избыточной ликвидностью. Сейчас эти региональные кооперативные банки имеют широкий спектр деятельности. Они также являются главными пайщиками «Дойче геноссеншафтсбанка» (ДГ-банка), составляющего третий, верхний уровень кооперативного банковского сектора.
В настоящее время в Германии действует более 3 тыс. кредитных кооперативов с более 14,5 млн. членов и 30 млн. клиентов. Около 80% фермеров, 60% ремесленников, 75% торговых посредников являются паедержателями и клиентами этих организаций. Кооперативный банковский сектор занимает весьма видное место в кредитной системе страны. На его долю приходится свыше 19% совокупного баланса всех универсальных банков страны, 25% вкладов небанковской клиентуры. Децентрализованная структура дает возможность иметь тесный контакт с клиентами, обеспечивает гибкую деловую политику и делает процесс принятия решений по выдаче кредитов более коротким.
В кредитных кооперативах работает более 174 тыс. служащих. В конце 2009 г. выданный кооперативными банками объем кредитов достиг 616 млрд. немецких марок, общий объем вкладов составил 801 млрд. немецких марок, из них сберегательных вкладов — 435 млрд. марок. Тем самым сумма балансов кооперативных банков составила в конце 2009 г. свыше 514 млрд. немецких марок.
Задачей кооперативных банков на протяжении уже более 100 лет является повышение доходов своих членов и оказание содействия в развитии их предпринимательской деятельности.
Кооперативные банки представляют весь комплекс услуг. Кредитные операции местных кооперативных банков включают все виды ссуд, предоставляемых универсальными банками. В недавнем прошлом в кредитных операциях преобладали кратко — и среднесрочные ссуды, в настоящее время все большее значение приобретает долгосрочное кредитование. Помимо кредитования текущей деятельности сельхозпроизводителей банки финансируют инвестиции в основной капитал и строительные проекты.
Кооперативные банки предоставляют своим пайщикам льготные кредиты под низкие проценты по государственным программам финансирования (например, ссужают заемными средствами пайщика, намеревающегося открыть свое дело). Кроме того, некоторые из кооперативных банков вовлечены в торговлю товарами местного производства: они осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции, маркетинг аграрных продуктов и поставляют сельскохозяйственную технику.
Региональные кооперативные банки Германии осуществляют операции со сравнительно крупными предприятиями сельского хозяйства, пищевой индустрии, торговали, обрабатывающих отраслей, жилищного строительства и операции страхования в той мере, в какой эти организации не могут обслуживаться местными кооперативами.
ДГ-банк, стоящий на вершине банковской системы (третий уровень), координирует деятельность региональных банков и кредитует их, в особенности на средне — и долгосрочный период, получая необходимые для этого средства за счет выпуска собственных облигаций. Он оказывает поддержку местным кооперативным банкам, объединяясь с ними в синдикаты в тех случаях, когда существует спрос на крупные суммы заемных средств, которые местные банки не в состоянии предоставить сами или вместе с соответствующим региональным банком.
Своеобразие немецкой кооперативной системы заключается в том, что при сохранении полной самостоятельности кооперативов первичного звена, здесь созданы дополняющие и координирующие структуры регионального и общенационального уровня, что придает им свойства, с одной стороны, сильной децентрализованной системы, с другой – «гибкоцентрализованной», к которой к тому же примыкают другие банковские и околобанковские организации: немецкий кооперативный ипотечный банк, Мюнхенский ипотечный банк, строительная сберегательная касса «Schwabisch Hall», многопрофильная страховая компания, два инвестиционных фонда, лизинговая фирма.
Посредством этих организаций кредитные кооперативы расширяют базу привлекаемых ресурсов, а также осуществляют дополнительный набор предоставляемых услуг. Так, например, кооперативные банки благодаря акционерному обществу страхования R+V предоставляют весь спектр услуг по страхованию и совместно с инвестиционной компанией «Union Investment und Gesellschaft» и немецким фондом недвижимости «DIFA» предлагают выгодные варианты размещения денежных средств.
Совместно с Немецким кооперативным банком (ДГ-банк), тремя кооперативными центральными банками, ипотечными банками и строительной сберегательной кассой «Schwabisch Hall» кооперативная банковская группа имеет балансовую сумму в 1,6 трлн. немецких марок.
Специфические условия, в которых находятся кредитные товарищества Германии, определяют общие принципы их деятельности, соответствующие правовые нормы, а также особые их отличительные черты:
1. Общими принципами деятельности кредитного товарищества как организации, создаваемой для совместного ведения дела, являются:
Взаимопомощь, означающая объединение субъектов, находящихся в сходных условиях, и их финансовых ресурсов для создания общими усилиями предприятия и принимающих на себя обязательства по взаимному поручительству.
2. Самоуправление, т.е. учредители сами устанавливают и регулируют внутренние взаимоотношения в товариществе, защищая его тем самым от постороннего влияния. Пайщики самостоятельно определяют структуру и компетенции руководящих органов товарищества (общее собрание, правление, наблюдательный совет), предмет его хозяйственной деятельности. При этом действует твердое правило — один член товарищества имеет при голосовании один голос.
3. Взаимная ответственность вытекает из предыдущего и предполагает, что члены кредитного товарищества несут совместную и солидарную ответственность за деятельность кооператива. Причем необходимо подчеркнуть, что первоначально такая ответственность была неограниченной и лишь по мере расширения и укрепления капитальной базы товарищества перешли к ограниченной ответственности, что, однако, не снизило личной ответственности каждого за свое предприятие.
4. Идентичности, т.е. устанавливается обоюдная связь между пайщиком и товариществом. С одной стороны, он выступает учредителем, совладельцем товарищества, а с другой — потребителем или пользователем продукта его деятельности.
5. Добровольность предполагает свободу принятия решения индивидуумом о возложении на себя обязательств и получении прав при вступлении в товарищество. Каждый может вступить в товарищество или выйти из него.
6. Открытость предполагает, что право стать учредителем кредитного товарищества предоставляется каждому человеку, признающему законодательные и уставные положения о товариществах. Отсюда следует, что правом учредителя могут воспользоваться представители различных социальных групп общества, как физические, так и юридические лица.
7. Локальная и региональная ориентация деятельности означает, что географическая сфера активности товарищества должна быть ограничена с целью наиболее полного учета потребностей своих учредителей. Это способствует установлению доверительных отношений между товариществом и его пайщиками.
8. Взаимодополняемость подразумевает, что товарищества при решении своих многочисленных вопросов часть из них по соображениям коммерческой целесообразности передают институтам других уровней (региональным и общенациональным). Такое разделение труда по вертикали при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности его участников исключает ненужное дублирование функций, повышает их конкурентоспособность, при этом действует правило — вышестоящее звено в вертикали возлагает на себя только такие функции, которые не в состоянии выполнить нижестоящая организация. В то же время такая структура нуждается в координации действий входящих в нее звеньев, которая осуществляется региональными и национальными ассоциациями.
Указанные принципы конкретизируются в целевых установках, разработанных ассоциацией кредитных товариществ Германии. В них, в частности, говорится, что, во-первых, их целью является содействие развитию предпринимательской инициативы своих учредителей, при этом интерес отдельного учредителя учитывается в той мере, в какой он не наносит ущерба совокупности учредителей; во-вторых, банк содействует своим учредителям, прежде всего посредством предоставления широкого набора услуг по тарифам, которые преимущественно не нацелены на извлечение максимальной банковской прибыли; в-третьих, объем и структура банковских услуг определяются потребностями рынка, формируемого запросами учредителей; в-четвертых, операции банка с клиентами, не являющимися его пайщиками, направлены на привлечение возможных новых учредителей, лучшее использование имеющегося потенциала банка и упрочения положения на рынке; в-пятых, единение с регионом относится к главным критериям деятельности банка, который становится частью хозяйственной и общественной жизни в географическом районе своей активности, вследствие чего банк поддерживает меры по укреплению экономики региона; в-шестых, поддержание личных отношений между учредителями, управлением и сотрудниками банка является ярким показателем связи банка с регионами; последнее находит отражение в составе наблюдательного совета и собрания представителей; в-седьмых, разделение труда и партнерство в вертикальной структуре кооперативных банков — важнейшая основа эффективной работы банка; партнерство должно быть оправдано как качеством предоставляемых услуг, так и тарифами на них; в-восьмых, в системе партнерства должен поддерживаться баланс интересов ее участников, с тем, чтобы свести к минимуму их потери; в-девятых, при принятии решений правлением кооперативного банка приоритетом остается оказание содействия своим учредителям; в-десятых, кредитные товарищества являются противовесом другим кредитным институтам, и прежде всего таким, первостепенной целью которых провозглашено получение прибыли. Кооперативный банк способствует поддержанию и укреплению социального рыночного хозяйства.
продолжение
--PAGE_BREAK--