Реферат по предмету "Банковское дело"


Инфляция и инфляционные процессы в России

--PAGE_BREAK--

В мировой практике под «инфляцией издержек» подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. «Инфляция издержек» обусловлена ростом всех компонентов производственных затрат — материальных ресурсов, заработной платы, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.

 «Инфляция издержек» не является специфической закономерностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе.

Вспышки «инфляции издержек» происходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

«Инфляция спирали цен и зарплат»близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства. Это соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. В свою очередь рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг.

И наконец, «инфляция спроса» порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен.

В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Очевидно, что все, описанные выше, виды инфляции тесно связаны между собой и  влияют друг на друга.

  
2  Инфляция в России: история и современность
2.1 История денежного обращения и инфляции в России
Историю денежного обращения на Руси  подробно описал известный русский писатель, историк Н.К. Карамзин: «От IX до  XIV века предки наши не имели собственной металлической монеты, а единственно кожаные, правительством заклейменные лоскутки называемые кунами, т.е. ассигнациями, и торговали с востоком и западом: с Грецией, с  Пруссией, с немецкой ганзой; от IX века до 1228 г. лоскутики сие не унижались в цене относительно к серебру: ибо правительство не расточало их; но унизились до крайности, быв после того размножены неумеренно».

Достойно примечания, что сие кожаные лоскутки были заменены у нас серебряную и медную монетою в самые мятежные и варварские времена ига ханского, когда баскаки уважались более князей.

Татары не хотели брать кун, а требовали серебра. Русский мог откупиться от мук, от смерти, от неволи, куском сего металла; отдавая за него все, что имел, и с презрением отвергал куны, так что они сами собою долженствовали исчезнуть...». [3]

Монетное обращениев России (в Киевской Руси) возникло в IХ-Х веках. Быстрое развитие чеканка монет получила после создания Российского государства в ХV веке.

Бумажные деньги (ассигнации)в России появились в 1769 г. в период царствования Екатерины II (1762 — 1796 гг.). Первые ассигнации мало походили на деньги в современном понимании. Это были скорее всего банковские обязательства — расписки на получение монеты. Как писал Н.М. Карамзин, «… Наконец, Екатерина II изданием ассигнаций сперва изумила, но скоро облегчила народ во всех платежах и торговых сделках».

Выпуск ассигнаций был обусловлен рядом причин:

во-первых, монетное обращение в период царствования Елизаветы (1741-1761гг.) и в последующие годы базировалось на медных деньгах, так как золото и серебра в то время было недостаточно;

во-вторых, расширение торговых связей охвативших огромную территорию России требовало, большего количества денег и более удобных, чем медные монеты, которые были непригодны для крупных торговых сделок. Платеж в сумме 100 рублей в пятикопеечных  медных монетах весил в то время более 6 пудов (около 100 кг.)

Введение в обращение бумажных денег оказалось столь выгодным для казны, что ассигнациями стали восполнять бюджетный дефицит.

Сначала все выпущенные ассигнации были обеспечены монетой и, приносимые частными лицами в банк, они немедленно обменивались на медные серебряные и золотые монеты.

Но вскоре количество ассигнаций, в связи с чрезмерным их выпуском в период войны с Турцией,  стало превышать запасы монет, и  курс ассигнаций по отношению к монетам стал падать. В последний год царствования Екатерины II за ассигнационный рубль давали 68 копеек

Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бумаги, так и по полиграфическому исполнению. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после их выпуска началась подделка денежных знаков.

Распространение фальшивых ассигнаций заставило правительство ввести бумажные деньги нового образца. Выпущенные в 1786 г. новые ассигнации оставались примитивными. Кроме купюр достоинством 100, 50 и 25 руб. стали выпускать ассигнации 10 руб., которые печатались на красной бумаге и 5 руб., которые печатались на синей бумаге. Отсюда пошли народные термины «красненькая» и «синенькая».

Ассигнации образца 1786 г. также широко подделывались некоторыми приближенными фаворитами Екатерины II и простыми людьми.

В результате, в первые годы правления Павел I (1796 -1801 гг.) обнаружил, что ему в наследство досталась безудержная инфляция.

И тогда император объявил, что согласится «до тех пор не есть на серебре, а на олове, покуда не восстановит нашим деньгам надлежащий курс и не доведет до того, чтобы рубли наши ходили рублями».

Дворцовые сервизы из серебра немедленно пошли на монетный двор. Собранная по всей стране серебреная посуда также направлялась на чеканку серебреных рублей, на которые затем обменивались ассигнации.

Собранные ассигнации Павел I приказал сжечь и лично присутствовал на церемонии уничтожения бумажных денег. По свидетельству историков в тот день было сожжено ассигнаций на сумму около 6 млн. рублей. Инфляция была побеждена.

В предреволюционный период 1897 — 1914 гг.бумажные деньги имели полное обеспечение золотом. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа как разменные деньги. Бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты, которые в большом количестве находились  в обращении. Кредитные билеты стали деньгами в их классической форме. Эти годы в истории России были периодом экономического процветания.

Однако с первых дней вступления России в первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета  начало использовать эмиссию кредитных билетов.

Закон Российской империи от 27 июля 1914 г. приостановил размен бумажных денег на золото. Тем самым наступил крах системы золотого монометаллизма в России. Кредитные билеты превратились в инфляционные бумажные деньги. Из обращения исчезли золотые и серебряные монеты.

Очередной виток инфляции в России начался с резкого падения курса рубля весной 1915 г., когда русская армия потеряла западные территории империи. В годы первой мировой войны официально разрешался выпуск кредитных билетов для финансирования военных расходов государства. В результате к февралю 1917 г. покупательная способность рубля упала в 3,5 раза.

За восемь месяцев правления Временного правительства рубль обесценился и к середине октября стоил всего 6-7 копеек.

Окончательно расстроил денежное обращение в России Октябрьский переворот и последовавшая за ним гражданская война.

Правительство большевиковсначала пыталось вообще ликвидировать деньги. Унаследованная от старого режима инфляция считалась «союзницей» диктатуры пролетариата в деле экспроприации не 'подверженных контролю денежных накоплений непролетарских слоев населения и средством устранения «капиталистических» товарно-денежных способов хозяйствования — товарного производства, рынка, денег.

Предполагалось, что эмиссионное финансирование государственных расходов приведет к абсолютному обесценению денег, их самоликвидации и переходу к социалистическому безденежному хозяйству. Здесь сказались как романтическая убежденность во всесилии коммунистических идей, так и низкий уровень подготовки большинства революционных марксистов в области теории денег и финансов.

Главными теоретиками инфляционного уничтожения денег был член Президиума Госплана Ю.Ларин и председатель финансовой комиссии ЦК и СНК Е.Преображенский.

В частности,  Е.Преображенский являлся одним из авторов и толкователей принятой в 1919 г. программы РКП(б), предусматривавшей постепенное «изгнание» денег из социалистической экономики. Он допускал, что «государству в один прекрасный момент придется, быть может, придушить умирающее денежное обращение». [4]

 В свою очередь Ю.Ларин с начала 1918 г. неоднократно пытался провести через законодательные органы власти соответствующий декрет. Именно эти деятели и стали в 1921 г. инициаторами и организаторами последней «красногвардейской» атаки на денежную систему.

Большевики пытались выработать у народа крайнее недоверие к обесценивающимся деньгам. Весьма характерно в этом отношении предложение В.И.Ленина председателю финансовой комиссии ЦК и СНК Е.Преображенскому при проведении деноминации рубля  (ноябрь 1921 г.)  использовать для изготовления новых денег плохую бумагу, чтобы ускорить их самоликвидацию.

Поэтому эмиссия и рост цен за исключением короткого периода (1918 г.), когда наркомом финансов был И.Гуковский", не сдерживались, а поощрялись властью.

 Если в 1916 г. уровень инфляции  составил 93,5%, в 1917 г. — 683,3, в 1918 г. — 597,5, то в 1919 г. — уже 1375,6%.  В 1922 г. цены выросли на 7300% [5].

Теоретические споры о судьбе денег, стремление устранить их из жизни советского общества отразилось на наименовании новых денежных знаков, выпущенных правительством РСФСР в марте 1919 г. и в июле 1921 г. Они получили название «Расчетные знаки РСФСР» и «Обязательства РСФСР». Прилагательного «денежный» не было в тексте, напечатанном на купюрах.

Безудержная инфляция требовала все большего и большего количества денежных знаков, увеличения их номинала. В мае 1919 г. Совет народных комиссаров (СНК) вообще отменил все ограничения на эмиссию.

В период с июля 1918 по январь 1921 гг. Народным банком России было напечатано 2,5 триллиона рублей, обеспеченных не золотом, а  всем «достоянием республики».

Выпуск бумажных денег производился в «пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках».

В 1921 г. был выпущен аналог ГКО -  «Обязательства РСФСР» в 100 тыс., 500 тыс., 1 млн., 5 млн., и 10 млн. рублей, что значительно увеличило в обращении  количество бумажных денег.

К 1922 г. ценность купюры достоинством 100 000 руб. составляла 1 довоенную копейку. Основной денежной единицей стали миллион и миллиард рублей, которые в народе называли «лимонами» и «лимардами».

В период Гражданской войны на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков.

В качестве платежного средства использовались не только денежные знаки, выпущенные при царе («царские»), Временном правительстве («думские» и «керенки»), многотысячные и миллионные «совзнаки», но и различные денежные суррогаты (чеки, боны, облигации государственных займов, обязательства казначейства, почтовые  знаки). [6] 

В Якутии вместо денег принимали даже винные этикетки. Этикетка Мадеры служила эквивалентом одного рубля, водки — трех рублей и коньяка — двадцатипяти рублей.

Однако нуллификации денег, их самоликвидации не произошло, поскольку оборот нуждался в средстве обмена. Только, убедившись в беспочвенности надежд на самоликвидацию денег, правительство большевиков пришло к выводу о необходимости крутого изменения экономической политики и поворота к  реальному оздоровлению денежного обращения даже на основе золотого обеспечения.

Научного анализа инфляции в советской литературе периода гражданской войны и военного коммунизма не было, да и не могло быть. Проблема инфляции переместилась в центр внимания экономической теории и практики лишь после создания при Президиуме Госплана специальной комиссии по ее изучению.

 Вопросами инфляции занимались, такие выдающиеся российские экономисты, как Е.Варга, Н.Кондратьев, А.Чаянов и др.

В 1922 г. была разработана концепция денежной реформы, в основе которой лежало введение «внутренней валюты» — очередного золотого червонца. Один червонец приравнивался к 10-ти рублевой золотой монете дореволюционной чеканки. Инфляция в Советском Союзе была побеждена лишь в 1925 г., через три года после денежной реформы.

Постепенно в конце 20-х начале 30-х прошлого столетия  в советской экономической науке утвердилась точка зрения о неприменимости термина инфляция в условиях социализма.

Некоторые экономисты пришли к выводу о том, что в связи с изменением социально-экономической природы общества, переходом от стихийного к планомерному хозяйствованию, превращением денег в расчетные знаки возникают новые закономерности денежного обращения. В результате социалистическая экономика приобретает «иммунитет» против инфляции.

Эта позиция стала господствующей, в советской экономической литературе. Возобладало понимание инфляции как классового явления исключительно капиталистической экономики, специфического способа финансирования непроизводительных государственных расходов и перераспределения доходов в пользу господствующих классов.

Весьма интересно определение инфляции, данное в Советской энциклопедии 1953 г. «Инфляция  — характерное для капиталистических стран обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в размерах, превышающих размеры товарооборота. Инфляция сопровождается ростом товарных цен и падением реальной заработанной платы. С помощью инфляции капиталисты увеличивают свое богатство и перекладывают на трудящиеся массы издержки войн, потери, связанные с экономическими кризисами и др. В период общего кризиса капитализма инфляция стала постоянным явлением. После второй мировой войны инфляция в капиталистических странах неуклонно растет в связи с усилением паразитизма и загнивания капитализма».

В  период существования Советского Союзаправительство целенаправленно и осознанно неоднократно прибегало к помощи печатного станка для решения финансовых проблем, не опасаясь роста потребительских цен.

В частности, в  период с 1929-1937 гг. в связи с резким увеличением расходов на содержание армии масса наличных денег в обращении возросла в 8 раз.

После Великой Отечественной войны денежная эмиссия использовалась как средство увеличения капиталовложений на восстановление народного хозяйства, а в 60-70-е годы  прошлого столетия для покрытия растущего бюджетного дефицита.

Однако в условиях жесткой административной системы управления  экономикой и централизованного контроля над ценами рост денежной массы в Советском Союзе не приводил к видимой инфляции. Инфляция носила скрытый характер. Государственное регулирование цен приводило к товарному дефициту, исчезновению товаров.

 

2.2  Инфляция в современной России

 

Экономика современнойРоссии реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годы в период экономической трансформации от централизованно планируемой  к рыночной экономике.

Непродуманные экономические реформы в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия начались с резкой либерализации цен.

Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов,  привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в  то время  Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей.

 В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию — сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровне  инфляции.

Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в  1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшим правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Однако, этим планам помешал финансового кризиса, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.

 В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировалась уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты  Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%.

 В реальности  по официальным данным уровень инфляции в  России в 1999 г.  составил 36,5%.

В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2%  до 10,0%.

В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель  в прогнозных рамках не удалось и он составил 10,9% (таблица 1).

 Таблица 1

 Динамика среднегодового уровня инфляции в России

 

годы

инфляция

 (%)

1990

5,3

1991

92,6

1992

2508,8

1993

844,2

1994

215,0

1995

131,3

1996

21,9

1997

11,0

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12,0

2004

10,0



Источники: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат  за соответствующие годы.

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких темпов роста (по сравнению с другими странами мира) темпов инфляции (7% — 8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.

В Программе  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г.  поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции  в 2006 г. до 7,0 — 8,5%, в 2007 г. до 6,0 — 7,5% и  в 2008 г. до 5,0 — 6,0% (таблица 2).

Однако, по нашему мнению в 2010 г. существуют значительные риски превышения целевых ориентиров по инфляции, зафиксированных в  «Программа  социально-экономической развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)».     продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2

Прогноз среднегодового уровня инфляции в России

 

годы

инфляция

(%)

2006

7,0 — 8,5

2007

6,0 — 7,5

2008

5,0 — 6,0

2009

5,0

2010

3,0

 

 

 Источники: «Программа  социально-экономической развития  Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)», Москва, 2006 г., стр. 64.

При инерционном тренде развития рост индекса потребительских цен в России в 2010 г. может превысить 10%.

 
3. Методы регулирования  инфляции

 

Теория денег и  проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Известный американский экономист-монетарист М. Фридмен справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.

Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.

Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и организаций, образующих  механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических  параметров и индикаторов.

Всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

Значение самих показателей,  большинство из которых имеют количественные параметры можно разделить на  три категории:

 оптимальное;

пороговое;

критическое.

На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:

оптимальным параметром можно считать годовой уровень инфляции в размере 2% — 3%, предполагающий устойчивый экономический рост;

при годовом уровне инфляции в 5 — 10 % можно сохранять относительно стабильные темпы роста экономики;

пороговым параметром можно считать уровень инфляции в 20 — 30%, при котором может начаться замедление темпов экономического роста;

если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост, как правило, прекращается — это критическое значение данного показателя;

при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.

 Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно использует такие инструменты регулирования как:

-         уровень процентной ставки Центрального банка;

-         политику обязательных резервов;

-         операции на открытом рынке.

-         рефинансирование коммерческих банков;

В этой связи условно функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции  можно изобразить в виде следующей абстрактной схемы:



Уровень инфляции

|

Государственный орган или органы,

отвечающие  за денежно-кредитную политику

|                            |                                    |                       |

уровень процентной

ставки

политика

обязательных

резервов

операции

на открытом



рефинансирование

коммерческих банков

|                             |                                   |                        |

Рынок

 

Рисунок 1. Функциональная экономическая система по регулированию  уровня инфляции

  

3.1 Политика процентной ставки или ставки рефинансирования Центральных банков

 

В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.

Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» и «дешевых денег».

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков — это издержки избыточных резервов.

Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.

Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей происходит понижение уровня процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку,  национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег.

С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.

Такой механизм влияния на инфляционные процессы был найден не сразу. В частности, долгое время в США не могли справиться с инфляцией, несмотря на разработку начиная с 60-х годов прошлого столетия  целевых государственных программ по борьбе с ней.

Советники Президента США Р. Никсона в 1974 г. называли инфляцию «гидроголовым монстром, у которого вырастают две новые головы каждый раз, когда ей отрезают одну». [7]

В большинстве стран мира, ответственными за проведение денежно-кредитной и валютной политики являются Центральные банки или приравненные к ним финансовые институты.

 Например, в США таким институтом является Федеральная резервная система.

 Справочно: Федеральная резервная система (ФРС) — Центральный банк США, была создана в 1913 г. на основании закона именуемого Федеральным резервным актом.

ФРС имеет статус независимого государственного агентства. В организационном плане ФРС состоит из совета управляющих ФРС, 12-ти федеральных резервных банков и около 6 тыс. коммерческих банков — членов ФРС на долю которых приходится свыше 75% общего объема банковских депозитов в стране.

В ФРС входят два комитета Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультационный совет.

Общее руководство ФРС осуществляет совет управляющих, который состоит из семи постоянных членов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената.

Фактически совет определяет всю денежно-кредитную политику США, которая реализуется через федеральные резервные банки, которые расположены во всех 12-ти федеральных округах, объединяющие все американские штаты.

Только совет управляющих может устанавливать нормы обязательного резервирования депозитных учреждений США, определяет агрегаты денежной массы, уровень ставок по федеральным фондам.

Возглавляет совет управляющих Председатель, который  назначается Президентом США с одобрения Сената. С августа 1987 г. бессменным Председателем ФРС был Алан Гринспэн, который внес значительный вклад в создание механизма контроля за уровнем роста цен.

 Новым Председателем ФРС с 1февраля 2006 г. стал Бен Бернанке, (родился 13 декабря 1953 г. в штате Джорджия) бывший председатель экономического совета при Президенте США.

Бен Бернанке является сторонником установления целевого уровня инфляции, как это делает Европейский Центральный Банк и Банк Англии.

При возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.

Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была зафиксирована в США в 1981 г. на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению.

В зависимости от экономической ситуации учетная ставка может изменяться несколько раз за год. Например, в течение 1994 г. Федеральная резервная система США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз с 3 до 6%.

Что бы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998 г. ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учетной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. [8] Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г.

За период с июня 1999 г. по май 2000 г. Федеральная резервная система четыре раза пересматривала учетную ставку, повысив ее  до 5,75%. Повышение учетной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.

В 2001 г. ситуация в американской экономике изменилась — началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система в период 2001 — 2003 гг. 13 раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2001 г.  сократилась до самого низкого показателя — 1,0%.

Справочно: Последний раз такая низкая ставка  пофедеральным фондам была установлена Федеральной резервной системой США  в 1958 г.

На таком уровне ставка продержалась до середины 2004 г. Затем  начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста и ставка рефинансирования 30 июня 2004 г. была повышена на о,25% до 1,25%.

Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по октябрь 2006 г. ФРС  семнадцать  раз повышало ставку в среднем на 0,25%, доведя ее до 5, 25% к концу 2006 г.

В последние годы экономисты ФРС заговорили о, так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.

Следует подчеркнуть, что стоимость кредитных ресурсов в США имеет большое значение не только для самой Америки, но и для других стран, использующих доллар в качестве резервной валюты.

Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрированными, то валютно-финансовая политика США оказывает существенное влияние на положение с ликвидностью и на колебания уровня мировой инфляции, имеет существенное влияние на изменение курсов иностранных валют, цен на нефть и ситуацию на фондовых рынках.

Решение об изменение учетной ставки в США во многом определяет решения, принимаемые Европейским центральным банком (ЕЦБ), банком Великобритании и другими аналогичными учреждениями в других странах мира.

Создание единой европейской валюты повысило экономический ресурс Европейского Союза и соответственно устойчивость всей системы и ее способность к саморегуляции,  в том числе в сфере контроля за ростом цен.

Справочно: Важным достижением Европейского Союза является создание одиннадцатью государствами единой коллективной валюты — евро. Днем рождения евро считается 1 января 1999 г. В течение первых трех лет до 2002 г. она существовала лишь в неосязаемой, электронной форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты.

Знакомые всем в течение длительного исторического периода немецкая марка, французский франк, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский и люксембургский франк, испанская песета, португальский эскудо, ирландский фунт, австралийский шиллинг, и финская марка бесследно исчезли, оставшись лишь в анналах экономической истории.

В Европейском союзе функции, аналогичные функциям Федеральной резервной системы выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский Центральный Банк действует по принципу  установления целевого уровня инфляции.

Главной функцией Европейского центрального банка (ЕЦБ), как это неоднократно подчеркивается в Маастрихском договоре, является «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен понимается уровень инфляции не превышающий 2 процента в год. Все остальные функции ЕЦБ могут реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди.

В первой половине декабря 1998 г. Центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3% до 3,0%, кроме Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания. [9]

Следует подчеркнуть, что одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных  процессов в объединенной Европе.

В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты ЕЦБ в период с января 1999 г. по июль 2000 г. осуществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя ее до 4,25%.  [10]

В период с июля 2000 по июнь 2003 гг. ставка снизилась до 2% и  сохранялось на столь низком уровне вплоть до декабря 2005 г., когда началось плавное повышение ставки.

В марте  2006 г., ставка была повышена на 0,25% до 2,5%,  в мае еще на 0,25% и в августе еще на 0,25% до 2,75%. К концу 2006 г эксперты прогнозирубт повышение учетной ставки до 3 — 3,25%.

Учетная ставка Банка Англии оставалась неизменной до августа 2005 г. и составляла 4,25%. В конце 2006 г. повысилась до 4,75%. 

В большинстве стран Еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции.

 По прогнозам специалистов ЕЦБ уровень инфляции в зоне евро в 2007 г. должен составить 2,2%, что на 0,2% выше показателя на который ориентируется банк в среднесрочной перспективе.

 Следует подчеркнуть, что номинальная учетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции, то есть снижения цен на большинство потребительских товаров.

Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и соответственно более низкими ценами. 

Историческая справка: законы капиталистической конкуренции диктуют необходимость внедрения новой техники, повышение производительности труда, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости товара и его цены.

Однако эта закономерность в полной мере проявлялась лишь в эпоху свободной конкуренции, до монополистической стадии капитализма. В частности, в период с 1814 по 1896 гг. цены в США на промышленные и продовольственные товары снизились в 3,3 раза, в Великобритании с 1810 по 1896 гг. — в 3, 2 раза, во Франции с 1820 по 1896 гг. — в 1,9 раза. [11]

В Советском Союзе периодически проводились компании по снижению розничных цен на отдельные категории потребительских товаров.

В Японии. дефляция составляла в 2002 г 0,9%,  в 2003 г. -  0,5%, в 2005 г. — 1,6%, в Китае в 2002 г. — 0,8%, в Гонконге 2002 г. — 3,0%, 2003 г. — 2,6%, в Сингапуре 2002 г. — 0,4%, на Тайване в 2002 г. — 0,2%, в 2003 г. — 0,3%.

В частности, что бы выйти из стагнационно-дефляционной спирали японское правительство проводило так называемую  политику «количественного смягчения».  В 2006 г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках порядка 250-300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования.

Ожидается, что объем беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнет постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд. долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.

Анализ изменения учетной ставки в России  в период с 1990 по 2006 гг. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.

В 90-е годы в России уровень учетной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. В частности, в среднем за 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%.

По уровню учетной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г. превышали 3000% (Приложение 1).

 Начиная с июля 1993 г. процентная ставка Центрального банка России устанавливалась на уровне не более чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%.

Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Поскольку Бразилии в 1994 г. удалось значительно снизить этот показатель, то Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и, соответственно, процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам.

К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставки до минимального на тот период размера в 130%. Однако, в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в «черный вторник» учетная ставка вновь была резко повышена до 170%.

На протяжении  1995 г. уровень учетной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%.

В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учетную ставку до 120%, а к октябрю того же года 60%.

В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учетной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемы экономических реформ в России, и составила  21%.

В начале 1998 г.,  в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере, правительства вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки  до 50%.

Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998 г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%. В середине 1999 г.  ставку удалось снизить до 60%.

С середины 1999 г. наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2009 г. ставка рефинансирования понизилась  до 8,0% (Приложение 2).

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нынешнее состояние и перспективы развития лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Реферат Институт права в Киевской Руси
Реферат Фирк, Мишель
Реферат Культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина и преодоление его посл
Реферат Свободное воспитание. Руссо
Реферат Документирование управленческой деятельности в финансовом учреждении
Реферат Преемственность в изображении крестьянского бунта в творчестве АС Пушкина по повестям Дубровский
Реферат Права человека для всех. Возможно ли это
Реферат The Themes And Narration Techniques Of Everyday
Реферат Анализ денежных потоков на базе отчета о движении денежных средств (опыт ряда европейских стран)
Реферат Адамантан, Призман, Кубан
Реферат Микростациальное распределение насекомых в среднетаежных лесах Койгородского района республики К
Реферат Разработка мероприятий по продвижению страхового продукта
Реферат Мониторинг среды обитания 6
Реферат Автор статьи констатирует, что, к сожалению, не существует полного определения уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности