--PAGE_BREAK--2.3. Централизация и регулирование в банковской системе
Несмотря на современную тенденцию дерегулирования финансовой системы, степень централизации и государственного контроля остается значительной. Централизация и регулирование имеют исторические корни. Американская история в муках доказала, что централизация и общественный контроль, нравятся они или нет, служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Примерно к началу ХХ в. конгресс начал во все большей степени осознавать это. Децентрализация банковского дела из-за разнородности бумажных денег, плохого денежного регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, неудобна и вносит беспорядок.
Избыток денег может усложнить опасные инфляционные проблемы; недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя производству и обмену 6лаг и услуг. Соединенные Штаты и очень многие зарубежные страны на горьком опыте убедились, что децентрализация, нерегулируемая банковская система вряд ли способны обеспечить предложение денег, в наибольшей степени способствующее благосостоянию экономики в целом.
Небывалая паника 1907 г. стала последней каплей, переполнившей чашу терпения конгресса. Для изучения денежных и банковских проблем и выработки направления действия конгресса была образована Национальная комиссия по деньгам.
2.4. Совет управляющих и ФРС
Стержнем нашей денежной и банковской системы является Совет управляющих Федеральной резервной системы. Семь членов Совета назначаются президентом с одобрения конгресса. Им устанавливаются длительные сроки полномочий 14 лет, но вместе с тем каждые два года заменяется один член Совета. Это делается для того, чтобы дать возможность Совету действовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимыми и пользоваться автономией. Назначение, а не избрание состава Совета имеет целью отделить кредитно-денежную политику от политики партий.
Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль за работой денежной и банковской системы страны. Широко признано, что председатель Совета — самый влиятельный руководитель центрального банка в мире. Эффективность мероприятий Совета, которые должны соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию, достигается с помощью определенн0й техники управления денежным предложением.
В формировании основ банковской политики Совету управляющих помогают два важных органа. Один — Комитет открытого рынка, состоящий из семи членов Совета и пяти президентов федеральных резервных банков, определяет политику Федеральной резервной системы в области закупок и продажи государственных облигаций на открытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способ воздействия руководящих кредитно-денежных учреждений на предложение денег. Другой — Федеральный консультативный совет состоит из 12 видных руководителей коммерческих банков, избираемых ежегодно по одному от каждого из 12 федеральных резервных банков. Периодически Совет проводит встречи с Советом управляющих и высказывает свои соображения о банковской политике. Однако Совет, как говорит само его название, чисто консультативный орган, он не имеет полномочий для формирования политики.
2.5. Политическая независимость ФРС
Важно еще раз подчеркнуть, что Федеральная резервная система по существу своему независимая организация. Она не может быть упразднена или признана нецелесообразной по прихоти президента: конгресс тоже не может изменить ее роль и функции.
Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Независимость Федеральной резервной системы продолжает быть причиной споров. Сторонники не зависимости полагают, что Федеральная резервная система должна быть ограждена от политического давления, поскольку на нее возложена сложная и преимущественно техническая задача эффективного управления предложением денег. Они утверждают, что конгрессу и органам исполнительной власти политически выгодно призывать к расширяющейся фискальной политике (снижение налогов и расходы на дотации приносят голоса избирателей), а кроме того, для защиты от вызванной ею инфляции необходимо иметь независимый кредитно-денежный орган.
Противники независимой Федеральной резервной системы считают, что наличие могущественного учреждения, члены которого не подчиняются непосредственно воле народа, абсолютно недемократично. Они утверждают, что коль скоро ответственность 3а экономическое благосостояние нации в конечном счете ложится на государственные органы законодательной и исполнительной власти, то эти органы должны иметь в руках все политические инструменты, с помощью которых можно воздействовать на экономику. Почему конгресс и администрация должны отвечать за последствия политики, которую они не контролируют полностью? Критики приводят примеры проведения Федеральной резервной системой кредитно-денежных мероприятий, которые шли вразрез с целями фискальной политики.
3. Банки
Двенадцать федеральных резервных банков. Двенадцать федеральных резервных банков имеют три главные отличительные черты. Они являются (1) центральными банками, (2) квазиобщественными банками и (3) банками банкиров.
3.1. Центральные банки
Большинство стран имеют один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундсебанк в Западной Германии. В Соединенных Штатах их 12. Отчасти это отражает наши географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков. Кроме того, это — результат политического компромисса между сторонниками централизации и защитниками децентрализации. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них — Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. С развитием современных средств сообщения и транспорта географическая необходимость в системе региональных банков, несомненно, уменьшилась.
3.2. Квазиобщественные банки
Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными банками. Они отражают любопытный симбиоз частной собственности и общественного контроля. Федеральные резервные банки находятся в собственности коммерческих банков — участников соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале Федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом — Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Собственники не контролируют ни состав руководства, ни политику центральных банков.
Тот факт, что федеральные резервные банки являются, по существу, общественными учреждениями, крайне важен для понимания их деятельности Следует, в частности, подчеркнуть, что в отличие от частных предприятий федеральные резервные банки не руководствуются стремлением к прибыли. Центральные банки следуют политике, которая, с точки зрения Совета управляющих, улучшает состояние экономики в целом. Следовательно, деятельность федеральных резервных банков входит в противоречие со стремлением к прибыли. К тому же федеральные резервные банки имеют дело не с людьми, а с государством и коммерческими банками.
3.3. Банки банкиров
Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждений, по существу, то же самое, что депозитные учреждения делают для людей. Именно поэтому федеральные резервные банки называют «банками банкиров». Подобно тому как банки и сберегательные учреждения принимают вклады людей и предоставляют им ссуды, центральные банки принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют ссуды им. Но у федеральных резервных банков есть и третья функция, которую не выполняют банки и сберегательные учреждения: функция выпуска наличных денег. Конгресс уполномочил федеральные резервные банки пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике.
3.4. Коммерческие банки
Роль «рабочих лошадей» американской финансовой системы играют 13 753 ее коммерческих банка. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками. До принятия DIDMCA это различие было достаточно важным, поскольку закон обязывал национальные банки входить в Федеральную резервную систему, тогда как банки штатов сами решали, присоединяться к ней или нет.
В 1970-х годах число членов федеральной резервной системы довольно резко сократилось. К концу 1970-х годов в нее входило менее 40% коммерческих банков. Главная причина такого сокращения состояла в том, что входящие в федеральную резервную систему коммерческие банки были обязаны держать в федеральных резервных банках вклады, или «резервы», по которым пе уплачивается процент.
Высокие процентные ставки 197О-х годов значительно повысили вмененные издержки (неполученный доход в виде процента) членов. Из-за этого многие банки вышли из Федеральной резервной системы, в результате чего ее способность управлять банковской системой и денежным предложением ослабла. DIDMCA отреагировал на эту проблему требованием унификации резервов всех коммерческих банков (как национальных, так и банков штатов) и других депозитных учреждений, вне зависимости от того, являются ли они официальными членами Федеральной резервной системы или нет. Закон также разрешил всем депозитным учреждениям пользоваться займами Федеральной резервной системы и ее услугами при клиринговых расчетах.
В 1980-е годы но мере вступления в силу этих юридических изменений существовавшие ранее различия между входящими в Федеральную резервную систему коммерческими банками, коммерческими банками-аутсайдерами и различными сберегательными учреждениями постепенно стирались.
Коммерческие банки и сберегательные учреждения выполняют две основные функции. Во-первых, они хранят денежные вклады предприятий и домашних хозяйств. Во-вторых, они предоставляют людям ссуды и тем самым увеличивают предложение денег в экономике.
4. Рынок финансовых ресурсов в Украине
4.1. Задачи банковской системы на сегодня
В переходный период (от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству) банковская система должна решать не только свои «внутренние» проблемы, но и способствовать реформированию экономики в целом.
Во-первых, она должна обеспечивать экономически оправданное (в кратко- и долгосрочном планах) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку, ценообразования и ценовых пропорций.
Во-вторых, банковский сектор должен поддерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в том числе создавая препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита бюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых (но иногда и недостаточных) условий для этого — независимость Национального банка во взаимоотношениях с Правительством.
В-третьих, банки должны создавать условия для открытия экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и «портфельных» инвестиций, рабочей силы, способствовать переходу к конвертированности национальной валюты.
В-четвертых, банкирство, согласно назначению, должно не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и учить клиентуру (население, предприятия, государство) считать деньги, что в результате приводит к умению экономически мыслить, развивая предприимчивость у субъектов национальной экономики.
4.2. Предпосылки жизненного функционирования банковской системы
Общеизвестно, что, в отличии от товаропроизводительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе. Расходы и время на создание нового продукта в ней значительно меньше, чем, например, в промышленности, где решающую роль играют качество и структура основного капитала, сложности в изменении технологий, сформированные корпоративные связи. В этом видится один из аргументов в пользу опережающего темпов реформирования кредитно-финансовой системы, банковского сектора и, как следствие, использование его в качестве «локомотива» трансформирования экономики. Расширение предложения услуг клиентуре (как предприятиям, так и населению) со стороны финансовых институтов должно способствовать формированию денежного рынка и рынка капиталов, облегчению приватизации, оптимизации системы распределения и использования ресурсов, изменению ценовых пропорций в экономике.
Очевидно, что более динамичный и направленный ход реформ в денежно-кредитной сфере позволял бы всей экономике преодолевать переходный период менее болезненно. Инфляционные следствия дефицита бюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы заранее, до либерализации цен, осуществился переход взаимоотношений между Национальным банком и Правительством на качественно новые начала — оформление кредитов Правительству ценными бумагами, проведение более определенной структурной политики.
Устойчивость денежной системы зависит от общих условий макроэкономического равновесия между накоплением и инвестиционным спросом и от механизма перелива капиталов, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Кроме того, падение покупательной способности денег связано с возникновением в экономике устойчивых монополистических связей. Таким образом, инфляция имеет прежде всего, не денежный, а финансово-воспроизводственный и производственный характер. Поэтому борьба с ней должна осуществляться путем общего оздоровления экономики, практического создания новой экономической среды.
4.3. Тесная взаимосвязь банковского капитала с промышленным
Иная проблема — неоправданно тесная привязка банковского капитала к промышленному. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий. Стремление последних создать «карманные» банки вполне понятно. Интересы учредителей состоят не только в получении дохода на вложенный капитал, но и в намерениях повысить качество и оперативность в банковском обслуживании самих основателей. Нельзя не учитывать то, что иных «свободных средств», а потому и источников формирования уставного капитала для вновь создаваемых банков в государственной экономике просто не существует. Но подобного рода «участие» госпредприятий не редко приводит к потере банками самостоятельности, заинтересованности в работе с независимой клиентурой. Система «особенных» отношений с клиентом-учредителем, естественно, не способствует добросовестной организации банковской практики, позволяет использовать преференцированный доступ к ресурсам банка.
4.4. Негативное общественное мнение о деятельности коммерческих банков и причины этого
Медленное развитие конкурентной среды в банковском секторе, одно из причин которого являются медленные темпы приватизации в экономике в целом, привело к девальвации самого понятия «коммерческий банк», поскольку множество организаций, носящих такое название, фактически не внедрили на должном уровне ссудно-депозитные и платежные операции, игнорируют такие нормы банковского дела, как доверие, знание клиента и другие принципы менеджмента и маркетинга.
Одним из аспектов эффективной деятельности банков стал рост их престижа среди предприятий, органов власти и населения. В последнее время усилились отрицательные оценки коммерческих банков со стороны руководителей предприятия из-за высоких цен кредитов, недостатка ресурсов, задержки платежей, плохого обслуживания клиентуры и, к сожалению, следует признать, что эта критика во многих случаях небезосновательна.
Руководители многих предприятий упрекают банки в том, что они не вкладывают свои ресурсы в производств, а преимущественно кредитуют торгово-посреднические операции. Такая позиция банков определяется, прежде всего, инфляционными процессами и высоким риском. Вместе с тем нужно сказать, что подавляющее большинство банков все-таки в той или иной форме связано с производством промышленной и сельскохозяйственной продукции. Но всем банкирам надо понять, что успех реформ и выход из кризиса зависят от состояния экономики. Поэтому кредитование производства должно быть приоритетным направлением их деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--В то же время необходимо грамотно разъяснять хозорганам, что в условиях высокой инфляции и уровня процента, устанавливаемого Национальным банком, кредит не может быть дешевым. Но коммерческие банки не должны увлекаться большой маржой и брать большие комиссионные за услуги, хотя эти вопросы и регулируются спросом. Во всем должна быть справедливость и мера. Мы создаем новую национальную банковскую систему и поэтому обязаны заложить в ее фундамент здоровые и цивилизованные принципы.
4.5. Меры Нацбанка по перестройке платежной системы
Главной проблемой банковской системы Украины в ближайшее время остается преодоление галопирующей инфляции и стабилизация национальной денежной единицы - гривни. Очевидно, что в таких условиях исключительно монетарными факторами преодолеть инфляцию невозможно, то есть стабилизация денежной системы невозможна без стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной национальной валюты.
Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины, сложившаяся в конце 1993 г., может быть охарактеризована, как гипер-стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с инфляцией, среднемесячные темпы которой в 1993 г. составляли 42%. В то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре 1993 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в экономике Украины.
Национальный банк Украины принимает неотложные меры по перестройке платежной системы, которые можно разделить на технологические (внедрение электронных платежей), институционные (создание региональных клиринговых расчетных центров), организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что повысит их ответственность за организацию расчетов, включая дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства, ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти процессы, тем дольше нам придется обращаться к экстраординарным мерам — взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением.
4.6. Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине — вексель
Одним из значительных проектов, призванных преодолеть часть проблем в области внутренних расчетов, является внедрение Национальным банком Украины новой системы межбанковских расчетов в Украине с использованием электронных платежей. Основным инструментом новой системы межбанковских расчетов является создание сети расчетных палат, которые будут осуществлять региональные и межрегиональные расчеты. На сегодня эта система апробирована в Волынской, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Полтавской, Одесской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской областях и в Севастополе. Она продемонстрировала ускорение расчета в несколько раз, то есть день в день. Этой системой пользуются до 80% банков. Центральная расчетная палата работает в двух режимах — с документальным подтверждением (внутригородские расчеты) и без документального подтверждения (междугородные расчеты) с использованием электронной почты.
С 1 января 1994 г. осуществился переход к такому механизму учета, согласно которому сальдо на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету Национального банка Украины, так и самих банков с точностью до карбованца. Это стало возможным при переходе на систему межбанковских электронных расчетов, при которой момент платежа и его квитовка осуществляется почти одновременно. То есть исчезает условия, согласно которым банки могли пользоваться расхождением в учетах себе на пользу, что квалифицировалось одним из существенных источников инфляции. Мы приближаемся к условиям работы цивилизованных банков, для которых состояние корсчета, общая сумма на нем — эта та и только та сумма, в пределах какой они могут работать.
С целью совершенствования функционирования новой системы межбанковских расчетов внедряются современные международные технологии и стандарты, которые должны привести к постепенному вхождению банковской системы Украины в мировую банковскую систему. Коммерческие банки Украины, например, получили возможность пользоваться одной из самых распространенных в мире системой электронных платежей SWIFT.
Реформа расчетно-платежной системы невозможна без внедрения в Украине цивилизованных платежных средств. В мировой практике основным представителем таких средств является вексель. Применение векселей в хозяйственном обороте Украины необходимо для усовершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его эффективности, так как они являются рычагами, способными воздействовать на укрепление и стабилизацию денежно-кредитной системы, платежной дисциплины, ускорение обращения оборотных средств и улучшение ликвидности коммерческих банков. Роль векселя в торгово-экономическом обороте имеет большое значение, поскольку он — наиболее гарантированное средство требования оплаты и перевода денег из одной местности в другую.
Вексель применяется в предусмотренных хозяйственными договорами случаях, а также как средство воздействия поставщика на нарушителя платежной дисциплины. Вексель позволяет в обусловленный с продавцом срок получать платежи и оформлять взаимные обязательства между предприятиями. Важным его преимуществом является возможность получения до наступления срока платежа акцепта плательщика по месту его нахождения или, если это надежный клиент, и акцепта банка. Гарантия платежа по векселю может быть обеспечена полностью или частично в часть вексельной суммы через аваль, который также может предоставляться банком. Поскольку авалист отвечает также, как и тот, за кого он дал аваль, это является еще одной гарантией платежа.
Все перечисленные преимущества векселя указывают на необходимость быстрейшего внедрения в хозяйственный оборот и развертывания в банках операций с векселями, поскольку они имеют значительно лучшие инвестиционные качества в сравнении, например, с депозитными сертификатами (а тем более с депозитами) благодаря более высокой ликвидности и возможности использования в качестве средства платежа. В данных условиях наиболее привлекательными будут краткосрочные операции с векселями. Необходимость векселей возникает при временном избытке свободных финансовых средств.
Важным противоинфляционным средством может стать дисконтная политика государства, а именно совокупность мероприятий, при помощи которых Национальный банк регулирует учетный процент, а через него — вексельный курс, размер процентных ставок по выдаваемых коммерческими банками ссудах, а следовательно, размер ставок по депозитам. Дисконтная политика распространяется на наиболее важные факторы жизни государства: денежное обращение, внешнюю торговлю, предпринимательскую прибыль, уровень цен. Между тем, главным средством воздействия на эти факторы является изменение размера учетного процента по краткосрочным обязательствам.
Поскольку вексель можно одновременно использовать как средство платежа и накопления, применение векселей в условиях возрастания взаимных неплатежей (в том числе и межгосударственных) и инфляции становится особенно актуальным. Вексель может значительно ускорить систему межгосударственных расчетов. Это обусловлено значительным развитием векселей в странах СНГ, где они уже продемонстрировали хорошую приспособленность к отрицательным явлениям экономического положения.
Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования использованию векселей, ускорения оборота вложенных в них средств, Национальным банком Украины был разработан ряд нормативных документов, регулирующих порядок проведения коммерческими банками операций с векселями, в том числе и их использования для оплаты экспортной пошлины по давальческому сырью, правила изготовления и использования вексельных бланков.
5. Валютный рынок Украины
В сфере валютной политики Национальный банк ставит задачу иметь реальный курс украинского карбованца относительно свободно конвертируемых валют на уровне сбалансированности спроса и предложения. Для решения этой задачи и упорядочения ситуации на валютном рынке, для защиты национальной валюты параллельно с мерами по стабилизации внутреннего денежного обращения НБУ осуществляет сокращение обращения на территории Украины иностранной валюты в качестве средства платежа.
В наиболее обобщенном виде валютный рынок — это организационно оформленная система устойчивых взаимосвязей между уполномоченными структурами по купле-продаже иностранной валюты. Инфраструктура Украинского валютного рынка находится на стадии формирования и олицетворена коммерческими банками, получившими лицензию на проведение операций с иностранной валютой, и тендером Центра клиринговых межбанковских расчетов, который начал работу после временного прекращения деятельности Украинской межбанковской валютной биржи.
Положение на валютном рынке Украины характеризуется незначительными объемами продажи валют. В связи с тем, что согласно распоряжению Кабинета Министров Украины валютная выручка экспортеров, подлежащая обязательной продаже по курсу НБУ на межбанковском валютном рынке (в размере 50%), полностью выкупалась Проминвестбанком для расчетов за поставки нефти, газа и леса в Украину, лишь незначительная часть валютных поступлений продавалась через межбанковскую валютную биржу.
Функционирование на протяжении последнего полугодия двух курсов валют — фиксированного курса НБУ и биржевого- поставило в тяжелое положение предприятия-экспортеры, которые одновременно осуществляют импорт оборудования и вынуждены терпеть значительные убытки на разнице курсов, привело к путанице и спровоцировало некоторые злоупотребления при проведении бухгалтерского учета и валютных операций, особенно в торговле, где иностранная валюта используется как средство платежа.
Первоочередным условием развития и функционирования валютного рынка на нынешнем этапе является изменение существующего порядка обязательной продажи валютных поступлений. Декретом Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 9 февраля 1993 г. было предусмотрено внедрение стопроцентной продажи экспортной валютной выручки. Это, по опыту стран — членов МВФ (таких, как Кипр, Чехия, Словакия, Греция, Ирландия, Южная Корея, Норвегия, Польша, Португалия), позволяет значительно увеличить объем предложения валюты на валютном рынке и создает более основательную базу для определения курса национальной денежной единицы и равные условия для всех предприятий, поскольку банки должны продавать валюту всем импортерам. Но получения указанного эффекта возможно при определенных условиях: существовании налаженного рыночного механизма функционирования экономики и развитости инфраструктуры валютного рынка. В реальных условиях функционирования экономики Украины, характеризующихся сокращения объемов производства на грани его коллапса, повседневным дефицитом сырья отечественного производства и, следовательно, повышения спроса на валюту для его импорта, малыми объемами отечественного экспорта, обусловленными неконкурентноспособностью продукции, внедрение стопроцентной продажи экспортной выручки предприятиями дает противоположный эффект. Как свидетельствует опыт, поступления на межбанковский валютный рынок уменьшаются вследствие сокрытия выручки предприятиями путем перевода ее на корсчета зарубежных партнеров, перехода на бартерные поставки и просто криминальными способами, а также вследствие прямого сворачивания экспорта, становящегося невыгодным. Поэтому более целесообразным в реальных условиях является обязательная продажа лишь части валютной выручки, что сохраняет заинтересованность предприятий в экспорте. При этом определенная часть от обязательной продажи должна гарантировано предназначаться для формирования Официального валютного резерва Украины. Это является необходимым условием первичного накопления средств Официального валютного резерва до минимального уровня, который позволит осуществлять поддержку курса национальной валюты и международной ликвидности по отношению к представленным Украине кредитам. После достижения минимального уровня средств валютного резерва возможными являются отказ от обязательной продажи и переход к свободной покупке валюты в зависимости от конъюнктуры внутреннего валютного рынка и наличие карбованцевой (гривневой) массы.
Программа развития валютного рынка Украины предусматривает: политику стимулирования экспорта; поощрения притока и сокращения оттока иностранной валюты за счет проведения политики на сокращения некритического импорта; достижения положительного сальдо платежного баланса; развитие биржевой торговли путем расширения круга продаваемых за украинские карбованцы валют; допущение форвардных и фьючерсных операций с целью обеспечения возможности хеджирования (страхования) курсовых рисков экспортеров и импортеров; облегчение доступа на украинский валютный рынок, прежде всего в качестве продавцов, нерезидентов.
Заключение В условиях построения рыночной экономики в сфере денежно-кредитной политики НБУ в пределах своих полномочий будет стараться принимать меры, направленные на создание основ долгосрочных перспектив роста реального производства, высокой занятости и стабильности цен.
Первоочередной проблемой, возникшей сейчас перед Национальным банком и всей банковской системы, является преодоление высоких темпов инфляции. Для достижения этой цели НБУ считает необходимым принятие комплекса мер.
Отрегулировать принципы эмиссионной политики в Украине, которые будут строится на следующих основах: Национальный банк должен быть единственным эмиссионным центром, эмиссионная деятельность Правительства (через бюджет) и коммерческих банков запрещается; постепенно сократить централизованные кредиты Национального банка для покрытия дефицита бюджета и внутреннего государственного долга (с этой целью Правительство должно осуществить выпуск и введение в обращение государственных ценных бумаг); запретить эмиссионную деятельность НБУ, связанную с регулированием взаимной задолженности предприятий. Коммерческие банки должны проводит зачеты задолженности между предприятиями в пределах одного банка, а также между клиентами различных банков на основе отдельных межбанковских соглашений.
Национальный банк будет осуществлять мероприятия по ограничению денежной массы в обращении только через сугубо рыночные рычаги, имеющиеся в его распоряжении, а именно — через официальную ставку рефинансирования и резервные требования.
С целью взятия под контроль влияния государственных расходов на инфляционные процессы Правительство должно создать четкую законодательную основу запрета проведения расходов государства вне пределах государственного бюджета с использованием кредитной эмиссии, избегая перекладывания финансовой и бюджетной несбалансированности на банковскую систему, что подрывает стабильность национальной валюты.
Продажа кредитных ресурсов коммерческим банкам должна осуществляться Национальным банком только через аукционы.
Межбанковская торговля кредитными ресурсами должна осуществляться через межбанковскую биржу.
Необходимо отказаться от существующей практики целевого распределения кредитов через НБУ в соответствии с постановлениями и решениями Верховного Совета Украины и Правительства.
Обеспечить кредитную поддержку производства, которая будет осуществляться путем предоставления кредитов коммерческим банкам на высокоэффективные программы и под конкретные обязательства предприятий по выпуску продукции, удешевления кредитов под приоритеты через компенсационные выплаты предприятиям из государственного бюджета.
Необходимо достичь положительной процентной ставки по кредитам путем повышения учетной ставки Национального банка с учетом темпов инфляции, что позволит на рыночных основах осуществлять регулирование кредитного рынка, устранить злоупотребление при предоставлении кредитов коммерческими банками, обеспечить реальную защиту вкладов населения и средств предприятий от обесценивания.
Проводить через коммерческие банки, занимающие по некоторым обстоятельствам монопольное положение на региональном кредитном рынке, политику защиты вкладов населения на уровне, близком к учетной ставке Национального банка.
Внести в перечень первоочередных задач с учетом необходимости проведения жесткой денежно-кредитной политики развитие альтернативных источников привлечение необходимых финансовых ресурсов в обращение путем развития рынка ценных бумаг предприятий, включая оформление обязательств предприятий векселями.
Обеспечить надежность платежной системы Украины через внедрение электронного обращения денег, сокращения сроков осуществления расчетных операций и усиления ответственности за их нарушение.
Проводить работу по совершенствованию системы межбанковских расчетов с иностранными государствами, особенно со странами СНГ, имея целью установление сроков проведения расчетов и ответственности за их соблюдение.
В сфере наличности внедрять политику упорядочения кассового обслуживания предприятий, стимулирования привлечения свободных средств населения на вклады в банках, развитие безналичных расчетов в потребительской сфере при помощи чеков, кредитных карточек и т.п.
14. Осуществлять регулирование деятельности коммерческих банков через систему нормативов, которые обеспечивали бы финансовую стабильность и устойчивую ликвидность, защиту интересов вкладчиков.
Список литературы
1.Ющенко В. «Банковская система Украины в рыночной экономике» //«Экономика Украины» № 3 1994 г.
2. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» 1992 г.
3. Кейнс Д. «Общая теория занятости, процента и денег»
4. Мочерный С.«Основы экономической теории»
5. Макконел К., Брю С. «Экономикс»
6. Васильев А. «Процентная ставка