«Модели и методы принятия решений в анализе и аудите гостиничного продукта» Работа сдана на кафедру Выполнила « » 200_г. Студентка группы УА-501 Куличенко Е.П. Допущена к защите « » 200_г. Проверила: И защищена с оценкой Пожарицкая И.М. Симферополь,2006 Содержание Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы принятия решений в анализе и аудите себестоимости
продукции 1.1 Сущность, цель и функции калькуляции себестоимости в управлении предприятием 1.2 Информационная база для анализа и аудита 1.3 Основные модели и методы анализа калькуляции себестоимости 15 Раздел 2. Ситуационная модель и методы принятия решений в анализе и аудите себестоимости гостиничного продукта 2.1 Ситуация принятия управленческого решения 2.2 Альтернативные варианты принятия решения управления 26 2.3
Время и ресурсы, необходимые для принятия и реализации управленческого решения 2.3 Система критериев для оценки результатов принятия решения 28 Показатели 28 Раздел 3 Рекомендации и предложения по принятию решений в калькулировании себестоимости гостиничного продукта 31 - Заключение 32 Список использованной литературы 33 Приложение 34 Приложение 37 Введение Тема моей работы - модели и методы принятия решения в калькулировании
себестоимости гостиничного продукта. Калькуляция – это процесс определения себестоимости объекта затрат. Объектом затрат есть предмет или сегмент деятельности, который требует определенных подсчетов связанных с ним затрат. Информация о себестоимости объектов затрат дает возможность определить:  какую цену на услугу следует устанавливать;  какой процесс является самым экономичным;  какой раздел использует ресурсы наиболее эффективно;  какой заказчик обеспечивает наибольшую
долю в прибыли компании. Все выше перечисленные факторы я попыталась изучить в своей работе. Калькулирование себестоимости является основным фактором для определения цены на товары и услуги. В калькуляции гостиничного продукта имеется ряд особенностей. Основную часть материальных затрат составляют расходы на отопление, водоснабжение, электроэнергию. Немаловажную роль играют расходы на МБП. В гостиничном бизнесе в основном используется позаказный метод
расчета себестоимости. Теоретические данные подкреплены практическим материалом в виде ситуации. Ситуация разработана на основании данных с предприятия ООО «Автобор-2002». В ситуационной задаче описаны следующие разделы: - ситуация принятия управленческого решения; - альтернативный вариант решения; - время и ресурсы необходимые для осуществления решения; - система оценки результатов принятия решения. Подробно изучив проблемную ситуацию, использовав методы
принятия решений, сравнив результаты альтернативного решения мною были сделаны выводы о целесообразности принятия разработанного варианта решения. Раздел 1. Теоретические основы принятия решений в анализе и аудите себестоимости продукции 1.1 Сущность, цель и функции калькуляции себестоимости в управлении предприятием Калькуляция – это процесс определения себестоимости объекта затрат.
Объектом затрат есть предмет или сегмент деятельности, который требует определенных подсчетов связанных с ним затрат. Примеры объектов затрат представлены в таблице 1.1 Таблица 1.1 примеры объектов затрат Объект затрат Пример Товар Стиральный порошок Услуга Номер в гостинице Проект Строительство нефтяного терминала Заказчик Общий объем продаж обуви универмага «Украина»
Марка Все напитки марки «Оболонь» Деятельность Контроль уровня качества телевизоров Подраздел Отдел маркетинга Программа Программа подготовки магистров делового администрирования Регион Все операции компании «Тойота» в Западной Европе Информация о себестоимости объектов затрата дает возможность определить:  какую цену на товар или услугу следует устанавливать;  какой процесс является самым экономичным; &
#61692; какой раздел использует ресурсы наиболее эффективно;  какой заказчик обеспечивает наибольшую долю в прибыли компании. Система производственного учета (cost accounting system) – это система учета, которая обеспечивает калькуляцию и контроль себестоимости объектов затрат. В общем представлении система производственного учета имеет две стадии (рис. 1.1). Рис. 1.1 Система производственного учета На первой стадии затраты объединяют по однородным элементам:
материалы, зарплата и т.д. потом их относят к конкретным объектам затрат. При этом прямые затраты можно проследить к соответствующим объектам затрат на основании первичных документов, а непрямые затраты распределяются между объектами затрат пропорционально к величине конкретного показателя (прямая зарплата, машино-часы). Порядок отнесения затрат зависит от количества и взаимосвязи объектов. На промышленных предприятиях затраты сначала относят к соответствующим подразделениям, а потом - к
конкретным видам продукции (услуг), которые производятся конкретными подразделениями (рис. 1.2) Рис. 1.2 Накопление и отнесение материальных затрат обувной фабрики Выбор системы производственного учета зависит от технологии и организации производства. Поэтому разные предприятия используют разные системы производственного учета. Однако внедрение любой системы производственного учета предполагает :  построение организационной
структуры предприятия ;  проектирование документопотоков ;  выбор системы калькуляции затрат ;  подход к постоянным производственным затратам;  выбор соответственного метода затрат. Организационная структура предприятия определяет функции отдельных разделов и ответственность их руководителей. Поэтому именно организационная система является отправной точкой для построения производственного учета, так как она определяет контроль затрат и порядок группирования их по центрам ответственности.
Организационная структура в свою очередь влияет на документооборот на предприятии и обеспечивает кодирование документов, что является важным для автоматизации обработки информации. Следующим этапом внедрения производственного учета является выбор системы калькуляции продукции. Система калькуляции определяется характером продукции. Чаще всего в специальной литературе отличают две системы калькуляции: по отдельным заказам (контрактам,
работам, партиям) и по постоянно повторяющимся процессам производства. В границах каждой из этих систем калькуляцию можно осуществлять по полным производственным затратам или только по переменным расходам. Наконец, важным элементов системы производственного учета является контроль. Такой контроль обеспечивается путем сравнения бюджетных и фактических расходов отдельных разделов. Но наиболее эффективным является установление норм (стандартов) расходов на уровне конкретных видов
продукции (услуг) и оперативный контроль выявления и анализа отклонений. Процесс внедрения производственного учета схематично показано на рис. 1.3 Рис.1.3 Внедрение системы производственного учета Итак, при условии любой деятельности процесс калькуляции предполагает выбор: 1- объекта расходов; 2- прямых расходов для отслеживания до объекта расходов;
3- совокупность непрямых расходов, которые подлежат распределению между объектами расходов; 4- базы распределения для каждой из выбранных совокупностей непрямых расходов. Выбор объекта расходов зависит от цели калькуляции. С целью ценообразования, внутренней отчетности, решения касающиеся ассортимента объектом расходов обычно является продукция (услуга). Для оценки деятельности менеджеров, планирование и контроль объекта расходов
является отдельные сегменты (подразделение, географический регион, заказчик). Расходы, непосредственно связанные с производством продукции (услуги) величина которых является существенной, прямо относят к соответствующему объекту расходов на основании данных первичных документов (нарядов, требований, ведомостей), измерительных устройств и т.д. Сложнее является процесс распределения непрямых расходов.
1.2 Информационная база для анализа и аудита Таблица 1.2 Информационная база для анализа и аудита калькуляции себестоимости гостиничного продукта Группа источников Пользователи информации Источники информации Первичные документы Менеджеры среднего звена Лимитно - заборные карты, расчет амортизации, расчетные ведомости, акты списания МБП и запасов, накопительные ведомости
Счета бухгалтерского учета Главный бухгалтер, аудитор, ревизор 903 « себестоимость реализованных работ и услуг», сч.80,сч.81,сч.82, сч.83, сч.84 Сч.91, сч.92, сч.93, сч.94 Учетные регистры Главный бухгалтер, аудитор, ревизор Ведомость 5 « Учет доходов и расходов» Финансовая отчетность Инвесторы, кредиторы, финансовые аналитики Форма 1 «Баланс»
Форма 2 « Отчет о финансовых результатах» Статистическая отчетность Органы статистики, отраслевые министерства Форма 1-Готель; Форма 1- Объем реализованных услуг Форма 1- Предприятие Управленческая отчетность Менеджеры разных уровней Отчет о превышении лимитов затрат Прочие источники
Управляющие Финансовая отчетность конкурентов, нормы по отрасли Более подробно дадим характеристику информационной базы, содержащейся в финансовой отчетности Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» (таблица 1.3 ) Показатели и коды статей баланса Содержание информации показателей по счетам бухгалтерского учета Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» Раздел 1 стр.090 «Материальные затраты»
Дебетовое сальдо по счету 80. В состав элемента «Материальные затраты» включается стоимость: - МБП; - топлива; - электроэнергии; - отопления; - водоснабжения; Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» Раздел 1 стр.100 «Расходы на оплату труда» Дебетовое сальдо по счету 81 «Затраты на оплату труда» В состав элемента «Затраты на оплату труда» включаются заработная плата по окладам и тарифам, премии
и поощрения, материальная помощь, компенсационные выплаты, оплата отпусков и другого неотработанного времени, прочие расходы на оплату труда Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» Раздел 1 стр.110 «Отчисления на социальные мероприятия» Дебетовое сальдо по сч.82 «Отчисления на социальные мероприятия» В состав элемента «Отчисления на социальные мероприятия» включаются: отчисления на пенсионное обеспечение
Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» Раздел 1 стр.120 «Амортизация» Дебетовое сальдо по сч.83 «Амортизация» В состав элемента «Амортизация» включается сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов и других необоротных материальных средств Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» Раздел 1 стр.130 «Прочие операционные расходы» Дебетовое сальдо по сч. 84 «Прочие операционные затраты».
В состав элемента «Прочие операционные затраты» включаются расходы на командировки, на услуги связи, на выплату материальной помощи, плата за расчетно-кассовое обслуживание, расходы по выплате единого налога 1.3 Модели и методы калькуляции себестоимости В зависимости от характера производственной деятельности различают две основные системы калькуляции: калькуляция по заказам и калькуляция по процессам.
Калькуляция по заказам (Job order costing) – система калькуляции себестоимости продукции (услуг) на основе учета расходов по каждой индивидуальной продукции (оказании услуги). Калькуляция по процессам (Process Costing) – система калькуляции себестоимости продукции (услуги) на основании группирования расходов в пределах отдельных процессов или стадий производства. На мною рассматриваемом предприятии применяется калькуляция по заказам.
Поэтому я более подробно остановлюсь на этой системе. Калькуляция по заказам традиционно применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах. В этой системе калькуляции объектом учета является заказ на изготовление одного товара, партии товаров или на исполнение работ определенного объема работ (услуг). На основании заказа клиента бухгалтерия предприятия открывает производственный заказ, то есть заказ
определенным производственным подразделениям на выполнение определенных стадий. Каждому заказу присваивают свой код, который указывают по всех документах, связанных с выполнением работ и затраченными ресурсами. Для обобщения расходов и калькуляции себестоимости используют ведомость (карточку) учета расходов. В этом учетном реестре фиксируются все фактические расходы, связанные с выполнением заказа. Материалы, которые были потрачены для использования, отражают в ведомости на основании требований
или накладных. Прямую заработную плату переносят в ведомость с нарядов или карточек учета рабочего времени. Накладные расходы распределяются между заказами ежемесячно пропорционально установленной базе распределения. Документооборот при условии калькуляция по заказам показан на рис. 1.4 Рис. 1.4 Документооборот при условии калькуляция по заказам После завершения заказа на основании данных ведомости учета расходов определяют его себестоимостью.
Фактическая себестоимость заказа вычисляется путем суммирования всех расходов, осуществленных к моменту осуществления работ (услуг). В свою очередь, незавершенное производство определяется суммой фактических расходов по каждому незаконченному заказу. 1.3 Основные модели и методы анализа калькуляции себестоимости Предприятие может использовать разные подходы к калькуляции себестоимости при составлении внутренней и внешней отчетности. При составлении внешней финансовой отчетности традиционно используют калькуляцию
полных затрат ( калькуляцию полной производственной себестоимости). Калькуляция полных затрат (Full-Absorption Costing) – метод калькуляции, который предполагает включение в себестоимость всех ( переменных и постоянных) производственных расходов. Системы учета расходов по заказам и по процессам являются примерами калькуляции полных затрат. Однако с целью составления внутренних отчетов и принятие текущих решений традиционно используют калькуляцию
переменных затрат. Калькуляция переменных затрат (Variable costing) – это калькуляция, которая предполагает включение в себестоимость продукции и услуг только переменных производственных расходов. Итак, принципиальное различие системы калькуляции переменных расходов от системы калькуляции полных затрат состоит в подходе к постоянным производственным накладным затратам (рис.1.5) Рис. 1.5 Калькуляция полных и переменных затрат В приведенной схеме видно, что в системе калькуляции
полных затрат в себестоимость продукции и услуг включают все производственные расходы. Соответственно, все производственные накладные затраты (как переменные так и постоянные) распределяются между товарами и включают в себестоимость незавершенного производства. В случае использования системы калькуляции переменных затрат не только операционные затраты (на управление, сбыт), а и постоянные производственные затраты рассматривают как расходы периода и списывают на счет
прибыли. В конечном итоге в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включают только переменные расходы производственные затраты. Система калькуляции переменных затрат дает возможность определить маржинальный доход, широко используюшийся для анализа прибыльности и принятие управленческих решений. Маржинальный доход (Contribution Margin) - разница между доходом от продажи продукции ( услуг) и переменными затратами предприятия. Маржинальный доход = выручка – переменные затраты
Маржинальный доход отображает вклад сегмента (продукта, подразделения) в покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. С учетом этого этот показатель можно выразить так: Маржинальный доход = постоянные расходы + прибыль В отличии от традиционного отчета про прибыль, отчет, построенный на основе калькуляции переменных затрат, отражает маржинальный доход, или несколько показателей маржинального дохода: производственный, общий
и т. д. Система калькуляции переменных затрат дает информацию, необходимую для принятия текущих решений касающихся оптимизации производственной программы; ценообразования, приобретение и производство комплектующих изделий; расширение или сокращений производства определенной продукции. Эта система калькуляции имеет как сторонников, так и критиков, так как в ней есть и преимущества, и недостатки. Преимуществами системы калькуляции переменных затрат есть: отчеты, составленные на основе
калькуляции переменных затрат, в большой степени отвечают интересам руководителей предприятий, так как дают возможность принимать текущие решения и осуществлять оценку отдельных сегментов деятельности ( подразделений, регионов, категорий и т.д.); величина операционной прибыли состоит в прямой зависимости от объема реализации. Недостатками системы калькуляции переменных затрат считается: отчетность предприятия, составлена на основе калькуляции переменных затрат, не соответствует общепринятым принципам подготовки
финансовой отчетности и требованиям налоговой системы; для распределения затрат на переменные и постоянные необходимы дополнительные расчеты, которые не всегда обеспечивают точный результат; для принятии стратегических решений необходима информация про полные расходы предприятия, что требует дополнительных расходов на распределение постоянных накладных расходов, внесистемным путем. На практике используют разные модели калькуляции переменных затрат.
Простая модель калькуляции предполагает вычитание переменных затрат из дохода от продажи показателя маржинального дохода. Дальнейшим развитием калькуляции затрат является калькуляция продуктивности. Целью такой модели является отображение продуктивного маржинального дохода, который определяется как разница между доходом от реализации и прямыми материалами. В Украине для ведения бухгалтерского учета и составления внешней финансовой отчетности
П(с)БУ 16 «Затраты» предусмотрено комбинирование полной калькуляции фактичных переменных затрат и нормальных постоянных затрат. Это обусловлено тем, что для распределения постоянных производственных затрат используют нормальную мощность, а другие производственные затраты включают в себестоимость произведенной продукции (услуги) в сумме фактических затрат. Раздел 2. Ситуационная модель и методы принятия решений в анализе и аудите себестоимости гостиничного продукта 2.1 Ситуация принятия управленческого решения
Предприятие "Автобор-2002" было организовано в 2002 году. Юридический адрес – г.Евпатория ул. Дм. Ульянова д. 92. Предприятие "Автобор-2002" по виду экономической деятельности относится к статье «Гостиницы с ресторанами». По форме собственности "Автобор-2002" является частным предприятием. По организационно-правовой форме хозяйствования –
Общество с ограниченной ответственностью. По типу предприятия "Автобор-2002" относится к «Другим местам для краткосрочного проживания». Предприятие "Автобор-2002" было основано в 2002 году. Целью его создания было организация гостиничного бизнеса на основе взятой в аренду гостиницы «Волна». Гостиница «Волна» находится в 5 км от г. Евпатория на трассе
Евпатория – пгт. Заозерное. Гостиница "Волна" представляет собой обособленное четырехэтажное здание. Общая площадь гостиницы составляет 3374,1 м2 . Жилищная площадь - 631,6 м2. количество всех номеров составляет 68 единиц. В том числе: - Люксов -7; - Полулюксов – 34; - Двухместных – 18; - Трехместных – 9. Структурные подразделения сферы сервиса такие как автостоянка, ресторан, кафе, сауна,
прачечная, магазины отсутствуют. Гостиница «Волна» не имеет прямого выхода к морскому побережью и отдыхающим необходимо добираться до пляжа пешком или на своем транспорте. Предприятие "Автобор-2002" заключило договор субаренды с ЗАО «Юность» о пользовании пляжем в летний период. Это было обосновано тем, что большинство постояльцев гостиницы оказывают желание посещать пляж.
Основной период функционирования приходится на летние месяцы и частично на сентябрь. Но и в это время гостиница сталкивается с проблемой заполняемости, так как очень велика конкуренция. Конкурентами гостиницы "Волна" является неподалеку расположенный пансионат «Рябинушка». К его преимуществам можно отнести:  Большая площадь территории, что создает дополнительные условия для отдыха с детьми. На его территории расположен парк и детские площадки; 
Наличие профсоюзных путевок. Это позволяет пансионату функционировать в осенне-зимний период;  Наличие собственного пляжа позволяет благоустроить пляж по нуждам отдыхающих. Отрицательный моменты : - Форма собственности – государственная. Поэтому руководители предприятия не в полной мере заинтересованы в более эффективном функционировании; - Не производится текущий и капитальный ремонт здания.
Также прямым конкурентом гостиницы "Волна" в прошедшем году является новый кемпинг «Конкорд», расположенный в 60м от гостиницы и имеющий более близкое расположение к морскому побережью. Кемпинг занимает значительную площадь и представляет собой 15 одноэтажных коттеджей. В коттедже может разместиться семья до 5 человек. Коттеджи включают в себя кухню с электрическими плитами, холодильником, мебелью и две комнаты.
Коттедж также снабжен стоянкой для автомобиля. Все коттеджи укомплектованы телевизорами, кондиционером, телефоном и другой техникой. На территории кемпинга построена мини столовая, в которой отдыхающие питаются. Отличительной особенностью кемпинга является то что данный вид предоставления туристических услуг нов для Крыма. Поэтому кемпинг «Конкорд» сразу нашел своих клиентов и создал большую конкуренцию гостинице "Волна" . В таблице 2.1 представлены сравнения трех конкурентов
Таблица 2.1 Сравнительная характеристика трех конкурентов Показатели "Волна" «Конкорд» «Рябинушка» 1. Близость к морю 2 3 1 2. Площадь территории 1 2 3 3. Комфортабельность 2 3 1 4. Условия для детей 2 1 3 5. Цена 2 1 3 6. Наличие лечебных процедур 1 1 2 7. Сложившаяся репутация 3 2 1
Итого: 13 13 14 Рассмотрев все условия, можно сделать вывод, что три предприятия имеют приблизительно равные шансы на завоевание рынка и увеличение объема предоставляемых услуг. Но наиболее близкими конкурентами являются "Волна" и «Конкорд», так как они ориентированы на один сегмент рынка. По прошествии 2005 года руководитель гостиницы "Волна" подвел итоги летнего сезона 2004г. 2005г.
Выручка 129,8 153,0 Расходы 129,2 140,7 Прибыль 0,6 8,9 Прибыль в 2005 году возросла почти в 15 раз, но еще имеются большие возможности для роста, а конкуренция усиливается. Сергей Николаевич понимал, что на данном уровне сервиса не приобретет новых клиентов, а даже может потерять старых клиентов. Сергей Николаевич для получения дополнительной информации и для выяснения ряда проблем непосредственно от самих отдыхающих провел анкетирование.
В таблице 2.2 представлены результаты анкетирования Таблица 2.2 Результаты анкетирования № Вопрос Результаты 1 Гражданами какой страны вы являетесь? - Украины; - России; - другое государство. 87,5% 17,5% 0% 2 Есть ли у вас автомобиль? - да -нет 41% 59% 3 Какой срок проживаете в гостинице "Волна" ? - до 3 дней; - до 7 дней; - свыше 7 дней.
28% 43% 29% 4 Наиболее важные неудобства вам доставило? - перебои с горячее водой; - устаревший интерьер; - обслуживание 85% 10% 5% 5 Из какого источника вы узнали о гостинице "Волна"? - от знакомых друзей - печатные издательства; - бигборды; - ничего на знали 15% 3% 72% 10% 6. Используете ли вы Интернет при выборе места отдыха? -Да; - Нет. 65% 35% 7. В каком типе номера вы отдыхаете? -люкс; - полулюкс; - двухместный; - трехместный 24% 36% 21% 19%
Итак, подведя итоги, Сергей Николаевич выяснил ряд проблем, с которыми столкнулась гостиница, а самое главное – постояльцы сами определили приоритеты отдыха. Сергей Николаевич сделал выводы, что основной контингент отдыхающих – это граждане Украины приезжающие на неделю. Соответственно наибольшей популярностью пользуются полулюксы. Также для гостиницы как и для всех курортных заведений свойственен характер сезонности.
В летние месяцы заполняемость 95%, а в остальное время года она практически нулевая. Из-за сезонности встает ряд проблем по набору профессиональных кадров каждый сезон, по поддержанию и приведению здания каждый сезон в нормальное состояние. Вне зависимости от заполняемости гостиница несет следующие расходы: - расходы на отопление; - затраты на электроэнергию в административных помещениях; - заработная плата персоналу; - начисление в социальные
фонды; - начисление амортизации; - арендные платежи. То есть все постоянные расходы которые приходится осуществлять вне зависимости от того проживают ли постояльцы. Сергей Николаевич узнал, что одной из основных проблем является перебои с горячей водой. Это связано с тем, что гостиница "Волна" подключена к центральному отоплению, которое находится в аварийном состоянии. Чтобы решить эту проблему необходимо построение собственной котельной.
Это достаточно дорогостоящий проект, поэтому требует достаточно подробного изучения и исследования. Сергей Николаевич просчитал, что на строительство котельной потребуется 100 тыс. грн. Амортизационные отчисления составят 10 тыс.грн. В связи с улучшением условий ожидается увеличение прибыли. 2.2 Альтернативные варианты принятия решения управления Сергей Николаевич рассмотрел также альтернативные варианты решения сложившейся проблемы.
Вместо строительства своей автономной котельной можно заключить договор на подключение к своему конкуренту пансионату «Рябинушка». Директор провел переговоры о проведении подключении к отоплению, и на каких условиях это может произойти. Плата за отопление в год составит 15 тыс. грн. Еще будут осуществлены расходы по подключению равные 3 тыс. грн. Это значительно увеличит затраты на отопление, что увеличит себестоимость 1 человекасутки.
Еще один из отрицательных факторов – это полная зависимость от условий предлагаемых пансионатом «Рябинушка». 2.3 Время и ресурсы, необходимые для принятия и реализации управленческого решения Итак как было написано выше на строительство автономной котельной необходимо 100тыс.грн. таких средств у предприятия нет поэтому их нужно будет взять в кредит. Сергей Николаевич навел справки у нескольких банков и получил следующие результаты (табл.
2.3) Название банка Процентная ставка в год, % Срок выдачи кредита Сумма залога Комиссия Приватбанк 15 3 года 2*тело кредита 0,5% от тела кредита Укрсоцбанк 16 3 года 2*тело кредита 0,4% от тела кредита Правексбанк 20 3 года 2*тело кредита 1% от тела кредита Банк Петрокоммерц 13 3 года 1,5*тело кредита 0,1% от тела кредита
Самые выгодные условия предоставляет банк «Петрокоммерц-Украина». Годовая процентная ставка составляет 13% + комиссия 0,1%. Залог составляет 1,5 ставки от тела кредита. Но у Сергей Николаевича появилась проблема с обеспечением кредита. Большая часть основных средств, а точнее здание гостиницы взято в аренду.
Поэтому предприятие «Автобор-2002» сможет взять кредит по поручительству. Это значительно повысит процентную ставку по кредиту. На строительство котельной уйдет около 8 месяцев. Для реализации варианта по подключению гостиницы к пансионату «Рябинушка» требуется всего 3 тыс. грн. и 2 недели работ. Такую сумму денег предприятие может выделить из прибыли, не прибегая к посторонней
помощи. 2.3 Система критериев для оценки результатов принятия решения Приведем калькуляцию себестоимости при трех вариантах принятия решения (Табл. 2.4) Таблица 2.4 Калькулирование себестоимости гостиничного продукта Показатели Исходное автоном. котельная пансионат "Рябинушка" Материальные затраты 19400,0 21350,0 16350,0 из них на электроэнергию 500,0 675,0 675,0
на отопление 18400,0 20000,0 15000,0 на водоснабжение 500,0 675,0 675,0 Амортизация 9800,0 19800,0 9800,0 Оплата труда 19500,0 25450,0 25450,0 из них администрации 2500,0 2500,0 2500,0 персонал гостиницы 17000,0 22950,0 22950,0 Отчисления на соц. фонды 7400,0 9658,4 9658,4 из них администрации 947,5 947,5 947,5 персонал гостиницы 6452,5 8710,9 8710,9 Другие опер. затраты 26200,0 33970,0 33970,0 из них оплата услуг сторонних предприятий 22200,0 29970,0 29970,0 Арендная плата 4000,0 4000,0 4000,0
Другие затраты 13400,0 13400,0 13400,0 Эксплуатационная стоимость 95700,0 123628,4 108628,4 Прибыль 40% 38280,0 49451,4 43451,4 Стоимость гостиничных услуг без НДС 133980,0 173079,8 152079,8 Цена места в гостинице 53,5 50,9 44,7 НДС 10,7 10,2 8,9 цена продажи человек/сутки 64,3 61,1 53,7 При расчете цены места используется показатель наполняемости 2502 человеко/сутки.
Предполагается, что при прекращении перебоев с горячей водой и появлением возможности принятия туристов в зимнее время года, гостиница увеличит наполняемость с 2502 чел/суток до 3400 чел/суток. Сергей Николаевич решил рассчитать точку безубыточности и предполагаемую прибыль предприятия при осуществлении каждого из вариантов. Таблица 2.5 Расчет точки безубыточности и прибыли Показатели Формула Исходный вариант Автономная котельная
Пансионат «Рябинушка» Цена, Р , грн Цена без НДС 53,55 50,91 44,73 Переменные затраты на 1 ед.(VC) 21,60 27,25 21,36 Постоянные затраты (FC) 49047,50 40647,50 45647,50 Мощность (чел./сутки) (М) 2502,00 3400,00 3400 маржинальный доход на 1ед. (Дс) Р-VC 31,95 23,66 23,36 Общий маржинальный доход (Дн) M*Дc 79927,49 80440,46 79440,46 Прибыль (Убыток) Дн-
FC 30879,99 39792,96 33792,96 Точка безубыточности FC/Дс 1535,35 1718,06 1953,68 Переменные затраты на 1 чел/сутки равны сумме затрат на электроэнергию, водоснабжение, зарплата, начисления в соц. Фонды персонала и оплата услуг сторонних организаций деленная на чел/сутки. В варианте «Автономная котельная» к переменным предполагается относить затраты на отопление. К постоянным затратам отнесли зарплата и начисления в соц.
Фонды администрации, арендная плата и прочие затраты. В исходном варианте и варианте «Пансионат Рябинушка» также учитывают затраты на отопление. Сергей Николаевич проанализировал результаты вычислений и сделал следующие выводы: По всем параметрам вариант «Автономная котельная» является предпочтительней. В первую очередь ожидаемая прибыль по данному варианту является наиболее высокой (39792,96).следующая
за ней идет прибыль по варианту пансионат "Рябинушка" (33792,96). Точка безубыточности по варианту "Автономная котельная" не много уступает исходному варианту (1718,06). Раздел 3 Рекомендации и предложения по принятию решений в калькулировании себестоимости гостиничного продукта При принятии решений в калькулировании себестоимости гостиничного продукта в первую очередь следует обращать внимание на формирование постоянных затрат.
Так как увеличение постоянных затрат приводит к повышению предела окупаемости. В рассматриваемой мной проблемной ситуации принятие решения неизменно ведет к увеличению постоянных затрат. Поэтому перед окончательным принятием решения стоит наиболее точно просчитать все возможные последствия. Управляющий гостиницы «Волна» приняв в рассмотрение результаты расчетов маржинального дохода, ожидаемой прибыли и точки безубыточности принял следующее решение.
Несмотря на то, что точка безубыточности в варианте «Автономная котельная» выше, чем в исходном варианте было принято решение в пользу варианта «Автономная котельная». Решающими фактами были: увеличение объемов реализации услуг; частично решалась проблема с сезонностью; возможность получения максимальной прибыли; независимость от поставщиков отопления; общая стабилизация положения; появление новых путей в развитии на основе созданных преимуществ.
Заключение На основании теоретического материала по калькуляции себестоимости гостиничного продукта была разработана проблемная ситуация. Проблема заключалась в том, что гостиничный комплекс испытывал затруднения в заполняемости в осенне-весенний период. И поэтому было принято решение о строительстве автономной котельной. На строительство автономной котельной требуется 100 тыс. грн.
Этой у суммы у предприятия нет, поэтому необходимо брать её в кредит у банковского учреждения. Также строительство котельной увеличит амортизационные отчисления. Увеличение амортизационных отчислений послужит повышением себестоимости гостиничных услуг. Но увеличение себестоимости можно предотвратить при увеличение объема реализации услуг. В задании предполагается что при строительстве автономной котельной объем реализованных услуг увеличится
с 2502 чел/часов до 3400 чел/часов. За счет этого увеличения затраты на амортизацию будут уменьшены в расчете на 1 чел/час. Разработан также альтернативный вариант по подключению гостиницы к пансионату "Рябинушка". В этом варианте затраты на амортизацию не увеличатся но значительно увеличатся затраты на отопление. Приведена сравнительная калькуляция 3 вариантов принятия решения: исходного положения, подключение к пансионату «Рябинушка» и строительство автономной котельной.
На основании калькуляции рассчитаны маржинальный доход, прибыль и точка безубыточности. Проанализировав результаты вычислений нельзя прийти в однозначному выводу. Так как набольшая прибыль ожидается при реализации проекта «Автономная котельная» , но наименьший объем реализации для покрытия затрат требуется в исходном положение предприятия. Список использованной литературы 1. Голов С. Финансовый и управленческий учет
К.:Автоинтерсервис,1996 544с. 2. Иваниенко В.В. Модели и методы принятия управленческого решения в анализе аудите: Учебное пособие Х.:ИД «ИНЖЭК», 2004 296с. 3. Иваниенко В.В. Ценообразование:Учебное пособие Х.:изд. «ИНЖЭК»,2003 176 4. Колпаков В.М. Теория практика принятия решений:Учебное пособие К.:МАУП,2000 256с. 5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 4-е изд перераб.
И доп. – Минск: ООО «Новое знание»,2000 668с. Приложение 1 Дата (рік, місяць, число) Підприємство ООО "Автобор - 2002" за ЄДРПОУ Територія г. Евпатория за КОАТУУ Форма власності частная за КФВ Орган державного управління за СПОДУ Галузь гостиничное хозяйство за ЗКГНГ Вид економічної діяльності за
КВЕД Одиниця виміру: тис. грн. Контрольна сума Адреса г. Евпатория ул. Дм. Ульянова , 92 Баланс на _01.01 2006_ р. Код за ДКУД 1801003 Форма №1 Актив Код рядка На початок звітнього періоду На кінець звітнього періоду 1 2 3 4 I. Необоротні активи Нематеріальні активи: залишкова вартість 010 первісна вартість 011 знос 012
Незавершене будівництво 020 Основні засоби: залишкова вартість 030 25,20 20,4 первісна вартість 031 30,20 30,2 знос 032 5,00 9,8 Довгострокові фінансові інвестиції: які обліковуються за методом участі в капіталі інших підприємств 040 інші фінансові інвестиції 045 Довгострокова дебіторська заборгованість 050 Відстрочені податкові активи 060 Інші необоротні активи 070 Усього за розділом I (010+020+030+040+045+050+060+070) 080 25,20 20,40
II. Оборотні активи Запаси: виробничі запаси 100 0,30 тварини на вирощуванні та відгодівлі 110 незавершене виробництво 120 готова продукція 130 товари 140 Векселі одержані 150 Дебіторська заборгованість за товари, роботи, послуги: чиста реалізаційна вартість 160 20,60 первісна вартість 161 20,60 резерв сумнівних боргів 162 Дебіторська заборгованість за розрахунками: з бюджетом 170 0,50 0,5 за виданими авансами 180 з нарахованих доходів 190
із внутрішніх розрахунків 200 Інша поточна дебіторська заборгованість 210 Поточні фінансові інвестиції 220 Грошові кошти та їх еквіваленти: в національній валюті 230 0,10 1,6 в іноземній валюті 240 Інші оборотні активи 250 Усього за розділом II (100+130+160+170+210+230+250) 260 21,50 2,10 III. Витрати майбутніх періодів 270 Баланс (080+260+270) 280 46,70 22,50
Пасив Код рядка На початок звітнього періоду На кінець звітнього періоду 1 2 3 4 I. Власний капітал Статутний капітал 300 14,00 14,00 Пайовий капітал 310 Додатковий вкладений капітал 320 24,50 2,40 Інший додактовий капітал 330 Резервний капітал 340 Нерозподілений прибуток (непокритий збиток) 350 -3,50 5,40
Неоплачений капітал 360 Вилучений капітал 370 Усього за розділом I (300+310+320+330+340+350-360-370) 380 35,00 21,80 II. Забезпечення наступних витрат і платежів Забезпечення виплат персоналу 400 Інші забезпечення 410 415 416 Цільове фінансування 420 Усього за розділом II(400+410+420) 430 0 0 III. Довгострокові зобов'язання
Довгострокові кредити банків 440 Інші довгострокові фінансові зобов'язання 450 Відстрочені податкові зобов'язання 460 Інші довгострокові зобов'язання 470 Усього за розділом III (440+450+40+470) 480 0 0 IV. Поточні зобов'язання Короткострокові кредити банків 500 Поточна заборгованість за довгостроковими зобов'язаннями 510
Векселі видані 520 Кредиторська заборгованість за товари, роботи, послуги 530 Поточні зобов'язання за розрахунками: з одержаних авансів 540 з бюджетом 550 0,20 0,2 з позабюджетних платежів 560 зі страхування 570 0,1 з оплати праці 580 2,00 0,4 з учасниками 590 із внутрішніх розрахунків 600 інші поточні зобов'язання 610 9,50 0 Усього за розділом IV(500+510+520+530+540+550+560+570+580+5 90+600+610) 620 11,70 0,70
V. Доходи майбутніх періодів 630 Баланс(380+430+480+620+630) 640 46,70 22,50 Керівник Головний бухгалтер Приложение 2 Дата (рік, місяць, число) Підприємство ООО "Автобор - 2002" за ЄДРПОУ Територія г. Евпатория за КОАТУУ Форма власності частная за КФВ Орган державного управління за СПОДУ Галузь гостиничное хозяйство за
ЗКГНГ Вид економічної діяльності за КВЕД Одиниця виміру: тис. грн. Контрольна сума Адреса Звіт про фінансові результати на 01.01 2005_ р. Код за ДКУД 1801003 Форма №2 I. Фінансові результати Стаття Код рядка За звітний період За поперед-ній період 1 2 3 4 Доход (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг) 010 153 129,8 непрямі податки та
інші вирахування з доходу 020 3,4 0 Чистий доход (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)(010-020) 030 149,6 129,8 Інші операційні доходи 040 Інші звичайні доходи 050 надзвичаіні доходи 060 разом чисті доходи(030+040+050+060) 070 149,6 129,8 Збільшення (зменьшення) залишків незвершеного виробництва і готової продукціі 080 матеріальні витрати 090 28,4 25,4
Витрати на оплату праці 100 19,5 26 відрахування на соціальні заходи 110 7,4 0,3 амортизація 120 9,8 5 Інші операційні витрати 130 75,6 68,1 у тому числі 10% ЕН 131 13,4 14 себестоимость 140 4,4 інші звичайні витрати 150 надзвичаїні витрати 160 податок на прибуток 170 Разом витрати (090+100+110+120+130+140+150±080+160+170 ) 180 140,7 129,2 Чистий прибуток(збиток)(070-180) 190 8,9 0,6
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |