РЕФЕРАТ Метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия - эмитента. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1.Введение…2.Ранговое рейтингование… 3.Методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия….3.1 Выбор исходных показателей для общей сравнительной оценки… 5-3.2 Расчет итогового показателя рейтинговой оценки предприятий по каждому показателю финансового состояния предприятия….8-4.Основные рейтинговые методики оценки предприятий – эмитентов… 10 4.1
Кредитный рейтинг эмитента… 4.2 Классификация кредитных рейтингов эмитентов… 5.Развитие национальной рейтинговой культуры… 6.Заключение… 14 Список используемой литературы… 1.Введение Устойчивое финансовое положение предприятия является не только подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики предприятия рассматривает понятие «устойчивое финансовое положение» не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности. Такую оценку можно получить различными методами с использованием различных критериев.
В анализе финансово-хозяйственной деятельности часто встает вопрос о сравнимости результатов деятельности различных хозяйствующих единиц. Этот вопрос имеет два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых объективных показателей, выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов.
Такое сравнение можно назвать внешним. Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона могут выступать ,например, бюджетное или плановое задание, которое предприятие должно было выполнить в течение анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление о некоем аналогичном «идеальном» предприятии. Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются
разного рода рейтинги, решение второй связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта, и е можно назвать внутренним рейтингованием. Какую бы цель не преследовал аналитик в своем исследовании сравнительного положения предприятия, важнейшую роль в ряду источников информации играет бухгалтерская отчетность. Цель данного реферата изложить несколько различных методик с использованием различных критерий.
2.Ранговое рейтингование. Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель, по которому можно дать общую комплексную оценку результатов хозяйствования, выразить деловую репутацию фирмы, получить информацию об «имидже» организации. В анализе финансово-хозяйственной деятельности рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению
аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов. В качестве абсолютных показателей обычно берутся: • Объем продаж (выручка) • Величина активов (итог баланса) • Чистая прибыль • Уровень затрат На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов публикуемых западными информационными агенствами, а так же наиболее известные из российских рейтингов, например,
регулярно публикуемый журналом «Эксперт» рейтинг «200 крупнейших предприятий России». К достоинствам этих рейтингов следует отнести простоту расчета, а так же относительную объективность (для анализа представляется бухгалтерская отчетность). Однако эти рейтинги не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности. Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных и удельных показателях.
Именно их рекомендуют использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В качестве показателей могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику наиболее важными для оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности.
Ниже предлагается методика комплексной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанная на теории и методике финансового анализа предприятия в условиях рыночных отношений. 3.Методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия. Составными этапами комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются: • Сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период. •
Обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки. • Классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу. Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной активности в целом.
При её построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и др. показатели. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться, согласно достижениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке.
3.1 Выбор исходных показателей для общей сравнительной оценки. В таблице приводится примерный выбор исходных показателей для общей сравнительной оценки. I группа II группа III группа IV группа Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности Показатели оценки эффективности управления Показатели оценки деловой активности Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости 1.Общая рентабельность предприятия-балансовая
прибыль на 1 руб. активов 1.Чистая прибыль на 1 руб. объема реализации 1.Отдача всех активов – выручка от реализации на 1 руб. активов. 1.Коэффициент покрытия- оборотные средства на 1 руб.срочных обязательств. 2.Чистая рентабельность предприятия – чистая прибыль на 1 руб.активов 2.Прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема продукции. 2.Отдача основных фондов – выручка от реализации продукции на 1 руб. основных фондов 2.Коэффициент критической ликвидности – денежные средства, расчеты и прочие активы на 1руб. срочных
обязательств. 3.Рентабельность собственного предприятия – чистая прибыль на 1 руб.собственного капитала (средств) 3.Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на 1 руб. объема реализации. 3.Оборачиваемость оборотных фондов – выручка от реализации продукции на 1 руб. оборотных средств. 3.Индекс постоянного актива – основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам. 4.Общая рентабельность производственных фондов – балансовая прибыль к средней величине основных производственных
фондов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях 4.Балансовая прибыль на 1 руб. объема реализации. 4.Оборачиваемость запасов – выручка от реализации продукции на 1 руб. запасов. 4.Коэффициент автономии – собственные средства на 1 руб. итога баланса 5.Оборачиваемость дебиторской задолженности – выручка от реализации продукции на 1 руб. дебиторской задолженности. 5.Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами – собственные оборотные средства на 1 руб.
запасов. 6.Оборачиваемость наиболее ликвидных активов – выручка от реализации на 1 руб. наиболее ликвидных активов. 7.Отдача собственного капитала – выручка от реализации на 1 руб. собственного капитала. Предлагаемая система показателей базируется на публичной отчетности предприятия. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса. Оно также позволяет оценить результативность и объективность
самой методики комплексной оценки. Исходные показатели объединены в четыре группы.  В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее важными для сравнительной оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к величине собственных средств предприятия. Величина чистой прибыли определяется по данным отчета предприятия о финансовых
результатах (форма №2 и квартальной отчетности) по формуле: Pч = Pб – Hр, где Pч – чистая прибыль, Pб – балансовая прибыль, Hр – налог на прибыль.  Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Эффективность определяется отношением прибыли ко всему обороту (реализации продукции, работ, услуг). При этом используются показатели прибыли от реализации продукции, прибыль от финансово
– хозяйственной деятельности; балансовая прибыль; чистая прибыль.  В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. Отдача всех активов определяется отношением выручки от реализации (форма №2,строка 010,гр.3) к среднему за период итогу баланса. Отдача основных фондов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости основных фондов и нематериальных активов.
Оборачиваемость оборотных фондов определяется отношением выручки от реализации к средней за период стоимости оборотных средств. Оборачиваемость запасов определяется отношением выручки от реализации к средней за период стоимости запасов. Оборачиваемость дебиторской задолженности определяется отношением выручки от реализации к средней за период сумме дебиторской задолженности. Оборачиваемость наиболее ликвидных активов определяется отношением выручки от реализации к средней
за период сумме наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений). Оборачиваемость собственного капитала определяется отношением выручки от реализации к средней за период величине источников собственных средств. В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия. Коэффициент покрытия определяется отношением суммы оборотных средств (форма №1.юстрока 290) к сумме срочных обязательств.
Коэффициент критичности ликвидности определяется отношением суммы денежных средств, краткосрочных вложений и дебиторской задолженности (форма №1,строик 240 +250 +260) к сумме срочных обязательств. Индекс постоянного актива определяется отношением стоимости ОС и прочих внеоборотных активов (форма№1,строка 490) к источникам собственных средств (форма №1,строка 490).Коэффициент автономии (финансовой независимости) предприятия определяется отношением суммы собственных
средств (форма №1,стр. 490) к итогу баланса (форма №1,стр. 399 или 699).Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами определяется отношением суммы собственных средств (форма №1,стр. 490 – стр. 190) к стоимости запасов (форма №1,стр. 210). При характеристике рыночной устойчивости акционерных компаний полезно использовать относительные показатели: чистая прибыль на 1 акцию, дивиденды на 1 акцию, дивиденды на 1 акцию к рыночному курсу
акции и др. Поскольку все исходные показатели являются относительными, возникает необходимость методологического обоснования порядка их расчета. 3.2 Расчет итогового показателя рейтинговой оценки предприятий по каждому показателю финансового состояния предприятия. В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям.
Эталоном сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие. Алгоритмы сравнительной рейтинговой оценки. Для построения сравнительной оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности могут быть использованы различные алгоритмы. В наиболее простой алгоритм входят показатели, которые растут при улучшении финансового положения компании. Рассмотрим два типа алгоритмов получения рейтинговой оценки.
1.Рейтинговое число определяется по следующей формуле: Rⁿј = ∑ kј * xіј Где Rⁿј – рейтинговое число предприятия ј ; xіј – показатель і предприятия ј;i– порядковый номер показателя;m – число показателей для оценки состояния каждого предприятия; kј – весовой коэффициент показателя i,который назначается путем экспертной оценки;n – показатель степени усреднения, который назначается также путем экспертной оценки, обычно
n = 1,00 или 2,00; ∑ - суммирование по всем показателям. При таком алгоритме оценки наивысший рейтинг получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число. 2. Рейтинговое число определяется по следующей формуле: Где x - минимальное нормативное значение показателя i. При таком алгоритме оценки наивысший ранг также получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое
число. Кроме того предприятия, рейтинговое число которых менее 1,00 ,относятся к имеющим неудовлетворительное финансовое состояние. Существует известный пример рейтингового числа, определяемого по формуле Где - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; - коэффициент текущей ликвидности; - коэффициент оборачиваемости выручки от реализации к активам; - рентабельность выручки от реализации по операционной прибыли; - рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли.
4.Основные рейтинговые методики оценки предприятий – эмитентов. Наиболее широкое применение методика рейтинговых оценок получила в анализе кредитозаемщиков организаций – эмитентов, чьи долговые инструменты и акции обращаются на рынках ценных бумаг. Данный подход к оценке развития организации и её благонадежности заимствован из международной практики рейтинговых агенств, благодаря которой инвестору не требуется долго изучать благонадежность эмитента,
а кредитный рейтинг добавляет восприятие безупречности в расчетах и платежеспособности. По мере повышения суверенного рейтинга России все большее число российских организаций заявляет о своих планах по выпуску еврооблигаций и других международных ценных бумаг, а заемщики намереваются строить свои отношения с кредиторами в соответствии с международными стандартами. На фоне макроэкономической стабилизации и экономического роста значительно улучшились финансовые показатели
большинства корпоративных заемщиков. Наблюдается рост рынка рублевых корпоративных облигаций, векселя постепенно превращаются в нормальную «рыночную» бумагу – аналог коммерческих бумаг, обращающихся на зарубежных рынках. Все это свидетельствует о том, что российские организации постепенно осваивают (правила игры) на рынке и международные стандарты ведения бизнеса. Потому в настоящее время возрастает потребность в аргументированных и независимых оценках, которые
позволили бы дифференцировать заемщиков и их долговые обязательства на основе надежных критериев. 4.1 Кредитный рейтинг эмитента. Кредитный рейтинг эмитента – оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства полностью и в срок. Присваивается компании рейтинговым агентством. Области применения кредитных рейтингов. Область применения Функция рейтинга Кредитные линии контрагентам
Увеличение количества поставщиков. Расширение возможностей для арбитража. Переговоры об открытии ликвидных кредитных линий Расширение круга источников финансирования. Планирование структуры капитал Обеспечение баланса интересов владельцев облигаций и акционеров. Облигационный и денежный контроль Маркетинг, размещение и внутренний фонды. Возможное содействие росту стоимости. Соответствие установленным нормам и стандартам
Возможность участия в приватизационных тендерах Развитие бизнеса Налаживание отношений с клиентами Частный кредитный рейтинг Более эффективные переговоры с коммерческими контрагентами Тендеры и проекты гарантий или залога Снижение необходимости в аккредитивах Отношения с инвесторами Повышение информированности владельцев облигаций и акций
Кредитный рейтинг эмитента Ориентир для переговоров с кредиторами и поставщиками Пользователями рейтинговой информации являются стратегические инвесторы кредиторы, акционеры и портфельные инвесторы, аналитики, потребители услуг организаций (банков, страховых агентств и т.п.), а также потенциальные партнеры по бизнесу.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |