Бухгалтерский управленческий учет Введение Тема 1. Основы бухгалтерского управленческого учета 1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ 2. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет, метод, объекты исследования и задачи. Место бухгалтерского управленческого учета в системе «эккаунтинг» 1.3.
Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом. Условия ее хранения 4. Взаимодействие финансового и управленческого учета 5. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет 6. Законодательные основы бухгалтерского управленческого учета Тема 2. Затраты: их поведение, учет и классификация 2.1.
Эволюция методов учета затрат 2. Понятие затрат, их классификация 1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли 2. Классификация затрат для принятия решений и планирования 3. Классификация затрат для контроля и регулирования 3. Организация учета производственных затрат Тема 3. Калькулирование 3.1.
Себестоимость продукции: ее состав и виды 2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством 3. Принципы калькулирования, его объект и методы 4. Попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования 1. Попроцессный метод 2. Попередельный метод 3. Позаказный метод 5. Калькулирование полной и производственной себестоимости 3.5.1.
Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ,услуг) 2. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг) 3. Калькулирование производственной себестоимости 6. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам 7. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования 3.7.1.
Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости 2. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 3. Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат Тема 4. Принятие управленческих решений 1. Анализ безубыточности производства 2. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации 4.3.
Принятие решений по ценообразованию 4. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора 5. Решения о реструктуризации бизнеса 6. Решения о капиталовложениях Тема 5. Бюджетирование и контроль затрат 1. Планирование деятельности предприятия 1. Генеральный бюджет торговой организации 2. Генеральный бюджет производственного предприятия 2. Контроль и анализ деятельности предприятия 1. Статические бюджеты 5.2.2.
Гибкие бюджеты Тема 6. Организация бухгалтерского управленческого учета 1. Возможные варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная системы 1. Применение системы интегрированного учета в торговой организации 2. Применение системы интегрированного учета на промышленном предприятии Введение В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую
и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центробанка
РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно. Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный
характер. Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится а системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики. Первые высказывания о необходимости формирования самостоятельной информационной системы об издержках производства и о том, какой ей быть, появились еще в начале XX в. в книге Г. Эмерсона “Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы”.
В данной работе впервые была предпринята попытка выделить учет издержек производства в самостоятельное направление учетной работы. Другим важным обстоятельством, способствовавшим созданию управленческого учета как самостоятельной области бухгалтерского дела, было учреждение в США национальной ассоциации бухгалтеров-производственников, возникшей в октябре 1919 г. по инициативе Дж. Ли Никольсона — деятеля в области фабрично-заводского счетоводства.
Эта ассоциация сыграла большую роль в развитии и переквалификации бухгалтеров США. В послевоенные годы становится очевидным тот факт, что бухгалтерский" учет начал активно участвовать в формировании и исполнении управленческой политики, а бухгалтер стал уделять внимание прогнозированию, планированию, принятию решений, контролю за обеспечением информации служб управления, т.е. у него появились дополнительные функции в области управления и принятия хозяйственных решений.
Практическим шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий (финансовой и калькуляционной) было связано прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны.
Данное обстоятельство определенным образом повлияло на формирование единых национальных счетов. Так, до второй мировой войны в странах континентальной Европы (Франции, Германии и др.) национальные счета были представлены счетами финансового и управленческого учета в единой форме. После второй мировой войны в экономической жизни Европы решающее значение стал приобретать американский капитал, а вместе с ним получил признание и англо-
американский подход к бухгалтерскому учету. Мнения большинства теоретиков и практиков сошлись на том, что план, охватывающий финансовые и управленческие счета, интересующие администрацию предприятия, приводит к нарушению коммерческой тайны. Дальнейшее развитие национальных счетных планов шло по пути их ориентации на возможности составления финансовой отчетности и в большинстве своем ограничивалось рамками финансового учета. Появление бухгалтерского управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины, связано
с Американской ассоциацией бухгалтеров (American Accounting Association), разработавшей в 1972 г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Этот год ознаменовал официальное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Было бы ошибочным воспринимать бухгалтерский управленческий учет как нечто новое для отечественной экономики. В 20-х — начале 30-х годов функции бухгалтерских служб
были значительно шире, чем в последующие годы советской власти. Бухгалтер того времени занимался как учетной, так и планово-аналитической работой. По мере развития в стране социалистической системы хозяйствования и укрепления централизованного планирования произошло постепенное отделение от бухгалтерской службы плановых и финансовых отделов с передачей им части бухгалтерских полномочий. В результате этого деятельность бухгалтера фактически свелась к учетной
регистрации фактов хозяйственной жизни предприятия. В период реформ, отказавшись от централизованной системы управления в пользу рыночной экономики, необоснованно стало принижаться значение планирования и как следствие — техпромфинплана предприятия. Бюджетирование в бухгалтерском управленческом учете во многом напоминает ранее применявшийся в отечественной практике порядок разработки техпромфинплана. Пофакторный анализ, хорошо известный российским экономистам,
также используется в управленческом учете при анализе отклонений фактических затрат от сметных. В советской экономике не раз предпринимались настойчивые попытки внедрения внутреннего хозяйственного расчета, прообразом которого является одна из концепций бухгалтерского управленческого учета — управление по центрам ответственности. И самое главное, основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные
с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему “стандарт-кост” в управленческом учете. Почему же приемы и методы управленческого учета, используемые в директивной экономике, не давали должного результата? Ответ прост: не было собственника, заинтересованного в снижении производственных издержек. Именно поэтому в свое время не удалось сломать затратный механизм в ценообразовании, а лозунг “Экономика
должна быть экономной!” остался лишь лозунгом. Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета. Некоторыми вопросами, являющимися прерогативой управленческого учета, занимаются сегодня отдельные подразделения предприятия (при составлении оперативной отчетности, анализе экономической деятельности и т.д.), однако эта информация разбросана между различными службами и нет возможности для ее своевременного,
комплексного использования. Анализ экономической деятельности если и проводится, то с серьезным запозданием, когда основные финансовые показатели предприятия уже сформированы и возможность повлиять на них упущена; эффективность работы отдельных подразделений, как правило, не анализируется вовсе. На предприятиях, несмотря на назревшую необходимость, практически отсутствует налоговое планирование. Вместе с тем продуманный подход к калькулированию, лежащему в основе бухгалтерского управленческого
учета, в ряде случаев способен облегчить налоговое бремя организации. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета, осуществляемый Российской Федерацией, новые экономические условия неизбежно расширят функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выйдет на качественно иной уровень, а бухгалтер-аналитик в своей деятельности поднимется на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством.
С января 1998 г. в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования состоит в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации
для эффективного управления внутри предприятия. Одной из задач реформы является оказание методической помощи предприятиям в понимании и внедрении системы управленческого учета. 1.1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении
стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении предприятия. Решением второй части этой задачи и занимается бухгалтерская служба предприятия. В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает
и передает финансовые данные. Говоря о любой системе, в первую очередь следует определить, что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на конкретные хозяйствующие единицы — организации. Объектом измерения в бухгалтерском учете являются хозяйственные операции. По определению Американской ассоциации бухгалтеров, бухгалтерский учет — это процесс идентификации
информации, исчисления и оценки показателей и представления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений. Другими словами, бухгалтерский учет призван обеспечить определенных лиц информацией, необходимой для принятия правильных решений. Переход отечественной экономики от административных методов управления к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изменил запросы пользователей бухгалтерской информации (табл.
1). В условиях рыночной экономики значительно усложнился процесс управления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, определении рынков сбыта продукции (услуг) и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой
стратегии, политики ценообразования и др. Следовательно, усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет административной системы сегодня не смог бы удовлетворить запросы современного “рыночного” предприятия. В этих условиях неизбежным становится появление управленческого учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. Весь бухгалтерский учет начинает делиться на финансовый и управленческий.
На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для: 1) внешних пользователей бухгалтерской информации; 2) целей периодического планирования и контроля; 3) принятия решений в нестандартных ситуациях и выборе политики организации. Таблица 1. Пользователи бухгалтерской информации в условиях административной и рыночной экономики Внутренние пользователи Внешние пользователи
Административная экономика Администрация предприятия Налоговые органы, министерства, органы статистики и иные государственные органы Рыночная экономика Управленческий персонал предприятия Акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государство Прерогативой финансового учета является составление отчетов первой группы (внешних отчетов).
При этом внешними пользователями бухгалтерской информации могут быть владельцы акций и кредиторы (настоящие и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия. Держатели акций стремятся иметь сведения о стоимости их капиталовложений и о том, какая прибыль извлекается из акций. Наемные работники хотят располагать данными о способности предприятия удовлетворять требованиям повышения заработной платы и воздерживаться от избытка рабочей силы.
Кредиторы и владельцы ссудного капитала нуждаются в информации о способности той или иной фирмы выполнить взятые финансовые обязательства. Такие государственные организации, как Госкомстат России и налоговая инспекция, также собирают бухгалтерскую информацию и при этом уделяют внимание детализированным данным о декларируемой прибыли, начисляемых налогах, об объемах капиталовложений, имуществе и т.д. Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и
третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора,
для которого они предназначены. Например, анализ себестоимости изделия — с целью определения себестоимости продукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка) — для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений — для целей долгосрочного планирования и т.д. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании
управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием. При составлении отчетов для внешних пользователей в системе финансового учета бухгалтер обязан руководствоваться действующими нормативными документами. Однако принципы отчетности, заложенные в них, не всегда способствуют истинному отражению дел на предприятии, что приводят к искажению его реального финансового состояния.
Так в соответствии со статьей 8 Закона РФ “О бухгалтерском учете” [1] “ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ — в рублях”. При падении курса рубля это занижает реальную стоимость активов и искажает информацию о финансовом состоянии предприятия, поскольку статьи баланса с учетом индекса инфляции не корректируются, как это практикуется в странах с развитой рыночной экономикой.
В соответствии с той же статьей бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Но в условиях нестабильности рубля в стране представление в рублевом эквиваленте валютных счетов также затрудняет восприятие руководителем финансовых показателей предприятия. Статья 12 Закона гласит: “ недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся
на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и порчи списываются на финансовые результаты организации”. (В соответствии с действующим законодательством это не ведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли организации.) Данное положение позволяет
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |