СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙ НАУКА И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Рассматривая отношения между наукой и естествознанием, мы должны, прежде всего, точно определить, что подразумевается под этими двумя понятиями. Поэтому – не вдаваясь в детальные анализы и рассуждения, которые отвлекли бы нас от цели, – рассмотрим некоторые характерные черты науки и естествознания.
Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.
Согласно Большой советской энциклопедии наука, это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт.
Формы познания окружающей действительности значительно разнятся по своим характеристикам, однако существовали всегда и везде. История показывает, что с самого начала своего существования человечество пыталось понять и осознать как устроен и существует наш мир.
В современной истории и философии науки в настоящее время большее признание получает та точка зрения, согласно которой наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства (XVI-XVII вв.), эпоху Нового времени. Предпосылками развития науки были исторические этапы накопления знаний об окружающем нас мире – преднаука, включающая в себя деятельность ученых античности и средних веков. Это время попыток объяснить и описать возникновение, развитие и структуру мира и вещей в целом и вещей, его составляющих, философское умозрительное истолкование природы, рассмотрение в целостности и опора на некоторые естественнонаучные понятия - то есть натурфилософия.
Однако античная культура за очень короткий исторический срок создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук — физики, биологии и т.д. Но самое важное — был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные его особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания. Перечислим их:
• научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;
• объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;• важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
• научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий;
• научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
• наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по которым эти явления существуют
Классическая наука начинается с 1687 года со знаменитого труда И. Ньютона «Математические начала натуральной философии», когда появляется принцип экспериментальности и доказательности научного знания. Следующие этапы развития науки – неклассический и постнеклассический задают новые параметры знания, которое может именоваться научным.
С классического этапа науки начинается и разделение бывшего до этого целостным понятия науки. Самостоятельно выделяются физика, биология, химия и другие отрасли науки. Именно тогда понятие науки начинает включать в себя не просто получение новых знаний, но знаний отвечающих определенным критериям.
1. Первая и основная задача научного познания, как мы уже выяснили, — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ — характерная черта научного познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом — ниже). естествознание наука познание
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.
В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.
Итак, наука это совокупная цельная система знаний об объективных законах развития мира. В зависимости от изучения той или иной формы материи, стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания.
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание и обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.), отдельную группу составляют технические науки.
В свою очередь каждая группа наук подвергается более детальному членению - так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т. п. наукой о наиболее общих законах действительности является философия.
По своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.
Как форма познания и социальный институт наука сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, в который входят история и логика науки, психология научного творчества, социология научного знания и науки, науковедение, история и философия науки.
Таким образом, мы видим, что с разделением наук выделяется и интересующая нас в данной работе дисциплина естествознания.
В настоящее время под естествознанием понимается обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития Естествознание одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении. Само слово естествознание представляет собой сочетание двух слов – естество (природа) и знание. То есть под естествознанием прежде всего понимают точное знание обо всем что действительно есть в природе. Естествознание это система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. При этом под совокупностью наук понимают не просто сумму разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга естественных наук. Именно в этом смысле естествознание рассматривается как единая система наук о природе, занимающихся систематическим экспериментальным исследованием природы. Оно раскрывает специфические закономерности, объясняя мир с точки зрения единства и взаимосвязи его общих свойств. Естествознание является теоретической основой техники и медицины, научным фундаментом философского материализма.
Основными дисциплинами естествознания считаются физика, химия и биология. Предметом естествознания является познание различных форм движения материи, устройство и организация всего, что есть во Вселенной - это проблемы естествознания. Подход изучения наук в своей совокупности позволяет вскрыть скрытые связи, которые создают органическое единство всех физических, биологических и химических явлений, и в результате гораздо глубже понять и освоить эти науки.
Естествознание наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Естествознание - теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление естествознания было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук.
Для классической философской традиции характерно сближение естествознания с гуманитарным познанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи — механической, физической, химической, биологической и социальной — как основа классификации наук у Энгельса, и др.).
В неклассической философии вопрос о специфике естествознания остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им «наук о природе» и «наук о духе». В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике естествознания также рассматривался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В своей исторической динамике естествознание выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом.
В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории естествознания можно проследить следующих лидеров: механика (17—18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в естествознании 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Развитие знаний - это исторический процесс, когда существующие системы знаний постоянно перекраиваются, перестраиваются, одни разделы исключаются, а вписываются другие, часто заимствованные из далеких отраслей знания. В своем историческом развитии наука опирается на прошлые достижения, иногда меняя их содержание почти до неузнаваемости. Еще одной характерной чертой развития естествознания является сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научного знания. С одной стороны, накопление большого фактического и теоретического материала обусловило появление все большего количества самостоятельных естественнонаучных дисциплин (дифференциация научного знания) со своими специфическими задачами и методами исследования.
В результате процесса дифференциации уточняются научные понятия, устанавливаются новые естественнонаучные принципы, законы и закономерности, происходит детализация научных проблем. Чем глубже проникает естествознание в суть деталей, тем лучше оно вскрывает природные связи.
С другой стороны, объект естествознания един, поэтому между отдельными естественнонаучными дисциплинами постоянно возникали и возникают многочисленные междисциплинарные связи (интеграция научного знания). Например, невозможно представить современную геологию, биологию или географию, не использующую физические и химические методы исследования вещества. Взаимодействие разных наук привело к возникновению таких смежных дисциплин, как биофизика, геохимия ландшафта, физическая химия и др. Интеграция научного знания проявляется в большом количестве процессов внутри науки - в организации междисциплинарных исследований, в разработке и использовании универсальных методов, концепций и т.д. Благодаря процессу интеграции наука вскрывает общие связи и, следовательно, лучше уясняет суть деталей.
На современном этапе, естествознание становится все ближе к человеку, распространяя свои методы на экономику, гуманитарную сферу знаний и даже на искусство. Представления о единстве человека и природы, о коэволюции начали складываться в прошлом веке в России и получили название русского космизма. Его представители (П. Флоренский, В. Соловьев, В. Вернадский) полагали, что мысль и сознание являются такой же принадлежностью природы как и все, что существует в ней.
Все это приводит к повышению роли естествознания в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного естествознания. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов естествознания.
Закономерности естествознания — те, которые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета.
а) обусловленность практикой ;
б) относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;
в) преемственность в развитии идей и принципов естествознания, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;
г) постепенность развития естествознание при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ естествознания, всей системы понятий и принципов естествознания, всей естественнонаучной картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер;
д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;
е) противоречивость развития естествознания, доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с «кругом кругов», с движением по спирали.
Необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов естествознания, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.
Попытки не считаться с закономерностями развития естествознания влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отдельных учёных и целых научных школ и направлений. Отрыв от запросов техники и производства порождает уход в схоластику. Игнорирование относительной самостоятельности и внутренней логики естествознание ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности естествознание Непонимание преемственности в развитии естествознание влечёт за собой нигилистическое отношение к естествознание предшествующих эпох, к утрате способности находить исторические корни современных воззрений. Неумение различать стадии в естествознание (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для которых почва ещё не подготовлена. Игнорирование целостности естествознания, непонимание характера взаимодействия отраслей естествознание порождает либо отрицание применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того, что развитие естествознание идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое администрирование в области естествознания, подмена научных аргументов декретированием и организационными мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою естествознания.
Таким образом, мы видим, что понятия науки и естествознания оказываются тесно связанными между собой. Естествознание важная часть науки, сочетающая в себе фундаментальные науки и прикладные науки в части исследования и взаимосвязи этих наук в области целостного постижения природы. Исторически естествознание выделяется из всего комплекса науки чуть раньше, чем отдельные дисциплины, в эпоху Возрождения, и руководствуется в своем развитии принципами и методами научного познания. Науку и естествознание объединяет мировоззренческая функция естествознания; она направлена на выработку естественнонаучной картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистических и религиозных взглядов на природу и производственно-практическая сторона, в которой естествознание проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Природа есть сложная система, сложный организм, где все связано со всем. По выражению современного философа К. Ясперса, «существуют отдельные науки, а не наука вообще как наука о действительном, однако каждая из них входит в мир беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей». Научный метод независимо от конкретных приемов и способов исследования в разных научных дисциплинах отражает единство всех форм знаний об окружающем мире. Разница между этими понятиями заключается в том, что наука более широкое понятие, в настоящее время рассматривающая совокупность знаний о мире, тогда как естествознание занимается исключительно знаниями о природе, выделенными в отдельную категорию еще Риккертом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. — М.: Гардарика, 1996:
2. Философия и методология науки. — М.: Аспект Пресс, 1996.
3. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М.: Альфа-М. 2003.
4. Большая Советская энциклопедия. М. Советская энциклопедия 1969 1978
5. Новейший философский словарь. под редакцией Грицанова А. А., издательство «Книжный Дом», Минск, 2003.
6. Хрестоматия по философии. М.: Из-во РАГС. 2006.
7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. — М.: Республика, 1998.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |