Реферат по предмету "Финансы и кредит"


Калькулирование себестоимость т

Введение Актуальность выбранной темы заключается в следующем: главной целью любого предприятия является получение прибыли. Известно, что прибыль - это разность между полученными доходами и произведенными расходами. Значит, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль. Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если да, то такое предприятие можно смело называть конкурентоспособным.

От чего зависит доход? От цены проданной продукции, которое произвело предприятие. А она, в свою очередь, зависит от себестоимости, то есть количества произведенных затрат на единицу продукции. Совершенно очевидно, что от того, как ведется учет затрат и определяется себестоимость произведенной продукции, зависит финансовый результат деятельности предприятия. Таким образом, целью данного курсового исследования является комплексное рассмотрение основных методов

определения себестоимости продукции. Каждое предприятие может применить их по отдельности или в сочетании друг с другом, исходя из своих особенностей и опыта, а также разработать новый метод калькулирования себестоимости. Но главная цель применения того или иного метода состоит в том, чтобы более точно определить себестоимость производимой продукции. Ведь только на основании объективной информации можно принять правильное управленческое решение. В соответствии с этим определим основные задачи, рассмотрение которых

необходимо для достижения поставленной цели курсового исследования: 1.Расшифровка понятий, с которыми сталкивается управленец при расчете себестоимости продукции, работ и услуг; 2.Виды группировок затрат, которыми необходимо воспользоваться, принимая управленческие решения; 3.Достоинства и недостатки таких методов калькулирования, как позаказный, попроцессный, нормативный, метод полного учета затрат, директ-костинг, а также популярного в зарубежных компаниях и вызывающего

интерес у российских предпринимателей ABC-метода. Применение всех перечисленных методов показано на примерах, а также приведены бухгалтерские проводки по учету затрат для большинства из указанных методов. Выбор метода зависит от разных причин: от типа производства, наличия разработанных норм, требуемой степени детализации затрат, знаний специалистов управленческого учета и т.д. Глава 1. Калькулирование себестоимости 1. Понятие и элементы калькулирования себестоимости

Калькулирование себестоимости - один из важнейших разделов управленческого учета. Именно себестоимость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, например: - выпуск, какой продукции продолжить или прекратить; - производить или покупать комплектующие изделия; - какую цену установить на выпускаемую продукцию; - покупать ли новое оборудование; - менять ли технологию и организацию производства. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) можно

рассматривать как совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продукта или процесса. Результатом калькулирования является калькуляция, то есть расчет затрат предприятия, падающих на единицу произведенной продукции. Объектами калькулирования являются продукты труда. Ими могут быть: - продукты полной или частичной готовности; - заказ, группа однородных изделий; - строительные объекты на разных этапах строительства; - отдельные операции; - виды работ и услуг (транспортные, монтажные,

ремонтные, научно-исследовательские). Калькуляционная единица - это измеритель конкретного объекта калькулирования. Все многообразие калькуляционных единиц можно свести к нескольким типам. Это: - натуральные единицы - одно изделие, единица массы, комплект полуфабрикатов; - условно-натуральные единицы - киловатт-час, швейные изделия; - приведенные единицы - 100 условных банок консервов, условных ящиков стекла; - эксплуатационные единицы - единица мощности

машин, двигателей, полезная площадь зданий; - единица времени - нормо-часы, машино-дни. Способ калькуляции - это совокупность и порядок расчетов затрат по калькуляционным объектам. Можно выделить пять основных способов калькуляции: - прямой расчет. Он заключается в определении затрат по калькуляционному объекту и делении их на число калькуляционных единиц по статьям себестоимости или элементам (о них мы поговорим дальше); - суммирование затрат.

При его использовании себестоимость калькуляционного объекта определяется суммированием затрат, относящихся к временным периодам. Например, этот способ применяется при позаказном методе калькулирования; - исключение затрат. Он применяется для размежевания затрат на основную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда локализация соответствующих затрат в аналитическом учете невозможна; - распределение затрат. Этот способ применяется при получении нескольких продуктов в ходе одного процесса; - нормативный

способ. Он представляет собой алгебраическое суммирование нормативной себестоимости с отклонениями от норм и их изменениями. 2. Классификация затрат Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их классификация. На практике наибольшее распространение получили следующие группировки: - по экономическим элементам; - по статьям калькуляции; - по местам возникновения; - по процессам; - по способу включения в себестоимость; - в зависимости от объема производства.

Группировка по экономическим элементам необходима для того, чтобы определить, какие именно ресурсы израсходованы и каков удельный вес их в общей сумме. Обычно выделяют: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизацию; - прочие расходы. Эта группировка не показывает назначения производственных затрат, их связи с результатами производства и целесообразности.

Группировка затрат по статьям себестоимости обеспечивает выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции. Эти расходы относятся на продукцию прямо или косвенно. На практике используют следующий перечень статей калькуляции: - прямые сырье и материалы; - возвратные отходы; - покупные полуфабрикаты и комплектующие; - топливо и энергия на технологические цели; - полуфабрикаты собственного производства; - основная заработная плата; - дополнительная заработная плата; - отчисления

на социальные нужды; - затраты на освоение производства; - специальные затраты; - общепроизводственные затраты; - общехозяйственные затраты; - потери от брака; - прочие производственные расходы; - коммерческие затраты. Для анализа эффективности содержания того или иного подразделения используется группировка затрат по местам возникновения. Местами возникновения на производственном предприятии могут быть подразделения основного и вспомогательного производства, коммерческие и административно-хозяйственные службы.

При использовании группировки затрат по процессам все затраты локализуются в зависимости от направления их использования - в производстве, реализации продукции или в управлении предприятием. Это позволяет оценить себестоимость процессов компании, что в свою очередь дает возможность точнее определить окончательную себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг). По отношению к объему производства затраты можно разделить на постоянные и переменные.

Переменные затраты зависят от объема производства или продаж, а в пересчете на единицу продукции остаются неизменными. Это могут быть сырье, материалы, сдельная заработная плата производственных рабочих, электроэнергия. Постоянные затраты не изменяются с увеличением объемов производства, но, рассчитанные на единицу продукции, зависят от изменения уровня производства. Это аренда помещений, заработная плата администрации и т.д. По способу включения в себестоимость готовой продукции все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты могут быть точно и единственным способом отнесены на себестоимость выпускаемой продукции. К ним, в частности, относятся затраты на: - сырье и основные материалы; - покупные изделия и полуфабрикаты; - топливо и электроэнергию; - оплату труда основных производственных рабочих (с отчислениями); - амортизацию производственного оборудования. Косвенные затраты (их часто называют накладными) нельзя непосредственно отнести на конкретную продукцию. Их распределение происходит согласно методике, принятой на предприятии.

К косвенным расходам относятся: - общецеховые расходы; - общезаводские расходы. На первый взгляд может показаться, что распределить прямые расходы по видам произведенной продукции совсем несложно. Главное - установить соответствие между произведенной продукцией и понесенными прямыми расходами. Однако если в одном цехе, на одном оборудовании с использованием одинаковых материалов выпускается несколько видов продукции, распределить прямые расходы не так-то просто.

В этом случае прямые расходы распределяются пропорционально нормам, разработанным технологическим и плановым отделами. Процесс распределения косвенных расходов на производстве может происходить в два этапа. На первом этапе косвенные расходы распределяются по местам их возникновения, например, между цехами, подразделениями, отделами. На втором этапе они перераспределяются по видам продукции. Важным моментом в этом процессе является определение базы (показателя) распределения.

Например, для распределения зарплаты администрации в качестве такой базы можно использовать число работников, для отопления и электроэнергии - площадь, для водоснабжения - площадь и число работников, для затрат на сбыт и маркетинг - прямые расходы. На практике используется одна база распределения косвенных затрат. Поэтому при распределении некоторых из них эта база не является экономически обоснованной. В связи с этим перед управленцами предприятия возникает проблема наиболее объективного (точного) распределения

косвенных затрат. Покажем на примере, как разные способы распределения косвенных затрат могут повлиять на себестоимость единицы продукции и соответственно на финансовый результат. Пример. Предприятие производит два вида стульев. За сентябрь 2008 г. было изготовлено 300 стульев вида А и 250 стульев вида Б. Прямые затраты на производство стульев А составили 225 000 руб а на производство стульев Б -

425 000 руб. Сумма косвенных затрат - 120 000 руб. В этом же месяце было продано 200 стульев А и 100 стульев Б. Распределим косвенные затраты двумя способами. В первом случае за базу распределения примем прямые затраты. Во втором - распределим косвенные затраты равномерно на единицу продукции. 1 способ. Сумма косвенных затрат: - для стульев А -

41 538 руб. [120 000 x 225 000 : (225 000 + 425 000)]; - для стульев Б - 78 462 руб. [120 000 x 425 000 : (225 000 + 425 000)]. Себестоимость единицы произведенной продукции: - стул А - 888 руб. [(225 000 руб. + 41 538 руб.) : 300 шт.)]; - стул Б - 2014 руб. [(425 000 руб. + 78 462 руб.) : 250 шт.)].

Себестоимость продаж: - стульев А - 177 600 руб. (888 руб. x 200 шт.); - стульев Б - 201 400 руб. (2014 руб. x 100 шт.). Итого себестоимость продаж - 379 000 руб. 2 способ. Сумма косвенных затрат: - для стульев А - 65 455 руб. [120 000 руб. x 300 шт. : (300 шт. + 250 шт.)]; - для стульев Б - 54 545 руб. [120 000 руб. x 250 шт. : (300 шт. + 250 шт.)];

Себестоимость единицы произведенной продукции: - стул А - 968 руб. [(225 000 руб. + 65 455 руб.) : 300 шт.]; - стул Б - 1918 руб. [(445 000 руб. + 54 545 руб.) : 250 шт.]. Себестоимость продаж: - стульев А - 193 600 руб. (968 руб. x 200 шт.); - стульев Б - 191 800 руб. (1918 руб. x 100 шт.). Итого себестоимость продаж -

385 400 руб. Таким образом, себестоимость единицы продукции различна при распределении косвенных затрат пропорционально прямым расходам и при распределении косвенных затрат равномерно на единицу продукции. Следовательно, разным будет и финансовый результат, отраженный в бухгалтерской отчетности. При использовании второго способа себестоимость продаж выше на 6400 руб. (385 400 - 379 000). В целях совершенствования управленческого учета выделяют контролируемые и неконтролируемые

затраты. Контролируемые затраты - это те затраты, на величину которых может оказать влияние руководитель подразделения. И соответственно на неконтролируемые затраты руководитель подразделения влиять не может. Необходимо отметить, что, кроме перечисленных группировок, существуют и другие, которые могут использоваться в зависимости от конкретных потребностей предприятия. Для получения информации о формировании себестоимости продукции в управленческом учете используются

счета бухгалтерского учета 20 - 29, на которых ведется аналитический учет. Глава 2. Методы калькулирования себестоимости Применение того или иного метода определяется особенностями производства, характером выпускаемой продукции. В зависимости от объекта калькулирования можно выделить позаказный, попроцессный, а также функциональный метод (Activity Based Costing - ABC). Функциональный метод не является альтернативным методом по отношению к позаказному

и попроцессному методам. Его применение возможно совместно с одним из указанных методов. Себестоимость может быть рассчитана исходя из фактически понесенных предприятием затрат или на основании установленных норм расхода сырья и материалов, а также нормативных затрат на оплату труда. Недостатком метода учета фактических затрат является его низкая оперативность, так как определить фактические затраты можно только после того, как отражены все затраты (то есть только по окончании всех работ по

выполнению заказа, изготовлению изделия). Использование нормативной себестоимости позволяет контролировать эффективность расходования ресурсов и своевременно реагировать на возникающие отклонения. По полноте включения затрат в себестоимость можно выделить два метода: метод учета полной себестоимости (absorpting costing) и метод учета прямых затрат (direct costing). При формировании себестоимости перечисленные методы могут применяться совместно.

Например, возможно одновременное использование позаказного метода и метода direct costing или попроцессного и нормативного методов. Характеристики перечисленных методов представлены в таблице 1. Таблица 1



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.