Министерство образования РФ
Уральский государственный технический университет – УПИ Нижнетагильский технологический институт (филиал) Кафедра ТОСП
РЕФЕРАТ Тема: “Цвет в интерьере производственных помещений”
Студент Группа Преподаватель
Н. Тагил, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.Введение 3Изучение цветового воздействия 5Информационная сущность цвета 8Психофизиологическое воздействие цвета 10Цветовое решение производственных помещений 14Функциональная окраска и знаки безопасности 19Заключение 22Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитек-туре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук.
Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.
Цвета, окружающие человека повсюду, вызывают у него те или иные эмоции: радость или грусть, бодрость, активность или, наоборот, утомление и т. д. Почти каждый из цве-тов, которыми насыщена природа, необходим для человека.
Трудовая деятельность людей большинства профессий протекает в искусственных со-оружениях, частично или полностью скрывающих от него красоту многоцветного при-родного окружения. «Разрушить» это сковывающее человека впечатление монотонности и создать наилучшие условия труда можно с помощью цветовой отделки интерьеров производственных помещений.
Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа. Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении(танце) и даже в звуках. Все это-ос-новные факторы в жизни современных людей, их современная"нервная система" 1. В этих словах – признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве.
Реакция человека на цвет имеет комплексный характер и несколько аспектов; аспект физиологический, когда наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельно-го цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воз-действия его на наблюдателя, от условий наблюдения; аспект психологический, при-знающий за цветом самостоятельную и активную роль, способность вызывать ассоциа-ции и эмоционально окрашивать реакцию человека; аспект эстетический, исходной предпосылкой которого является признание за цветом способности гармонизовать цвето-вую схему интерьера.
С помощью цвета в интерьерах производственных зданий можно решать не только ху-дожественно-эстетические, но и функционально-утилитарные задачи.
Функционально-утилитарное использование цвета имеет целью обеспечение опти-мальных условий зрительной работы и производственной среды, уменьшение опасности
1 Тео ван Дусбург, один из представителей группы «Де Стиль»
технологического процесса и облегчение условий эксплуатации оборудования. Для этого применяют психофизиологические оптимальные цвета, создают наилучшие яркостные соотношения в поле зрения, компенсируют неблагоприятные условия технологического процесса, климата и микроклимата, организуют оптимальные фоны обрабатываемых из-делий и восприятия органов управления оборудованием, вводят сигнально-опознавательную окраску оборудования, транспорта и коммуникаций.
Художественное использование цвета предполагает композиционное объединение элементов интерьера, положительное эмоциональное воздействие на работающих и кор-ректировку пространства и пропорций помещений.
В архитектурной практике создание благоприятного цветового микроклимата связано с дифференциацией цветового решения интерьеров в зависимости от функционального назначения внутренних помещений промышленных зданий. Большая польза от рацио-нальной цветовой отделки производственного интерьера подтверждается многими фак-тами повышения производительности труда работающих, улучшения качества продук-ции и сокращения производственного травматизма. Вместе с тем цветовая отделка при-водит к положительным результатам лишь в случаях, когда она решается в комплексе с другими мероприятиями, способствующими созданию оптимальных условий для работы.
Задачей специалистов (архитекторов, физиологов, психологов, инженеров, гигиени-стов), занимающихся разработкой цветовой окраски интерьеров, является создание в це-хах оптимального цветового климата, под которым понимают художественно осмыслен-ное, рационально подобранное с учетом психофизических требований сочетание цветов в помещении.
1. ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Изучение цветового воздействия имеет многовековую историю, и нашими сегодняш-ними сведениями о реакциях человеческого организма на цветовые раздражения внеш-ней среды мы обязаны как априорным данным художников и архитекторов, так и факто-логическому материалу и выводам, сделанным представителями точных наук. Но не ме-нее важной и нужной является стадия осмысления этих данных с позиций диалектиче-ского материализма, выработки основных категорий. На протяжении веков собирались и накапливались сведения о роли цвета, строилась цветовая символика. Наука в процессе развития проверила и систематизировала эти сведения, но без учета художественного и культурного наследия, без чувственного осмысления цветового воздействия были бы не-возможны формирование и становление системного подхода и современная стадия ис-пользования данных о роли цвета в человеческой жизни.
Проблема цвета исключительно сложна, воздействие цвета активно и многоуровнево – все это диктует необходимость сочетания классических методов логического описания с методами точных наук, использования методов системного анализа в изучении этой про-блемы с позиций марксистской диалектики.
Естественные науки накопили большой экспериментальный материал о влиянии цвета на человеческий организм. Методы оценки цветового воздействия включают опрос, ис-пользование тестовых таблиц и инструментальные замеры, так как психофизиологиче-ская реакция человека на цвет объясняется наличием связи между цветовым зрением и вегетативной нервной системой (по данным Л. Орбели, С. Кравкова и др.). Наиболее полно изучена физиологическая составляющая этой реакции. В начале XX века появи-лись работы М. Догеля, Тривуса, Стефанеску-Гоанга, в которых авторы указывали на существование прямой зависимости между изменениями цветового освещения и часто-той и амплитудой колебания пульса человека. Стефанеску-Гоанг одним из первых провел опыты, в которых метод словесного опроса сочетался с методом измерения ряда физио-логических показаний (1911). По его данным, цвета пурпурный, красный, оранжевый, желтый вызывали у человека учащение и усиление пульса, причем наиболее отчетливы-ми были изменения при красном цвете. Под действием зеленого, синего, голубого и фио-летового цветов наблюдалась обратная реакция, т. е. дыхание замедлялось, пульс стано-вился слабее и реже. Также было установлено, что частота пульса у человека меняется под воздействием красного, синего и желтого цветов, причем меняется по-разному у мужчин и женщин (А. Немчич, 1970).
Интересной оказалась работа К. Гольдштейна (1927). Автор изучал воздействие на че-ловека большой, интенсивно окрашенной плоскости. Измеряя расстояние между вытяну-тыми вперед руками, он выяснил, что под влиянием теплых цветов, и в первую очередь красного, испытуемые раздвигали руки и, наоборот, сводили их под влиянием таких хо-лодных цветов, как синий и зеленый. В книге «Организм» К. Гольдштейн пишет, что «цвет оказывает стимулирующее влияние на человеческий организм». По его мнению, цвет влияет на характер и скорость движений. Интуитивная оценка расстояний, времен-ных интервалов, веса предмета неодинакова под воздействием различных цветов.
Большое количество исследований было проведено по оценке влияния средневолновой части спектра (область желто-зеленых цветов) на человеческий организм, на работу зри-тельного анализатора. Внутриглазное давление (по данным С. Кравкова и его сотрудни-ков) уменьшается под влиянием зеленого цвета и увеличивается под влиянием красного. Исследования Е. Рабкина, Е. Соколовой (1961) показали, что предварительная адаптация глаза к желтому, зеленому и белому цветам повышает работоспособность зрительного анализатора. Благотворное влияние приведенных цветов проявляется в улучшении кон-трастной чувствительности и цветоразличительной способности глаза, в повышении ста-бильности хроматического видения. Под влиянием же красного и синего цветов все пе-речисленные зрительные функции ухудшаются.
Ферри и Рэнд (1922) исследовали влияние цвета фона на ряд зрительных функций зре-ния. Результаты их работы показали, что скорость различения, острота зрения и устойчи-вость ясного видения наиболее высоки при желтом цвете фона.
Большой интерес представляют работы по исследованию зависимости между цвето-вым зрением и органами слуха, обоняния, вкуса. В своих опытах Л. Шварц (1948) выяви-ла зависимость между предварительным нагреванием рук и повышением чувствительно-сти к красным и понижением чувствительности к зеленым лучам. Работа Гофмана и Скальвейта (1953) содержит данные о том, что субъективная оценка температуры колеб-лется на 2-3° при адаптации к различным цветовым полям.
Ш. Фере, В. Шеварева, Е. Плотникова, А. Князева, Г. Каменская изучали влияние цве-та на работоспособность. Работа Ш. Фере была одной из первых, в которой указывалось на зависимость между цветом света и мышечной работоспособностью. Автор провел две
/>серии опытов. В первой серии он с помощью динамо-метра измерял демогенную силу руки при разном цве-те света и получил данные, приведенные в табл. 1. Во второй серии опытов Фере производил измерения с помощью эргографа и сделал следующие выводы: при очень кратковременной работе красный цвет повыша-ет производительность; оранжевый, желтый и зеленый действуют подобно дневному свету; синий и фиолетовый намного снижают производи-тельность; прерывающееся действие цвета, т. е. отдых в условиях белого дневного света после труда при другом освещении, значительно повышает производительность.
Приведенные выше работы позволили рассматривать цвета средневолновой части спектра в качестве «оптимальных», но это еще не могло быть решением проблемы цвето-вого климата в целом. Исследования середины ХХ века показали, что физиологические сдвиги происходят у человека под воздействием насыщенных и ярких цветов (Ф. Лам-перт, 1968). Исследования Е. Юстовой (1948), Г. Каменской (1967),. Н. Беляевой (1978) показали, что на цветовую зрительную адаптацию и зрительное утомление влияет в ос-новном насыщенность цвета, а не цветовой тон излучения.
Некоторые авторы, например Кетчем, высказали предположение, что использование одних и тех же цветов, выбранных за свои физиологические качества, может привести к художественному однообразию. Любой цвет, если он сравнительно темный и насыщен-ный и если он к тому же находится постоянно в поле зрения работающего человека, спо-собствует зрительному и общефизическому утомлению. Поэтому очень важно учитывать психологическую составляющую человеческой реакции на цвет. Человеческая личность формируется и развивается в сложном взаимодействии с окружающей средой. Без спо-собности приспосабливаться к окружающей среде, к внешним раздражениям человек не мог бы существовать, не смог бы выжить. Цветовое своеобразие окружающего мира сформировало отношение человека к цвету, отклонение от привычных цветосочетаний вызывало тревогу, обостряло реакцию. Так сложилась психологическая реакция человека на красный цвет как цвет тревоги, пламени, крови.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ЦВЕТА
Встречающиеся в природе цвета разделяют на ахроматические и хроматические. Ах-роматические цвета (белый, серый и черный) отличаются один от другого только свет-лотой. Хроматические (все цвета, кроме белого, серого и черного) отличаются друг от друга, кроме того, по цветовому признаку.
Хроматические цвета, расположенные по кругу в спектральном порядке между фиоле-товым и красным, образуют цветовой круг (рис. 1).
Цвета, находящиеся в круге рядом, образуют гармоническое сочетание, которое может состоять из двух, трех или более цветов, а цвета, расположенные диаметрально один против другого, называют взаимно дополнительными.
/>Оптическое смешение любой пары взаимно до-полнительных цветов солнечного спектра в равном отношении теоретически дает белый цвет, а поме-щенные рядом, эти цвета обладают способностью усиливать друг друга.
Рис. 1. Цветовой круг
В природе встречается множество цветов и оттенков, каждому из которых иногда за-труднительно найти название и дать словесную характеристику. К тому же один и тот же цвет, рассматриваемый в различных условиях освещения, цветового окружения, времени года, воспринимается по-разному.
Для более точного и всестороннего определения любого цвета и оттенка, понятного и равнозначного для всех и в любых условиях, цвет характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (длиной волны), насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Не-совпадение любого из этих параметров указывает, что перед нами два различных цвета.
Цветовой тон, определяемый длиной волны, является основным свойством каждого хроматического цвета. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называют насыщенностью цвета, которая зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Чем больше примеси белого, тем менее насыщенным стано-вится цвет. Примером цветов одинакового цветового тона, но разной насыщенности мо-жет служить неравномерно выгоревшая на солнце окрашенная бумага или материя.
Цветовой тон и насыщенность характеризуют цветность объекта. Яркость цвета зави-сит от общего светового потока, падающего на объект. Цветовой тон и насыщенность ха-рактеризуют цвет с качественной стороны, а яркость – с количественной.
/>Различие между цветовыми тонами, называе-мое цветовым контрастом, становится более заметным с увеличением расстояния между цве-тами в круге (рис. 2). Максимальный цветовой контраст наблюдается между парой взаимно до-полняющих цветов (например, между красным и зеленым). Это свойство цветов используют в от-делке интерьеров; так как, при желании создать спокойный цветовой контраст применяют цвета, расположенные в цветовом круге рядом или в одной его четверти, а если хотят оформить ин-терьер на больших цветовых контрастах, прибе-гают иногда к взаимно дополнительным цветам.
Рис. 2. Основные контрастные гармонии
Цветовые пятна с одинаковой цветностью могут иметь разную яркость, т. е. одни из них могут казаться светлее или темнее других. Этот контраст относят к яркостным. Эф-фекты яркостного контраста используют в случае необходимости выделить в помещении детали сигнального назначения. Яркостный контраст может компенсировать такие не-достатки зрения у работающих, как неполное цветовосприятие.
Использование в интерьере одновременного контраста (и цветового, и яркостного) да-ет возможность зрительного исправить недостатки конфигурации помещения, например удлиненное помещение будет казаться более коротким. Явление одновременного контра-ста проявляется тем сильнее, чем выше цветовой и яркостный контрасты, взятые вместе.
Любой цвет на фоне своего дополнительного выигрывает в насыщенности, а на фоне одинакового с ним цветового тона, но более насыщенного, теряет в насыщенности. На светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне светлый цвет кажется ещё светлее.
На восприятие цвета большое влияние оказывает явление так называемого последова-тельного цветового контраста. Если долго смотреть на какой-нибудь хроматический цвет и затем перевести взгляд на белую бумагу, то некоторое время она будет казаться слегка подцвеченной в цвет, дополнительный к ранее виденному.
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА
В проекте окраски интерьера производственного помещения необходимо учитывать психофизиологические свойства цвета. Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциатив-ным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации.
Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. Деление это достаточно условно, так как соседние цвета одной группы спектра в свою очередь вступают в отношения «теплый – холодный». И, наконец, один и тот же цвет ка-жется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспри-нимается. Подобные ассоциации весьма устойчивы и явились поэтому основной тради-ционной символики цветов, известной с давних пор.
Ассоциации вместе с рядом зрительных иллюзий являются причинами того, что раз-личные цвета по-разному участвуют в формировании пространственных представлений человека. Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимают-ся различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рас-сматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашен-ный в ахроматический цвет, затем – в один хроматический и наименьшим кажется пред-мет, в окраске которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект «уве-личивающих» и «уменьшающих» цветов.
С иллюзией изменения величины предмета связана и зрительная оценка веса предме-тов. Светлый предмет кажется легче тёмного. Из двух предметов, окрашенных в доста-точно светлые хроматические цвета, более лёгким кажется тот, который окрашен в хо-лодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление на «тяжёлые» и «лёгкие» цвета: тёмные, малонасыщенные, теплые цвета оцениваются как тяжелые, а светлые, холодные -как легкие цвета. При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято счи-тать желтые цвета с постепенным утяжелением через оранжевые к красным и через зелё-ные и синие к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжёлыми кажутся насы-щенные цвета.
Очень важный эффект «выступания» и «отступания» цветов основывается и на ассо-циативных представлениях и на объективных закономерностях физиологической оптики. В связи с тем, что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления те-ряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщен-ного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасы-щенного цвета. Сказывается и различное преломление хрусталиком глаза лучей: цвето-вое излучение с большой длиной волны преломляется хрусталиком под меньшим углом, чем коротковолновое излучение. Таким образом, хрусталик дифференцирует поток в за-висимости от волновой характеристики и проецирует изображение в разных точках пря-мой, перпендикулярной к поверхности сетчатки. Чем короче волны светового потока, тем дальше расположенным от наблюдателя будут казаться предмет или плоскость, окра-шенные в холодный цвет.
Эффект «выступания» и «отступания» цветов зависит и от таких факторов, как размер рассматриваемого цветного пятна, его отношение к фону по степени контраста, его на-сыщенность и светлота. Сравнение различных угловых размеров цветного пятна показа-ло, что влияние углового размера скорее сказывается на восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных – при противоположных показателях. Изменение насыщен-ности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, жёлтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как выступающие. Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве отступающих, то в качестве выступающих заставляет отнести зеленый цвет в особую группу пространственно нейтральных цветов.
Эффект «приближения» и «удаления» сказывается четче при достаточной степени кон-траста образца с фоном. В группе выступающих цветов эффект сказывался сильнее в тех случаях, когда образцы были значительно светлее фона.
Психологический аспект восприятия человеком цветового окружения включает такой фактор восприятия, как «цветовое предпочтение». Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента чело-века, психического склада его характера, социальных установок и национальных тради-ций.
Из вышесказанного можно сделать вывод что, разные цвета вызывают различные реф-лекторные реакции. Это связано с тем, что цвета длинноволновых и коротковолновых участков спектра возбуждают различные отделы вегетативной нервной системы. Коротко это можно охарактеризовать следующим образом:
Цвета длинноволновых участков спектра – красный, оранжевый и желтый – оказывают возбуждающее, активизирующее и стимулирующее воздействие, создают ощущение теп-ла. Интенсивность эмотивного воздействие этих цветов возрастает с увеличением длины волны.
Цвета средневолновых участков спектра – желто-зеленый и зеленый – оказывают ус-покаивающее воздействие; зеленый и особенно зелено-голубой цвет создают впечатле-ние прохлады.
Цвета коротковолновых участков спектра – голубой, синий, фиолетовый – создают впечатления прохлады, иногда могут оказывать депрессивное воздействие; фиолетовый цвет вызывает ощущения беспокойства, раздражает.
Общий характер психофизиологического воздействия различных цветов представлен в табл. 2.
Таблица2. Цвет
Характер ассоциаций
тёплыехолодныелёгкиетяжёлыеотступаю-щиевыступаю-щиевозбужда-ющиеугнетаю-щиеуспокаива-ющиеСпектральные цвета:
Красный…………… Х
Х
ХХ
Оранжевый………. Х
ХХ
Желтый…………… Х
Х
ХХ
Желто-зеленый…… Х
Х
ХЗеленый……………
Х
Х
ХЗелено-голубой……
ХХ
Х
ХГолубой……………
ХХ
Х
ХСиний…………….
Х
ХХ
Фиолетовый………
Х
ХХ
Х
Пурпурный………. Х
Х
ХХ
Ахроматические цвета:
Белый………………
Х
Светло-серый…….
Х
Темно-серый………
Х
Х
Черный……………
Х
Х
Примечание.
Приведенные в таблице характеристики психофизиологического воздействия различных цветов даны ориентировочно и справедливы при применении их на основных поверхностях интерьеров. При уменьшении насыщенности цвета и условий освещения эти характеристики могут изменяться.
Кроме того, установлено, что скорость возникновения зрительных ощущений от раз-дражителей разного цветового тона неодинакова. Скорость нарастания силы ощущения цветовых тонов равной интенсивности, как правило, возрастает по мере перехода от цве-тов коротковолновых к цветам длинноволнового участка спектра. При этом с изменением интенсивности освещения порядок нарастания скорости зрительного ощущения различ-ных цветовых тонов не изменяется.
Это означает, что красный, оранжевый и жёлтый при всех условиях могут вызвать ре-акцию быстрее, чем цвета коротковолнового участка и, следовательно, их целесообразно использовать в промышленных зданиях для сигнализации об опасности, запрете каких-либо действий, а также для обозначения наиболее активных или потенциально опасных веществ. Средняя скорость возникновения реакции на зеленый и синий цвет меньше и поэтому логично применять их для информации о мероприятиях и средствах безопасно-сти, для обозначения менее активных, нейтральных и безопасных материалов и т.п.
Из весьма кратко охарактеризованных здесь закономерностей и особенностей воспри-ятия цвета вытекают основные принципы цветового решения внутреннего пространства промышленных зданий, которые помимо зависимости от психофизиологических факто-ров должно также формироваться по определенному архитектурно-композиционному замыслу, учитывающему последовательность восприятия отдельных частей интерьера во времени.
4. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Цветовое решение производственных помещений зависит от следующих основных
факторов [5]:
–– общего характера работ;
–– степени точности работ;
–– характера и интенсивности освещения, в том числе спектрального состава света, обусловленного типом источника или ориентацией помещения по сторонам горизонта;
–– санитарно-гигиенических условий в помещении;
–– особенностей объемно-пространственной структуры интерьера;
–– требований техники безопасности (сигнально-предупреждающая и опознавательная окраска, знаки безопасности);
–– наличия поверхностей, не подлежащих цветовой отделке и окраске, или таких, цвет которых назначается исключительно по правилам применения функциональной окраски.
Указанные факторы, из которых важнейшими следует считать первые четыре, оказы-вают наибольшее влияние на цветовое решение производственных помещений, так как они определяют цветовую гамму интерьера, количество цвета основных поверхностей интерьера1 и цветовые контрасты между ними. Зависимость цветовой отделки основных поверхностей интерьера производственных помещений от отмеченных четырех факторов характеризуется следующей таблице, приведенной в Указаниях СН 181-70.
Естественно, что при одновременном наличии факторов, определяющих противоречи-вые требования к цветовому решению интерьера, предпочтение отдается тому из них, который в данных условиях имеет наибольшее значение. При этом цвета строительных конструкций и оборудования при работах, связанных с высокими требованиями к цвето-передаче должны быть ахроматическими.
В зависимости от вида и характера производства, а также климатического района строительства и ориентации здания по странам света для окраски интерьера выбирают холодную или теплую гамму цветов, так как ощущение тепла или холода меняется в за-висимости от того или иного цветового окружения. Рекомендуется применять теплую гамму цветов в неотапливаемых зданиях и цехах, расположенных в холодных районах, а также в зданиях с северной ориентацией остекленных поверхностей. Холодную гамму следует применять в цехах с избыточными тепловыделениями, а также в южных районах строительства или имеющих южную ориентацию.
1 Количество цвета характеризует степень цветового ощущения как функцию цветового тона, насыщенно-сти цвета фона и объекта, соотношения их яркостей и угловых размеров (с учетом адаптации и индукции). Количество цвета выражается в относительных безразмерных единицах.
Систему цветовой отделки интерьера следует связывать с его архитектурными форма-ми, а распределение цветов по отдельным элементам и поверхностям интерьера диффе-ренцировать в соответствии с их удельным весом и расположением во внутреннем про-странстве.
Первое дифференцирование вытекает из деления цветов в производственных помеще-ниях в зависимости от занимаемой ими площади в интерьере на три группы – основные, вспомогательные и акцентные.
Основные применяются для поверхностей большой площади (потолок, стены, крупно-габаритное оборудование). Вспомогательные используются для поверхностей средней площади окраски (колон-ны, пол, отдельные виды оборудования).
Акцентные – насыщенные цвета, применяемые для поверхностей малой площади ок-раски, выбираются по принципу большого контраста с основными цветами. Это цвета, используемые в функциональной окраске. В качестве цветовых акцентов могут также служить плакаты, лозунги, доски объявлений и другие элементы цеховой графики, хотя в производственных помещениях их целесообразнее решать, избегая ярких, больших по площади элементов, особенно с применением цветов, используемых в сигнально-предупреждающей окраске и знаках безопасности. В исключительных случаях в произ-водственных помещениях, без постоянного пребывания работающих акцентные цвета могут вводиться и по композиционным соображениям, как, например, в машинном зале гидроэлектростанции Маркольсхейм, Франция (см. Приложение 1).
Следующее дифференцирование цветов зависит от расположения той или иной по-верхности или архитектурной формы во внутреннем пространстве интерьера.
Элементы покрытия одноэтажных, а также потолки, и конструктивные элементы мно-гоэтажных промышленных зданий обычно бывают затенены, так как получают свет пре-имущественно за счет отражения его от других поверхностей интерьера. Поэтому покры-тия и потолки в производственных помещениях, а также те элементы оборудования, кото-рые располагаются в верхней зоне интерьера, должны иметь наиболее светлую отделку.
Стены и оборудование, которые наряду с обрабатываемыми деталями и материалами и их непосредственным фоном на рабочих поверхностях обычно оказываются в поле зре-ния работающих и составляют основной элемент их окружения, должны иметь меньшую яркость и, следовательно, в целом менее светлую, чем в верхней зоне интерьера, отделку.
Наименее светлую отделку обычно имеют полы и примыкающие к ним подверженные загрязнению части стен и обор