ИнтерьерФранции,
стиль барокко.
Реферат по истории искусств
учащейся 3 “Д” класса ХО ДШИ
КУЗНЕЦОВОЙ КРИСТИНЫ.
Коряжма2006 – 2007.
Введение.
В 17 веке во Франции появился новый стиль,
этотстиль получил название >,
чтов переводе с итальянского означает
>. Сам стиль по сути имеет итальянское происхождение, но воФранции барокко получил более обширное распространение. В это время становятсяпопулярным оформлять интерьеры залов дворца
вбарочном стиле. Так же появляются новые элементы декора, новая мебель.
Спустя 5 веков стиль барокко остаётсяактуальным и для наших дней. По-прежнему в этом стиле украшают залы дворцов идаже обычные квартиры зачастую приобретают барочный вид.
Для меня очень важно знать о стиле барокковсё,
ведьэто маленькая, но очень важная частичка мирового искусства. И чтобы я смоглапопытаться построить будущее искусства,я должна знать его прошлое.
План:
1. Введение……………………. 3 стр.
2. Названиеосновной части ....4 стр.
1.Общая характеристика.
2.Стулья, кресла, диваны
3.Столы
4.Кровати
5.Стены
6.Окна
7.Освещение
8.Пол
9.Появление новой мебели
10. Другие элементы декора
3. Заключение…………………10стр.
4. Словарь …………………….11стр.
5. Иллюстрации ……………...12стр.
6. Литература.………………...14стр.
Интерьер Франции,
стиль барокко.
1. Стиль барокко утвердился в эпохумануфактурного производства, приблизительно в начале 17 века, но не смотря наэто, термин > появился значительнопозже. Существует несколько версий его появления, причём все они имеютитальянское происхождение, но абсолютно не похожи по сути.
По одной версии, этот термин произошёлот слова baruecco>> — жемчужина неправильной формы;
по другой – от названия одной из формсхоластического ( религиозно – драматического )
силлогизма — baroco >>, ну а третья вообщеутверждает, что он образован от слова barocco >>, обозначающего нечто грубое,неуклюжее, фальшивое. Появления последней версии обусловлено тем, что в 18 векетермин > приобрёл значение отрицательной эстетической оценки: барочнымназывалось всё неестественное, произвольное, преувеличенное.
Именно такой стиль — > —
и получается в результате чрезмерногоиспользование пышных атрибутов барокко, когда в угоду показанной роскошипренебрегают целостностью композиции и чувством меры.
Идеологическими предпосылками появления в 17 веке нового стиля сталиослабление духовной культуры и силы религии в Европе,
раскол церкви на протестантов икатоликов, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположныхклассов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм –укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводитсягосударству, что способствовало возникновению противостояния религиозного исветского начала.
Со второй половины 17 века Франция выдвигаетсясреди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусстваведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полноеединообразие стиля, насыщенного и торжественного
(см. рис. 1). В барочном стиле меняетсяхарактер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов
( см. рис. 2 ), спиралей, линииизламываются, искривляются. Введение кривой линии в мебельные формы не простаязадача, так как древесина с трудом поддаётся гнутью. Для формирования изогнутыхповерхностей остаётся довольно трудоёмкая техника склеивание кусочков фанеры.Шероховатости и неровности, появляющиесяна стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованнойнеобходимостью сложной столярной техники зародился приём отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов. Изматериалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, илидорогое привозное цветное, главным образом, чёрное дерево, богатоинкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом другихцветов.
В практику мебельщиков широко входитфанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовлениямебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Деревообыкновенно сплошь
покрыто позолотой. В качестве декораприменяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиляосваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь,фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Появления разнообразных приёмовфанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и другихматериалов привело к пышному расцвету интарсии. Широко распространение получилприем украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резнойдекор. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщенаорнаментацией.
Форма предметов приобретает волнистый силуэт.
Этот эффект достигается благодаряпрофилированным цоколям, карнизам и фронтонам.
Опоры вытачиваются в виде валют, вкачестве украшений используется придуманный живописцами ормушль(см. рис. 3 ).
Мебели во дворце было немного, но она отличаласьизысканностью и великолепием.
Табуреты, кресла, стулья, столы стоялистрого возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовоймебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.
2. Мебель для сидения – стулья, кресла, диваны– утратили прямые формы, в частности, изменились ножки ( см. рис. 4 ). Они стали изогнутыми, что придало мебелилёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой ибахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят вобиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем длявытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхнийкрай спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпохуобычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом вышеголовы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней каймесиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглымишляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенныепрофилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы Sзавитков, концы которых украшены акантовыми листьями ( см. рис. 5 ). Диваны тойэпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел.Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушкисоединенных кресел.
3. Столы эпохи барокко покрывали массивнойстолешницей из цветного мрамора или мозаики.
Форма их могла быть любой, но самымимодными считались круглые и прямоугольные столы.
Особенно замечательны ножки барочныхстолов – богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов ибаранов, поддерживающих столешницу ( см. рис. 6 ).
Края столов украшались богатой резьбойи инкрустацией. А также в интерьерах появились столы – бюро, туалетные и ночныестолики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, столы –консоли, которые ставили под зеркалами, у стен ( см. рис.7 ). Ихконструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой – опорыв виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье,сплошь покрыто золочёной фигурной резьбой.
4.Кровати в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихсяпредметов интерьера. Гостей часто принимали лёжа в постели, поэтому постепеннокровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений (см.рис. 8 ).
5. При оформлении помещений в стиле барокко
очень популярна была обшивка стендеревянными панелями, причём как естественной фактуры, так и окрашенных вразличные цвета : светло – зелёный, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или жерисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор,черепашьи панцирь, лазурит.
6. Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле бароккоосвещались с помощью больших окон, имевших ставни ( жалюзи ) либо занавеси,которые выполнялись из шёлка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей.Особенно популярны были английские ситцевые ткани с рисунками в видеэкзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы былипозаимствованы со странных индийских и китайских расписанных в ручную обоев. Всередине 18 века во Франции начали производить полотняную ткань с набивнымодноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом иликремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивкамебели подбиралась в тон друг другу.
7. Освещение в стиле барокко было нежное и приглушённое. Основнымисточником света служили большие окна, большие зеркала, отражающие свет иоптически увеличивающие помещение, свечи в серебряных и деревянныхподсвечниках, ( см. рис. 9 ), жирандоли и хрустальные люстры ( огромныхразмеров ).
8. В основном во Франции применялись паркетные полы нежели в другихстранах. В середине 18 века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе иокаймленных бордюром.
9. В эпоху барокко сундук стал атрибутом деревенской жизни. У дворянсохраняются лишь его изящные модификации для хранения драгоценностей. Нопревращение сундука ещё не закончилось: около 1700 года появляется новаяразновидность мебели – комод (см.рис.10). Сначала он представлял собой сундук свыдвижными ящиками. Затем Андре Буль видоизменил его, поставив на короткиеножки.
10. Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой,витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы.
Заключение.
Стиль барокко отражал веяния всей эпохи.
Это величие монаршей и аристократическойвласти, выраженной в величественной архитектуре, пышной отделке интерьеров,позолоченной мебели, блеске и роскоши образа жизни. В бесконечных завитках,массе драгоценных материалов была заключена власть.
Во Франции эпоху барокко условноподразделяют на четыре этапа ( т. н. >), приуроченные каждые ко времени правления одного изЛюдовиков:
Раннее барокко, переходный стиль (Людовик 13,
1610 – 1645 ); зрелое барокко ( Людовик14,
1643 -1715 ); стиль регентства>> — переходный этап между правлением Людовиков 14 и 15;
рококо, поздний этап барокко ( Людовик15,
1720 – 1765 ).
БАРОККО – это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь жеграндиозными созданиями, она осталась
в истории переломным моментом развитиямирового искусства!
Словарь.
ИНТЕРЬЕР– этовнутренние пространство здания, помещения, а так же его устройство и убранство.
БАРОККО – это вычурныйи пышный стиль в искусстве 17-18 века.
ИНТАРСИЯ – деревяннаяинкрустация.
ЦОКОЛЬ–это лежащая на фундаменте нижняя утолщённая часть стены, сооружения, колонны,памятника.
ФРОНТОН – этотреугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченнаядвускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.
ВАЛЮТА — спиралевидныйзавиток с > в центре.
ОРМУШЛЬ – придуманныйживописцами орнамент.
ЖИРАНДОЛИ – ( в переводес французского > ) это светильник.
Литература.
Сайт в интернете:
www.yandex.ru
Толковый словарь
Детская энциклопедия
мебели
Детская энциклопедия
Искусств.