ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o «1-2» h z u ВВЕДЕНИЕ_ PAGEREF _Toc159579186 h 2
Глава1. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ_ PAGEREF_Toc159579187 h 4
1.1. Сущность, предмет, объекты и принципысоциального страхования.PAGEREF_Toc159579188 h 4
1.2. Виды социального страхования_ PAGEREF _Toc159579189 h 10
1.3.Государственные и негосударственные формы социального страхования в России_ PAGEREF _Toc159579190 h 13
Глава 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕФОНДЫ_ PAGEREF _Toc159579191 h 15
2.1. Сущность,понятие, классификация_ PAGEREF _Toc159579192 h 15
2.2.Социальные внебюджетные фонды_ PAGEREF _Toc159579193 h 16
Глава3. ПОЗИЦИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА_ PAGEREF _Toc159579194 h 21
3.1. АндрейИСАЕВ, председатель Комитета ГД по труду и социальной политике, заместительпредседателя рабочей группы ГД по реформированию системы социальногострахования.PAGEREF _Toc159579195 h 22
3.2. ФедорПРОКОПОВ, руководитель Департамента социальной политики РСПП.PAGEREF _Toc159579196 h 25
Глава4. РАБОТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ_ PAGEREF _Toc159579197 h 27
4.1. В декретможет уйти даже дедушка_ PAGEREF _Toc159579198 h 27
4.2. Медпросмотры в России прошли за девятьмесяцев более 500 тыс. работников вредных производств_ PAGEREF _Toc159579199 h 28
4.3. В Белгороде открылся ортопедический центрPAGEREF _Toc159579200 h 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ PAGEREF _Toc159579201 h 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_ PAGEREF _Toc159579202 h 32
ПРИЛОЖЕНИЕ_ PAGEREF _Toc159579203 h 33
ВВЕДЕНИЕ
Страхование — одна издревнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложенияпервобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутникомобщественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятиясвязан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой впроизводственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможностьуничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами идругими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характеробщественного производства — главная причина беспокойства каждого собственникаимущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этойпочве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путемсолидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если быкаждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, тоон был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные повеличине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
Одна из основных чертрыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социальногострахования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человекаявляется социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когдасложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальнымобразом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организациисоциального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связипринципиально важным является изучение теоретических основ социальногострахования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательнойбазы.
Система социальногострахования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единойгосударственной форме социального страхования приходит разветвленная системаавтономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного,социального, медицинского, занятости.
Социальное страхование –это один из важнейших механизмов регулирования социально – трудовой сферы. Впоследние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливообозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержкиструктурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растетзаболеваемость. В этих условиях нет четкого понимания роли социальногострахования не только у населения, но и у многих специалистов.
Предметом исследования в даннойкурсовой работе является система социального страхования.
Объектом исследования –история развития и становления социального страхования в современных условияхэкономическом и социальном развитии России.
Цель курсовой работы –показать место и роль социального страхования в обществе.
Актуальностьэтой темы заключается в том, что социальное страхование является неотъемлемойчастью жизни каждого человека. Работая на предприятиях, пользуясь медицинскимиуслугами, отдыхая на курорте и т.д., каждый из нас сталкивается с этой формойсоциальной защиты, будь то обязательное социальное страхование или жедобровольное. Любой человек должен быть уверен, что при наступлении страховогослучая его жизнь и имущество защищены, и, что он или его семья смогут получитьнекую компенсацию.
Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ1.1. Сущность,предмет, объекты и принципы социального страхования.
Социальное страхованиезанимает ведущее место в системе защиты населения. На его долю в развитыхстранах приходится 60-70% всех расходов,приходящихся на социальную защиту и15-20% ВВП. В России, по данным В. Д. Роика, доля обязательного социальногострахования, осуществляемого через внебюджетные фонды, составляет около 45%затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательноесоциальное страхование охватывает все население (обязательное медицинскоестрахование) или большие по численности категории граждан.
Чтоследует понимать под социальным страхованием?
В Законе от 16.07.1999 г.№ 165-ФЗ (в ред. от 05.03.04 г. № 10-ФЗ)«Об основах обязательного социального страхования» (ч. 3 ст. 1) даноопределение социального страхования. Оно сформулировано следующим образом:«Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемыхгосударством правовых, экономических и организационных мер, направленных накомпенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, ав случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий гражданвследствие признания их безработными, трудового увечья или профессиональногозаболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потерикормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинскойпомощи, санаторно-курортного лечения инаступления иных установленных законодательством РФ социальных страховыхрисков, подлежащих обязательному страхованию».
Данное определениеобязательного социального страхования заключает в себе два важных положительныхсвойства в сравнении с рассмотренными выше трактованиями этого понятия.Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан.Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социальногострахования [1]. Сущность социальногострахования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующихсянормами права[2].
Социальное страхованиепредставляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорамистрахования отношений между гражданами – застрахованными лицами(выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ,субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственнымиорганизациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимногострахования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованныхлиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социальногоположения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных закономи / или договором страхования событий(страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщикамииз уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).
Предметом социальногострахования является социальное положение, материальный уровень и качествожизни граждан [3]. Предмет социальногострахования включает комплекс трудовых и социальных отношений по поводу социальной защиты работников ичленов их семей в случае наступления для них массовых социальных рисковутраты трудоспособности и/или места работы. Являясьнаукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппарат) и принципы построения своих экономических,социальных и правовых механизмов.
В круг задачнаучной дисциплины «социальное страхование» входят:
1. получение объективных знаний о способах, качестве и уровнесоциальной защиты работников и членов их семей;
2. формирование ценностных ориентиров в области организациисолидарной взаимопомощи людей труда, т.е. знаний о механизмах социальнойподдержки друг друга в трудных жизненных обстоятельствах[4].
Целью социальногострахования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановлениеили улучшение социального положения и / или материального уровня и качестважизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся вдействительности социальных рисков.
Объектамисоциального страхования являются имущественные интересы граждан –застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховыхслучаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного такимслучаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральнойформе, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социальногоположения, материального уровня и качества жизни [5].
В основе социального страхованиялежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможностьадаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:
1. социальное страхование являетсяобязательным для всех граждан и регулируется государством;
2. обязанность по уплате взносов насоциальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечениемпри необходимости финансовых средств государства;
3. размер фондов социального страхованиясоответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя изустановленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
4. социальные выплаты определяютсяразмерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;
5. право на получение социальных выплатопределяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска бездополнительной проверки нуждаемости в доходе [6].
Обязательноесоциальное страхование включает:
1) Централизованноорганизованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;
2) Децентрализованнуюформу обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую всоответствии с федеральными законами указанными в них в качестве страхователей лицами.
Рассматриваемыеорганизационно-правовые формы социального страхования имеют не только указанныевыше общие свойства, но и свои особенности.
Во-первых,централизованной формой обязательного социального страхования охватывается всенаселение или очень большие массы населения. По видам децентрализованной формыподлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных почисленности категорий лиц в основном опасных профессий, а также пассажиров намеждугородных перевозках всеми видами транспорта.
Во-вторых,при обязательных видах социального страхования страхователи, категорииподлежащих страхованию граждан, социальные риски, страховые суммы, условия исроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размерысоциально-страхового обеспечения устанавливаются законом.
Кроме того,при централизованной форме обязательного социального страхования государствомучреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ),которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся вфедеральной собственности.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В-третьих, прицентрализованной и децентрализованной формах социального страхования социальноеобеспечение при страховых случаях могут осуществляться постоянно или в течениедлительного периода времени.
SHAPE * MERGEFORMAT
Централизованно организованная и осуществляемая государством форма обязательного социального страхования
Децентрализованная форма обязательного социального страхования, организуемая и осуществляемая лицами, указанными в законах
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Обязательное пенсионное страхование
Обязательное медицинское страхование
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья государственных служащих
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья работников опасных профессий
Обязательное личное страхование пассажиров Рисунок 1.1 Состав форм и видовобязательного социального страхования[7]
Основными принципами осуществленияобязательного социального страхования являются:
· устойчивость финансовой системыобязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентностистрахового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
· всеобщий обязательный характерсоциального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своихсоциальных гарантий;
· государственная гарантия соблюдения правзастрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнениеобязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансовогоположения страховщика;
· государственное регулирование системыобязательного социального страхования;
· паритетность участия представителейсубъектов обязательного социального страхования в органах управления системыобязательного социального страхования;
· обязательность уплаты страхователямистраховых взносов и (или) налогов;
· ответственность за целевое использованиесредств обязательного социального страхования;
· обеспечение надзора и общественногоконтроля;
· автономность финансовой системыобязательного социального страхования[8].
Финансовую основу социальногострахования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщимив рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие отдругих типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е.не преследует цели получения прибыли.
Всоциальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принципэквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принципэквивалентности страховых взносов исоциальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования ксугубо «страховому» механизму. Чем большеиспользуется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближемеханизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.1.2. Видысоциального страхования
Внастоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий:
4трудовых:
1. по старости
2. по инвалидности
3. по случаю потери кормильца
4. пенсия за выслугу лет
и
5. социальная пенсия — лицам, не имеющим правана получение трудовой пенсии.
1. По старости
Лица,достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20,м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработнойплаты, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа(превышающего требуемый), но не более 75% заработка.
Дляисчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок запоследние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 летподряд в течение трудового стажа.
Длябольшинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так каксуществует максимальный размер пенсии — 3 минимальных заработных платы.Минимальный размер пенсии — 1 минимальная заработная плата.
2. По инвалидности
Пенсиипо инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75% заработнойплаты, получаемой до пенсии, III группы — 30%. Существует min и max размерыпенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I иII группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсиипо старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходитьосвидетельствование каждые 2 года.
3. По случаю потери кормильца
Пенсиипо потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на егоиждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильцана каждого иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел пенсии, он равен minпенсии по старости на каждого иждивенца.
4. Пенсия за выслугу лет
Пенсиюза выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные сповышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогическиеработники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получаютпенсию за выслугу лет по специальному закону.
5. Социальные пенсии
Социальныепенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право наполучение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размереминимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.
Длябольшинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионноеобеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.
Государственныепособия:
Этипособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социальногообеспечения за счет средств бюджета.
1. Пособие по временной нетрудоспособности.
Основаниедля выплаты пособия — больничный лист, который получают больные и родителибольных детей. Размер пособия зависят от стажа:
пристаже до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы,
5-8лет -80%
свыше8 лет — 100%.
2. Пособия, связанные с материнством и рождениемдетей:
3. Пособие по беременности и родам.Выплачивается женщине в полном размере заработка.
4. Пособие беременным при своевременнойрегистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременнаявыплата.
5. Пособие по рождению ребенка равно 15 minзаработанным платам.
6. Пособие на период отпуска по уходу заребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.
7. Пособие по уходу за ребенком до 3 лет безсохранения оплаты отпуска. Равно 50% min оклада.
8. Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет (аучащимся в общеобразовательных школах — до окончания учебного заведения). 70%min оплаты труда.
9. Пособие на погребение.
10min заработных плат.
10. Пособие по безработице.
Выплачиваетсяв течение 12 месяцев:
первые3 месяца — 75% средней заработной платы на последней работе,
следующие4 месяца — 60%,
последние5 месяцев — 45%.
Минимальныйразмер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней заработнойплате в данном регионе. Если в течение года человек не нашел работу, топлатится ежемесячно 1 минимальная заработная плата.
11. Пособие беженцам и вынужденным переселенцам.
Накаждого члена семьи беженцам в городе выплачивается 1 min заработная плата, вселе — 2. 1.3. Государственные и негосударственные формы социального страхованияв России
Принципиально важновидеть различия между социальной помощью и различными видами страхования. Приэтом социальное страхование (в отличие от просто страхования) страхует толькоот одного вида рисков — потери заработка и охватывает в первую очередь социально-трудовуюсферу, где главное — взаимоотношения работодателя и застрахованного лица.Государство лишь определяет правила игры. В отношениях работодателя(страхователя) и застрахованного лица посредником является страховщик. У нас жесложилась ситуация, когда между страховщиком, страхователем и застрахованнымлицом есть некий посредник в лице налоговых органов. Иными словами, нарушаетсявся конструкция нормальных взаимоотношений застрахованного лица, страхователя истраховщика. Отсюда и все коллизии, связанные с определением тарифной политики.Ею никто всерьез не занимался и не занимается. Между тем в любой западнойсистеме обязательно присутствуют правительственные или независимые актуарии,которые, прежде чем обсуждать и принимать бюджет того или иного фонда,докладывают свои соображения о тарифной политике. И у нас тарифную политикунужно обязательно восстанавливать.
Большинство видовсоциальных рисков успешно поддаются страхованию через системунегосударственного страхования, функционирующей на основе объединения частныхрисков отдельных индивидов общества, и их раскладе во времени и пространстве. Вто же время, социальные риски, с которыми сталкивается не отдельный индивид, аобщество в целом, гораздо сложнее застраховать отдельно взятой (даже достаточнокрупной) негосударственной страховой компании. В связи с чем страхованиесоциальных рисков относится, в основном, к компетенции государственной системы социального страхования.
Для частной страховойкомпании социальный риск означает возможность одновременного возникновениястрахового случая у очень значительной части страхователей. В отличие отчастных страховщиков, государство способно справиться с социальными рискамиблагодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием.
Преимущества осуществления социального страхования в государственнойформе над негосударственной:
1. Наличиегосударственных гарантий осуществления выплаты страхового возмещения, которыепровозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширнымифинансовыми ресурсами.
2. Экономия на расходахпо ведению страхового процесса в связи с широтой расклада страховой суммы междувсеми участниками обязательного страхования, то есть всем населением страны исоответствующем снижении размера страхового риска, а так же экономия наадминистративных расходах в связи с единой системой управления страховымпроцессом.
3. Наличие у государстваправа принудительного изменения условий страхования в целях сохранениястабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса — отменаотдельных видов государственных пособий, снижение их размера.
4. Ликвидация эффектанеблагоприятного отбора, состоящего в различиях предпочтений страхователей принеоднородности совокупности страхующихся с позиций их отношения к уровню риска.Уровень риска в обществе существенно различается для каждого индивида (напр.очень различна вероятность заболевания у разных людей в зависимости отвозраста, пола, профессии), который вполне оценивается каждым человекомденежной суммой, которую он готов оплатить для ликвидации неблагоприятныхпоследствий страхового случая, либо полностью отказаться от страхования вообще,или от не устраивающих его общих условий. Тогда как обязательный характергосударственного социального страхования ликвидирует возможность возникновения эффекта неблагоприятного отбора в процессе социального страхования, атак же устанавливает для всех членов общества равные условия и права социальнойзащиты, обеспечивая поддержание социального статуса всех членов общества, какобязательных элементов сложившихся общественных отношений.
Процесс социальногострахования функционирует через систему социальных внебюджетных фондов,являющихся в основном самостоятельными финансово-кредитными учреждениями иоказывающими социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий,субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом.[9]Глава 2.ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ2.1. Сущность, понятие, классификация
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕФОНДЫ – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключаемые в государственный бюджет.
ОсобенностиВФ:
1. ВФ запланированы органами власти и имеютстрого целевую направленность.
2. Денежные средства ВФ используются дляфинансирования государственных расходов, не включенных в государственныйбюджет.
3. ВФ в основном формируются за счетобязательных отчислений юридических и физических лиц.
4. Страховые взносы во ВФ и взаимоотношения,возникающие при их уплате имеют налоговую природу, тарифы устанавливаютсягосударством и являются обязательными.
5. Денежные ресурсы являются государственнойсобственностью.
6. Расходование средств осуществляется либо пораспоряжению правительства, либо специально уполномоченного органа.
ВФмогут создаваться двумя путями:
1. Выделение из бюджета определенных расходов,имеющих особое значение.
2. Создание ВФ с собственными источникамидоходов на определенные цели.
ВФклассифицируют:
1. Экономические ВФ (решение экономических задач)
2. Социальные ВФ (решение социальных задач)2.2. Социальные внебюджетные фонды
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ«О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Его правовой режимопределен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным ПостановлениемВерховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Пенсионный фонд РФ образован в целяхгосударственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ. Обеспечиваетстрахование и выплату пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца[10].
Страховые взносы в этот фонд предприятия начисляют на все виды выплат,начисленных работникам.
Начинаяс 1 января 1996 г.взносы в ПФ РФ предприятия начисляют не только с сумм начисленной оплаты труда,но и с ряда выплат, произведенных работникам из чистой прибыли предприятия, неимеющих отношения к оплате труда, а также сумм, выплачиваемых в возмещениерасходов и иных компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи сослужебными командировками, переводом, приемом или направлением в другуюместность, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов,связанных с выполнением работн