Права и обязанности адвокатов
Введение
Во время следствия и суда нередко допускается ряд ошибок особого рода: привлечение к уголовной ответственности, предание суду и осуждение невинного либо осуждение виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначение чрезмерно сурового наказания.
Должностные лица и органы, ответственные за производство по уголовному делу либо осуществляющие надзорные полномочия занимаются устранением таких ошибок. Задача же защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.
Профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам называется адвокатурой. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг. Адвокатура выполняет правоохранительные функции, однако, она не является правоохранительным органом, т. к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: в уголовном процессе он — защитник, т. е. защищает, а в гражданском судопроизводстве он — представитель, т. е. представляет интересы той или иной стороны. В своих ходатайствах они обращают внимание на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов. Адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональное мастерство адвоката, его умение анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам играет большую роль в реализации защиты обвиняемого. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением, например, обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения, указывать на неисследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения, опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств или доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.
Но необходимо подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.
По статье 49 УПК РФ адвокат не может отказаться от принятой на себя защиты. Он не только не вправе использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу односторонности выполняемой им функции максимально использовать предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность.
Из-за специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее альтернативности органам государственной власти, отношение к ней менялось в различные периоды истории России, и поэтому небезынтересной является историю становления и развития этого института в нашей стране. Путь становления российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры.
Во времена самодержавия развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.
Права и обязанности адвокатов по Судебной реформе 1864 года
Адвокаты имели право взыскивать в судебном порядке, причитающиеся им по условию или по таксе, вознаграждение, если оно не было уплачено. Они могли предупреждать доверителей о своём намерении предъявить к ним иск, если они к определённому сроку не уплатят вознаграждение добровольно. Но это предупреждение должно быть выражено «в приличной форме, без угроз и оскорблений». Право присяжных поверенных на корпоративное устройство; оно выражалось в том, что поверенные каждого округа судебной палаты сами из своей среды избирали совет (самое большое право, однако остальные права как отдельных лиц членов сословия были немногочисленны). Монопольное право на получение доверенностей на хождение по чужим «тяжебным делам», но это право так и не было реализовано, т. к. находилось в зависимости от «признания Госсоветом по представлению министра юстиции достаточным числа присяжных поверенных, имеющих жительство в известной местности», что, как известно, так и не состоялось.
Право в любое время отказаться от ведения взятого к своему производству дела, но при этом он обязан был принять все необходимые меры для ограждения интересов доверителя до того времени, пока тот не изберёт себе нового поверенного. При таких обстоятельствах (отказе от ведения дела) Адвокат обязан был возвратить доверителю все полученные от него или по его доверенности документы и бумаги, в том числе и собранные самим Адвокатом.
Право вести гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам.
Право удостоверять своё полномочие в общих судебных местах не только доверенностью, «засвидетельствованной в установленном порядке, но и доверенностью, в которой подпись доверителя засвидетельствована полицией, нотариусом или мировым судьёй, а также словесным объявлением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда».
Право предавать друг другу состязательные по гражданским делам бумаги без посредства судебных приставов или рассыльных.
Право быть защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.
Право передать защиту, возложенную на присяжного поверенного, только с согласия суда или подсудимого, а иначе это было равносильно отказу от защиты.
Право передать своему доверителю, по взаимному с ним согласию, совершения тех или иных судебных действий, которые не требовали особой отчётности или знаний.
Гонорар оговаривался письменным соглашением с доверителем; при отсутствии соглашения — вознаграждение определялось специальной таксой, которую планировали издавать один раз в три года.
Право получения вознаграждения за ведение дел по таксе, если между присяжным поверенным и доверителем не было заключено особое соглашение.
Право отказаться от производства дела, назначенного советом или председателем судебного места, только представив достаточные причины.
Право на получение вознаграждения, даже когда дело кончилось миром, если производство по делу уже было ими начато.
Обязанности адвокатов согласно судебной реформе 1864 года
Защиты по назначению суда часто ставили Адвокатов в сложное (трудное) положение. Так, он обязан был защищать лицо, в виновности которого он не сомневался. Защитник по назначению не имел права признавать подсудимого виновным, если сам подсудимый этого не признавал, но всё это не означало, что защитник должен был поддерживать любое заявление подсудимого. Задача защитника, назначенного судом, состояла в том, чтобы извлечь из дела, сгруппировать и представить все обстоятельства, которые говорили бы в пользу подсудимого, то есть опровергали бы обвинения или ослабляли его силу. Такие обстоятельства почти всегда можно было найти в любом деле.
Присяжный поверенный обязан был до заседания непременно увидеться с подсудимым, несмотря даже на то, что дело, по данным предварительного следствия, представлялось не сложным и ясным, так как на суде оно может получить совершенно другой характер и подсудимый может изменить свои показания.
Присяжный поверенный обязан был объясниться с подзащитным наедине, прочитать следственное производство по делу и в случае необходимости просить суд вызвать новых свидетелей или экспертов. Таким образом, посещение Адвокатом подзащитного было признано обязанностью защитника.
Присяжные поверенные обязаны были принести присягу, где они клялись соблюдать закон, а советы обязаны были следить за точным его исполнением.
Адвокаты обязаны были избирать место жительства в одном из городов округа той судебной палаты, к которой были приписаны. Только в пределах этого округа они могли принимать на себя «хождение по чужим делам» во всех судебных местах. Но закон допускал одно исключение — когда дело, начатое в одном судебном округе, переносилось в другой (например, вследствие кассационного решения) тогда Адвокат подчинялся совету присяжных поверенных того места, где шло производство по делу. Но если он должен был уехать в другой город для ходатайства по делу, то присяжный поверенный обязан был все находящиеся у него дела передать (с согласия доверителя) другим присяжным поверенным.
В заявлении о принятии в Адвокатуру присяжный поверенный обязан был указать избранный им город. Но пока не было объявлено комплекта, присяжный поверенный имел право вести судебные дела и в других судебных округах.
В обязанности входило ведение списка дел, которые ему поручались (как подлежащие, так и не подлежащие действию таксы), и предоставление его в совет по первому требованию.
Звание присяжного поверенного не совмещалось с действительной службой, так как он должен быть не зависим от начальства. В 1869 году был поднят вопрос о том, может ли присяжный поверенный заниматься торговлей, но решение этого вопроса было отложено. В 1873 году Петербургский совет установил, что комиссионерство или посредничество несовместимо с достоинством присяжного поверенного; также несовместимым со званием Адвоката признавались должности члена земской управы и нотариуса. Адвокат обязан быть осмотрительным, разборчивым и строгим в выборе своих дел, не под каким требованием не соглашаться поддерживать недобросовестные требования и отклонять от себя всякое дело сомнительной честности, всякое дело, которое может нарушить его достоинство. Адвокат отвечает за всё, что требует от суда. По решению того же Московского совета «личная жизнь присяжных поверенных должна находиться под контролем корпорации, которая следила за тем, чтобы они не совершали поступков, роняющих нравственное достоинство носимого ими звания.
Вопрос об ответственности присяжных поверенных за принятие к своему производству несправедливого иска впервые возник в связи с нашумевшим в своё время делом присяжного поверенного А. В. Лиховцева, которого обвинили в принятии заведомо безнравственного дела и в том, что он, понимая это (безнравственность требований своего доверителя), отстаивал их на суде. Совет присяжных поверенных обвинил его, установив трёхмесячный интердикт (запрет заниматься Адвокатской деятельностью). Судебная палата увеличила наказание до максимума, исключив его из сословия присяжных поверенных. Но правительственный сенат единогласно оправдал его.
Присяжный поверенный обязан был принять к своему производству любое дело, назначенное советом или председателем судебного места.
Обязанностями Адвоката в гражданском процессе также являлись следующие:
· обязанность составлять исковые заявления в соответствии с данной ему доверенностью и затем явиться в суд, так как в противном случае ответчик мог просить о прекращении дела;
· обязанность подать апелляционный отзыв.
Обязанность присяжных поверенных — защита подсудимых в уголовном процессе по избранию либо по назначению председателей общих судебных мест.
В отношении принятия уголовной защиты Правительственный сенат высказался следующим образом: «Устав уголовного судопроизводства 1864 года, основанный на обвинительном начале, предполагает, как непременное условие, участие двух лиц: защитника и обвинителя, и возложить на защитника обязанность способствовать на судебном следствии уяснению обстоятельств дела в интересах обвиняемого. Вследствие чего защитнику ни в коем случае не может быть поставлено в вину принятие на себя защиты такого лица, в виновности которого он не сомневается. Кроме того, до окончания судебного следствия защитник часто не имеет возможности дать положительный ответ на вопрос о том, виновен ли подсудимый во взводимом на него преступлении».
Вопрос о том, может ли защитник участвовать в предварительном следствии был рассмотрен, но этот вопрос так и не получил своего разрешения (В 1882 году этот вопрос рассматривался Петербургским советом). Хотя закон не предусматривает участие защитника в предварительном следствии, но содействие со стороны Адвоката подсудимому в этот период движения дела во многих случаях представляется необходимым: нередко в уголовном деле возникают весьма сложные юридические вопросы, которые сам подсудимый не может ни решить, ни понять.
Одной из главных обязанностей присяжного поверенного сообщение доверителю по первому его требованию сведений о положении дела.
Адвокаты имели право взыскивать в судебном порядке, причитающиеся им по условию или по таксе, вознаграждение, если оно не было уплачено. Они могли предупреждать доверителей о своём намерении предъявить к ним иск, если они к определённому сроку не уплатят вознаграждение добровольно. Но это предупреждение должно быть выражено «в приличной форме, без угроз и оскорблений».
Становление и развития адвокатуры до 1979 года
Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.
Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных — корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов; и частных поверенных, — занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся оконченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.
В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.
3 марта 1890 года был принят закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.
Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.
Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.
Каково же было отношение большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры досконально знали тонкости адвокатской профессии, т. к. практиковала в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.
Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда, оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима.
24 ноября 1917 года был принят Декрет о суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину.
Издание нового Декрета № 2 о суде не привело к немедленной замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет № 2 предписывал создание при местных советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его положения.
На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917 года было принято решение об установлении для правозащитников государственных окладов, разорвавшая таким образом связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.
Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатской корпорации.
30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение «О народном суде», которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись коллегиями с еще более неудобоваримым названием — коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.
Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.
С 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету № 2 о суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению «О народном суде» 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.
29 июня 1920 года Третий всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.
Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики.
Новый закон об адвокатуре, вышедший в середине 1922 года, предусматривал возрождения института защитника в каждой губернии. Но об организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.
Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами — членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75 % всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.
Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить таким образом контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.
Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы. Юридическое образование, пришедшее в упадок в период революции, было восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных институтах.
Юридическая пресса стала не только менее обстоятельной в освещении правовых вопросов, начиная с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников.
22 декабря 1938 года, через 9 месяцев после того, как в результате начавшейся чистки были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР выпустил директиву «О работе коллегий защитников», ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение.
Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась «вредной» для общества и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы.
Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях между адвокатурой и юрисконсультурой. Было запрещено сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.
Надзор за деятельностью адвокатуру со стороны государственных органов были переданы Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.
В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было заменено республиканскими законами. Адвокатам все-таки удавалось сохранить определенную ведомственную автономию. Они не стали придатком бюрократической иерархии советского государства, оказывая по возможности засилью партии в корпорации, они остались, по крайней мере, формально, самоуправляемой корпорацией. Однако современная корпорация адвокатов продолжает функционировать на основах, заложенных в первые десятилетия советской власти. Ограничения организационной независимости корпораций и право адвоката представлять интересы своего клиента в системе безраздельно господствующей государственной власти остались нетронутыми. В современной адвокатуре остается еще много нерешенных вопросов. Далее мы рассмотрим некоторые из них.
Адвокатура на современном этапе
После принятия брежневской Конституции 1977 года на сессии ВС СССР 30 ноября 1979 года был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено на сессии ВС РСФСР Законом от 20 ноября 1980 года.
Организационно адвокатура построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР «коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это значит, что адвокатура сегодня представляет собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций — коллегий адвокатов. Важно заметить, что коллегия адвокатов является правоохранительной общественной организацией, а не разновидностью организаций сферы обслуживания. Оказание юридической помощи гражданам и организациям является Основной задачей адвокатуры. Существуют различные виды такой помощи. Однако ни в каких случаях дача правовых советов, составление разнообразных юридических документов и другие виды юридической помощи нельзя отождествлять с обслуживанием, с услугами, т. к. под оказанием услуг подразумевается соответствующая производственно-хозяйственная деятельность по удовлетворению материальных и иных запросов населения. Применительно к адвокатуре ни о какой производственной деятельности речи не идет, а названные действия адвокатов направлены на содействие гражданам и организациям в осуществлении ими своих прав и в защите ими своих интересов в соответствующих государственных и общественных органах.
Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые, областные, городские органы власти для утверждения и регистрации.
В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов.
С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов.
Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печать и штамп с обозначением своего наименования.
Высшим органом коллегии адвокатов является Общее собрание — конференция членов коллегии, ее исполнительным органом — президиум, контрольно-ревизионным органом — ревизионная комиссия.
Общее собрание коллегии созывается не реже 1 раза в год и насчитывает не более 300 адвокатов, а в коллегии адвокатов, насчитывающей свыше 300 человек, в место собрания может созываться конференция. Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее 2/3 состава членов коллегии. Все вопросы в нем решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собрание созывается по инициативе коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции РФ, Министерства юстиции автономной республики, краевого или областного отдела юстиции, а также по требованию не менее 1/3 состава коллегии.
Общее собрание полномочно:
· избирать президиум коллегии и ревизионную комиссию;
· устанавливать численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии с последующим утверждением Советом Министров автономной республики, местными краевыми, областными, городскими властями,
· заслушивать и утверждать отчеты о деятельности коллегии и ревизионной комиссии;