НАВИГАЦИОННОЕВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО НВУ-БЗ
1. ОПИСАНИЕ НВУ-Б3
1.1ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Навигационноевычислительное устройство НВУ-БЗ предназначено для непрерывногоавтоматического счисления текущих частноортодромических координат самолета синдукцией их на планшете и выдачи сигналов для автоматического и полуавтоматическогоуправления самолетом. Навигационный вычислитель НВУ-БЗ решает следующиезадачи:
- автоматически определяет координаты местоположения самолетав частноортодромической системе координат методом счисления пути по даннымточной курсовой системы ТКС-П2 доплеровского измерителя путевой скорости и угласноса ДИСС-ЗП или по данным системы воздушных сигналов СВС-ПН-15-4 и«запомненным» значениям направления и скорости ветра;
- преобразует текущие координаты самолета в координаты,вычисленные в системе отсчета следующей частной ортодромии;
- автоматически корректирует счисленные координаты самолета поданным радиотехнической системы ближней навигации РСБН-2СА;
- формирует управление сигналы и выдает их в автоматическуюбортовую систему управления самолетом;
- индицирует местоположение самолета на картографическомпланшете;
- вычисляет и индицирует направление и скорость ветра.
Навигационныйвычислитель работает в следующих диапазонах изменения навигационныхпараметров:
- курс — от 0 до 360°
- истинная воздушная скорость - от 200 до 1200 км/ч
- путевая скорость — от 200 до 1200 км/ч
- угол сноса -от -30 до+30°
- направление ветра — от 0до 360°
- скорость ветра — от 0 до 300 км/ч
В навигационномвычислителе НВУ-БЗ предусмотрено программирование следующих параметров:
- текущих прямоугольных координат самолета:
- вдоль оси маршрута — 0-950 км
- перпендикулярно оси маршрута ±500 км
- заданного путевого угла (ЗПУ)- от 0 до 360°
- значения линейного упреждения разворота (ЛУР) от 5 до 25 км с дискретностью 5 км
Навигационныйвычислитель функционально сопряжен с угломерно-дальномерной системой, благодарячему обеспечивается автоматическая коррекция счисленных координат самолета врадиусе действия маяка 10—350 км.
Навигационный вычислитель НВУ-БЗ выдает в автоматическую бортовуюсистему управления АБСУ-154 сигналы при отклонении от оси маршрута до ±2 кмкрутизной 7,5 В/км и при отклонении до ±10 км крутизной 25 мВ/км, а такжесигналы скорости отклонения от оси маршрута с крутизной 18,6 мВ/км/ч.
Карты, используемые в картографическом планшете, имеют следующиемасштабы:
- при полете по маршруту 1: 2000000
- при полете в районе аэродрома 1: 500000
Максимальное расхождениепоказаний между счисленными координатами, индицируемыми цифровыми счетчиками, ивизиром на планшете не должно превышать ±4 км на маршруте и ± 1 км врайоне аэродрома.
Максимальнаяинструментальная погрешность счисления пути не превышает:
а) при работе сДИСС-ЗП ±1% от пройденного пути в диапазоне скоростей 700—1100 км/ч и углесноса ±200 о;
б) в режиме«Память» ±2,2% от пройденного пути в диапазоне скоростей 500—1100 км/ч и углесноса ±20°.
Максимальная инструментальная погрешность преобразования прямоугольныхкоординат текущей частной ортодромии в прямоугольные координаты следующейчастной ортодромии не должна превышать ±5 км.
Мощность,потребляемая вычислителем НВУ-БЗ от бортсети самолета, составляет:
- по переменному трехфазному току 36 В 400 Гц не более 300 В-А
- по постоянному току 27 В не более 400 Вт
- Масса НВУ без соединительных кабелей 69 кг
1.2 ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЕ
Конструктивновычислитель НВУ-БЗ представляет собой совокупность индикаторных исчетно-решающих блоков, выполненных на типовых элементах вычислительнойтехники.
В составнавигационного вычислителя HBУ-Б3 входят следующиеблоки:
Б-8М — задатчикугла карты;
В-31М — фильтрпо переменному току;
В-34 — фильтр попостоянному току;
В-140 — задатчикпутевых углов;
В-42 —переходная рама с входящими в нее:
а) В-41 — блокомпитания импульсных блоков;
б) БУП-3 —блоком питания индикатора-планшета;
В-51 — пультуправления;
В-55 —переходная рама с входящими в нее:
а) В-39 — блокомусиления;
б) В-53 — блокомпреобразования;
в) В-54 — блокомпостроения навигационного треугольника;
г) В-56 — двумяблоками импульсной раскладки; В-52 — два индикатора-задатчика координат; В-57 —блок отработки параметров ветра; ПА-3 — автоматический планшет, состоящий из:
— ИП-3 —индикатора пла'ншета;
— БУП-3 — блокаусиления и питания;
— футляра скатушкой.
Структурнаясхема вычислителя НВУ-БЗ и его связи с системами-датчиками приведена на рис.1.
На пультеуправления В-51 (рис. 2) расположены:
- выключатель питания вычислителя НВУ-БЗ «Сеть»;
- лампа «Исправность», сигнализирующая о наличии напряженностипитания и исправности блока В-56;
- выключатель счисления координат «Счисление»;
- выключатель коррекции координат «Коррекция»;
- лампа «Коррекция», сигнализирующая о выполнении режимакоррекции;
- переключатель установки координат на счетчиках блоков В-51 Iи В-52 IIсфиксированными положениями «Откл». — Sп—Zn—SM—ZM—S—М;
- переключатель установки расчетных значений линейного упрежденияразворота (ЛУР) с фиксированными положениями: «Принуд.—откл. -5-10-15-20-25»(цифры обозначают длину ЛУР в км);
- блок кнопок «Установка координат» (кнопки со знаками « + » и«—» предназначены для увеличения и уменьшения значений координат, средняякнопка служит для увеличения скорости установки координат).
На индикаторах-задатчикакоординат В-52 (рис. 3) расположены счетчики: текущих тоординат «Самолет»,координат радиомаяка относительно текущей ЧО «Р/маяк» или координат пунктаочередной ЧО «Пункт».
Два счетчика «Iградусы, мин»,«IIградусы, мин» и две группы кнопок назадатчике путевых углов (рис. 4) служат дляустановки заданных путевых углов (ЗПУ) нечетных и четных ЧО.
С помощью ручки на задатчике угла картыБ-8М (рис. 5) устанавливается угол карты, заключенный между северным направлениеммеридиана и направлением частной ортодромии.
Рис. 1. Структурная схема вычислителя НВУ-БЗ
На индикаторе-планшете ИП-3 (рис. 6) расположены: переключатель «Аэродром—марш.» для переключения масштабов карты;
Рис 2. Пульт управления (блок В-51)
Рис. 3. Индикатор-задатчик координат (блок В-52)
сигнальная лампа «Zмакс», сигнализирующая об установке визира на упор;
кнопки управления, с помощью которых карта и визир перемещаются в направлениях, указанных стрелками;ручка начальной выставки карты (под крышкой), с помощью
которой положение карты согласуется сположением шкалы сельсина-приемника.
Рис. 4. Задатчик путевых углов (блок В-140)
Рис. 5. Задатчик угла карты (блок Б-8М)
Блок отработки параметров ветра В-57 показан на рис. 7. На его лицевой панели расположены кнопки исчетчик «бград» установки направления ветра, ручка и шкала «Лград»выставки угла схождения меридианов,кнопки и счетчик «Uкм/ч» установки и отсчета скорости ветра.
Индикаторные блоки В-140, В-51,В-52, В-57 и Б-8М размещены на среднем пульте кабины экипажа.
Рис. 6. Индикатор-планшет ИП-3
Рис. 7. Блок отработки параметров ветра В-57
ИП-3 установленна амортизационной раме, под средней приборной доской.
На лицевыхпанелях вычислительных блоков, установленных в первом техническом отсекесамолета, расположены органы регулировки и гнезда контроля напряжений ссоответствующими надписями.
В блоке усиления В-39 размещены потенциометры регулировки:напряжения питания масштабных усилителей и масштабов сигналов боковогоуклонения и скорости бокового уклонения, выдаваемых в систему АБСУ-154.
В блокепреобразования В-53 имеются потенциометры регулировки масштабов:
- напряжения дальности системы РСБН-2СА;
- координат самолета в режиме преобразования;
- координат радиомаяка в режиме коррекции;
- координат пункта в режиме преобразования;
- линейного упреждения разворота;
- путевой скорости, выдаваемой в блок импульсной раскладкиВ-56;
- величины обратной связи в схемах отработки координат врежимах коррекции и преобразования.
В блокепостроения навигационного треугольника В-54 расположены потенциометрырегулировки:
- масштаба угла сноса и путевой скорости в режимах «Работа» и«Память»;
- фазы напряжения в схеме построения навигационного треугольника;
- фазы в цепи питания потенциометра от системы СВС-ПН-15-4;
- величины обратной связи в схеме отработки путевой скорости;
- величины обратной связи в схеме отработки угла сноса;
- величины обратной связи в схеме отработки курса;
- величины обратной связи в схемах отработки составляющихветра.
В навигационномвычислителе НВУ-БЗ предусмотрена непрерывная индикация местоположения самолетана картографическом планшете, в котором используется карта в виде ленты снанесенными в порядке полета участками маршрута. Линия заданного пути каждогоучастка ориентирована вдоль ленты. Движение карты в окне планшета совпадает снаправлением перемещения местности под самолетом. Местоположение самолета накарте указывается с помощью визира. Перемещение визира в направлении,перпендикулярном линии заданного пути, указывает величину бокового уклонения.Поэтому карта перемещается в планшете со скоростью, пропорциональной изменениютекущей координаты самолета по оси S, а перемещениевизира — со скоростью, пропорциональной изменению скорости самолета по оси Z.
С переключениемсчисления координат в систему отсчета следующей ЧО необходимо вызвать в окнепланшета карту со следующим участком маршрута.
Вызов картыследующего участка производится сигналом ЛУР, с появлением которого происходитбыстрое перемещение (скачок) карты.
Текущие координаты самолета выдаются в планшет спомощью сельсинной передачи, работающей в трансформаторном режиме.
На шасси блокапитания импульсных блоков В-41 расположены потенциометры регулировки токастабилитрона и выходного напряжения 4В для работы логических схем блока В-56 ивходного напряжения +27В.
Рамы В-42 сблоками В-39, В-53, В-54, В-56 и В-55 с блоками В-41 и БУП-3 и сетевыепомехоподавляющие фильтры-блоки В-31М и В-34 установлены в техническом отсеке,на этажерке, у правого борта, между шпангоутами № 8 и 9.
Конструкциярамы, счетно-решающих блоков и индикаторов обеспечивает их легкосъемность.Соединяются блоки через малогабаритные штепсельные разъемы 2РМД, которые расположенына верхней плате блока В-55.
Здесьже расположены предохранители защиты.
1.3 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Навигационныйвычислитель НВУ-БЗ непрерывно автоматическисчисляет местоположение самолета в частноортодромиче-ской системе координат, начало которой совмещено сконечным пунктом каждого участка маршрута. Координата Sориентированавдоль линии заданного пути (ЛЗП),ось Z—перпендикулярна ей (рис. 8).
Для плавного выводасамолета с одной частной ортодромии (ЧО)на другую необходимо вычислить текущие координатысамолета относительно следующей ЧО повзаимному положению этихучастков ЛЗП. Эта задача решаетсявычислителем ВНУ-БЗ и называется преобразованием координат.
Для коррекции координат самолета, счисленных устройством ВНУ-БЗ, формируются текущие координаты самолета относительно радиомаякаи сравниваются с данными от системы РСБН-2СА.
Координаты радиомаяка, по которому производитсякоррекция, программируются ввычислителе НВУ-БЗ.
Выдачапараметров в бортовую систему управления
Приполете по маршруту НВУ-БЗ выдает в бортовую систему управления сигналы Z, Zи ЗПУ, которыеиндицируются на приборах и используются для формирования команд автоматическогои полуавтоматического управления.
Напряжение, пропорциональное Z, снимается с потенциометров, связанных с осью счисления координат, через контакты реле,масштабный усилитель, развязывающий усилитель и фазочувствительные выпрямители подается в автоматическую бортовую систему управления АБСУ-154 и дляиндикации на навигационно-пилотажных приборах
Рис9. Схема электропитания вычислителяНВУ-БЗ
ПНП-1 и ПКП-1. В цепь индикации включенмагнитный усилитель, повышающий крутизну выдаваемогопараметра до необходимой величины.
Напряжение, пропорциональное скоростибокового уклонения, формируется на потенциометре, расположенномв механизме отработки путевой скорости. При этомрешается уравнение
Потенциометр питается переменным напряжением, пропорциональным sin(ф—ЗПУ+УС), выдаваемым с ВТ 5, 10, 12, 26. Это напряжениечерез усилитель и фазочувствительныйвыпрямитель подаетсяв АБСУ-154 для формирования команд управления. ЗЛУвыдается в АБСУ-154 с помощью дистанционной передачи, датчиккоторого установлен на оси задат-чика ЗПУ, а приемник вАБСУ-154.
Переключение цепи выдачи ЗПУ с одного датчикана другой производит реле срабатывающее по сигналу +27 В ЧО II.
Устройство НВУ-БЗ питается от левойпанели автоматов защиты (рис.9) отоднофазной сети 115 В 400 Гц через АЗФ1К-2;от трехфазной сети 36 В 400 Гц через АЗЗК-7,5; от сети постоянного тока 27 В через АЗСГК-15.
Цепи сигнализации питаются от сетипостоянного тока 27 В через АЗСГК-2.
1.4 ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Для использования вычислителя НВУ-БЗнеобходимо выполнить ряд операций.
1. На пульте управления В-51 установитьв положение «Откл.» следующие органы управления:выключатель «Коррекция»; переключатели «ЛУР», «Сеть» и «Счисление».
2. На блоке параметров ветра В-57установить угол схождения меридианов, равным нулю.
3. Включить АЗС питания НВУ-БЗ иустановить переключатель «Сеть» на пульте управления В-51 вположение «Вкл.». При этом на пульте В-51 должна загораться сигнальная лампа «Исправность»;
- на блоке В-52 Iдолжны загоратьсятабло «Самолет» и «Маяк», а на блоке В-52 II— табло «Пункт»;
- на блоке В-140 должнозагораться табло «I».
Если на блоке В-52 Iгорит табло«Пункт», а на блоке В-52 II— табло «Самолет» и«Маяк», то необходимо перевести переключатель «ЛУР» вположение «Принуд.» и вновь вернуть его в положение«Откл.».
4. Установить данные для полета напервом участке маршрута, для чего:
- на блоке В-51 переключателькоординат установить в положение «Z»;
- нажимая кнопки «Установкакоординат», задать на счетчике блока В-52 IZ=0;
- на блоке В-51 переключателькоординат установить в положение «S»;
- нажимая кнопки «Установкакоординат», задать на счетчике блока В-52 Iдлину первогоучастка маршрута;
- на счетчике «I»блока В-140 установитьзначение ЗПУ первого участкамаршрута, отсчитанного от меридиана точки выставки курсовой системы.
После установкинужных значений координат пунктов пере-ключателькоординат на блоке В-51 ставится в положение«Откл»
На блоке В-140 посчетчику, табло которого не горит, устанавливается значение ЗПУ очередного участка маршрут. В момент выхода наисходный пункт маршрута (ИПМ) на блоке В-51включается выключатель «Счисление». При этом на счетчиках «Самолет» блока B-52Iначнут Уменьшаться значения координаты S, а прибоковом уклонении от ЛЗП будут изме нятьсязначения координаты Z(приуклонении вправо +Z, влево программирования любых последующих ЧО необходимо переключатель координат установить в положение "Zпункт" кнопками «Установка координат» задать на одном изблоков В-52 (на которомгорит табло «Пункт») значение Z=0; переключатель координат установить в положение "Sпункт", кнопками«Установка координат» задать на том же счетчике блокаВ 52 (под надписью «Пункт») значение длины очередного участка маршрута.
Для наглядной индикации координат самолета необходимо подготовить и установить виндикатор-планшет карту маршрута.
В вычислителе НВУ-БЗ должны применятьсяаэронавигационные карты полифонической проекции двухмасштабов изготовленные в виде лент длиной до 12 м ишириной 180 мм. С правой стороны карты, наматываемой накатушку, должны быть перфорации.
- маршрут полета в одном направлении в виде ортодромийс основным и запасным аэродромами посадки.
- Маршрут наносят на карту с учетом следующихтребовании: максимальная дальность маршрута не должна превышать
- ЧО наносят на карту в виде прямых линий, совпадающих с продольной осью координат,
- конец каждой ЧО должен совпадать с нулевойотметкой перфорации карты
- максимальная длина ЧО недолжна превышать 950 км;
- ЧО длиной менее 100 км,следующие друг за другом, необходимо наносить на карту так, чтобы линия,соединяющая первый и последний пункты этих ортодромии, совпадала с продольнойосью карты;
- расстояние между концомпредыдущей и началом последующей ЧО должно быть 100—300 мм;
- каждая ЧО, нанесенная на карту, отделяется отсоседних разделительной полосой белогоцвета;
Рис 10. Эскиз построения ленты-карты для вычисления НВУ-Б3
- к начальному пункту каждой ЧО должен бытьпривязан участок предыдущей ЧО со своим ЗПУ, к концу каждой ЧО — участок последующей ортодромии со своим ЗПУ;изображение этих участков наноситсяв зоне «Скачок».
Карта аэродрома посадки выполняетсятак, чтобы аэродром на карте масштаба 1: 2000000 и центр ВПП на карте масштаба 1: 500000 совпадали с нулевой отметкой перфорации.
Продольная осевая линия карт обоих масштабов должна быть общей.
На краях видимого поля карты должныбыть нанесены двусторонние шкалы для отсчета координатывдоль маршрута, начало этих шкал должно совпадать сконцами ЧО.
Карта маршрута запасного аэродрома и его района размещается на ленте после карты района основногоаэродрома посадки и наматывается на катушку изображением наружу, чтобысторона с отверстиями перфорации была обращена к щетке с зубчатым колесом. Эскиз построения ленты-карты показан на рис. 10.
При подготовленном и включенноминдикаторе-планшете ИП-3 с момента начала счисления текущихкоординат самолета лента-карта в блоке ИП-3 начнет перемещаться сверху вниз, а визир будет индицировать местоположение самолета.
Текущие значения координаты Sможет бытьпрочитано по шкале дальности, нанесенной на лицевой панели блока ИП-3.
При полете помаршруту переключатель «Аэродром—маршрут» устанавливается в положение«Маршрут», а при полете в районе аэродрома посадки — в положение «Аэродром».
При подходевизира к краю индикаторного окна на блоке ИП-3 загорается сигнальная лампа «Zмакс», извещающая о том, что самолет вышел запределы видимой карты.
Визирвозвращается в рабочее положение автоматически после входа самолета в зону,изображенную на карте.
При выходесамолета на ЛУР в течение 3—6 с осуществляется «Скачок» карты для индикацииполета по следующему участку маршрута.
Если нарушаетсяработа схемы «Скачок» при переходе на очередную ЧО, необходимо нажать наиндикаторе-планшете кнопку «Вниз», что должно вызвать быстрое перемещение карты.При подходе начала следующей ЧО к перекрестию визира необходимо отпуститькнопку. Дальнейшее согласование местоположения происходит автоматически.
Перед подходом каэродрому посадки необходимо переключатель «Аэродром—маршрут» установить вположение «Аэродром», нажать на индикаторе-планшете кнопку «Вниз» и перематыватькарту до появления в окне планшета нужного участка местности.
После отпусканиякнопки перемотки положение карты и визира согласуются автоматически.
1.5 ОБСЛУЖИВАНИЕ
Работоспособностьвычислителя НВУ-БЗ проверяется в той же последовательности, в которой он используетсяв полете:
1. Кнопками«Установка координат» на блоке В-51 установить следующие значения координат:
на счетчикахблока В-52 с включенным подсветом «Самолет» Sc= -80 км, Zc=4 км;
на счетчикахблока В-52 с включенным подсветом «Пункт» Sn= -100 км, Zn=0;
на счетчикахблока В-52 с включенным подсветом «Маяк» SM=200, ZМ=0.
2. Включить ипроверить работоспособность систем ТК.С-П2, ДИСС-ЗП, СВС-ПН-15-4.
3. На пультеуправления измерителя ДИСС-ЗП переключатель рода работ установить в положение«Контроль».
4. С помощьюнажимного переключателя «Задат. курса» на пульте управления системы ТКС-П2 пошкале прибора ПНП-1 установить курс 45°.
5. По истечении10 мин на блоке В-51 выключатель «Счисление» установить в положение«Включено». При этом показания счетчика 5 на блоке В-51 должны уменьшаться поабсолютной величине.
6. Когдазначение координаты Sна счетчикеблока В-521 с включенным подсветом «Самолет» станет меньше 20 км, переключательЛУР иа блоке В-51 установить в положение «25 км». При этом должно загоретьсятабло «Смена ЧО» на средней приборной доске, а через 8—15 с должен переключитьсяподсвет надписей на блоках В-140 и В-52.
Координата Zна блохе B-52IIпо абсолютнойвеличине должна быть более 100 км и в результате счисления непрерывно уменьшаться.
7. При значениикоордина-ты 5 на счетчике блока В-52 IIменьше 80 кмпереключатель ЛУР на блоке В-51 установить в положение «Принуд.» и сновавозвратить в положение «Откл.» При этом должна произойти смена частных ортодромий.
Инструментальныепогрешности устройства НВУ-БЗ проверяют в лабораторных условиях с помощьюконтрольно-поверочной аппаратуры КПА-НВУ-БЗ, имитирующей параметры связанныхсистем-датчиков.
Для определения инструментальных погрешностей отработкикоординат служит контрольная карта, выполненная в виде ленты длиной 1100 мм ишириной 180 мм.
На эту карту наносят: продольные линии черного цвета отпродольной оси карты в обе стороны на расстояниях ±25, ±50 и ±70 мм;
поперечные линии красного цвета на расстоянии, равном 50 мм друг от другапо всей длине карты.Точки пересечения первой продольной линии с поперечнымилиниями имеют оцифровку 0—800. Точки пересечения.продольных линий, проходящихв правой половине поля карты, с поперечными отмечены шкалой 0; 12.5/50, 25/100, 35/140
Верхние цифрышкал служат для отсчета координат при работе на масштабе 1: 500000; нижние —на масштабе 1: 2000000.
Внешние признакии причины некоторых дефектов НВУ-БЗ:
1. На приборнойдоске бортинженера загорается табло «Резерва нет» из-за неплотного контакта срамой или отказа одного из блоков В-56.
2. На пультепоиска неисправностей ППН-3 загорается табло «Отказ НВУ-БЗ» из-за отказа блоковВ-56 или В-41.
3. На блоке В-51не загорается лампа «Исправность» или автоматически не переключается ЧО из-завыхода из строя стабилизатора тока и напряжения в блоке В-39.
4. Нетавтоматического и принудительного переключения ЧО — вышел из строя триггерблока В-39.
5. Нетпринудительного переключения счетчика блока В-521 на блок B-52II— вышел изстроя блок В-52П.
6. Автоколебанияна счетчиках блоков В-52 по преобразованным координатам — отсутствует сигналобратной связи или вышел из строя двигатель ДГ-1ТВ.
7. Присовпадении курса и ЗПУ изменяются значения боковой координаты на счетчикеблока В-52 — отказал блок В-54 (узел курса).
8. Задачирешаются наоборот (счетчики начисляют значения координат) — вышел из строя блокВ-54.
9. На блоке В-51не горит лампа «Коррекция» — вышел из строя блок коррекции в системе РСБН-2СА.
10. На блокеВ-52 не преобразуются координаты, так как вышел из строя блок В-53.
2. РЕЖИМ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАТ ОТ РСБНКоррекция координат
Метод счислениякоординат, принятый в НВУ-БЗ, обладает свойством интегрирования абсолютныхпогрешностей, возникающих при формировании составляющих путевой скорости. Поэтомупредусмотрена позиционная коррекция координат самолета по данным системыРСБН-2СА.
Система РСБН-2САизмеряет полярные координаты самолета азимут А и дальность Dотносительно наземного радиомаяка,координаты которого заранее известны. Точность определения полярных координатсистемой РСНБ-2СА выше точности определения координат с помощью НВУ-БЗ. Этоиспользуется для коррекции координат самолета, которая возможна при непрерывномизмерении азимута и дальности самолета относительно радиомаяка.
При нарушении режима измерения азимута и дальности спомощью системы РСБН-2СА коррекция текущих координат самолета прекращается ивосстанавливается только после выявления достоверности измеряемых величин.
Связьнавигационного вычислителя НВУ-БЗ с системой РСБН-2СА осуществляется в двухнаправлениях. Навигационный вычислитель НВУ-БЗ формирует и выдает в системуРСБН-2СА:
- ортодромические составляющие путевой скорости Wsи Wz;
- разность текущего азимута самолета и угла карты, введенноговручную с помощью задатчика Б-8М;
- разность запрограммированных вручную ортодромическихкоординат маяка РСБН и самолета SCM, ZCM.
Система РСБН-2САформирует и выдает в навигационный вычислитель НВУ-БЗ оцененный надостоверность текущий азимут самолета А и при включенном режимекоррекции корректирующие поправки ASи AZк счисленным автономно координатамсамолета.
Ортодромические составляющие путевой скорости навигационныйвычислитель формирует в соответствии с уравнениями
Эти составляющие снимаются с потенциометров, которые механическисвязаны с осью отработки Wи питаютсянапряжением переменного тока, пропорциональным sin(ф—ЗПУ + УС) и cos(ф—ЗПУ+УС).
Сигналы,пропорциональные Ws, Wz, проходят через фазо-чувствительные выпрямители и выдаются в систему РСБН-2САв виде напряжений постоянного тока.
Разность углов (А—фк) строится с помощьюдифференциального сельсина, который питается напряжением, пропорциональнымА, и ротор его поворачивается вручную на угол карты. Введение угла картыфк необходимо для согласования систем координат, принятых вНВУ-БЗ и РСБН-2СА.
Рис. 11. Построение частноортодромиче-ских координат самолета относительно радиомаяка по азимуту и дальности до него
С дифференциального сельсина снимается напряжение, пропорциональноеуглу (А—фк) и подается в систему РСБН-2СА. Разность ортодромических координат самолета и запрограммированныхкоординат маяка (рис. 11)
формируется в вычислителе НВУ-БЗмеханическим вычитанием указанных координат с помощью механических дифференциалов.
Счисленные текущие координаты самолета Scи Zcпередаютсяна потенциометры через дифференциалы.На потенциометрах фо