Людмила Алексеевна Введенская, доктор филологических наук, заслуженный профессор Ростовского государственного университета (ЮФУ).
Специфической особенностью риторики как учебной дисциплины является ее ярко выраженная практическая направленность. Цель риторического образования - приобретение навыков и умений речевого поведения, соответствующего ситуации общения. Овладение риторическим искусством - процесс, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.)
Кратко охарактеризуем основные элементы риторического самообразования, т. е. систематической работы личности над повышением своего речевого мастерства.
1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки, получение информации из прессы и СМИ, чтение научной, публицистической, художественной литературы.
Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги. Например, одна из образованнейших русских женщин второй половины XVIII в. директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии Е. Р. Дашкова в своих мемуарах вспоминала:
Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало. иногда я просиживала за чтением целые ночи напролет. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы, желая прослыть меценатом, выписывал из Франции все вновь появившиеся книги. Он оказывал особенное внимание иностранцам; от них он узнал о моей любви к чтению; ему были переданы и некоторые высказанные мною мысли и замечания, которые ему так понравились, что он предложил снабжать меня всеми литературными новинками. Иногда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги; все мои карманные деньга уходили на покупку книг.
Следует отметить, что, по словам самой Е. Р. Дашковой, это было серьезное чтение, т. е. она не просто много читала, а осмысливала прочитанное, размышляла над ним, анализировала, пыталась разобраться в окружающей жизни, обсуждала волновавшие ее вопросы:
Запоминание информации можно значительно облегчить с помощью некоторых приемов, которым человек обучается на протяжении жизни. Вот некоторые из них, приводимые Гансом Селье:
Не старайтесь запомнить то, что в ближайшее время не понадобится, запомните только, где это можно отыскать.
Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро. Никогда не пытайтесь читать быстрее, чем вы считаете нормальным для себя.
Перелистывайте страницы в поисках информации.
Известно, что риторическое мастерство неотделимо от общей культуры человека. На это обращают внимание не только теоретики ораторского искусства, но и люди, которые общались с подлинными мастерами слова. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет вам заложить прочную основу своей риторической культуры.
2. Создание собственного архива. Человеку, которому часто приходится публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал.
Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масштаба, хозяйственных руководителей, предпринимателей, выдающихся ученых и специалистов и др. Все это позволяет создать собственный архив.
Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми вам чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.
Такой архив может оказать неоценимую услугу в трудную минуту, когда у выступающего не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением, порыться в справочниках, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора, накапливания и систематизации материала и активно создавать свой архив.
3. Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).
Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.
Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.
Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.
4. Повышение культуры устной и письменной речи. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.
Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он неправильно произнесет его и в официальной обстановке, даже если в тексте выступления в этом слове поставлен знак ударения. Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях и т. п. Все это развивает человека, позволяет ему приобрести необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.
Регулярная переписка может стать хорошей школой для начинающего оратора, так как позволяет оттачивать слог, вырабатывать свой стиль речи. При этом важно, чтобы в сообщениях сообщались не только бытовые новости, но и обсуждались социально значимые проблемы. Помните утверждение великого Цицерона: «Письмо - лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия».
5. Критический анализ выступлений. Повышению риторического мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.
Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.
С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.
Необходимо выявить свои сильные и слабые стороны и на основе этого анализа вырабатывать и совершенствовать стиль выступления, позволяющий в максимальной степени использовать собственные возможности.
6. Овладение технологиями речевого общения. Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией существуют и могут быть использованы и др. Одним словом, нужно изучить как теоретические, так и методические основы риторического искусства.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
Дата добавления: 27.11.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |