Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения


Примерная схема анализа литературно-художественного произведения,


при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму,


примерный план характеристики художественного образа-персонажа,


возможный план разбора лирического стихотворения,


общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя,


как вести краткую запись о прочитанных книгах.


При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.


А. Идейное содержание включает:


1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;


2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;


3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).


Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.


Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в "Грозе" и Ларисы в "Бесприданнице" Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.


Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.


Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.


Б. Художественная форма включает:


1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);


2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);


3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.


Схема анализа литературно-художественного произведения.


1. История создания.


2. Тематика.


3. Проблематика.


4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.


5. Жанровое своеобразие.


6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.


7. Центральные персонажи.


8. Сюжет и особенности строения конфликта.


9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.


10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).


11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.


12. Место произведения в творчестве писателя.


13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.


Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.


А. Место писателя в развитии русской литературы.


Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.


1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.


2. Традиции и новаторство писателя в области:


а) идей;


б) тематики, проблематики;


в) творческого метода и стиля;


г) жанра;


д) речевого стиля.


В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.


Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.


Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.


Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.


1. Социальное и материальное положение.


2. Внешний облик.


3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:


а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;


б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).


4. Область чувств:


а) тип отношения к окружающим;


б) особенности внутренних переживаний.


5. Авторское отношение к персонажу.


6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:


а) с помощью портрета;


б) в авторской характеристике;


в) через характеристику других действующих лиц;


г) с помощью предыстории или биографии;


д) через цепь поступков;


е) в речевой характеристике;


ж) через "соседство" с другими персонажами;


з) через окружающую обстановку.


Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.


План разбора лирического стихотворения.


I. Дата написания.


II. Реально-биографический и фактический комментарий.


III. Жанровое своеобразие.


IV. Идейное содержание:


1. Ведущая тема.


2. Основная мысль.


3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.


4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.


5. Преобладание общественных или личных интонаций.


V. Структура стихотворения:


1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:


а) по сходству;


б) по контрасту;


в) по смежности;


г) по ассоциации;


д) по умозаключению.


2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.


3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.


4. Основные особенности ритмики:


а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;


б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.


5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.


6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).


7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.


Как вести краткую запись о прочитанных книгах.


1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.


2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.


3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).


4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).


5. Краткий план содержания.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/


Дата добавления: 20.05.2004



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Crucible Characters Essay Research Paper The
Реферат Речевой портрет в романе ИС Шмелева Лето Господне
Реферат Адрес: Вернадского просп., д. 37 корп
Реферат Зальцбургское архиепископство
Реферат Влияние глобализации на формы государственного регулирования
Реферат Ася I
Реферат Violence Essay Research Paper The Effects of
Реферат Маркетинговые исследования рынка растительных масел, майонезов и кетчупов под собственной торговой маркой сбытовой сети
Реферат Расследование преступлений связанных с организованной преступностью
Реферат Александр Александрович Ведерников
Реферат Film Review The Green Mile Essay Research
Реферат Ancient Greek Theatre Essay Research Paper TheaterStructure
Реферат Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности 2 Понятие и
Реферат Безналичные расчеты и особенности их развития в Республике Беларусь (на материалах ОАО "Белагропромбанк")
Реферат The Compromise Of 1850 Essay Research Paper