- 26 - И СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ 2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях 1. Участие госсектора в экспорте 2. Участие госсектора в импорте 2. Экспорт государственного и частного капитала 3. Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономи
ческих связях современной Индии 3. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ 1. Индия и промышленно развитые капиталистические страны 3. Советско-индийские торгово-экономические отношения 4. Индия и страны Восточной Европы 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. ТАБЛИЦЫ 1. Структура импорта 2. Структура экспорта 3. Отраслевая структура зарубежных инвистиций индийских
компаний 1985 г. 4. Крупнейшие частные международные инвеститоры Индии 1985 г. 5. Непогашенные иностранные инвистиции в Индию 6. Список использованной литературы. 7. СОДЕРЖАНИЕ - 1 - И1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ Индия, одна из древнейших стран мира, в течении почти 200 лет находилась под господством английских
колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой. Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капи талистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внут реэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйствен ной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил.
Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора. Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельнос ти государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало ак тивно применять в своей экономической
политике методы программи рования и планирования. Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного раз вития Индии определяется необходимостью привлечения в страну до полнительных материальных и финансовых средств, а также реализа ции части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений
НТР из промышленно развитых го сударств. Преодолевая явное и скрытое действие империализма, Индия ве дет борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономичес ких связей, важнейшими элементами которых являются внешняя тор говля, получение иностранной технической помощи на межправитель - 2 - ственной основе, а также инвестиции иностранного частного капи тала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей
Ин дии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное значение меняется по мере ук репления национальной экономики. К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал госу дарственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние как на внутриэкономическое
положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими стра нами и странами Восточной Европы и СССР. Соответственно претерпели качественные изменения все элемен ты внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это приве ло к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению усло вий привлечения в страну иностранных частных инвестиций.
Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом ос таются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресур сов. Индия благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической помощи, предоставляемой на межправи тельственной основе. Следует отметить роль государственной помо щи стран
Восточной Европы и СССР, а теперь СНГ и в первую оче редь России, которые внесли существенный вклад в развитие индий ской экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство при их содействии машиностроительных, химических, металлургических предприятий, атомных электоростанций, учебных и научных центров укрепило, а в ряде случаев заложило практически на пустом месте базу научно-технического прогресса страны. В настоящее время в связи с коренными изменениями,
произо - 3 - шедшими в экономике и политике стран бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился и Ин дии приходится заново переориентировать свои экономические свя зи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитыми капита листическими, а также с развивающимися странами. Проблемы укреп ления собственной производственной базы и некоторые экономичес кие трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают
Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенаци ональных проблем хозяйственного развития. Использования Индией внешнеэкономических связей осуществля ется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависи мости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельнос ти страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей.
Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание това рообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского реги она стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отрас лей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важ ным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности.
Освоение этого рынка производится в Индии объ единенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт го сударственного и частного капитала. Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережа ет большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпеча ток на внешнеэкономическую политику
Индии, согласно которой ос новными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капи талистические страны, страны СНГ и Россия 4 - И2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ И2.1. Роль госсектора во внешнеэкономических связях Значение внешнеэкономических связей для национальной эконо мики
Индии обуславливает весьма активное участие государства в их развитии и повышении эффективности воздействия на внутриэко номические процессы. В этих целях государством используется ши рокий арсенал средств, начиная от косвенных методов регулирова ния деятельности частного капитала на мировом рынке до прямого участия в осуществлении внешнеэкономических программ. И2.1.1. Участие госсектораА Ив экспорте Формы, в которых осуществляется стимулирование экспортных усилий частнопредпринимательских
кругов Индии, на долю которых приходится около 80 стоимости национального вывоза, могут быть разделены на три основные категории. К первой из них относятся финансовые и налоговые льготы при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление на логовых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты эк спортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д.
Так, в середине 80-х годов индийский экспортер получал денежную субси дию в размере 5-25 цены при экспорте товаров. Вторая категория государственного стимулирования частных эк спортеров включает в себя валютные льготы, как например предос тавление права на использование части валютных средств, получен ных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д. Примером такого рода государственного стимулирования может служить решение
министерства торговли Индии принятое в сентябре - 5 - 1975 года и разрешающее крупным национальным частным экспортерам увеличить валютные затраты на импорт таких товаров, как медь, белая жесть, сырая шерсть и некоторых других для производства товаров на экспорт. В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров, необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25 от стоимости
их экспорта. Специальные льготы были предоставлены мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой ва люте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспор тировало свыше 20 своей продукции, размеры этих лмцензий не ог раничивались. Третья категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработ ку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной
работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государ ственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация Г.Т.К Экспортная деятельность
Г.Т.К. характеризуется весьма высо кими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976 г он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17 стоимости всего национального экспорта. Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт благодаря заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребите лями продукции
индийского машиностроения, металлообработки, ме таллургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в ос новном действуют государственные промышленные компании. Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи - 6 - с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положитель ным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ
Индии в целом. Во-первых, при активном участии государственного сектора в экспорте страны произошло увеличение удельного веса готовых из делий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффектив ностью продукция машиностроения, химии и т.д Во вторых, в руках государства находится ныне мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции госу дарства в экспортной торговле оказало важное положительное вли
яние на укрепление позиций Индии на мировом рынке, рост конку рентноспособности ее товаров и увеличение экспортных поступле ний. И2.1.2. Участие госсектора в импорте Как и экспортной торговле воздействие государства на разви тие импорта проявляется, во-первых, через систему государствен ного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного учас тия государственных внешнеторговых компаний и предприятий госу дарственного сектора в осуществлении импортных операций.
Государственное регулирование импорта включает валютное ре гулирование, лицензирование, тарифную политику, установление им портных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдель ных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей де ятельности государства имеет большое значение, особенно в усло виях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с пос ледним обстоятельством государственное внешнеторговое регулиро вание направлено в первую
очередь на обеспечение экономии валют ных средств. Этой цели государство в основном добивается посред ством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным 7 - Экономному расходованию валюты при одновременном стимулиро вании экспорта, призваны содействовать и другие меры государ ственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на импорт оборудования,
сырья, компонентов и запчастей для соз дания дополнительных мощностей, работающих на экспорт. Не менее важной целью государственного импортного регулиро вания является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты наци ональной экономики происходит через установление - высоких таможенных пошлин - импортных квот - прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри
страны. Довольно сильные позиции государства в импорте опреде ляются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.
Огосударствливание импорта непосредственно сказывается на характере участия Индии в мировой торговле, в международном раз делении труда. По мере роста удельного веса госсектора в импорте Индии достигается более рациональное импортной торговли в обще национальных интересах, ограничивается отрицательное воздействие монополий на хозяйственное развитие страны.
И2.2. Экспорт государственного и частного капитала Оставаясь крупнейшим среди развивающихся стран потребителем заемных средств на мировом рынке ссудного капитала, Индия в тоже время начинает все увереннее выступать в качестве международного - 8 - кредитора по отношению к другим, экономически менее развитым ос вободившимся государствам. Это прямой результат ускорения темпов развития национальных производительных сил и укрепления капита
листических отношений в экономике страны. Одновременно вывоз ка питала отражает и глубокую противоречивость экономического раз вития Индии, обусловленную сохранением многоукладности экономики и относительной узостью внутреннего рынка. Безусловно, поток капитала из Индии ни абсолютно, ни относи тельно не идет в сравнение с вывозом капитала из любого развито го капиталистического государства. Общий объем прямых загранич ных инвестиций был в 1986 г в 1800 раз меньше. чем из
США и в 2000 раз меньше, чем из Западной Европы. Такая разница вполне закономерна и определяет соотношение сил и возможностей индий ского и западного капиталов. Более 34 вывоза индийского капитала приходится на два де сятка самых мощных национальных частных и государственных капи талов. По всем основным признакам их следует отнести к капита листическим монополиям. Они господствуют в сфере производства и обращения внутри страны, являются крупнейшими многоотраслевыми
объединениями с многочисленными фирмами и филиалами, банками, страховыми компаниями и транспортными агенствами, на их предпри ятиях заняты тысячи рабочих. Среди крупнейших индийских монопо лий БИРЛА, ТАТА,ТХАПАР,СИНГХАНИЯ некоторые из них вхо дят в число богатейших корпораций мира. Вывоз капитала из Индии специфичен по своей географиион ориентирован главным образом на рынки развивающихся
стран Азии, Африки и Океании, на которые приходится 95,7 всех прямых зару бежных инвестиций. Лишь весьма незначительную долю составляют промышленно развитые государства Европы, США, Канады и Австра лии. Такое распределение экспортируемого капитала понятно, он устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический потенциал и производственно-техническая специализация имеют больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным об разом в металлургическую, текстильную,
пищевую, химическую, бу - 9 - мажную промышленность, в электроэнергетику, машиностроение и гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом те производства, которые уже сложились дома, сформировав дос таточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает ограни ченность внутреннего рынка. Весьма показательным представляется необычайно высокий уро вень концентрации зарубежных капиталовложений
в руках горстки крупнейших промышленных домов. Достаточно отметить, что, хотя в число международных инвеститоров входит уже более 120 индий ских фирм, на пятерку крупнейших из них в 1986 году приходилось 48 индиийского акционерного капитала, вложенного в зарубежные предприятия, а на первую десятку 60. Именно крупнейшие промыш ленные дома, занимающие доминирующие позиции в индийской эконо мике первые 20 из них контролируют 50-60 всего корпоративного сектора, а две крупнейшие группы -
Бирла и Тата - около 20, первыми почувствовали узость внутреннего рынка и неизбеж ность вступления на путь внешней экспансии. Конкретные примеры из хозяйственной практики зарубежных предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписывают ся в модель мелкомасштабного, низкопроизводительного производ ства . Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репу тацию технологических лидеров среди новичков международного биз неса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, произво дящие средства
производства, требующие чрезвычайно сложной тех нологии, крупных масштабов производства, где все время необходи мо идти в ногу со временем. Важной особенностью международной деятельности индийских мо нополий является преобладающая ориентация их иностранных пред приятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на миро вом рынке и добившиеся необходимой конкурентноспособности, пере носят свое производство за границу ,несмотря на более высокие
издержки в принимающих странах, поскольку это расширяет границы - 10 - узкого национального рынка. Весьма показательно непосредственное участие в инвистицион ных операциях за рубежом компаний индийского государственного сектора. Причем, если контролируемые государством экспортеры предпринимательского капитала из других развивающихся стран дей ствуют, как правило, в добывающей промышленности или в среде ус луг, то в
Индии существует ряд государственных компаний, опери рующих в современных отраслях обрабатывающего сектора. Так госу дарственная компания Хиндустан машин тулз, размер инвестиро ванного капитала которой составляет 4,85 млн.дол. 1984 г имеет крупные станкостроительные заводы в Нигерии и Кении, а также предприятия в США и Сингапуре, занятые приспособлением производимых индийской компанией станков с ЧПУ к работе на базе американских и японских
ЭВМ. Другая государственная компания Фертиплайзер корпорейшен располагает гигантским комплексом по производству удобрений в Саудовской Аравии. И2.3. Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономи Ических связях современной Индии Вопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом пос тоянно находятся в центре внимания индийского государства при решении главных проблем национального хозяйственного развития. По отношению к иностранному частному капиталу определяющим направлением в политике
Индии, отражающим позицию всех слоев ин дийского населения, за исключением монополистической верхушки буржуазии, является курс на установление эффективного контроля над деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает де ятельность иностранных частных инвеститоров определенными отрас лями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах прибылей, уходящих за рубеж.
Однако это не означает, что позиции иностранного капитала коренным образом подорваны, а его влияние на ход хозяйственного развития Индии несущественно. Достаточно - 11 - сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмот ря на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы рос та иностранных инвестиций в отдельные периоды неодинаковы. При чина заключается в том, что иностранные компании находят в
Индии весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую норму прибыли на функционирующий капитал. Так по данным амери канского журнала Business international 1985 средняя прибыль американских компаний от индийских инвестиций в обрабатывающую промышленность возросла с 15,8 1982 до 20,3 1984. Противоречия между государственной политикой установления контроля над частными иностранными инвестициями и фактом абсо лютного их роста в индийскую экономику лишь кажущиеся.
Дело в том, что наряду с мерами по ограничению иностранного частного капитала индийским государством предпринимались и продолжают предприниматься попытки по использованию иностранных капитальных вложений в целях усиления темпов национального хозяйственного развития. Стремясь привлечь иностранную технику и технологию, опыт и финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предос тавление фирмам определенных, иногда значительных льгот.
Нажим иностранного капитала вызывает в стране различную реакцию, воз никают внутринациональные споры и конфликты. Индийское прави тельство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на более выгодных для государства условиях, путем заключения дого воров о финансовом и техническом сотрудничестве. При анализе отраслевой структуры соглашений по финансовому и техническому сотрудничеству обращает на себя внимание тот факт, что более половины 57,5 приходится на машиностроение, прибо ростроение и станкостроение.
Значительная часть соглашений была заключена в области химии, производства медикаментов и удобрений 14. Темпы роста на предприятиях, использующих зарубежный опыт и технологию через системы соглашений, намного выше, чем в среднем по стране. Отмечая определенные выгоды, которые извлекает Индия - 12 - из таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимо отношений с иностранным капиталом в ряде случаев используется фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не име
ющих ничего общего с индийскими национальными интересами. Более того, иностранные компании вносят в соглашения о сотрудничестве различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде всего касающиеся экспорта продукции новых предприятий. В ряде случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер деятельности, иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о сотрудничестве в отраслях, не имеющих первостепенного значения для
национальной экономики, но приносящих хорошие доходы косме тика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности. Несмотря на отдельные отрицательные стороны соглашений о сотрудничестве с иностранным капиталом, индийское правительство намерено их использовать и в первую очередь для получения новей шей зарубежной технологии. Таким образом, основной задачей индийского государства в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с привлечением в экономику страны иностранного капитала, является более эффек
тивное использование зарубежных финансовых средств на благо на циональной экономики. И3. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ И3.1. Индия и промышленно развитые капиталистические страны Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются развитые капиталистические страны, на долю которых приходится около половины ее внешнеторгового оборота.
Основными партнерами Индии являются США, Япония и страны ЕЭС. Несмотря на значительную диверсификацию внешнеэкономических связей, Индия по прежнему реализует значительную часть своих традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих стран. Доходы от экспорта товаров и услуг в промышленно развитые - 13 - капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в
Индию. Развитые капиталистические страны важные поставщики на ин дийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и про мышленных товаров. Значение этой группы стран во внешнеэкономи ческих связях Индии определяется еще и тем, что они, а также на ходящиеся под их контролем международные финансовые организации МВФ и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отме тить, что Индия имеет один из самых высоких размеров внешнего долга среди развивающихся
государств 829 млрд.рупий, 1989 г что является тяжким бременем для ее экономики. Вместе с тем следует подчеркнуть, что укрепление националь ной промышленной базы в результате индустриализации сельскохо зяйственного производства, а также переориентация Индии в облас ти географии внешнеэкономических связей с акцентом на развива ющиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сокра тить зависимость от развитых капиталистических государств, доля
которых в импорте Индии упала с 75 в начале 70-х годов до 55 в 1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес капита листических стран и в экспорте. Стремление Индии вырваться из зависимости от развитых капи талистических стран выражается также в ее усилиях по улучшению структуры национального экспорта в направлении увеличения вывоза готовых изделий по сравнению с сырьем и полуфабрикатами. Однако несмотря на принимаемые меры от 60 до 70 общей стоимости 1987
экспортной торговли Индии с США, ее крупнейшем партнером на мировом рынке, приходится на традиционные товары джутовые изделия, ткани, орехи, чай, кофе и т.д. Новые для Индии товары, и в первую очередь готовые промышленные изделия, только еще на чинают пробивать себе дорогу на американский рынок и пока разме ры их экспорта остаются незначительными. Стремясь преодолеть негативные тенденции в торговле с
США индийские государственные и частные внешнеторговые организации тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют - 14 - довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров ин дийского экспорта. Вместе с тем, как отмечает индийский журнал Коммерс, торговля Индии и США продолжает развиваться по классическому образцу отношений между развитой и развивающейся страной. На первый взгляд отношения между Индией и странами
ЕЭС в об ласти торгово-экономических связей развиваются сравнительно ус пешно. Об этом свидетельствуют - быстрый рост товарообмена со странами семерки - заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое соглашение такого рода между странами общего рынка и не ассоциированной с ним страной - временное сохранение Англией после ее вступления в ЕЭС прежних таможенных преференций в отношении Индии - заключение
Индией соглашения с ЕЭС по кофе и джуту. В то же время в торговле Индии с общим рынком существует много сложных и трудноразрешимых проблем. В частности, типичным для этой торговли является дефицит торгового баланса Индии, раз меры которого остаются по существу неизменными. Индии в середине 70-х годов удалось добиться положительного сальдо в торговле с
Англией, но это не оказало существенного влияния на дальнейшее развитие этой торговли. Другой характерной чертой торговли Индии со странами-членами ЕЭС является преобладание в индийском эк спорте традиционных товаров. На них приходится до 70 стоимости экспорта, и к тому же эти товары на западноевропейском рынке встречают дискриминационные по сравнению с государствами-членами
ЕЭС, таможенные ограничения. Наряду с развитием экспорта в развитые капиталистические страны Индия пытается ослабить проблему несбалансированности торговли с ними путем финансирования своего импорта из этих го сударств за счет получения от них кредитов и льгот. Происходит либерализация условий кредитов предоставляемых Индии рядом западноевропейских государств ФРГ, Англией,
Голлан дией. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значи - 15 - тельная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми капиталистическими странами. поступает к ней от западноевропей ских государств. Последние используют такие кредиты как весьма эффективное средство конкурентной борьбы на индийском рынке с монополиями США и сумели добиться существенного роста своих про даж в индию.
За период 1982-1989 гг. ввоз в Индию товаров из стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в ин дийском импорте возросла с 13,3 до 29,2. Также выросла торгов ля с Японией. Суммируя вышеизложенное относительно торгово-экономических связей Индии с развитыми капиталистическими странами и их совре менного состояния, оценивая их перспективы, необходимо отметить, что развитие этих связей испытывает возрастающее воздействие роста собственного
экономического потенциала Индии, укрепления ее внешнеэкономических отношений с развивающимися странами и ос лабления экономических связей со странами Восточной Европы. И3.2. Индия и развивающиеся страны Освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки занимают видное место во внешнеэкономических связях Индии. Более того, по ряду товаров эти государства являются основными постав щиками на индийский рынок
нефть, хлопок, медь, либо представ ляют собой важнейшие рынки сбыта индийской продукции инженер ные товары, текстильные изделия. Разумеется, значение отдельных стран, субрегионов и регионов в индийском внешнеторговом обороте далеко не одинаково. Так ла тиноамериканские страны занимают весьма скромное место, как в экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии с раз вивающимися африканскими странами были также относительно неве лики вплоть до конца 60-х
годов. В последующие годы в торговле Индии с африканскими государствами наметилась положительная тен денция и в период с 1966 по 1976 годы ее товарооборот с ними уд воился 16 - Свыше половины индийского товарооборота с африканскими госу дарствами приходится на 4 страны - Египет, Судан, Кению и Танза нию. В последние годы заметно увеличилась в индийском импорте доля Заира, Замбии и Нигерии. С большинством остальных госу дарств
Африки Индия либо не имеет регулярных торгово-экономичес ких отношений, либо их объем мал. Значение торговли с африканскими странами определяется, во-первых, их традиционной ролью как поставщиков металлов, фос фатов, хлопка, а во-вторых, обширными возможностями, которые аф риканский рынок представляет для сбыта как традиционных индий ских товаров, так и сложнотехнических изделий. Заинтересованность Индии в получении нефти лежит в основе ее действий по развитию отношений с нефтедобывающей
страной Африки - Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром был заключен договор по которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ Индия поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары. Тут следует отметить, что потребность в нефти заставляет Ин дию завязывать тесные отношения со странами-экспортерами нефти, и в первую очередь с
Саудовской Аравией, на долю которой прихо дится 6,7 индийского импорта 1989 г. Значение развивающихся и новых индустриальных стран Южной и Юго-Восточной Азии во внешнеэкономических связях Индии определя ется их географической близостью к Индии, а также историей реги она. По роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны делятся на две группы.
К первой относятся Бирма, Бутан, Бангла деш, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, которые выступают в основном как рынок сбыта индийской продукции. Малайзия, Тайланд, Синга пур, Индонезия, Гонконг и Филиппины составляют вторую группу - группу поставщиков технической и другой продукции на рынок Ин дии. Как уже было отмечено выше, в индийском внешнеторговом обо роте видное место занимают страны
Ближнего и Среднего Востока в связи с тем, что они являются экспортерами нефти. Однако этим их - 17 - значение не исчерпывается, поскольку в последние годы они стали крупным рынком сбыта индийской сложнотехнической продукции. Зна чительный скачок в темпах роста вывоза Индии в эти страны проис ходил в основном за счет инженерной продукции, свыше 80 кото рой было реализовано в Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии. В своем стремлении обеспечить сбалансированный рост торговых
операций с развивающимися странами Индия не может не учитывать того, что ее товары зачастую не выдерживают конкурентной борьбы с продукцией высокоразвитых держав, а поэтому нуждаются в допол нительных средствах защиты и поддержки. Эти соображения заставляют Индию добиваться заключения со своими торговыми партнерами взаимных таможенных, платежных и торговых соглашений, чтобы получить для своих товаров, облада ющих более высокой конкурентоспособностью по сравнению с продук цией большинства других развивающихся стран,
дополнительные льготы и способствовать увеличению их экспорта. И3.3. Советско-индийские торгово-экономические отношения Государства СНГ и в особенности Россия были остаются одним из главных торговых партнеров Индии. На долю СССР в 1989 году приходилось 12,9 индийского экспорта и 4,5 импорта. СНГ зани мает второе место во внешнеторговом обороте
Индии. Весьма приме чателен тот факт, что в период с 1976 по 1986 годы объем совет ско-индийской торговли увеличился в 4,5 раза. Этот показатель темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели как СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономичес ким кризисом в странах СНГ стал третьим по величине внешнеторго вым партнером Индии уступив второе место Японии. Страны СНГ оказывают
Индии огромную экономическую помощь. Ценность этой поддержки для национальной индийской экономики заключается в том, что они помогают развивать основополагающие отрасли экономики энергетику, сложное машиностроение, химичес кую промышленность, переработку нефти. За годы сотрудничества в - 18 - Индии построено около 75 промышленных объектов и около 50 стро ятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. при ходилось 44 всей выпускаемой в стране стали,
38 алюминия, 21 добычи и 45 переработки нефти, 77 металлургического, 47 энер гетического и 43 горно-шахтного оборудования. Помощь из СНГ по могает Индии ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада. Основными товарами индийского экспорта в СНГ являются машины и механизмы, изделия легкой промышленности, лекарства и традици онные товары индийского экспорта чай, кофе, кожа, сахар и др.
Несмотря на трудности перестройки российско-индийские отно шения продолжают развиваться, причем на долговременной основе, что придает им известную стабильность. За последние годы руково дители двух государств совершили визиты, в ходе которых были достигнуты важные договоренности о развитии экономического сот рудничества. Были подписаны соглашения, определяющие перспективы торгово-экономических отношений двух государств
на период до 2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгос рочная программа в области производственной кооперации. Следует отметить, что формы сотрудничества Индии и стран СНГ весьма разнообразны. К новым формам относятся создание совмес тных предприятий и совместное строительство объектов в третьих странах. Сотрудничество двух стран, в которых проживает более 15 части человечества является весомым фактором международной эко номической жизни и перспективы его развития
благоприятны. СНГ и Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между госу дарствами с пока еще различными социально-экономическими систе мами. И3.4. Индия и страны Восточной Европы Важную роль в решении задач экономического развития Индии играют ее связи со странами Восточной Европы 19 - Крупнейший торговый партнер Индии из числа этих стран -
Польша. Основные товары польского экспорта в Индию - горношах тное оборудование, суда и судовое оборудование, краски и др. Польский импорт из Индии состоит из традиционных сельхозтоваров чай, кофе и продукции новых отраслей индийской промышленности электронное оборудование, химическая продукция, стальные трубы и т.д ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в сфере экономичес кого сотрудничества среди восточноевропейских государств. С по мощью ЧСФР в Индии построено около 60промышленных предприятий, в том числе завод тяжелого
электрооборудования в Хайарабаде, завод литья и поковок в Рании, станкостроительные предприятия. Индия имеет документально подтвержденные торгово-экономичес кие связи с Румынией, Иенгрией, Болгарией. Так, например, Болга рия продает в Индию металлоизделия, удобрения, медикаменты и по купает машины, руды, кофе, арахис. И4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности характера участия Индии в современных междуна родных экономических связях
определяются тем, что развитие капи тализма в Индии привело к образованию национальных монополий, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами, присущими монополистическому капиталу. Индийские монополии выс тупают за расширение связей с иностранным капиталом. Они заинте ресованы в торгово-экономической экспансии на рынках менее раз витых стран и ратуют за ограничение роли государственного секто ра в хозяйственной жизни страны.
Хотя Индия и имеет в настоящее время немалое значение в сис теме международных экономических и торговых связей ее положение остается зависимым от стран запада, а структура экспорта свиде тельствует о том, что Индия является развивающейся страной. Индия прилагает немалые усилия для перестройки международных экономических отношений. Конкретными путями к ней, по мнению Ин - 20 - дии должны статьувеличение государственной помощи со стороны развитых государств на льготных
условиях, изменение условий меж дународной торговли с учетом интересов освободившихся госу дарств, увеличение объемов научно-технической помощи развива ющимся странам. Несмотря на огромные трудности Индии удалось достигнуть зна чительных успехов в развитии национальной экономики и значитель но улучшить свои позиции в системе международной торговли, час тично преодолеть зависимость от развитых капиталистических госу дарств.
Думается, пример Индии весьма показателен для других развивающихся государств 21 - ИСТРУКТУРА ИМПОРТА приблизительная, в гTTTT 81-82 83-84 85-86 87-88 Машины, оборудование 10,7 17,3 15,6 23,9 Электротехника 2,9 13,0 11,3 Нефть, нефтепродукты 42,7 30,7 31,9 15,5 Черные металлы 6,8 6,6 5,6 6,9 Цветные металлы 3,3 2,5 2,4 2,8 Хим. продукты 4,2 5,0 6,9
Уобрения 5,8 2,0 6,7 3,3 Прочее 28,1 23,4 21,5 47,6 Всего 100 100 100 100 L- ИСТРУКТУРА ЭКСПОРТА приблизительная, в гTTTT 81-82 83-84 85-86 87-88 Машины, оборудование 7,9 5,6 5,5 11,4 Одежда 2,8 3,8 3,4 10,3 Кожа, изделия из кожи 5,0 5,3 4,4 7,3 Джут 4,9 2,9 2,5 2,3 Чай 6,4 6,5 6,6 3,0 Сахар 0,5 0,3 0,1 0,1 Кофе 3,2 1,8 2,1 1,8
Руды 4,5 3,9 5,9 3,3 Химические продукты 7,5 Прочее 64,8 69,9 70,4 50,6 Всего 100 100 100 100 L 22 - И Отраслевая структура зарубежных инвистиций И индийских компаний 1985 г. гTTT Всего Отрасль T T T T T T экономики Обрабатывающие 80 42,6 93,949 33,6 74,1 9 92,6 81,7 Текстильная 16 12,9 28,610 17,0 73,526 29,9 25,4 Сахарная 1 1,4 3,1 2 3,3 4,6 3 4,7 4,0
Пищевая 20 9,0 19,9 8 3,9 5,528 12,9 11,0 Металлургия 5 1,5 3,3 1 0,3 0,4 6 1,8 1,5 Химическая 9 2,1 4,6 8 1,5 2,117 3,6 3,1 Целюлозная 2 6,7 14,6 3 14,5 20,0 5 21,2 18,0 Машиностроение 22 8,1 17,915 11,8 16,337 19,9 16,9 Кожевенная 2 0,1 0,2 1 0,4 0,5 3 0,5 0,4 Стекольная 3 0,8 1,7 1 0,9 1,2 4 1,7 1,4 Сервис, туризм 14 0,4 1,0 9 8,7 12,023 9,2 7,8 Консульт.
6 0,1 0,2 4 0,4 0,610 0,5 0,4 услуги Строительство 4 0,4 0,8 9 4,3 5,813 4,7 4,0 Торговля 9 0,6 1,3 7 0,2 0,316 0,8 0,7 Транспорт 1 0,3 0,6 1 0,1 0,1 2 0,4 0,3 Горно- 2 2,8 3,9 2 2,8 3,3 добывающая Прочие 3 1,0 2,2 6 3,2 3,2 9 3,3 2,8 ВСЕГО 7 45,4 10087 72,4 100 4117,8 100 L 23 - ИКрупнейшие частные международные инвеститоры Индии 1985 г. гTTT Фирма Бирла 18 16,49 15,1 Тхапар 9 14,66 13,4
Тата 7 11,52 10,6 Джей Кей 4 4,96 4,5 Моди 2 4,72 4,3 Уша Мартин Блак 2 3,92 3,6 Оберой хоутелз 4 3,09 2,8 Шахибак энтнрпрайз 2 2,44 2,2 Ларсен Тоурбо 2 2,16 2,0 Годрех 4 1,59 1,5 Кирлоскар 8 1,36 1,2 Сарбакан кемикалз 2 0,83 0,8 Индиан тобэкко 3 0,54 0,5 Кемикал констракшен 3 0,44 0,4
L 24 - И Непогашенные иностранные инвистиции И в Индию гT Страна 75-76 77-78 79-80 81-82 83-84 Канада 23,8 54,8 46,7 42,9 42,5 Франция 48,1 39,5 54,1 49,9 42,2 Италия 91,1 73,8 51,5 40,0 35,6 Япония 60,3 41,3 47,2 41,1 31,9 Швеция 19,5 32,7 29,5 22,4 21,9 Швейцария 46,3 52,8 53,9 60,6 65,9 Великобритания 617,5 679,0 580,9 577,5 679,8
Германия 119,6 231,6 247,6 250,6 245,2 США 456,7 719,1 639,1 577,6 591,8 Международные финан- 82,5 151,8 193,3 238,0 239,7 совые организации Всего 1679,62325,72192,62154,12218,8 L- Географическое распределение внешней торговли Индии в гTT Экспорт Импорт Страны T T 198788198889198788198889 США 18,5 18,4 9,7 11,4 Япония 12,7 10,6 10,3 9,3 СССР 12,5 12,9 5,0 4,5
ФРГ 6,7 6,1 9,6 8,8 Великобритания 6,6 5,8 8,0 8,5 Бельгия 3,1 4,4 5,4 7,2 Саудовская Аравия 1,9 1,6 4,3 6,7 Франция 2,4 2,1 3,3 2,9 Нидерланды 1,8 2,0 1,9 1,9 Австралия 1,2 1,3 2,1 2,5 Канада 1,3 1,4 2,2 2,4 Иран 1,9 1,8 5,4 5,6 L- И- 25 - ИСписок использованной литературы. 1. Индия.
Международные отношения. А.Е. Борисов В.Л. Корнеев А.В. Муравьев 2. Государственный сектор в экономике развивающихся стран. С.А. Сосна 3. Инвестиционный процесс в развивающихся странах. Е.Д. Черевик 4. Освободившиеся страны роль внешнеэкономических связей в развитии. С.И. Илларионов 5. Индия. Очерки экономической истории. ред.
С.М. Мельман 6. Индия. Ежегодник.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |