Реферат Дисциплина: Бухгалтерское дело. По теме: Важнейшие объекты бухгалтерского дела. Содержание. 1. Введение….2. Сущность и содержание бухгалтерского дела… 3. Хозяйственные ситуации и операции как предмет бухгалтерского дела 4. Хозяйственная операция как объект хозяйственного дела… 8 5.
Заключение…6. Список использованной литературы… 24 Введение Для формирования теоретических основ бухгалтерского дела, а также для адаптации к решению прикладных задач необходимо определить понятие бухгалтерского дела, его цели, объект, предмет и содержание. Бухгалтерское дело является составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.
Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях – ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, анализе данных, участии в профессиональных организациях и т. д. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Сущность бухгалтерского дела составляет деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в
специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения. Элементами бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовые, расчетно-денежные, первичные учетные, отчетно-статистические, организационно-распорядительные) – «продукты» труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования. Цель преподавания дисциплины «Бухгалтерское дело» состоит
в подготовке бухгалтеров высокой квалификации, способных в условиях развития рыночных отношений организовать работу бухгалтерской службы на предприятии, оценить риски и выбрать оптимальный вариант выполнения хозяйственных операций. Основными задачами изучения дисциплины «Бухгалтерское дело», вытекающими из цели ее преподавания, являются: - рассмотрение бухгалтерского дела как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для успешного управления предприятием и делового сотрудничества за его пределами; - получение
методологического представления о роли и значении бухгалтерского дела в условиях перехода к рынку; - овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса на всех предприятиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности; - ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, технологией обработки учетной информации, учетными регистрами и формами бухгалтерского учета.
Предмет дисциплины «Бухгалтерское дело» представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых по своему содержанию тем, отражающих правовые, экономические и методологические вопросы организации бухгалтерского учета в Российской Федерации. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектами познания принимаются реальные предметы бытия, подвергающиеся исследованию, под предметом познания – конкретные направления исследования.
Исходя из данного определения, можно сказать, что объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные
показатели деловой активности. В специально литературе взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета могут характеризоваться путем разложения общих понятий на частные. Так, финансовую отчетность можно представить в виде различных статей бухгалтерского баланса или какой-либо другой формы, содержание статей – в виде счетов бухгалтерского учета. Основанием отражения взаимосвязи счетов являются факты хозяйственной деятельности, которые в результате
становятся основным объектом бухгалтерского дела. Основанием формирования учетной информации являются учетные сообщения как описания фактов хозяйственной деятельности. Признание факта хозяйственной деятельности качестве основного объекта бухгалтерского дела позволяет выделить документацию и финансовую отчетность как носителей информации о деятельности организации. Хозяйственные операции и ситуации как предмет бухгалтерского дела.
Объектом измерения в бухгалтерском учете выступают хозяйственные операции, являющиеся фактами хозяйственной деятельности и оказывающие влияние на финансовое положение организации. В действующих нормативных документах (см. Положению по ведению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н, с изм. и доп. от 26 марта 2007 г. №26н) понятия «хозяйственная операция» и «факт хозяйственной деятельности» рассматриваются как синонимы.
Я.В.Соколов и М.Л.Пятов считают, что хозяйственная операция – чисто бухгалтерский термин, означающий результат квалификации фактов хозяйственной жизни. Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. оperatio – действие) – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств».
Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, вступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе. Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя из приведенных определений, следует выделить понятия: состояние, действие, событие.
Состояние – это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков материально-ответственных лиц, судебных
исков и др.). При осуществлении фактов хозяйственной деятельности (ФХД) бухгалтером применяются правила бухгалтерского учета ,представляющие собой способы его ведения. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки ФХД, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы,
методы и приемы. Каждый факт хозяйственной деятельности бухгалтером организации в обязательном порядке должен быть определен во времени, оценен и классифицирован в номенклатуре плана счетов и по видам. Определение во времени ФХД обусловлено необходимостью установления момента времени его регистрации. Этому факту особое внимание уделяется при заключении договоров и контрактов с контрагентами или сторонними физическими лицами. Датой определяется момент перехода права собственности на товары, продукцию, выполненные
работы или оказанные услуги, порядок признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и финансовой отчетности от обычных и прочих видов деятельности и отражения их по периодам; получение кредитов и займов; осуществление фактов с иностранной валютой и др. Данный элемент должен быть описан в учетной политике организации. Проблема оценки ФХД – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно принципам бухгалтерского учета, все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы
должны быть отражены в соответствующей оценке. Каждый ФХД имеет свою стоимость при определении его во времени. Стоимостная оценка проводится по первичным документам, подтверждающим факт осуществления хозяйственной операции. Исходя из принципа стоимости, задачей бухгалтера является определение себестоимости (стоимости) ФХД на момент его совершения. Так, стоимость активов учитывается в момент их приобретения и сохраняется
на этом уровне до тех пор, пока они не будут потреблены в производстве, проданы, обменены или переданы безвозмездно. Классификация ФХД в номенклатуре плана счетов представляет собой запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор системы счетов определяет порядок ведения в организации бухгалтерского учета (финансового и управленческого). Сама классификация зависит не только от правильной квалификации сущности (содержания) ФХД и его воздействия на результаты деятельности организации, но также и от логического
построения системы счетов. Каждый ФХД имеет двусторонний характер экономических связей между объектами бухгалтерского учета. Установление информационной связи между синтетическими счетами, возникающей при регистрации факта хозяйственной деятельности, в номенклатуре плана счетов принято называть корреспонденцией счетов. Следует отметить, что корреспонденция счетов отражает не только информационные связи между объектами бухгалтерского учета, но и правоотношения между хозяйствующими субъектами,
Она может быть представлена как хронологической, так и систематической записью. История развития бухгалтерского дела выделила шесть вариантов установления корреспонденции счетов: В виде простых записей. При данном варианте корреспонденции счетов один счет дебетуется, а другой – кредитуется на одинаковую сумму; В виде сложных записей. Его сущность заключается в том, что один счет дебетуется и несколько счетов кредитуется, или наоборот,
несколько счетов кредитуется, а один – дебетуется; Наличие обратных записей. Неправильно указанные счета могут меняться местами. При этом новые обороты арифметически устраняют старые, ошибочные; Сторнировочные записи. При установлении связи между объектами учета может быть произведено не только сложение, но и вычитание регистрируемых сумм, записываемых красным цветом.
Такие записи получили название «красное сторно»; Наличие смешанных записей. При данном варианте установления информационных связей один счет дебетуется положительной суммой, а другой также дебетуется, но отрицательной суммой. Возможна обратная ситуация, когда один счет кредитуется положительной суммой, а другой – кредитуется отрицательной. Факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета по правилу (принципу) двойной
записи. Суть его состоит в том, что любой ФХД регистрируется на счетах учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого. Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке, допущенной при отражении ФХД. Хозяйственная операция как объект хозяйственного дела.
Факты хозяйственной жизни – основной объект бухгалтерского наблюдения. Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов хозяйственной жизни. В результате совершения отдельных фактов хозяйственной жизни финансовое положение хозяйствующего субъекта остается неизменным, но основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение организации. Такие факты хозяйственной жизни именуются хозяйственными операциями.
Хозяйственная операция характеризует отдельные хозяйственные факты, вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования. В процессе осуществления уставной деятельности в организации постоянно происходят экономические события, рассматриваемые как хозяйственные операции. Они оказывают постоянное влияние на валюту баланса. Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства итогов
актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса, могут меняться. Это происходит вследствие того, что всякая операция отражается на двух счетах учета записью, то есть затрагивает две статьи баланса, которые могут находиться как одновременно в активе и пассиве, так обе – в активе или обе в пассиве. Существует четыре типа изменений относительно валюты баланса. Операции I типа (активные) изменяют состав имущества, то есть затрагивают только актив баланса.
При этом на одну и ту же сумму одна статья актива уменьшается, а вторая увеличивается. Общий итог актива не изменяется и сохраняется равенство между активом и пассивом предприятия. В этом случае валюта баланса не изменится. Например, из банка получены и оприходованы в кассу наличные деньги для выплаты заработной платы сотрудникам в сумме 30 тыс. руб. Данная операция затрагивает две статьи баланса «Касса» и «Расчетный счет», которые характеризуют размещение
средств и находятся во втором разделе актива балансового отчета. Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье «Касса» средства увеличились на 30 тыс. руб а по статье «Расчетный счет» средства уменьшились, следовательно, произошло перемещение средств внутри актива баланса и в целом валюта баланса не изменилась. Если обозначить: - А – актив баланса; - П – пассив баланса; - ∑хо1 – сумма хозяйственной
операции; - (1,2,3,4) – цифровые индексы соответствующего типа операции, то данный тип изменений будет представлен уравнением: А + ∑хо1 - ∑хо1 = П, то есть А + 30 000 – 30 000 = П А = П Операции II типа (пассивные) изменяют источники имущества предприятия, то есть затрагивают только пассив баланса. Одна статья пассива баланса увеличивается, а другая уменьшается на одну и туже сумму. Общий итог пассива баланса при этом не изменяется и сохраняется равенство между
активом и пассивом баланса. Например, удержан за октябрь налог на доходы физических лиц из заработной платы персонала фирмы в сумме 12 тыс. рублей. Данная операция затрагивает две статьи пассива балансового отчета: «Задолженность перед персоналом предприятия» и «Задолженность перед бюджетом» (IV раздел баланса). Выполнение этой операции означает, что по статье «Задолженность перед персоналом предприятия» денежные средства уменьшились на 12 тыс. рублей, а «Задолженность перед бюджетом» увеличилась на 12 тыс. рублей,
следовательно, произошло перемещение средств внутри пассива баланса и в целом валюта баланса не изменилась. Данный тип изменений будет представлен уравнением: А = П + ∑хо2 - ∑хо1, то есть А = П + 12 000 – 12 000 А = П Операции III типа (активно-пассивные) изменяют одновременно величину имущества и источник его формирования в сторону увеличения, то есть все изменения происходят в активе и пассиве
баланса. В результате на равную величину увеличивается итог актива и пассива баланса и равенство в балансе между активом и пассивом не нарушается. Например, по счету-фактуре № 5 от 20 января 2006г. получены от поставщика – завода «Квант» материалы на сумму 10 тыс. рублей. Данная операция затрагивает две статьи актива и пассива балансового отчета : «Материалы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Статья «Материалы» увеличилась на 10 тыс. рублей и статья «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» также увеличилась на 10 тыс. рублей (увеличилась задолженность поставщику, так как счет еще не оплачен). Валюта баланса по активу и пассиву увеличилась на 10 тыс. рублей, следовательно, произошло перемещение средств, как в активе, так и пассиве баланса и в целом валюта баланса увеличилась. Данный тип изменений будет представлен уравнением: А + ∑хо3 = П + ∑хо3, то есть А + 10 000 =
П + 10 000 А = П Операции IV типа (пассивно-активные) - изменения происходят в активе и пассиве баланса. Уменьшается одна статья актива и на ту же сумму уменьшается статья пассива баланса. В результате на одинаковую величину уменьшится итог актива и пассива баланса и равенство между активом и пассивом сохраняется. Например, согласно платежному поручению № 10 от 03 марта 2006г. и выписке банка перечислена в бюджет сумма ранее удержанного подоходного налога с персонала фирмы в сумме 8 тыс. рублей.
Данная операция затрагивает две статьи актива и пассива баланса: «Задолженность перед бюджетом» и «Расчетный счет». Обе статьи уменьшаются на 8 тыс. рублей, следовательно, произошло перемещение средств, как в активе, так и пассиве баланса и в целом валюта баланса уменьшилась. Данный тип изменений будет представлен уравнением: А - ∑хо4 = П - ∑хо4, то есть А -
8 000 = П - 8 000 А = П Как видно из приведенных формул, равенство валюты актива и пассива баланса при влиянии любого типа хозяйственных операций сохраняется, при этом после каждой хозяйственной операции в балансе затрагиваются две статьи. Также итоги валюты актива и пассива баланса изменяются лишь в том случае, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно актив и пассив баланса. Если баланс схематично представить прямоугольником, разделенным по вертикали на актив и пассив, то
рассмотренные типы операций будут выглядеть следующим образом: а б в г I тип Актив Пассив II тип Актив Пассив III тип Актив Пассив IVтип Актив Пассив + - + - + + - - Где а – операции активные (I тип); б – операции пассивные (II тип); в – операции активно-пассивные в сторону увеличения (III тип); г – операции активно-пассивные в сторону уменьшения (IV тип). Анализ хозяйственных операций.
Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского дела, и не случайно многие зарубежные и отечественные ученые считают их главным объектом бухгалтерского наблюдения и учета. На уровне хозяйственных операций осуществляется их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете. Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования,
отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат. Различают три основных вида хозяйственных процессов: - процесс обеспечения; - процесс производства; - процесс продажи. Процессы воспроизводства в нормально функционирующем экономическом субъекте носят непрерывный характер. В процессе производства потребляются средства труда и предметы труда, а поэтому непрерывность процесса воспроизводства зависит от постоянного возобновления этих производственных ресурсов,
что в свою очередь связано с непрерывным и четким осуществлением процесса материально-технического снабжения (заготовления). Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций зачастую требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок. Схема анализа в данном случае может выглядеть следующим образом:
Нарушение (нормативно-правовое, влияющее на финансовое состояние организации) Предполагаемые последствия Анализ ситуации (методом экономического или финансового анализа, методом математического моделирования и прогнозирования, графическим методом и т. д.) Порядок исправления (альтернативные варианты) В практической работе бухгалтер всегда отвечает на три вопроса: - когда произошла хозяйственная операция? - каково стоимостное выражение хозяйственной операции?
- каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция? Следовательно, при анализе хозяйственных операций перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволяет квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему: - идентификация хозяйственных операций по времени; - оценка хозяйственных операций; - классификация хозяйственных операций в номенклатуре плана счетов, выбранного для хозяйствующего субъекта.
Проблема идентификации заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Традиционно бухгалтеры придерживаются правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Вместе с тем в небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате, поскольку именно эти действия означают передачу права
собственности на предмет. Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации. Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки с клиентом может быть достигнута договоренность о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов. Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском
учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью. Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости.
В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток. Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами во время осуществления операции (первичные документы). Классификация хозяйственных операций – это их запись в
системе счетов. Для квалификации каждой хозяйственной операции необходимо распознать ее экономические и юридические характеристики: С точки зрения эк мии Экономической характеристики хозяйственные операции подразделяются на действия и события. Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта и выполняются под его целенаправленным воздействием. События возникают в результате случайных явлений без участия руководителей (хищения, потери от пожара
и т. д.). По отношению к хозяйственной единице хозяйственные операции делятся на внутренние (описают действия или события, протекающие в границах хозяйствующей единицы) и внешние – отражают связи, не ограничивающиеся контурами предприятия, затрагивающие совокупности других хозяйственных образований или физических лиц. По уровню обобщенности хозяйственных операций различают индивидуальные и агрегированные хозяйственные операции. Индивидуальные описываются показателем, характеризующим только объект учета.
Агрегированные хозяйственные операции объединяют несколько индивидуальных связанных общностью объектов учета (суммарный расход материалов за период). В зависимости от длительности совершения хозяйственные операции классифицируются на моментальные, длительные и абсолютные. Моментальные происходят в течение одного отчетного периода или цикла и чаще всего носят разовый характер (выдача зарплаты). Длительные – хозяйственные операции, осуществляющиеся в течение нескольких учетных
периодов, например, распределение стоимости долгосрочных активов по периодам полезного функционирования. Абсолютные хозяйственные операции наступают вследствие истечения сроков исковой давности. С юридической точки зрения хозяйственные операции подразделяются на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты. Сделки осуществляются на основе договоров, соглашений.
В отличие от сделок поступки не являются результатом целенаправленной деятельности субъекта управления (принятие к учету излишков ТМЦ, обнаруженных при инвентаризации). Административные акты – это следствие применения нормативно-регламентирующих и законодательных документов (начисление налогов). Неправомерные – это те хозяйственные операции, которые имели место в результате нарушений действующего законодательства, моральных и этических норм.
Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но и от логической конструкции системы (рабочего плана счетов), применяемых в организации. Имущество и обязательства – объекты бухгалтерского учета. Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Под внеоборотными понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретением. Основными отличительными особенностями основных средств является то, что они эксплуатируются длительное время, не меняя своей натурально-вещественной формы, постепенно изнашиваются и частями переносят свою
стоимость на произведенный продукт. По назначению основные средства подразделяются: - на производственные основные фонды, непосредственно принимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и т. д.); - на непроизводственные основные фонды, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дворцы и дома культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и т. д.).
Нематериальные активы представляют собой права, вытекающие из авторских и иных договоров на произведения науки: торговые марки, торговые знаки; программы ЭВМ; базы данных; патенты на изобретение; промышленные образцы, лицензии и т. д. Здесь же учитывается деловая репутация фирмы и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, используются в хозяйственной деятельности длительное время и приносят доход.
Вложения во внеоборотные активы – обобщающее понятие, характеризующее вложения организации в долгосрочные (внеоборотные) активы – основные средства, материальные ценности, нематериальные активы и т. п. Другими словами – это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством, приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, буровые и т. д.). Финансовые вложения – это стоимость имеющихся в распоряжении предприятия
ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Капитальные вложения и финансовые вложения представляют собой инвестиции предприятия. Оборотные активы участвуют в процессе производства один раз, меняют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. В оборотные средства включают следующие группы: производственные запасы, предметы обращения, средства
обращения, финансовые активы предприятия и отвлеченные средства. Производственные запасы – это предметы труда, на которые направлено действие человека в процессе создания продукта труда. К этой группе относят сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, животных на выращивании и откорме, расходы будущих периодов и т. д. Предметы обращения – временно свободные денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах.
Самостоятельную группу оборотных активов составляют финансовые активы предприятия, в которую входят: акции, облигации, сберегательные сертификаты и прочие денежные средства предприятия. Отвлеченные средства возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи из прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения.
Таким образом, это средства, которые изъяты из оборота на длительный срок или безвозвратно. Средства в расчетах – различные виды дебиторской задолженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием (например, покупателей и заказчиков за поставленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет суммы и т. д.). Все виды хозяйственных активов предприятия составляют актив баланса. Кроме хозяйственных средств объектами учета являются источники их формирования.
Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: - источники собственных средств (обязательства перед собственниками); - источники заемных средств (обязательства перед третьими лицами). Собственные источники имущества (обязательства перед собственниками) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Источники собственных средств включают в себя: - уставный капитал – капитал, сформированный
коммерческими организациями, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной общественностью составляется из стоимости вкладов его участников, а уставный капитал акционерного общества – из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал определяет размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.
Добавочный капитал – часть капитала организации, не связанного с вкладами участников и приростом капитала за счет прибыли, накопленной за все время деятельности организации. Сумма дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.
Резервный капитал – часть собственного капитала организации, представляющая собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций (т.е. нераспределенная часть прибыли). Нераспределенная прибыль – представляет собой конечный финансовый результат (сумма превышения доходов предприятия над расходами, полученных с начала года до конца отчетного периода) коммерческой
и других видов деятельности предприятия. Прибыль используется на накопление и потребление (финансирование капитальных вложений, выплату дивидендов и т.п.); часть прибыли изымается государством в виде налогов и других платежей. Целевое финансирование – это средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенных работ или поступившие из бюджета на проведение конкретных мероприятий. Данные средства не подлежат возврату, но должны быть использованы на те цели, на которые были получены.
Фонды накопления – фонды, образуемые за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, например, фонд накопления, который предназначен для расширения производства. Планом счетов от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов) не предусмотрено создание такого фонда, однако предприятия имеют право создавать его, если это будет оговорено в учетной политике. Амортизация – сумма износа, создаваемая за счет внутренних резервов
путем ежемесячного погашения (распределения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и переносимая на издержки производства (обращения) по нормам (выбранному способу начисления амортизации), определяемым организацией, исходя из установленного срока полезного использования. Прочие доходы и резервы. Доходы будущих периодов – доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Резервы – виды пассивов, характеризующих будущие расходы.
Выделяют следующие резервы: - оценочные – создаваемые за счет прибыли организации для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам); - регулирующие – образуемые в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (например, суммы, зарезервированные на: предстоящую оплату отпусков работникам организации; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным
характером производства; ремонт основных средств и др.). - по условным обязательствам – формируемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины которых либо срока исполнения которых существует неопределенность (например, резервы по расходам на гарантийное обслуживание, по санкциям за невыполнение условий договоров). Источники заемных средств – это средства, предоставляемые предприятию другими организациями и предприятиями или работниками, во временное пользование.
Заемный капитал с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный капитал. К заемным средствам относятся: - кредиты банка – суммы полученных банковских ссуд (краткосрочные – на выплату заработной платы работникам, оплату оборотных средств; долгосрочные – финансирование вложений во внеоборотные активы, приобретение основных средств и т. д.); - кредиторская задолженность – вид обязательств, характеризующих: 1). Сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических
и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними; 2). Счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности – задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение.
Своевременное погашение кредиторской задолженности – важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе внереализационных доходов. - займы – это суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц, как на территории страны, так и за рубежом, по наиболее выгодной процентной ставке. Все указанные источники хозяйственных средств составляют пассив баланса.
Понимание принципов и техники бухгалтерского дела основывается на концепции управления хозяйствующим субъектом. Чем крупнее организация, тем сложнее характер управления и функции, выполняемые бухгалтерской службой. Это в свою очередь влияет на обмен учетной информации, необходимой для оперативного управления хозяйствующим субъектом. Заключение. Принципы, правила и требования бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый их принципов и каждое из правил и требований дополняют общую систему бухгалтерского
учета. В связи с чем, их взаимодействие иногда сравнивается с «принципом Эйфелевой башни», все опоры которой несут общую нагрузку сооружения в целом. Таким образом, принципы и требования бухгалтерского учета в целом образуют единую систему, которая не отвергает ни одной из ее составляющих (опор). Поэтому несоблюдение отдельных принципов, правил и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований при определенных условиях может трактоваться
как неправильное ведение бухгалтерского учета и неудовлетворительная организация бухгалтерского дела. Однако реализация некоторых из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и противоречивостью действующей нормативной базы. Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от правил и требований. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Например, принцип о непрерывности деятельности не применим при определении
учетной политики на период ликвидации организации. Однако подобные ситуации являются исключениями из общего правила. Кроме того, выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета ФХД, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот.
В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой (учетной) информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между принципами и требованиями, исходя из профессионального суждения бухгалтера. Список использованной литературы: 1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. 3. Положения по бухгалтерскому учету (21 ПБУ); 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утв. Приказом МинФина России 5. Астахов В.П. «Теория бухгалтерского учета»: Учебное пособие. Изд. 9-е, перераб. И доп. – Москва:
ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. 6. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 7. Климова Н.А. Бухгалтерское дело:Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008 8. Проданова Н.
А. Бухгалтерское дело и постановка учета на предприятии. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2009.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |