Б. Виногродский
Любая метафора - это способ уподобления двух объектов сознания, а уподобление - это есть проведение, наложение связей граничащими и резонирующими частями объектов подсознания. Подразумевается, что объекты сознания состоят из равных граней, равных сторон. При этом я описываю структуру объектов сознания как аморфно-кристаллическую, перисто-кристаллическую, подобную структуре нефрита.
Любое понятие является, по сути своей, метафорой. "Курильница это очаг" - есть метафора. "Дом это строение" - есть метафора. Но в любом случае уподобление никогда не бывает стопроцентным, оно берет лишь один признак, по которому уподобляет предмет.
Еще есть контекст. Контекст - это то понятие культуры, в котором мы существуем; определенный тип культуры индивида, являющегося носителем этой культуры; определенное количество заранее установленных в этой культуре траекторий уподобления объекта. В этом, по сути, заключается функция культуры.
Культура - это система определений, а определение создает контекст, в котором ты существуешь. Определения же ограничивают, они проводят связи между определенными сторонами предметов - берутся определенные свойства или качества, которые уподобляются. А у любого предмета сознания, ибо предмет сознания является понятием, есть определенное количество граней. И эти грани определяются сенсорными каналами человека.
Любой объект сознания оценивается по шести сенсорным каналам: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус и внутреннее ощущение. По этим шести уровням оценивается абсолютно любой предмет, и строится любое понятие, независимо от того, действие это или признак. И, являясь объектом сознания, он живет по этим шести образам. Эти образы - это отражения или перекодировки через зрительную и осязательную составляющую других сторон процесса осознавания мира. И поэтому культура - это есть способ метафоризации, это некая система базовых определений, предлагающая тебе контекст, в котором даются определенные способы продвижения в этом контексте.
Поле культуры - это способ продвижения в сознании. При этом есть мир осознанный, и есть мир не осознанный. Есть мир воображаемый, и есть мир предполагаемый. И воображаемый и предполагаемый мир строится на основе метафор, на способах уподобления.
Когда метафора превращается в реальность? Здесь возникает очень важное понятие - понятие чуда. Чудо - это когда метафора превращается в реальность. Например, я говорю "ты лежишь, как королева", а потом ты вдруг стала королевой. Выясняется, что у Маргариты королевские корни, и она становится королевой бала. Определение дает возможность совместить огромное количество контекстов. При этом определение дает очень важную возможность - возможность переосмысления.
Переосмыслить - это также означает провести связи между объектами сознания. При этом переосмысление, проведение связей между объектами сознания - это насущная объективная необходимость, потому что по этим связям текут смыслы. И они должны течь. Если они не текут, образуется застой. А если образуется застой, то внутри человека начинается разрушение. Возникает проблема, препятствие в сознании, которое не позволяет двигаться дальше по траектории осмысления мира.
И с этой точки зрения обычный человек рассматривает внешнюю реальность как внешнюю реальность, хотя на самом деле она представляет собой лишь образы сознания. То есть структуры сознания для обыденного человека не существует. И поэтому уровень развитости, образованности человека определяется способностью непосредственно апеллировать структурой сознания и понятиями, которые описывают эту структуру, в системе какой-либо культуры.
Я в данном случае беру не мир и уподобляю его сознанию, а беру сознание и уподобляю его миру. То есть берутся объекты, и с помощью этих объектов возникает базовый тип метафоризации. Если рассматривать современный обыденный тип метафоризации, то сейчас человечество вступило в фазу компьютерной метафоризации. В качестве некой метафоры, которая накладывается на сознание, берутся внешне вынесенные объекты: компьютеры и те достаточно сложные типы связей, которые в нем построены. С помощью этой метафоры у человека появляется возможность осознавать себя по-новому, по иному.
Когда некая система объективизируется, берется в качестве объекта, накладывается на другую, тогда появляется возможность простраивать свою жизнь. Например, шашки это жизнь, и шашки это игра, игра это жизнь. А жизнь - это череда дел, состояний, движений в человеческом мире, в процессе которых происходит преобразование ценностей. Ценности же дают возможность превращать одни объекты в другие - несъедобные в съедобные.
Если игру вэй-ци, облавные шашки, рассмотреть в качестве метаметафоры как окружные, окружающие шашки (так как там есть метафора окружения), и наложить ее на понятие "жизнь", то жизнь в качестве метаметафоры является при этом описанием процессов.
В данном случае мы берем окружные шашки в виде метафоры и накладываем на понятие жизни, которое при этом рассматриваем как процесс освоения мира с помощью вынесения познанных закономерностей сознания во вне, в структуру дел, с помощью которых проявляются закономерности отношений между разными сознаниями, которые представлены людьми. То есть, это процесс умственной деятельности.
Возникает необходимость определить понятие умственной деятельности. Отсюда вытекает понятие дела, смысла, ценности, ума, разумности, понятие жизни, как жизни сознания. В данном случае мы говорим "жизнь сознания", потому что базовая метаметафора западной парадигмы - это есть подразумеваемый дуализм тела и сознания, тела и мира, сознания и психики, духа и тела. В китайской же традиции этот дуализм снимается изначально, так как подразумевается третий аспект - дыхание. Он, в принципе, присутствовал и в христианской традиции, ведь и мы говорим о духе, душе и теле.
Но обычный человек не в силах точно определить, чем отличается дух и душа, какова между ними иерархия. Поэтому, когда одна метаметафора накладывается на другую, то возникает некий процесс, который объективизируется с помощью слова. То есть образ подразумевает возможность распечатки, а в нем лежит еще целая структура образов, которые связываются и взаимодействуют друг с другом. И существует возможность наложения образных связей на образ индивида, на образ личности, потому что личность - это некое тело, которое действует в жизни, вступая в связи с другими телами, действующими в жизни, и характер действия этого тела в этих связях и называется личностью.
Матрицей для метафоризации структуры и понятий является Книга Перемен. Она представляет собой технологию проведения связей между объектами сознания. Важным действием при этом является выделение шести аспектов восприятия мира, или шести сенсорных каналов, которыми являются шесть основных систем организма - так называемые три Инь и три Ян. В целом это 12 каналов меридианов, которые симметрично организованы на руках и ногах. Инь и Ян - это два разных типа движения в одной системе.
Ведь мир движется в двух направлениях: он уходит от тебя и приходит к тебе. Он распространяется в тебе по центробежным и центростремительным траекториям и проходит через каналы зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса и чувства внутреннего равновесия (это так называемое шестое чувство). В западной традиции выделяется пять чувств, потому что дыхание не выделяется в качестве инструмента познания мира.
И в любом случае ты соединяешь признаки по методу подобия категорий Книги Перемен: первый уровень резонирует с четвертым, второй с пятым, третий с шестым. По сути дела, Книга Перемен есть способ мышления, постижения мира с помощью ума. Ты соединяешь два объекта через уподобление, но обязательно через уровни ощутимого восприятия мира. То есть, если ты берешь два аспекта чувствования мира, то они делятся на внешние и внутренние. Внешние - это зрение (издалека), осязание (ближе), потом переход во внутрь - к обонянию. Четвертый уровень - вкус, пятый уровень - слух, шестой уровень - ощущение внутреннего равновесия.
И эти шесть аспектов резонируют: если я на первом уровне (зрение), то он резонирует с четвертым (вкус); если на втором уровне (осязание), то он резонирует с пятым (слух). Каждый объект, не важно, что это, явление, концепция, мысль, обязательно описывается через шесть типов характеристик. То есть, выделяешь шесть уровней описания ситуации, превращая ситуацию в объект внутри себя, и при этом на каждом уровне ты даешь три аспекта характеристик, которые связаны с уровнем неба, земли и человека. Точно так же, как в Книге Перемен говорится: "На небе Инь и Ян, на земле твердость и мягкость, а в человеке доброта и справедливость".
В западной метафологической системе в качестве базовых метафор изначально выделяются аспекты тела и сознания, с помощью которых познается мир. Потому что и тело - это уподобление чего-то чему-то, и сознание - это уподобление чего-то чему-то. В любом случае, тип названия и тип языка - это есть связи, в которых берутся одни концы. Когда говорится "тело", то обязательно подразумевается "сознание", или "мир". Определение обязательно подразумевает то, что его определяет. Определение накладывается на понятие. То есть, если вводится понятие тела, указывающее на объект, то есть и то, откуда оно указывает.
Точное и полное определение дает возможность точно им апеллировать и давать примеры. Если это частичное и не адекватное определение, то начинается путаница. Понятие определения вытекает из понятия метафоры, а из понятия определения вытекает понятие адекватного определения понятия. При этом однозначно есть и образы, потому что понятие определяется через образы, образы определяются через внутренние ощущения, а внутренние ощущения определяются через внешние ощущения. Далее следуют концепции, которые определяются через понятия, и система мироописания, которая определяется через концепции.
Я помню, что к определению метафоры пришел в процессе разговоров относительно иерархии. Внешние ощущения, внутренние ощущения, образы, понятия, концепции, мировоззрение. Тип соединения - это связь, которая проводится в сознании между образом и понятием. А в общем метафора - это тип уподобляющей связи между двумя объектами сознания, это траектория связи, проводящей уподобление, или траектория уподобления, проводящей связь между двумя объектами сознания по одному или нескольким частным признакам этих объектов.
Объекты в сознании, которые хранятся в виде образов, обязательно имеют по шесть аспектов каждый. Эти шесть аспектов представляют собой шесть отражений сенсорных, ощущенческих связей (осязание, зрение, слух, обоняние, вкус и равновесие). Эти аспекты существуют в каждом понятии, и каждое понятие осуществляется через шесть этих аспектов. Причем понятие, как объект сознания, представляет собой не предмет, не существительное, ни прилагательное. Оно представляет собой субактивированный тип движения, определенный как некий образ.
При этом существует обыденная культура, предлагающая способ уподобления понятий, который называется обыденный нейтральный язык. Все остальные метафорические способы уподобления понятий представляют собой специальные, стилистические окрашенные языки. Это может быть поэтический язык, жаргонный язык, которым ты уподобляешь понятия по признакам, не очевидным в обычном поле культуры.
Когда ты говоришь "человек", то это изначально есть метафора. Все, что бы ты ни говорил, это метафора, которая представляет собой уподобление признаков. Но в обыденном контексте языка та подразумеваемая часть, от которой происходит уподобление, убрана, табуирована, ты ее не касаешься. То есть некие образы, от которых происходит базовое табуирование и базовое уподобление всего всему, скрыты в теле языка. Они скрыты телом культур и туда нельзя, потому что там хранятся наиболее мощные генераторы ощущенческих энергий, которые сильно разносят, разводят человека, попадающего в непосредственный контакт с ним. К работе с устройством структуры сознания допускаются только те люди, которые уже достаточно готовы, которые понимают все типы связей в структуре сознания.
Определение метафоры, которое я дал, сразу дает возможность по кристаллическим связям объединить разрозненные куски, восстановить кристаллическую структуру сознания.
Метафора есть способ, траектория уподобления объектов сознания.
Это очень простое определение, но оно поистине раскрывает двери. Это и есть раскрытие врат. Врата раскрылись, и ты сразу видишь иной мир, в который ты проникаешь и видишь совершенно иные типы связей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bronislav.ru/
Дата добавления: 06.07.2007
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |