ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА « БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И АУДИТ» КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине « ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ » Вариант № 2 Тема « Бухгалтерский учет – одна из основных функций управления »
Выполнила студентка Симонова Наталья Борисовна заочной формы обучения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 1_курса группы БУиА - 4- 07/1 № студенческого билета (зачетной книжки) № 142 Симонова Н.Б. (подпись) (инициалы, фамилия) Проверил преподаватель (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Москва – 2008г. Содержание Введение 1. Роль учета в системе управления 2.Управленческий учет, его цели и задачи 3.Финансовый и управленческий
учет 4. Обеспечение взаимосвязи учетных систем в управлении предприятием 5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России 6.Проблемы практического внедрения управленческого учета на отечественных предприятиях 20 Заключение 27 Список использованной литературы 28 Введение Целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли.
В современных рыночных условиях с высокой конкуренцией, организовать работу бизнеса эффективно возможно, при условии глубокого и постоянного анализа финансового положения предприятия. Для подготовки анализа, необходима своевременная и достоверная информация. Руководителям приходится принимать управленческие решения по са¬мым разнообразным вопросам хозяйственной деятель¬ности, нести предпринимательский риск и ответствен¬ность за эффективность, рациональность и
оптималь¬ность этих решений. Принятие этих решений обусловлено не только внутренней средой и специфи¬кой работы конкретного предприятия, но и окружаю¬щей внешней средой. По мере роста неопределенности воздействия внешней среды усложняются задачи управления, центр тяжести переходит от управления собственно внутрихозяйственными процессами и их совершенст¬вованием и развитием к взаимодействию внутрихозяй¬ственной системы и внешней среды.
Развитие современного предприятия, своевремен¬ное предотвращение внутренних и внешних угроз его существования требуют определения "диагноза" его экономического состояния, основанного на учетно-аналитической системе управленческого учета, анализа и синтеза его состояния, который может слу¬жить основой для принятия необходимых управленческих решений по повышению его экономической эффективности и конкурентоспособности. В развитых странах давно получила широкое распространение и развитие система управленческого учета
и в настоя¬щее время на ее основе формулируются отдельные ее виды. В нашей стране управленческий учет находится в стадии развития. В настоящей работе рассматривается вопрос о роли бухгалтерского учета в системе управления предприятием. 1. Роль учета в системе управления Управление представляет собой обособившийся вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве.
Организационные структуры хозяйственной деятельности достаточно четко подразделяются на объекты управления и органы управления. Первые состоят из различных хозяйственных подразделений, их объединений и совокупностей, в которых и совершается хозяйственная деятельность. Вто¬рые обеспечивают наблюдение и контроль за хозяйственной деятель¬ностью, ее планирование и регулирование, выполняют другие функции управления. Продуктом управления являются (управленческие реше¬ния), обеспечивающие
достижение целей хозяйственной деятельности. Существует прямая и обратная связь. Объекты управления и органы управления находятся между собой в определенной связи, представляют неразрывное единство двух относительно обособленных элементов, что позволяет называть эту структуру системой управления. Различают два вида связей в системе управления - прямые и обратные, которые и определяют, в конечном счете, различные функции управления . Прямая связь характеризует определенное воздействие органа уп¬равления
на объект управления, например плановое задание, команда по регулированию некоторых параметров хозяйственной деятельности. Та¬кие воздействия могут быть полезными и способствовать достижению целей хозяйственной деятельности только тогда, когда орган управле¬ния хорошо знает состояние самого объекта управления и других хо-зяйственных звеньев, природных и социальных условий, с которыми взаимодействует данный объект управления. В связи с этим возникает необходимость получать сведения об объекте управления, анализировать
их, осуществлять контроль за выполнением принятых решений. Эта объек¬тивная необходимость порождает обратную связь в системе управле¬ния, характеризующую фактическое состояние объекта управления. Прямая и обратная связи реализуются в системе управления в основ¬ном посредством информации, которая представляет собой обмен сведениями между людьми, причем эти сведения могут передаваться любым способом. В это понятие включают также обмен сведениями между человеком и машиной, между самими
машинами. Функции управления в значительной мере связаны с получением, передачей и обработкой информации. Управленческие решения вырабатываются, прежде всего, в процессе планирования, который определяет цели и за¬дачи хозяйственной деятельности, средства и пути их достижения и вы¬полнения. Само планирование осуществляется путем соответствующей об¬работки и анализа имеющейся информации о состоянии объекта управ¬ления. Поэтому анализ хозяйственной деятельности является непременной функцией
управления. Он обеспечивает взаимосвязанное изуче¬ние хозяйственных фактов и процессов, оценку количественных и каче¬ственных изменений в хозяйственной деятельности, наличие резервов и «узких мест», характеристику возможных вариантов развития и т.п. Для анализа необходима упорядоченная информация о состоянии объекта управления. Сбор, хранение и обработка такой информации осу¬ществляются при помощи учета, который является одной из функций управления. Через учетные данные проявляется эффективность принятых управленческих
решений, и в то же время, учетная информация содер¬жит сведения, необходимые для реализации следующих функций управ¬ления - регулирования и контроля. Регулирование представляет собой совокупность действий органа уп¬равления, направленных на корректировку выявленных отклонений в хо¬зяйственной деятельности. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих реше¬ний, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования. Таким образом, планирование и регулирование обеспечивают прямые связи между
органом и объектом управления. Учет, анализ и контроль формируют информацию обратной связи в системе управления. Анализ деятельности проводится на основе бухгалтерской отчетности и промежуточных сводных данных бухгалтерии (регистров учета и др. документов). 2.Управленческий учет, его цели и задачи Сущность управленческого учета можно определить как интегри¬рованную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует
информацию для опера¬тивных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия. Управленческий учет является составной частью системы управления предприятием. Он призван обеспечить формирование информации для :  контроля экономичности текущей деятельности организации в целом и в разрезе ее отдельных подразделений, видов деятельности» секторов рынка;  планирования будущей стратегии и тактики осуществления коммер¬ческой деятельности в целом и
отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;  измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений организации, выявления степени рентабель¬ности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка;  корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.
Исходя из этого, главными принципами управленческого учета явля¬ются ориентация на достижение поставленной цели предприниматель¬ства, необходимость обеспечения альтернативных вариантов решения поставленной задачи, участие выбора варианта и в расче¬тах нормативных параметров его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявлен¬ных отклонений и их анализ. Основными задачами управленческого учета являются :  своевременное, полное и достоверное
отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции;  исчисление показателей себестоимости продукции (плановых, нормативных, фактических);  контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;  получение оценочных данных по различным моделям хозяйствования;  определение финансовых результатов деятельности структурных подразделений. На основе данных управленческого учета принимаются управленчес¬кие решения о внедрении
современной техники и технологии, примене¬нии новых форм организации труда, выявлении резервов экономии ма¬териальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности. В зависимости от выполняемых задач можно выдать три основных направления управленческого учета : 1. Учет затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), в рамках данного направления производится системный сбор информации о совершенных затратах на производство, накопленные
затраты группируются и распределяются по видам производимой продукции (работ, услуг), после чего калькулируется себестоимость продукции (работ, услуг). 2. Учет финансовых результатов по центрам ответственности, В рамках данного направления осуществляется управленческий контроль над структурными подразделениями организации, производя¬щими некоторую продукцию (работы, услуги) и несущими затраты. 3. Дифференцированный учет. В рамках данного направления производится оценка конкретных моделей хозяйствования,
прогнозируются показатели будущих периодов для ответа на вопрос, какая из моделей хозяйствования будет лучшей. Данные управленческого учета предназначены для внутренних пользователей: руководителей организации, бухгалтерии, а также плановых, про¬изводственных и прочих служб организации. Управленческий учет и финансовый учет взаимно дополняют друг друга: данные управленческого учета о производственных затратах и себестоимости продукции используются в финансовом учете при оценке незавершенного
производства, готовой продукции и себестоимости реализации. Порядок учета произ-водственных затрат и калькуляции себестоимости регламентируются отраслевыми инструкциями, но в целом ведение управленческого учета зависит от внутренних решений руководства. Основой для принятия решений является сравнение стоимости получения информации о фак¬тических затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов с цен¬ностью данной информации для управления.
Управленческий учет характеризуется;  отсутствием стандартизации - способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием;  формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;  конфиденциальностью - информация управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления;  плановым характером - управленческий учет призван
давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);  измерением показателей, как в денежном, так и в натурально- вещественном выражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.д. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;  актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора
данных). Опера¬тивная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;  гибко определяемой, индивидуальной периодичностью отчетов;  расширенным составом объектов учета - в качестве объектов учета могут выступать отдельные изделия, виды деятельности,
цен¬тры ответственности. Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения. Показатели финансо¬вой отчетности доступны если не для всех, то для многих. Это можно отнести и к финансовому учету, открытому для проверок налоговых органов,
ревизоров общества или товарищества, аудиторов и т.п. Система формирования финансовой отчетности должна быть прозрачной, доступ¬ной для понимания компетентным пользователем. Иное дело - учет для управления, его данные - коммерческая тайна не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала самого предприя¬тия, не имеющего прямого отношения к решению данной проблемы. Система внутренней управленческой отчетности представляет собой совокупность
составляемых периодически (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, в зависимости от информационных потребностей организа¬ции) или в какой-либо конкретной ситуации (например, в процессе под¬готовки к переговорам) на основе первичных документов специальных форм отчетности, в каждой из которых отражается информация, необходимая управленческому аппарату организации для управления предприятием. Кроме того, необходимо соблюдать общие принципы формирования информации для управления: принцип опережения
данных для приня¬тия управленческого решения и принцип ответственности за его по¬следствия. Гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей. В то же время, если нет ответственности за результаты хозяйствования на всех уровнях уп-равления, вести управленческий учет не имеет большого смысла. Одним из требований международных стандартов управленческого учета является его целостность и понятность. Это означает, что управ¬ленческий учет должен быть системным
даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи. Системность в этом случае означает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчет¬ности, обеспечение в необходимых случаях согласования ее данных с показателями бухгалтерского учета и отчетности. Понятность информации управленческого учета обеспечивается бла¬годаря отражению в учетных регистрах результатов анализа полученных показателей, представлению данных в виде
аналитических таблиц, графи¬ков и т.п. Данные хорошо организованного управленческого учета позволяют выявить области наибольшего риска, узкие места в деятельности орга¬низации, малоэффективные или убыточные виды продукции и услуг, способы их реализации. Они используются для определения наиболее выгодного для данных условий ассортимента продукции и работ, цен и тарифов их продажи, пределов скидок при разных условиях сбыта и платежа; для оценки эффективности дополнительных затрат и рацио¬нальности капитальных
вложений. В текущей деятельности предприятия информация управленческого учета используется для управления по отклонениям. Это относится не только к величине затрат на производство, но и к отклонениям в нормах запаса, ценах, сроках платежа, исковой давности и т.п. На основе информации об отклонениях принимаются меры по ликвидации причин, удорожающих фактические издержки, вызывающих потери прибыли и имущества. По характеру применения управленческий учет универсален.
Его мож¬но внедрять на всех предприятиях и в организациях, имеющих затраты и зависящие от них финансовые результаты деятельности. В заключение следует отметить, что информационные потребности управленческого учета находят отражение и в нормативных документах, регулирующих методологию финансового учета, к примеру, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организа¬ций и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций,
утвержденном при¬казом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. В новом Плане счетов предприняты шаги к дальнейшему разделению финансового и управленческого учета. Технически организация может вести управленческий учет в рамках единой с финансовым учетом сис¬темы счетов или в самостоятельной системе счетов. Как и предыдущий План счетов, новый План счетов предусматривает возможности исполь¬зования обоих вариантов построения
учета. Единая система счетов - традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хо¬рошо знаком и повсеместно применяется на практике. 3.Финансовый и управленческий учет За рубежом принято подразделять бухгалтерский учет на финан¬совый и управленческий. В России традиционно не существовало деления на финансо¬вый и управленческий учет. Бухгалтерский учет понимался как единое целое и являлся информационной базой и для анализа хо¬зяйственной
деятельности, и для составления отчетности, принятия управленческих решений. Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной ин¬формации, обеспечивающей регистрацию хозяйственных операций и их бухгалтерское оформление. Именно этот вид учета позволяет составить финансовую отчетность организации. Управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая исполь¬зуется внутри организации руководителями различных уровней.
Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изме¬нения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде. Зарубежный опыт показывает, что данные управленческого учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения как в текущей деятельно¬сти, так и на перспективу. Изучение опыта западных компаний в области управленческого учета и применение его методов на прак¬тике
с учетом национальных особенностей позволяют повысить эффективность управления в организациях, а значит, и их функ¬ционирование в целом. Управленческий учет предназначен для подготовки информа¬ции, необходимой для осуществления деятельности управленческо¬го характера - принятия решений, планирования, контроля и регу¬лирования. Для принятия управленческих решений не хватает фи¬нансового учета, а требуется еще и управленческий. Эта необходи¬мость вытекает из различных целей ведения финансового и управ¬ленческого
учета. В общем случае финансовый учет нужен для исчисления нало¬гов и контроля за деятельностью организаций, а также для создания единого информационного пространства для инвесторов. Поэтому государство регулирует методологию финансового учета и регла¬ментирует правила его ведения и подготовки отчетности. Управлен¬ческий учет позволяет менеджерам принимать управленческие ре¬шения, поэтому методология его ведения отвечает требованиям конкретной организации.
Следовательно, создание системы управ¬ленческого учета индивидуально для каждой организации. Между управленческим и финансовым учетом существуют сле¬дующие различия :  Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации.
Управленческий учет предназначен для подготовки информации, необходимой для осу¬ществления деятельности управленческого характера - принятия решения, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческих решений не хватает финансового учета, а требуется еще и управленческий. Этот вид учета предназначен только для внутреннего пользователя.  Финансовый учет ориентирован на периодическое представление обязательной отчетности регламентированного
вида. Управленческая отчетность представляется по необходимости, формы отчетов не регламентированы и могут различаться на разных предприятиях. Управленческая отчетность составляется только при условии, что выгода от ее использования больше затрат на ее сбор.  Информация для принятия управленческих решений требует быстрого сбора данных, поэтому может быть неполной. Приблизительной информации может быть достаточно для оперативного принятия управленческих решений,
в отличие от информации фи¬нансового учета, которая должна быть предельно точной.  Управленческий учет может быть подробнее финансового на¬ столько, насколько это необходимо для принятия управленческих решений.  Финансовые отчеты должны быть составлены в соответствии с правилами учета, определенными государством, либо исходя из общепринятых норм учета. Это позволит внешним пользователям сопоставлять и сравнивать.
Управленский учет ведется по внутрен¬ним правилам, которые наиболее подходят для принятия управлен¬ческих решений.  Финансовые отчеты составляются на основе уже совершенных фактов хозяйственной деятельности предприятия. А управлен¬ческие могут содержать прогнозные или еще не свершившиеся факты. Кроме того, управленческие отчеты содержат плановые показатели.  Управленческий учет не регламентируется государственными нормативными документами, и его данные являются
конфиденциальными. 4. Обеспечение взаимосвязи учетных систем в управлении предприятием Процесс совершенствования управления предприятием пред¬полагает повышение качественного уровня бухгалтерского уче¬та. Необходимость в совершенствовании и упорядочении учет¬ной информации вытекает как из потребностей управления, так и из специфики применяемой вычислительной техники. Среди множества проблем возникающих перед предприятиями, поставившими для себя целью установление действенной
систе¬мы учета и отчетности, немаловажную роль играет техническая сторона данного процесса. Удовлетворение информационных потребностей - главное назначение бухгалтерского учета. Однако при ручном труде ис¬пользуется гораздо меньший объем информации, чем тот, кото¬рым располагает система бухгалтерского учета. Это существен¬но влияет на качество рекомендаций по управляющим воздей¬ствиям на объект управления, принимаемых на основе бухгалтер¬ской информации.
Эффективность учета значительно повышает¬ся, если его информация является обоснованной, полной, своевре¬менной и динамичной. Применение ЭВМ дает возможность повысить аналитичность учета, вести его в масштабе реального времени, дифференциро¬вать отчетные показатели в зависимости от вида и уровня при¬нимаемых решений, оперативно и гибко реагировать на изменя-ющиеся условия производственно-хозяйственной деятельности предприятия, открывает новые пути разработки и внедрения бо¬лее эффективной технологии в практику.
Наличие и функционирование большого количества предпри¬ятий с различным уровнем механизации и автоматизации учет¬ной информации и оснащенности вычислительной техникой тре¬буют разработки и применения различных по содержанию орга¬низационных форм и методов автоматизации учета. В современных условиях система должна решать задачи авто¬матизации синтетического и аналитического учета, обеспечения оперативной обработки бухгалтерской и других видов информа¬ции, а также автоматизированной
выдачи всех видов отчетности. Кроме того, необходимым условием является возможность без дополнительного программирования обеспечивать ее настройку в условиях происходящего изменения во времени. Этот процесс должен осуществляться по принципу «управление системой, че¬рез план счетов», что представляет собой метод изменения учет¬ной системы через изменения в планах синтетических и анали¬тических счетов. На предприятиях бухгалтерский учет до последнего времени традиционно выполняет задачи исчисления сводных
данных в расчете на сравнительно длительный отчетный период: месяц, квартал, год. Практическая машинная обработка учетных опера¬ций приспособлена главным образом для получения месячных отчетных данных и не дает оперативной информации, необходи¬мой для принятия своевременных управленческих решений при обнаружении тех или иных недостатков в работе. На практике информационное снабжение бухгалтерского учета предприятий работает в среднем с суточной,
а иногда с недельной точностью. Только по некоторым информационным входам достигается точность до нескольких часов. Поэтому требуются новые мето¬дические и организационные решения, позволяющие представ-лять сводные и отчетные показатели за более короткие сроки, но при сохранении основ системности бухгалтерского учета. Изменения в методологии бухгалтерского учета, в связи с ло¬кализаций управленческих функций, а через нее - реализация возможностей комплексной автоматизации учетных функций на
ЭВМ, объективно не представляется возможным без использова¬ния тех существующих теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, полезность которых подтверждена мно¬голетней практической хозяйственной деятельностью предприя¬тий. К ним относятся такие основные методологические при¬емы организации бухгалтерского учета, как система счетов, отра-жение хозяйственных операций двойной записью на счетах, балансовый метод, методы контроля за ведением бухгалтерского учета и т. д.
Например, система счетов бухгалтерского учета является тем основным методологическим приемом, который обеспечивает комплексность обработки информации. А это очень важный по существу аспект в организации управленческого учета. В целом, техническое обеспечение взаимосвязи учетных сис¬тем осуществляется по двум основным направлениям: автома¬тизация управленческого учета и изменение учетной политики. Схематично, они представлены на рис.1. Рис. 1 Схема основных параметров технической организации взаимосвязи
финансового и управленческого учета . 5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Переход экономики нашей страны на условия рыночных отношений, появление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым операциям и перестройки в системе бухгалтерского учета. Появление акций и других ценных бумаг, использование иностранной валюты
при выходе на международный рынок, инфляционные признаки в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразова¬ния, новые виды расчетов между организациями и многие другие аспекты рыночных отношений потребовали соответствующих изменений в методологии учета. В России на протяжении длительного времени сложились свои тра¬диции в постановке бухгалтерского учета и содержании бухгалтерской отчетности. Даже в условиях централизованного руководства в бухгал¬терском
учете отражали своего рода коммерческие (рыночные) отноше¬ния между предприятиями (поставщиками и покупателями, подрядчиками и заказчиками), подсчитывали финансовые результаты (прибыль и убыт¬ки). Таким образом, в российском учете имелись все необходимые пред¬посылки для применения в этих условиях положительного опыта прак¬тики фирм и компаний стран с развитой рыночной экономикой. Формирование рыночной инфраструктуры и развитие российской эко¬номики невозможны без надлежащей организации
системы бухгалтерско¬му го учета. Недаром Правительством Российской Федерации в 1998 г. были приняты решения, посвященные комплексу мер, связанных с реформирова¬нием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Постановление от 6.03.98 г. № 283, распоряжения от 21.03.98 г. № 382-р и от 22.05.98 г. № 587-р). Еще в 1997 году важнейшей составляющей реформы предприятия было признано улучшение постановки бухгалтерского
учета на хозяйствующих субъектах. Среди принятых правительственных решений необходимо выделить утверждение Программы реформирования бухгалтерского учета в соот¬ветствии с международными стандартами финансовой отчетности. Было признано, что изменения, происходящие в ходе общего процесса эко¬номических реформ, требуют адекватной трансформации бухгалтерско¬го учета. Поэтому в программе была установлена цель реформирова¬ния бухгалтерского учета как приведение национальной
системы бух¬галтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики, международными стандартами финансовой отчетности и определены задачи, постановленные для достижения этой цели:  сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь ин¬весторов;  обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;  оказать
методическую помощь организациям в понимании и вне¬дрении реформированной модели бухгалтерского учета. При подготовке Программы и других решений Правительства стал вопрос о том, что взять за основу при проведении работы по реорга¬низации бухгалтерского учета - правила бухгалтерского учета какой-то конкретной страны или международных стандартов финансовой отчет¬ности (МСФО), разрабатываемых и принимаемых Комитетом по между¬народным стандартам финансовой отчетности.
При ориентации на МСФО имелось в виду, что они изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных стра¬нах, а также для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и от¬четности для повышения потребительных качеств представляемой финан¬совой отчетности хозяйствующими субъектами, в первую очередь транс¬национальными корпорациями. Исходя из этого, было признано целесообразным, использовать
МСФО:  при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономи¬ке России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации формируемой российскими и западными компаниями;  в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету - в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике. Данный подход используется боль¬шинством экономически развитых стран мира.
Недаром структура пост¬роения положений по бухгалтерскому учету, принимаемых в России, во многом аналогична схеме построения международных стандартов. Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность быстрого перехода обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих
этот переход реальным. В частности, тре¬буются коррективы в законодательстве, прежде всего в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бух-галтерского учета. Органы, регулирующие учет должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых по¬ложений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета в отчетности включая серьезные изменения в налоговых декларациях.
Основные направления реформы учета в стране определены концеп¬цией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ. В этой Концепции, на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтер¬ского учета сформулированы подходы к построению российской систе¬мы бухгалтерского учета в ближайшие 10 -15 лет. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике
России оп¬ределяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране. Ока основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной эко¬номикой, отвечает международно-признанным принципам учета и отчет¬ности. Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:  обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации
и ведению бухгалтерского учета;  быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;  быть в основе принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;  помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Концепция не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерско¬му учету.
Если какое-либо положение Концепции противоречит положению за¬конодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то ис¬полнению подлежит положение законодательного или нормативного акта. Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерско¬го учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм. Рис.2 Структура бухгалтерского учета В связи с разработкой новой
Концепции бухгалтерского учета в ры¬ночной экономике России бухгалтерский учет разделился на финансо¬вый и управленческий, причем в финансовом учете постепенно обособ¬ляется и управленческая функция. В общем виде это можно предста¬вить в виде схемы (рис. 2) . 6. Проблемы практического внедрения управленческого учета на отечественных предприятиях В настоящее время о важности постановки и ве¬дения управленческого учета на отечественных пред¬приятиях,
функционирующих в различных облас¬тях экономики, пишут многие российские и зару¬бежные специалисты. О необходимости решения этой задачи также подчеркивается в Программе реформирования бухгалтерского учета в России, где предполагается разделение его на две подсистемы: бухгалтерский финансовый и бухгалтерский управ¬ленческий учет. Однако для большинства практикующих бухгалтеров остаются сложными вопросы практического внедрения тех
теоретических разра¬боток, которые сейчас существуют в области управ¬ленческого учета. Первое, что необходимо сделать это уяснить для себя, целесообразно ли вообще прикладывать усилия к тому, чтобы организовать управленческий учет на предприятии, поскольку законодательно он в нашей стране не регламентируется и не является обязательным. Допустим, планируется повысить доходность предприятия, но при этом точ¬но нельзя определить резервы снижения затрат и увеличения прибыли.
В какой-либо области деятельности вы несете потери, но не можете устано¬вить точную причину этих потерь. Вы видите, что принимаемые вами решения не находят понимания у сотрудников и выполняются ими медленно или вовсе не выполняются на должном уровне, что ве¬дет к снижению конкурентоспособности и к убыт¬кам. Для принятия тех или иных управленческих решений требуется информация, которую прямо невозможно получить из составляемой в рамках финан¬совой бухгалтерии отчетности.
Если ответы на все эти вопросы являются положительными, то затра¬ты по постановке управленческого учета на вашем предприятии будут экономически оправданы. Пос¬ле того как это решение принято, следует предпри¬нять следующие практические шаги. Шаг первый - построение организационной структуры предприятия. Под этим подразумевает¬ся выделение на предприятии отдельных подразде¬лений, так называемых структурных
бизнес - единиц. Этот первый шаг является ключевым. Следует отме¬тить, что опыт экономически развитых стран показывает, что разработка организационной структуры зарубежной компании начинается еще до ее юриди¬ческого открытия. Выделение структурных бизнес - единиц пред¬приятия происходит по одному из следующих признаков:  функциональный,  территориальный,  экономический,  технологический.
Функциональное обособление подразделений экономически целесообразно в том случае, когда принимаются во внимание масштабы хозяйствен¬ной деятельности предприятия с точки зрения по¬требления им ресурсов и численности персонала в каждой из рассмотренных сфер деятельности. Использование территориального признака может быть рекомендовано тем предприятиям, ко¬торые имеют подразделения, характеризующиеся автономностью производственно-хозяйственной территории.
Примером может служить организа¬ция, имеющая большое количество филиалов и дочерних фирм или вынесенные за черту города (в дру¬гой город, другую страну) торговые площади, круп¬ные складские хозяйства, вредные и другие произ¬водства со своими территориально обособленными производственными мощностями. В этом случае структурные бизнес-единицы предприятия не за¬висят от рассмотренного выше функционального признака, так как включают службы заготовления, выпуска, сбыта и управления, расположенные в рамках
выделенной территории. Использование экономического признака может быть рекомендовано тем предприятиям, которые хотят выделить в своем составе отдельные структурные бизнес-единицы, эффективность деятель¬ности которых особенно важна для данного пред¬приятия. Обычно перед руководителями таких под¬разделений ставится задача экономии ресурсов, строгого контроля над величиной понесенных зат¬рат, сведения к минимуму отклонений от норматив¬ных значений себестоимости продукции (работ, услуг).
Эти подразделения, как правило, оснаще¬ны современным контрольно-измерительным и электронно-вычислительным оборудованием, спе¬циализированным программным обеспечением. Весь смысл выделения указанных бизнес - еди¬ниц по различным признакам заключается в том, чтобы структурные части предприятия одновремен¬но являлись местами возникновения затрат, каж¬дое из которых является центром затрат. Построение организационной структуры пред¬приятия, выделение в его составе отдельных подраз¬делений
и образование соответствующих центров зависит, в первую очередь, от характера его деятель¬ности. Шаг второй - определение статей затрат для каждой структурной бизнес-единицы. Классифика¬ция затрат производится на каждом предприятии и зависит от характера его деятельности. Следует от¬метить, что группировки затрат в управленческом учете значительно шире и отличаются от тех, кото¬рые применяются для целей финансового учета.
При этом необходимая управленческому персоналу пред¬приятия информация о величине понесенных затрат может быть получена с помощью ввода дополнитель¬ных аналитических кодов в финансовой бухгалте¬рии. Это делается для точного определения их фак¬тической величины и отклонений от утвержденных на предприятии норм и нормативов. Система кодов разрабатывается на каждом предприятии самостоятельно. В настоящее время практически все отечественные предприятия как крупные, так и небольшие, ведут автоматизирован¬ный
бухгалтерский учет на компьютерах, приме¬няя специализированное программное обеспече¬ние. Следовательно, ввод дополнительных кодов для определенных бухгалтерских операций и последу¬ющая калькуляция для целей управленческого уче¬та не должны привести к сильному увеличению тру¬доемкости работ. Затраты по экономическим элементам выделя¬ются на предприятии в рамках бухгалтерского финансового учета, эта классификация известна и применяется давно и, на наш взгляд, не требует осо¬бых комментариев.
Затраты по видам классифицируются в каж¬дом подразделении предприятия в зависимости от характера его деятельности. Выделение групп зат¬рат производится в целях бухгалтерского управлен¬ческого учета. Указанные статьи могут быть допол¬нены или сокращены. Главным здесь является то, что проведение подобной классификации и коди¬рование затрат в рамках построения управленчес¬кого учета позволяет подсчитать в каждой функциональной бизнес - единице предприятия величи¬ну
нормативных и фактически понесенных затрат и отклонения одной величины от другой по каждой статье затрат. После такого проведенного на пред¬приятии анализа некоторые группы затрат могут быть признаны неэффективными, и их доля в об¬щем объеме затрат может быть снижена или вообще сведена к нулю. Таким образом, будет найден ре¬зерв по снижению затрат на предприятии. Затраты по калькуляционным статьям клас¬сифицируются на прямые и косвенно-распреде¬ляемые группы для
последующего расчета себестоимости готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Аналитические группы затрат выделяются для анализа эффективности хозяйственной деятельно¬сти предприятия, проводимого в рамках управленческого учета. Во-первых, поведение затрат во времени позволя¬ет выделить переменные и постоянные затраты, кото¬рые имеют различные тенденции изменения своей абсолютной величины по отношению к изменению объе¬мов производства и продажи продукции, т.е. по отно¬шению к изменению во
времени общей суммы выруч¬ки. Формирование этих групп необходимо для реше¬ния следующих задач: анализ и контроль величины ресурсов, потребляемых в процессе производства; про-гнозирование и анализ выручки, полученной в резуль¬тате продажи продукции; сравнение стоимости потреб¬ленных ресурсов и полученной выручки; на основе этой информации формирование учетных данных о вели¬чине затрат, включаемых в себестоимость продукции и подлежащих покрытию выручкой; расчет изменения величины затрат во времени; принятие мер
по недопу¬щению роста величины затрат, опережающего рост выручки, так как это ведет к фактическим убыткам на предприятии. Таким образом, получение запланированной прибыли напрямую связано с оперативным полу¬чением данных об интенсивности изменения зат¬рат на производство и затрат на продажу продук¬ции во времени. Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, их абсолют¬ная величина не зависит от изменения объема выпус¬ка продукции.
Однако постоянные затраты, рассчи¬танные на единицу продукции, изменяются при из¬менении уровня производства: они уменьшаются (уве¬личиваются) при увеличении (уменьшении) объема производства, характеризуют динамику затрат в за¬висимости от колебаний объема производства, ис¬пользуются для составления смет на предстоящий период. Примером таких затрат является арендная плата, амортизация, заработная плата управленчес¬кого персонала. Чрезвычайно важно контролировать постоянные затраты, поскольку они являются обяза¬тельными,
находятся вне контроля управленческого персонала, но должны быть всегда покрыты получае¬мой предприятием выручкой. Переменные затраты в сумме изменяются пря¬мо пропорционально изменению объема производ¬ства (уровня деловой активности) во времени, а рас¬считанные на единицу продукции представляют со¬бой постоянную величину. В состав переменных зат¬рат включаются сырье и основные материалы, энер¬гия для технологических целей и технологическое топливо, часть вспомогательных материалов, непос¬редственно связанных с осуществлением
производ¬ственно-технологического процесса, заработная плата основных производственных рабочих, учтен¬ная по отдельным объектам калькуляции. Перечень статей переменных затрат на производство должен быть предусмотрен при составлении плана счетов уп¬равленческого учета предприятия. Статьи перемен¬ных затрат являются обособленно учитываемыми позициями и, в основном, включают в себя статьи прямых затрат на производство продукции. Пере-менными затратами администрация фирмы может управлять,
величина их может быть изменена в тече¬ние краткосрочного периода времени путем измене¬ния объема производства. Различие между переменными и постоянными затратами имеет существенное значение для каждо¬го предприятия при выборе системы учета и кальку¬лирования, анализе и прогнозировании. Оно лежит в основе расчетов критической точки объемов про¬изводства, анализе порогов рентабельности, конку¬рентоспособности, выборе ассортимента продукции и, в конечном счете, является основой выбора
эко¬номической политики предприятия. Во-вторых, большое значение для организации планирования, учета и калькулирования себестои¬мости продукции, работ, услуг имеют самостоятельные группы затрат, классифицированные по различ¬ным признакам. Такая классификация обеспечива¬ет более глубокое изучение состава и характера затрат, позволяет усилить контроль над ними и приме¬нять единообразные экономически обоснованные группировки на практике. В частности, при перехо¬де к рыночной экономике резко возрастают затраты предприятия на
более тщательную предварительную подготовку производства и проведение исследова¬ний, в том числе на изучение рынков продажи и рекламы производимой продукции, на нормирование и ограничение производительного целевого потребле¬ния материальных и трудовых ресурсов в основном производстве. Такие изменения в принципах груп¬пировок затрат на производство позволяют сделать управленческий учет менее громоздким в аналити¬ческом разрезе, а это значит более экономичным и оперативно гибким.
Целесообразно выделять следующие группы затрат: производственные и непроизводственные затраты и нормируемые и ненормируемые затраты. Производственные затраты полностью вклю¬чаются в себестоимость выпущенной продукции, работ, услуг. Они связаны с производством до момента реализации и представляют в оценке запа¬сов потенциальные прибыли. В состав непроизвод-ственных затрат включают затраты, которые не уч¬тены при оценке запасов (готовой продукции, не¬завершенного производства и др.).
Такого рода зат¬раты рассматривают как расходы того отчетного периода, когда они возникли, часть их относят на финансовые результаты. Непроизводственные зат¬раты не относятся к стоимости какого-либо про¬дукта и не могут быть к ней добавлены, т.е. они ха¬рактеризуются тем, что в результате осуществления этих затрат не будет выпущена продукция, а следо-вательно, они имеют другой временной цикл спи¬сания. Отличие содержания производственных зат¬рат, включаемых в себестоимость продукции, и не-производственных
затрат, т.е. затрат отчетного пе¬риода, таким образом, заключается во времени их регистрации и списания. Целью такого разделения является накопление информации о затратах по двум основным направлениям: по отдельному про¬дукту - оценка стоимости; по центрам ответствен¬ности - контроль за уровнем затрат. Шаг третий - классификация доходов струк¬турных бизнес - единиц. Для определения эффектив¬ности функционирования структурных бизнес - единиц, выделенных на предприятии,
необходимо также произвести классификацию и кодирование их доходов. Информация, полученная в результате произве¬денной классификации доходов и расходов предпри¬ятия, является ценной для управленческого персо¬нала. На основании этих данных можно сделать выводы о наиболее и наименее рентабельных видах продукции, подсчитать прибыль, полученную не только отделом в целом, но приходящуюся на долю каждого менеджера, т.е. оценить эффективность его работы.
Для руководителя предприятия появляется возможность контроля и управления затратами и доходами, а следовательно, обоснованного приня¬тия решений по инвестированию полученной при¬были. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что вся исходная информация для управленческого учета получается из данных финансового учета путем ввода дополнительной аналитической кодификации. Шаг четвертый - калькуляция себестоимости продукции, работ, услуг.
Калькулирование себес¬тоимости продукции, работ, услуг представляет собой значительный этап построения управленческо¬го учета на предприятии. Калькулирование себес¬тоимости условно состоит из трех частей: исчисле¬ние себестоимости всей выпущенной продукции, работ, услуг; определение себестоимости каждого вида продукции, наименования работ, услуг; рас¬чет себестоимости единицы продукции, выполнен¬ной работы, оказанной услуги. В отечественном бухгалтерском учете накоплен большой опыт по составлению калькуляций
себес¬тоимости. Сейчас существует большое разнообра¬зие методов калькулирования, разработанных в России задолго до начала формирования рыночной экономики. В настоящее время число этих методов дополнено методами, применяемыми за рубежом. Поясним, почему необходимо решить этот вопрос для успешного внедрения системы управленческо¬го учета на предприятии. В финансовой бухгалтерии всегда составляют¬ся расчеты себестоимости продукции, работ,
услуг, необходимые для составления финансовой отчет¬ности (баланса, отчета о прибылях и убытках, при¬ложений к ним и пояснительной записки) по ито¬гам отчетного периода. Отличие управленческого учета состоит в том, что он не имеет такой жесткой привязанности к определенному отрезку времени, как финансовый учет. Следующий момент, на который следует обра¬тить внимание, это выбор объекта учета затрат и калькулирования себестоимости.
Заключение Руководителям приходится принимать управленческие решения по са¬мым разнообразным вопросам хозяйственной деятель¬ности, нести предпринимательский риск и ответствен¬ность за эффективность, рациональность и оптималь¬ность этих решений. Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изме¬нения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде. Необходим анализ деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности является непременной функцией
управления. Он обеспечивает взаимосвязанное изуче¬ние хозяйственных фактов и процессов, оценку количественных и каче¬ственных изменений в хозяйственной деятельности, наличие резервов и «узких мест», характеристику возможных вариантов развития и т.п. Функции управления в значительной мере связаны с получением, передачей и обработкой информации. Для анализа необходима упорядоченная информация о состоянии объекта управления. Сбор, хранение и обработка такой информации осуществляются при помощи учета, который является одной
из функций управления. Через учетные данные проявляется эффективность принятых управленческих решений, и в то же время, учетная информация содер¬жит сведения, необходимые для реализации следующих функций управ¬ления - регулирования и контроля. Регулирование представляет собой совокупность действий органа уп¬равления, направленных на корректировку выявленных отклонений в хо¬зяйственной деятельности. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих реше¬ний, соблюдение заданных нормативов и
условий хозяйствования. Управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая исполь¬зуется внутри организации руководителями различных уровней. Управленческий учет и финансовый учет взаимно дополняют друг друга. С переходом к новым условиям хозяйствования, управленческий учет стал вводиться на многих предприятиях. Список использованной литературы 1. Богатая И.Н Хахонова
Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». – Ростов н/Д; Феникс, 2002. – 608с. 2. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов / Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова, В.А. Бородин; Под ред. проф. Бабаева, проф. И.П. Комисаровой. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 527с. 3. Бухгалтерский учет: учеб. /
И.И. Бочкарева; под ред. Я.В. Соколова. – 2-е изд перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -776с. 4. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под ред. Н.Н.Хахоновой – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д; Издательский центр «Март», 2004. – 384с. 5. В.Г. Широбоков, Н.Н. Костева. «Проблемы становления и развития управленческого учета
в России» // Журнал «Бухгалтерский учет» №1, 2007. 6. И.В. Кобищан. «Проблемы практического внедрения управленческого учета на отечественных предприятиях» // Журнал «Все для бухгалтера», № 15(135) – 2004.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |