I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Структура внешней торговли
2. Динамика внешней торговли
3. Перспективы сотрудничества
3.1. Перспективы российского экспорта товаров и технологий в страны Южной Америки
3.2. Возможности российского импорта из стран Южной Америки
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА "ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ЮЖНОЙ АМЕРИКИ В 1970-1992 ГОДАХ"
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из важнейших условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активный поиск альтернативных направлений торгово-экономического сотрудничества, вовлечение в орбиту делового взаимодействия новых контрагентов. В число перспективных партнеров входят и государства Южной Америки, хотя пока деловые контракты с ними еще недостаточно развиты. Однако в последние годы наблюдается заметное усиление заинтересованности как российских предпринимателей, так и компаний ведущих южноамериканских стран в расширении деловых связей. Предпринимаются конкретные шаги по установлению взаимовыгодных контрактов в сфере торговли, производства, технологического обмена, межбанковской и инвестиционной деятельности.
Интерес российских деловых кругов к Южной Америке неслучаен. По качественным и количественным параметрам хозяйственного развития она опережает другие регионы третьего мира. На ее долю приходится около половины объема промышленной продукции, производимой развивающимися государствами. По ряду экономических показателей такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили приближаются к уровню вежущих стран мира.
Рост промышленного и технологического потенциала государств региона сопровождается увеличением в экспорте доли готовой продукции, повышением ее качества и расширением номенклатуры. Южная Америка представляет собой весьма емкий и динамично развивающийся рынок. Ее товарооборот в 1992 году составил 208 миллиардов долларов (экспорт - 99 миллиардов долларов, импорт - 109 миллиардов), а объем валового внутреннего продукта почти достиг 1 триллиона долларов.
Экономика этих стран в силу относительной узости национального рынка, а также специфики экспортных возможностей тесно связана с внешней торговлей. Внешний рынок необходим, с одной стороны, для реализации значительной части производимого в южноамериканских странах национального продукта, а с другой - для обеспечения многообразных потребностей в товарах и услугах. Это предопределяет исключительно важное значение внешней торговли для экономического развития стран региона. Торговля является в настоящее время фактически основной сферой экономических связей между Россией и большинством южноамериканских стран.
На мой взгляд, Южная Америка является перспективным партнером России, которой после развала СССР необходимо заключать новые торговые договоры и соглашения. Поэтому при написании данной работы я руководствовался целью рассмотрения нынешнего состояния внешеней торговли России и Южной Америки и перспектив ее развития со странами региона.
Структура импорта из стран Южной Америки свидетельствует о сохранении старых подходов к ним в России как поставщикам продовольствия, сельскохозяйственного и промышленного сырья. Доля этой продукции в российских закупках превышает 90%, в то время как на промышленные изделия приходится не более 5% импорта. Это свидетельствует о том, что в России практически не придается значения тем качественным сдвигам, которые имеют место в экономическом и научно-техническом потенциале наиболее развитых государств региона и открывают новые возможности товарообмена. Исключением стала бразильская обувь, поставки которой в 1993 году возросли на 135% [12].
Ряду стран Южной Америки удалось завоевать неплохие позиции на российском рынке некоторых продовольственных товаров. Бразилия, например, экспортировала в 1993 году более 230 тысяч тонн очищенного сахара и 97 тысяч тонн сахара-сырца, а также 11 тысяч тонн рафинада, что составило более четверти общего его экспорта Бразилией. Приведенные цифры выглядят особенно внушительно на фоне данных 1992 года, когда на российский рынок поступило из этой страны только 4,8 тысяч тонн рафинада [12].
Увеличение поставок сахара из Бразилии стало возможным благодаря установлению прямых контактов между предпринимателями обеих стран. Осенью 1993 года, когда в России истощились его запасы и стала распространяться информация о слабых видах на новый урожай сахарной свеклы, бразильские предприниматели подписали ряд новых крупных контрактов на поставку сахара в первом полугодии 1994 года. Когда в марте 1994 года импортный тариф на белый сахар до 20% его стоимости, и хотя через месяц это решение было отменено, некоторые бразильские бизнесмены так и не избавились от сомнений по поводу выгодности продолжения столь масштабного сотрудничества с перспективным, как им казалось, российским рынком. Опасаются они и конкуренции со стороны Кубы, которая в 1994 году должна экспортировать в Россию 1 миллион тонн сахара-сырца в обмен на 2,5 миллиона тонн нефти.
Достаточно успешное продвижение на российский рынок начали концентраты соков и прохладительных напитков, производимых южноамериканскими фирмами. В частности, хорошим спросом пользуются чилийские напитки "Йюпи" и "Амбросоли". Их продажей занимаются фирмы "Трес монтес" и "Амбросоли", которые организовало собственную дилерскую сеть в ряде городов России. Конкурентоспособность соков из Чили обусловлена прежде всего более низкими издержками производста, что позволили чилийским фирмам, даже при высоких транспортных расходах, составляющих около 10% стоимости, потеснить на российском рынке западноевропейских, израильских, американских и южноафриканских поставщиков.
В отличие от преимущественно продовольственной направленности импорта из Южной Америки российский экспорт состоит в основном из продукции машиностроения, стройматериалов, химических товаров и удобрений. В разные годы туда поставлялось на льготных условиях оплаты оборудование для гидро- и электростанций (к примеру, в Бразилии ими оснащены ГЭС Капивара и Собрадинью, в Аргентине ГЭС Сальто-Гранде, Тэс Костанера и Байя-Бланка [3]), сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, горношахтное и металлургическое оборудование, средства транспорта, портовая техника.
В целом же ситуация с экспортом в Южную Америку сложной машиностроительной продукции производит удручающее впечатление. Лишь крайне узкий круг организаций и фирм может позволить себе осуществить комплектные поставки оборудования. Здесь наиболее заметное место принадлежит АО "Энергомашэкспорт", начавшему осваивать южноамериканский рынок более 20 лет назад. Среди его последних достижений - успешное участие совместно с концерном "Сименс" в предквалифиционных торгах на продажу оборудования для колумбийской ГЭС "Мьель-1". После долгого перерыва из-за ограниченных возможностей госбюджета Колумбии в стадию практической реализации вступил подписанный еще в 1983 году контракт на поставку турбин для ГЭС "Урра" стоимостью 75 миллионов долларов. "Энергомашэкспорт" обязуется также обучить персонал и полностью выполнить монтаж оборудования вопреки устоявшейся практике, когда поставщик осуществляет лишь контроль за его установкой. В Чили "Энергомашэкспорт" организовал склад энергетического и электротехнического оборудования и представляет покупателям услуги по его обслуживанию.
Следует заметить, что продвижение энергетического оборудования в Южную Америку само по себе является отрадным фактом на общем фоне потерь позиций российского машиностроения на мировом рынке. Это свидетельствует о том, что качество продукции отечественного энергетического комплекса находится на уровне мировых стандартов. Вместе с тем, существенный спад экспорта машинотехнической продукции в регион позволяет констатировать, что вывоз оборудования, прежде всего комплексного, требует участия государства, по крайней мере финансовой поддержки. В этом плане принятие программы кредитования экспорта, как это практикуется в большинстве развитых стран, значительно облегчило бы продвижение отечественной техники на южноамериканский рынок.
Среди российской машинотехнической продукции наиболее стабильный сбыт в регионе имеют транспортные средства. Для их продвижения используются разнообразные методы. Волжский автомобильный завод, например, привлек для этих целей панамскую компанию "Моторес интернасионалес", обладающую оборудованными площадями и складскими помещениями для хранения и продажи автомашин и запасных частей к ним в свободной экономической зоне Колон. Сосредоточившись на доработке российских легковых автомобилей в соответствии со вкусами, в частности, южноамериканских потребителей, эта компания организовала большую сбытовую сеть не только в Панаме, но и в Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Перу и Чили. В 1991 году было реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада", "Самара" и "Нива", в 1992 году - уже в 2 раза больше. Во второй половине 1993 года началась продажа их в Аргентине [12].
Автобусы, изготоаленные в Павлово-на-Оке, уже появились на дорогах Венесуэлы и Колумбии. Все это благодаря компании "Висаринка", имеющей постоянное представительство в России. Эта фирма ежегодно закупает разнообразную технику на сумму 3 миллиона долларов.
АО "Автоэкспорт" реализует в Эквадоре автомобили и запчасти к ним через совместное предприятие "Экуаруса трейдинг К", учредителем которой с эквадорской стороны стала фирма "Карроматос". В минувшем году туда были поставлены автомобильные шины на 30 тысяч долларов.
В качестве первого шага по продвижению своей продукции в Перу АО "Саратовский авиационный завод" использовал такую форму, как передача в лизинг перуанской авиакомпании двух пассажирских самолетов и необходимого сопутствующего авиатехнического имущества.
Следует отметить, что южноамериканские компании проявляют повышенный интерес к таким коммерческим предложениям, в которых предусматривается, наряду с импортом из России готовой машинотехнической продукции, возможность использования производственной кооперации. Такая форма хозяйственных связей помогает перевести сотрудничество на постоянную основу. Южноамериканским партнерам она позволяет активнее участвовать в производстве, проектировании и технических разработках, перенимать ценный опыт, увеличивать экспорт высококачественной продукции.
Набирающий силу процесс создания в регионе совместных предприятий дает возможность наращивать экспорт туда российских товаров, в том числе и технологий, хотя бы на минимальном уровне. Например, совместные предприятия "Пробол" и "Рускорибол", созданные в Боливии, приобрели оборудование для разработки золотоносных месторождений на сумму около 3 миллионов долларов.
Свыше 10 лет существует так называемый "нефтяной треугольник", то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие поставки нефти Россией в страны Западной Европы в счет венесуэльских обязательств. Это позволяет только России экономить на транспортных расходах ежегодно около 200 миллионов долларов [14]. Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.
По неполным данным, на начало 1994 года в Южной Америке зарегистрировано 35 предприятий с участием российских организаций и фирм. Более половины из них создано в 1993 году. Их деятельность охватывает самые разнообразные сферы: от промысла и переработки рыбы в Аргентине и Уругвае до проектирования и строительства водохозяйственных объектов в Перу и оказания морских и речных услуг в Венесуэле и Эквадоре.
С организацией совместных предприятий производственного характера тесно связан вопрос передачи технологии. Российская сторона, как правило, предоставляет "ноу-хау" и другую документацию, осуществляет авторский надзор за монтажом и наладкой оборудования, обучает персонал, оказывает инженерно-консультационные услуги. В частности, приглашенные в Бразилию по линии совместного предприятия "Тяж до Бразил" российские специалисты оказывают ряд сталелитейных предприятий консультации по внедрению новых технологий. Ежегодно такие услуги оцениваются в среднем в 60 тысяч долларов.
До недавнего времени для отношений со странами региона был характерен преимущественно односторонний поток из России техники, опыта, знаний и технологии. Сегодня, после появления на российской территории первых предприятий с участием южноамериканского капитала и реализации ряда инвестиционных проектов, можно говорить о начале встречного экспорта из региона техники и технологии.
Это абсолютно закономерный процесс, так как курс на усиление собственного научно-технического потенциала в сочетании с широким заимствованием и доработкой зарубежных технологических новшеств предопределил выход наиболее развитых стран региона на мировой рынок. Авторитетом пользуются, например, созданные в Бразилии технологические процессы в области машиностроения, электроники, информатики. Интерес также представляют аргентинские разработки в сфере робототехники.
В последнее время объем внешней торговли России со странами Южной Америки заметно сократился (хотя и раньше он был небольшим), но структура экспорта и импорта продолжает оставаться разветвленной. Основными статьями экспорта России в Южной Америки являются машины и оборудование, транспортные средства, химическая продукция, стройматериалы, изделия из черных металлов и некоторые другие. В импорте же преобладают зерновые, корма, масла, какао-бобы и какао-продукты, кофе, сахар, кожа и кожсырье, шерсть, концентраты цветных металлов и другие традиционные товары. В последнее время время российский рынок привлек внимание и южноамериканских экспортеров бананов.
Крупнейшими партнерами России среди южноамериканских стран являются Аргентина (удельный вес Аргентины во внешней торговле России с Южной Америкой составляет 21,18% (данные на 1993 год) и Бразилия (ее удельный вес в 1993 году составил 52,88%).
Далее я хочу рассмотреть внешнюю торговлю России и Бразилии, как крупнейшего, что видно из приведенных данных, южноамериканского партнера нашей страны, хотя объем торговли невелик - доля Бразилии в российской внешней торговле, как и России в бразильской, составляет менее 1% (кстати, торговый баланс характеризуется хранически отрицательным для Российской Федерации сальдо), более подробно.
Россия вывозит в Бразилию главным образом минеральные удобрения, свежемороженую рыбу, водку, метиловый спирт, цемент. До 1987 года заметную роль в структуре нашего экспорта играла нефть (например, в 1985 году экспорт нефти составил 87,61% [4]). В последнее время несколько повысился удельный вес машин и оборудования, в основном за счет поставок автомобилей "Лада".
Россия вывозит из Бразилии соя-бобы, соевый шрот и соевое масло, какао-бобы и какао-продукты, сахар, растворимый кофе, сизаль, апельсиновый сок, битую птицу, а также кварц, руду и концентраты различных металлов.
Торговля России с Бразилией [9]
Продолжение таблицы со стр.9.
Оформившийся в 70-х годах тип сотрудничества, когда отношения почти целиком строились на межгосударственном уровне, отошел в прошлое, а взаимодействие в условиях изменившихся реалий пока не принесло достаточно ощутимых результатов. Нарушение старых налаженных схем и появление на орбите внешнеэкономических связей множества новых субъектов, не имеющих опыта работы на сравнитеоьно малоизученных и отдаленных друг от друга рынках, оказали противоречивое воздействие на экономическое сотрудничество. Эти факторы болезненно отразились на его объемах. Так, в последние 3-4 года произошло обвальное падение российско-южноамериканского товарооборота. С 1990 по 1993 год его размер сократился более чем в 8 раз [11]. В условиях, когда практика крупных государственных закупок сырья и продовольствия в регионе была ликвидирована, товарооборот России с Южной Америкой упал до 0,7 миллиардов долларов. И это в условиях, когда страны Южной Америки никогда не были приоритетными торговыми партнерами бывшего СССР и России. Ведь даже в самый пик развития торговли с ними в начале 80-х годов товарооборот едва превышал 11 миллиардов долларов [12]. Не следует забывать при этом, что его взлет был обусловлен, в первую очередь, конъюнктурой советско-американских отношений и переориентацией в импорте кормов и продовольствия на ряд новых производителей, в частности на Аргентину.
Основными торговыми партнерами в регионе, независимо от объемов внешней торговли, СССР, а затем и России, являются Аргентина и Бразилия. Как видно из таблицы "Внешняя торговля России со странами Южной Америки" (см. страницу 2680), пик их развития приходится на первую половину 80-х годов.
Если в течение 1977-1981 годов южноамериканские страны импортировали из СССР машин, оборудования и транспортных средств на 189,7 миллионов рублей, что в 1,66 раза превышало объем поставок за предыдущие 10 лет, то только в течение 1985-1986 годов они закупили данной продукции на 291,8 миллионов рублей, что заметно превышает весь экспорт за последнее десятилетие.
Импорт из стран Южной Америки с каждым годом становится разнообразнее. Так, если в 70-начало 80-х годов в основном имортировались традиционные товары, то в последнее время к ним начали прибавляться и расширяться торговля такими товарами, как трубы, руды некоторых металлов, кофе, промышленные товары и некоторыми другими.
Как мне кажется, изменение объемов внешней торговли СССР и России с государствами Южной Америки прежде всего связано с политической ситуацией как в нашей стране, так и в государствах этого региона, а также политической обстановкой в мире.
Привлекательность Южной Америки для российских предпринимателей определяется, с одной стороны, большей доступностью обширных и быстро растущих рынков этих стран по сравнению с рынками западных государств в плане экспорта отечественных товаров, технологий и услуг, а с другой - возможностью использования весомого экспортного потенциала южноамериканских государств для удовлетворения текущих и перспективных потребностей российской экономики.
Южная Америка обладает богатыми и разнообразными природными ресурсами и занимает первое место в мире по запасам многих ценнейших видов сырья. Экспортный потенциал региона по минеральному сырью, видимо, существенно возрастет в ближайшие 10-15 лет. Имеются в виду железная руда, бокситы, медь, молибден, марганец, вольфрам, ниобий, свинец, цинк, олово, серебро и другие.
Страны региона являются также крупными производителями многих сельскохозяйственных товаров: продукции тропического земледелия, зерновых, продуктов животноводства, имеются большие запасы ценной древесины, морепродуктов. Весьма велики и гидроресурсы региона. Южная Америка обеспечивает около 10% мирового производства сельскохозяйственных товаров и 12% их экспорта.
В экономике региона в последние годы произошли значительные изменения, благодаря которым Южная Америка заметно опередила по уровню развития другие регионы так называемого "третьего мира". Если исходить из классификации ООН, то в Южной Америке лишь одно государство относится к группе так называемых наименее развитых стран. На долю южноамериканских государств приходится сейчас около 42% выпуска промышленной продукции всех развивающихся стран.
Техническая база экономики Южная Америки существенно улучшилась благодаря оснащению достаточно современным промышленным и энергетическим оборудованием, новыми средствами транспорта и связи. Однако наращивание экономического и технического потенциалов отдельных стран было весьма различным. Наиболее преуспевающими в этом являются Бразилия, Аргентина и Чили (в частности, Бразилия добилась ощутимых успехов в развитии электроники, информатики, авиа- и судостроения, химии и фармацевтики, производства средств связи и по отдельным позициям может конкурировать на внешнем рынке с США, Японией, западноевропейскими странами). Эти страны имеют сейчас многоотраслевые, достаточно диверсифицированные народнохозяйственные комплексы. Эта диверсификация достигнута благодаря развитию металлургии, автомобилестроения, авиастроения, базовой химии, станкостроения. Существенно возросли масштабы подготовки кадров среднего и высшего звена по инженерно-техническому профилю.
В связи с этим качественно изменяется остающийся обширным южноамериканский рынок машин, оборудования, технологий. Он все более ориентируется на самые передовые в техническом отношении виды продукции, не производимой национальной промышленностью. По вышение технических требований к иностранной продукции, естественно, усиливает конкуренцию на рынках машин, оборудования и технологий в южноамериканских странах.
В регионе благоприятные условия для ведения высокоприбыльных коммерческих и иных хозяйственных операций. Они определяются положительными изменениями общехозяйственной конъюнктуры и повышением инвестиционной активности в большинстве государств Южной Америки. Хотя, как я уже отмечал, положение в отдельных странах неоднозначно, в целом в регионе удалось остановить кризисные тенденции и создать предпосылки для устойчивого экономического роста. 1992 год для многих южноамериканских стран был отмечен ростом экономических показателей. Рекордный прирост ВВП - более 9% - зафиксирован в Чили. Темпы экономического роста в Венесуэле и Аргентине составили соответственно 7,5 и 6%.
Круг товаров, которые можно успешно там продавать весьма широк: начиная от сырья и кончая передовыми технологиями. Так, крупнейшие металлургические компании Бразилии - "Асоминас", "Узиминас", "Козипа", "Компания сидеруржика насионал" и "Компания сидеруржика Тубаран" - приняли решение сократить закупки каменного угля в США и начать импорт его из России, а также Китая и Чехии. Этот шаг - ответная мера на решение американской администрации повысить пошлины на ввоз в США стали, в том числе из Бразилии. Бразилия импортирует ежегодно не менее 11 миллионов тонн каменного угля, 10-15% объема этих потребностей реально покрывается за счет российских поставок.
Российский цемент с учетом всех транспортных и портовых издержек поступает в Бразилию по цене на 30% ниже, чем на местном рынке.
Неплохие перспективы имеет экспорт многих видов ресурсоемкого промышленного оборудования среднего технологического уровня, зарекомендовавшего себя в Южной Америке, например, энергетического и электротехнического оборудования для ГЭС и ТЭС, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин и т.д. Это оборудование, которое в высокоразвитых странах Запада спроса практически уже не находит, может продаваться в Южной Америке и весьма прибыльно.
Российские предприятия успешно расширяют географию экспорта энергетического машиностроения. Укрепляют свои позиции в регионе В/О "Энергомашэкспорт", с 70-х годов принимающее участие в сооружении ряда электростанций в Аргентине, Бразилии, Колумбии.
В Чили "Энергомашэкспорт" организовал крупный склад энергетического и электротехнического оборудования, предоставляя покупателям своей продукции комплекс услуг по ее послепродажному и техническому обслуживанию.
Чили, как известно, занимает одно из ведущих мест в мире по добыче меди. Ее мощная горнорудная промышленность предъявляет устойчивый спрос на проходческое и дробильно-размольное оборудование, буровые установки для шахт и карьеров, карьерные экскаваторы. Требуемые виды машин и оборудования хорошего качества производятся на ряде российских заводов тяжелой индустрии, в частности на "Уралмаше". Российские поставщики, проводя активную и грамотную маркетинговую политику, могли бы основательно утвердиться на южноамериканском рынке. Перспективным представляется участие российских предприятий в добыче меди на частных чилийских шахтах в рамках компенсационных соглашений, предполагающих встречные поставки меди по конкурентоспособным ценам на металлургические предприятия России, простаивающие из-за нехватки сырья (например, в Норильске, Кирове и других городах), в обмен на предоставляемые оборудование и услуги.
Ассоциация "Забайкалзолото" заключила соглашение с компанией "Эмпреса минерал Якуамби" о разработке в Эквадоре одного из месторождений золота. Будут использоваться отечественная технология и оборудование, которые уже успели зарекомендовать себя в работе совместных предприятий по золотодобыче в Колумбии и Никарагуа.
Имеются неплохие возможности для продвижения российской автомобильной техники в Южную Америку. Стабильно и успешно в течение ряда лет на этом направлении действует Волжский автомобильный завод (ВАЗ), в частности через филиалы панамской компании "Моторес интернасьоналес" "Лада до Бразил", "Лада-Чили" и другие ("Моторес интернасьоналес" - давний партнер В/О "Автоэкспорт" и специализируется преимущественно на доработке, подводке и сбыте отечественных автомобилей более чем в 40 государств).
Если в 1991 году в странах региона было реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада", "Нива" и "Самара", то в 1992 году - более 70 тысяч. Сокращение сбыта автомобилей в Бразилии (с 20 до 8 тысяч) ВАЗу удалось компенсировать за счет значительного роста продаж в Чили (14 тысяч), Венесуэле и Перу (по 12 тысяч), Колумбии (10 тысяч) м других странах. По отзовам специалистов, совместная компания с участием известного российского производителя нашла свою "нишу" на южноамериканском рынке, установила необходимые связи и контакты с субпоставщиками и посредниками и благодаря этому постепенно разворачивает и диверсифицирует операции.
В 1991 году эта компания подписала соглашение с КамАЗом о предоставлении посреднических и агентских услуг при поставке грузовиков и шасси для автобусов в Южную Америку. Она намерена вложить в рекламу порядка 25 миллионов долларов и уже на первом этапе завоевать около 5-6% [15] бразильского рынка грузовиков, контролируемого в настоящее время такими ведущими автомобильными корпорациями, как "Форд", "Фиат", "Дженерал моторс".
Ряд фирм южноамериканских стран проявляет интерес к закупкам тяжелого грузовика "Урал" производства Уральского автомобильного завода, отличающегося высокой проходимостью, хорошо зарекомендововшего себя при работе в горнорудной отрасли. Чилийская компания "Десаррольос, Минерия и Сиа" заключила контракт на приобретение крупной партии этих машин. Ведутся переговоры о поставке автотехники в Эквадор, Колумбию и другие страны региона.
Стабильным спросом на южноамериканских рынках пользуются российские троллейбусы. Отечественные поставщики уже имеют опыт сотрудничества в сооружении троллейбусной сети в городе Кордова (Аргентина) и в столице Колумбии Санта фе де Богота, рассматриваются также возможности их участия в организации троллейбусного движения в Чили.
Преодолев кризисный период 80-х годов и создав базовые предпосылки для хозяйственного роста, Южная Америка и, прежде всего, ведущие страны региона - Аргентина, Бразилия и Чили - стоят ныне перед необходимостью решительного обновления индустриального парка - повышения его конкурентоспособности, внедрения новых перспективных технологий и разработок для осуществления программ модернизации в целом ряде отраслей. И они прекрасно отдают себе отчет, что Россия, несмотря на трудности в экономике, - страна, обладающая передовыми интеллектуальным, научно-техническим м производственным потенциалом, сосредоточенным прежде всего в отраслях военно-промышленного и аэрокосмического комплексов.
По мнению авторитетных экспертов, торговля технологиями и производственное применение передовых технических решений является сейчас одним из наиболее перспективных направлений российско-южноамериканских связей. Внимание бизнесменов региона привлекают технологические разработки наших специалистов в целом ряде отраслей, в том числе биотехнологии и тонкой химии, производстве новых материалов и композитов, микробиологии, электронике и микроэлектронике, авиационной и космической медицине и ряде других.
Большой интерес южноамериканцы проявляют к новым отечественным разработкам в тяжелой индустрии, связанным с применением нетрадиционных для гражданского сектора технологий военной промышленности. Особое внимание заслуживает вопрос о перспективах научно-технического сотрудничества в сфере высоких технологий - освоении космического пространства и использовании ядерной энергии (разумеется, в мирных целях).
Южноамериканский рынок предоставляет широкие возможности и для российских экспортеров. Южноамериканские торговые компании проявляют готовность поставлять в Россию крупные партии продовольственных товаров, полуфабрикатов и сырья для их производства по конкурентным ценам. Следует отметить, что по ряду позиций государства региона занимает ведущее положение среди развивающихся стран на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Так, например, Аргентина и Уругвай традиционно выступают на внешних рынках в качестве поставщиков зерновых, мяса и мясопродуктов, растительного и животного масла. Ежегодные валютные поступления Чили от экспорта фруктов составляет около 1 миллиарда долларов. Около половины объема экспорта консервированных фруктов из развивающихся стран поставляет Бразилия. Бразилия и Колумбия (вместе с Мексикой) дают 50% мирового экспорта кофе.
Достаточно благоприятно для российских потребителей в настоящее время складывается конъюнктура рынка бананов, на котором страны Южной Америки занимают лидирующие позиции (Эквадор - крупнейший в мире экспортер бананов). Несмотря на огромные валютные поступления, латиноамериканские экспортеры бананов испытывают растущие трудности с реализацией продукции, цены на которую постоянно падают. Они связаны, в частности, с предполагаемым уменьшением квоты Южной Америки на ввоз бананов в Европу с 2,6 миллионов тонн до 2 миллионов и введением пошлины в 180% при поставках, превышающих это количество. Таможенный тариф на бананы, экспортируемые в страны-члены ЕЭС, составляет 100 ЭКЮ (126 долларов) за 1 тонну фруктов. Ожидаемые потери Латинской Америки могут составить 1 миллиард долларов в год, что, естественно, повышает их заинтересованность в увеличении сбыта бананов в Россию и другие страны СНГ, где пошлина на тропические фрукты составляет только 1% их стоимости [12].
Основная часть продовольствия (бананы, цитрусовые, кофе, сахар и др.), импортируемого из стран региона, поступает в Россию по каналам коммерческих структур - торговых домов и совместных предприятий, которые зачастую прибегают к услугам посредников из европейских государств. Как показывает практика, ориентация на посредника, часто случайного, существенно ухудшает условия торговли. Наглядный пример: закупки бразильского растворимого кофе для поставок в Россию в середине 1992 года. Европейские перекупщики не искали оптимальных вариантов для приобретения этого товара и предлагали поставки в Россию кофе по гораздо более высоким ценам, чем те же бразильские торговые компании.
В результате ажиотажного спроса цена на растворимый кофе для поставок в Россию (при низких и практически неизменных ценах на кофе в зернах на мировом рынке) выросла в среднем на 20-30%. При этом цена на растворимый кофе для поставок на другие рынки (США, Западная Европа и др.) не изменилась.
Не менее важен для России южноамериканский рынок потребительских товаров. Речь идет, прежде всего, о продукции массового спроса (одежда, обувь, изделия из кожи, ткани, пряжа), которую можно закупать в Южной Америке на более выгодных условиях, чем в развитых капиталистических странах. По качеству товары, предлагаемые поставщиками из Аргентины, Бразилии и Чили, мало в чем уступают, например, западноевропейским, однако заинтересованность южноамериканских предпринимателей в увеличении их сбыта позволяет рассчитывать как на ценовые скидки, так и на заключение соглашений о встречных поставках с нашей стороны машинотехнической продукции и некоторых видов сырья.
Среди товаров производственного назначения, потребности в которых могут быть частично за счет импорта из стран региона, следует выделить концентраты черных и цветных металлов, стальной прокат и прежде всего трубы большого диаметра, красители, продукцию кабельной промышленности, строительно-отделочные и упаковочные материалы.
В настоящее время ведутся переговоры о совместном с аргентинскими компаниями производстве оборудования для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, в том числе мясохладобоен, строительстве агропромышленных предприятий на юге России. С 1990 года в Липицке успешно действует СП "Прогресс" по производству и расфасовке фруктовых и овощных соков и пюре. Наряду с российским участником, его учредителями является шведская фирма "Тетра Пак" и бразильские компании "Сукоситрико Куртале" и "Ситросуко Паулиста".
Услуги по упаковке и хранению свежего винограда и фруктов готовы оказать чилийцы, занимающие первое место в Южной Америке по экспорту свежих ягод и фруктов на рынки США, Японии и многих стран Западной Европы. В частности, крупнейшая агропромышленная фирма Чили "АСКА" подписала договор о намерениях с объединением "Кубаньвинпром", предусматривающий строительство на Кубани гигантского комплекса по заморозке свежей фруктово-ягодной продукции и ее упаковке. Чилийская сторона обеспечивает финансирование проекта и предоставляет необходимую технологию.
Компании ведущих стран региона обладают также необходимым опытом и конкурентоспособной технологией в производстве мясных консервов, растительных масел, комбикормов, натуральных заменителей сахара и др.
Весьма перспективным можно считать подключение южноамериканских фирм к организации на территории России совместных предприятий по выпуску товаров массового спроса - поставки ими сырья, технологического оборудования, участие в моделировании и производстве готовой продукции. В качестве примера такого рода кооперации можно привести деятельность СП "Артсов", в которое наряду с крупнейшими производственными кожевенно-обувными объединениями России (Москвы, Рязани, Курска, Санкт-Петербурга) вошла аргентинская фирма "Самуни".
Швейное объединение "Заря" (г. Киров), испытывающее острую нехватку сырья, заключила соглашение с известной чилийской фирмой "Мачаса" о создании ряда СП для выпуска на своем оборудовании швейных и трикотажных изделий из тканей и комплектующих, поставляемых чилийской стороной. В настоящее время рассматривается также возможность создания совместного с чилийцами кожевенно-обувного предприятия.
Далее, как мне кажется, следует привести краткую оценку состояния и возможностей развития внешнеэкономических связей России со странами, являющимися основными ее партнерами в этом регионе, а именно с Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Колумбией, Перу и Эквадором.
Перспективными направлениями для участия организаций России в сооружении различных объектов в Аргентине являются строительство и модернизация энергетических объектов и ЛЭП, портовое строительство и дноуглубление, сооружение троллейбусных линий в различных городах, поставка и монтаж нефтяных резервуаров, газоперекачивающих станций, сотрудничество в сооружении объектов коммунального хозяйства (водоснабжение, водоочистка, газификация городов и поселков, очистные сооружения).
Хорошие возможности могут быть использованы в таких областях, как исследование и поставка вооружений и военной техники, производство специмущества по российским лицензиям, обустройство месторождений на условиях концессии.
Для экспорта в Аргентину Россия располагает большой группой товаров. Спросом на аргентинском рынке пользуются следующие товары: энергетическое и текстильное оборудование (пневмопрядильные и чесальные машины, ткацкие станки), полиграфическое оборудование, автотехника (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, троллейбусы), дорожно-строительная техника (автогрейдеры, экскаваторы-погрузчики, бульдозеры), тракторы, авиатехника, насосо-компрессорное оборудование, нефтерезервуары, метеорологическое оборудование, нефть и нефтепродукты, химические товары (фосфорные, калийные и азотные удобрения; бихромат натрия; полипропилен; калий железистосинеродистый; сера; желтый и красный фосфор; хлористый калий и другие), промышленные товары народного потребления (стиральные машины, фотоаппараты, оптические приборы, спортоохоторужие)[21].
Аргетинские товары, предлагаемые к поставке в Россию, охватывают: сырье для производства пищевкусовых товаров (пшеница, рожь, сорго, ячмень, овес, кукуруза, соя-бобы, соевый шрот, фасоль, рис), сырье и продукты его переработки (шерсть тонкая, шерстяные топсы, шерстяная пряжа для ручного вязания, кожа для верха обуви, кожа, полувыделанная из из шкур крупного рогатого скота, квебраховый экстракт, табачное сырье), пищевкусовые товары (мука, макаронные изделия, вино, чай, табачные изделия, овощи, фрукты, консервы из них, сахар), растительные масла (подсолнечное, льняное, соевое, тунговое, оливковое), мясо и мясотовары (замороженная свинина, говядина, козлятина, битая птица, мясные консервы), молочные продукты (сухое молоко, сливочное масло), промышленные товары народного потребления (мех и меховые изделия, обувь, женская и мужская верхняя одежда, косметика, керамические изделия, мебель, изделия из кожи), готовые изделия (буровые, осадные, насосо-компрессорные трубы для нефтяной и газовой промышленности), машины и оборудование (широкий спектр оборудования для пищевой промышленности) [21].
Сдерживающим фактором в развитии торгово-экономических отношений между Россией и Боливией являются:
а) отсутствие межправительственного кредитного соглашения о поставках из России машин и оборудования, а также межбанковских (коммерческих) кредитных соглашений; отказ внешнеторговых организаций России от гарантий частных банков; отсутствие возможности для российских организаций напрямую участвовать в крупномасштабных проектах, финансирование которых осуществляется по линии Межамериканского банка развития;
б) в отношении импорта товаров и сырья из Боливии - отсутствие у страны выхода к морю; отсутствие развитой инфраструктуры; высокие цены на боливийские товары, связанные как с указанными факторами, так и с высокими внутренними издержками их производства.
К возможным путям расширения российского экспорта в Боливию можно отнести: дальнейшее развитие такой формы сотрудничества, как создание совместных предприятий в области освоения и эксплуатации месторождений золота (в 1991 году создано СП "Пробол Лтд"), в области эксплуатации самолетов и вертолетов, развития сельскохозяйственного производства и сборки сельскохозяйственной техники; создание в свободной зоне Икике совместной компании по продаже российской автотехники и горнодобывающего оборудования; возможное участие российских организаций в строительстве газопроводов из Боливии в Чили, Бразилию, на территории Боливии; а также в проектах по производству метанола; создание смешанного общества (с российской стороны - ВАО "Автоэкспорт") по продаже в Боливию автомобилей (в основном "Лада").
Боливийские фирмы могут поставлять в Россию шерсть ламы и альпаки, ткани (в том числе в обмен на текстильное оборудование), кофе, сигареты, какао, сою, рис, крахмал, каучук и другие товары.
Бразилия - потенциально один из наиболее перспективных торговых партнеров России на южноамериканском континенте. Уровень ее промышленного и технологического развития довольно высок ( ее ВВП превышает 300 миллиардов долларов [8]; основу промышленного потенциала этой страны составляют отрасли тяжелой промышленности, в том числе многоотраслевое машиностроение, металлообрабатывающая, металлургическая, нефтяная, нефтехимическая, химическая промышленность; по производству отдельных видов промышленной продукции Бразилия входит в десятку крупнейших индустриальных стран мира, в частности, по выплавке стали и производству судов ей принадлежит 4-е место в мире, по производству алюминия и тракторов - 5-е, самолетов и сухопутной военной техники - 6-е, ЭВМ и компьютерного оборудования - 7-е, автомобилей - 8-е, металлорежущих станков 10-е), она способна предложить широкий круг товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. В то же время Бразилия сохраняет спрос на российскую продукцию, включая некоторые сырьевые товары и многие виды машин и оборудования. Однако эти потенциальные возможности пока по большей части не реализованы, объем торговли, как я уже упоминал, невелик (доля Бразилии в российской внешней торговле, как и России в бразильской, составляет менее 1% [9]). Решительные сдвиги произошли в импортном регулировании Бразилии. Принципиально важными факторами стали устранение жестких нетарифных ограничений при импорте большинства готовых изделий, в том числе машин и оборудования, пересмотр известного протекционистского закона о национальном аналоге, делавших бразильский рынок практически недоступным даже для конкурентоспособных товаров ведущих мировых фирм.
Россия может предложить для экспорта в Бразилию автомобили ВАЗ, подшипники качения, вело- и мотоцепи, полиграфическое оборудование, передвижные электростанции ПАЭС, противоградовое оборудование и ракеты, передвижные электростанции, металлорежущие и текстильные станки, отдельное металлургическое оборудование (для замены на ГЭС "Капивара" и "Собрадиньо"), вертолеты МИ-26 и МИ-17, тракторы, гидроэнергетическое оборудование и запчасти, оборудование агломерационной фабрики, комплектующее оборудование для сборки самолетов транспортного и сельскохозяйственного назначения, железнодорожные вагоны и дизельные локомотивы, сельскохозяйственные тракторы, ралиолокационное оборудование, наземное оборудование для космического комплекса, лицензии на технологии в области металлургии, металлообработки и др., наукоемкие технологии и оборудование, спецоборудование, сырую нефть, каменный уголь, лом черных металлов, минеральные удобрения (карбамид и хлористый калий), свежемороженную рыбу, водку [21].
Важной статьей российского экспорта могут стать цветные металлы. По информации бразильских фирм, в настоящее время Бразилия закупает российские никель и кобальт через посредниках в третьих странах.
Российские организации располагают большим опытом в стороительстве трубопроводов. А бразильское правительство в ближайшие годы намерено реализовать ряд проектов по прокладке газопроводов из Боливии и Аргентины. Так что сотрудничество в этой сфере имеет большие перспективы.
Обоюдный интерес представляют совместные разработки в самолетостроении. Бразилия входит в число 25 государств мира с наиболее развитым авиастроением. Тем не менее на бразильском рынке нашлась "ниша" и для российских самолетов. Администрация штата Эспириту-Санту, компания "Синус" и российское АО "Авиатика" создали совместное предприятие "Авиатика ду Бразил". Партнеры построят завод, способный выпускать ежегодно до 700 сверхлегких самолетов "Авиатика-890". Это первая сделка по передачи Бразилии нашей авиационной технологии. Контракт предполагает возможность сбыта машин не только в Бразилии, но и других странах Южной Америки.
Привлекает бразильцев и военно-техническое сотрудничество. В частности, 11 октября 1994 года делегация минобороны Бразилии подписала в Омске протокол о намерении приобрести до 300 танков Т-72. Первая партия, которая вскоре будет отправлена по назначению, включает в себя 110-120 машин (стоимость одного Т-72 - 1,2 миллиона долларов [8]).
Партнерство с Бразилией учитывает и долгосрочные интересы России в космической области. Так, бразильская сторона готова предложить России использовать уникальные условия базы "Алканатра" (запуск с этого космодрома позволяет экономить до 30% [15] ракетного топлива) для выведения в космос отечественных спутников и аналогичных носителей третьих стран.
Товары для импорта в Россию могут быть следующие: кофе в зернах и растворимый, какао-масло и какао-бобы, перец, шоколад, сахар-сырец и рафинированный, хлопок, сою и соевый шрот, сизаль, мясо животное (говядина, свинина), тропические фрукты (апельсины, бананы, ананасы), текстиль, обувь, косметику, фармпрепараты, упаковочные материалы, титановый концентрат, прокат черных металлов, трубы и другое [21].
Масштабы экономических связей между двумя странами весьма скромны. Они не идут в сравнение с достигнутым уровнем российского сотрудничества с такими южноамериканскими странами, как Аргентина и Бразилия. Взаимный обмен поставками до сих пор составляет лишь незначительную долю от общего товарооборота как России, так и Венесуэлы.
Как мне кажется, в настоящее время сложились весьма благопричтные объективные предпосылки для расширения и углубления российско-венесуэльских отношений. В обеих странах развиваются сходные процессы децентрализации и либерализации экономики, усиливается роль частного сектора, осуществляются меры по урегулированию внешнего долга, что само по себе открывает дополнительные возможности для развития торговли, и т.д. Кроме того, сложная ситуация в экономике стимулирует правительства к совершенствованию старых и налаживанию новых форм сотрудничества, поиску партнеров и рынков.
Сегодня экономическая и финансовая ситуация в Венесуэле, если судить о ней на основе макроэкономических показателей, выглядит гораздо благополучнее, чем в России. Об этом свидетельствуют достигнутые в последние три года высокие темпы экономического роста. Золотовалютные резервы колеблются на уровне 12,5-13 миллиардов долларов. Дефицит государственного бюджета в 1993 году не превышает 3% ВВП (в России он составил 15-17% ВВП).
Российские внешнеторговые организации и предприятия могут предложить автомобили "Лада", "Нива", "КамАЗ", "ГАЗ-66", "Урал", "МАЗ", автобусы "ЛиАЗ" и "ПАЗ" и организацию сервисного обслуживания.
Перспективными являются поставки в Венесуэлу российской строительно-дорожной техники (бульдозеров, погрузчиков, автогрейдеров и др.) на условиях лизинга, как это было в 1991 году, а также возможность поставок в консорциуме с аргентинскими и колумбийскими фирмами энергетического оборудования для ГЭС "Каруачи".
Венесуэла может экспортировать в Россию табак, кофе, специи, какао, некоторые виды стратегического сырья.
В целях содействия расширения российско-венесуэльских торгово-экономических связей желательно установить прямые связи российских организаций с Федерацией торговых и производственных палат и ассоциаций Венесуэлы (ФЕДЕКАМАРАС), объединяющей частных предпринимателей Венесуэлы и имеющей возможности помогать развитию сотрудничества между двумя странами.
В число областей российско-колумбийского сотрудничества могут быть включены: поставка передвижных электростанций ПАЭС; создание автосборочных предприятий; организация сборки мотоциклов; создание совместного предприятия по эксплуатации троллейбусов в городе Санта фе де Богота; поставка тракторов, автобусов, дорожно-строительной техники, станков.
Одним из главных направлений российско-колумбийского сотрудничества может стать участие российских организаций в развитии горнодобывающей промышленности Колумбии. В 1991 году создано первое совместное предприятие по добыче золота, ведется проработка еще ряда проектов в этой области.
Основу импорта из Колумбии составляет кофе и сигареты, на долю которых приходится 96% российских закупок. Вместе с тем колумбийские фирмы предлагают к поставке в Россию такие товары, как говядина, мясные консервы и сосиски, сахар-сырец, какао-бобы, рис, мука, зерно, детское питание, фрукты и другое.
Ряд фирм проявляет интерес к поставке сырьевых продовольственных товаров с целью их дальнейшей переработки и продажи на российском внутреннем рынке, к созданию в России птицеводческих комплексов для выращивания бройлеров.
Особенностью российско-перуанских торгово-экономических отношений является наличие большой внешней задолженности (более 1 миллиарда долларов).
Что касается российского экспорта, то возможности его расширения в Перу связаны с дальнейшим развитием военно-технического сотрудничества, в том числе путем поставки запчастей и модернизации поставленной техники.
Перуанцы проявляют интерес к закупке рыболовных судов, большегрузных самосвалов, ткацкого оборудования, энергетического оборудования (дизельные электростанции).
В связи с либерализацией импорта перуанские фирмы проявляют интерес к закупке химических товаров (мочевина, каустическая сода и др.).
До последнего времени Перу являлась традиционным поставщиком на наш рынок цветных металлов и их концентратов (с оплатой в СКВ). Объем таких закупок в настоящее время резко сократился и осуществляется в основном через третьи страны. Для сокращении части валютных расходов необходимо проработать возможность закупки цветных металлов и их концентратов без участия посредников.
В этой стране приняты меры по либерализации внешнеэкономических связей. В частности, сняты ограничения на перевод прибылей; снижены таможенные тарифы (максимальный налог на импорт составляет 35% [17]) и т.д.
Российский экспорт может быть расширен за счет поставки удобрений, в первую очередь мочевины; дорожно-строительной техники и грузовиков; автомобилей "Нива" и "Лада" для нужд полиции Эквадора; поставки специмцщества; за счет поставки грузовых автомобилей и рефрижераторных полуприцепов, автопогрузчиков, речных катеров (проект "Эмпровит").
Большой интерес для развития российско-эквадорских экономических связей представляют нетрадиционные формы сотрудничества. За последнее время в Эквадоре созданы либо прорабатывается вопрос о создании совместных предприятий с участием российских организаций в следующих областях: перевозка нефти (СП "Новосентраль"), продажа тракторов и грузовых автомобилей, добыча золота, перевозка грузов и пассажиров на внутренних и международных авиалиниях.
В заключение я хочу подвести итог вышесказанному, сделать некоторые выводы и обобщения, а также рассмотреть сложности, стоящие на пути развития внешней торговли России с государствами Южной Америки.
Развитие торгово-экономических отношений со странами Южной Америки в перспективе обусловливается сохранением потребностей России в некоторых видах дефицитного минерального сырья и продукции тропического земледелия; возможностью использования емкого рынка южноамериканских стран для расширения экспорта российской машино-технической продукции; налаживанием в разнообразных формах производственных и научно-технических связей с организациями и фирмами южноамериканских государств; потребностями обеспечения долгосрочных интересов России в рыбном промысле в районах Тихого и Атлантического океанов.
Расширение торгово-экономических связей с Российской Федерацией в большинстве южноамериканских стран рассматривается как определенное стремление к диверсификации рынков, их расширению для товаров своего традиционного и нетрадиционного экспорта, включая машино-техническую продукцию.
Сотрудничество с Южной Америкой в полной мере отвечает и стратегическим целям развития внешнеэкономических связей России, в том числе таким, как расширение экспорта российских товаров и развития инфраструктуры реализации наукоемкой продукции; рационализация импорта; достижение благоприятного тогового режима; долгосрочное урегулирование валютно-финансовых вопросов.
Расширение экспорта российских товаров возможно прежде всего за счет поставок конкурентоспособной машино-технической продукции. С учетом курса южноамериканских стран на обеспечение экономической самостоятельности, на развитие экспорта и политики замещения импорта продукцией национальной промышленности небольшими возможностями для запродаж могут пользоваться российское оборудование для предприятий черной и цветной металлургии (Бразилия, Чили), станочное оборудование для машиностроения (Бразилия, Венесуэла), энергетическое оборудование (Колумбия, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Бразилия), средства транспорта - автомобили ВАЗ (практически все страны региона), текстильные станки (Аргентина, Венесуэла). Имеются большие возможности для экспорта тракторов и другого сельскохозяйственного оборудования (Эквадор, Чили, Парагвай), дорожно-строительных машин (Аргентина, Перу), троллейбусов (Аргентина, Колумбия, Чили) и др.
Что касается сырья и полуфабрикатов, то в регионе хороший сбыт могут найти минеральные удобрения, отдельные химические товары, прокат черных металлов, нефть и нефтепродукты, уголь металлургический и коксующийся и др.
В области поставки нефти возможны долгосрочные отношения с Бразилией и Уругваем.
Южноамериканские страны могут оставаться поставщиками ряда продовольственных и сельскохозяйственных товаров, которые не производятся или производятся в недостаточных количествах в России (сахар, кофе, какао-бобы, бананы, цитрусовые, эфирные и растительные масла, фармацевтическое сырье, шерсть, кожа, зерновые, корма и др.). Однако возможная рационализация импорта, зависящая от увеличения в России производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, будет связана с сокращением доли названной продукции и возрастанием удельного веса интересующего нас сырья. Учитывая потребности России в цветных и редких металлах, уже сейчас требуется шире использовать прямые закупки этих товаров, налаживать долгосрочные и стабильные связи, в том числе на компенсационной основе или в форме совместных предприятий.
В связи с заинтересованностью стран региона в продвижении своей машиностроительной продукции на рынок России открываются возможности получения современного оборудований и технологий в области пищевой и мясоперерабатывающей промышленности.
Импорт из стран Южной Америки может включать также товары народного потребления: бытовую электронику (Бразилия), обувь (Бразилия, Аргентина, Уругвай), текстильные изделия (Перу, Колумбия).
Существуют предпосылки сотрудничества в области наукоемких технологий: биотехнологии (Бразилия), космоса (Аргентина, Бразилия), информатики (Бразилия) и др. Российским организациям следовало бы предложить свое сотрудничество в запуске южноамериканских коммерческих спутников и в создании консорциумов по запуску космических объектов, в том числе с помощью ракет, подлежащих уничтожению по имеющимся соглашениям.
В Южной Америке довольно широко используется лизинг (сдача в долгосрочную аренду) многих видов оборудования. Перспективным для российских организаций может быть лизинг авиационной и автомобильной техники, различных типов судов, дорожно-строительной техники, горношахтного и геологического оборудования, металлообрабатывающих станков и др. В настоящее время прорабатывается ряд конкретных предложений по этому направлению сотрудничества.
Особым регионом сотрудничества между Россией и южноамериканскими странами может стать тихоокеанский регион. Восточные районы России имеют возможность налаживания прямых торговых потоков со странами Южной Америки, имеющими выход на Тихоокеанское побережье. Существуют объективные условия для установления долгосрочных связей (стабильный рынок для продовольствия и многих тропических культур в районах Сибири и Дальнего Востока, потребности в импорте машинно-технической продукции и ряде сырьевых товаров в южноамериканских странах Тихоокеанского побережья). Есть предпосылки и для создания совместных судоходных линий для обслуживания этого товаропотока.
Развитие внешнеторговых отношений сталкивается с набором крупных и мелких проблем. Это и традиционная ориентация южноамериканских стран на рынки Запада, и медленно продлеваемые хозяйственные трудности России, и торгово-политические барьеры, и недостаточная приспособленность партнеров к требованиям рынков, и отсутствие адекватного кредитно-финансового механизма обслуживания экспортно-импортных операций, и нерешенные вопросы внешней задолженности, и сложности в транспортировке грузов, и другие.
Южноамериканские предприниматели отмечают, что, хотя серьезные правовые барьеры для развертывания хозяйственной деятельности в России сняты, существуют еще многочисленные факторы, осложняющие эту деятельность. Например, постоянные корректировки тарифов и налогов, а также беспрерывное изменение законодательства вообще. В частности, высокий уровень налогов в привлекательной для многих южноамериканцев нефтегазовой промышленности, достигающий 83%, и экспортная пошлина в 5 долларов за баррель [12] делают любой проект нерентабельным.
Южноамериканских предпринимателей беспокоит как неплатежеспособность партнеров, так и ограничения на деятельность иностранных банков с российскими резидентами. Последнее обстоятельство ущемляет интересы рядя южноамериканских банков, открывших свои представительства в России. Среди них - бразильский "Банко де эстадо де Сан-Пауло" ("Банеспа"), чилийский "Банко Консепсион", эквадорский "Банко де престамос" (задачей его представительства является финансирование внешнеторговых сделок и создание условий для организации крупного банка с рядом отечественных финансовых структур).
К числу российских банков, проявляющих наибольший интерес к сотрудничеству с южноамериканским бизнесом, относятся "Кредит-консенсус", "Элексбанк", "Росбизнесбанк". Последний открыл представительство в Чили, "Элексбанк" ведет переговоры об установлении корреспондентских отношений с рядом банков в Аргентине и Бразилии, "Кредит-консенсус" хочет претворить в жизнь идею создания мощного, кредитоспособного российско-южноамериканского банка. Главной сферой его деятельности станет организация расчетно-платежного и кредитного обслуживания коммерческих операций между российскими и южноамериканскими компаниями. Учреждение на его основе корреспондентской сети в регионе позволит повысить оперативность в прохождении платежей, снизить косвенные расходы за счет устранения посредников в лице западноевропейских и американских банков при расчетах по торговым сделкам с партнерами из Южной Америки. Так, привлечение банков США и Западной Европы к финансированию сделок по купле-продаже бразильской обуви привело к тому, что, например, зимние мужские сапоги вместо 14 долларов обходятся российским импортерам не менее чем в 30 [12].
Опыт, накопленный в последние годы, показывает, что торгово-экономические и научно-технические связи России с Южной Америкой могут вполне успешно развиваться в условиях изменившихся реалий. На повестке дня - преодоление отмеченных выше трудностей, нерешенных проблем и негативных тенденций, что, несомненно, потребует приложения с обеих сторон серьезных усилий.
1. "Аргентина", Москва, 1993 год
2. Колесникова Т.Н., Ольшаный А.И. "СССР - Латинская Америка: опыт и перспективы торгово-экономического сотрудничества", Москва, 1991 год
3. "Латинская Америка: справочник", Москва, 1990 год
4. "Латинская Америка в цифрах", Москва, 1989 год
5. "Мир в цифрах: статистический сборник", Москва, 1993 год
6. "Торговля: статистический сборник", Москва, 1991 год
7. Устинов И.Н., Феонова Л.А., Николаев Д.С. "Экономика и внешнеэкономические связи СССР: справочник", Москва, 1989 год
8. Сухова С. "И побегут российские танки по бразильской сельве"// Коммерсантъ-дейли, N193 от 12 октября 1994 года, стр.4
9. "Бизнесмены с Амазонки предлагают скидки"// Business MN, N35 от 21 сентября 1994 года, стр.19
10. "Наши технологии привлекают партнеров"// Business MN, N35 от 21 сентября 1994 года, стр.19
11. Паниев Ю. "Старые партнеры ищут новые возможности"// Business MN, N34 от 14 сентября 1994 года, стр.16
12. Паниев Ю.Н. "Экономическое сотрудничество: возможности и сложности"// Латинская Америка, N7-8 за 1994 года, стр.95-103
13. Мягков В., Рогов В. "Латинская Америка - это не только "просто Мария"// Ваш партнер, N25 за 1994 год (июнь), стр.14
14. Парра М.Х., Семенов В.Л. "Перспективы экономических связей между Россией и Венесуэлой"// Латинская Америка, N2 за 1994 год, стр.26-31
15. Симонова Л.Н., Ушнурцева О.Д. "Новые условия и возможности для российских предпринимателей"// Латинская Америка, N8 за 1993 год, стр.52-65
16. Батчиков С., Зима Г. "Россия - Латинская Америка: основы сотрудничества"// Внешняя торговля, N7-8 за 1993 год, стр.9-11
17. "Возможности внешнеэкономических связей России с Латинской Америкой"// Внешняя торговля, N7-8 за 1993 год, стр.12-15
18. Курочкина Г. "Россия-Аргентина: заседание Межправительственной российско-аргентинской комиссии"// Внешняя торговля, N7-8 за 1993 год, стр.16-17
19. Бобровников А.В., Мазин А.В., Семенов В.Л. "Позиции Латинской Америки на международных товарных и финансовых рынках"// Латинская Америка, N7 за 1993 год, стр.34-42
20. Л.Симонова, О.Ушнурцева "Латинская Америка: возможности для сотрудничества"// Экономист, N6 за 1993 год, стр.88-96
21. Авдошин А. "Приглашение к сотрудничеству. Спрос и предложение на рынках Латинской Америки"// Деловой мир, N91 за 1993 год (май), стр. 4
22. Молчанова И. "Эквадор: ориентация на открытую экономику"// Деловой мир, N73 от 20 апреля 1993 года, стр.4
23. Молчанова И. "Боливия: восстановление доверия иностранного капитала"// Деловой мир, N68 от 13 апреля 1993 года, стр.4
24. Молчанова И. "Перу: возвращение в мировое финансовое сообщество"// Деловой мир, N63 за 1993 год, стр.4
25. Молчанова И. "Чили: без разрешения и рыбки не половишь"// Деловой мир, N48 от 16 марта 1993 года, стр.4
Дата добавления: 11.02.2001
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |