Содержание Введение 1. Методология финансового анализа для принятия управленческих решений 1. Содержание и методы финансового анализа 2. Информационная база финансового анализа 3. Основные показатели, используемые в анализе потенциального банкротства 2. Введение
Результаты в любой сфере деятельности зависят от объема эффективности использования финансовых ресурсов. Эффективное управление финансами требует полного анализа для определения и оценки ситуации в будущем. В связи с этим возрастает роль финансового анализа, то есть комплексного системного изучения финансового состояния предприятия (ФСП) и факторов его формирования для оценки степени финансовых рисков. Оценка финансового состояния и устойчивости предприятия является не просто важным элементом управления
предприятием. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. В ходе анализа финансового состояния изучается способность организации финансировать свою деятельность, то есть обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для ее нормального функционирования, целесообразность их размещения и степень использования. Результативность финансового анализа зависит от организации и
совершенства его информационной базы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций
решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Целью данной работы является рассмотрение методики финансового анализа как основы для принятия управленческих решений в условиях потенциального банкротства. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: определение содержания и сущности финансового анализа; изучение информационной базы анализа; определение методик финансового
анализа. При написании работы были использованы труды таких авторов, как Г.В.Савицкая, В.В.Ковалев, О.Н.Волкова, М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, Л.В.Прыкина, А.И.Добрынин, М.С.Тарасевич. 1. Методология финансового анализа для принятия управленческих решений 1. Содержание и методы финансового анализа Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно
основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения.
Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику. В большом экономическом словаре и современном экономическом словаре дается следующее определение понятию анализ. Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В справочнике «1000 терминов рыночной экономике» дается такое определение.
Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложение целого на составные части. Просветов Г.И. дает следующее определение понятию. Анализ – это выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружение основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей развития изучаемого процесса или явления.
Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу. Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности. Экономический анализ – выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, исследования протекания экономических процессов
в зависимости от порождающих их причин и воздействующих факторов. Анализ хозяйственной деятельности – одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, торговой деятельности предприятий, фирм. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов,
качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов. Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия
и выделении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Предметом финансового анализа как особого направления комплексного экономического анализа является рассмотрение текущего и будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта, меняющегося под воздействием внешней и внутренней среды и управленческих решений, в целях оценки его финансовой устойчивости и эффективности
деятельности. Финансовое состояние государства, региона, предприятия, фирмы, предпринимателя, семьи – состояние экономического субъекта, характеризуемое наличием у него финансовых ресурсов, обеспечением денежными средствами, необходимыми для хозяйственной деятельности, поддержания нормального режима работы и жизни, осуществления денежных расчетов с другими субъектами. Современный финансовый анализ охватывает достаточно широкий круг вопросов, которые выходят далеко за
рамки традиционной оценки финансового состояния, проводимой, как правило, на основании данных бухгалтерской отчетности. При этом оценка текущего финансового состояния должна рассматриваться как начальный этап финансового анализа, для которого в первую очередь привлекают данные бухгалтерской отчетности, включая пояснения к ней (такой анализ может быть определен как анализ бухгалтерской отчетности), а также необходимую внешнюю информацию: аналитические прогнозы о состоянии рынка капитала и фондового рынка, уровня инфляции
в стране и др. Анализ финансового состояния позволяет выявить уже существующие и только наметившиеся проблемы и привлечь к ним внимание руководства предприятия. Содержание анализа бухгалтерской отчетности, лежащего в основе оценки текущего финансового состояния, целесообразно определить исходя из целей и задач отчетности, сформулированных в российском законодательстве о бухгалтерском учете и международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
Основными задачами анализа финансового анализа являются: 1.своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление негативных тенденций и изучение причин их образования; 2.поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости; 3.разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;
4.прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. Информация, полученная в ходе анализа текущего финансового состояния полезна для целей прогнозирования будущего финансового состояния. В наиболее общем виде в составе основных разделов анализа финансового состояния могут быть выделены следующие: анализ активов (состава, структуры, оборачиваемости); анализ текущей платежеспособности;
анализ денежных потоков; анализ структуры капитала и долгосрочной платежеспособности; анализ финансовых результатов и доходности деятельности; анализ финансовой отчетности. Отдельные разделы анализа неразрывно связаны между собой. Приоритетность разделов и последовательность проведения финансового анализа определяются с учетом конкретных целей и сложившихся практических условий. Результаты анализа финансового состояния представляют собой
основу для разработки управленческих решений о привлечении и размещении средств для достижения поставленных целей. Круг решаемых задач и приоритеты в выборе ключевых направлений финансового анализа зависят от временного аспекта его проведения. В зависимости от временных границ выделяются краткосрочный и долгосрочный финансовый анализ (рис.1.1.). Рис. 1.1. Виды финансового анализа. Краткосрочный анализ направлен на выявление текущих резервов для повышения эффективности управления
оборотным капиталом, обеспечения текущей платежеспособности и поддержания ликвидности. Основные направления анализа на данном этапе связаны с оценкой состава и структуры оборотных активов; обоснование решений, определяющих политику управления запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами; обоснованием и выбором краткосрочных источников финансирования оборотных средств; оценкой потребности во внешних источниках финансирования оборотных активов и в собственном оборотном капитале.
Составной частью краткосрочного финансового анализа является оперативный анализ. Его значимость определяется задачами оперативного управления денежными потоками хозяйствующего субъекта. Другим приоритетным направлением краткосрочного финансового анализа является мониторинг показателей рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, целью которого является обеспечение оперативного управления объемом и структурой продаж с учетом рентабельности отдельных видов продукции и меняющихся
внешних условий. При проведении финансового анализа, охватывающего годовой период, внимание уделяется оценке формирования финансовых результатов и обоснованию политики их распределения. При этом принимаются управленческие решения о структуре капитала и обеспечении долгосрочной платежеспособности, о стратегии в области долгосрочного инвестирования и его источников. Задачей финансового анализа является выявление и оценка факторов, определяющих финансовую устойчивость
организации. Результаты анализа позволяют обосновать инвестиционные и финансовые решения, то есть становятся базой для долгосрочного анализа. На различных этапах финансового анализа решается ряд проблем. На начальном этапе анализа общая оценка финансового состояния разбивается на отдельные составляющие: анализ текущей платежеспособности и ликвидности, структуры капитала, деловой активности, доходности деятельности. Далее происходит взаимоувязка результатов анализа отдельных аспектов финансового состояния
и их обобщение с целью формирования аналитического заключения о текущем состоянии и возможных изменениях, связанных с принимаемыми решениями и влиянием внешней и внутренней среды. Однако выводы, вытекающие из анализа отдельных групп показателей, нередко противоречат друг другу. В практике финансового анализа находит свое отражение проблема согласования результатов отдельных аспектов финансовой деятельности, в частности, в поиске компромисса между ликвидностью и доходностью.
Выбрав финансовую стратегию, на этапе выработки и принятия управленческих решений необходимо найти компромисс между двумя критериями: обеспечением необходимого уровня доходности и поддержанием текущей платежеспособности и ликвидности. Еще одна проблема, которая решается в ходе финансового анализа, это проблема сочетания долгосрочных и краткосрочных целей развития. Целями любого коммерческого предприятия являются, с одной стороны, долгосрочное устойчивое функционирование,
с другой – получение и текущее распределение прибыли. Для достижения первой цели проблема распределения финансового результата должна решаться таким образом, чтобы определенная часть полученной прибыли реинвестировалась в активы предприятия, возможно, в ущерб краткосрочным интересам инвесторов. Достижение второй цели предполагает преимущественное направление чистой прибыли на цели потребления. Обе названные цели могут иметь различную степень важности в зависимости
от предпочтений собственников и менеджмента. В практической деятельности необходимо находить компромисс между этими конфликтующими подходами. На каждом этапе анализа формируется и накапливается выходная аналитическая информация, представленная в форме таблиц, графиков, диаграмм. Она является исходной для каждого последующего этапа анализа. Так результаты итогового (ретроспективного) анализа становятся базовыми для прогнозного анализа, что
позволяет определить качество прогнозного анализа при сопоставлении фактических и прогнозных данных. 1.2. Информационная база финансового анализа В условиях кардинальных перемен, связанных с переходом к открытой рыночной экономике, меняется и возрастает роль финансового анализа. Основной целью финансового анализа является получение информации, содержащей сведения о финансовом состоянии и финансовых результатах предприятий, а также об изменении капитала.
В связи с этим предметом финансового анализа является определение показателей, характеризующих уровень ликвидности хозяйствующих субъектов, показателей, характеризующих его краткосрочную и долгосрочную платежеспособность, эффективность управления деятельностью и использования всех ресурсов. Это показывает связь финансового анализа с бухгалтерским учетом и отчетностью. Финансовый анализ проводится на сновании: статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров
бухгалтерского и налогового учета, а также (при их наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; положения об учетной политике, в том числе учетной политики для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота, организационной и производственной структур; отчетности филиалов, дочерних и
зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалов налоговых проверок и судебных процессов; нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность хозяйствующего субъекта. Для проведения анализа финансового состояния организаций также используются данные форм их финансовой отчетности, предусмотренные указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н).
Основные источники информации: отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчеты о прибылях и убытках (форма №2), об изменениях капитала (форма №3), о движении денежных средств (форма №4), приложение к балансу (форма №5) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. Источниками информации при анализе финансового состояния предприятия служат данные финансовой отчетности
предприятия и бухгалтерского финансового учета. Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования. Получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, является основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа выявляются изменения в составе имущества хозяйствующего субъекта и в источниках
его формирования, в финансовых результатах деятельности (его прибылей и убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами. Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Одним из важнейших приемов является чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. Однако данная информация, несмотря на ее значимость для принятия управленческих решений, недостаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей, место хозяйствующего субъекта
среди аналогичных предприятий, что актуально в условиях конкурентной борьбы. Это достигается с помощью: составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и относительного отклонения; исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса); исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к базисному году. Наряду с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния, используются
и финансовые коэффициенты. Финансовый коэффициент представляет собой относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются на коэффициенты распределения и координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в основном в предварительном анализе.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового анализа. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам (в динамике). В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта; среднеотраслевые значения показателей; значения конкурирующих фирм, а также показатели, характеризующие оптимальные или критические значения относительных показателей финансового
состояния, которые выполняют роль общепринятого стандарта и называются оценочными. Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта. Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния важную роль играют абсолютные показатели,
которые рассчитываются на основе отчетности (чистые активы, реальный собственный капитал, собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния. Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности. Горизонтальный (временной) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, то есть основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей
в будущем. Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей. Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования. Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, то есть сравнение показателей данного
хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными. Финансово-экономический анализ может осуществляться разными методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы и так далее), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования и факторного анализа,
исследование операции и так далее). Каждый из экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в аналитической работе. Принципами финансового анализа являются непрерывность (регулярность) наблюдения за состоянием и развитием финансовых процессов, преемственность, объективность, научность, динамичность, комплексность, системность, практическая значимость, существенность, надежность, согласованность и взаимоувязка данных форм бухгалтерской
отчетности, ясность в интерпретации результатов финансового анализа, обоснованность и оперативность в принятии управленческих решений. Для проведения финансового анализа применяется широкий спектр его видов, методов и приемов: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы,
как абсолютное сравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений, «долевого участия», детализация показателей на составляющие, группировка, дисконтирование и другие. Следует различать типы моделей финансового анализа. К важнейшим из них относятся дескриптивные, предикативные и нормативные. Дескриптивные модели чаще всего описательного характера.
Они построены на данных бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней. Для такой модели финансового анализа широко используется структурный, структурно-динамический и коэффициентный анализ. Предикативные модели, как правило, прогностического характера. Их используют для построения прогнозных оценок текущего и перспективного характера о прибылях и доходах, платежеспособности, финансовой устойчивости; для расчета точки критического объема продаж; для прогнозной
оценки финансовой состоятельности предприятия на предстоящие три-четыре года. В отечественной экономической науке можно выделить два подхода к пониманию финансового анализа. В рамках первого подхода финансовый анализ охватывает все разделы аналитической работы, входящие в систему финансового менеджмента (Ковалев, Савицкая, Стоянова). Второй подход ограничивает сферу анализа финансовой (бухгалтерской) отчетностью (Ефимова,
Негашев, Шеремет, Сайфуллин). В традиционных методиках анализа и оценки финансового состояния предприятия выделяют основные задачи анализа финансового состояния: рассмотрение стоимости имущества предприятия и изменений в нем; оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия; выявление причин изменения суммы оборотного капитала за отчетный период; оценка оборачиваемости оборотного капитала и установление факторов ускорения (замедления) его оборачиваемости; оценка платежеспособности и кредитоспособности:
рассмотрение использования предприятием права на кредитование, обеспеченности и эффективности кредита; изучение состояния и динамики расчетно-платежной дисциплины на предприятии, проверка выполнения обязательств по платежам бюджету и банкам; выявление резервов и возможностей наиболее экономного и рационального использования финансовых ресурсов и разработка мероприятий по укреплению финансового положения предприятия и использованию опыта финансовой работы успешных предприятий.
Традиционные методики анализа широко используют коэффициентный метод, в соответствии с которым рассчитываются основные показатели-коэффициенты, рассматриваемые в динамике, в сравнении с другими показателями. Анализ, осуществленный с помощью коэффициентов, позволяет оценивать как текущее, так и в некоторой степени перспективное имущественное и финансовое положение организации, возможные и целесообразные темпы ее развития с позиции их ресурсного обеспечения, выявить доступные источники финансирования и определить
возможность их мобилизации, спрогнозировать положение на рынке капитала. Проблеме оценки финансового состояния организаций уделяется постоянное внимание, как на уровне государственных органов, так и учеными и практиками. Расчеты отдельных аналитических показателей одной и той же организации с применением разных методик показывают несоответствие получаемых значений. В настоящее время существует проблема создания единой и непротиворечивой методики анализа состояния
предприятия. 1.3. Основные показатели, используемые в финансовом анализе Главная цель финансовой деятельности предприятия – наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели
баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнить с: общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства; аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения
ФСП. В качестве основного инструмента анализа финансового состояния может рассматриваться метод финансовых (аналитических) коэффициентов. Рассчитывают следующие относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов). Данный показатель дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств
(текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности. Предприятие погашает свои краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов, поэтому, если наблюдается превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами, можно считать фирму успешной. Критическая норма показателя рассчитывается отдельно для каждой отрасли, и нет определенной нормы. Тем не менее в западной практике диапазоном норматива считается интервал 1,5-2.
Рассчитывается данный показатель следующим образом: 1 = Коэффициент текущей ликвидности имеет ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду, выполняя пространственно-временные сопоставления. Во-первых, числитель коэффициента включает оценку запасов и дебиторской задолженности. Поскольку методы оценки запасов могут варьировать, это оказывает влияние на сопоставимость показателей; то же самое следует сказать в отношении трактовки и учета сомнительных
долгов. Во-вторых, значение коэффициента, в принципе, тесно связано с уровнем эффективности работы предприятия в отношении управления запасами: некоторые компании за счет высокой культуры организации технологического процесса, например, путем внедрения системы поставки сырья и материалов, известной под названием "точно в срок", могут существенно сокращать уровень запасов, т.е. снижать значение коэффициента текущей ликвидности до уровня ниже, чем в среднем по отрасли, без ущерба для своего текущего финансового
состояния. В-третьих, некоторые предприятия с высокой оборачиваемостью денежных средств могут позволить себе относительно невысокие значения коэффициента, В частности, это относится к предприятиям розничной торговли. В данном случае приемлемая ликвидность обеспечивается за счет более интенсивного притока денежных средств в результате текущей деятельности. Таким образом, анализируя текущее финансовое положение предприятия,
необходимо по возможности учитывать и другие факторы, в явном виде не оказывающие влияния на значение этого и других коэффициентов. Коэффициент быстрой ликвидности. По своему смысловому значению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы: = Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но и,
что гораздо более важно, в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже расходов по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В работах некоторых западных аналитиков приводится ориентировочное нижнее значение показателя -
1, однако эта оценка носит также условный характер. Тем не менее, можно дать ей вполне наглядное и обоснованное толкование. Кредиторская и дебиторская задолженности представляют собой некую форму взаимного кредитования контрагентов, находящихся в деловых отношениях. Очевидно, что в целом по экономике суммы предоставленного и полученного кредитов равны. Любое предприятие должно стремиться к тому, чтобы сумма кредита, предоставленного им
своим покупателям (дебиторская задолженность), не превышала величины кредита, полученного им от поставщиков. На практике возможны любые отклонения от этого правила. В частности, все бизнесмены понимают, что выгодно жить в долг, поэтому по возможности каждый из них предпочитает оттягивать срок платежа своим кредиторам, если это не сказывается на финансовых результатах и взаимоотношениях с поставщиками. Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание
и на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, вряд ли это характеризует деятельность предприятия с положительной стороны. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.
Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и сокам. Если в отношении коэффициентов текущей и быстрой ликвидности в западной литературе хотя и с оговорками, но все же приводятся рекомендательные аналитические ориентиры, то в отношении третьего коэффициента
таких рекомендаций практически нет. Причина этого, по-видимому, заключается в следующем. Компоненты коэффициентов текущей и быстрой ликвидности находятся между собой в определенной, достаточно тесной корреляционной связи. Что касается коэффициента абсолютной ликвидности, то его величина в значительной степени и прежде всего определяется числителем дроби. Сумма краткосрочных пассивов - относительно стабильная величина, по крайней мере, она гораздо менее
изменчива по сравнению с величиной денежных средств, которая зависит от многих факторов текущего порядка. Изменчивость величины денежных средств вызвана, прежде всего их абсолютной ликвидностью, т.е. возможностью и искушением использовать эти средства для участия во внезапно подвернувшихся проектах, а также хроническим свойством многих компаний испытывать нехватку денежной наличности. Опыт работы с отечественной отчетностью показывает, что значение коэффициента к, как правило, варьирует
от 0,05 до 0,1. Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового положения предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк, кредитующий данное предприятие, больше внимание уделяет промежуточному коэффициенту ликвидности.
Покупатели и держатели акций и облигаций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость предприятия по коэффициенту текущей ликвидности. Следует отметить, что для многих предприятий характерно сочетание низких коэффициентов промежуточной ликвидности с высоким коэффициентом общего покрытия. Это связано с тем, что предприятия имеют излишние запасы сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции, нередко неоправданно велико незавершенное производство.
Необоснованностью этих затрат ведет в конечном счете к нехватке денежных средств. Отсюда, даже при высоком коэффициенте общего покрытия, необходимо выявить состояние и динамику его составляющих, особенно по тем статьям, которые входят в третью группу активов баланса. С этой целью следует рассчитать оборачиваемость производственных запасов, готовых изделий, незавершенного производства. При наличии у предприятия низкого коэффициента промежуточной ликвидности и высокого коэффициента
общего покрытия, ухудшения названных показателей оборачиваемости свидетельствует об ухудшении платежеспособности этого предприятия. Чтобы более объективно оценить платежеспособность предприятия при обнаружении у него ухудшения. При этом следует раздельно разобраться в причинах задержек потребителями оплаты продукции и услуг, накопления излишних запасов готовой продукции, сырья, материалов и т.д. Эти причины могут быть внешними, более или менее не зависящими от анализируемого предприятия, а могут
быть и внутренними. Но прежде всего необходимо исчислить названные выше коэффициенты ликвидности, определить отклонение в их уровне и размер влияния на них различных факторов Рассмотренные четыре показателя являются основными для оценки ликвидности и платежеспособности. Тем не менее, известны и другие показатели, имеющие определенный интерес для аналитика. Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами.
Он рассчитывается по формуле и показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств предприятия. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для осуществления текущей деятельности. На основе показателей текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами проводится диагностика банкротства предприятия.
Структура баланса признается неудовлетворительной, а сама организация неплатежеспособной, если выполняется одно из следующих условий: 1)коэффициент текущей ликвидности на конец года имеет значение менее 2; 2)коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами менее 0,5; В случае, когда хотя бы один из коэффициентов меньше нормативной величины определяется коэффициент восстановления платежеспособности за период 6 месяцев. Он показывает возможность предприятия восстановить платежеспособность
в течение 6 месяцев и вычисляется: ; и - соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода; - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6- период восстановления платежеспособности; Т- отчетный период, мес. Если данный коэффициент более единицы, то у организации есть реальная возможность восстановить платежеспособность. Когда оба коэффициента не удовлетворяют нормативным величинам, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности
за период 3 месяца по формуле: . Если данный коэффициент менее 1, то у организации есть опасность в ближайшее время утрать платежеспособность. Маневренность собственных оборотных средств. Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность: Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется от 0 до 1, хотя теоретически возможны и другие варианты.
При прочих равных условиях рост показателя МК в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, на основе анализа ликвидности и платежеспособности можно дать оценку финансового состояния предприятия. Это одна из важнейших характеристик для предприятия, ориентированное на стабильность
деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Важно вовремя выявить признаки ухудшения платежеспособности, которыми являются увеличение иммобилизации собственных оборотных средств и наличие других "больных" статей. Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью ряда абсолютных и относительных показателей, основными среди которых являются: коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Список использованной литературы 1.Азое Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика
М.: Центр экономики и маркетинга 1999 203 с. 2.Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА 2004 221 с. 3.Дихтль Е Хёршген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. — М.: Высшая школа, ИНФРА-М 1999 176 с. 4.Когденко В.Г. Практикум по экономическому анализу. –
М.: Перспектива 2004 230 с. 5.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА 2006 592 с. 6.Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ М.: Прогресс 2002 153с. 7.Моисеева Н. К Анискин Ю. Л. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М.: Внешторгиздат 2005 215 с. 8.Орехов Н. А Лаврухина
Н. В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. — Калуга, МГТУ 2000 194 с. 9.Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия М.: ЮНИТИ 2002 359 с. 10.Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 2-е изд перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М 2005 223 с. 11.Фатхутдинов Р. А. Конкурентосрособность: экономика, стратегия, управление.
— М.: ИНФРА-М 2000 198 с. 12.Чепурина М.Н. Курс экономической теории. – Киров: АСА 1995 624 с. 13.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика 2006 167 с. 14.Бороненкова С.А. Экономический анализ управлением предприятия // Экономический анализ. – 2004 № 2(17). – С. 47-52. 15.Глущенко
В.В Глущенко И.И. Оценка финансовых результатов маркетинговой стратегии на глобальном рынке с учетом рисков.//Экономический анализ. – 2007 № 6 (18). – С. 16-25. 16.Клюковская В.Н Федотов М.О. Применение моделей для принятия портфельных решений.// Маркетинг в России и зарубежом. – 2007 № 2 (58). – С. 20-28. 17.Корнилов Д.А. Развитие методов портфельного анализа.//Экономический анализ. – 2007 № 24
(105). – С. 27-37.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |