Реферат по предмету "Экономика"


Современные транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике

Зорин С.Ф.


Введение


В современном мире главными проводниками процессов глобализации являются крупные производственно-сбытовые и финансовые объединения - транснациональные корпорации (ТНК), оказывающие большое влияние на ход развития мировой экономики.


В условиях глобальной экономики международный бизнес представляет главную и наиболее значимую область реализации международных экономических отношений. Объектами его воздействия становятся самые разнообразные виды активов - материальные и интеллектуальные, валютные и фондовые, финансовые и кредитные.


Целью настоящей работы является анализ ситуации, сложившейся на международном рынке в связи с активизацией деятельности ТНК, рассмотрение причин и следствий этой активизации, а также ее положительных и отрицательных последствий для мировой экономики.


1. Что такое транснациональная корпорация.


Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах. Особенностью ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств, дочерних компаний).


Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии:


- число стран, в которых действует корпорация (не менее пяти);


- число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации (не менее трех);


- лидирующие позиции на ключевом рынке;


- доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не менее четверти);


- интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.


Основным критерием оценки уровня транснационализации корпорации является индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.


Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле:


I T = 1/3 ( A I /A + R I /R + S I /S) x 100% ,


где


I T - индекс транснационализации, %;


A I - зарубежные активы;


A - общие активы;


R I - объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;


R - общий объем продаж товаров и услуг;


S I - зарубежный штат;


S - общий штат работников компании.


Согласно годовому отчету организации ЮНКТАД за 2002 г. к 10 крупнейшим корпорациям мира по уровню транснационализации активов, продаж, а также числу занятых за рубежом относятся (в скобках - значение индекса): Vodafone Group (81%), British Petroleum , ВР (77%), Exxon - Mobil (68%), Viendi Universal (60%), Fiat (57%), Royal Dutch / Shell (57%), Telefonica (54%), General Electric (40%), Toyota Motor (35%), General Motors (31%).


В таблице 1. приводится список крупнейших публичных компаний мира в 2005 году, составленный газетой Financial Times .


2. Список крупнейших корпораций мира


По состоянию на 31 марта 2005 года


Global


500


Rank


2005


Global


500


Rank


2004


Company


Country


Market


value


$m


Sector


Turnover $m


Share


Price $


PER


Dividend


yield %


Year End


1


1


General Electric


US


382,233.1


Diversified industrial


151,299.0


36.1


22.5


2.3


31/12/2004


2


3


ExxonMobil


US


380,567.2


Oil & gas


291,252.0


59.6


15.2


1.8


31/12/2004


3


2


Microsoft


US


262,974.9


Software & computeservices


36,835.0


24.2


31.8


0.7


30/06/2004


4


5


Citigroup


US


234,436.7


Banks


 


44.9


13.5


3.6


31/12/2004


5


9


BP


UK


221,365.3


Oil & gas


285,059.0


10.4


14.4


3.2


31/12/2004


6


6


Wal-Mart Stores


US


212,209.0


Generalretailers


285,222.0


50.1


20.8


1.0


31/01/2005


7


13


Royal Dutch/Shell


Netherlands/UK


210,630.4


Oil & gas


266,386.0


59.8


10.9


 


31/12/2004


8


15


Johnson & Johnson


US


199,711.4


Pharmaceuticals & biotechnology


47,348.0


67.2


21.5


1.6


02/01/2005


9


4


Pfizer


US


195,944.6


Pharmaceuticals & biotechnology


52,516.0


26.3


17.5


2.6


31/12/2004


10


20


BankofAmerica


US


178,765.4


Banks


 


44.1


11.7


3.9


31/12/2004


11


10


HSBC


UK


176,858.4


Banks


 


15.8


14.5


4.6


31/12/2004


12


12


Vodafone


UK


171,416.9


Telecommunication services


63,386.3


2.7


 


1.6


31/03/2004


13


14


IBM


US


165,787.1


Software & computeservices


96,293.0


91.4


18.2


0.8


31/12/2004


14


23


Total


France


148,957.1


Oil & gas


159,086.6


234.6


11.6


 


31/12/2004


15


8


Intel Corporation


US


144,695.4


Information technology hardware


34,209.0


23.2


19.9


0.7


25/12/2004


16


7


American International Group


US


144,319.2


Insurance


 


55.4


 


 


31/12/2004


17


24


Altria


US


135,246.1


Tobacco


63,963.0


65.4


14.2


4.3


31/12/2004


18


18


Toyota Motor


Japan


134,324.4


Automobiles & parts


161,283.4


37.2


11.6


1.1


31/03/2004


19


22


GlaxoSmithKline


UK


134,123.5


Pharmaceuticals & biotechnology


38,454.1


22.9


16.2


3.8


31/12/2004


20


16


Berkshire Hathaway


US


134,067.2


Insurance


87,000.0


 


18.3


 


31/12/2004


21


17


Procter & Gamble


US


133,697.0


Personalcare & household products


51,407.0


53.0


21.5


1.8


30/06/2004


22


139


Saudi Basic Industries


Saudi Arabia


128,790.0


Diversified industrial


18,277.1


429.3


34.0


0.9


31/12/2004


23


21


Novartis


Switzerland


124,610.2


Pharmaceuticals & biotechnology


28,247.0


46.7


19.8


2.0


31/12/2004


24


31


Chevron Texaco


US


123,536.3


Oil & gas


150,865.0


58.3


9.4


2.6


31/12/2004


25


38


JP Morgan Chase


US


123,261.1


Banks


 


34.6


21.8


5.5


31/12/2004


26


87


Sanofi-Aventis


France


119,029.6


Pharmaceuticals & biotechnology


19,502.5


84.3


 


 


31/12/2004


27


11


Cisco Systems


US


117,801.0


Information technology hardware


22,045.0


17.9


28.0


 


31/07/2004


28


27


Nestle


Switzerland


110,440.9


Foodproducers & processors


72,568.8


273.7


18.9


2.4


31/12/2004


29


42


ENI


Italy


103,986.5


Oil & gas


75,642.8


26.0


10.4


 


31/12/2004


30


29


Wells Fargo


US


101,406.9


Banks


 


59.8


14.4


3.1


31/12/2004


31


19


Coca-Cola


US


100,428.4


Beverages


21,962.0


41.7


20.8


2.4


31/12/2004


32


34


Royal Bank of Scotland


UK


99,988.0


Banks


 


31.8


12.2


3.8


31/12/2004


33


26


Verizon Communications


US


98,333.7


Telecommunication services


71,283.0


35.5


13.5


4.3


31/12/2004


34


32


Roche


Switzerland


95,779.9


Pharmaceuticals & biotechnology


26,155.0


107.2


16.2


1.6


31/12/2004


35


37


UBS


Switzerland


95,069.5


Banks


 


84.5


13.2


3.0


31/12/2004


36


36


Dell


US


94,474.9


Information technology hardware


49,205.0


38.4


31.8


 


28/01/2005


37


35


Pepsico


US


88,993.5


Beverages


29,261.0


53.0


21.5


1.6


25/12/2004


38


47


Telefonica


Spain


86,353.0


Telecommunication services


39,310.9


17.4


23.1


 


31/12/2004


39


39


Home Depot


US


83,973.3


Generalretailers


73,094.0


38.2


16.8


0.8


30/01/2005


40


40


Deutsche Telekom


Germany


83,866.0


Telecommunication services


75,038.6


20.0


18.2


 


31/12/2004


41


71


BHP Billiton


Australia/UK


82,081.4


Mining


22,887.0


13.7


25.0


3.8


30/06/2004


42


25


NTT DoCoMo


Japan


81,747.9


Telecommunication services


47,076.1


1,678.6


13.7


0.8


31/03/2004


43


62


Wachovia


US


80,745.5


Banks


 


50.9


13.2


3.3


31/12/2004


44


46


Time Warner


US


78,967.4


Media & entertainment


42,089.0


17.6


23.7


 


31/12/2004


45


41


SBC Communications


US


78,258.4


Telecommunication services


40,787.0


23.7


15.8


5.3


31/12/2004


46


79


Santander Central Hispano


Spain


76,137.8


Banks


 


12.2


24.2


 


31/12/2004


47


94


Conoco Phillips


US


75,036.2


Oil & gas


135,076.0


107.8


9.2


1.7


31/12/2004


48


55


Comcast


US


74,118.0


Media & entertainment


20,307.0


33.8


78.6


 


31/12/2004


49


63


France Telecom


France


73,885.2


Telecommunication services


61,136.8


29.9


20.3


2.1


31/12/2004


50


33


NipponTelegraph & Telephone


Japan


73,305.3


Telecommunication services


103,531.6


4,384.8


11.6


1.1


31/03/2004


51


44


Amgen


US


72,920.6


Pharmaceuticals & biotechnology


10,550.0


58.2


31.3


 


31/12/2004


52


45


Samsung Electronics


South Korea


72,780.4


Information technology hardware


56,725.0


494.1


7.4


 


31/12/2004


53


58


Abbott Laboratories


US


72,677.7


Pharmaceuticals & biotechnology


19,680.0


46.6


22.5


4.6


31/12/2004


54


30


Nokia


Finland


72,314.2


Information technology hardware


37,943.2


15.5


17.1


2.8


31/12/2004


55


28


Merck


US


71,474.6


Pharmaceuticals & biotechnology


22,938.6


32.4


12.4


4.6


31/12/2004


56


53


Siemens


Germany


70,319.5


Electronic & electric equipment


97,450.4


78.9


15.9


2.1


30/09/2004


57


69


TycoInternational


US


68,046.4


Diversified industrial


40,153.0


33.8


22.5


0.1


30/09/2004


58


77


Gazprom


Russia


67,942.9


Oil & gas


29,242.1


2.9


9.9


0.8


31/12/2003


59


52


Unilever


Netherlands/UK


67,664.2


Foodproducers & processors


54,213.7


68.1


27.1


3.6


31/12/2004


60


97


ING


Netherlands


66,598.6


Insurance


 


30.2


8.3


4.6


31/12/2004


61


56


3M


US


66,188.9


Diversified industrial


20,011.0


85.7


22.4


1.7


31/12/2004


62


68


Barclays


UK


65,949.0


Banks


 


10.2


10.6


4.9


31/12/2004


63


90


News Corporation


US


65,168.5


Media & entertainment


22,734.5


16.9


52.7


0.5


30/06/2004


64


67


China Mobile Hong Kong


Hong Kong


64,400.9


Telecommunication services


23,206.6


3.3


12.7


2.6


31/12/2004


65


43


Astra Zeneca


UK


64,350.4


Pharmaceuticals & biotechnology


21,426.0


39.4


17.3


2.6


31/12/2004


66


60


Oracle Corporation


US


64,164.4


Software & computeservices


10,156.0


12.5


24.5


 


31/05/2004


67


54


American Express


US


64,109.8


Speciality & other finance


 


51.4


18.7


0.9


31/12/2004


68


50


Hewlett-Packard


US


63,528.4


Information technology hardware


79,905.0


21.9


18.9


1.5


31/10/2004


69


72


BNP Paribas


France


62,718.7


Banks


 


70.9


9.8


3.7


31/12/2004


70


59


MorganStanley


US


62,257.3


Speciality & other finance


 


57.3


13.7


1.7


30/11/2004


71


66


Medtronic


US


61,625.1


Health


9,087.2


51.0


31.6


0.6


30/04/2004


72


120


United Health Group


US


61,184.3


Health


37,218.0


95.4


23.1


0.0


31/12/2004


73


74


HBOS


UK


60,987.0


Banks


 


15.6


10.6


4.4


31/12/2004


74


91


Telecom Italia


Italy


60,813.8


Telecommunication services


40,497.3


3.8


58.5


 


31/12/2004


75


78


Qualcomm


US


60,285.2


Information technology hardware


4,880.0


36.6


34.6


0.5


30/09/2004


76


100


E.ON


Germany


59,301.3


Utilities-other


58,009.7


85.7


10.0


3.6


31/12/2004


77


70


Genentech


US


59,231.1


Pharmaceuticals & biotechnology


4,621.2


56.6


76.5


 


31/12/2004


78


48


Eli Lilly


US


59,014.7


Pharmaceuticals & biotechnology


13,857.9


52.1


31.2


2.7


31/12/2004


79


75


Walt Disney


US


58,821.1


Media & entertainment


30,752.0


28.7


25.2


0.8


30/09/2004


80


95


ENEL


Italy


58,593.1


Electricity


47,320.5


9.6


 


 


31/12/2004


81


92


Telecom Italia Mobile


Italy


57,880.5


Telecommunication services


16,724.2


6.7


19.1


5.5


31/12/2004


82


57


Mitsubishi Tokyo Financial


Japan


56,763.3


Banks


 


8,672.8


10.7


0.6


31/03/2004


83


51


Viacom


US


56,747.0


Media & entertainment


22,525.9


34.8


 


0.7


31/12/2004


84


86


Mizuho Financial


Japan


56,684.7


Banks


 


4,728.1


14.0


0.6


31/03/2004


85


81


Wyeth


US


56,354.7


Pharmaceuticals & biotechnology


17,358.0


42.2


45.4


2.2


31/12/2004


86


96


BBVA


Spain


55,214.7


Banks


 


16.3


15.1


 


31/12/2004


87


122


Saudi Telecom


Saudi Arabia


54,915.0


Telecommunication services


8,132.8


183.1


22.1


3.8


31/12/2004


88


76


L'Oreal


France


54,122.7


Personalcare & household products


18,842.6


80.1


25.1


 


31/12/2004


89


61


Merrill Lynch


US


54,013.8


Speciality & other finance


 


56.6


11.8


1.1


31/12/2004


90


73


U.S. Bancorp


US


53,811.5


Banks


 


28.8


13.0


3.5


31/12/2004


91


82


Goldman Sachs


US


53,048.6


Speciality & other finance


 


110.0


11.8


0.9


26/11/2004


92


49


Fannie Mae


US


52,702.4


Speciality & other finance


 


54.5


6.9


3.1


31/12/2003


93


98


United Technologies


US


52,027.5


Aerospace & defence


36,700.0


101.7


18.1


1.4


31/12/2004


94


112


Credit Suisse


Switzerland


51,427.1


Banks


 


42.9


10.5


 


31/12/2004


95


108


E.I. du Pont de Nemours


US


51,086.3


Chemicals


27,340.0


51.2


28.8


2.7


31/12/2004


96


129


AXA


France


50,844.9


Insurance


 


26.6


15.0


 


31/12/2004


97


85


SAP


Germany


50,718.9


Software & computeservices


9,741.5


160.5


29.3


 


31/12/2004


98


109


Lloyds TSB


UK


50,528.5


Banks


 


9.0


11.0


7.9


31/12/2004


99


101


Telstra


Australia


50,203.3


Telecommunication services


16,020.3


3.9


15.6


5.1


30/06/2004


100


99


eBay


US


50,107.4


Generalretailers


3,271.3


37.3


31.6


 


31/12/2004


3. Эволюция транснациональных корпораций и степень их влияния на мировую экономику.


Транснациональные корпорации в своем развитии прошли несколько этапов и поэтому их можно условно разделить на пять поколений [1, стр.45].


Первое поколение ТНК (с периода их зарождения в конце XIX в. до начала Первой мировой войны 1914—1918 гг.) занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах — владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой картели и синдикаты.


Второе поколение ТНК развивалось в период между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.) и стало заниматься наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран Европы, Америки и Японии. Эти ТНК формировались в виде трестов, вовлекающих в свои структуры путем слияний и поглощений национальные фирмы и предприятия, создавая таким образом международные корпорации для более эффективного ведения международного бизнеса,


Третье поколение ТНК начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1950—1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос, приборостроение и др.). Основными формами их организации стали концерны и конгломераты, объединяющиеся порой в стратегические альянсы для укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.


Четвертое поколение ТНК постепенно стало формироваться в 1970— 1980 гг. в условиях развития ускоренного научно-технического прогресса и мирохозяйственных связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке. Именно в этот период ускорился процесс слияний и поглощений, которые способствовали концентрации капитала и производства у ТНК, наиболее успешно развивающих крупный международный бизнес.


Пятое поколение ТНК появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции. Мировые интеграционные тенденции и появление единых экономических пространств в отдельных регионах открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах. Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными ТНК позволяют говорить о глобальном характере их бизнеса. Для ТНК нового поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций.


При образовании корпораций в различных странах решающую роль играли разные факторы: в США - финансовый капитал, в Японии - взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных средств, в Южной Корее и Японии - координация и поддержка государства. В современных условиях преобладающим типом объединений стали многоотраслевые международные концерны. Одной из причин этого является ограниченность традиционных рынков на фоне потребности акционеров и менеджмента в постоянном росте корпораций.


В начале XXI в. транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития крупных корпораций, но и фактором, определяющим в значительной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. Масштабы деятельности ТНК значительно увеличились благодаря открытию восточноевропейского и постсоветского экономических пространств; росту Китая как мировой фабрики и крупнейшего рынка сбыта; уменьшению торговых барьеров благодаря деятельности ВТО (ранее ГАТТ).


В начале XXI века в мире насчитывается более 70 тыс. транснациональных корпораций и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), а большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре — до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг.


Почти 90% мирового объема рынка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) находятся в руках материнских компаний развитых держав, причем у представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60% [3, стр. 209]. Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку надо принимать в расчет контракты по управлению и другие формы участия. В 1996г., например, 71% мирового объема ПИИ направлен в промышленно развитые страны (32% в страны ЕС и около 20% в США), примерно 27% - в развивающиеся и 2% - в бывшие социалистические государства.


Более половины прямых капвложений за границей приходилось на 100 самых крупных корпораций. В 1996 году стоимость их активов составила примерно 4,1 трлн. долл., из которых 1,7 трлн. (т.е. около 40%) инвестированы за границей. Величина накопленных ТНК за рубежом прямых иностранных инвестиций к 1998г. уже превысила 4 трлн. долл. Объем продаж, осуществленных ТНКв 1993 г. составлял 5.2 трлн. долл., а к 1997г. увеличился до 7 трлн. долл., что эквивалентно 114% мирового экспорта и 22% мирового ВВП. Причем, начиная с 80-х годов по темпам роста объем продаж ТНК примерно на 40% выше мирового производства и на 30% - мирового экспорта. Размеры зарубежного производства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских - более чем в 2 раза.


4. Конкурентные преимущества ТНК.


Главной причиной столь стремительного развития ТНК во второй половине XX в. несомненно, является высокая эффективность их деятельности по сравнению с компаниями, действующими лишь в одной стране. Рассмотрим основные конкурентные преимущества, являющиеся основой этой эффективности ТНК:


- преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всему миру;


- горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК;


- возможность выбора при размещении предприятий компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности;


- низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря более широким возможностям их привлечения;


- экономия на масштабах предприятия;


- предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах;


- возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта;


- непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли;


- доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции.


5. Факторы, способствующие глобализации экономики.


Развитие коммуникаций


Оперативная передача информации - основа функционирования транснациональных компаний. Легко проследить, что эволюция глобальных корпораций неразрывно связана с эволюцией средств связи. По мере развития новых, все более скоростных каналов обмена информацией, проявляются все новые и новые аспекты глобального бизнеса. Последними тенденциями являются организация многими компаниями всемирной сети центров по разработке новой продукции, бизнес по офшорному программированию, интернет-коммерция.


Культурный обмен и выравнивание культурных ценностей


Глобализация и культурный обмен взаимосвязаны и неразделимы. Только общая система ценностей делает возможным всемирный успех крупных корпораций, и именно приход компаний несет с собой частичку культуры ее страны.


Несомненно, в процессе глобализации происходит смешение и единение различных культур. Национальные традиции и религиозные разногласия отходят на второй план, оставляя на сцене универсальную ценность - свободный рынок.


Развитие транспортной инфраструктуры


Изобретение контейнерных перевозок значительно снизило сроки и стоимость перевозок грузов. Транспортная составляющая в себестоимости заморского товара существенно упала. Этот фактор стал важным стимулом в разделении и специализации мирового рынка промышленного производства. Феномен Китая - мировой фабрики по производству электроники, обуви и текстиля был бы невозможен, если бы стоимость морского фрахта перекрывала выгоду от переноса производства.


Межгосударственная конкуренция за ресурсы


В стремлении поднять уровень жизни граждан, страны выходят на мировой рынок инвестиций, стремясь предложить инвесторам наилучшие условия и доходность. Зачастую международные компании ставятся в намного более выгодные условия, чем те, в которых работают локальные фирмы. Это дает транснациональным корпорациям дополнительные конкурентные преимущества в борьбе за новые рынки.


Развитие мирового финансового и фондового рынка.


Главными партнерами транснациональных корпораций по международному бизнесу за последние полтора века стали транснациональные банки, которые так же зародились в развитых странах и прошли долгую и сложную эволюцию параллельно и даже совместно с ТНК. Важным фактором экономической независимости и всемирного влияния корпораций является развитая международная финансовая система, состоящая из разветвленной сети банков, товарных, финансовых и фондовых бирж.


6. Положительная роль ТНК


Позитивная роль которую играют ТНК при выходе на развивающиеся рынки, неоспорима. Транснациональная корпорация осуществляет инвестиции, приносит новые технологии производства и управления, увеличивает ВВП, положительно влияет на платежный баланс, увеличивая экспортную выручку или снижая импорт. Все эти изменения неизбежно укрепляют экономику страны, повышают уровень жизни ее граждан.


В основе всех негативных мнений о глобализации лежат опасения об опасности потери суверенитета и снижения безопасности государства. Но изоляция экономики - самое худшее, что можно противопоставить этой опасности. Да и так ли опасны корпорации?


7. Основные угрозы глобализации и роста ТНК


Монополизация рынка


Основная угроза от деятельности транснациональных корпораций - монополизация локальных рынков. Имея значительные финансовые ресурсы, корпорации скупают более мелких конкурентов, или уничтожают их при помощи демпинга, а затем производят повышение цен, получая от этого сверхприбыль. Такие действия особенно оправданы в капиталоемких и наукоемких отраслях промышленности. Так компания Боинг, поглотив несколько американских компаний - производителей самолетов, фактически разделила с европейским Эйрбасом рынок мирового гражданского самолетостроения на двоих. Также широко известно расследование ценового сговора ассоциаций Мастеркард и Виза, мировых лидеров карточного бизнеса, завышавших тарифы для своих членов.


Монополизация является неоспоримым злом для любой экономики, поскольку завышение цен ведет к росту инфляции, получению неправомерных доходов, утере контроля за производительностью труда и эффективностью в отрасли.


Единственным действенным средством борьбы против монополий является работа антимонопольных органов, следящих за наличием конкуренции на рынках. Но если работа европейской и американской служб заметна и эффективна, то у небольших гораздо меньше средств влияния на монополистов. Единственным механизмом защиты становится государственная поддержка локальных производителей с целью поддержания должного уровня конкуренции.


Угроза суверенитету малых государств


Влияние транснациональных корпораций на экономику государств непрерывно усиливается. Обладая огромной финансовой мощью и влиятельной политической поддержкой, крупнейшие корпорации могут диктовать условия не только конкурентам, но и целым государствам. Обычно такого рода диктат осуществляется с применением серьезной поддержки политиками и дипломатами, средствами массовой информации и даже путем прямого подкупа чиновников. Примером такой деятельности может служить нашумевший контракт американской компании Халибертон по восстановлению инфраструктурных объектов в Ираке.


По основным экономическим показателям, таким как товарооборот, доход, количество сотрудников, крупные корпорации превосходят многие развивающиеся страны. Именно с этим связываются основные опасения аналитиков по поводу возможности негативного экономического и политического давления компаний на малые страны.


Для справедливости необходимо отметить, что эта угроза противниками глобализации несколько преувеличивается. Сравнивая могущество отдельных корпораций и малых стран, некоторые аналитики сравнивают валовой внутренний продукт государств с объемом продаж ТНК. Получается, что крупные корпорации занимают половину мест из списка 100 главных экономических субъектов мира [2, стр. 225].


Однако, данный анализ не совсем корректен, ведь ВВП - это сумма добавленной стоимости, произведенной в стране, а объем продаж это сумма добавленной стоимости, произведенной компанией и ее затрат. С учетом данного замечания, необходимо сравнивать ВВП стран с объемом добавленной стоимости ТНК. Подобная корректировка значительно изменит картину. Например, в 2000 году объем продаж компании "Дженерал Моторс" составил 185 миллиардов долларов, а добавленная стоимость - 42 миллиарда, продажи компании "Форд" - 170 миллиардов, а добавленная стоимость - 47 миллиардов, компании "Роял Датч/Шелл" -149 и 36 миллиардов соответственно.


Противники корпораций утверждают, что в список ста крупнейших субъектов мировой экономики входит 51 ТНК, а в "список пятидесяти" - 14 ТНК. Однако при анализе показателей добавленной стоимости цифры составят 37 и 2, соответственно.


Также важным фактором, упускаемым часто из виду при сравнении показателей корпораций и стран, является различная природа их функционирования. Если основным механизмом деятельности компаний является рынок, соотношение спроса и предложения, то суть государства - обеспечение соблюдения общих правил и норм при помощи репрессивного аппарата. Эти две функции пересекаются незначительно, существенно ограничивая возможность взаимного влияния.


Угроза экологии


Под давлением правительств и общественных организаций, вводящих все более жесткие экологические нормы и увеличивающих сборы за загрязнение окружающей среды, производственные корпорации переносят грязные производства в бедные страны. Это неизбежный процесс, идет как бы "выдавливание" экологически вредных производств. Страны, куда эти производства переносятся, получают компенсацию в виде роста производства и экспорта, открытия новых рабочих мест, притока инвестиций.


Однако по мере роста влияния глобальных природозащитных организаций, и развития самих бедных стран, эта тенденция неизбежно сойдет на нет. Потребительское отношение к природе не в моде и у самих компаний, заботящихся о своем имидже в глазах общества.


Глобализация глобализаторов


Традиционно считается, что глобализация - это покорение мирового рынка компаниями Европы и Америки. Но в 2005 году произошли несколько событий, которые показали всему миру, что это уже не так. Попытки китайских компаний Haier и China National Offshore Oil Corporation ( CNOOC ) поглощения именитых американских конкурентов Maytag и Unocal вызвали бурю национализма в США и были отвергнуты под натиском противников "Китайской экспансии". Очевидно, что глобализация - это многовекторный процесс, и американским "патриотам" придется смириться с натиском китайских корпораций так же, как они в свое время смирились с приходом японцев.


И хотя вопрос национальной принадлежности той или иной ТНК уже совершенно неоднозначен, и в большинстве своем сводится лишь к месту размещения головного офиса, он продолжает нервировать общество. Например, в июне этого года президент Франции Жак Ширак потребовал от правительства защитить стратегические компании страны от поглощения иностранцами, в связи с возможной продажей крупнейшего предприятия французского пищепрома - корпорации Danone американской PepsiCo.


Но вопрос продажи национального достояния является далеко не самой главной угрозой развитым экономикам со стороны развивающегося Востока. Рынок трудовых ресурсов активно глобализируется, делая неэффективным использование дорогой европейской и американской рабочей силы.


Международные корпорации одна за другой сокращают персонал в Западной Европе. В конце июля International Business Machines объявила, что 70% из запланированных 14 500 увольнений придется на Европу, прежде всего Германию, Францию и Италию - три крупнейшие экономики еврозоны. Шведский производитель бытовой техники Electrolux собирается закрыть 27 европейских фабрик: из-за дороговизны рабочей силы компания хочет перенести основные промышленные мощности в Восточную Европу и Мексику. General Motors сокращает 12   000 человек в Европе, включая треть из 32 000 сотрудников германского филиала. Сокращения GE в США куда менее масштабны. Sony закрывает фабрику по производству проекционных телевизоров в Уэльсе: выручка падает из-за постоянного снижения цен на модели с плазменными экранами.


Глобализация набирает обороты, и Европу все чаще обходят другие страны. Европейцы - дорогие работники, кроме того, в ЕС высокие налоги с зарплаты и жесткое трудовое законодательство. Поэтому союзу сложнее, чем США, конкурировать с новыми мировыми центрами производства, включая Китай. Зачастую компании переносят туда производство вслед за конкурентами. Например, Electrolux сократит производство в Западной Европе, чтобы не отстать от соперников, которые уже наладили сборку в странах с более дешевой рабочей силой.


Потребители уже не готовы “платить дополнительные деньги за то, что продукт произведен в определенной стране”, они смотрят только на цену и брэнд, объясняет пресс-секретарь Electrolux Якоб Броберг [5].


Сокращать лишние мощности предприятия вынуждает и устойчиво низкая потребительская активность в Европе. Из-за стагнации продаж в регионе обострилась ценовая конкуренция между автопроизводителями. Это оказалось на руку входящим на рынок азиатским компаниям, чьи фабрики расположены в Центральной и Восточной Европе, а производственные издержки низки. Традиционные лидеры - GM и Volkswagen - выпускают автомобили в Германии и отступают под натиском японских и корейских конкурентов. Сказываются и низкие темпы общего экономического роста.


Облегчения для ЕС не предвидится - транснациональные корпорации скорее всего продолжат сокращения во все новых отраслях. Например, металлургов может заинтересовать быстрый рост производства стали в КНР и Индии, из-за которого уже начали падать мировые цены. Европейцам сложно конкурировать здесь из-за укрепления евро. Несколько европейских сталелитейных компаний уже объявили об ожидаемом сокращении производства в III квартале. Люксембургская компания Arcelor, вторая в Европе после голландской Mittal Steel, сообщила, что будет сокращать долю продукции своих бельгийских, немецких и французских предприятий в общем объеме выпуска. Производство в Бразилии, Аргентине и Китае будет, напротив, расширено.


8. Корпорации и общество


Для ограничения негативных последствий международного бизнеса было принято решение ООН о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснационализации производства и капитала нуждаются в корректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрила проект конвенции "Нормы ответственности транснациональных корпораций", возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы.


В последние годы в качестве нового компромисса было предложено понятие "социальная ответственность бизнеса". Его сторонники утверждают, что акционеры заинтересованы в том, чтобы компании стали думать и о социальной стороне своей деятельности. Ведь в противном случае они могут нести и финансовые потери. Например, большую часть продукции Gap и Nike производят подрядчики, в основном в азиатских странах, где труд дешевле. Выяснилось, что на этих производствах были плохие условия труда, работало много детей, женщины подвергались сексуальным домогательствам. В ответ Gap и Nike пригласили на фабрики независимых инспекторов, пообещали договориться с подрядчиками о минимальных условиях организации труда, призвали сообщать им любую информацию о нарушениях. В компаниях утверждают - чтобы процветать, им необходимо согласие в обществе. Ведь люди в тех же США не захотят работать в компании, которую обвиняют в эксплуатации сотрудников. В Ассоциации британских страховщиков, члены которой владеют акциями многих публичных компаний, говорят, что социальная ответственность бизнеса - это попросту управление рисками [4].


Что бы бизнесмены ни говорили о социальной ответственности, конкуренция между компаниями всегда будет заставлять их искать преимущества. Это могут быть новые технологии, но главным всегда будет оставаться снижение расходов: перевод бизнеса в страны с низкими издержками, сокращение персонала и др. Но даже самые агрессивные компании будут подвергаться давлению: правительства, СМИ, некоммерческие организации будут требовать думать не только о финансовых, но и социальных вопросах. Компаниям придется идти навстречу, но в какой-то момент более активные конкуренты могут заставить их отказаться от своих социальных обещаний либо им придется сползать вниз в списках крупнейших компаний мира. С этой точки зрения длящийся уже более века спор о том, для чего нужны компании и в чьих интересах они действуют, это спор без конца.


Заключение


Развитие транснациональных корпораций - естественный процесс эволюционных перемен в мировой экономике. Основной угрозой такого развития является глобальна монополизация отдельных рынков, и роль государств - активно бороться с этой угрозой.


В то же время, стоит признать, что большинство опасений по поводу опасностей глобализации сильно преувеличены и противоречивы. Основную опасность скорее несут в себе бездумные действия правительств по, якобы, защите национальных экономик.


Транснациональные корпорации стали полноправным и значительным субъектом международных экономических отношений и являются необходимым звеном процесса повышения глобальной производительности труда и повышения уровня жизни людей на всей планете.


Список литературы


1. Полякрв В.В., Щенин Р.К. (ред.) Мировая экономика и международный бизнес: учебник. - М.: КНОРУС, 2005


2. Бхагвати Д. В защиту глобализации.- пер. с англ. - М.: Ладомир, 2005


3. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина паблишер, 2002


4. Financial Times, 11.06.2005


5. Wall Street Journal, 01.08.2005


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.socrates.by.ru/


Дата добавления: 07.08.2006



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.