Введение 1. Понятие внешних факторов и роль мониторинга в их выявлении 2. Анализ внешних факторов на базе предприятия 13 Заключение 17 Список литературы 18 Введение Следует отрешиться от представлений, что банкро¬том может оказаться только небольшое, плохо управляемое, с отсталым техническим уровнем пред-приятие. Напротив, в наших условиях в зону риска в первую очередь попадают как раз особо крупные предприятия,
неспособные гибко реагировать на рыночную конъюнктуру, и высокотехнологичные предприятия, которым их узкая специализация не позволяет оперативно переключиться на выпуск другой продукции, в то время как высокая стоимость оборудования вынуждает значительную долю выручки переводить в амортизационные фонды. Наконец, банкротом может неожиданно оказаться и идеально управляемое предприятие, например, в случае срыва поставок комплектующих, непоступления платежей, блоки¬рования экспортных или импортных операций
властями и т. д. Все это – внешние факторы ухудшения финансового состояния, именно этой тематике и будет посвящена данная контрольная работа. В теоретической части рассматривается классификация факторов, их роль и возможности мониторинга. В практической части предпринята попытка анализа влияния внешних факторов на ухудшение финансового состояния кон-кретного предприятия. 1. Понятие внешних факторов и роль мониторинга в их выявлении
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен¬ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия и мониторинга проблемных предприятий необходимо знать характер их влияния. По на¬правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность и так называемая проблемность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея¬тельности все факторы делятся на внешние
и внутренние. Амери¬канские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обуслов¬лена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть —внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы отве¬тить на этот вопрос, рассмот-рим различия факторов по их со¬держанию – наряду с внешними также и внут-ренние. Внутренние факторы: • материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием
орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста¬ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре¬конструкция, увеличение использования про-изводственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех¬нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре¬сурсов, повышение качества; углубление специализации ма¬шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна¬тивных
источников энергии и т.п. • организационные — факторы, обусловленные совершенст¬вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объе¬динены в три группы: а) организация производства: размеще¬ние предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и раз¬деление, организация материально-технического снабже¬ния и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация
системы контро¬ля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ре¬монта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организа¬ция внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.; б) организация труда: рациональное разделе¬ние и кооперация труда; организация и обслуживание ра¬бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ¬ственных вредностей и опасностей;
внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных ре¬жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ¬ственной дисциплины; развитие коллективных форм тру¬да; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и много¬агрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.; в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей¬ственной управленческой структуры; координация
работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствова¬ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли¬тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.; • социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ¬ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив¬ностью стимулирования труда.
К ним относятся: матери¬альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи¬кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ¬водства и результаты труда и т.п. Внешние факторы: • экономические: уровень доходов и накоплений населения (по¬купательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кре-дитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное
регулиро¬вание, уровень развития науки и техники, инфляция; • социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро¬вень культуры предпринимателей и потребителей их про¬дукции, организация досуга населения, нравственные при¬тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация. • правовые: наличие законов, регулирующих предпринима¬тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен¬ная процедура регистрации предприятий); защита от госу¬дарственного
бюрократизма, совершенствование налогово¬го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино¬странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза¬тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не¬доброкачественной продукции. • природно-климатические и экологические: наличие матери¬альных ресурсов, климатические условия, состояние окру¬жающей среды и т.п. В зависимости от преобладания причин возникновения бан¬кротства
предприятий в экономике различают следующие их типы: • предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансирован¬ной экономи-ке, — это предприятие, которое не могло вы¬полнить ранее взятые на себя обя-зательства по субъектив¬ным причинам; • предприятие-банкрот, функционирующее в экономике мас¬сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе. Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике
России и США. В России в текущем периоде преоблада¬ет второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно вид¬на разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обу¬словливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США: • внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная матери¬ально-техническая и финансовая ресурсная база предпри¬ятий по причине возрождения пред-принимательства
на пус¬том месте; несовершенство законодательной базы из-за от¬сутствия собственного опыта в этой области в сущест¬вующих условиях; отсутствие законопослушания; несовер¬шенство методического обеспечения проведения монито¬ринга и антикризисного управления предприятий из-за несо¬вершенства действующей системы учета и отчетности; убы¬точность произ-водства продукции с длительным производ¬ственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфля¬ции; слабая государственная поддержка;
Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть не-правильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия. Усиление международной конкуренции в связи с развити¬ем научно-технического прогресса • внутренние: слабое материально-техническое обеспе¬чение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалисти¬ческого хозяйства, отсутствие средств на их обновление,
ог¬раничение допуска к высоким технологиям; низкий культур¬но-технический уровень участников предпринимательства. Следовательно, в российской экономике налицо действие от¬рицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях. Таким образом, сущность антикризисного управления пред¬приятием состоит в умении его приспособиться к изменению материально-технических, экономических и организационных факто¬ров — это гарантия не только
его выживания, но и процветания. Ухудшение финансового состояния является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В подобных случаях очень важную роль играет антикризисное управле-ние , включающее: • анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы; • познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с це¬лью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса; • стратегический
контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвраще¬ния ее несостоятельности; • оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оператив¬ный контроллинг; • разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступивше¬го кризиса и вывода из него фирмы; • постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. Выставить верный диагноз предприятию, а именно, определить в каком состоянии оно
находиться в данное время и какие предпосылки у него есть дальнейшему развитию, возможно с помощью методических подходов диагностирования. В настоящее время конкретных разработок диагностиро-вания, которые было бы возможно применить для предприятий в нашей стране, нет. Это связано с рядом причин: нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране, слабое финансовое состояние многих предприятий, слож-ности при разработке прогнозов, отсутствие высококвалифицированных
спе-циалистов – аналитиков. По мнению многих экономистов, наиболее значимыми факторами являются: изменение налогового и банковского законодательства или резкий спад доходности населения, т.е. падение спроса, форс - мажорные обстоятельства, связанные с изменением экономической ситуации в стране в целом. Успех стратегии управления ухудшением финансового состояния во мно-гом зависит от или, уда¬лось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение действия конкретного фактора, с которого начинается
движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигна¬лов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем такие факторы их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы. Поскольку внешняя среда фирмы динамична, указанные ис¬ходные события могут проявляться
в любой момент. Поэтому важнейшим прин¬ципом управления является состояние постоян¬ного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы. Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ). Наиболее сложным в процессе управления является выявление цепочек экономических явлений,
возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловлен-ных этими це¬почками. Важно увязать управление с этапами жизненного цикла кон¬курентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные. Таблица1: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Факторы внешней среды, определяющие условия функционирования фирмы Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы Агрегиро- ванные 1. Детализирова- нные 2. сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы 3. Параметры спроса Величина спроса Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные товары конкурентов Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы. Стабильность спроса Требования покупате¬лей к качеству товаров фирмы Нарастание спроса на товары, превышающие Стандарты качества Эластичность спроса Усиление эластичности спроса на товары фирмы Разнообразие (сегмен¬тация) потребителей товаров фирмы
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы Экономический Потенциал покупателей Снижение покупательной способности населения 2 Параметры факторов Конъюнктура рынков сырьевых и материаль¬ных ресурсов Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов; рост цен на сырье и материалы Конъюнктура Рынков Трудовых ресурсов Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов; рост уровня
оплаты труда в связи с инфля¬цией Конъюнктура Рынков Финансовых ресурсов Повышение процентных ставок по кредитам Коммерческих банков; падение курса собственных акций фирмы; прекращение субсидий из фондов Благотворительных организации Развитие инновацион¬ной деятельности Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий; ужесточение условий получения грантов
и государственных заказов на НИОКР Конъюнктура рынков средств производства Сокращение предложения средств производ¬ства; рост цен на средства производства 3. Парамет-ры родствен-ных и поддержи- вающих отраслей Изменение Потенциала Родственных отраслей Свертывание производства родственных отраслей; переориентация родственных отраслей на новую технологию Производствен- ная инфра- структура товаров фирмы
Стагнация научно-технического экономи¬ческого потенциала отраслей; внешней инфраструктуры Социальная инфра¬структура Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры Использование дости¬жений, полученных в родственных отраслях Неприемлемость достижений родственных отраслей Для целей фирмы; недоступность достижений ввиду Высокой стоимости 4. Пара- метры конку- рентной среды
Соперничество между существующими конкурирующими системами Конкурентный статус фирмы конкурента существенно повысился; число конкурирующих фирм существенно возросло; ценовая война началась Конкурентные силы, возника- ющие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей «Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, существенно снижает потен¬циальную прибыль; покупатели охотно «переключаются» на товар- заменитель ввиду его дешевизны
Конкурентные силы, возникающие вслед¬ствие угрозы появления новых конкурентов Барьер для входа на рынок практически отсутствует; фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурен¬там Конкурентные силы, возника- ющие вслед¬ствие экономических возмож- ностей и торговых способно¬стей поставщиков Экономический потенциал поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса
покупателей; субъекты монополии 5. Деятель- ¬ность государ¬- ственных властных структур Налоговая политика Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты Кредитно- денежная политика Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля; жесткая политика финансовой стабилизации Таможенная политика
Неблагоприятное изменение экспортных и Импортных таможенных пошлин Правовая среда Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство; введение разрешительного порядка Политика цен и доходов Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен 6. Случай ные явления Форс-мажорные обстоятельства Стихийные бедствия и т. п.
Внешняя Политика Иностранных государств — партнеров по бизнесу Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется Научно- технические Новые изобретения и т. п. Процесс мониторинга, как правило, является достаточно трудоемким и не столько по техническим причинам, связанным с расчетом финансовых показателей, сколько из-за необходимости правильной интерпретации результатов диагностики.
В самом деле, при налаженной системе учета на предприятии несложно автоматизировать расчет показателей, и посчитать их можно в таком количестве, какое пожелает орган государственной власти. Гораздо сложнее разобраться в том, о чем говорят эти показатели. Мониторинг текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия.
По этой причине финансовые показатели, используемые в мониторинге, должны быть высоко информативными. Вместе с тем, количество таких показателей не должно быть очень велико. В противном случае государству сложно будет их совместно проанализировать и принять адекватное решение. Есть еще одно достаточно специфическое свойство системы показателей, которые могут использоваться для мониторинга. Эти показатели должны отражать текущее состояние и оперативную динамику предприятия.
Каждому понятно, что "измерять" каждый месяц рентабельность активов и делать на этой основе выводы о текущем состоянии предприятия, вряд ли разумно. Этот показатель формируется на протяжении всего года и по этой причине рассчитывать и анализировать его следует, скорее всего, один раз в году. В то же время показатель ликвидности, очевидно, следует рассчитывать и контро-лировать ежемесячно. Но государственный мониторинг не должен занимать года, следовательно
делается уступка этим требованиям, поэтому страдает объективность. Количество и состав показателей для мониторинга определен, но более конкретно представитель государства выбирает на основе собственных представлений о важности влияния тех или иных факторов на состояние бизнеса. Задача составления списка показателей для государственного мониторинга формально решается достаточно просто. Рассматриваются все финансовые ко-эффициенты, распределенные по группам.
Из каждой группы выбираются те по-казатели, которые подходят для мониторинга по приведенным ранее критериям. 2. Анализ внешних факторов на базе предприятия На основе данных финансовой отчетности предприятия (МП «Товары для детей») будет проведена небольшая оценка состояния его финансов, положение его в процессе экономической деятельности и на основе проведенных исследований сделаны практические выводы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | 1. Основы ядерной энергетики. 1 стр |
Реферат | Культура Єгипту |
Реферат | "Отчего люди не летают так, как птицы?" |
Реферат | Внебюджетные фонды Республики Казахстан |
Реферат | Нематериальное наследие России |
Реферат | Мерчандайзинг как программирование поведения покупателя |
Реферат | ЗНО химия 2008 с ответами дополнительная сессия |
Реферат | "Старуха Изергиль" Максима Горького |
Реферат | "Просветитель" преподобного Иосифа Волоцкого |
Реферат | База данных Меню ресторана |
Реферат | "Повелитель приключений" |
Реферат | "Обломов и обломовщина" |
Реферат | "Поднятая целина" |
Реферат | Сравнительная характеристика образов Онегина и Ленского |
Реферат | "Облако в штанах" |