Реферат по предмету "Экономика"


Автоматизация торговли акциями

Кузнецов В.


После зарождения и периода бурного роста российский фондовый рынок переживает сейчас не лучшие времена. Бизнес уже не растет «на дрожжах», как это было всего полгода назад, и компании, не уделившие в свое время достаточного внимания упорядочению работы своих структурных подразделений, не закрепившие документально четкие взаимосвязи между ними, теперь испытывают большие трудности, так как по сравнению с прошлым цена организационных ошибок резко возросла. В этих условиях жизненно важным для компании является выявление бизнес-процессов, которые необходимо оптимизировать и обеспечить им максимальную поддержку средствами автоматизации.


Рассмотрим с этой точки зрения процесс торговли акциями -- один из основных видов деятельности инвестиционных компаний. Составным элементом этого процесса является прохождение сделки через так называемый фронт-офис, где сосредоточены биржевые терминалы и работают лица, совершающие сделки с ценными бумагами (трейдеры), затем через мидл-офис, где в оперативном режиме проверяется правомерность сделки (наличие средств на счету клиента, лимит по сделке на трейдера и т. д.), и, наконец, через бэк-офис, который занимается окончательным оформлением сделки, перерегистрацией прав собственности и передачей соответствующих данных в бухгалтерию по завершении операции. Названные здесь функциональные подразделения компании не обязательно должны быть зафиксированы в ее административной структуре.


Законодательная основа


Существующая на сегодняшний день законодательная база определяет лишь самые общие положения относительно проведения сделок. Так, постановления ФКЦБ и стандарты НАУФОР предписывают, в частности, обязательное выделение из бухгалтерии внутреннего учета операций со своей системой аналитических счетов, отражающей специфику ведения оперативного учета работы с ценными бумагами с соблюдением принципа «двойной записи» и ведения учетных регистров по движению денежных средств и ценных бумаг, и строгую сегрегацию собственных и клиентских ценных бумаг и денежных средств.


В существующих положениях об организации учетной политики компании более или менее подробно изложены требования только к оформлению уже совершенной сделки. Благодаря предусмотренной в этих положениях формализации биржевой торговли, сегодня на рынке программного обеспечения можно найти готовые системы для организации учета операций с ценными бумагами, т. е. такие, которые предназначены непосредственно для бэк-офиса.


Что же касается управления рисками и лимитами, анализа рыночной ситуации и получения оперативной информации о стоимости имеющихся портфелей, то эти вопросы остаются за рамками рассмотрения профессиональных разработчиков. И это, в принципе, объяснимо: жестко формализованных методик для этих задач не существует, поскольку многое зависит от того, какую цель ставит перед собой компания и как она строит свои взаимоотношения с клиентами и контрагентами. Таким образом, инвестиционная компания должна самостоятельно разработать собственную систему управления рисками и лимитами, определить требования к форме и содержанию представляемой информации. Кроме того, для удовлетворения индивидуальных требований компания должна предусмотреть соответствующую последовательность операций, выполняемых на отдельных этапах прохождения отдельной сделки.


Разграничение доступа к данным


Устанавливая оптимальную для данной компании схему заключения сделки, необходимо предусмотреть жесткое разграничение доступа к данным на каждом ее этапе. Под этим понимается такой порядок, при котором каждому конкретному исполнителю сделки должна быть доступна только та информация о сделке или сделках, которая ему необходима на данном этапе для выполнения закрепленных за ним функций. После того как он завершит выполнение своей операции, данные по этой сделке могут быть ему уже недоступны.


Для примера рассмотрим процесс покупки акций по поручению клиента при наличии различного рода лимитов, максимально обеспечивающих безубыточность сделки, и риска неявного «кредитования» клиента. То есть речь идет об операциях, выполняемых по поручению клиента и на его собственные средства. Одновременно на этом же примере рассмотрим основные функции названных выше подразделений и взаимосвязи между ними.


Сделка начинается с момента подачи клиентом поручения на покупку акций. В этом поручении клиент должен оговорить существенные для него условия предполагаемой сделки, т. е. указать имя эмитента, тип акций, условия определения цены, по которой он согласен покупать акции, и их количество. Поручение принимает менеджер счета клиента, который может работать в мидл-офисе и совмещать эти функции с работой трейдера. Первоначальное поручение на сделку может быть сформулировано в устной форме, но в период, определенный договором, оно должно быть переслано в компанию в документальной форме. При такой системе все телефонные переговоры клиента с его менеджером должны записываться на пленку с помощью специальной аппаратуры. Это делается с той целью, чтобы предупредить возможный в последствии отказ клиента от своего устного заявления, которое инициировало сделку.


После того как менеджер счета примет поручение, производится проверка на достаточность средств, переведенных клиентом в компанию, для осуществления сделки. При этом должны учитываться и поручения клиента, поступившие от него ранее и уже находящиеся в работе: либо на этого клиента санкционируется превышение лимита, и сделка продолжает свое движение, либо менеджер сообщает клиенту о необходимости дополнительного перевода средств для обеспечения сделки. В последнем случае клиент или переводит деньги, или аннулирует свое поручение.


Далее поручение направляется трейдеру на исполнение. При большом объеме сделки или других обстоятельствах это поручение может быть не исполнено за одну операцию на рынке, и тогда из поручения на одну сделку может быть выполнен ряд сделок, связанных между собой. При этом информационная поддержка трейдера должна включать доступ к следующим данным в реальном времени:


структура и состояние портфелей клиентов;


заявки от клиентов и их состояние;


сделки по клиентским заявкам;


информация о лимите на контрагента (физического или юридического лица, с которым трейдер заключает сделку на покупку акций).


Доступ к портфелю с учетом последних торговых ставок позволяет трейдерам и руководству более качественно производить оценки позиций и прибыльности. Информация о лимите на контрагента позволяет дополнительно подстраховаться от недобросовестных участников рынка.


От фронт-офиса до мидл-офиса


При совершении сделки трейдер оформляет распорядительную записку (тикет), являющуюся первичным документом внутреннего учета заключенной сделки. При этом возможно разделение тикета на две части -- трейдерскую и бэк-офисную. Сделка считается заключенной компанией и контрагентом при устном соглашении о всех существенных ее условиях. Естественно, что все переговоры трейдеров должны также записываться и храниться, по крайней мере, до полного завершения всех операций по сделке. В свою часть тикета трейдер вносит основные параметры сделки. Как минимум там должны присутствовать имя клиента и контрагента, имя эмитента, количество и реальная цена покупки.


После совершения сделки и заполнения тикета происходит передача тикета в мидл-офис, сотрудники которого добавляют в него следующую информацию:


период перерегистрации акций;


размеры регистрационного сбора;


период, в который должен совершаться платеж;


размеры различных комиссионных.


Кроме того, эту начальную информацию о сделке сотрудники мидл-офиса вводят в информационную систему компании, где эти данные становятся доступными для редактирования, или (в виде отчетов) другим сотрудникам, участвующим в проведении сделки. Таким образом, мидл-офис является «буфером» между трейдерами и бэк-офисом, обеспечивающим трейдерам информационную поддержку и позволяющим им максимально концентрироваться на совершении сделок в торговых системах, не отвлекаясь на дополнительный ввод информации в другие системы.


Таким образом, мидл-офис должен иметь доступ информации о денежных средствах клиента, и состоянии портфеля клиента, а также подробные сведения о совершении сделок.


После ввода всех данных о сделке в информационную систему сделка авторизуется старшим трейдером, который может изменить какие-либо ее условия (размер комиссионных и др.), либо отменить ее в случае каких-либо нарушений или резкого изменения рыночной ситуации.


Бэк-офис


При авторизации сделки информация о ней попадает в бэк-офис для оформления, и для информирования клиента ему высылается подтверждение о совершенной сделке. Подтверждение о сделке направляется также контрагенту для сверки данных на первоначальном этапе обработки информации. В нем кроме основных параметров сделки указываются также имя и должность лица, который будет подписывать договор, а также банковские реквизиты счета, с которого будет произведен платеж по данной сделке.


Контрагент на основании полученного подтверждения готовит договор о покупке акций и доставляет его в бэк-офис. После подписания договора старшим трейдером (или другим уполномоченным на это лицом) договор возвращается контрагенту.


Подписав договор, компания производит перерегистрацию акций на свое имя, и по завершении перерегистрации осуществляет оплату всех сумм по договору. При этом в информационной системе отражается депозитарий или реестр, в который переводятся акции по этой сделке, а также номер клиентского счета в этом депозитарии. В системе должны также отражаться корпоративные действия эмитента -- выплата дивидендов на акции, информация о дроблении или консолидации акций и т. д.


Таким образом, информационная система для бэк-офиса должна обеспечивать создание таких документов, как подтверждения, договора, передаточные распоряжения, инструкции по оплате и приказы о передаче денег. Система, кроме того, должна быть способной генерировать отчеты о процессе заключения сделки с указанием ее статуса и этапа, на котором она находится в данный момент. Имеются и другие функции, выполнение которых возлагается на систему.


Кроме проведения операций по конкретным сделкам в задачу бэк-офиса входит представление обобщенной информации, позволяющей отделу управления ресурсами осуществлять и прогнозировать распределение имеющихся средств. Прогнозируя движение средств по расчетам, связанным с операциями с обыкновенными акциями, можно одновременно планировать другие операции, такие, в частности, как переводы с одного счета на другой, валютные и форвардные операции, заем средств. Выполнение этих функций в автоматизированном режиме возможно, если информационная система способна осуществлять решение следующих задач:


управление потоком наличных средств;


анализ потребности в средствах на долгосрочную перспективу;


прогнозирование позиций;


составление отчетов: по валютным рискам при открытых позициях, о платежных операциях и затратах, об урегулированных сделках, о неурегулированных сделках и о прибылях и убытках.


Естественно, что кроме программных средств, обеспечивающих подготовку стандартного набора отчетов, в системе должны быть предусмотрены встроенные средства для создания специальных отчетов.


Основные требования к системе


Суммируя сказанное выше относительно функций и задач, которые должна решать информационная система, управляющая процессом торговли акциями, сформулируем основные требования к такой системе. В ней, в частности, должны быть предусмотрены:


связь с внешними торговыми системами;


наличие средств, обеспечивающих разграничение прав доступа;


способность контролировать и отслеживать расчеты по сделкам;


способность контролировать и отслеживать лимиты по клиентам, трейдерам и контрагентам;


обработка операций по регистрации и хранению;


управление потоками денежных средств.


Естественно, что тех функций, которые выполняет система, отвечающая этим требованиям, не достаточно для полной поддержки бизнес-процессов при торговле обыкновенными акциями. Их можно рассматривать лишь как минимум тех возможностей, который необходимо закладывать при построении автоматизированных систем, а затем уже формулировать дополнительные требования по развитию и интеграции с другими системами.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://exsolver.narod.ru/


Дата добавления: 26.10.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.