В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
На наш взгляд, «бизнес» и «предпринимательство» - это не тождественные понятия. И основное их отличие заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя.
Под «малым предпринимательством» понимается обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству.
В мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к «малому предпринимательству». К наиболее часто применяемым критериям относятся: численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия. 393
Критерии отнесения предпринимательства к малому в России определяются Федеральным Законом рФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации». В соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
К основным целям малого предпринимательства в РФ можно отнести: инновационный рост и инновационное развитие отраслей, регионов и страны в целом; повышение уровня и качества жизни населения регионов и страны в целом; формирование и устойчивое поступательное развитие инновационной экономики государства в целом.
Для их достижения необходимо сформировать и обеспечить приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства, а также разработать комплексную модель социально-экономического функционирования малого предпринимательства как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.
В соответствии с поставленными целями, малое предпринимательство в РФ призвано решить следующие задачи: выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора; определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения; охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя в РФ, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства.
Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста; охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в РФ; обеспечить создание условий инновационному развитию предпринимательства, в том числе малого предпринимательства.
С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки.
Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, от степени эффективности развития которого во многом зависят темпы экономического роста страны. Вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства возникает в настоящее время в России на всех уровнях управления - федеральном, региональном и муниципальном. В его решении видят возможность ускорения происходящего в России процесса модернизации экономики - перевода ее на инновационный путь развития.
Основными направлениями и приоритетами поддержки малого предпринимательства являются:
- модернизация производства и внедрение инноваций;
- расширение экспорта;
- финансовая поддержка;
- развитие специализированной инфраструктуры.
К основным мероприятиям поддержки малого предпринимательства можно отнести:
- формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства;
- внедрение системы «одного окна» с целью сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования проектов строительства; 395
- финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства посредством предоставления предпринимателям:
1. субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, а также части процентных ставок по кредитам;
2. гарантий и поручительств за счет средств гарантийного фонда;
3. бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций на замену и модернизацию оборудования, совершенствование технологических и внедрение инновационных процессов;
- имущественную поддержку субъектов малого бизнеса с целью удовлетворения их растущих потребностей в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям;
- формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие в СМИ);
- содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства.
Также, при рассмотрении данного вопроса необходимо уделить особое внимание присоединению России к ВТО и тем процессам, которые сейчас начинаются по открытию доступа иностранных компаний на российские рынки, что усилит конкуренцию для российского малого бизнеса. В этой ситуации серьезное значение приобретает инфраструктура поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Но поскольку прямые меры поддержки экспортеров со стороны государства будут запрещены по условиям ВТО, могут быть продолжены лишь меры системного характера в рамках целевых государственных программ. А именно: на региональном уровне следует уделить особое внимание становлению и развитию двух основных организаций - Центрам поддержки экспорта и Евро Инфо Корреспондентским (Консультационным) Центрам.
Особую роль в отношении оказания помощи малому бизнесу играет специальная инфраструктура - это разнообразные организации, оказывающие поддержку предприятиям малого предпринимательства. Они могут быть разделены на три группы:
1) государственные - специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;
2) некоммерческие - партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.;
3) коммерческие - лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно-аналитические центры, банки 396
Соответственно, услуги, предоставляемые этими организациями, в зависимости от условий их предоставления, делятся следующим образом:
- бесплатные;
- платные с льготными условиями для субъектов малого предпринимательства;
- платные на общих основаниях (т.е. условия получения услуги одинаковые как для субъектов малого предпринимательства, так и для прочих хозяйствующих субъектов).
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации развитию малого предпринимательства уделяется серьезное внимание, поскольку именно данный сегмент национальной экономики позволит обеспечить не только финансовую самостоятельность бюджетной системы страны, но и стабилизировать рынок труда и занятость населения.
Список литературы
1. Александрова Е.А., Кунин В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства : Российское предпринимательство, 2011. - №1. с. 36-43.
2. Власов, И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства: Финансы и кредит, 2009. - № 9. - с. 22-28.
3. Ладыгин, В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции: Вопросы государственного и муниципального управления, 2010. - № 4. - с. 32-49.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru
Дата добавления: 18.09.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |