Реферат по предмету "Экономика"


Интеллектуальные ресурсы общества в формировании инновационной составляющей экономического роста


М.П. Куркина, канд. экон. наук, Курский медицинский университет


Т.С. Колмыкова, д-р экон. наук, Юго-Западный государственный университет (Курск)


Информационно-технологическая революция определяет основные принципы изменения структуры и технологического базиса новой экономики. Реализация созидательных потенций общества и воспроизводство человеческого потенциала стали факторами трансформации общественного развития, появление управленческих и технологических инноваций в сфере услуг, основой технологической трансформации экономики.


Начало XXI века характеризуется социально-гуманитарными трансформациями, определяющими параметры глобального социального порядка современного мира, и обусловлены масштабными технологическими сдвигами.


Технологический базис экономики представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих успешное достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики государства в области национальной безопасности, экономического роста, здоровья нации, внутренней стабильности и снижения социальной напряженности, повышения внешнеполитического авторитета и влияния.


Ключевая роль технологического фактора в процессе экономического роста большинства стран мира реализуется на современном этапе через систему государственных технологических приоритетов, выступающих движущей силой прогрессивных технологических структурных сдвигов в экономике. Сегодня доля технологических инноваций в объеме ВВП экономически развитых стран составляет от 70 до 90%.


В то же время сфера влияния наукоемких технологий не ограничивается только экономической системой, в частности, такими ее важными характеристиками, как ВВП, занятость, производительность труда и технологического оборудования, но и состоянием развития социальной сферы и человеческого потенциала, поскольку общество формируется под воздействием технологических изменений и одновременно регулирует направление их развития [1].


Технологические отношения на данном этапе развития общества рассматриваются не только как определенное взаимодействие общества и природы, но и как взаимодействие людей, являющееся центральным звеном отношений социальноэкономической системы. Отсюда - появляется новая концепция технологического способа производства как динамической системы технологических отношений, что в свою очередь определяет характер технологического развития, идущего путем последовательного изменения технологических способов производства, в результате чего одна система технологических отношений диалектически переходит в другую [2].


Технологический способ производства рассматривается учеными как совокупность средств, вовлекаемых обществом на определенной стадии его развития в процесс воспроизводства. Это определенный набор технологии и способов производства, отвечающий данному уровню развития производительных сил [3].


Технологический процесс изучается современными учеными как общая закономерность динамики цивилизации, цикличности воспроизводства и как основа перехода от этапа к этапу в развитии общества. При этом уровень технологического развития передаются от поколения к поколению, образуя составной элемент социального генотипа.


На стадии становления нового технологического способа производства, технологического уклада возрастает спрос на инновации, создание которых происходит в результате реализации человеческого потенциала. Уклад характеризует совокупность технологий, упорядоченных по циклу с устойчивыми технологическими связями. Согласованность, сопряженность технологий, образующих технологический уклад, обладает не только важными для поддержки этого уклада экономическими субъектами, но и свойствами сокращения потерь ресурсов и достижения всеми звеньями уклада нужного качества используемых ресурсов и произведенных услуг.


Технологический уклад создает условия для формирования сферы производства продукции и услуг, как правило, с развитием качества и инновационных особенностей технологической базы.


Структура технологической базы производства на всех циклах развития цивилизации включала в себя предметы, средства труда, источники энергии, формы организации социальных и производственных отношений, знания, навыки человека. При этом в постиндустриальный этап развития возросла роль науки в общественном производстве, и одновременно технологический процесс стал объектом познания для человека. В результате значительную долю в общественном производстве заняла сфера услуг.


Научная революция, результатом которой является формирование новой научной парадигмы, влечет строительство информационного общества или общества знаний с адекватными способами производства.


Смена технологической парадигмы предполагает:


появление и быстрый рост новых отраслей промышленности и сферы услуг, использующих новые технологии;


доступ к новым факторам производства с более низкими издержками производства;


способность адекватного восприятия перемен бизнес-сообществом, правительственными структурами и обществом в целом;


удовлетворение требованиям соответствия человеческим ценностям и самым строгим экологическим стандартам;


быстрое распространение нововведений в производстве;


развитие потенциала для перестройки и улучшения процессов воспроизводства.


Происходит освоение и распространение шестого технологического уклада и шестого Кондратьевского цикла. Эти тенденции в полной мере реализуются во второй половине века, радикально изменив характер и структуру общества и выявив его кардинальные отличия от индустриального общества, преобладавшего в XIX-XX вв.


Кузык Б.Н. и Яковец Ю.В. в работе «Стратегия инновационно-технологического прорыва» определили ожидаемые тенденции динамики научно технологической сферы в первой половине XXI в.:


возрастание значения и ответственности науки и образования, рост доли вложений в человеческий капитал в структуре ВВП, сдвиг в структуре затрат на науку в пользу наук о человеке и об обществе и наук о жизни, формирование постиндустриальной научной парадигмы и пересмотр корпуса знаний;


подъем изобретательской активности, увеличение числа крупных изобретений, реализующих новые знания и отвечающих на вызовы эпохи, повышение значения интеллектуальной собственности и расширение рынка продуктов интеллектуальной деятельности [4].


Основные особенности постиндустриальной научной парадигмы, по мнению ученых, следующие:


приоритет наук о жизни, обществе;


циклично-генетический подход к истории человека и будущему общества;


признание первенства человека, его духовного мира в развитии производства и историческом прогрессе;


цивилизационный подход к истории и будущему общества;


ориентация на диалог, сотрудничество и кооперацию, а не на противоборство и борьбу как движущие силы развития;


глобализация научного пространства, ускорение распространения новых знаний через информационные системы и систему непрерывного образования [5].


Как часть экономики сфера услуг постепенно вытесняла материальное производство. Нельзя не замечать ухода с исторической арены традиционных отраслей и возникновения принципиально новых машин и технологий, произошедших изменений в структуре капитала, по- истине фантастических возможностей в сфере информационного и товарного обмена, возникновения иных, более сложных мотивов поведения людей, роли последних во всем воспроизводственном процессе. Изменение роли человека в этом процессе воспроизводства требует включить в исследовательский фокус ту проблему, которую в свое время поднял Т. Мальтус и развил К. Маркс, но что потом было исключено экономистами из-за своей "неэкономичности" - это закон народонаселения. Если современная экономическая модель противоречит человеческому сообществу по сути, то, скорее всего надо менять эту модель. В противном случае станет актуальной проблема изменения человеческого вида [6].


За время своего развития сфера услуг сформировалась неоднородно по своей структуре, отражая многогранность потребностей общества. Состав потребительского сектора специалисты классифицируют по нескольким основаниям. Во-первых, по структуре потребностей современных граждан общества: в продовольствии и в непродовольственных товарах; в бытовом и транспортном обслуживании; в деловых услугах. Кроме того, различают услуги социальной сферы, которые, по мнению автора, крайне важны и необходимы для сохранения и воспроизводства человеческого потенциала страны.


Сфера услуг останется ведущей сферой использования ВВП и источником экономического роста: в 2000 г. его объем составил 490 млрд. долл. (по ППС 1995 г.) - 45,2% ВВП, а к 2015 г. он возрастет, по прогнозу ИМЭМО, до 1065 млрд. долл. (в 2,2 раза) и составит 47,3% ВВП. Специалисты рассматривают его как «поле для инноваций, обеспечивающих насыщение потребительского рынка товарами и услугами, рост ВВП и уровня жизни населения». Не меньшее значение имеют инновации в социальной сфере, где преобладают бесплатные услуги, при этом государство должно взять на себя основную тяжесть инновационного обновления сферы воспроизводства человеческого капитала. За 12 лет скачкообразно выросла доля в ВВП сферы обращения - с 5,3 до 22,8% - в 4,3 раза; их объем достиг 3332 млрд. руб., или 102,5 млрд. долл. Доля социокультурных услуг, играющих важнейшую роль в воспроизводстве человеческого капитала, снизилась с 8,1 до 6,2%, причем в их структуре в 2,6 раза увеличилась доля платных услуг и на 40% сократилась доля бесплатных услуг, финансируемых из бюджетов разных уровней [7].


Это означает, что государство ожидает развитие различных стимулирующих форм взаимодействия социальноэкономических отношений в направлении повышения эффективности воспроизводства человеческого капитала. Стимулы развития сферы услуг: научнотехническая революция, интеграция глобального рынка, структурно-технологическая перестройка общественного производства, повышение роли знаний и информации как основного потенциального качества развития общества и человека.


Потребности в развитии услуг выходят далеко за экономические рамки: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование интеллектуальных и физических возможностей человека, удовлетворение его культурных и духовных запросов, развитие его потенциала.


Огромную роль при этом играют ценностные основания технологических инноваций. Отличительное требование нашего времени и вызов для человека - ответственность за передаваемые и пополняемые для практического использования знания перед всеми настоящими и будущими поколениями. По сути, любая новая технология является трансляцией общественных ценностей в каждый конкретный исторический этап развития.


В отечественной науке происходит активный процесс поиска механизмов функционирования и новых моделей систем здравоохранения, образования, культуры, во властных структурах предпринимаются попытки пересмотра отношений участников социальной сферы в соответствии с реалиями развития современного общества.


Среди определенных предпосылок становления новой парадигмы технологического развития заслуживает внимания тот момент, что она формируется определенным образом на основе предыдущей, механистической парадигмы. Поскольку именно эта система взглядов создала условия для появления и развития новых технологий и только "благодаря глубокой философской рефлексии специалистов разных отраслей и знаний о социальном значении категории "технология" стало возможным появление синтетической теории о росте роли и объемов информации, приобретение ею определенного содержания. Использование информации стало видовой сущностью человека, его отличительной чертой, генератором исторического прогресса. Можно утверждать, что история развития общественных отношений является историей возрастания роли информации в передаче изменений от поколения к поколению.


Приобретенный, сохраненный и переданный другим поколениям опыт в овеществленном и информационном виде как новый вид организации жизнедеятельности становится важнейшим фактором трансформации общественного развития и технологических инноваций. Человек стал сознательно изменять природу. Если высокоразвитые животные научились в процессе эволюции изменять свое поведение, то человек стал изменять саму среду обитания, причем навыки такой деятельности он передавал не через измененный генотип или через подражание, а посредством передачи информации.


Информация - это результат процесса сохранения и передачи изменений, произошедших в жизнедеятельности одного субъекта (человека), другому субъекту в овеществленной и внешней по отношению к субъекту форме. Природа информации выступает как социальный атрибут человека, как продукт его мышления, переданный другому человеку. Для человеческого рода все в большей мере видовым генотипом становится информация, которая требует и новых социальных отношений [8].


Исследования в области генетики показали, что хотя в генотипе человека потенциально содержится колоссальный объем информации, но реально в жизни на каждом шаге реализуется лишь одна из возможных потенций. Поэтому, хотя новорожденный ребенок богаче взрослого по потенциалу, невозможно считать, что младенец информационно богаче взрослого. При этом генетическая информация становится биологически осмысленной тогда, когда она «расшифровывается» в результате контакта человека с окружающей средой в его практической жизнедеятельности. Представления о развитии человека связывается с раскрытием имеющегося потенциала и закреплением формируемых свойств; «рост» связывается с приобретением новых свойств и качеств. И развитие, и рост неразрывно связаны в эволюции человека и человеческого познания.


В синергетическом подходе человек рассматривается как «открытая система» обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, и множеством внутренних состояний. Жизнь человека описывается как «траектория» движения системы во времени. В качестве системы человек характеризуется «инерционностью», то есть склонностью сохранять линейное движение в отсутствии внешних воздействий. Открытость системы «человек» определяет возможностью приобретения им качественно новых, «эмерджентных» свойств, в том числе сознания, активности. Поэтому основную роль в общественном развитии начинают играть технологии, непосредственно связанные с воспроизводством и функционированием человеческого потенциала и созданием человеческого капитала.


Технология в широком понимании - это научно-технические методы достижения практических целей. Она является результатом интеллектуальной деятельности, в основе которой лежат научнотехнические знания. С одной стороны, технология является средством влияния на изменение условий производства и торговли товарами, которые производятся с ее помощью, а с другой - она сама является предметом разработки. В связи с этим Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) дает определение технологии как «систематическое знание о производстве той или иной продукции, о применении того или иного процесса или о предоставлении той или иной услуги» [9].


Социальная технология, таким образом, может рассматриваться как технологическое знание, формализованное через производство услуги. О ведущей роли социальных технологий в дальнейшем развитии человечества позволяют судить работы Н.Д. Кондратьева, в частности его теория длинных волн, а также концепция техно-экономической парадигмы К. Фримэна, согласно которой в каждом цикле развития мирового хозяйства существует одна технологическая парадигма, определяющая приоритетное положение одной из отраслей производства в мировой экономике.


Научный журнал Tech^logy Review («Обзор технологий»), издаваемый Массачусетским технологическим институтом, опубликовал перечень десяти перспективных технологий, которые, по мнению ученых, окажут наибольшее влияние на общество в ближайшие десятилетия. Большинство среди них связаны с технологиями здоровья, сохранения и развития интеллектуального человеческого потенциала (наномедицина, эпигенетика, «ядерное перепрограммирова- ние»[1], «диффузионное изображение»2, технологии «сравнительного взаимодействия» и другие).


Таким образом, изменение общественных потребностей, видов экономической деятельности и их взаимосвязей, ценностей, создающихся в результате такой деятельности, требует переосмысления и пересмотра существующих экономических категорий и способствует возникновению новых. Такие изменения должны отражаться в системе научных знаний общества, качестве его осведомленности о тех процессах и явлениях, которые происходят сегодня, и для этих целей должен быть задействован современный научно-технологический потенциал.


Существующие в социальной сфере проблемы имеют прямую связь с особенностями социально-экономического развития регионов, но иного пути их решения, кроме использования достижений научно-технологического прогресса, просто не существует. Совершенствование уровня благосостояния населения региона возможно за счет социальных технологий и новых технологий управления в отраслях социальной сферы.


Список литературы


Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 24.


Федулова Л.И. Экономическая природа технологий и технологического развития // Экономическая история. 2006. № 3. С. 3-19.


Кузык Б.Н. Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. Т. 1. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 768 с.


Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. 238 с.


Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. М.: МФК, 2005. 621 с.


Trivers R. L. The Evolution of Reciprocal Altruism // Quart. Rev. Biol. 1971. Vol. 46. P. 35-57.


Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.) / руководители авторского коллектива академик РАН В.А. Мартынов, член-корр. РАН А.А. Дынкин. М.: Издательский Дом «Новый век», 2001. 592 с.


Славин Б.Б. Информация как социальный генотип человеческого рода http: //www.pglu. ru/innovation/ cybersp ace/is sues/2012.


Урсул А. Д., Рузавин Г.И. Синтез знания и проблема управления. М.: Знание, 1978. 200 с.


[1]обновление организма путем клонирования здоровых клеток.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.swsu.ru


Дата добавления: 24.12.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.