Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Берлюковская пустынь

Алексей Симонов


Согласно преданию, Берлюковская пустынь была основана около 1606 года иеросхимонахом Варлаамом, который пришел из разоренного поляками Успенского Стромынского монастыря и основал здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Сюда же пришли из разоренного также Успенского Предтеченского женского монастыря две старицы – Евдокия и Иулиания. До наших дней дошли местные топонимы, связанные с этими именами – ближайшая деревня Авдотьино и гора Ульянина.


Пустынь была расположена на живописном берегу реки Вори, в 18 верстах от уездного города Богородска /ныне Ногинск/ и в 40 верстах от Москвы по Стромынской дороге.


Историю Берлюковской пустыни можно условно разделить на 4-е периода:


1. 1606-1779 гг. В этот период пустынь находилась в полузаброшенном состоянии. В 1764 году в ней были: каменная церковь Живоначальной Троицы с приделом святителя Николая, деревянная колокольня, братские кельи, около 7 человек насельников. 30 апреля 1770 г. Берлюковская пустынь была упразднена. В 1771 году в Москве в приходе церкви Преображения Господня на Глинищах числился священник упраздненной Николаевской Берлюковской пустыни Прохор Михайлов. В следующем 1772 г. священник Прохор Михайлов был определен в Ивановский девичий монастырь в Москве.


2. 1779-1829 гг. Возрождение Берлюковской пустыни связано с именем московского митрополита Платона /Левшина/ (1737-1812), получившего облегчение глазной болезни после молитвы в этой пустыни. Содействовал возрождению помещик ближайшего села Саввинского Владимир Иванович Лопухин (1703-1797). Строителем пустыни был назначен иеромонах Иоасаф (?-1794), достойно проявивший себя на этом поприще. По благословению митрополита Платона над могилой строителя Иоасафа был поставлен памятник, а на мраморной доске, вделанной в стену Троицкой церкви, начертаны следующие стихи, составленные самим митрополитом:


«Здесь погребен


Иоасаф Строитель,


Он первый обновил обитель;


Иль мало то сказать, что он возобновил,


А всю из мертвых воскресил.


Ограды не было, строенья никакова,


Он все то сделал снова;


Лишь церковь ветхая была,


И та репейником с крапивой заросла.


Но он устроил все и иноков собрал,


И их духовным с Богом браком сочетал.


И так хоть умер он, но память есть нетленна,


Душа ж в обители небесны преселена.


О! Сам его Ты душу упокой,


И нас благослови, чтоб был такой другой!»


3. 1829-1920 гг. В 1829 г. при чудесных обстоятельствах в пустыни был обретен чудотворный образ «Лобзание Христа Иудой» * , от которого тогда и впоследствии было множество исцелений. Произошло это следующим образом. В селе Кудиново, недалеко от Берлюковской пустыни жила немолодых лет женщина – Татьяна Ивановна Кузнецова, которая более 20-ти лет страдала от глазной болезни и, наконец, совершенно ослепла. Однажды, после усердной молитвы, она уснула и увидела сон. Ей явился некий благолепный муж, который спросил ее: «Хочешь ли быть здоровой и прозреть?» «Всегда о том молю Господа» – отвечала больная. Неизвестный муж показал ей икону Христа Спасителя и сказал: «отслужи молебен перед этой иконой и Господь исцелит тебя». Проснувшись, она рассказала свой сон домашним, но найти такую икону не могли. В другом сонном видении женщине было дано указание искать икону в Берлюковской пустыни, но и там ее не нашли. Наконец в третьем сне было указано искать в монастырской хлебопекарне, где, наконец, был найден обветшавший древний образ. Когда слепую попросили описать икону, виденную ею во сне, оказалось, что это именно тот образ. С этого времени Берлюковская пустынь становится местом паломничества. В этот период возводится множество новых строений:


а) соборный каменный пятиглавый храм Христа Спасителя – освящен Московским митрополитом Филаретом (1782-1867) в 1848 г.;


б) надвратная церковь св. Василия Великого освящена в 1840 г.;


в) церковь во имя Всех Святых, каменная, одноглавая с шатровым куполом, построена на средства московского купца Набилкина, освящена митрополитом Филаретом в 1853 году;


г) двухэтажный каменный корпус с братскими кельями – 1830-1832 гг.;


д) двухэтажный каменный корпус с трапезной палатой – 1839 г.;


е) каменная ограда монастыря – 1840 г.;


ж) каменная двухъярусная колокольня, построена в 1851 г., в период с 1895 по 1900 год перестроена в четырехъярусную (104 метра) по проекту архитектора А.С.Каминского (1829-1897) на средства московского купца Федора Никитича Самойлова (1817-1895), уроженца села Ямкино Богородского уезда;


з) в 1909 г. на монастырском кладбище был освящен деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.


Кроме того, Берлюковская пустынь имела в Москве подворье и две часовни, а также три часовни в селениях Шалове, Мизинове и Псарьках Богородского уезда. Также имелись землевладения, рыбная ловля и мельница.


Святынями пустыни также являлись: древний чудотворный образ святителя Николая, местночтимые иконы Казанской Божией Матери и св. мученика Мины, крест серебряный вызолоченный с частицами мощей, часть ризы Господней, обделанная в виде панагии.


Число иноков в 1764 г. – 8 человек, в 1830 – 15 человек, в 1834 – 33, в 1858 – 50 человек, в 1864 – 56 человек, в 1884 – около 90 человек.


Среди подвизавшихся в пустыни особенно замечателен был старец схимонах Макарий. Он был крепостной человек купцов Куманиных, был женат, имел детей, а когда овдовел, был отпущен на волю и в 1828 г. поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 г. он был пострижен с именем Афанасий, а в 1841 г. принял схиму и был снова назван своим мирским именем – Макарий. В свободное время он уходил в рощу, где тайно от братии в горе копал пещеру, внутри которой вырыл колодец. Позже пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная церковь, но из-за сырости и отдаленности от монастыря, она оставалась без службы. Старец Макарий скончался 1-го апреля 1847 г., до самой смерти своей, являясь примером кротости, смирения и нестяжательства. Память его чтилась в обители. На памятнике старцу были начертаны стихи:


Здесь старец смиренный


Вертеп ископал,


И в нем затворенный


Спасенья искал.


Создатель моленьям


Сердечным внимал,


И старца к селеньям


Небесным воззвал.


О, путник усталый,


На землю склонись


И здесь под дубравой


Примеру учись.


Путь скорбный и тесный


Кто в жизни пройдет,


В чертог тот небесный


Со славой войдет.


4. Вероятно, многие из монахов пустыни подверглись гонениям в советский период. Историю одного из них удалось записать со слов местных жителей. В феврале 1930 г. умер житель деревни Починки Иван Бородаков. Ближайший храм в селе Ямкино был закрыт и супруга покойного стала искать священника для совершения панихиды, но найти не могла. Кто-то посоветовал ей ехать в Берлюки, где возле бывшей пустыни живут вроде бы иеромонахи. Действительно, там она нашла двух иеромонахов – один помоложе, другой постарше. Она обратилась к ним с просьбой отпеть ее мужа. Старший согласился, а младший стал отговаривать: «Тебя же расстреляют!», но тот ответил: «На все воля Божия!» и поехал. Женщине удалось выпросить в сельсовете ключи от храма в Ямкино, где иеромонах Горгоний – так звали инока – совершил, видимо, свою последнюю службу. Вечером он отслужил всенощное бдение, а утром литургию и панихиду, проводил покойного до могилы. Но кто-то уже доложил властям и сразу после панихиды отца Горгония арестовали.


В результате архивных поисков было установлено, что перед революцией среди насельников Берлюковской пустыни один из иеромонахов носил имя Горгоний. Он был 1876 года рождения, из крестьян, домашнего образования, в миру носил имя – Григорий. Пострижен в монашество он был 16 декабря 1907г. в Берлюковской пустыни, а 6 мая 1908г. рукоположен в иеродиакона. Отец Горгоний имел медаль и нагрудный знак в память 300-летия Дома Романовых. 31 мая 1915 г. иеродиакон Горгоний во время Божественной литургии в Спасском соборе Московского Спасо-Андроникова монастыря был рукоположен в иеромонаха. Его судьба после ареста в 1930 г. пока неизвестна.


Впоследствии в монастыре располагался дом инвалидов войны и труда, преобразованный затем в дом для больных туберкулезом. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, затем дом инвалидов. С 1961 г. – туберкулезная больница. А с 1972 г. по настоящее время на территории бывшего монастыря расположена Московская городская больница для больных туберкулезом с психическими заболеваниями.


В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. В 2002 г. назначен настоятель – иеромонах Евмений (Лагутин). В настоящее время ведется работа по возвращению территории монастыря Русской Православной Церкви.


В июле 2004 г., в расположенной неподалеку от монастыря деревне Дядькино в земле нашли старинный колокол. Оказалось, что он принадлежал Николо-Берлюковской пустыни. Жители деревни передали находку настоятелю пустыни иеромонаху Евмению. Значит, пришло время этому колоколу звонить.


По благословению митрополита Ювеналия, 19 декабря 2004 г., на праздник святителя Николая, в нижнем храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия – первая с момента закрытия обители.



Колокольня Берлюковской пустыни


Список литературы


1. Исторический очерк Нико-лаевской Берлюковской пустыни. М., 1875; М., 1898.


2. И.Шевелкин. Поездка в Бер-люковскую пустынь. Душеполезное чтение. М., 1864, ч.3.


3. Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877, с.221-224, 324-330 и др.


4. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890, т.1, с.28.


5. А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. М., 1852, с.246.


6. Московские церковные ведомости. 1898, № 27, с.366-67; 1900, № 23, с.286-287; 1901, № 30, с.348-351; 1902, № 6, с.83; 1909, № 26, с.443-449; 1909, № 31, с.528-530; 1911, № 36, с.741-742; 1912, № 39, с.887-888.


7. Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1914, вып.2, с.609, 622.


8. А.В.Ефремов. Николо-Берлю-ковская пустынь. Московский журнал. 2000, № 1, с.20-22.


9. А.Ерофеева. Николаевская Берлюковская пустынь. Журнал «Щел-ково». 2000, № 3, с.4-8.


10. А.Ю.Симонов. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях. Альманах «Богородский край». 2002, № 2, с.43.


11. ЦИАМ. Фонд 203, опись 763, дело 166, л.3-16 об.


12. А.Чинкова, Е. Мажан. Молебен под сводами. Газета «Волхонка» от 03.08.2004, г.Ногинск.


13. А.Скоробогатова. Он снова зазвонит. Газета «Волхонка» от 21.08.2004, г.Ногинск.


* В советский период икона пропала, один из списков в настоящее время находится в Покровском храме села Воскресенского Ногинского района.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru


Дата добавления: 02.09.2009



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете По повести Лескова Очарованный странник
Реферат Система договорів у підприємницькій діяльності за новим ЦК
Реферат Экзаменационные билеты за 1 семестр 2001 года по предмету: Искусство речи на английском языке. Американский английский
Реферат Отчет о прохождении производственной практике в Инспекции Федеральной налоговой службы 21
Реферат Структура философского знания 2
Реферат Субантарктический пингвин
Реферат Понятие о документе, корреспонденции и делопроизводстве. Унификация и стандартизация документов
Реферат Религия народов, населяющих Бурятию
Реферат Концепції особистості у вітчизняній психології
Реферат Система договоров в гражданском праве России
Реферат Biblical Christian Influence On American Films Essay
Реферат Юридична відповідальність суддів в Україні
Реферат Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка
Реферат Основы разведения и виды пород крупного рогатого скота
Реферат Постмодернизм У. Эко «Имя розы»