На
Москве-реке, в
Можайск не раз отражал нападение врагов, рвавшихся к Москве, и вписал немало славных героических страниц в историю нашей страны.
Из рода московских князей первым князем Можайска был сын героя Куликовской битвы Дмитрия Донского Андрей (1389-1432). Позднее городом управляли наместники из Москвы, а последним можайским князем был Андрей Углицкий (1481-1491). В XIV-XVI вв. город становится крупным ремесленно-торговым центром.
На очень высоком холме, господствующем над хорошо просматриваемой окружающей местностью, был расположен древний кремль Можайска с насыпными валами и деревянными укреплениями. Древние земляные валы хорошо сохранились до сих пор и дают представление о размерах старого укрепленного ядра города. Этот холм сначала был обособлен и окружен глубоким рвом, а потом узкой земляной насыпью соединен с выросшим городом
Деревянные стены и башни Можайска существовали с самого основания города; известно, что в XVI в. деревянная крепость ремонтировалась.
Но
в описи 1596-1598 гг. отмечается, что деревянные стены (имевшие окружность
около
В 1626-1633 гг. можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего Москву от интервентов, Д. М. Пожарский; в 1624-1626 гг. строятся каменные стены и башни можайского кремля.
В настоящее время не сохранилось и следов этих каменных стен и башен; лишь необычно высокий величественный земляной кремль свидетельствует о прошлом неприступной крепости.
В кремле в XVI в. стоял деревянный Никольский собор, а в конце века упоминается каменная Воздвиженская церковь. О дальнейшем каменном строительстве кремля источники молчат. Сохранились только два храма, выстроенные в можайском кремле уже в XIX в. с использованием частей древних храмов.
Сторожевой город Можайск имел в древности своеобразный охранный символ - деревянную статую Николы высотой почти в рост человека, выполненную в XIV в., которая находилась в древнем Никольском храме. "Никола Можайский" изображен стоящим, в его правой руке - поднятый меч, а в левой он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной. Деревянная статуя находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее и является редчайшим образцом объемной скульптуры XIV в. Эта древняя статуя вызывала многочисленные подражания в XVII и XVIII вв. и имеет свою интересную историю. Она, по преданиям, была изображена на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Очень возможно, что редкая на Руси скульптура была предметом гордости горожан, почиталась в древнем Можайске, находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города.
Вблизи
кремля, на Якиманской улице, находится один из интереснейших в Можайске
памятников архитектуры - Якиманская (Иоакима и Анны) церковь. В далеком прошлом
здесь находился Якиманский монастырь, письменные упоминания о котором относятся
еще к 1596-1598 гг., когда он уже имел каменную церковь. Позднее, в XVII в., монастырь
потерял свою самостоятельность, а в
Якиманская церковь полна загадок, содержит исторически сложившиеся наслоения, в результате которых возникло своеобразное сооружение, исполненное в дошедшем до нас виде, безусловно, одаренным зодчим. Основу храма составляет почти правильный кубический объем, покрытый четырехскатной кровлей, стены которого выложены из кирпича и белого камня. Центральные части боковых фасадов церкви завершают окна - люкарны с характерными для стиля барокко деталями. Над кровлей виден крупный завершенный куполом барабан, который поставлен на своеобразный постамент. Барабан прорезают четыре крупных арочных проема, в которых размещались колокола. С целью создания традиционного пятиглавия выложены четыре декоративные тумбы. С восточной стороны к основному кубу храма примыкает несколько необычная для русского зодчества крупная, почти во всю ширину восточной стены, полукруглая апсида. Детали храма носят смешанный стилевой характер: имеются детали, выполненные, как уже упоминалось, в стиле барокко (наличники окон апсиды, детали люкарн и четырех тумб), а также детали в стиле псевдоготики XVIII в. (убранство основания барабана, тумб "пятиглавия").
Необычностью композиции не исчерпываются странности этого сооружения. Известно, что храм выложен с использованием частей более древнего, белокаменного храма: северная и западная стены имеют большие участки белокаменной кладки, а южная сохранилась на высоту до верхнего окна как стена храма XIV в.*, включенную в новую постройку XVIII в. как ее часть. Эта стена выложена из прекрасно подогнанных один к другому блоков белого камня и имеет по центру дверной проем, превращенный в окно. Самое любопытное можно увидеть, войдя внутрь храма: при перестройке XVIII в. южная стена поменяла свои фасады - современный наружный ее фасад в первоначальном белокаменном храме XIV в. был обращен в сторону интерьера и, наоборот, наружный фасад древнего храма оказался внутри современной Якиманской церкви.
Древняя стена сохранила в интерьере Якиманского храма детали наружных фасадов сооружений XIV в. - две плоские пилястры-лопатки, членящие фасад на три части, а также портал с приставными колонками и килевидным завершением, который обрамляет вход, превращенный ныне в окно. С наружной стороны южная стена сохранила детали, свойственные интерьеру, например, в ее восточной части имеется глубокая ниша - "печура", служившая местом хранения церковной утвари. Части белокаменного храма XIV в. Якиманской церкви, вероятно, есть самое древнее, что дошло до нашего времени от древнейшего зодчества Можайска.
Удивителен Якиманский храм - его монолитный куб с массивным крупным объемом апсиды несет черты стиля барокко, проступающие в сочной пластике объемов и деталях, а также классицизма, выраженные, например, в характерном завершении храма крупным барабаном с куполом. Талант мастера придал замечательные пропорции общей композиции храма, полной индивидуальности и своеобразия.
На
высоком прибрежном холме, возвышающемся над низменной поймой Москвы-реки, на
окраине Можайска раскинулся Лужецкий монастырь, основанный еще в
* Н. Н. Воронин. "Зодчество северо-восточной Руси XII-XV вв.", т. II. Изд. АН СССР, 1961.
Древний
собор Лужецкого монастыря построен в первой половине XVI в. Крупный пятиглавый
храм выстроен в традициях соборных сооружений, имеет четыре круглых внутренних
столба, несущих сводчатое перекрытие и световые барабаны глав. Это древнее
сооружение производит сильное впечатление своей величественностью и
стройностью. Значительные обновления и перестройки получила древняя трапезная, постройка
которой относится к
Новый
Никольский собор в можайском кремле начал строиться в
Никольский
собор поставлен в можайском кремле очень удачно (на самой верхней точке
высокого холма) и виден издалека, со многих точек города. Наиболее эффектный
вид на собор открывается при подъезде к Можайску с запада: задолго до того, как
станет виден город, уже виднеется высокая каменная колокольня собора.
Никольский собор - крупное и сложное по объемному построению сооружение, при
возведении которого так же, как и в Якиманской церкви, были использованы части
более древнего храма. Это послужило одной из причин усложнения плана
двухпрестольного храма, каким является Никольский собор. Известно, что в состав
северной части собора вошел находившийся на том месте древний храм с двумя
столбами и главой с кокошниками, сохранившимися до сих пор (предполагается, что
то был храм, построенный в
Никольский собор, интереснейший в Подмосковье, производит впечатление сооружения стиля русской псевдоготики, но в трактовке архитектурных объемов, в их усложненной пластической характеристике, а также в характере резных белокаменных деталей, щедро расположенных зодчим на фасадах этого удивительного храма, чувствуются отзвуки стиля барокко.
Зодчий четко выражает на фасадах здания собора два яруса-этажа: первый, "подклетный" этаж и высокий основной парадно трактованный второй этаж, имеющий огромные высокие окна, перекрытые двойными арочными перемычками с декоративными лучковыми завершениями наличников и тремя резными белокаменными пирамидками. Тонкие спаренные колонки из белого камня расположены на высоких (до уровня второго этажа) белокаменных тумбах, "обходят" все фасады здания кругом, расчленяя их на отдельные участки; они то подчеркивают многочисленные выступы и раскреповки фасадов, то выделяют круглящиеся апсиды восточного фасада собора.
В Никольском соборе мало излюбленных в сооружениях псевдоготики XVIII-XIX вв. стрельчатых арочных мотивов деталей убранства, здесь они, как правило, "смягчены": глаз повсюду встречает плавные округлые кривые, более свойственные деталям убранства русских построек конца XVII - начала XVIII вв.
Любовь зодчего, строившего Никольский собор, к пластике архитектурного объема очевидна: мало найдется участков фасада, где стены прямолинейны, они всюду раскреповываются, перебиваются уступами, а наиболее эффектно выглядит восточная стена; она состоит из многих полукружий - волнистая и изящная в членениях, насыщенная светом и тенью, она обращена в сторону входа в кремль со стороны города.
Над стенами, выше венчающего карниза здания, возвышаются многочисленные декоративные башенки с тонкими резными белокаменными колонками и фигурными завершениями. Четыре более крупные своеобразные беседки-бельведера совместно с невысоким барабаном, покрытым низким куполом, образуют пятиглавие.
Отличительной особенностью Никольского собора можно считать сильные черты светскости его архитектуры. Это впечатление создают: развитой венчающий карниз, отсутствие обычных для храма закомар или кокошников и обязательных для храма глав (они заменены здесь изящными воздушными беседками, придающими ему дворцовый вид). Колокольня собора завершена тонким и высоким шпилем, она богато декорирована белокаменными деталями и отличается спокойной уравновешенностью архитектурных масс, легкими ярусами, устремляющихся вверх. Вертикальные декоративные элементы - белокаменные колонны - придают ярусам колокольни, всему зданию собора большую легкость, подчеркивают стройность композиции.
Зодчий Никольского собора нашел в сочетании мотивов русской архитектуры конца XVII в. и романтичного стиля псевдоготики XIX в.- свое индивидуальное понимание прекрасного в архитектуре, воплотив этот свой замысел в красочных и живописных архитектурных формах.
Рядом
с Никольским собором с восточной стороны находится Петропавловский собор, построенный
в
Кубический объем Петропавловского собора имеет с востока. три более низкие апсиды и увенчан одной главой; фасады его расчленены пилястрами на три части, завершенные декоративными изображениями килевидных закомар, и снабжены белокаменным поясом, опоясывающим здание кругом. Портал входа копирует древнюю форму обрамлений с килевидным завершением. Создается впечатление, что все эти элементы композиции собраны здесь воедино с целью сохранить в новом здании черты облика исчезнувшего древнего храма, стоявшего на этом месте. Отмеченные особенности характерны для храмов конца XIV - начала XV в. и позволяют исследователям предполагать, что собор, который рухнул, можно отнести именно к этому периоду.
Необходимо отметить, что этот собор в отличие от примечательного в замысле и деталях Никольского собора, выделяется несовершенством замысла и слабостью исполнения, не совсем грамотной, а иногда и наивной трактовкой деталей русского зодчества XVI в., эклектическим сочетанием их с приемами архитектуры XIX в. Убранство Петропавловского собора отличается излишней сухостью, свойственной периоду упадка мастерства в архитектуре второй половины XIX в.
Можайский кремль - один из немногих мест города, которого не коснулась реконструкция. Кипучая жизнь современного Можайска проходит за пределами древних земляных валов этого небольшого укрепления. С кручи земляного кремля далеко видны просторы русской земли, которую на протяжении веков охранял город-воин Можайск. Кремль и его храмы - хранители истории города - удивительно живописны, они запоминаются и навсегда остаются в памяти как интереснейшая архитектурная достопримечательность Можайска.
Список литературы
Из
кн. "Древние города Подмосковья" П.А. Тельтевский. Москва
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mozhaysk.ru/
Дата добавления: 16.03.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |