Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Можайск

На Москве-реке, в 110 км от столицы на запад расположен древний город Можайск. Впервые в летописи он упоминается в 1231 г. До конца XIII в. город принадлежал Смоленскому княжеству, а в 1303 г. вошел в состав Московского княжества как важный укрепленный пункт, контролировавший подходы к Москве и прикрывавший ее с запада.


Можайск не раз отражал нападение врагов, рвавшихся к Москве, и вписал немало славных героических страниц в историю нашей страны.


Из рода московских князей первым князем Можайска был сын героя Куликовской битвы Дмитрия Донского Андрей (1389-1432). Позднее городом управляли наместники из Москвы, а последним можайским князем был Андрей Углицкий (1481-1491). В XIV-XVI вв. город становится крупным ремесленно-торговым центром.


На очень высоком холме, господствующем над хорошо просматриваемой окружающей местностью, был расположен древний кремль Можайска с насыпными валами и деревянными укреплениями. Древние земляные валы хорошо сохранились до сих пор и дают представление о размерах старого укрепленного ядра города. Этот холм сначала был обособлен и окружен глубоким рвом, а потом узкой земляной насыпью соединен с выросшим городом


Деревянные стены и башни Можайска существовали с самого основания города; известно, что в XVI в. деревянная крепость ремонтировалась.


Но в описи 1596-1598 гг. отмечается, что деревянные стены (имевшие окружность около 650 м) и башни можайского кремля окончательно пришли в ветхость. Сохранились лишь названия башен: Никольская проездная башня с церковью, башня Кухня, Косая Стрельня, Петровская (с воротами), полубашенье Сурино-колено, Глухая, Красная и др. Перед главными Никольскими воротами через ров (где позднее была сделана насыпь, соединившая разросшийся город с холмом) имелся широкий и длинный мост со стороны посада.


В 1626-1633 гг. можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего Москву от интервентов, Д. М. Пожарский; в 1624-1626 гг. строятся каменные стены и башни можайского кремля.


В настоящее время не сохранилось и следов этих каменных стен и башен; лишь необычно высокий величественный земляной кремль свидетельствует о прошлом неприступной крепости.


В кремле в XVI в. стоял деревянный Никольский собор, а в конце века упоминается каменная Воздвиженская церковь. О дальнейшем каменном строительстве кремля источники молчат. Сохранились только два храма, выстроенные в можайском кремле уже в XIX в. с использованием частей древних храмов.


Сторожевой город Можайск имел в древности своеобразный охранный символ - деревянную статую Николы высотой почти в рост человека, выполненную в XIV в., которая находилась в древнем Никольском храме. "Никола Можайский" изображен стоящим, в его правой руке - поднятый меч, а в левой он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной. Деревянная статуя находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее и является редчайшим образцом объемной скульптуры XIV в. Эта древняя статуя вызывала многочисленные подражания в XVII и XVIII вв. и имеет свою интересную историю. Она, по преданиям, была изображена на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Очень возможно, что редкая на Руси скульптура была предметом гордости горожан, почиталась в древнем Можайске, находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города.


Вблизи кремля, на Якиманской улице, находится один из интереснейших в Можайске памятников архитектуры - Якиманская (Иоакима и Анны) церковь. В далеком прошлом здесь находился Якиманский монастырь, письменные упоминания о котором относятся еще к 1596-1598 гг., когда он уже имел каменную церковь. Позднее, в XVII в., монастырь потерял свою самостоятельность, а в 1735 г. он уже числится как приходская церковь. Окружавшая монастырь слободка вошла к этому времени в черту городской застройки.


Якиманская церковь полна загадок, содержит исторически сложившиеся наслоения, в результате которых возникло своеобразное сооружение, исполненное в дошедшем до нас виде, безусловно, одаренным зодчим. Основу храма составляет почти правильный кубический объем, покрытый четырехскатной кровлей, стены которого выложены из кирпича и белого камня. Центральные части боковых фасадов церкви завершают окна - люкарны с характерными для стиля барокко деталями. Над кровлей виден крупный завершенный куполом барабан, который поставлен на своеобразный постамент. Барабан прорезают четыре крупных арочных проема, в которых размещались колокола. С целью создания традиционного пятиглавия выложены четыре декоративные тумбы. С восточной стороны к основному кубу храма примыкает несколько необычная для русского зодчества крупная, почти во всю ширину восточной стены, полукруглая апсида. Детали храма носят смешанный стилевой характер: имеются детали, выполненные, как уже упоминалось, в стиле барокко (наличники окон апсиды, детали люкарн и четырех тумб), а также детали в стиле псевдоготики XVIII в. (убранство основания барабана, тумб "пятиглавия").


Необычностью композиции не исчерпываются странности этого сооружения. Известно, что храм выложен с использованием частей более древнего, белокаменного храма: северная и западная стены имеют большие участки белокаменной кладки, а южная сохранилась на высоту до верхнего окна как стена храма XIV в.*, включенную в новую постройку XVIII в. как ее часть. Эта стена выложена из прекрасно подогнанных один к другому блоков белого камня и имеет по центру дверной проем, превращенный в окно. Самое любопытное можно увидеть, войдя внутрь храма: при перестройке XVIII в. южная стена поменяла свои фасады - современный наружный ее фасад в первоначальном белокаменном храме XIV в. был обращен в сторону интерьера и, наоборот, наружный фасад древнего храма оказался внутри современной Якиманской церкви.


Древняя стена сохранила в интерьере Якиманского храма детали наружных фасадов сооружений XIV в. - две плоские пилястры-лопатки, членящие фасад на три части, а также портал с приставными колонками и килевидным завершением, который обрамляет вход, превращенный ныне в окно. С наружной стороны южная стена сохранила детали, свойственные интерьеру, например, в ее восточной части имеется глубокая ниша - "печура", служившая местом хранения церковной утвари. Части белокаменного храма XIV в. Якиманской церкви, вероятно, есть самое древнее, что дошло до нашего времени от древнейшего зодчества Можайска.


Удивителен Якиманский храм - его монолитный куб с массивным крупным объемом апсиды несет черты стиля барокко, проступающие в сочной пластике объемов и деталях, а также классицизма, выраженные, например, в характерном завершении храма крупным барабаном с куполом. Талант мастера придал замечательные пропорции общей композиции храма, полной индивидуальности и своеобразия.


На высоком прибрежном холме, возвышающемся над низменной поймой Москвы-реки, на окраине Можайска раскинулся Лужецкий монастырь, основанный еще в 1408 г. монахом Ферапонтом, с именем которого связано также основание знаменитого Ферапонтова монастыря на севере нашей страны - в Белозерье.


* Н. Н. Воронин. "Зодчество северо-восточной Руси XII-XV вв.", т. II. Изд. АН СССР, 1961.


Древний собор Лужецкого монастыря построен в первой половине XVI в. Крупный пятиглавый храм выстроен в традициях соборных сооружений, имеет четыре круглых внутренних столба, несущих сводчатое перекрытие и световые барабаны глав. Это древнее сооружение производит сильное впечатление своей величественностью и стройностью. Значительные обновления и перестройки получила древняя трапезная, постройка которой относится к 1577 г., а также надвратная церковь (предположительно конец XVI в.). В 1673 г. в монастыре выстроена колокольня, замечательная по своим деталям и общей композиции - типичное сооружение своего времени. В 1681-1692 гг. в монастыре продолжалось широкое строительство, возводились каменные здания келий, также не избежавшие позднейших искажений, строилась каменная ограда с небольшими угловыми башнями, покрытыми деревянными шатрами.


Новый Никольский собор в можайском кремле начал строиться в 1802 г., но постройка его затянулась и была завершена лишь 12 лет спустя, в 1814 г. Никольский собор - сооружение XIX в., редкое по красоте расположения и живописности среди не только подмосковных, но и всех русских городов. Выстроенное в романтическом стиле псевдоготики неизвестным зодчим здание собора запоминается необычным своим видом, красочной декоративностью.


Никольский собор поставлен в можайском кремле очень удачно (на самой верхней точке высокого холма) и виден издалека, со многих точек города. Наиболее эффектный вид на собор открывается при подъезде к Можайску с запада: задолго до того, как станет виден город, уже виднеется высокая каменная колокольня собора. Никольский собор - крупное и сложное по объемному построению сооружение, при возведении которого так же, как и в Якиманской церкви, были использованы части более древнего храма. Это послужило одной из причин усложнения плана двухпрестольного храма, каким является Никольский собор. Известно, что в состав северной части собора вошел находившийся на том месте древний храм с двумя столбами и главой с кокошниками, сохранившимися до сих пор (предполагается, что то был храм, построенный в 1684 г.). С западной стороны к основному сложному в плане объему собора, как бы заключающему в себе два храма, примыкает высокая многоярусная колокольня.


Никольский собор, интереснейший в Подмосковье, производит впечатление сооружения стиля русской псевдоготики, но в трактовке архитектурных объемов, в их усложненной пластической характеристике, а также в характере резных белокаменных деталей, щедро расположенных зодчим на фасадах этого удивительного храма, чувствуются отзвуки стиля барокко.


Зодчий четко выражает на фасадах здания собора два яруса-этажа: первый, "подклетный" этаж и высокий основной парадно трактованный второй этаж, имеющий огромные высокие окна, перекрытые двойными арочными перемычками с декоративными лучковыми завершениями наличников и тремя резными белокаменными пирамидками. Тонкие спаренные колонки из белого камня расположены на высоких (до уровня второго этажа) белокаменных тумбах, "обходят" все фасады здания кругом, расчленяя их на отдельные участки; они то подчеркивают многочисленные выступы и раскреповки фасадов, то выделяют круглящиеся апсиды восточного фасада собора.


В Никольском соборе мало излюбленных в сооружениях псевдоготики XVIII-XIX вв. стрельчатых арочных мотивов деталей убранства, здесь они, как правило, "смягчены": глаз повсюду встречает плавные округлые кривые, более свойственные деталям убранства русских построек конца XVII - начала XVIII вв.


Любовь зодчего, строившего Никольский собор, к пластике архитектурного объема очевидна: мало найдется участков фасада, где стены прямолинейны, они всюду раскреповываются, перебиваются уступами, а наиболее эффектно выглядит восточная стена; она состоит из многих полукружий - волнистая и изящная в членениях, насыщенная светом и тенью, она обращена в сторону входа в кремль со стороны города.


Над стенами, выше венчающего карниза здания, возвышаются многочисленные декоративные башенки с тонкими резными белокаменными колонками и фигурными завершениями. Четыре более крупные своеобразные беседки-бельведера совместно с невысоким барабаном, покрытым низким куполом, образуют пятиглавие.


Отличительной особенностью Никольского собора можно считать сильные черты светскости его архитектуры. Это впечатление создают: развитой венчающий карниз, отсутствие обычных для храма закомар или кокошников и обязательных для храма глав (они заменены здесь изящными воздушными беседками, придающими ему дворцовый вид). Колокольня собора завершена тонким и высоким шпилем, она богато декорирована белокаменными деталями и отличается спокойной уравновешенностью архитектурных масс, легкими ярусами, устремляющихся вверх. Вертикальные декоративные элементы - белокаменные колонны - придают ярусам колокольни, всему зданию собора большую легкость, подчеркивают стройность композиции.


Зодчий Никольского собора нашел в сочетании мотивов русской архитектуры конца XVII в. и романтичного стиля псевдоготики XIX в.- свое индивидуальное понимание прекрасного в архитектуре, воплотив этот свой замысел в красочных и живописных архитектурных формах.


Рядом с Никольским собором с восточной стороны находится Петропавловский собор, построенный в 1849 г. на месте собора, рухнувшего в 1844 г. В композиции Петропавловского собора продолжается цепь загадок, типичных для старинных построек Можайска. Подобно Якиманской церкви и Никольскому собору, последний по времени Петропавловский собор тоже выстроен с использованием частей старого храма, а в композиции собора сделана не совсем удачная попытка сохранить особенности архитектуры древнего храма.


Кубический объем Петропавловского собора имеет с востока. три более низкие апсиды и увенчан одной главой; фасады его расчленены пилястрами на три части, завершенные декоративными изображениями килевидных закомар, и снабжены белокаменным поясом, опоясывающим здание кругом. Портал входа копирует древнюю форму обрамлений с килевидным завершением. Создается впечатление, что все эти элементы композиции собраны здесь воедино с целью сохранить в новом здании черты облика исчезнувшего древнего храма, стоявшего на этом месте. Отмеченные особенности характерны для храмов конца XIV - начала XV в. и позволяют исследователям предполагать, что собор, который рухнул, можно отнести именно к этому периоду.


Необходимо отметить, что этот собор в отличие от примечательного в замысле и деталях Никольского собора, выделяется несовершенством замысла и слабостью исполнения, не совсем грамотной, а иногда и наивной трактовкой деталей русского зодчества XVI в., эклектическим сочетанием их с приемами архитектуры XIX в. Убранство Петропавловского собора отличается излишней сухостью, свойственной периоду упадка мастерства в архитектуре второй половины XIX в.


Можайский кремль - один из немногих мест города, которого не коснулась реконструкция. Кипучая жизнь современного Можайска проходит за пределами древних земляных валов этого небольшого укрепления. С кручи земляного кремля далеко видны просторы русской земли, которую на протяжении веков охранял город-воин Можайск. Кремль и его храмы - хранители истории города - удивительно живописны, они запоминаются и навсегда остаются в памяти как интереснейшая архитектурная достопримечательность Можайска.


Список литературы


Из кн. "Древние города Подмосковья" П.А. Тельтевский. Москва 1974 г. изд. "Стройиздат".


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mozhaysk.ru/


Дата добавления: 16.03.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Западноевропейский абсолютизм его типологизация и общая характеристика
Реферат 1 Понятие науки, классификация наук. Особенности научного знания
Реферат "Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров" (приложение к письму Госарбитража СССР от 28. 12
Реферат Інформаційний лист щодо застосування окремих норм процесуального права під час розгляду адміністративних справ
Реферат Инновационная восприимчивость предприятия
Реферат The Right To Bear Arms Essay Research
Реферат Судороги и их лечение
Реферат Жизнь и творчество НГ Чернышевского АП Чехова и АИ Куприна
Реферат Интеграция информационных технологий в системе государственного управления
Реферат «Человек тыла» его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)
Реферат Экономика семьи и макроповедение
Реферат Загальноосвітня школа України в контексті суспільно-політичного життя 20-х – початку 30-х рр. ХХ століття
Реферат ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ПОЛЯ ПОЛЯРИЗАЦИИ СРЕДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВАКУУМА
Реферат Губернии и генерал-губернаторство - правовое положение и компетенция до и после 1775 года.
Реферат Огюст Конт как основатель позитивной социологии