Александр Анатольевич Васькин
К 150-летию Ярославского вокзала столицы
…В конце августа 1897 года вся Москва обсуждала неслыханное происшествие. Гудела Сухаревка, шипела Хитровка: «Слышали, на Каланчевке‑то, поезд в вокзал въехал. Прямо с разгону, без тормозов! А у вокзала‑то вся крыша обвалилась! А убитых и покалеченных - тьма!»
У страха, как говорится, глаза велики, а слухами земля полнится. Что же на самом деле тогда стряслось? Откроем московские газеты того времени:
«30 августа на Московской пассажирской станции Ярославской дороги потерпел крушение пассажирский поезд № 9‑бис, прибывающий из Сергиева в 10 часов утра. <…> Катастрофа произошла вследствие того, что поезд подходил к вокзалу таким быстрым ходом, какой допускается только в пути. Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности - он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударил о стену здания Правления дороги». Пострадавших, кстати, насчитали совсем немного, погибших - ни одного.
Да, было и такое в истории Ярославского вокзала, которому нынче исполняется сто пятьдесят лет. Даже не верится, что вокзал уже полтора века принимает и отправляет пассажиров - настолько «молодо» он выглядит. А ведь построили его в 1862 году на Каланчевском поле вторым по счету после Николаевского. Изначально планировалось возвести вокзальное здание в другом месте - на 1‑й Мещанской улице, где располагался университетский ботанический сад. Но Московский университет не согласился отдать принадлежавшую ему территорию, и тогда решили: быть вокзалу на Каланчевке.
Почему хотели разместить вокзал на 1‑й Мещанской? Именно по этой московской улице беспрестанно шли и ехали в Троице-Сергиеву лавру паломники. Здесь же проживал и один из инициаторов строительства Московско-Ярославской железной дороги И. Ф. Мамонтов. По воспоминаниям его сына Саввы, Иван Федорович, «когда жили на 1‑й Мещанской, <...> стоял у окна и считал: сколько телег приезжало к Троице, сколько возвращается обратно, сколько идет паломников, сколько груза везут. А когда сменили квартиру, то выезжал за город сам или с кем‑нибудь из сыновей и там опять считал паломников, едущих и идущих к Троице и от Троицы. Эти наблюдения подтвердили его намерения - построить железную дорогу до Троицы».
Нынешнее здание вокзала обрело свой облик в 1902-1904 годах благодаря крупнейшему русскому архитектору Ф. О. Шехтелю - автору многих московских зданий в стиле модерн, без которых сегодня столицу невозможно представить. Однако Шехтель создал новый Ярославский вокзал не на пустом месте - он в определенной мере использовал проекционные возможности первого здания, построенного по проекту петербургских зодчих Р. И. Кузьмина и С. Л. Шустова еще в 1862 году. Профессор Кузьмин работал не только в Санкт-Петербурге, его архитектурные интересы простирались за пределы Российской империи. Ему, например, принадлежит проект Александро-Невского собора в Париже, он руководил восстановлением русской посольской церкви в Афинах. Шустов же занимался проектами театральных зданий, служа в Дирекции Петербургских императорских театров.
Об открытии вокзала 17 августа 1862 года объявили московские газеты: «Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиевского Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае большого стечения желающих ехать через три четверти часа после обыкновенных поездов могут быть отправлены случайные поезды. Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает акционеров, что в субботу 18 августа в 11 ч. утра будет освящение дороги и станции». Торжественный молебен и освящение совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), который, впрочем, для паломников считал железную дорогу вредной: «Богомольцы будут приезжать в лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказов и часто дурных, тогда как теперь они ходят пешком и каждый их шаг есть подвиг, угодный Богу».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/
Дата добавления: 20.02.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |