Реферат по предмету "Москвоведение, краеведение"


Правдивое зеркало театра

Ю. М. Виноградов


К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко много лет всерьез думали о том, как сохранить для будущего память о созданном ими театре, закрепить реалии самого хрупкого из искусств, живущего лишь в сиюминутном течении спектакля и отлетающего навсегда, как только угасают огни рампы. Оба они пришли к мысли о создании музея, и в этом были едины и солидарны. Станиславский десятилетиями собирал исторические костюмы, театральные реликвии, редкие книги. В 1902 году в его записях впервые появляется такая: "Музей драгоценных вещей" (в списке помещений нового здания в Камергерском). Инициативы Немировича-Данченко сыграли решающую роль в практической организации музея. Оба основателя театра и их единомышленники - артисты Георгий Бурджалов, Василий Лужский передали музею свои личные архивы такой ценности и в таком изобилии, что без них музей вряд ли мог бы мечтать об отражении действительного лица Художественного театра. Так было положено начало личным вкладам в фонды музея, которые потом пополнились архивами Ивана Москвина, Ольги Книппер-Чеховой, Василия Качалова, Николая Хмелева, Аллы Тарасовой, Павла Маркова, Иннокентия Смоктуновского.


Сегодня музей МХАТ - один из крупнейших в России театральных музеев, где собрана и зафиксирована - год за годом - удивительная история Московского Художественного театра - от времен его блистательной молодости до сегодняшнего дня.


Одна из уникальных особенностей этого музейного собрания в том, что здесь впервые подробно представлен процесс создания спектакля - от первоначального режиссерского замысла до сценического воплощения.


Для осмысления художественного метода МХАТ неоценимо собрание режиссерских экземпляров Станиславского - подробных режиссерских партитур, не имеющее аналогов в мире. Сотни страниц "перевода" литературного текста на сценический язык дают ключ к пониманию художественного новаторства в первом театральном воплощении Чехова и Горького, современной (тогда) европейской драматургии, новых неведомых прежде принципов режиссуры и актерского исполнения.


Некий впечатлительный острослов когда-то обмолвился, будто музей об искусстве представляет собой кладбище искусства, и нигде так остро это не бросается в глаза, как в театральном музее. Возможно, доля правды тут есть - кто хотя бы раз не испытал музейной скуки?


Да, нельзя "остановить мгновенье" театра. Он живет только в настоящем. Невозможно зафиксировать душевное волненье, живое чувство, смех и слезы. Порою безжизненными кажутся фотографии когда-то блестящих и полных огня прославленных кумиров сцены, статичными - мизансцены, потускневшими - роскошные костюмы. Да, потери невосполнимы. Но! Особенность музея в том, что в нем воссоздается новая - музейная - реальность в иных, чем в спектакле, движениях, ритмах, красках, звуках, изображении. Новая реальность возникает и в сопряжении материальных свидетельств театра с техническими достижениями времени: в музейном пространстве звучит и голос актера, и целый спектакль, в котором и паузы, и "накладки", и "фон", и дыханье зрительного зала; театральная видеозапись воссоздает атмосферу спектакля, его движение и краски; введение в экспозицию голографии придает театральной реликвии объем, мерцающий воздух вокруг нее обостряет подлинность вещи и предмета.


Когда исторические документы, хранящиеся в фондах, собраны вместе, дополняют и разъясняют друг друга и еще окрашены настроением очень личного письма, семейной реликвией, тогда порой выстраиваются острые, увлекательные театральные сюжеты. Самое пронзительное в них - человек театра, мир актера, особенный склад его личности, факты биографии, скрытые душевные драмы, несыгранные роли, словом, художник сцены во всей неповторимости судьбы и характера. Какое уж тут "кладбище искусства"!


Гордостью собрания музея является коллекция театрально-декорационного искусства, которая позволяет проследить, какой триумфальный путь прошла отечественная сценография, как менялись в ней театральные эпохи, шли поиски новых выразительных средств, рождались новаторские идеи. От историко-бытового сценического реализма В.Симова - к изысканной красочности мирискусников А.Бенуа и М.Добужинского - к мощной живописности Н.Рериха и Б.Кустодиева - к театральным экспериментам авангардистов И.Рабиновича и В.Татлина. В.Егоров, А.Головин, Н.Ульянов, К.Юон, В.Дмитриев, П.Вильямс, П.Кончаловский, Н.Акимов. Работы этих первоклассных художников показывались на крупнейших выставках в России и за рубежом. Остались в музее произведения работавших в Москве всемирно известных сценографов англичанина Гордона Крэга и чеха Йожефа Свободы.


Музей хранит реликвии, связанные с именами Л.Толстого, А.Чехова, С.Рахманинова, Ф.Шаляпина, М.Ермоловой, Вс.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Мих.Чехова. Частная переписка, дневники, записные книжки, семейные бумаги. Архитектурные листы Ф.Шехтеля, нотные тексты С.Рахманинова и И.Саца, стихотворные автографы А.Блока и Б.Пастернака. Творческие записи М.Булгакова.


Театр наших дней со временем тоже станет историей. И сегодня сотрудники музея сами создают документальные свидетельства жизни современного МХАТ: ведут записи репетиций новых спектаклей. Так, зафиксирован интереснейший репетиционный процесс всего чеховского цикла - от "Иванова" (1976) до "Трех сестер" (1997); создается уникальный фонд аудио- и видеозаписей голосов сегодняшних актеров МХАТ, юбилейных вечеров, театральных воспоминаний.


В юбилейные дни музея уместно вспомнить о тех, кто собирал, хранил, изучал, пропагандировал историю МХАТ. Так счастливо сложилось, что в музей сразу пришли люди высокой культуры. Первым его директором стал Николай Телешов - писатель круга М.Горького, И.Бунина, Л.Андреева. Много лет возглавлял музей Федор Михальский, живая легенда МХАТ, с коего писал Булгаков в театральном романе одного из самых притягательных персонажей - Филиппа Филипповича, Филю. Верно служил музею его благородный рыцарь Сергей Мелик-Захаров, хранитель фонда Станиславского. Женщины в музее выполняли основную работу - непоказную, рутинную, требующую терпения и глубоких знаний. За нищенскую зарплату, не ожидая почестей и наград, они сохраняли музей в годы войны, дали ему новую жизнь в 1947 году, когда музей переехал в собственное помещение в доме ? 3-а и открыл новую капитальную экспозицию. Их имена - Елизавета Асланова, Варвара Левашова, Татьяна Модестова, Маргарита Маркарова и другие.


С годами музей вырос, пополнился новыми собраниями и коллекциями (сегодня фонды музея насчитывают около трехсот тысяч единиц хранения). Прежние рамки стали ему тесны. И у музея закономерно появились два филиала - мемориальный Дом-музей К.С.Станиславского и мемориальная Музей-квартира Вл.И.Немировича-Данченко. Дом-музей в Леонтьевском переулке был открыт в 1948 году и нынче отмечает свое 50-летие. Мемориальные комнаты Станиславского и его жены - актрисы МХАТ М.П.Лилиной хранят память о проведенных здесь годах. В Доме открыта выставка "Жизнь и творчество К.С.Станиславского", в Онегинском зале отмечаются юбилеи выдающихся мхатовцев, выступают известные певцы и музыканты, играют дипломные спектакли студенты Школы-студии МХАТ и других театральных вузов Москвы.


В Музее-квартире Вл.И.Немировича-Данченко, что в Глинищевском переулке, мемориальные комнаты сохранили в неприкосновенности тот облик, который они имели при жизни хозяина. О его творческом пути режиссера, драматурга, общественного деятеля, о спектаклях, поставленных им на драматической и музыкальной сценах, рассказывает выставка, разместившаяся здесь.


Время не стоит на месте. Меняется театральная эпоха, обновляется сценическая эстетика. Время вносит поправки и в наши традиционные представления о том, как сегодня следует представить сценическую историю в театральном музее. Изменившиеся законы визуального восприятия привычных предметов и вещей заставляют нас искать новые подходы к проблеме: как показать "остановившееся мгновенье" театра музейными средствами? Именно теперь возникла необходимость создания принципиально новой постоянной экспозиции музея: максимально-театральной, включающей в себя декорационные фрагменты по мотивам сценографии МХАТ, активное введение цвета и света, звука и визуальной динамики. Уже готов и ждет своего осуществления тематико-экспозиционный и художественный проект новой экспозиции (автор проекта - директор музея МХАТ В.С.Давыдов, художники В.В.Вильчес-Ногерол и О.Кирюхина).


Радовались и гордились основатели театра, когда музей - их детище - встал на ноги и зажил собственной, отличной от театра жизнью. Станиславский с гордостью отмечал, что музей выполняет "важное для нашего искусства дело: наши достижения и ошибки, которые не находили раньше закрепления, нашли его в музее, где можно следить шаг за шагом за тем, как мы росли, строили театр, терпели неудачи и добивались хороших результатов". А Немирович-Данченко назвал музей "правдивым зеркалом театра" и заметил, что "музей сохраняет и делает рельефным не только то, что служит к славе театра; в своем благородном историческом объективизме он занимается и нашими слабостями, и ошибками, и нашими преступлениями. Все, что мы сейчас делаем, он подберет в красках, письмах и фотографиях и покажет будущему. Не вспоминать ли нам почаще об этом правдивом летописце? Да, вспоминать в самой гуще нашей работы! Ведь не уйти нам от суда музея..."


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/


Дата добавления: 08.10.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.