Реферат по предмету "Философия"


Эссе об интеллигенции

Эссе об интеллигенции Евгений Смотрицкий Страшно браться за эту тему, но необходимо. Уже много сказано. Сказано великими и всеми признанными. Уже много сделано. Сделано даже больше, чем достаточно. Уже много понято. Понято через кровь. Много дано определений и притом правильных Да что толку Все те же вопросы: интеллигенция: есть или нет? интеллигенция: нужна или не нужна? интеллигенция:

виновна или невиновна? интеллигенция: сущее и должное; интеллигенция и народ», «интеллигенция и власть»: союз «и» соединяет или разделяет? И все же – еще раз, очередной, и, думаю, не последний – вернемся к вопросу об интеллигенции. Вопрос многомерный, как и все, что связано с Человеком. Но свою задачу я вижу в том, чтобы определить нечто главное, вокруг чего вырастает эта многомерность, нечто такое, без чего не будет этой многомерности, не будет самого феномена и не будет, стало быть,

самого вопроса об интеллигенции. Что же это за стержень, что это за ядро, что это за реальность, которая порождает столь трудно определяемый и трудно постижимый феномен? Ответ, пожалуй, до обидного прост: таким стержнем, ядром, реальностью является функция, социальная функция, которая у каждого – своя, своя она и у интеллигенции. И без ее выполнения – не будет общества. Если прибегнуть, несколько вульгарно, к экономическим сравнениям,

то «спрос рождает предложение». Общество нуждается в определенного рода работе и в ответ на этот запрос появляются слуги-исполнители. В сфере материальных потребностей – появляются ремесленники и технологи, организаторы производства и распределения материальных благ. В сфере духовных потребностей – появляется интеллигент, Творец и Хранитель «духовных благ», ценностей, святынь (высших ценностей), идеалов.

И в этом главная, двуединая, противоречивая функция Интеллигенции: Хранить (старое) и Творить (новое). Диалектически противоречивая функция – это реальность. Если не доводить до крайности, то идет процесс органического развития общества, но если преобладает что-то одно – то неизбежны личные и социальные трагедии.

Приверженность к старине в пределе вырождается в догматизм, косность и ведет к потере жизнеспособности. Чрезмерная творческая активность в пределе ведет к насилию над жизнью, реальностью под благовидным лозунгом «Долой отжившее» и также ведет к утрате жизнеспособности, поскольку разрывает традицию, отрывает будущее от корней прошлого. Как Хранитель – Интеллигенция выполняет функцию Образца, матрицы культуры. Как Творец – Интеллигенция выполняет функции критики (анализа), генератора

идей и стратегического духовного управления обществом. Социальное бытие нуждается в самовоспроизводстве и самосохранении. Это предполагает как духовную, так и материальную работу. Все, что связано с духовной работой и является функцией Интеллигенции. Это и определяет ее онтологический статус «К чему вся эта песня?», – спросит утомленный

философской заумью читатель. А я отвечу: интеллигенция не выдумка. Ее нельзя придумать или отменить. Она реальность, с которой необходимо считаться. И совсем не потому, что она того требует, а потому, что общество для своего существования нуждается в носителе-исполнителе вышеназванных функций. Отсюда выводы: Интеллигенция – это не «прослойка» интеллектуальных рекетиров;

Интеллигенция – не пиявка, которая ищет где присосаться, лишь бы не работать; Интеллигенция – не попрошайка, люмпен-интеллектуал, также не желающий работать; Интеллигенция – не открыватели космоса и глубин микромира; Интеллигенция – не эстрадный артист, веселящий праздную публику; Интеллигенция – Творец и Хранитель святынь. Все попытки манипулировать интеллигенцией обречены на провал:

и ядиком угощали, как Сократа и Горького, и головки рубили, как Боэцию и Мору, и на кострах сжигали, как Гуса и Бруно, и в тюрьмах гноили, как Р.Бэкона, Н.Морозова, Т.Кампанеллу, и в ссылку отправляли, как Чернышевского и Герцена, Овидия и Маркса, Аристотеля и Везалия, и взятки предлагали, как Диогену Собаке и

Спинозе, и сумасшедшими объявляли, как Чаадаева. Интеллигенцию нельзя уничтожить, ибо исчезнет носитель-исполнитель социальной функции. Интеллигенцию нельзя купить – по той же причине: она утратит свою сущность, перестанет быть носителем-исполнителем социальной функции («кто платит, тот и заказывает музыку»). Всегда необходимы адекватные и корректные меры. Покупать интеллигенцию нельзя, а кормить – необходимо. Интеллигенция нуждается в том, чтобы ей не мешали работать, при соблюдении одного безоговорочного условия,

которое она должна выполнять: не верещать! Она обязана говорить правду, но не закатывать истерику. А на Власти лежит ответственность – слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных исканий интеллигенции. Чтобы накормить Интеллигента – его нужно поймать. А чтобы поймать – нужно уметь отличать от неинтеллигента, т.е. нужно знать отличительные признаки, повадки, места обитания (да простят меня интеллигенты за юмор, ведь над кем смеюсь ).

Отличить интеллигента по формальным признакам невозможно: ни род занятий (умственный труд), ни уровень образования (высшее), ни социальный статус («прослойка», простите) не гарантируют интеллигентности. Интеллигент – это носитель интеллигентности, ее раб. А интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость

Чаще всего интеллигентный человек занят интеллектуальным трудом, имеет высокий уровень образования Ой-йой-ой! К чему так нудно стал писать? Да к тому, что уже давно, и тем более сегодня это далеко не так. Вспомните презрительное БИЧ – «бывший интеллигентный человек». В бичи шли не только те, кто сломался, но очень часто те, кто нашел в себе силы и не побоялся сломать социальный шаблон и поменять «белый воротничок» на «синий», перо на мастерок ради того, чтобы сохранить

свободу и самостоятельность мысли, а как на хлеб зарабатывать – так это как придется. Сегодня отличительными признаками интеллигента являются потрепанные манжеты, стоптанная обувь, штопаный свитер и неугасающая искорка в глазах. Я так подробно описываю, будто «новые украинцы» уже с ног сбились в поисках интеллигента, дабы помочь ему выжить, а заодно и самим себе



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование методики аудиторской проверки бухгалтерского учета материалов в производстве СПК
Реферат Авторизованная программа учебных занятий для учащихся 9-х классов по предмету «информационная работа профильная ориентация». «в поисках своего профессионального призвания»
Реферат Выработка предложений по минимизации налоговой нагрузки на предприятиях малого бизнеса
Реферат Торгово-технологическая характеристика ОАО "Витебские продукты"
Реферат Процесс социализации личности
Реферат Tattoos Essay Research Paper Its impossible to
Реферат World Population Essay Research Paper During the
Реферат The Repressive Governments Of Zamiatin
Реферат Дослідженні телевізійної рекламної продукції з погляду конструювання та продукування нею гендерних стереотипів
Реферат Управление запасами
Реферат Амортизация (износ) основных средств
Реферат Расчет трехфазного силового масляного двухобмоточного трансформатора
Реферат What Came First Thought Or Language Essay
Реферат Принципы построения систем автоматического управления
Реферат Выборочный контроль при исследовании надежности