Реферат по предмету "Философия"


Шпаргалки к экзамену по логике

Б 1. Логика наука о мышлении, изучающая его как средство познания. Л. бывают символическая, математическая, трехзначная, пятизначная, многозначная, формальная. Л. есть теория рассуждений, т.е. мышление по определенным правилам, к-рые порождают новые мысли или обосновывают старые и отличает правильные рассуждения от неправильных на основании одной только их формы. Ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью к-рых человек познает окружающий

его мир. Значение Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях,

уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. 2. Закон тождества всякая мысль в процессе познания должна быть тождественна самой себе а есть а, или а а, где под а понимается любая мысль. Закон тождества может быть выражен формулой р р если р, то р, где р любое высказывание знак импликации. Нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные

мысли принимать за нетождественные. Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку подмену понятия. Употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей. Б 1. Формальное поведение ф.п. это то, что соответствует правилам, а не интересам. Виды ф.п. 1 Область права проявление ф.п соответствующего законам в действительности существует конфликт между ф.п. и неф.п 2 Нравственность сумма правил связанных не с поступками, а мотивами этих поступков

т.е. нечто внутреннее в ф.п 3 Культура, к-рая предполагает определенные нормы. 4 Технология преобразование сырья или инфы с целью получения желаемого результата. Эти виды ф.п. характеризуют цивилизованное общество. Формальное мышление ф.м. мышление по заранее фиксированным правилам. Определяет более высокий уровень права, нравственной культуры и технологии, т.к. воздействует на ф.

п. 2. Закон непротиворечия два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными по крайней мере одно из них необходимо ложно. Закон формулируется следующим образом неверно, что а и не-а не могут быть истинными две мысли противоречащие друг другу. Он выражается формулой р р неверно, что р и не-р одновременно истинны. Под р понимается любое высказывание , под р отрицание высказывания р, знак перед всей формулой отрицание

двух высказываний, соединенных знаком конъюнкции. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений. Противоречия не будет, если 1 в одном из них утверждается принадлежность предмету одного признака, а в другом отрицается принадлежность этому же предмету другого признака и 2 если речь идет о разных предметах. 3 если что-либо утверждается и то же самое отрицается относительно одного лица, но рассматриваемого в разное время. 4 если один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в разных отношениях.

Б 1. Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности, либо не соответствовать ей. Если в суждении утверждается связь, соответствующая действительности, или отрицается связь, к-рая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным. Если же в суждении утверждается связь, к-рая в действительности не имеет места, или отрицается существующая связь, то такое суждение является ложным. Существуют суждения, истинность или ложность к-рых очевидна

или может быть легко установлена, но нередко они нуждаются в обосновании. 2. Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих контрадикторных суждений два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно а есть либо ь либо не-ь. противоречащим называются суждения, в одном из к-рых что-либо утверждается или отрицается о каждом предмете некоторого множества, а в др. отрицается утверждается о некоторой части этого множества.

Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными если одно истинно, то др. ложно и наоборот. Противоречащими также являются два суждения об одном предмете, в одном из к-рых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается. Закон можно записать с помощью дизъюнкции р р, где р любое высказывание, р отрицание высказывания р. Значение закона указывает направление в отыскании истины возможно только два решения вопроса, причем одно из них при чем только одно необходимо истинно.

Б 1. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Отражая существенное, понятия не содержат богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания восприятий и представлений.

Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание. 2. Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть ь, то есть и его основание а. Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может

быть любая др уже проверенная и установленная мысль, из к-рой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если из истинности суждения а следует истинность суждения ь, то а будет основанием для ь, а ь следствием этого основания. Закон достаточного основания фиксирует внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Значение закона в юридической практике всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован в материалах

какого-либо дела, содержащих, к примеру, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех, без исключения, случаях. Б 5 1.Понятия принято делить на следующие виды 1 единичные и общие 2 собирательные и не собирательные 3 конкретные и абстрактные 4 положительные и отрицательные 5 безотносительные и относительные. 1. Единичные мыслится один элемент Москва, РФ общие мыслится множество элементов столица, федерация.

Общие делятся на регистрирующие понятия, в к-рых множество мыслимых в нем элементов поддается учету планета Солнечной системы, и нерегистрирующие понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, имеют бесконечный объем указ, следователь. 2. Собирательные понятия, в к-рых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое коллектив, полк и несобирательные понятие, в к-ром мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу звезда, командир полка.

3. Конкретные понятия, в к-рых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, и абстрактные понятие, в к-ром мыслится признак предмета или отношение между предметами. 4. Положительные понятия, содержание к-рых составляют св-ва, присущие предмету грамотный, порядок, и отрицательные понятия, в содержании к-рых указывается на отсутствие у предмета определенных св-в неграмотный, беспорядок. 5. Безотносительные понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне

их отношения к др. предметам студент, гос-во, и соотносительные понятия, содержащие признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию родители дети, сосед 2. Логический закон это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Логические законы не устанавливаются людьми они формируются независимо от воли и желания ч-ка. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность

предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредованное многовековой практикой человеческого познания. Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно ни протекало и какую бы логическую операцию не выполняло. Наряду с основными логика изучает законы двойного отрицания, контрапозиции, де Моргана и многие др к-рые также действуют в мышлении, обусловливая правильную связь мыслей в процессе рассуждения. Б 6 1. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности.

Выражая в сжатом виде знание о предмете , оно является существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Разумеется, содержащаяся в определения сжатая информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет,

отличить его от других предметов, предостерегает от смещения понятий, от путаницы в рассуждениях. Правила определений 1. Определение должно быть соразмерным объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего А Вс, или DfdDfn. Ошибка слишком широкого определения объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия А Bc ошибка слишком узкого определения определяющее понятия по своему объему уже определяемого A Bc. 2. Определение не должно заключать в себе круга.

Ошибка тавтология определяющее понятие повторяет определяемое. 3. Определение должно быть ясным. Ошибка определение неизвестного через неизвестное, или определением х через у. 4. Определение не должно быть отрицательным. 2. Гипотеза это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения св-в и причин исследуемых явлений всеобщая и необходимая для любого познавательного

процесса форма развития знаний. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным ср-вом, регулирующем логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному. Таким образом, внутренне присущее процессу познания развитие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в кач-ве необходимой и всеобщей формы такого развития.

Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Б 7 1. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, к-рая мыслится в данном понятии. Множество предметов, к-рое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, к-рый устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия гос-во путем прибавления нового признака современный, мы переходим к понятию современное гос-во, имеющему меньший объем.

2. Умозаключение У. по аналогии это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту предмету, событию, отношению или классу на основе его сходства в существенных чертах с др. уже известным единичным объектом. У. по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, к-рая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при несущественности

различий. Логический переход от известного к новому знанию если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках. Б 8 1. Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений, представляющих собой связь понятий.

Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания. Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным. Суждение это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком,

отношения между предметами или факт существования предмета суждение может быть либо истинным, либо ложным. 2. Метод сходства если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина часть причины данного явления. Метод различия если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличаются только одним обстоятельством, то последнее, вероятно, и есть причина часть причины исследуемого

явления. Метод сопутствующих изменений если какое-либо явление изменяется определенным образом всякий раз, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в причинной связи друг с другом. Метод остатков если из сложного явления аbс, вызываемого комплексом обстоятельств АВС, вычесть изученную часть, зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса АВС обстоятельств.

Б 9 1. см. тетрадь 2. Под аргументацией понимают операцию обоснования каких-либо суждений, в к-рой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и др. нелогические методы и приемы убеждающего действия. Цель достижение достоверного, объективно истинного знания для активного воздействия на окружающий мир. Обязательными субъектами аргументированного доказательства являются пропонент, оппонент и аудитория. Пропонентом S1 называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное

положение. Оппонентом S2 называют участника, выражающего несогласие с позицией пропонента. Аудитория S3 это коллективный субъект аргументированного процесса особый объект аргументированного воздействия. Структура аргументации тезис выдвинутое пропонентом суждение, к-рое он обосновывает в процессе аргументации Аргументы исходные теоретические или фактические положения, с помощью к-рых обосновывают тезис Демонстрация логическая связь между тезисом и аргументами

Б 10 1. Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний. В форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных

общих представлений о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Структура вопросов 1 правильно и неправильно поставленные вопросы Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое

знание. Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. 2 закрытые вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов и открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. 3 уточняющие вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения и восполняющие вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений 4 простые вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов и сложные вопрос,

включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными, разделительными и смешанными. 2. Прямое доказательство - задача состоит в том, чтобы подыскать такие убедительные аргументы, из которых по логическим правилам получается тезис. Косвенное доказательство - устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса.

Разделительное доказательство - применяется в тех случаях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтернатив, полностью исчерпывающих все возможные альтернативы данной области. Апагогическое косвенное доказательство от противного - Осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в математике. Б 11 1. 2.

Опровержение - логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения. Существует три способа опровержения тезиса 1 опровержение прямое и косвенное 2 критика аргументов 3 выявление несостоятельности демонстрации. 1. Существует три способа опровержения тезиса а опровержение

фактами - должны быть приведены действительные события, явления, статистические данные, результаты эксперимента, научные данные, которые противоречат тезису, то есть опровергаемому суждению б установление ложности или противоречивости следствий, вытекающих из тезиса - доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, противоречащие истине, этот прием называется сведение к абсурду в опровержение тезиса через доказательство антитезиса - по отношению к опровергаемому тезису суждению а выдвигается противоречащее

ему суждение то есть не-а и суждение не-а антитезис доказывается, если антитезис истинен, то тезис ложен, третьего не дано. 2. Критика аргументов. Подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты оппонентом в обоснование его тезиса. Доказывается ложность или несостоятельность этих аргументов. 3. Выявление несостоятельности демонстрации. Этот способ опровержения состоит в том, что показывает ошибки в форме доказательства. Б 12 1. Атрибутивным называется суждение о признаке предмета.

В нем отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Атрибутивные суждения называют также категорическими. Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит из субъекта, предиката и связки его логическая схема S Р, где S субъект суждения, Р предикат суждения, связка. Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения.

Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом. Субъект и предикат называются терминами суждения. Субъект и предикат образуют суждение посредством связки. Устанавливая принадлежность или не принадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения

в единое целое. Благодаря этой функции связка является необходимым элементом суждения. Некоторые суждения отражают принадлежность или непринадлежность предмету нескольких признаков. В этом суждении субъект имеет не один, а два или больше предикатов. 2. Правила 1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. 2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или

опровержения. 3. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными. 4. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса. 5. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. 6. Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.

Ошибки 1. Подмена тезиса - суть ее в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяют другим, и этот новый тезис начинают доказывать или опровергать. 2. Довод к человеку публике - состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис. 3. Переход в другой род. Имеются две разновидности этой ошибки а кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает б кто

слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает. В первом случае ошибка возникает тогда, когда вместо одного истинного тезиса пытаются доказать другой, более сильный тезис, и при этом второй тезис может оказаться ложным. Если из а следует б, но из б не следует а, то тезис а является более сильным, чем тезис б. 4. Ложность основания - в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают

или пытаются выдать за истинные. 5. Предвосхищение оснований - совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его. 6. Порочный круг - состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. 7. Мнимое следование - если тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называемая не следует. 8. От сказанного с условием к сказанному безусловно - аргумент,

истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Б 13 1. 1. Превращение. Преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется превращением. Превращать можно общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения. Общеутвердительное суждение А превращается в общеотрицательное

Е. Схема превращения суждения А Все S суть Р Ни одно S не есть не-Р Общеотрицательное суждение Е превращается в общеутвердительное А. Схема превращения суждения Е Ни одно S не есть Р Все S суть не-Р Частноутвердительное суждение I превращается в частно-отрицательное О. Схема превращения суждения I Некоторые S суть Р

Некоторые S не суть не-Р Частноотрицательное суждение О превращается в частно-утвердительное I. Схема превращения суждения О Некоторые S не суть Р Некоторые S суть не-Р. Таким образом, чтобы превратить суждение, нужно заменить его связку на противоположную, а предикат на понятие, противоречащее предикату исходного суждения. Суждение, полученное посредством превращения, сохраняет количество, но изменяет качество исходного

суждения. Субъект исходного суждения не изменяется. 2. Обращение. Преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат субъектом заключения, называется обращением. 3. Противопоставление предикату. Преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом субъект исходного суждения, называется противопоставлением

предикату. Значение умозаключений посредством противопоставления предикату состоит в том, что в них выясняется отношение предметов, не входящих в объм предиката, к предметам, отражнным субъектом исходного суждения. Устанавливая отношения между этими предметами, мы уточняем наши знания, высказываем нечто новое, что не было в явной форме выражено в исходном суждении. 2. Доказательство - рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения

других утверждений. Доказательство, будучи одним из центральный понятий не только логики, но и других наук в частности, юриспруденции, не имеет однозначного определения, которое можно было бы применять в любых случаях. В связи с этим в логике принято говорить не о доказуемости вообще, а о доказуемости в рамках конкретной теории или системы понятий. Задача доказательства - полностью, исчерпывающе утвердить истинность тезиса. В этом состоит отличие доказательства от других мыслительных процедур, которые в

состоянии только частично поддержать тезис, придать ему по возможность большую но не исчерпывающую убедительность. Основу доказательства составляют следующие положения 1. Тезис. 2. Аргументы. 3. Демонстрация. Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства или демонстрацией называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Существуют правила доказательного рассуждения. Нарушение этих правил ведет к ошибкам, относящимся к доказываемому тезису, аргументам или к самой форме доказательства. Опровержение - логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения.

Существует три способа опровержения тезиса 1 опровержение прямое и косвенное 2 критика аргументов 3 выявление несостоятельности демонстрации. Б 14 1. Широко распространенным видом опосредствованных умозаключений является простой категорический силлогизм, заключение в котором получается из двух категорических суждений. Простой категорический силлогизм состоит из трех категорических суждений, два из которых являются посылками, а третье заключением. Понятия, входящие в состав силлогизма, называют терминами силлогизма.

Различают меньший, больший и средний термины. Меньшим термином силлогизма называется понятие, которое в заключении является субъектом. Большим термином силлогизма называется понятие, которое в заключении является предикатом. Меньший и больший термины называются крайними и обозначаются соответственно латинскими буквами S меньший термин и Р больший термин. Каждый из крайних терминов входит не только в заключение, но и в одну из посылок. Посылка, в которую входит меньший термин, называется меньшей посылкой, посылка,

в которую входит больший термин, называется большей посылкой. Для удобства анализа силлогизма посылки принято располагать в определенной последовательности большую на первом месте, меньшую на втором. Под чертой записывают заключение. Однако в рассуждении такой порядок необязателен. Меньшая посылка может находиться на первом месте, большая на втором. Иногда посылки стоят после заключения.

Посылки различаются не их местом в силлогизме, а входящими в них терминами. Вывод в силлогизме был бы невозможен, если бы в нем не было среднего термина. Средним термином силлогизма называется понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в заключении. Средний термин обозначается латинской буквой М. Итак, простой категорический силлогизм это умозаключение об отношении двух крайних терминов на основании их отношения к среднему термину.

Правомерность вывода, т.е. логического перехода от посылок к заключению, в категорическом силлогизме основывается на положении аксиоме силлогизма все, что утверждается или отрицается относительно всех предметов некоторого класса, утверждается или отрицается относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2. Б 15 1. Условно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок условное, а другая посылка и заключение категорические суждения.

Это умозаключение имеет два правильных модуса 1 утверждающий и 2 отрицающий. 1. В утверждающем модусе посылка, выраженная категорическим суждением, утверждает истинность основания условной посылки, а заключение утверждает истинность следствия рассуждение направлено от утверждения истинности основания к утверждению истинности следствия.2. В отрицающем модусе посылка, выраженная категорическим суждением, отрицает истинность следствия условной

посылки, а заключение отрицает истинность основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствия к отрицанию истинности основания. Из четырех модусов условно-категорического умозаключения, исчерпывающих все возможные комбинации посылок, достоверные заключения дают два утверждающий modus ponens 1 и отрицающий modus tollens 2. Они выражают законы логики и называются правильными модусами условно-категорического умозаключения.

Эти модусы подчиняются правилу утверждение основания ведет к утверждению следствия и отрицание следствия к отрицанию основания. Два других модуса 3 и 4 достоверных заключений не дают. Они называются неправильными модусами и подчиняются правилу отрицание основания не ведет с необходимостью к отрицанию следствия и утверждение следствия не ведет с необходимостью к утверждению основания. 2. Софизм это преднамеренное, но тщательно замаскированное нарушение требований логики.

Очень часто софизмы ставят в неявной форме проблему доказательства. Софизмы использовались и теперь продолжают использоваться для тонкого, завуалированного обмана. В этом случае они выступают в роли особого приема интеллектуального мошенничества, попытки выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Например, 2x25. Требуется найти ошибку в следующих рассуждениях.

Имеем числовое тождество 4455. Вынесем за скобку в каждой части этого тождества общий множитель. Получим 411511. Числа в скобках равны. Поэтому 45, или 2x25. Но если записать выражение через дробь, то все встанет на свои места. Парадокс это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения, иными словами, доказывающее как это суждение, так и его отрицание.

Наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из всех логических парадоксов является парадокс Лжец. Имеются различные варианты этого парадокса, многие из которых только по видимости парадоксальны. В простейшем варианте Лжеца человек произносит всего одну фразу Я лгу. Или говорит Высказывание, которое я сейчас произношу, является ложным. Традиционная лаконичная формулировка этого парадокса гласит если лгущий говорит, что он лжет, то он

одновременно лжет и говорит правду. Б 16 1. Разделительно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая посылка и заключение категорические суждения. Простые суждения, из которых состоит разделительное дизъюнктивное суждение, называются членами дизъюнкции, или дизъюнктами. В утверждающе-отрицающем модусе меньшая посылка категорическое суждение утверждает один член дизъюнкции, заключение также категорическое суждение отрицает другой ее член.

Заключение по этому модусу всегда достоверно, если соблюдается правило большая посылка должна быть исключающе-раздели-тельным суждением, или суждением строгой дизъюнкции. Если это правило не соблюдается, достоверного заключения получить нельзя. В отрицающе-утверждающем модусе меньшая посылка отрицает один дизъюнкт, заключение утверждает другой. Заключение по этому модусу всегда достоверно, если соблюдается правило в большей посылке должны быть

перечислены все возможные суждения - дизъюнкты, иначе говоря, большая посылка должна быть полным закрытым дизъюнктивным высказыванием. Применяя неполное открытое дизъюнктивное высказывание, достоверного заключения получить нельзя. Однако это заключение может оказаться ложным, так как в большей посылке учтены не все возможные виды сделок посылка представляет собой неполное, или открытое, дизъюнктивное высказывание. Заключение будет истинным, если в условной посылке учтены все возможные случаи.

Разделительно-категорическое умозаключение находит широкое применение в судебно-следственной практике, особенно при построении и проверке следственных версий. 2. ABAvBAvvBи и л ли л и ли и и лл и и лA BA BA Я BИ Л Л ЛИ Л И ИИ Л Л И Б 17 1. Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая разделительное суждения, называется условно-разделительным, или лемматическим.

Разделительное суждение может содержать две, три и большее число альтернатив, поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы две альтернативы, трилеммы три альтернативы и т.д. Различают два вида дилемм конструктивную созидательную и деструктивную разрушительную, каждая из которых делится на простую и сложную. В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания,

заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия. В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных следствия. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий. В простой деструктивной дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает два

возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания. В сложной деструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований.

2. 1 в силлогизме должно быть только три термина. 2 средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. 3 термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении. Ошибка, связанная с нарушением правила распределенноcти крайних терминов, называется незаконным расширением меньшего или большего термина. Правила посылок 1 хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. 2 если одна из посылок отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным.

3 хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. 4 если одна из посылок частное суждение, то и заключение должно быть частным. Б 18 1. Чисто условным называется умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями. Схема чисто условного умозаключения р - q q - г р- г Вывод в чисто условном умозаключении основывается на правиле следствие следствия есть следствие основания.

Умозаключение, в котором заключение получается из двух условных посылок, относится к простым. Однако заключение может следовать из большего числа посылок, которые образуют цепь условных суждений. Такие умозаключения называются сложными. 2. Правила 1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. 2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или

опровержения. 3. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными. 4. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса. 5. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. 6. Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.

Б 19 1. Силлогизм с пропущенной посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом, или энтимемой. Энтимема в переводе с греческого буквально означает в уме Широко используются энтимемы простого категорического силлогизма, особенно выводы по первой фигуре. Например Н. совершил преступление и поэтому подлежит уголовной ответственности. Здесь пропущена большая посылка Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

Она представляет собой общеизвестное положение, формулировать которое необязательно. Полный силлогизм строится по 1-й фигуре Лицо, совершившее преступление М, подлежит уголовной ответственности р Н. s совершил преступление М Н. s подлежит уголовной ответственности р В зависимости от того, какая часть силлогизма пропущена, различают три вида энтимемы с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой и с пропущенным

заключением. Умозаключение в форме энтимемы может быть построено и по 2-й фигуре по 3-й фигуре оно строится редко. Форму энтимемы принимают также умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения. Условно-категорический силлогизм с пропущенной большей посылкой Уголовное дело не может быть возбуждено, так как событие преступления не имело места. Здесь пропущена большая посылка условное суждение

Если событие преступления не имело места, то уголовное дело не может быть возбуждено. Она содержит известное положение Уголовно-процессуального кодекса, которое подразумевается. Разделительно-категорический силлогизм с опущенной большей посылкой По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор, он должен быть обвинительным. Большая посылка разделительное суждение По данному делу может быть вынесен либо оправдательный, либо

обвинительный приговор не формулируется. Разделительно-категорический силлогизм с опущенным заключением Смерть произошла либо в результате убийства, либо в результате самоубийства, либо в результате несчастного случая, либо в силу естественных причин. Смерть произошла в результате несчастного случая. Заключение, отрицающее все другие альтернативы, обычно не формулируется. Использование сокращенных силлогизмов обусловлено тем, что пропущенная посылка или заключение либо

содержит известное положение, которое не нуждается в устном или письменном выражении, либо в контексте выраженных частей умозаключения она легко подразумевается. Именно поэтому рассуждение протекает, как правило, в форме энтимем. Но, поскольку в энтимеме выражены не все части умозаключения, скрывающуюся в ней ошибку обнаружить труднее, чем в полном умозаключении. Поэтому для проверки правильности рассуждения следует найти пропущенные

части умозаключения и восстановить энтимему в полный силлогизм. 2. Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает а определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах б умение использовать эти знания в практике мышления оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать в навыки анализа

мыслей как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка логической культуры дело долгое и трудное. Значение Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий

мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

Составлено Сердюченко С. А. Филиал КубГУ ст. Отрадной 2004



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Германия накануне Первой мировой войны
Реферат Аудит учёта материалов
Реферат Разработка программы по учету заявок клиентов туристического агентства Истлайн
Реферат Аудит учета банковских операций
Реферат Российский дипломат А.П. Бестужев-Рюмин (1693-1766)
Реферат Анализ рентабельности предприятия ОАО Горизонт 25
Реферат Race Essay Research Paper CensorshipIn many cities
Реферат Формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников
Реферат Анализ использования основных фондов предприятия 2
Реферат Анализ хозяйственной деятельности ОАО Ростелеком
Реферат Антикризисное управление 4
Реферат Карлсон Честер (Chester F. Carlson)
Реферат Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации
Реферат Рыцарство и монашество
Реферат Автор текста Д. В. Шевченко Дата создания 28. 11. 2006