Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ШОПЕНГАУЭРА КАК УЧЕНОГО 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ШОПЕНГАУЭРА 5 3. «АФОРИЗМЫ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОСТЬ 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12 Введение Артура Шопенгауэра (1788-1860) принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим
термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление. В настоящее время в период обновления всех сторон политической экономической духовной жизни особенно актуальным является пересмотр традиционной точки зрения на это направление философской науки непредвзятый анализ наследия ученого и поиск его связи
с современностью. К учению Шопенгауэра в разные периоды отношение было неоднозначным его отвергали и понимали игнорировали и восхваляли. Его основная работа - "Мир как воля и представление" уже в названии содержит ключевые слова его философии. Все остальное лишь развитие, подтверждение, обоснование так афористически оформленного главного убеждения философа. По словам Ницше -
Шопенгауэр стоит перед картиной мира, как перед целым, и толкует ее как нечто целое; тогда как многие не могут освободиться от заблуждения, будто к истолкованию жизни можно приблизиться путем тщательного исследования отдельных красок, которыми написана картина, и материала, на котором она написана Вышедшие в России два тома из запланированного четырёхтомника , подготовленные в совершенно новом переводе, снабжённые обстоятельным научным аппаратом (примечания и указатель, содержательное послесловие
И. С. Нарского и Б. В. Мееровского) дают нам возможность ознакомиться с философией Шопенгауэра задуматься над вечными истинами посмотреть на картину мира глазами ученого. 1. Становление Шопенгауэра как ученого Артур Шопенгауэр - немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Он родился в Данциге в семье банкира (отец) и литературной дамы (мать).
Его семья переехала в Гамбург в 1793 г. и его готовили, чтобы он стал коммерсантом, пойдя по стопам своего отца. Вначале действительно он занимался коммерческими делами, но после смерти отца отказался от этой работы и стал заниматься интеллектуальной деятельностью. Побывал во Франции и в Англии, после чего в Геттингене изучал естественные науки, медицину историю и философию. До 1831 года преподавал в частном порядке в университете.
В связи с эпидемией холеры перебрался во Франкфурт-на-Майне, где оставался до самой смерти. После докторской диссертации "О четверояком корне закона достаточного основания" (1813) Шопенгауэр подготовил главный труд - "Мир как воля и представление" (1818), который развил и дополнил позже в собрании сочинений новыми текстами под названием "
Парерга и паралипомена". "Две основные проблемы этики" (1839), "Фундамент морали" (1840) и др. охватывают в основном его этические взгляды. Особенностью Шопенгауэра как ученого является то что он дает пример жизненной философии может увлечь за собой. Он не боялся вступать в самое враждебное противоречие с существующими формами и порядками, когда хотел вознести к свету высший порядок и истину, которые жили в нем.
Шопенгауэр мало стесняется с ученой кастой, обособляется, достигает независимости от государства и общества вот его пример, его образец чтобы отметить здесь лишь наиболее внешнюю сторону. Шопенгауэр ценил свою философию больше, чем своих современников; и притом, к своему несчастью, он знал от Гёте, что для спасения своей философии он должен всеми средствами защищать ее против невнимания своих современников, ибо существует род инквизиционной цензуры, в которой немцы, по свидетельству
Гёте, пошли далеко; эта цензура есть ненарушимое молчание. Оно достигло уже по меньшей мере того, что значительная часть первого издания главного произведения стала макулатурой - писал Ф.Ницше . Грозящая опасность, что его великое деяние будет уничтожено просто его игнорированием, мучило Шопенгауэра который трепетал за судьбу своих ценнейших благ, его мучило беспокойство потерять свое маленькое состояние и, быть может, оказаться не в силах
удержать свое чистое, истинно античное отношение к философии. Он знал этот одинокий и свободный духом человек, что он всегда в чем-либо кажется не тем, что он суть по своим мыслям; тогда как он стремятся только к истине и честности, вокруг него завязывается сеть недоразумений; и его страстное вожделение правды не может предупредить, чтобы на его действиях не остался лежать печать ложных мнений, приспособления, полупризнаний, щадящего умалчивания, ошибочных
толкований. Такова была первая опасность, в тени которой вырастал Шопенгауэр: одиночество. Вторая же называется: отчаяние в истине. Эта опасность сопровождает каждого мыслителя, путь которого исходит от кантовской философии, если только он сильный и цельный человек в своих страданиях и желаниях, а не дребезжащая мыслительно-счетная машина. 2. Философское учение Шопенгауэра Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с
Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу
Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы . Шопенгауэр, противостоя Фихте, Шеллингу,
Гегелю, которых называл тремя надутыми пузырями, а их философские системы - философией старых баб, считал себя несомненным кантианцем. Другие позднейшие философы, однако, считали его вульгарным кантианцем, некоторые считают его скорее берклианцем: мир есть то, что я о нём себе представляю, объектами познания могут быть только представления. Шопенгауэр признаёт исходные пункты познания по Канту (априорность пространства и времени, категорий рассудка и разума), но сводит их к единой категории
- причинности (каузальности), которую считает фундаментом закона достаточного основания, формально представляемым единым, но четверояким в основании корнем: для бытия - в форме основания бытия, для эмпирических фактов - в форме основания становления, для деятельности - в форме основания деяния, для познания - в форме основания познания. Уточнив таким образом Канта, Шопенгауэр всё же считает, что всё познание замыкается в сфере представлений и никогда не проникает в сущность вещей.
Однако, по Шопенгауэру, человек обладает самосознанием тогда, когда имеет самосознание воли - начало познания собственной сущности, являющейся чем-то большим, чем представление, чем-то поистине реальным, проявляющимся объективно, телесно. Ибо тело является чем-то внешним, воля же является его своеобразной субстанцией; тело - это опредмеченная воля, а воля - это опредмеченное тело. Признав, что человеческое тело, как и любая другая вещь во
Вселенной, является материальным предметом, приходим к выводу (так примерно рассуждает Шопенгауэр), что вся Вселенная является только внешним выражением некой надмирной Воли как влечения, энергетической напряжённости, проявляющихся в природе. Поэтому мир является не только представлением, но и волей. Эта воля имеется во всём и проявляется в разных видах (силы природы), но полноты самосознания достигает
только в человеке, через человека . В мире природы воля стремится к жизни и существованию, а также к тому, что этому стремлению служит, способствует. Только человек в состоянии оторваться от того стремления, которое имеет целью какой-то прок мелочно-житейского масштаба, и заняться тем, что в вещах есть постоянного и неизменного, познавать не только единичные вещи (первоэлементы, атомы), но и их комплексные формы (идеи, образы) как волю, опредмеченную на отдельных этапах существования.
Человека отрывает от беспокойства, от волевого порыва, от энергетической напряжённости созерцательность, которая предоставляет ему завершающее успокоение только в мире метафизической идеи - идеи не-сознания. За пределами этой контемпляции действует только слепая (для нас) воля, слепая в том смысле, что умом её не постигнуть даже всей человеческой цивилизации действует волевой порыв, не знающий ни цели, ни покоя, некое иррациональное "Всё дальше! Дальше!" в котором, если бы это было возможно, лучше
было бы не быть, чем быть. Поэтому древнеиндийская концепция нирваны как конечной цели человека будет, по Шопенгауэру, самым лучшим основанием, на котором стоит опирать смысл человеческой жизни. Эти взгляды Шопенгауэра имеют интересные параллели - в физической теории энтропии. В моральном же аспекте человеку не остаётся ничего другого, как оторваться от себя самого, от своего эгоизма, и счувствоваться с другими людьми (вернее, со всем человечеством), с другой, никогда не умиротворяемой
и постоянно подстрекаемой надмирной необходимостью волей, утонуть вместе с другими в самоуничтожении своих воли и сознания, добровольно и с пониманием убить в себе желание бессмысленной, со вселенской точки зрения, жизни, не хотеть уже больше хотеть, достичь нирваны. Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам.
В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия
взаимного притяжения этих организмов. Шопенгауэр оказал влияние на Р. Вагнера. Э. Гартмана, Ф. Ницше и др. Он стал предшественником иррационализма, интуитивизма и прагматизма. Но и в настоящее время его сочинения пользуются успехом, особенно "Афоризмы житейской мудрости". 3. «Афоризмы житейской мудрости» и их влияние на современность "Афоризмы житейской мудрости" А.Шопенгауэра - одно из наиболее значительных и популярных этических
произведений в новоевропейской философии. Опирающийся на основное сочинение Шопенгауэра "Мир как воля и представление", этот трактат дает яркую и целостную картину философского восприятия жизни, с его отношением к воспитанию, долгу, судьбе. Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает, а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот,
богатым, полным интереса и величия. Обыкновенно завидуют тем, кому в жизни удавалось сталкиваться к интересными событиями; в таких случаях скорее стоит завидовать той способности к восприятию, которая придает событию тот интерес, то значение, какое он имеет на взгляд рассказчика; одно и то же происшествие, представляющееся умному человеку глубоко интересным, превратилось бы, будучи воспринято пустеньким пошляком, в скучнейшую сцену из плоской обыденщины  – эти слова сказанные
Шопенгауэром более ста лет назад не потеряли своей актуальности и сегодня. Он учит нас различать между действительными и мнимыми средствами к человеческому счастью; он показывает, что ни богатство, ни почет, ни ученость не могут вывести личность из ее глубокого недовольства ничтожеством ее бытия, что стремление к этим благам приобретает лишь смысл в соединении с высокой и озаряющей общей целью - с влечением к могуществу, способному помочь нашей
Physis и немного исправить ее неразумность и неловкость. Этого ищешь прежде всего тоже только для самого себя; через себя же, в конечном счете, для всех. Правда, это есть стремление, которое приводит к глубокому и сердечному смирению, ибо много ли может быть вообще исправлено в отдельной личности и во всей жизни! Объективная половина действительности - говорит ученый - находится в руках судьбы, и потому
изменчива; субъективное данное - это мы сами; в главных чертах оно неизменно. Вот почему жизнь каждого носит, несмотря на внешние перемены, с начала до конца один и тот же характер; ее можно сравнить с рядом вариаций на одну и ту же тему. Никто не может сбросить с себя свою индивидуальность. В какие условия ни поставить животное, оно всегда останется заключенным в том тесном круге, какой навеки
очерчен для него природой почему, например, наше стремление осчастливить любимое животное может осуществиться вследствие этих границ его существа и сознания лишь в очень узких рамках. Так же и человек: его индивидуальность заранее определяет меру возможного для него счастья Нельзя не согласиться с тем что особенно прочно духовные силы человека определяют его способность к возвышенным наслаждениям. Раз эти силы ограничены, то все внешние усилия, все, что сделают для человека
его ближние и удача, - все это не сможет возвысить человека над свойственным ему полуживотным счастьем и довольством; на его долю останутся чувственные удовольствия, тихая и уютная семейная жизнь, скверное общество и вульгарные развлечения. Даже образование может лишь очень мало содействовать расширению круга его наслаждений; ведь высшие, самые богатые по разнообразию, и наиболее привлекательные наслаждения - суть духовная, как бы мы иногда ни ошибались на этот счет; - а такие наслаждения обусловлены прежде
всего нашими духовными силами. Шопенгауэр считает, что для нашего счастья то, что мы такое наша личность - является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах; к тому же она, в противоположность благам других категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас. В этом смысле ценность ее абсолютна, тогда как ценность других благ - относительна. Отсюда следует, что человек гораздо менее подвержен внешним влияниям, чем это принято думать.
Одно лишь всемогущее время властвует и здесь: ему поддаются постепенно и физические, и духовные элементы человека; одна лишь моральная сторона характера недоступна ему. Шопенгауэр уже с ранней юности выступал против своей эпохи, и, как бы отгоняя ее от себя, очищал и оздоровлял свое существо и обретал себя снова в своем исконном здоровье и чистоте. Поэтому произведениями Шопенгауэра можно пользоваться как зеркалом времени.
Заключение Названия основного произведения Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» - отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного
эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. Во взглядах
Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма.
Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения.
Список литературы 1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М. 1991. 2. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М 1997. 3. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: "Шопенгауэр как воспитатель"/ Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. 1990. 4. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости/
Пер. с нем. – М. 2000. 5. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии / Пер. с нем М.: Наука, 1993. 6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2 М.: Наука, 1993.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Икона |
Реферат | Индийская литература |
Реферат | История возникновения паранджи |
Реферат | Искусство |
Реферат | Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура». |
Реферат | Жизнь и творчество Карла Павловича Брюллова |
Реферат | Понятие и система международно-правовых средств обеспечения международной безопасности |
Реферат | Европейские фонды, поддерживающие культуру |
Реферат | Основные принципы организации ПЭВМ |
Реферат | Иеронимус Босх |
Реферат | Неофрейдизм К.Хорни |
Реферат | Фінансовий контролінг в ТОВ "Добробут" |
Реферат | история древней греции и рима |
Реферат | Первые Рюриковичи: исторические портреты (Ольга, Святослав, Владимир) |
Реферат | Карнавал |