Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики

Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики РЕФЕРАТ Содержание I. Схоластика II Биография Фомы Аквинского III. Учение I. Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Слово «cхоластика» происходит от лат. Schola школа, или, ближе, от производного «Scholasticus»

- школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.) – представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр; 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.) представители: Альберт фон Больштедт, Фома

Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот; 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.) представители: Томмазо де Вио Гаэтанский, Франческо де Виттория. С ХII века Аристотель становится главной фигурой в философской жизни Европы. Это происходит благодаря арабскому нашествию. Через покоренную арабами-берберами Испанию в Европу стали проникать культурные достижения

Востока. До ХII века средневековым философам были известны лишь его сочинения по логике, переведенные на латынь Боэцием еще в VI веке. Вначале работы Аристотеля были переведены на арабский язык и откомментированы Авиценной (XI в.) и Аверроэсом (ХП в.), а затем вернулись в Европу, где были переведены с арабского на латынь. К ХШ веку в Европе уже появилось несколько университетских центров.

Университеты были в Болонье, Падуе, Тулузе, а также в Оксфорде и Кембридже. Около 1200 года открылся Парижский университет. Во всех этих университетах помимо теологии изучались «свободные искусства», право и медицина. Подготовка в области «свободных искусств» была условием поступления на другие факультеты. Но занятия «свободными искусствами» не всегда давали учащимся те духовные ориентиры, на которые рассчитывало

духовенство. Эта тенденция усилилась с ростом популярности работ Аристотеля, и прежде всего его естественнонаучных работ, а также «Метафизики». Ситуация усугублялась тем, что указанные работы распространялись вместе с комментариями Аверроэса, который усилил материалистические акценты в творчестве Аристотеля. В результате на популярность материалистических идей

Аристотеля католическая церковь ответила запретом на изучение его трудов в Парижском университете. Но это не было выходом из положения, а потому одновременно с запретом была создана комиссия с целью приспособления трудов Аристотеля к христианскому вероучению. Комиссия работала шесть лет, не оправдав надежд церкви. И только после того, как эту работу поручили проделать ученым из ордена доминиканцев, был получен результат.

Львиная доля этого успеха пришлась на особое дарование одного из членов ордена - Фомы Аквинского. II. Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (1225 г. замок Роккасекка, близ Аквино – 1274 г. монастырь Фоссануова, около Рима), монах, ученик знаменитого теолога, философа и естествоиспытателя

Альберта Великого. Происходил из знатного неаполитанского рода. С пяти лет он обучался в монастыре бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В 18-летнем возрасте он решил стать монахом ордена доминиканцев и настоял на своем, несмотря на протесты семьи. Будучи монахом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Париже, а затем в Кельне. Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив

степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Наиболее важными из произведений, созданных Фомой считаются его знаменитые «Суммы» - «Сумма истины католической веры против язычников» (1259—1264 гг.) и «Сумма теологии» (1265—1274 гг.), которую он так и не успел окончательно завершить.

В этих произведениях и изложены основные богословско-философские взгляды великого схоластика Запада. Фома пытался обосновать основные принципы христианства опираясь на учения Аристотеля. III. В свое время Августин заявил: «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего». Из этого следовало, что природный мир мало интересовал Августина и тех, кто шел за ним. У Фомы Аквинского иное кредо: «Размышляю о теле, чтобы размышлять о

душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Постижение Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творения. И сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника, а мощного союзника. Мир у Фомы предстает как иерархическая система, представляя собой четыре ступени.

Первая - это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень - мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. У Фомы всё сущее состоит из материи и формы. На низшей ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность вещи.

Это соответствует формальной причине (causa formalis). Сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis), которая характерна для растений. Они получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. Третий уровень - это животные, и здесь форма становится действующей причиной (causa officiens).

Поэтому для животных характерен не только рост, но и движение как перемещение в пространстве. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не в качестве организующего принципа материи, а сама по себе, то есть независимо от материи (forma separata). Здесь форма является духом, разумной душой. И в этом пункте Фома уже корректирует Аристотеля на христианский лад.

У Аристотеля чистой формой, «формой форм» является только Бог, а разумная душа человека - это внутренняя форма тела, которая вне этого тела, скорее всего, существовать не может. Фома, в отличие от Аристотеля, в вопросе о душе человека занимает более четкую и однозначную позицию. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его особой, неповторимой душой, которая не погибает со смертью тела. В этом вопросе

Фома - последовательный христианский мыслитель, а потому не допускает и ть переселения душ, и тем более переселения душ людей в тела животных. Различение ступеней природы связано у Фомы с другими понятиями, заимствованными у Аристотеля, а именно с понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально означает действенность, акт - действие. Потенция, наоборот, только возможность действия, способность к действию. как раз происходит путем превращения

возможности в действительность. Растение, например, сначала является семенем, а семя - это растение в возможности, в потенции. Затем оно переходит в актуальное состояние. Таким образом, возможность у Аристотеля совпадает с материей. Ведь именно в ней заключена потенциальная возможность превращения в любую вещь. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное начало бытия и материю

определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл «первой материей», а оформленную материю - в виде камня, железа и т. п. – «второй материей». По Аристотелю, «вторая материя» постоянно трансформируется, т.е, утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. И в результате мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве.

То, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход был найден Фомой Аквинским, и заключался он в том, что потенция из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя»

Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, то есть творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения. Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. Все они основаны на принципе постижения

Бога по его творениям. Первое доказательство состоит в том, что если в мире всё движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, то есть Бог. Второе доказательство основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог. Третье доказательство заключается в том, что если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности

и некая абсолютная необходимость, то есть Бог. Четвертое доказательство - Бог является абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы. Пятое доказательство Аквинат приводит, опираясь на аристотелевское определение целесообразности. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей».

Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе». Естественно, что подобным разумным существом может быть лишь Бог. В вопросе божественного провидения Фома также предлагает новые трактовки, отвечающие духу времени. Так, божественное провидение осуществляется не непосредственно, как это было у Августина, а посредством естественных законов. Например, такие явления, как войны, эпидемии и т. п по

мнению Фомы, зависят не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек, утверждает Фома, способен через свою деятельность повлиять на ход событий. Этот мотив выражен в учении Фомы Аквинского совершенно явно. Таким образом, католицизм в лице Фомы ответил на стремления поднимающегося «третьего сословия», которое хотело действовать, преследуя свои интересы. В вопросе о трактовки души

Фома же исходит из Аристотеля. Он различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души - питание и размножение. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные. Функциями этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.

Душа человека, согласно Фоме, есть чистая форма без материи, она духовна, бестелесна и бессмертна. Но, будучи крупнейшим систематизатором человеческих познаний, Фома дает развернутую картину познавательных способностей души. Помимо чувства и разума он выделяет у человека волю, воображение, способность суждения и память. Вслед за Аристотелем он различает активный и пассивный интеллект, а также говорит о наличии у человека

некоего «общего чувства», которое находится между разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с единичным. Высшей познавательной способностью человека у Фомы оказывается интеллектуальное созерцание, сближающее человека с ангелами. Если люди пользуются обычно чувствами, разумом и т.п то ангелы, считал Фома, не пользуются абстракциями, не рассуждают, а схватывают суть бытия в чистом акте непосредственного

созерцания. Лишь частично эта способность присутствует и у человека. Но есть такой способ познания, доказывает Фома, который недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание всего и вся, без каких-либо специальных приемов и способностей. Такое познание свойственно лишь Богу. Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии

Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов — возникновения мира «из ничего», первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках.

Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, свои коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании догматов веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без искренней веры во Всевышнего. Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской

схоластики. После смерти философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей Римско-католической Церкви. Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической Церкви, каковым является до сих пор. Аристотелевская аргументация была использована

Фомой Аквинским в обосновании христианской космологии, христианской гносеологии, христианской этики, психологии и т.д. Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал развернутую систему католического вероучения, объясняющую практически все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы, исповедующих католичество. Список используемой литературы:

1. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности : учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 2. Дзикевич, Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского / Е.А. Дзикевич. – М 1986. 3. Соколов. В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М 1979. – 623с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Comes The Blind Fury Essay Research Paper
Реферат Проект реконструкции контактной сети
Реферат Дендизм в контексте культуры литературные источники
Реферат Исследование электрической цепи переменного тока с активным и индуктивным сопротивлением
Реферат Электропривод с шаговым двигателем
Реферат Системы технологий промышленности. Строительные материалы
Реферат Cotton Gin Essay Research Paper The Cotton
Реферат Ответы на вопросы междисциплинарного экзамена на факультете "Экономика" в Уфимском государственном авиационно-техническом университете в 1998-1999гг.
Реферат Общая оценка финансового состояния предприятия
Реферат Разработка предложений по изучению лояльности потребителей к водке Белая Березка
Реферат Повесть Тургенева "Ася" и статья Н.Г. Чернышевского "Русский человек на rendez-vous"
Реферат Порядок розробки програмного модуля. Атестація програмних засобів
Реферат Сутність сучасний стан та перспективи розвитку митно-тарифних відносин
Реферат Хронология Белой Руси
Реферат Синекдоха