ВВЕДЕНИЕ Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг. Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный
характер и строго регламентированный. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики следует исходить из принципа - умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Как раз аудит позволяет контролировать операции с денежными средствами, и что особо важно, выявлять
резервы повышения эффективности работы с денежными средствами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить
выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. При кажущейся простоте учета денежных расчетов и кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами.
Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов. Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами
и последовательность их составления. Для выполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета. При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи: - Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительной проверки аудита денежных средств; - Оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью
денежных средств; - Проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству; - Описать порядок и цель формирования отчета о движении денежных средств; - Дать краткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки. Работа выполнена на основе изучения нормативных документов, статей разных авторов, опубликованных в периодических изданиях, и практического опыта проведения аудиторских проверок.
1. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ 1. Программа проведения проверки операций по счетам в банках Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. По дебету счетов 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации.
По кредиту счетов 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»). Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по счетам в банке, включает: - основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном счете в банках и бухгалтерский учет этих операций, а именно: 1. Федерации. 2.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4). - приказ об учетной политике организации; - регистры синтетического учета операций на счетах в банке: 1. Главную книгу. 2. Журнал-ордер № 2 по кредиту счета 51 «Расчетный счет». 3. Ведомость № 2 по дебету 51 «Расчетный счет». - первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке : 1. Договор на расчетно-кассовое обслуживание с банком.
2. Выписки по лицевым счетам. 3. Платежные поручения. 4. Мемориальные ордера. 5. Платежные требования-поручения. 6. Приходные кассовые ордера. 7. Расходные кассовые ордера. По приказу об учетной политике аудитор знакомится: - с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке; - документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных
с учетом денежных средств на счетах в банке; - перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке. Перед проведением проверки составляется примерный перечень процедур для определения качества внутреннего контроля в организации: Для проведения проверки расчетных и валютных счетов: 1. Получить полный список используемых расчетных и валютных счетов во всех банках;
2. Получить список размещенных депозитов с указанием сумм начисляемых процентов, сроков размещения и начисленных процентов на дату составления баланса; 3. Выверить остатки по счетам в банках на дату составления баланса и провести анализ выявленных расхождений; 4. Разослать в банки клиента письма с просьбой о подтверждении размера остатков на счетах, а также о предоставлении информации о наличии и величине выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных
процентов, обязательствах по залогам; 5. Проверить соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах (выборка); 6. Проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными [19. С.54]. 1.2.Проверка состояния учета и контроля за операциями на расчетном счете в банке Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями
о расчетных счетах в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету. Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам
Гражданского кодекса РФ. Проверка документального оформления операций по счетам в банке Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся: - выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование-
поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.; - первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций. Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую
проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций [22. С.123]. Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком. Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст.76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора.
Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей
данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры: - проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории РФ; - проверка подлинности представленных к проверке документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции; - арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов
по приходу и расходу денежных средств в регистрах по учету денежных средств в банке; - проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса [23. С.35]. Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке.
В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге.
Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации. Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет: - порядок ведения учетных регистров; - ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр; - своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка; - тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств
с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», а также сверки выписок и приложенных к ним документов. Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать
в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы. Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить: - приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция
к приходному кассовому ордеру; - тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса». Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки. 1.3. Типичные ошибки при проведении аудита денежных средств на расчетном счете
Типичными ошибками являются следующие: 1. Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка. Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации
в учреждении банка. 2. Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью. Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут быть платежные поручения, платежные требования – поручения, мемориальные ордера, квитанции на взнос наличными и другие документы. Суммы по выпискам банка должны полностью соответствовать суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах.
Если какой – либо документ отсутствует, аудитору следует в письменном виде довести это до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица. При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждении банка. Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует проверить правильность и полноту зачисления
денежных средств, сданных в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и выписки банка на соответствующую дату. 3. На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки. На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует
произвести выверку информации в учреждении банка. 4. Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов. В ходе аудиторской проверки при выполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторы устанавливают соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале – ордере и ведомости № 2 по счету 51. Особое внимание обращают на операции по счетам в банке, которые
отражаются непосредственно на счетах издержек производства и обращения, минуя счета расчетов. В соответствии с ПБУ 1/98 организации должны соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что факты хозяйственной деятельности организации должны относится к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, расходы организации должны быть начислены
в корреспонденции между счетами учета имущества или издержек производства и обращения и счетами расчетов с поставщиками[21. С.118]. Кроме того, начисление задолженности перед поставщиками является одним из основных методов внутреннего контроля. 2. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 2.1. Программа проведения проверки кассовых операций Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности: - инвентаризация
кассы и обследование условий хранения денежных средств; - проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.); - проверка правильности документального оформления операций; - проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств; - аудиторская проверка правильности списания денег; - проверка соблюдения кассовой дисциплины; - проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; - оформление
результатов проверки. При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать
такие факты: - отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы; - наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии); - отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы; - отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации; - отсутствие договора о полной материальной ответственности с
кассиром; - предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации [20. С.67]. Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки. Составляется примерный перечень вопросов для определения качества внутреннего контроля в организации: 1. Хранятся ли деньги в несгораемом сейфе?
2. Имеется ли сигнализация в помещении кассы? 3. Заключен ли договор с вневедомственной охраной? 4. Сопровождает ли охрана кассира при получении им денег в банке? 5. Имеются ли вторые ключи от сейфа у руководителя предприятия? (где и у кого хранятся дубликаты ключей) 6. Инкассируется ли данная организация? 7. Снимаются ли остатки денежных средств ежеквартально? 8. Проводятся ли внезапные проверки в кассе? 9. Присутствует ли главный бухгалтер при снятии остатков
в кассе? 10. Проверяет ли отчеты кассира главный бухгалтер? 11. Снимаются ли остатки денежных средств в кассе на конец года? 12. Регистрируются ли приходные документы в журналах? 13. Присваивает ли кассир номера приходным и расходным документам денежных средств? 14. Составляет ли кассир приходные и расходные документы денежных средств?
15. Производятся ли записи в отчете кассира: ежедневно или по мере накопления документов? 16. Кроме денежных средств в кассе хранятся ли: бланки облигаций, акций, путевок в санаторий? 17. По движению валютных средств в кассе составляются ли отдельные отчеты? 18. Вся ли сдается в банк выручка, поступившая в кассу? 19. Практикуется ли получение денег от клиента, работников за товары, услуги другими лицами (минуя
кассира)? 20. Нужны ли две подписи на документах отражающих выдачу денег из кассы? 21. Практикуется ли выдача денег из кассы за одной подписью (руководителя, главного бухгалтера)? 22. Разработана ли (по дебету, кредиту счета 50) наиболее характерная корреспонденция счетов хозяйственных операций, типичных для данного предприятия? 23. Сверяет ли бухгалтер данные ведомости по реализации материальных ценностей, работ, услуг с данными денежных средств, поступившими в кассу?
24. Датируется ли приходные, расходные, кассовые документы в журнале регистрации по дате, указанных в них? 25. Сдает ли кассир в бухгалтерию ежедневно кассовые отчеты? 26. Проверить операции по счету 57; 27. Проверить оприходование сумм (остатков) на счета в банке; 28. Проверить операции по приобретению и выдаче путевок (источник приобретения, невозмещаемая часть, полнота объема поступления в кассу средств за путевки);
29. Получить перечень денежных документов и сверить его с данными главной книги. 2.2. Аудиторская проверка кассовых операций В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и Положением Банка России от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории
Российской Федерации», утв. ЦБ РФ 19.12.97г. (с изменениями и дополнениями от 22.01.99 г 31.10.02г.) все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые
Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Движение денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:
- журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций; - Главная книга; - баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива; - Отчет о движении денежных средств (ф. № 4). В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие документы: 1. Кассовая книга; 2. Отчеты кассира; 3. Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО,
РКО); 4. Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц; 5. Выписки банка; 6. Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе; 7. Чековые книжки; 8. Хозяйственные договоры (в том числе с банками); 9. Договоры о материальной ответственности; 10. Документы по ККМ; 11. Книги кассира-операциониста; 12. Журнал (книга) регистрации
ПКО и РКО; 13. Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; 14. Журнал (книга) регистрации депонированных сумм; 15. Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; 16. Приказы руководящего органа; 17. Акты ревизии кассы, акты инвентаризации; 18. Учетная политика в части документооборота. В первую очередь, надо проверить наличие с кассиром
договора о полной материальной ответственности в соответствии с п.32 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40, в котором сказано, что после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной
ответственности[20. С.97]. Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.
На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. Исходя из этого следует проверить происходила ли замена кассира другим лицом в течение проверяемого периода и заключен ли договор с заменяющим кассира лицом договор о полной материальной ответственности.
Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Также следует установить, вся ли первичная учетная документация по учету кассовых операций составляется по унифицированным формам, утв. Постановлением Госкомстата
РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.). Инвентаризация кассы Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации.
При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.
Результаты инвентаризации оформляют актом, составленным по унифицированной форме, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки. Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить: - обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; - имеется ли для хранения денег и других
ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; - застрахована ли касса организации; - соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа). Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся
у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте; - соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам [18. С.136]. 2.3.Типичные ошибки при проведении аудита операций в кассе Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций:
1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.); 2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.); 3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов; 4. Списание сумм без оснований и по подложным документам;
5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах; 6. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета; 7. Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям; 8. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям; 9. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину;
10. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах; 11. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации); 12. Для проведения ревизии кассы не назначается приказом руководителя предприятия специальная комиссия; 13. В нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;
14. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром; 15. На предприятии в установленном порядке не ведется кассовая книга; 16. В нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассир при закрытии платежных ведомостей реестр депонированных сумм не составляет [16. С.76]. Типичные ошибки при заполнении кассовой книги: - не проставляется или неправильно указывается
корреспондирующий счет; - не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня; - ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка; - иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или раз в три-пять дней. В соответствии с п. 14 Порядка ведения кассовых операций наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др. с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная подпись руководителя предприятия, подпись на его расходных кассовых ордерах не обязательна. Под распиской, используемой для маскировки растраты денежных средств, следует понимать, как правило, расходный кассовый ордер, не подтвержденный хотя бы одной из приведенных
подписей: - получателя денег; - главного бухгалтера или уполномоченного приказом руководителя предприятия должностного лица; - руководителя предприятия или должностного лица, уполномоченного приказом руководителя предприятия. В соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.
Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров: - не указывается название организации; - не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года; - неправильно указывается или не указывается дата; - не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет; - после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено» или «оплачено»; - отсутствуют необходимые подписи и печати; - отсутствуют росписи получателей денежных
средств. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие должно вести только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки операции с денежными средствами
требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита. При изучении указанной темы мною были выполнены следующие задачи: - Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительной проверки аудита денежных средств; - Оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств; - Проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия
действующему законодательству; - Описать порядок и цель формирования отчета о движении денежных средств; - Дать краткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки. Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы
деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период. Результатом аудиторской проверки операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций денежными средствами действующим в проверяемом периоде нормативным документам РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ
на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами. В начале проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. Это можно сделать с помощью тестирования, которое даст предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявит наиболее уязвимые участки, определит особенности ведения учета в организации.
Аудиторская проверка операций с денежными средствами предприятия включает в себя следующие вопросы: - проверку соблюдения, установленного ЦБ РФ лимита остатка наличных средств в кассе и порядка ведения кассовых операций; - проверку законности и своевременности расчетов наличными и безналичными денежными средствами (в рублях и в валюте); - проверку денежных документов по существу; - проверку бухгалтерского учета денежного оборота организации; - проверку достоверности бухгалтерской отчетности в части остатков
по счетам учета денежных средств и денежных оборотов, отраженных в «Отчете о движении денежных средств» (форма №4). Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур. По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению. В качестве рекомендации в работе предложена программа организации внутреннего контроля за движением, сохранностью денежных средств.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ККМ – контрольно – кассовая машина ПБУ – положения по бухгалтерскому учету ПКО – приходной кассовый ордер РКО – расходный кассовый ордер ЦБ РФ – Центральный Банк Российской Федерации. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 1. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (с изменениями
от 23 июля 1998г 28 марта, 31 декабря 2002г 10 января, 28 мая 2003г.); 2. «Об аудиторской деятельности»: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.); 3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями
от 30 марта, 9 июля 1999 г 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г 6, 22, 28 мая 2003 г.); 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г 24 октября 1997 г 8 июля, 17 декабря 1999 г 16 апреля,
15 мая 2001 г 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г 10 января, 26 марта 2003 г.); 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; 6. Стандарты аудиторской деятельности, М, ФиС, 1998г; 7. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров
ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40); 8. Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 19 декабря 1997 г.) (с изменениями от 22 января 1999 г 31 октября 2002 г.); 9. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями
от 27 марта, 3 мая 2000 г.); 10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.); 11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н); 12. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями от 7 мая 2003 г.); 13. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (с изменениями от 7 мая 2003г.); 14. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации
(утв. приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н); УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 15. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. Учебное пособие - М: «Дело и Сервис», 2003; 16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие М: ИНФРА-М, 2002; 17. Специалисты департамента аудита консалтинговой группы «Что делать
Консалт». Методика проверки учета денежных средств // Аудиторские ведомости, 2000г №3; 18. Барсукова И.В. Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, 2001г №7; 19. Костюк Г.И. Аудиторская проверка счетов организации в банках // Бухгалтерский учет, 2000г №19; 20. Иванова Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций //
Бухгалтерский учет, 2001г №2; 21. Хорин А.Н. Отчет о движении денежных средств // Бухгалтерский учет,2002г №5; 22. Костюк Г.И. Учет денежных средств // Бухгалтерский учет, 2001г №6; 23. Порядок составления бухгалтерской отчетности за 2002 год // Главбух, 2003г №1; 24. Юцковская И.Д Наличное денежное обращение в организации // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2001 г, № 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схемы бухгалтерских проводок по счету 50 «Касса» Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит В кассу организации поступили денежные средства с расчетного счета организации 50.1 51 В кассу организации поступили денежные средства от покупателей 50.1 62 В кассу организации поступил вклад в денежной форме от учредителей 50.1 75 В кассу организации поступили средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого финансирования 50.1 86
В кассу организации поступила выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 50.1 90 При инвентаризации кассы выявлен излишек денежных средств 50.1 91 Поступили в кассу денежные средства в компенсацию ущерба от чрезвычайных ситуаций 50.1 99 Из кассы организации выданы денежные средства в операционную кассу 50.2 50.1 Из кассы организации сданы денежные средства в учреждение банка на расчетный счет 51 50.1
Из кассы организации выданы денежные средства на выдачу заработной платы 70 50.1 Из кассы выдана депонированная заработная плата 76 50.1 В кассу организации поступили почтовые марки, приобретенные подотчетным лицом 50.3 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схемы бухгалтерских проводок по счету 51 «Расчетные счета» Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит На расчетный счет поступили денежные средства из кассы
организации 51 50.1 От поставщика поступила переплата по счету 51 60 На расчетный счет поступили краткосрочные кредиты банка 51 66 На расчетный счет поступили долгосрочные кредиты банка 51 67 На расчетный счет сданы и зачислены долги от подотчетных лиц 51 71 На расчетный счет сдан ранее выданный займ работнику организации 51 73
От покупателей на расчетный счет поступили денежные средства, отражаемые на счете «Продаж» без применения счета 62 51 90 С расчетного счета перечислены организационные расходы 04 51 С расчетного счета оплачены счета поставщиков за товары, материалы 60 51 С расчетного счета списаны учреждением банка денежные средства в погашение краткосрочного кредита банка 66 51 С расчетного счета списаны учреждением банка денежные средства в погашение долгосрочного кредита банка 67 51
Поручениями с расчетного счета перечислена заработная плата для зачисления на кредитные карты или лицевые счета работникам 70 51
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |