Реферат по предмету "Математика, физика, астрономия"


Модельное мышление


Батурин Денис Сергеевич, бакалавр


БГПУ им. М.Акмуллы


Окружающий нас мир быстро меняется и не изучение его времени становится все меньше. Таким образом возникает задача: формирование нового сильного мышления, которое сможет решить эту проблему.


Начнем с того, что такое мышление. Мышление это отражение мира, определенная модель, используя которую, мы принимаем решение. Принципы построения моделей должны соответствовать принципам развития материального мира.


В этой статье мы попытаемся сформировать основные принципы.


Формирование моделей систем с учетом их системных свойств, это будет называться системное мышление. Нам нужно знать, что системы окружающие нас, отличны от тех моделей, которые мы создаем. Так как мышление берет в основу те или иные мысленные модели, мышление изначально является модельным.


Мышление можно свести к двум основным процессам - построение самой модели и формирование, преобразование.


Если взять известные термины в психологии и философии «представление» (абстрактное и образное) и «понятие» (предмет суждения) здесь мы их рассмотрим как части мысленной модели. Мышление в философии часто понимают, как способность использования готовых знаний - готовых моделей.


Нередко, когда обычное мышление не приводит к определенному результату и не позволяет достичь желаемой цели, появляется острая необходимость в новом мышлении, в творческом. В таких случаях необходимы новые решения, новые мысленные модели. Творческое мышление основано для формирования как новых для общества, так и для индивидуума моделей.


Сформулируем основные принципы для формирования нового мышления.


Модельное мышление поддается обучению, анализу и формированию. Является управляемым и осознанным процессом.


Мысленное пространство включает в себя элементы мысленной модели, саму мысленную модель о оценки. Это пространство конфликтов и взаимодействия.


Представить мышление можно следующим образом - процесс бессознательного и сознательного выстраивания и развития мысленных моделей, которые позволяют отразить объективную реальность.


К модельному мышлению ведут два пути: переход от несознательного образа к контролю этого образа и формированию модели, модели осознанной.


Мышление является инструментом развития материального и нематериального мира, а так же частью учебного процесса человека и общества в целом.


Модельное мышление - едино. Оно является единым и общим для любой деятельности человека. Разница возникает в области знаний, культуре .


Модельное мышление и его процесс тесно связан с преобразованием мысленных моделей. Это процесс заключается в преобразовании мысленных моделей во внешние. А так же, процесс замены мыслительных - математическими, аналоговыми, цифровыми и другими моделями. К примеру, возьмем задачу, в которой нужно составить расписание и превратим ее в программу компьютерную, то модель новая будет выглядеть следующим образом: при условии если данные введены точно и правильно и результаты не противоречат начальству и ее интересам, то данное расписание следует сделать, таким образом, как предлагает компьютер. Мысленные модели, так же, переносятся на материальные внешние модели в различных формах, таких как: звук и изображение, в форме речи и письма, аналоговые и цифровые модели. В подобном случае, модели материальные, становятся средой внешней или другими словами, ресурсом во внешней среде для выстраивания новых мысленных моделей. Действие перехода к внешним моделям от внутренних моделей в системах научных связан с поэтапным освобождением от субъективных составляющих. Данный процесс проходить может постепенно: освобождение от составляющих конкрутной одной или нескольких культурных групп или этноса, а так же, освобождение от личных индивидуальных составляющих модели.


Среди множества мысленных моделей и связей между ними, цели каждой модели изменяются при помощи различных приемов, таких как семантические приемы, прием фантазирования и др. Такая функция позволяет создать модели подвижность, гибкость и создание новых моделей.


Матричный мир, это есть, как ни что иное, отражением мышления. За развитие материального мира и законов, следует и развитие механизмов мышления.


Есть разница от взаимодополняющих и взаимодействующих мысленных моделей в творческом мышлении могут возникнуть модели взаимоисключающие. Такие модели описывают один и тот же процесс или объект, но некоторые компоненты данных моделей имеют характеристики противоположные. Невозможность разрешения противоречий и сформировать модель единую из-за нехватки информации, явилось причиной создания двух противоположных моделей.


Благодаря модельному мышлению можно смоделировать все, что нас окружает: объекты, которые реально существуют, явления, процессы нематериального и материального мира, процессы и объекты которых не существует, но в перспективе могут быть созданы, и даже такие явления и процессы, которые в реальном мире не возможны. Модельное мышление позволяет моделирование - образов, законов, теорий: моделирование систем от микромира до размеров Вселенной. И это далеко не все. Каждая созданная такая модель, может стать элементом новой модели.


Все мысленные модели состоят из определенных элементов, частей и связей между ними. У каждой мысленной модели есть ряд целей и задач. Элемент, входящий в мысленную модель, может быть представлен в виде: прошлое, настоящее, будущее; подсистема элемента, элемент. Мысленные модели, в отличии от реальных моделей, может состоять из составляющих различного характера, таких как: свойства, назначение и цель, звуковые, зрительные, тактильные образы, ассоциации и чувства, зависимости от внешних воздействий и времени, символы и слова.


Что такое эффективное мышление? Это такое мышление, котоое позволит быстро, с наименьшими затратами, адекватно выстраивать мысленные модели нематериального и материального, внутреннего и внешнего мира человека. Такое мышление должно обеспечить человеку достижение поставленных целей, в которые так же входит, познание окружающего мира.


Абсолютно любая мысленная модель и ее компоненты, такие как: цели, элементы и связи между этими элементами могут принять различные оценки человеком, отрицательно, положительно или нейтрально.


Основной задачей, которая стоит перед мысленной моделью - помочь отразить внешний мир наиболее полно и адекватно.


Список литературы


1. Рубин М.С. О теории развития материальных систем (ТРМС), тезисы докладов научно-практический конференции МА ТРИЗ «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ», Петрозаводск, 2003 г., ETRIA WORLD CONFERENCE “TRIZ FUTURE 2002”, Strasbourg, 2002.


2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, изд. «Скандинавия», г. Петрозаводск, 2003 г.


3. Рубин М.С. «Наука развивающегося мира», тезисы докладов научно-практической конференции МА ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001 г.


4. Рубин М.С. Методы прогнозирования на основе ТРИЗ, «Вестник Академии прогнозирования» № 1, изд. «Нектар науки», Москва, 1999.


5. Мурашковский Ю.С. «Стадии развития научных представлений», тезисы докладов научно-практической конференции МА ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001 г.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.all-fizika.com/


Дата добавления: 21.05.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Апарат мереж Петрі та його використання під час моделювання інтелектуальніх мереж (ІМ)
Реферат 24 мая 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова
Реферат Основные принципы воздействия музыки на человека
Реферат Проблема взаимодействия личности и общества в теории З.Фрейда
Реферат Роль бюджету в економічному і соціальному розвитку держави
Реферат Русские люди в рассказах В М Шукшина
Реферат 2 Технічна термодинаміка вивчає теоретичні основи перетворен-ня теплової енергії в механічну
Реферат 1. xsd-cхема таможенного документа «Декларация таможенной стоимости формы дтс-2» представлена в таблице 1
Реферат Виникнення і первісний розвиток фізичної культури і спорту
Реферат Проблеми адекватного перекладу українською та російською мовами неологізмів
Реферат Основи шрифтознавства
Реферат Стимулирование сбыта в торговой сети Мария-Ра в условиях экономического кризиса
Реферат Трансформация фразеологизмов в англоязычной прессе и их перевод на русский язык
Реферат Правовые нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных экологических ситуациях
Реферат О чем говорит 'имя' зарубежной компании