Н.В. Русакова, И.И. Березин И.Г. Кретова, Е.А. Косцова, С.Е. Чигарина, А.И. Манюхин
Проведено изучение антропометрических параметров 4627 детей и подростков г. Самары в возрасте от 7 до 17 лет в период с 1978 по 2008 гг. Результаты исследования выявили ухудшение физического развития современных детей, что выражается в снижении длины и массы тела, особенно юношей. Достоверно увеличилась доля школьников с дисгармоничными параметрами физического развития. При детальной статистической обработке достоверных отличий в наиболее значимых показателях физического развития школьников г. Самары за 30-летний период выявлено не было.
Ключевые слова: показатели физического развития, длина, масса тела, дети и подростки.
Введение
Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. Доля здоровых детей по разным регионам России в последние годы колеблется от 4 до 20 % [1-6]. Наиболее значительный рост частоты нарушений здоровья и развития среди подрастающего поколения происходит в школьном возрасте [7-9].
Важнейшим инструментом первичного контроля за состоянием здоровья детей и подростков является индивидуальная и коллективная оценка роста и развития подрастающего поколения. Простота и доступность методов изучения, значительная информативность получаемых данных придают показателям физического развития наряду с показателями заболеваемости и демографическими показателями значение объективного критерия санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях совершенствования работы по укреплению здоровья и улучшению физического развития детского населения Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916 утверждено ’’Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”. Необходимость проведения мониторинга физического развития детей и подростков обусловлена, с одной стороны, ухудшением физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья учащихся при воспитании и обучении в современных образовательных учреждениях, характеризующихся интенсификацией образовательного процесса, многообразием форм обучения и видов учебных нагрузок, и различиями в темпах физического развития и биологического созревания современных детей, с другой [10].
В связи с этим целью нашего исследования было проведение сравнительного анализа физического развития детей и подростков, обучающихся в средних образовательных учреждениях г. Самары в период с 1978 по 2008 гг.
Материалы и методы исследования
Нами проведено изучение антропометрических параметров 4627 детей и подростков г. Самары в возрасте от 7 до 17 лет в период с 1978 по 2008 гг. Распределение детей по возрасту и полу представлено в табл. 1.
Показатели физического развития оценивали непараметрическим цен- тильным методом. Определяли длину, массу тела детей и подростков. Оценивали индекс массы тела.
Статистическая обработка полученных данных производилась с применением пакетов программ Statistica 6.0 и SigmaStat 3.0. Использовались методы вариационной статистики с расчетом средних значений, среднего квадратического отклонения. Достоверность различий количественных переменных анализировали с помощью критерия Стьюдента. Результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0, 05.
Таблица 1
Распределение обследуемых детей и подростков по возрасту и полу
Возраст, лет |
Мальчики |
Девочки |
||
1978 |
2008 |
1978 |
2008 |
|
7 |
111 |
190 |
100 |
243 |
8 |
104 |
119 |
113 |
220 |
9 |
123 |
66 |
140 |
47 |
10 |
103 |
138 |
105 |
180 |
11 |
102 |
54 |
102 |
56 |
12 |
128 |
56 |
100 |
47 |
13 |
102 |
62 |
105 |
49 |
14 |
119 |
38 |
101 |
40 |
15 |
117 |
141 |
119 |
182 |
16 |
115 |
75 |
114 |
100 |
17 |
115 |
28 |
126 |
32 |
Всего |
1239 |
967 |
1225 |
1196 |
Результаты и их обсуждение
Изучение длины тела школьников показало, что в 1978 г. в 7-8-летнем возрасте длина тела девочек была почти равной длине тела мальчиков (табл. 2). В возрасте от 9 до 12 лет длина тела девочек была выше, чем у мальчиков.
Начиная с 13-летнего возраста длина тела мальчиков начинает опережать длину тела девочек, достигая в среднем 175, 02 ± 6, 31 см в 17 лет. У девочек длина тела составляла в среднем 162, 93 ± 5, 21, что почти на 13 см меньше.
У современных школьников отмечается несколько иная картина. В 7-8 лет длина тела мальчиков и девочек так же, как и ранее, практически одинакова. Однако в возрасте 9-10 лет длина тела мальчиков начинает опережать длину тела девочек. Начиная с 11-летнего возраста до 14 лет рост девочек несколько выше, чем у мальчиков. С 15 лет длина тела юношей вновь опережает данный показатель девушек. Однако разница в длине тела у девушек и юношей составляет всего от 3 до 10 см.
При исследовании другого антропометрического параметра физического развития - массы тела - выявлено (табл. 3), что в 1978 г. масса тела мальчиков, за исключением возраста в 12-14 лет, была больше, чем масса тела девочек, достигая к 17 годам в среднем 65, 02±7,17 кг и 54, 58±5, 69 кг соответственно, т. е. разница в массе тела составляет почти 10,5 кг. Современные мальчики и юноши во все возрастные периоды (кроме 14-летнего
Таблица 2
Возраст, лет |
Мальчики |
Девочки |
||
1978 M± a (min - max) |
2008 M± a (min - max) |
1978 M± a (min - max) |
2008 M± a (min - max) |
|
7 |
125, 51 ± 4, 39 (115,5-136) |
123, 63 ± 4, 94 (110-142) |
125,12 ± 4, 98 (111,5-138) |
123, 27 ± 4, 66 (108-137) |
8 |
128, 87 ± 5, 46 (117,5-143) |
128, 67 ± 5, 46 (105-144) |
127, 07 ± 4, 72 (115,5-140) |
128, 40 ± 4, 44 (114,5-150) |
9 |
131, 93 ± 6, 23 (118-151) |
132, 92 ± 8, 05 (114-150) |
132, 06 ± 5, 08 (121-148) |
130, 40 ± 8, 64 (114-148) |
10 |
138, 42 ± 5, 65 (125,5-153) |
140, 50 ± 9, 42 (116-162,7) |
137, 43 ± 5, 62 (124-150) |
139, 23 ± 7, 98 (112-156) |
11 |
144, 64 ± 6, 45 (128-163) |
150, 91 ± 9, 32 (122,5-169,5) |
145,13 ± 8, 57 (128-169,5) |
151, 44 ± 8, 31 (126-164,6) |
12 |
148, 51 ± 6, 75 (132,5-169) |
149, 31 ± 8, 22 (122,5-166,5) |
150, 22 ± 7, 46 (122,5-165) |
150, 55 ± 7,16 (124-165) |
13 |
154, 0 ± 8, 47 (136,5-175) |
150,10 ± 9,13 (125-172) |
157, 05 ± 5, 64 (129,5-165,4) |
152,18 ± 7, 56 (133-167) |
14 |
161, 34 ± 8, 99 (141,5-181) |
152,18 ± 11, 07 (132-182) |
162,14 ± 5, 58 (147,5-173) |
154,15 ± 4, 81 (132-176) |
15 |
169, 22 ± 6, 52 (153,5-184) |
169, 73 ± 11, 34 (117-183) |
162, 28 ± 5, 49 (148-176) |
159, 95 ± 8, 41 (130-185) |
16 |
174, 97 ± 6, 04 (159-191) |
167, 74 ± 11,11 (140-193) |
162, 90 ± 4, 98 (148-177) |
164, 74 ± 6, 66 (138-178) |
17 |
175, 02 ± 6, 31 (161-191) |
167, 97 ± 15, 29 (143-194) |
162, 93 ± 5, 21 (149-177) |
164,10 ± 7, 78 (153-173,5) |
Длина тела школьников г. Самары в динамике 30-летнего наблюдения (см)
возраста) имеют большую массу тела, чем девочки и девушки. Однако разница в среднем составляет всего от 0,5 до 2 кг.
Таким образом, можно предположить, что в настоящее время отмечается тенденция к гендерному выравниванию антропометрических параметров.
При сравнительном анализе длины тела в динамике 30-летнего наблюдения выявлена тенденция отставания в физическом развитии современных мальчиков и юношей от своих сверстников конца 70-х годов ХХ века практически во все возрастные периоды.
Так, в семилетнем возрасте при поступлении в школу разница была равна в среднем 1,88 см, в 16-17 лет - уже 7,0-7,2 см. Исключение составляет возраст в 10-11 лет: длина тела современных мальчиков несколько выше, чем у их ровесников 1978 г. Скачок роста у детей конца 70-х гг. наблюдался в возрасте 9-11 лет, когда длина тела возрастала в среднем на 6-7 см в год, и начиная с 13-летнего возраста.
Масса тела школьников г. Самары в динамике 30-летнего наблюдения (кг)
Для современных школьников скачок роста характерен в возрасте 9-11 лет и в период с 14 до 15 лет. В дальнейшем темпы прироста длины тела значительно снижаются.
Таблица 3
Возраст, лет |
Мальчики |
Девочки |
||
1978 M± a (min - max) |
2008 M± a (min - max) |
1978 M± a (min - max) |
2008 M± a (min - max) |
|
7 |
25, 49 ± 3, 03 (17,5-33) |
23, 69 ± 3,14 (16-58) |
24, 26 ± 3, 36 (15,7-35) |
23,14 ± 3, 22 (16,5-35) |
8 |
26,17 ± 3, 82 (19,6-36,3) |
27,13 ± 4, 04 (19-40) |
25, 98 ± 4, 68 (17,5-38,5) |
25, 98 ± 4, 41 (16-44) |
9 |
28,14 ± 3, 63 (19,9-37,6) |
29, 95 ± 8,16 (18-54) |
27, 74 ± 3, 59 (21-41,4) |
28, 47 ± 7, 60 (18-46) |
10 |
32, 01 ± 4, 34 (20,8-41,6) |
34, 52 ± 7, 40 (19-58) |
31, 26 ± 4, 83 (21,7-42,5) |
33,14 ± 6, 02 (20-48) |
11 |
36,19 ± 5, 93 (23,5-51,8) |
39, 53 ± 10,19 (27-86) |
35, 38 ± 8, 33 (22-57,4) |
38, 79 ± 8, 58 (22-58) |
12 |
38, 09 ± 5, 93 (25,6-54,5) |
39, 04 ± 10, 39 (26-86) |
40, 88 ± 7, 41 (24,4-58,4) |
39,14 ± 9, 42 (24-67) |
13 |
42, 42 ± 7, 66 (28-58,8) |
40,10 ± 10, 05 (24-80) |
46, 35 ± 7, 38 (31,7-65,2) |
39, 31 ± 7, 95 (26-60) |
14 |
48, 47 ± 8,11 (28,5-64,7) |
41, 72 ± 11, 08 (24-90) |
49, 36 ± 6, 44 (37,5-65,2) |
44, 27 ± 4, 71 (27-70) |
15 |
56, 95 ± 7,19 (35,7-75,2) |
50, 23 ± 10, 66 (25-89) |
53, 57 ± 6, 44 (37,9-70,3) |
48, 38 ± 9, 39 (26-95) |
16 |
63, 94 ± 6, 76 (47,5-79,5) |
56, 68 ± 10, 80 (30-97) |
54, 48 ± 5, 82 (45-71) |
54, 01 ± 8, 58 (31-84) |
17 |
65, 02 ± 7,17 (48-81) |
54, 79 ± 12, 07 (36-76) |
54, 58 ± 5, 69 (43,4-71,4) |
54, 26 ± 8, 74 (42-75,5) |
Что касается современных девочек, то при поступлении в школу их длина тела в среднем меньше на 1,85 см, чем у их сверстниц 1978 г. Скачок роста у них отмечался в период с 9 до 11 лет, в дальнейшем длина тела увеличивается линейно, и в возрасте 16-17 лет они становятся выше девушек конца 70-х гг. в среднем на 1,5 см.
Следует отметить, что у детей начала XXI века отмечается больший разброс значений длины тела по сравнению с детьми, изученными в 1978 г.
Это характерно практически для всех возрастных периодов. В результате увеличивается процент школьников, имеющих рост низкий и очень низкий, а также высокий и очень высокий.
Изучение динамики показателей массы тела показало, что современные первоклассники имеют массу тела меньшую, чем их сверстники 1978 года. Так, если в 1978 г. величина данного показателя составляла в среднем у мальчиков 25, 49±3, 03 кг, у девочек 24, 26±3, 36 кг, то в начале XXI века - 23, 69 ± 3,14 кг (-7,1 %) и 23,14 ± 3, 22 кг (-4,6 %) соответственно.
В дальнейшем в возрасте от 8 до 12 лет масса тела современных мальчиков в среднем превышает значения данного показателя мальчиков конца 70-х годов. Начиная с 13-летнего возраста средняя масса тела мальчиков 1978 года выше значений данного показателя их современных сверстников на 6,5-10,5 кг.
Масса первоклассниц начала XXI века в среднем на 1 кг меньше, чем в 1978 г., и составляет 23,14 ± 3,22 кг и 24,26 ± 3,36 кг соответственно. В препубертатный период она несколько выше (0,7-3,4 кг). Начиная с 12-летнего возраста современные школьницы имеют более низкую массу тела. Однако средние значения перед окончанием школы у десятиклассниц практически не отличаются друг от друга.
Таким образом, в последнее десятилетие отмечена тенденция к снижению массы тела у мальчиков и у девочек преимущественно в пубертатном периоде.
Детальная характеристика ростовых процессов, полученная на основе анализа центильного распределения антропометрических показателей длины, массы, индекса массы тела по результатам скрининговой оценки двух наблюдений (1978 и 2008 гг.), показала расслоение школьников по крайним вариантам оценок длины и массы тела с ростом дисгармонии развития.
Заключение
Результаты проведенного исследования выявили неоднозначные изменения длины и массы тела за 30-летний период. Отмечается ухудшение физического развития современных детей. Это выражается в снижении длины и массы тела, особенно юношей. Достоверно увеличилась доля школьников с повышенными, высокими и очень высокими показателями длины и массы тела, а также с низкими и очень низкими значениями длины и массы тела. Средний уровень физического развития в настоящее время наблюдается у 55,2 % современных мальчиков и юношей и 43,2 % девочек и девушек. При детальной статистической обработке достоверных отличий в наиболее значимых показателях физического развития школьников г. Самары за 30-летний период нами выявлено не было.
Список литературы
Изучение качества жизни детей - важнейшая задача современной педиатрии / А.А. Баранов [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2005. № 5. С. 30-33.
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004). М.: Издат. дом ’’Династия”, 2006. 312 с.
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей). М.: Издат. дом ’Династия”, 2004. 168 с.
Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) М., 2000. 709 с.
Оценка физического развития детей и подростков / Е.С. Богомолова [и др.]. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2006. 260 с.
Камаев И.А., Поздеева Т.В., Дмитроченков А.В., Ананьин С.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 312 с.
Клещина Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления // Российский педиатрический журнал. 2009. № 3. С. 48-51.
Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы ”Здоровье - среда обитания”. М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2003. 316 с.
Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) // Российский педиатрический журнал. 2007. № 1. С. 53-56.
Десять лет наблюдения за здоровьем школьников, обучающихся по разным программам / Е.А. Теппер [и др.] // Педиатрия. 2006. № 4. С. 102-104.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.ssu.samara.ru/
Поступилавредакцию26/1/2010;
Дата добавления: 29.06.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | My Fair Lady Essay Research Paper In |
Реферат | List For Lust Essay Research Paper |
Реферат | Любовь и химия |
Реферат | Why Did England Became The |
Реферат | 2. Мимикрия и легендарная психастения 83 III |
Реферат | Monroe Doctrine Essay Research Paper The Monroe |
Реферат | Агропочвоведение |
Реферат | Poetry Of Perversion Essay Research Paper Poetry |
Реферат | Monroe Doctrine Essay Research Paper Faith And |
Реферат | Нечетко-логические модели и алгоритмы |
Реферат | Emily Dickinson 2 |
Реферат | Диалогическое слово |
Реферат | Исследование систем управления 11 |
Реферат | Comparing Dulce Et Decorum Est The Charge |
Реферат | Oskar Schindler |