О.В. Лазарева
На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывное образование. Одним из направлений непрерывного образования взрослых является педагогическое образование родителей. Появление понятия «педагогическое образование родителей» относится к концу XIX в., когда в Америке возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Но история образования родителей США начинается задолго до этого времени.
В США образование взрослых вышло на первый план еще в 60-70-х гг. Это было связано в первую очередь с расширением масштабов научно-технической революции, с развитием экономики, возникновением новых технологий, а также с таким социальным явлением, как массовая безработица. Как реакция на эти события начинается стремительное развитие законодательной базы образования взрослых. Были приняты соответствующие международные документы, федеральные законы и локальные акты, определившие пути развития, источники финансирования и поддержки данного направления.
Впервые идея непрерывного образования взрослых была представлена в 1965 г. на конференции ЮНЕСКО П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по этому вопросу.
Вначале образование взрослых задумывалось как вариант индивидуального выбора, дающий возможность социального «наверстывания» или профессиональной переподготовки. Но затем идея обучения на протяжении всей жизни стала вписываться в более широкое представление об образовательном процессе. Учиться на протяжении всей жизни - этот подход должен обрести смысл на трех уровнях: личное и культурное развитие - составляющее смысл существования каждого человека; социальное развитие - связанное с местом, занимаемым человеком в обществе, с его гражданской позицией, с участием в политической жизни и в жизни общества; профессиональное развитие - обеспечивающее надежную и качественную работу, связанное с производством, с получением профессионального удовлетворения, с материальным благосостоянием.
В дальнейшем эта идея была отражена в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах. В данном документе особое внимание уделяется проблемам семьи. Именно семье должны предоставляться охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (статья 10,
Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах, Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [3].
Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Изучение родителями самих себя и своего влияния на происходящее будет способствовать благополучию семейной жизни, установлению мирных и добросердечных отношений с детьми.
Вопросы образования взрослых нашли свое отражение и в Рекомендации ООН «О развитии образования взрослых», принятой в 1976 г. Представленный документ определяет содержание образования взрослых, где затрагивается вопрос развития самосознания взрослых, понимания проблем, связанных с гигиеной, здравоохранением, домашним хозяйством и воспитанием детей, развитием их самостоятельности, расширением участия в коллективной жизни (III. 16)
[4].
Проведенный нами анализ международных документов показал, что в 1960-1970-е г. наблюдается заметный прогресс в области образования взрослых, социальной поддержки семей с детьми, охраны материнства и детства.
С середины 1970-х гг. идея образования родителей находит поддержку во многих странах мира, в том числе и в США. Так, в 1970-е гг. федеральным правительством Америки были созданы Комитет по образованию (The Office of Education), Комитетпоразвитиюдетей(The Office of Child Development) иНациональныйинститутпсихическогоздоровья(The National Institute of Mental Health). Одной из основных задач вновь созданных подразделений являлась разработка программ по педагогическому образованию родителей. Именно в это время в США закладываются основные принципы реформ в сфере образования.
В отношении образования родителей в США можно сказать, что сама система, ее финансирование и управление являются децентрализованными. В США нет единой национальной системы образования родителей. Этот факт подтверждает отсутствие единых законов и программ по образованию родителей. Однако в законодательной базе образование не остается без внимания и требует особого внимания.
Законодательной основой в области образования служат Конституция США и соответствующие акты конгресса, а также конституции штатов и издаваемые законодательными собраниями штатов законы-статуты, где прописываются права ребенка и роль родителей как воспитателей своих детей.
Принятая в 1787 г. Конституция США не содержала никаких положений о социальных правах граждан и организации социальной деятельности федерального правительства, к которой относится и образование. В 1791 г. была принята 10-я поправка к Конституции, которая трактуется как дающее право каждому штату на законодательную деятельность в социальной сфере.
Исходя из этого, каждый штат имеет право принимать законодательные акты в области образования детей и образования взрослых, в том числе создавать и развивать свою систему образования, наиболее подходящую для конкретных местных условий и отвечающую интересам и потребностям жителей штата, при соблюдении конституционных гарантий, прав и привилегий граждан США.
Так, например, ст. 9 Конституции штата Миссури содержит десять секций и пять подсекций, в которых указываются обязанности штата по обеспечению населения бесплатными школами для детей и взрослых, процедура создания и состав совета по образованию штата и совета кураторов университета штата (Section 1(b). Specific schools - adult education) [5].
Кроме федеральной конституции и конституций штатов вопросы образования взрослых регулируются многочисленными специальными федеральными законами, принимаемыми по различным вопросам Конгрессом США. Эти акты Конгресса собраны в «Своде законов Соединенных Штатов» в разделе 34, посвященном образованию [6].
Примером подобного закона может служить Закон 104-193 США «Акт о согласовании личной ответственности и дееспособности» 1996 г.
Статья 101. Конгресс устанавливает:
Содействие ответственному отцовству и материнству - основа успешного воспитания и благосостояния детей.
Статья 103. Цель этой части состоит в том, чтобы увеличить гибкость политики штатов в реализации программы, предназначенной для:
обеспечения помощи нуждающимся семьям так, чтобы о детях могли заботиться в их собственных домах или в домах родственников;
поощрения создания и поддержки семей с двумя родителями.
Статья 602. Титул VI. Охрана детства.
содействие каждому штату в реализации максимальной гибкости и развития программ охраны детства и осуществлении политики, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям детей и родителей в пределах этого штата;
содействие продвижению родительского выбора, чтобы побудить работающих родителей принять собственные решения относительно охраны детства исходя из приоритетов, наилучшим образом отражающих потребности их семейства;
поощрение штатов в обеспечении образовательной информацией потребителя, чтобы помочь родителям сделать информированный выбор по вопросу об охране детства [2].
Основной массив законодательства Соединенных Штатов об образовании родителей представлен в виде федеральных программ мероприятий, которые могут проводиться различными органами всех уровней власти.
Нам представлялось интересным изучить нормативно-правовые акты Президента США по вопросам образования родителей. Анализ показал, что, несмотря на предпринимаемые усилия и огромные финансовые вливания в сферу образования, положение дел в системе образования США не улучшалось и вызывало серьезную озабоченность всех президентов страны, особенно Дж. Буша - старшего, Б. Клинтона, Дж. Буша - младшего и Барака Обамы.
Президент Дж. Буш - старший в своем первом послании Конгрессу США после вступления в должность (февраль 1989 г.) убеждал законодателей, что из всех программ, представленных им в послании, наиболее важное значение имеет программа дальнейшего улучшения образования. Его программа «Америка 2000: стратегия образования», разработанная совместно с губернаторами всех 50 штатов, определяла стратегические цели образования до 2000 г., приоритеты, пути и средства их достижения. В 90-х гг. по инициативе Президента Д. Буша - старшего в каждом американском штате были созданы специальные программы по работе с родителями.
Краеугольным камнем и центральным звеном внутренней политики президента Б. Клинтона также было образование. Пакет законодательных актов «Цели 2000: Акт об образовании в Америке (Goals 2000: Education American Act) был принят в 1994 г. (Public Law 103-227) и определяет цели образования, которые должны были быть достигнуты к 2000 г. В Акте большое внимание уделяется образованию взрослых и подчеркивается, что каждый взрослый американец должен быть грамотен и приобрести знания и умения для конкурентоспособности в мировой экономике и ответственного выполнения своих гражданских обязанностей.
Поддержка семьи являлась приоритетным направлением социальной политики Б. Клинтона. Широкий комплекс прямых и косвенных мер, прежде всего, был направлен на помощь семье в выполнении ее главной функции - воспитании физически и нравственно здорового и образованного поколения. Родители получают возможность реализовать себя в семье, сделать жизнь всех ее членов более гармоничной, нейтрализовать негативные тенденции, ведущие к неустойчивости и неполноценности семей.
В США с 1994 г. стал отмечаться праздник - День Родителей. Билл Клинтон подписал Резолюцию от Конгрессаи принял Закон по признанию, возвеличиванию и поддержке роли родителей в воспитании детей». Законопроект был представлен Сенатором от Республиканской партииТрентом Лоттом [8].
Наиболее заметным за последние годы изменением федерального законодательства в области образования можно считать Закон 2001 г. «No Child Left Behind Act of 2001», принятый по инициативе Дж. Буша-младшего, который буквально называется «Ни один ребенок не останется в стороне» (Закон о школьной реформе 2001 г.).
Избрание Барака Обамы является вехой в истории эффективного родительства. Говоря о будущем Америки, он четко дал понять, что жизнь страны целиком и полностью зависит от компетенции родителей и их вклада в воспитание подрастающего поколения. В своих выступлениях, которые вдохновили многих взрослых, он призвал родителей выполнять свои обязанности, проявлять себя лидерами в семье. Основная роль родителей - правильно воспитать своих детей. Барак Обама особое внимание уделяет важности эффективного и ответственного воспитания детей и будущему страны. «Образование - вот путь к лучшему будущему», заявил Обама.
Сегодня необходим новый подход в работе с семьей, который бы переводил ее в более активную и ответственную позицию, и в то же время не оставлял без внимания те проблемы, которые не могут быть решены без участия общества и государства. Необходимо содействовать укреплению семьи посредством формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
Воспитание детей и образование родителей играют центральную роль в развитии государства в целом. Каждый ребенок в Америке должен воспитываться гуманно. Для этого родители должны обучаться эффективным методам воспитания и повышать свое образование. Помогая родителям, государство помогает каждому ребенку стать личностью.
Характеризуя в целом законодательную базу образования родителей в США, можно отметить последовательное претворение в жизнь тезиса о том, что образование родителей является ключом будущего процветания.
Список литературы
Жариков, Л. И. Управление формированием ценностного отношения к непрерывному образованию студентов и специалистов в условиях региона [Текст] / Л. И. Жариков // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4(16). - С. 106-109.
Понкин, И. В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних [Текст] / И. В. Понкин. - М. : Общественный совет Центрального федерального округа, 2008. - 222 с.
Документы международного права по вопросам образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lexed.ru/mpravo/razdel1/index.html
Рекомендация ООН «О развитии образования взрослых» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lexed.ru/doc.php?id=3810#
The Constitution of Missouri. Конституция штата Миссури [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sos.mo.gov/pubs/missouri_constitution.pdf
U.S.Laws. Code of Federal Regulations. Wash., Govern. Print. Office. Свод законов США [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://uscode.house.gov
Закон по признанию, возвеличиванию и поддержке роли родителей в воспитании детей [Электронный ресурс].-Режимдоступа:
http ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1 %8 2%D1%82,_%D0%A
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org
Дата добавления: 29.06.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |